Федеральный нормативный акт также устанавливает определенные требования, которым должна соответствовать применяемая техника. К числу стандартов относятся:
Ответственность за неприменение ККТ в 2022 году
В 2022 году в части назначения ответственности за неприменение ККТ и отсутствие онлайн-кассы произошел ряд изменений. Это и возможность замены штрафа предупреждением для некоммерческих организаций и субъектов МСБ, и упрощение процедуры исправления кассовых нарушений путем отправки чека коррекции. Ознакомиться с новшествами и узнать, как освободиться от штрафов в 2022 году, поможет наша статья.
Ответственность за неприменение кассовых аппаратов установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Согласно названной норме, неиспользование ККТ грозит наложением административного штрафа:
- на должностных лиц в сумме от ¼ до 1/2 величины расчета, произведенного без кассового аппарата. При этом размер штрафа не может быть менее 10 тыс. рублей. Указанная ответственность распространяется и на индивидуальных предпринимателей (ИП). Дело в том, что, согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, ИП отвечают так же, как должностные лица, если кодексом не установлено иное;
- на юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования ККТ. Сумма штрафа при этом не может быть ниже 30 тыс. рублей.
Повторное неиспользование ККТ при условии, что сумма расчетов составляет в совокупности 1 млн рублей и более, наказывается согласно ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:
- должностным лицам грозит дисквалификация от одного года до двух лет;
- ИП и юрлицам — приостановление деятельности до 90 суток.
А вот ответственность за аналогичные нарушения, допущенные некоммерческими компаниями и субъектами малого и среднего бизнеса, законодатель смягчил. Начиная с 19.12.2022 Законом от 08.12.2022 № 410-ФЗ для указанных категорий пользователей ККТ предусмотрена возможность замены штрафа предупреждением. Смягчить наказание можно и в тех случаях, когда предупреждение не прописано в особенной части КоАП РФ как мера ответственности за допущенное правонарушение. Аналогичный подход будет применяться и по региональным административным штрафам.
Поправки в КоАП РФ распространяются на нарушения, выявленные в ходе госконтроля, госнадзора или муниципального контроля.
Замена штрафа на предупреждение возможна лишь в случае, если работа без кассы произошла впервые, а также соблюдены условия, изложенные в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а именно когда отсутствуют:
- угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, представителям флоры и фауны, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
- угроза ЧС природного и техногенного характера;
- имущественный ущерб.
Штраф за неприменение онлайн-кассы
За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:
- ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
- Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.
ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.
Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:
- Должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет.
- Деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.
При этом компаниям и ИП, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, могут заменить штраф на предупреждение. Это можно сделать, если нарушение допустили в первый раз, и не было угрозы жизни и здоровью граждан, чрезвычайных ситуаций, имущественного ущерба и других условий по ч. 2 ст. 3.4 КоАП.
Что будет, если работать без ККТ
Если не выполнять закон об онлайн-кассах, налоговая вынесет предупреждение или штраф по ст. 14.5 КоАП РФ.
Нарушение | Штрафы за онлайн-кассы | |
---|---|---|
Для директора и ИП | Для компании | |
Работа без кассы: не пробили чек, пробили на меньшую сумму, касса не зарегистрирована в налоговой. | 25–50% от суммы покупки, но не меньше 10 000 рублей | 75–100% от суммы покупки, но не меньше 30 000 рублей |
Повторная работа без кассы и общая сумма непробитых чеков от 1 млн рублей. | дисквалификация директора на 1-2 года или приостановление деятельности ИП до 90 суток | приостановка деятельности до 90 суток |
Забыли выдать чек бумажный или электронный. | 2 000 | 10 000 |
Ошибки в реквизитах чека: неправильный режим налогообложения, нет наименования товара. |
Удержание из зарплаты
— В каких случаях нужно пробивать чеки при удержании денег из заработной платы?
— Обратимся к Письму ФНС России от 14.08.2018 № АС-4-20/15707. Если вы удерживаете из зарплаты то, что связано с трудовой деятельностью, например стоимость трудовой книжки, оплату парковки, повышение стоимости ДМС, возмещение стоимости услуг связи или оплаты путевки членами профсоюзов, ККТ применять не надо. Но если вы удерживаете часть заработной платы в погашение долга перед компанией за приобретенные товары, услуги, то обязаны применять ККТ. Запомните, что с 1 июля 2019 года работать с физическими лицами без ККТ нельзя!
