Страховая предложила выплаты, но этих денег не хватает

Стоит отметить, что некоторые из названных причин для выплаты деньгами прямо прописаны в Законе об ОСАГО, а некоторые продиктованы сложившейся судебной практикой и позицией Верховного Суда, поэтому не исключено, что за право получить деньги за ДТП придется посудиться.

Почему выплаты по ОСАГО может не хватить на ремонт

Объём и порядок урегулирования убытков по ОСАГО полностью регулируется Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. На текущий момент выплата по автогражданке в части возмещения вреда, причинённого имуществу потерпевших, возможна в двух формах:

Существует ряд причин, по которым страховщик имеет право предложить выгодоприобретателю выплату именно в денежной форме, среди них:

    отсутствие возможности выполнить ремонт в положенный срок (30 календарных дней) ввиду, например, затянувшихся сроков поставки необходимых для замены деталей;

Денежная выплата производится достаточно часто, хотя форма возмещения в виде ремонта является приоритетной.

Автолюбители в своих отзывах об урегулировании убытков по ОСАГО нередко жалуются на недостаточность денежных средств, которые они получили в качестве страховой выплаты, для полной оплаты восстановительного ремонта после ДТП. Чтобы понять, почему выгодоприобретателям в ряде случаев приходится добавлять собственные средства для оплаты услуг ремонтных станций, необходимо разобраться с перечнем затрат, которые компенсирует автогражданка, а также основными факторами, влияющими на величину выплат.

Расчёт денежной страховой выплаты по ОСАГО производится исключительно на основании единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства. Совокупный размер расходов на восстановление автомобиля складывается из нескольких составляющих:

    расходов на проведение работ по ремонту транспортного средства;

Необходимые документы

При досудебном урегулировании понадобится минимум документов:

  • акт о страховом случае;
  • отчет независимого эксперта.

Если дело направляется в суд, данный список нужно дополнить:

  • копией паспорта;
  • документами на авто (ПТС и СТС);
  • справкой о ДТП;
  • протоколом;
  • полисом ОСАГО;
  • копией досудебной претензии;
  • копией ответа от страховщика или виновника (если ее нет, нужно приложить почтовую квитанцию, подтверждающую факт отправки претензии);
  • аудио/видеоматериалами и показаниями свидетелей в качестве обоснованности своих требований (если они есть);

В зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться дополнительные документы.

фото 3

Сфера применения. Собственно, на кого распространяется?

  • Получите копию акта о страховом случае. Акт составляется страховщиком. В нем описывается авария, размер ущерба, выплаты, а главное, указывается расчет выплаты. Подготовка указанного документа предусмотрена Правилами ОСАГО, в п.4.23 которых сказано, что в течение 3-х дней после получения запроса, страховщик обязан предоставить вам акт. Ознакомившись с актом и сравнив цены в расчете страховщика, с ценами указанными в справочниках на сайте РСА, вы будете иметь примерное представление о степени занижения выплаты, что позволит принять взвешенное решение о возможности обращения в суд.
  • Приняв решение об обращении в суд необходимо документально обосновать указываемый вами размер ущерба и стоимость ремонта автомобиля. В этом поможет заключение эксперта. Обратитесь в экспертную организацию, эксперт которой, подготовит требуемое заключение. Из заключения вы получите не только реальную стоимость ремонта, но и обязательный «реквизит» искового заявления – цену иска.
  • Учитывая, что законом об ОСАГО предусмотрено досудебное урегулирование спора, необходимо направить страховщику претензию , которая по своему содержанию и приложениям должна соответствовать требованиям п.5.1. Правил ОСАГО. В частности, там необходимо указать свои данные, в т.ч. актуальные банковские реквизиты, изложить требования, описав обстоятельства послужившие основание подачи претензии. Обязательно приложите заключение о стоимости ремонта. По истечении 5-ти дней, вам придет ответ на претензию, в противном случае, а равно и в случае не удовлетворения претензии, вы получаете право обращаться в суд.
  • Для обращения в суд необходимо подготовить иск, изложить обстоятельства, на которые вы ссылаетесь и ваши требования. Т.е. указать, что случилась авария, вы обратились к страховщику, который не возместил ущерб в должном объеме, ваши доводы подтверждены заключением эксперта. Помимо требований о выплате стоимости ремонта по представленному заключению, имеете права требовать неустойку за несоблюдение сроков выплаты, в размере 1%, штраф – 50% от взысканной суммы. Учитывая, что требования заявляются в рамка защиты ваших прав как потребителя, от уплаты гос.пошлины вы освобождены. Получив решение суда и исполнительный лист, обратитесь к судебным приставам для исполнения решения суда. Для повышения эффективности процесса получения денег, направьте исполнительный лист в банк, в котором открыт расчетный счет страховщика, это позволит избежать, рутины с приставами и существенно ускорит процесс получения денег.

