Защита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.
Права детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
В публикации содержатся основополагающие привилегии детей, которые остались без опеки и попечительства родителей, и меры их государственной поддержки.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей — одна из главных задач по поддержке населения страны. Именно поэтому законы в этой области постоянно совершенствуется.
К данной группе лиц можно отнести тех людей, у которых родители погибли либо были лишены родительских прав.
Комментарий к ст. 121 СК РФ
1. Несовершеннолетние дети могут лишиться родительского попечения в силу различных причин. Примерный перечень этих причин дан в комментируемой статье.
Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от воспитания детей и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.
Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства, функции которых весьма разнообразны. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования. Порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей, установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в качестве которого выступает Министерство образования и науки РФ (см. комментарий к ст. 122).
Органы опеки и попечительства также осуществляют подбор, учет и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.
Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, установлен Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 N 101 (ред. от 17.03.2016) “Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей”.
Следует отметить, что и деятельность самих органов опеки и попечительства также подвергается контролю.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.07.2013 N 594 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки” (в ред. от 28.03.2015) осуществление контроля за деятельностью органов опеки и попечительства – полномочие возложено на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
В свою очередь утверждение требований к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства возложено на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, во исполнение полномочия утвержден профессиональный стандарт “Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних” Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 680н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних”.
Деятельность каких-либо иных юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, комментируемая статья запрещает. В этой связи следует отдельно упомянуть ст. 126.1 СК РФ (см. комментарий к ней), установившую запрет на осуществление посреднической деятельности при усыновлении.
2. Органами опеки и попечительства могут быть как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органы местного самоуправления муниципальных образований. В последнем случае законом субъекта Российской Федерации они должны быть наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Так, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с данным Законом, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, см. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.
Указанный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 4 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Так, Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 была утверждена федеральная целевая программа “Дети России” на 2007 – 2010 годы.
При этом следует учитывать, что отечественный и зарубежный опыт показывает, что нахождение в интернатном учреждении с большей степенью вероятности снижает потенциал умственного и социального развития ребенка, ограничивает его способность успешно интегрироваться в общество.
О применении пункта 2 комментируемой статьи см. Определение Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2004 г. N 52-О. Следует иметь в виду, что ранее действовавшая редакция п. 2 комментируемой статьи, а также п. 1 ст. 34 ГК РФ предусматривали, что органами опеки и попечительства являются только органы местного самоуправления. В запросе в Конституционный Суд утверждалось, что, по мнению заявителя, оспариваемые нормы, как возлагающие опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, на органы местного самоуправления, не согласуются со статьями 38 (часть 1) и 72 (подпункт “ж” части 1) Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а функции защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Конституционный Суд в указанном выше Определении с этим не согласился, однако законодательство тем не менее было изменено. В настоящее время согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 комментируемой статьи органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом не допускается деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Обычно применительно к несовершеннолетним это органы, осуществляющие управление в сфере образования (министерство образования соответствующего субъекта РФ и др.).
В п. 2 комментируемой статьи перечислены правовые акты, которые регулируют деятельность органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. Среди таких правовых актов упомянуты СК, ГК, Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Так, в ст. 14.1 последнего Федерального закона сказано, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на: участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Что касается Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, то в ст. 26.3 (п. 24.2) сказано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
По непонятной причине в этом перечне не указан Закон об опеке и попечительстве.
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Актуальна проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день на решение проблем сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу относятся: Семейный кодекс РФ; Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”; Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) “Об опеке и попечительстве” и другие.
Согласно ст. 1 ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка. Прокуратурой систематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности.
В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства.
Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции:
1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;
3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;
4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.
Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:
– проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);
– осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;
– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
– дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
– дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
– дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;
– проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.
Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.
Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:
– не лишались (не ограничивались) родительских прав;
– не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);
– не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);
– имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.
При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.
Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ).
Государственные гарантии по социальной поддержке
детей, оставшимся без попечения родителей
Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей (ст. 81 Семейного кодекса РФ).
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Право на образование
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. Пожеланию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Право на медицинское обслуживание
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Право на имущество и жилое помещение
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).
Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.
Право на труд
Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.
Судебная защита своих прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации” на бесплатную юридическую помощь в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Право детей сирот на медицинское обслуживание
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивается проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.
В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:
- право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
- право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.
Прокуратура
Владимирской области
Прокуратура Владимирской области
25 декабря 2022, 10:00
Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается одним из главных направлений деятельности прокуратуры.
Исполнение органами государственной власти и местного самоуправления требований законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.
В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Наиболее эффективное правовое средство осуществления защиты жилищных прав детей-сирот – обращение прокурора в суд с исковым заявлением, поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных прав.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотрено статьей 45 ГПК РФ.
Основанием для подготовки прокуратурой искового заявления в интересах данной категории лиц является обращение в органы прокуратуры и результаты проведенной проверки, в ходе которой устанавливаются : факт наличия статуса ребенка-сироты и внесение ребенка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
З аконным представителям детей-сирот предоставляется право самостоятельно подавать заявления о включении детей в список, что будет гарантией последующего предоставления последним жилья. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в список. В случае неподачи законными представителями соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список.
Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.
Обращение прокурора в суд в интересах данной категории лиц обеспечивает им надлежащую защиту их жилищных прав, а фактическое и сполнение судебных решений контролируется прокуратурой.
Собинская межрайонная прокуратура
Адрес: 600025, город Владимир, Октябрьский проспект, дом 9
Телефон: +7 (4922) 32-55-53
Телефон: +7 (4922) 32-71-25
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это наиболее незащищенная социальная группа людей. Поэтому для них государством предусмотрен ряд гарантий, основными среди которых являются гарантии по бесплатному обеспечению благоустроенным жильем.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее — дети-сироты), регулируется положением статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Помимо этого в нашем регионе данные отношения регламентированы Законом Республики Бурятия от 27.09.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Бурятия» и Законом Республики Бурятия от 06.12.2012 № 3102-IV «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия».
В разное время существовали разные механизмы исполнения обязательств о предоставлении сиротам жилья. До начала 2013 года им выдавались сертификаты на покупку жилых помещений. Однако такая практика имела многочисленные недочеты, в связи с чем порядок был пересмотрен. С 1 января 2013 года на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложили обязанности по формированию специализированного жилищного фонда, за счет которого сиротам сейчас предоставляется жилье – заключаются договора найма специализированного жилого помещения на 5 лет с возможностью их пролонгации, либо последующего изменения категории жилья и предоставления его по договорам уже социального найма. Однако новый порядок тоже не стал безупречным. Зачастую специализированный жилищный фонд формировался за счет приобретения некачественных жилых помещений. Помимо этого до недавнего времени применялась общинная схема расселения детей-сирот, когда на одном участке возводился целый поселок с жилыми помещениями, включенными в специализированный жилищный фонд. Такая практика вызвала много нареканий и жалоб.
Данный раздел сформирован на сайте следственного управления с целью информирования детей-сирот о порядке предоставления им жилых помещений и способах защиты ими своих прав. Итак, что нужно знать о праве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья.
ВСЕ ЛИ СИРОТЫ ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО НА ЖИЛЬЕ?
По закону право на жилье имеют те граждане, которые признаны «ребенком-сиротой» или «ребенком, оставшимся без попечения родителей», а также те, кто имел такой статус до 18 лет (в законе они называются «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Сироты имеют право на получение жилья в следующих случаях:
- если у них нет в собственности жилого помещения;
- если они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя муниципального жилья;
- если в отношении имеющегося жилья установлен факт невозможности проживания в нем.
Если все эти условия соблюдены, гражданин имеет такое право, и жилое помещение должно быть предоставлено ему сразу по достижении возраста 18-ти лет, либо в случае приобретения полной дееспособности до указанного возраста.
Однако, в действительности, средств специализированного жилого фонда не хватает для того, чтобы обеспечить всех сирот жилыми помещениями. В связи с этим органами государственной власти сформирована очередь из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы попасть в эту очередь законному представителю нужно в любой момент с рождения ребенка обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства с соответствующим заявлением о постановке сироты на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Затем, после достижения ребенком 14-ти лет, органы опеки и попечительства направляют необходимые сведения в министерство социальной защиты населения республики, где сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья.
Узнать свою позицию в данном списке можно на сайте министерства социальной защиты населения нашей республике в соответствующем разделе. Но следует учитывать, что к началу 2019 года в нашем регионе числятся нуждающимися в жилье около 7000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых почти половина уже достигли 18-ти лет. Поэтому список огромен.
КАКОЕ ЖИЛЬЕ ГАРАНТИРУЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ СИРОТАМ?
Согласно пункту 7 статьи 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированные жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения (в нашем регионе – не менее 24 м 2 ). Таким образом, предоставление части квартиры, отдельной комнаты или предоставление квартиры на несколько сирот законодательством с 01 января 2013 года не предусматривается и является незаконным. Также не предусматривается возможность выдачи жилищных сертификатов, денежных средств на приобретение жилого помещения и т.д. При этом незаконным является требование с сироты осуществить доплату на приобретение жилого помещения. Допускается предоставление жилых помещений как первичного жилищного фонда, так и вторичного жилья. Также может допускаться ситуация, при которой сирота самостоятельно находит жилое помещение для приобретения в рамках выделенной денежной суммы и предоставляет информацию региональным органам власти, которые осуществляют выкуп соответствующего жилого помещения в целях последующей передачи сироте.
Под благоустроенностью жилого помещения подразумевается такое его состояние, которое является пригодным для постоянного проживания лица, в том числе по техническим и санитарным характеристикам. Вопрос предоставления жилого помещения с меблировкой или домашней техникой не урегулирован ни федеральным, ни региональным законодательством. Однако в отдельных регионах существует положение законодательства о выдаче сиротам денежных средств на приобретение мебели при получении жилого помещения. В любом случае для получения соответствующих денежных средств необходимо обратиться с заявлением в орган государственной власти, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, или в орган социальной защиты населения.