— Как поступить в случае, если из зарплаты удерживается недостача?
— Недостача, штрафы — это не товар, не работа и не услуга, поэтому чек пробивать не нужно. Аналогичная ситуация, если вы выплачиваете сотруднику зарплату или материальную помощь из кассы.
Штрафы для организаций
Для юридических лиц размер штрафа за отсутствие кассового аппарата или торговые операции в обход онлайн-кассы — 75-100% утаенных средств, но не менее 30 000 рублей. При повторном нарушении — приостановка деятельности на срок от года до двух лет (статья 14.5 КоАП РФ).
За несоответствие кассы установленному законом образцу придется заплатить от 5000 до 10 000 рублей. А за нарушение чекового обмена — 10 000 рублей (при первом нарушении денежную сумму иногда заменяют предупреждением).
Как избежать штрафных санкций за неприменение ККТ
Предотвратить наказание, полагающееся за несоблюдение правил оформления продаж, можно с помощью алгоритма, изложенного в примечании к статье 14.5 КоАП. Законодатель допускает вероятность совершения ошибок, учитывая проблематичность адаптации бизнеса к новому режиму, и предлагает на этот случай достаточно простые решения:
- Добровольное исполнение обязанности, предусматривающей материальную ответственность, в период, предшествующий официальному вынесению контролирующими органами постановления, подтверждающего факт нарушения.
- Самостоятельное оформление чека коррекции. Поправки, внесенные в Кодекс, и вступившие в силу в 2022 году, допускают внесение исправлений без уведомления инспекции через личный кабинет — ранее на предоставление информации отводилось не более трех рабочих дней.
При этом нужно учитывать, что штраф за не выданный чек отменяется только в тех случаях, когда представители налоговой службы не успели выявить правонарушение в ходе проверки.
Наказание за нарушение
В НК будут прописаны штрафы за расчет без фиксации. Кроме этого, штрафовать будут и за фиксацию расчетов, которых не было. Наказания предусмотрены и за другие нарушения.
Размер штрафов также меняется. Вот на этих изменениях мы и остановимся.
Во-первых, будут штрафовать за мнимый расчет и за притворный расчет. Раньше этого не было. Теперь за такое нарушение ИП придется заплатить штраф в размере 50% от суммы расчета, но не меньше 10000 рублей. У ООО минимальная сумма — 30000 рублей.
Во-вторых, штрафуют, если в чеке нет наименования маркированного товара или наименование указано в искаженном виде. Раньше такое действие не наказывалось, с 2022 года ИП за такое нарушение заплатит штраф в размере 50000 рублей. ООО — 100000 рублей.
В-третьих, меняются штрафы за расчет без фиксации. Они увеличиваются. С 2022 года ИП за такое нарушение будет оштрафован на сумму, равную 50% от величины расчета, но не меньше 10000 рублей. ООО придется заплатить штраф в размере всего расчета, но не меньше 30000 рублей.
В-четвертых, увеличиваются штрафы за фиксацию расчетов с нарушением требований. Если раньше величина штрафов для ИП начиналась с 1500 рублей, а для организаций с 5000, то сейчас ИП придется заплатить 3000 рублей, ООО — 10000 рублей.
В-пятых, увеличиваются начальные штрафы за непредоставление документов по запросу налоговой. Здесь также ИП придется платить штраф в размере 3000 рублей, а организации — 10000 рублей.
Без изменений остались штрафы за то, что вы не направили чек покупателю. За это нарушение ИП по-прежнему заплатит 2000 рублей, а организация — 10000 рублей.
Кроме штрафов, нарушения, связанные с неправильной фиксацией расчетов, грозят предпринимателям и ограничительными мерами. Да, налоговики имеют право в этих ситуациях ограничивать операции по вашим счетам; ограничивать доступ к сайтам, социальным сетям и блогам в интернете, через которые вы продаете свои товары или услуги. Также налоговики могут приостановить вашу торговлю в стационарных торговых объектах.
Штраф за невыдачу кассового чека
КоАП РФ Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14.5. КоАП РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 20.07.2022 N 240-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, –
влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, а также лицо, направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2, 4 или 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:
на момент обращения лица с заявлением в налоговый орган либо направления лицом в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Как избежать штрафа за отсутствие ККТ
Если предприниматель уже нарушил 54-ФЗ, например, не отправлял чеки ОФД, он может оградить себя от санкций на законных основаниях. Для этого он должен подать в ФНС заявление о нарушении и обосновать его причину, приложив подтверждающие справки, например, от управляющей компании об отключении электричества.
