Система обязательного пенсионного страхования в России

В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.

Государственная и негосударственная пенсия: в чем отличия

Между ОПС и НПО часто возникает путаница. В этой статье из постараемся объяснить ключевые отличия этих двух видов накопления на пенсию.

ОПС расшифровывается как обязательное пенсионное страхование. Это государственная программа, действующая с момента введения пенсионной реформы в 2002 году для граждан 1967 года рождения и моложе. Работодатели делали за каждого сотрудника страховые взносы, состоящие из двух частей. Первая часть — с 2010 года составлявшая 16% от фонда оплаты труда — направлялась в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) для выплаты текущих пенсий. За счет второй, которая составляла 6% от фонда оплаты труда, формировались индивидуальные пенсионные накопления граждан России.

Но сейчас отчисления на накопительные счета уже не производятся. В 2013 году правительство приняло решение ввести мораторий на перечисление страховых взносов в накопительную часть пенсии. Часто это называют «заморозкой» накоплений. В результате, с 2014 года обязательные взносы работодателя не пополняют накопительную пенсию, а идут в «общий котел» ПФР (в размере 22% от фонда оплаты труда) на выплату страховых пенсий сегодняшним пенсионерам. Тем не менее, взносы работодателя в ПФР не пропадают зря, они зачисляются на индивидуальный пенсионный счет гражданина в виде баллов. Подробно о том, как это происходит, можно почитать в нашей статье о пенсионных баллах.

Страховщики, страхователи и застрахованные лица

В роли субъектов обязательного пенсионного страхования выступают:

    — государственный Пенсионный фонд РФ, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ). — организации, индивидуальные предприниматели (ИП), самозанятое население, граждане, которые по собственному желанию вступили в правоотношения по ОПС. — лица, на которых распространяется система ОПС.

Права и обязанности

Страховщик имеет право:

  • проводить документальные проверки страхователей (в случае выявленных нарушений, требовать их устранения);
  • обмениваться информацией с налоговыми органами;
  • распоряжаться бюджетом Пенсионного фонда и др.

В основные обязанности страховщика входит назначение, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсий и выплат. В этой связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей, с которые описываются в статье 13 Федерального закона N 167-ФЗ.

Гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда РФ перед ЗЛ выступает государство.

Страхователи имеют право:

  • дополнительно уплачивать взносы своим работникам на накопительную пенсию;
  • участвовать в управлении ОПС;
  • на бесплатную информационную поддержку у страховщика по вопросам, связанным с деятельностью пенсионного страхования;
  • защищать свои права в суде.

Обязанность страхователя заключается в том, чтобы быть надлежащим образом быть зарегистрированным и вовремя платить страховые взносы в ПФР.

Застрахованные лица имеют право:

  • на качественную реализацию обязательного страховое обеспечение за счет средств бюджета ПФР;
  • она ознакомление с информацией о начислении и уплате страховых взносов работодателем;
  • на свое усмотрение распоряжаться своими пенсионными накоплениями.

В обязанности ЗЛ входит предоставление страховщику подлинных документов, которые содержат достоверные сведения, на основании которых назначается и выплачивается пенсия. В случае каких-либо изменений, способных повлиять на выплаты, своевременно сообщить об этом страховщику.

Регистрация страхователей в системе обязательного пенсионного страхования

Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР. В статье 11 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» содержится исчерпывающий перечень возможных страхователей.

READ
Как забрать ребенка у матери?

Сроки осуществления регистрации у страховщика устанавливаются не позднее, чем 3 рабочих дня после предоставления комплекта всех необходимых документов. По завершении процедуры страхователю выдается документ, который подтверждает факт регистрации.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС. – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  3. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 – 3.1)
    • Статья 1. Предмет правового регулирования
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3.1. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в РФ
    • Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования
    • Статья 5. Страховщик
    • Статья 6. Страхователи
    • Статья 7. Застрахованные лица
    • Статья 8. Страховой риск и страховой случай
    • Статья 9. Обязательное страховое обеспечение
    • Статья 10. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации
    • Статья 11. Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей в органах страховщика
    • Статья 12 (утратила силу)
    • Статья 13. Права, обязанности и ответственность страховщика
    • Статья 14. Права, обязанности и ответственность страхователей
    • Статья 15. Права, обязанности и ответственность застрахованных лиц
    • Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
    • Статья 17. Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
    • Статья 18. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
    • Статья 19. Резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
    • Статья 20. Индивидуальный пенсионный коэффициент и его стоимость
    • Статья 20.1. Учет средств для финансирования накопительной пенсии
    • Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ
    • Статья 22. Тариф страхового взноса
    • Статья 22.1. Тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства
    • Статья 22.2. Единый расчетный документ
    • Статья 23 (утратила силу)
    • Статья 24 (утратила силу)
    • Статья 25 (утратила силу)
    • Статья 25.1 (утратила силу)
    • Статья 26 (утратила силу)
    • Статья 27 (утратила силу)
    • Статья 28. Размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, не производящими выплаты физическим лицам
    • Статья 29. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
    • Статья 30 (утратила силу)
    • Статья 31. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования
    • Статья 32. Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд
    • Статья 33. Переходные положения
    • Статья 33.1 (утратила силу)
    • Статья 33.2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года
    • Статья 33.3. Определение варианта пенсионного обеспечения застрахованных лиц
    • Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ
    “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”