Необходимость привлечения виновника ДТП к возмещению расходов на ремонт автомобиля возникает в случае, когда суммы выплаты страховой компании не хватило (или очевидно не хватит) на ремонт автомобиля.

О том, что суммы предусмотренной законом в 400 000 рублей не хватит на ремонт, вы узнаете из экспертного заключения описанного выше. Получив такое заключение, претензию необходимо направить не только страховщику, но и виновнику аварии.

Учитывая наш опыт судебной работы, советуем объединять требования к страховщику и виновнику аварии в одно исковое заявление. Это позволит вам выбрать суд по месту нахождения виновника аварии, т.е. ваш регион, в случае, если страховщик находится в другом субъекте РФ.

При подаче искового заявления, вам придется заплатить госпошлину. Размер пошлины рассчитывается исходя из разницы, между страховой выплатой предусмотренной законом – 400 000 рублей и взыскиваемой суммой. Так, например, если размер ущерба от аварии составляет 447 000 рублей, то вы взыскиваете 400 000 рублей со страховщика, а 47000 рублей с виновника аварии. Соответственно пошлина оплачивается с 47000 рублей.

В ходе судебного разбирательства, виновник или страховая компания может заявить ходатайство о назначении экспертизы, для определения размера ущерба и стоимости ремонта. Вы имеете право возражать и предлагать свой вариант экспертного учреждения.

После окончания судебного процесса, исполнять решение суда в отношении страховщика можете в порядке изложенном выше. В отношении взыскания присужденного с виновника аварии, вам нужно обратиться к судебному приставу-исполнителю по месту регистрации виновника ДТП. Пристав, возбудив производство, обратит взыскание на счета должника в банках, все виды доходов, его имущество.

Изложенная информация должна облегчить процесс взаимодействия со страховой компанией и/или виновником ДТП, сохранить ваше время и нервы.

Судебная практика взыскания, как со страховой компании, так и с виновника ДТП, отлажена тысячами ежедневно рассматриваемых дел в судах, а сам процесс предельно формализован.

В тоже время, учитывая, что судебный спор дело хлопотное, а на стороне страховщика будут выступать опытные юристы, советуем обратиться за юридической помощью к квалифицированным специалистам, тем более, что затраты на их привлечение будут возмещены ответчиком.

Если недоплатил страховщик

В акте осмотра, калькуляции или заключении независимой экспертизы указаны не все повреждения, которые образовались в вашем ДТП. Или же поврежденная деталь подлежит замене, но страховщик, пытаясь сэкономить, назначает её ремонт.

В таких случаях становится понятно, что имеет место быть именно недоплата страхового возмещения и надо требовать недостающую сумму, но как это правильно сделать? Об этом и поговорим далее.

Начинаем требовать доплату

Сперва необходимо использовать все досудебные способы урегулирования спора. Для этого первым делом нужно обратиться к страховщику с заявлением о разногласиях.

Сделать это можно следующими способами:

  1. направить в форме электронного документа на почту или на сайте страховщика (срок рассмотрения будет 15 рабочих дней со дня получения, если со дня нарушения ваших прав страховщиком прошло не более 180 дней),
  2. отправить письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (срок рассмотрения будет 30 календарных дней со дня получения).

Для электронного обращения утверждена стандартная форма обращения, которую необходимо, распечатать, заполнить, подписать и отсканировать.

  • Скачать правильный бланк заявления о разногласиях.
  • Посмотреть образец заполнения заявления.

Официальные адреса электронной почты можно найти на сайте страховщиков или на сайте РСА, а также в Едином государственном реестре субъектов страхового дела.

  • у Росгосстраха – rgs@rgs.ru,
  • Альфа-Страхование – alfastrah@alfastrah.ru,
  • Ингосстрах – ingos@ingos.ru,
  • РЕСО-Гарантия – mail@reso.ru,
  • Согласие – info@soglasie.ru.