Штрафа за торговлю без онлайн-кассы можно избежать, если на каждый расчет без ККТ оформить чек коррекции с признаком «приход». В заявке требуется обосновать причину нарушения и прикрепить к ней все чеки коррекции. Если отправить заявление вовремя (пока ФНС не обнаружила несоблюдения норм), санкции не применяются, что обозначено в письме ФНС № ЕД-4-20/24899.
Ситуация с пандемией заставила правительство пересмотреть порядок проведения контрольных и надзорных проверок. Так, в отношении ИП и юридических лиц в 2022 году проверку могут провести дистанционно (по аудио- и видеосвязи). Впрочем, возможен и инспекционный визит.
Все это не освобождает бизнесменов от ответственности. У каждого правонарушения, совершенного до 31 декабря 2022 года, есть срок давности — 1 год. Если в 2022 году налоговая служба выявит, что в 2022-м магазин торговал без кассы, она имеет право начислить штраф за отсутствие ККМ задним числом.
Мужчина арендовал автомобиль в BelkaCar. С его карты списали 241 рубль, чек прислали. А он пожаловался в налоговую. Налоговики проверили все кассы фирмы, выписали штраф 259 миллионов рублей за «неприменение ККТ». Фирма продолжает оспаривать наказание, поскольку чеки-то она выдавала, просто в кассах истек срок фискального накопителя. В первой инстанции выиграла налоговая, в апелляции победила фирма. Отслеживать дело можно на сайте суда.
Штрафы за нарушения в использовании онлайн-кассы в 2022 году
Требования по установке онлайн-касс коснулись всех сфер бизнес-деятельности: торговли, услуг и общепита. Налоговая служба вправе применять меры административного воздействия в отношении субъектов, игнорирующих это требование: накладывать взыскания и прекращать их деятельность. Правонарушением считается отсутствие ККТ, непредоставление фискальных документов и неправильное применение кассовых аппаратов. Основанием для наложения взыскания могут быть жалобы клиентов, которые купили товар без чека. Но для этого придется доказать, что продукция была реализована без ККМ. Какой штраф предстоит платить, если работать без онлайн-кассы, как не допустить нарушений и избежать наказаний, читайте в статье.
Массовый переход бизнеса на кассовые аппараты осуществлялся поэтапно. Многим категориям предпринимателей были предоставлены отсрочки и введен мораторий на штрафы за отсутствие онлайн-касс. Вступивший в силу в 2019 году ФЗ № 129 дал очередное (на этот раз последнее) послабление «частникам», ведущим деятельность в одиночку:
- оказывающим услуги: массаж, косметология, перевозки и др.;
- выполняющим работы: авторемонт, монтаж оборудования и т. д.;
- продающим продукцию собственного изготовления: аксессуары, украшения, выпечку и др.
Если ИП наймет хотя бы одного сотрудника, льгота на него уже перестанет распространяться, и он будет обязан проводить расчеты через кассу. То же касается предпринимателей, которые, помимо изделий hand made, реализуют товары других производителей. В противном случае налоговые органы могут применить к ИП штраф за торговлю без онлайн-кассы. Отсрочка дана до 01 июля 2022 года — после указанной даты перечисленные категории обязаны применять ККТ наравне с другими бизнесменами.
Ст. 2 ФЗ № 54 выделяет группу субъектов, которые полностью освобождены от обязательства вести расчеты через ККТ. Штрафы за отсутствие онлайн-кассы на них тоже не распространяются. В категорию «льготников» входят предприниматели:
- занимающиеся ремонтом обуви;
- торгующие мороженым из ларька;
- продающие квас с автоцистерны;
- реализующие церковные товары;
- оказывающие услуги няни и сиделки;
- осуществляющие торговлю на ярмарках;
- лица, сдающие свою квартиру в аренду и др.
Магазины, работающие в труднодоступных районах, могут торговать без кассовой техники, но по желанию потребителя обязаны представить любой документ, подтверждающий покупку (допускаются заполненные от руки квитанции).
Организации, ведущие свою деятельность в местах, где нет интернета, могут использовать ККМ без отправки чеков оператору фискальных данных (ОФД), с условием выдачи БСО. Для них применяются те же штрафы за несоблюдение 54-ФЗ, что и для всех остальных субъектов.
Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен – Онлайн-касса!
Получай первым горячие новости и лайфхаки!