    Уплата обязательного пенсионного страхования

    Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

    ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

    Как считаются взносы в ОПС

    Все официально трудоустроенные граждане обязаны перечислять ежемесячные страховые взносы в счет будущей пенсии. За них это обычно делают их работодатели в размере 22% от заработной платы. Взносы поступают в ПФР, который затем пересчитывает деньги в пенсионные коэффициенты.

    Если годовая зарплата работника не превышает 1 292 000 рублей (что соответствует максимальной ежемесячной зарплате в 107 666 руб. 67 коп.), работодатель отчисляет за него в ПФР 22% от этой суммы в виде страховых взносов. С части зарплаты, превышающей этот лимит, работодатель платит уже 10%. Это стимулирует повышать зарплаты работникам.

    Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ

    Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

    ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Предмет правового регулирования

    Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании

    Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ “О накопительной пенсии” и Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

    Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.

    Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

    В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

    Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2022 № 429-ФЗ)

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

    обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

    средства обязательного пенсионного страхования – денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

    бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации – форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

    обязательные платежи – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

    страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также – страховые взносы) – обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

    (Абзац утратил силу – Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

    солидарная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации; (Абзац введен – Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

    индивидуальная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

    Статья 31. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации

    К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

    установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;

    установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации;

    определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

    определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

    управление системой обязательного пенсионного страхования;

    обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

    определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

    осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

    (Статья введена – Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ

    Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования

    Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    Статья 5. Страховщик

    Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

    Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

    Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются юридическими лицами. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

    Статья 6. Страхователи

    1. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

    1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    2) индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей” и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ, от 28.06.2014 № 188-ФЗ, от 30.12.2022 № 502-ФЗ)

    Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

    В целях настоящего Федерального закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ; от 19.07.2007 № 140-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1, 2, 5 – 7 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 30.12.2022 № 502-ФЗ)

    Статья 7. Застрахованные лица

    1. Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”), временно пребывающие на территории Российской Федерации: (В редакции федеральных законов от 20.07.2004 № 70-ФЗ; от 03.12.2011 № 379-ФЗ; от 03.12.2012 № 243-ФЗ; от 28.06.2014 № 188-ФЗ)

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”, получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”); (В редакции федеральных законов от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 01.04.2022 № 86-ФЗ, от 30.04.2022 № 117-ФЗ)

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”, а также адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей” и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 28.06.2014 № 188-ФЗ, от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 30.12.2022 № 502-ФЗ)

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    применяющие специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона; (Абзац введен – Федеральный закон от 27.11.2018 № 425-ФЗ)

    являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

    священнослужители; (Абзац введен – Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    2. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

    Статья 8. Страховой риск и страховой случай

    Страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

    Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

    Статья 9. Обязательное страховое обеспечение

    1. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

    Добровольное пенсионное страхование

    пенсионные накопления

    Этот вид страховки — добровольный, который применяют с целью:

    • Накопления денежных средств для обеспечения стабильности материального положения в старости;
    • Увеличения размера трудовой пенсии;
    • Инвестирования в экономику и развитие страны.

    Добровольное страхование не может использоваться, как альтернатива ОПС.

    Страховщики — лицензированные негосударственные пенсионные фонды. Страхователи — физические лица, ИП, юридические лица. Фонд формируется за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Для обеспечения исполнения обязательств перед участниками НПФ создает страховой резерв. По итогам финансового года организации проверяет аудит. Контроль деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

    На размер страховых выплат влияет:

    • Возраст и пол застрахованного лица;
    • Сумма страховых взносов;
    • Длительность периода накопления.

    Человек добровольно и самостоятельно выбирает СК и программы пенсионной страховки в рамках системы ДПС (периодичность, размер взносов, желаемые сроки выплаты накоплений). Например, взносы в фонд могут быть единовременными или накопительными, платежи — ежегодными/ ежеквартальными/ ежемесячными.

    По сути, ДПС — инвестиционное или накопительное страхование жизни, при котором человек застрахован на случай смерти (от любой причины) на весь период действия полиса. При этом НПФ вкладывают средства пенсионных резервов в объекты инвестирования, список которых утвержден Правительством России.

    Добровольные пенсионные накопления выплачивают единовременно (вся сумма накоплений и проценты), регулярно (пожизненно, в размере установленном страхователем).