Если будете отправлять по электронной почте, делайте это с отчетом о доставке. Чем больше у вас доказательств, тем лучше.

В каких случаях страховки недостаточно для покрытия ремонтных работ

В текущем году по новым правилам закона об автостраховании, компенсационные выплаты в случае ДТП заменены проведением ремонта за счет денежных средств страховой конторы. При этом оценка ущерба производится в стандартном порядке, просто сумма на восстановление машины не передается на руки заинтересованному лицу. Таковой получает уже отремонтированное средство передвижения.

Тем не менее, ситуации, когда не хватает на ремонт по ОСАГО, по-прежнему происходят и автовладельцам следует знать, что следует предпринимать в подобных случаях.

Всего возможны 2 варианта, когда страховая выплата значительно ниже стоимости восстановительных работ:

  1. стоимость устранения повреждений, полученных в результате аварии, превышает лимит, установленный законом;
  2. страховая контора оценила ущерб ниже, чем таковой составляет на самом деле.

Каждый из указанных случаев обладает рядом нюансов, которые стоит учесть, прежде чем приступать к дальнейшим действиям.

Ремонт вышел дороже

В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.

Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка. Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб., его должна возместить страховая компания, решило общество.

Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд.

Когда страховых выплат недостаточно, чтобы выполнить ремонт ОСАГО

На сегодняшний день российское законодательство устанавливает приоритетное прямое возмещение причинённого ущерба. Это значит, что пострадавшим лишь в определённых случаях будет произведена денежная выплата, по умолчанию же страховая компания оплатит ремонт транспортного средства. При этом сумма возмещения определяется не по смете автосервиса, а по установленной единой методике.

Случаи, когда на ремонт не хватает выплаты по ОСАГО, происходят достаточно часто. Поэтому водители должны хорошо знать, что предпринять в таких ситуациях.

Обычно страховая компенсация существенно меньше стоимости ремонта в таких ситуациях:

  • Оценка ущерба ниже, чем реальное положение вещей.
  • Стоимость устранения повреждений, которые были получены в ДТП, превышает установленный законодательством лимит.

В каждом случае существуют важные детали, которые важно принять во внимание и учитывать при дальнейших действиях.

Резюме: к проблемам с ОСАГО нужно быть готовым

Итак, даже наш поверхностный анализ выявил ряд проблем полиса обязательного автострахования. Главная из них – нежелание компаний в полной мере рассчитываться по своим обязательствам. И их можно понять: рынок ОСАГО дышит на ладан, с трудом балансируя на грани рентабельности.

Впрочем, это проблемы страховщиков, а не автолюбителей. Если вы столкнулись с формализмом со стороны компании, отказом в возмещении убытков или попыткой взыскать суммы в порядке регресса, нужно действовать. Полагаю, что без услуг юриста не обойтись, и не лишь бы какого, а хорошего специалиста в сфере автострахования.

Полис должен решать все вопросы добросовестного водителя: возмещать ущерб при ДТП. С учётом количества аварий на дорогах, такая идея выглядит максимально здравой. Но на самом деле покупка полиса не всегда решает проблемы водителя. Что делать, если отказали в выплате? Что предпринять, если заставляют возместить ущерб, даже при наличии страховки? Каковы шансы на успех при судебных спорах? Попробуем разобраться, да не в теории, а на примерах.

Фокусы страховщиков

В интернете хватает сведений о незаконных действиях представителей страховых компаний, однако мне не удалось подтвердить их судебными решениями. Я условно назвал их «фокусами» и решил упомянуть в этом материале:

  • Настойчивое предложение оформить европротокол . Уж и не знаю, какой в этом смысл, ведь лимит по нему такой же, как и в рамках обычного разбирательства (400 тысяч рублей, что предусмотрено ст.7 ФЗ №40 «Об ОСАГО»). Якобы, агенты страховщика, прибывая на место ДТП, убеждают стороны оформить европротокол. Как это поможет компании минимизировать ответственность – вопрос, ответа на который я не нашёл.
  • Выплата без глубокого исследования автомобиля . Пострадавшему в аварии предлагают получить выплату сразу, но с отказом от претензий в будущем.
  • Использование «своих» экспертов . В интернете много неподтвержденных сообщений о том, что страховщики привлекают к оценке вреда проверенные компании, которые выносят заключения в их интересах.
READ
Способы закупок по Закону N 44-ФЗ
Ссылка на основную публикацию