По общему правилу жилье должно быть предоставлено гражданину в том населенном пункте, где он зарегистрирован. С согласия ему может быть предоставлено жилое помещение в ином населенном пункте, но принудительное заключение договора специализированного найма в этом случае запрещено, и гражданин может отказаться от предложения получить жилье в другом районе, при этом не утратит своих прав на получение жилья по месту регистрации.
КАКИЕ ГАРАНТИИ СУЩЕСТВУЮТ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИЛЬЯ?
Жилые помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые заключаются на 5-летний срок. Жилые помещения специализированного жилищного фонда закреплены за государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья», которым осуществляются все права и обязанности наймодателя.
В частности, в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель обязан:
– принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;
– осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;
– обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Также наймодатель жилого помещения несет иные обязанности, в соответствии с договором специализированного найма жилого помещения.
В свою очередь наниматель жилого помещения обязан:
– обеспечивать сохранность жилого помещения;
– поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
– проводить текущий ремонт жилого помещения;
– своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Ряд других обязанностей может предусматривать также договор специализированного найма жилого помещения.
Таким образом, если гражданину по договору специализированного найма предоставлено жилье, не отвечающее требованиям благоустроенности, нормам площади, либо в процессе его эксплуатации в рамках договора выявлены существенные недостатки, которые не позволяют нормально эксплуатировать жилое помещение, наниматель может потребовать от представителей Ресурсного центра «Семья» устранения таких недостатков, либо в судебном порядке заявить иск о расторжении договора найма жилого помещения и понуждении государственный орган предоставить ему другое жилое помещение.
На этом сайте можно ознакомиться с подробной информацией о деятельности Ресурсного цента «Семья» и контактами его должностных лиц, а также в порядке обратной связи можно получить необходимую информацию о найме специализированных жилых помещений.
Если вы в соответствии с вышеназванным законодательством имеете право на получения жилья, при этом столкнулись с проблемами и грубым нарушением ваших прав в указанной сфере Вы можете отправить свое обращение в следственное управление, перейдя по этой ссылке, либо обратиться через сообщество следственного управления в социальных сетях:
Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей
Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.
В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.
Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.
Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:
- Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
- Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.
Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.
Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:
- Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
- Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
- Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
- Родители находятся в местах лишения свободы;
- Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
- Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
- Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
- Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.
Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.
Права и защита детей сирот
Предоставление прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с этим законом к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Под детьми, оставшимися без попечения родителей, понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Также законодатель отдельно выделяет такую категорию как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Законодательство предусматривает наличие прав и дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в следующих сферах:
1. В сфере образования:
а) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.
б) Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.
в) Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
г) Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
д) Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 % заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении региональных органов исполнительной власти, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.
е) Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
ж) Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.
з) При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
и) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. В сфере медицинского обслуживания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
а) Предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
б) Могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
3. В жилищной сфере:
а) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З №1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия); 3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями; 4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, в связи с изменениями законодательства о порядке предоставления жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей возрастные ограничения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, отменены. Так, например, если ранее законодательством предусматривалось получение жилого помещения только лицам, не достигшим 23 лет либо вставшим на учет в качестве нуждающихся до 23 лет, но после достижения 23 лет не реализовавшим принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, то с 08.01.2013 на очередь в качестве нуждающихся ставятся все лица, имеющие статус сироты, детей оставшихся без попечения родителей.
В силу ч.4 ст.3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к заявлению о включении в реестр прилагаются следующие документы:1) копия свидетельства о рождении ребенка и копия паспорта; 2) справка о месте жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент представления документов; 3) сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или об отсутствии в собственности всех членов семьи жилого помещения; 4) копии документов, подтверждающих правовой статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в случае отказа родителей от ребенка или подкидывания ребенка заявление родителей об отказе от ребенка или акт о подкидывании ребенка; в случае лишения родителей родительских прав или ограничения их в родительских правах решение суда о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах; в случае смерти родителя (родителей) свидетельство (свидетельства) о смерти; в случае нахождения родителя (родителей) в местах лишения свободы или в случае, если их местонахождение неизвестно, копия (копии) обвинительного приговора (определения, постановления) суда, выдаваемая (выдаваемые) в установленном порядке, или документ, выданный органами внутренних дел, подтверждающий этот факт; в случае признания родителей недееспособными или ограниченно дееспособными – решение суда, а при наличии у них психического заболевания – справка психоневрологического диспансера; в случае, если данные об отце в свидетельстве о рождении ребенка записаны со слов матери, – справка, выданная отделом записи актов гражданского состояния, подтверждающая этот факт.
4. В сфере труда:
а) Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
б) Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в соответствующем регионе Российской Федерации.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
в) Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
Оставить комментарий Отменить ответ
Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса, в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также в иных нормативных правовых актах.
Основным в настоящей главе является понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Легального определения этого понятия Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания, заботы. Законодатель лишь перечисляет самые распространенные случаи, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.
Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние — ребенок становится «оставшимся без попечения родителей». Ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей также при отобрании его у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью ( ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы. Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. Это связано с тем, что круг юридических обязанностей родителей по отношению к детям чрезвычайно широк ( ст. 63 , 64 , 80 СК), а их неисполнение может привести к различным негативным последствиям, таким как: заболевание ребенка, совершение ребенком правонарушения и пр.
«Ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей» — разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.