    При выборе НПФ рекомендуем учитывать:

    1. Доходность. Смотрите статистику за несколько лет, оцените, сколько процентов прибыли за год получил фонд от инвестирования средств.
    2. Надежность. Как правило, фонды указывают рейтинги надежности на своих сайтах. Лучший рейтинг — А++.

    Полис ДПС дает возможность инвестировать деньги в выгодные проекты и получать дополнительные доходы, как прибавку к трудовой пенсии. Накопления можно завещать, что не работает при ОПС. Закон не запрещает единовременную выплату накопленных средств. Добровольная страховка удобна физлицам, получающим пенсию по инвалидности, по потере кормильца или при отсутствии трудового стажа.

    При этом ДПС не лишена недостатков. Например, нет гарантий получения стабильного дохода от инвестирования, а в условиях кризиса накопительной части пенсии может не быть. Накопления не индексируются. При получении накопительной пенсии уменьшаются пенсионные отметки за год работы, что приводит к уменьшению размера страховой пенсии.

    Формировать свои пенсионные накопления можно:

    • через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав одну из управляющих компаний; при этом все средства пенсионных накоплений будут переданы ПФР в доверительное управление выбранной Вами управляющей компании. Вы можете выбрать: государственную управляющую компанию (ГУК); частную управляющую компанию (УК), отобранную по результатам конкурса.
    • через негосударственный пенсионный фонд, одним из видов деятельности которого является обязательное пенсионное страхование, например . НПФ самостоятельно определяет количество управляющих компаний для заключения договоров доверительного управления вашими пенсионными накоплениями с целью получения высокого ежегодного дохода. При этом негосударственный пенсионный фонд будет осуществлять назначение и выплату накопительной пенсии.

    Порядок определения варианта пенсионного обеспечения (формирование только страховой пенсии или формирование и страховой пенсии, и накопительной пенсии) установлен статьей 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ)

    1. Для лиц 1967 года рождения и моложе (за исключением лиц, указанных в пункте 2 ст. 33.3 Федерального закона № 167-ФЗ), которые до 31 декабря 2015 года включительно в порядке, установленном Федеральным законом от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Федеральный закон № 75-ФЗ) и Федеральным законом от 24.07.2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 111-ФЗ), заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (за исключением случая, если застрахованное лицо изменило вариант своего пенсионного обеспечения, отказавшись от финансирования накопительной пенсии и направив указанный в настоящем пункте размер процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии), устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса.

    Для указанных выше лиц до реализации ими в течение установленных настоящим пунктом периодов права выбора, предусмотренного пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 111-ФЗ, а также не реализовавших в течение установленных настоящим пунктом периодов право выбора, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии указанного в настоящем пункте размера процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса.

    2. Лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, вправе в порядке, установленном Федеральным законом № 75-ФЗ и Федеральным законом № 111-ФЗ, заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса). В случае, если указанные в настоящем пункте лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

    Для лиц, указанных в настоящем пункте, до реализации ими в течение установленных настоящим пунктом периодов права выбора, предусмотренного пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 111-ФЗ, а также не реализовавших в течение установленных настоящим пунктом периодов право выбора, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии указанного в настоящем пункте размера процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса.

    3. Новый тариф страхового взноса начинает применяться для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, если иное не установлено Федеральным законом № 167-ФЗ, с 1 января года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании).

    Схема вариантов пенсионных накоплений

    Обращаем Ваше внимание на то, что в период с 2014 по 2024 год включительно полный размер индивидуальной части тарифа страхового взноса направляется на финансирование страховой пенсии. Пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанный период не формируются.

    Вопросы и ответы

    Накопительная пенсия – это ежемесячная денежная выплата застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости. Размер накопительной пенсии рассчитывается исходя из суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

    Средства пенсионных накоплений – это совокупность средств, которые были сформированы за счет:

    • Страховых взносов работодателя в размере 6 % от фонда оплаты труда (с 2002 по 2014 год. С 2014 г. Правительством РФ был введен мораторий на формирование накопительной пенсии: все взносы от работодателей направляются на формирование страховой пенсии в Пенсионный фонд РФ (ПФР)).
    • Дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, в том числе в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений.
    • Средств (части средств) материнского (семейного) капитала, если они были направлены на формирование накопительной пенсии.
    • Результата от инвестирования указанных выше средств.

    Средства пенсионных накоплений – это совокупность средств, которые были сформированы за счет:

    • Страховых взносов работодателя в размере 6 % от заработной платы застрахованного лица (с 2002 по 2014 год. С 2014 г. Правительством РФ был введен мораторий на формирование накопительной пенсии: все взносы от работодателей направляются на формирование страховой пенсии в Пенсионный фонд РФ (ПФР)).
    • Дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, в том числе в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений.
    • Средств (части средств) материнского (семейного) капитала, если они были направлены на формирование накопительной пенсии.
    • Результата от инвестирования указанных выше средств.

    У Вас есть право на бесплатное получение один раз в год информации о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии, указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей

    общего пользования, в том числе сети “Интернет”, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

    Запрос информации о состоянии счета Вы можете направить почтовым отправлением по адресу: 162614, Вологодская обл., г. Череповец, пр-т Луначарского, д. 53А, а также через интернет-сервис «Личный кабинет», доступ к которому осуществляется на сайте Фонда .

    Форма информирования о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии застрахованного лица и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результатах их инвестирования, утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 12.02.2018 №53п

    Если вы не делали выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда (НПФ), то ваши пенсионные накопления инвестируются ПФР через государственную управляющую компанию (ГУК ВЭБ). Даже если вы не выбирали формирование накопительной пенсии, сформированными на счете в ПФР с 2002 по 2015 гг. средствами пенсионных накоплений вы имеете право распорядиться и перевести в выбранный вами НПФ.
    Если страховые взносы на обязательное пенсионное страхование впервые начисляются с 1 января 2014 года, то вы можете выбрать вариант пенсионного обеспечения (страховая или страховая и накопительная) до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
    Если в отношении вас с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), вы вправе выбрать вариант пенсионного обеспечения (страховая или страховая и накопительная) до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на ОПС.

    1) Заключите договор об обязательном пенсионном страховании с АО «НПФ «БУДУЩЕЕ».
    2) Не позднее 1 декабря текущего года подайте в ПФР заявление о переходе (о досрочном переходе) одним из следующих способов:

    • обратившись в территориальный орган ПФР лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности.
    • через единый портал государственных и муниципальных услуг (портал «Госуслуги»). Обращаем внимание, что для использования данного способа вам необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги». Заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). В личном кабинете на портале «Госуслуги» вы также сможете отслеживать информацию о всех поданных вами заявлениях о переходе.

    Перевести пенсионные накопления в другой фонд можно подав заявление о переходе (досрочном переходе) в ПФР через территориальное отделение ПФР или через портал «Госуслуги». Обратите внимание, что при досрочной смене НПФ чаще одного раза в пять лет, вы можете потерять сумму инвестиционного дохода, которую фонд заработал для вас. Уточнить сумму теряемого инвестиционного дохода вы можете по телефону бесплатной горячей линии АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» 8 (800) 555-0-555, а с 2019 года в личном кабинете клиента на сайте фонда www.npff.ru и на портале «Госуслуги».

    Не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором должно быть удовлетворено заявление о переходе, подайте в ПФР уведомление об отказе от смены / о замене страховщика. Подать уведомление вы можете, обратившись в территориальный орган ПФР лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо через портал «Госуслуги». Получить информацию обо всех поданных уведомлениях вы можете на портале «Госуслуги» или в территориальном органе ПФР.

    Все работодатели регистрируются в ПФР, куда ежемесячно отчисляют страховые взносы за своих сотрудников (22%). Состав пенсионных взносов делится на страховую (16%) и накопительную части (6%). Страховая пенсия назначается страхователю с целью компенсации утраченного заработка (по достижении пенсионного возраста, в случае потери трудоспособности). Накопительная пенсия работает по принципу банковского вклада — деньги аккумулируются в государственном фонде, который инвестирует средства в надежные активы. После окончания трудовой деятельности страхователь может снять накопительную часть единовременно или частями.

    Как еще можно увеличить накопительную пенсию

    Вы можете направить материнский капитал (полностью или любую его часть) на формирование накопительной пенсии. Эти средства будут инвестироваться в составе средств пенсионных накоплений и прирастать за счет дохода, что существенно увеличит размер будущей накопительной пенсии. Материнский капитал подлежит выплате правопреемникам (наследуется).

    Если ваши планы изменились, в любой период времени вы можете вернуть материнский капитал в ПФР и использовать его на другие цели (в соответствии с законодательством)

    Программа действует на протяжении 10 лет для застрахованных лиц, которые в период до 31 декабря 2014 г. подали заявление на вступление в Программу и до 31 января 2015 г. сделали первый взнос.*

    Для получения государственного софинансирования необходимо в течение года уплатить добровольные взносы в размере не менее 2000 ₽. Максимальный размер софинансирования от государства составляет 12 000 за год.

    * Государство удваивает Ваши добровольные взносы на накопительную пенсию в течение 10 лет с года, следующего за годом уплаты первых взносов по Программе.

    Если вы достигли возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, начните в дополнение к страховой пенсии получать накопительную пенсию от НПФ «БУДУЩЕЕ».

    Назначить правопреемников можно сразу при заключении договора об обязательном пенсионном страховании или позднее, написав заявление о распределении средств пенсионных накоплений.

    Если Вы хотите получить средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, обратитесь в Фонд

Ссылка на основную публикацию