Аттестация государственного служащего

Не позднее чем за две недели до начала аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет в аттестационную комиссию мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв должен быть утвержден вышестоящим руководителем и должен содержать (п. п. 12, 13 Положения) следующие данные:

Институт аттестации государственных гражданских служащих

В данной статье анализируются общие положения проведения аттестации государственных гражданских служащих в Российской Федерации, сделан вывод об эффективности института аттестации.

Государственный гражданский служащий, несомненно, должен быть компетентен, являться профессионалом своего дела, что следует из положений Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1].

В ходе последовательно проводимой в Российской Федерации реформы государственной службы, к государственным гражданским служащим предъявляются довольно высокие требования, которым они обязаны соответствовать в целях их успешной служебной деятельности.

К каждому отдельно взятому государственному гражданскому служащему предъявляются те или иные квалификационные требования, в частности, требования к уровню образования, к качеству исполнения должностных обязанностей, стажу работы по специальности или на государственной службе и прочие.

Термин «аттестация» в переводе с латинского и французского языков означает «подтверждение квалификации». На сегодняшний день именно в процессе прохождения государственным гражданским служащим процедуры аттестации представитель нанимателя выявляет уровень соответствия конкретного государственного гражданского служащего занимаемой им должности государственной гражданской службы. Также аттестация позволяет выявить как госслужащих, явно не справляющихся со своими должностными обязанностями, так и тех, кто является наиболее перспективным, кто заслуживает дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Таким образом, аттестация, несомненно, играет сугубо положительную роль.

Аттестация в государственных органах проводится на основании указанного выше Федерального закона, Указа Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее — Указ президента РФ № 110, Указ), а также принятых в соответствии с названными нормативно-правовыми актами локальных актах (положения, регламенты и прочие).

В данной статье кратко рассмотрим основные положения Указа Президента РФ № 110, так как именно он является базовым документом для формирования локальных актов государственных органов, касающихся аттестации государственных гражданских служащих.

Итак, согласно Указу не все государственные служащие подлежат процедуре аттестации. В частности, аттестация не проводится в отношении беременных женщин, гражданских служащих, достигших возраста шестидесяти лет; гражданских служащих, которые проработали в должности гражданской службы, занимаемой ими, менее одного года, а также в отношении некоторых иных категорий.

Аттестация государственных служащих по общему правилу проводится один раз в три года, лишь в некоторых случаях возможно проведение внеочередной аттестации.

Для проведения аттестации создается специальная аттестационная комиссия, утверждается график проведения аттестации, составляются списки государственных служащих, которые подлежат очередной аттестации, производится подготовка необходимых документов.

В ходе проведения процедуры аттестации государственный служащий приглашается на заседание аттестационной комиссии для рассмотрения предоставленных документов и заслушивания его объяснений. По общему правилу, в случае неявки на заседание аттестационной комиссии государственный служащий подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности. Однако, отдельные локальные акты органов государственной власти могут содержать перечень уважительных причин отсутствия государственного служащего на заседании аттестационной комиссии.

В ходе аттестации оценивают соответствие конкретного государсвтенного служащего квалификационным требованиям, учитывают сложность проделываемой им работы, ее эффективность и результаты, а также в целом делают вывод о степени участия государственного гражданского служащего в решении поставленных перед государственным органом, в котором он осуществляет служебную деятельность, задач.

Для определения уровня соответствия государственного служащего занимаемой должности обязательно подлежат учету данные о результатах исполнения государственным гражданским служащим должностного регламента, его знания, необходимые для осуществления службной деятельности, а также опыт работы; соблюдение им существующих ограничений и запретов, беспрекословное соблюдение требований к поведению государственного гражданского служащего. В Указе отдельно отмечается, что государственные гражданские служащие, которые в той или иной мере наделены организационно-распорядительными полномочиями, должны обладать организаторскими способностями, что также является предметом аттестации.

По результатам аттестации комиссия выносит одно из решений в отношении дальнейшей деятельности государственного служащего:

  • государственный гражданский служащий включается в кадровый резерв для замещения им в дальнейшем более высокой должности;
  • государственный гражданский служащий направляется для прохождения дополнительного професиионального образования в образовательное учреждение;
  • государственный гражданский служащий подлежит понижению в должности либо исключению из кадрового резерва, если в нем состоит[2].

Отметим, что на сегодняшний день далеко не все теоретики и практики полагают, что аттестация государственных гражданских служащих является эффективным институтом и действительно способствует более профессиональной и активной служебной деятельности государственных служащих. В частности, В.В. Волошина указывает на положительный опыт проведения аттестации в США и отмечает такие механизмы как сокращение объема делопроизводства, своевременность исполнения должностных обязанностей, иные показатели. Также В.В. Волошина отмечает, что аттестация государственных служащих в США проводится один раз в год, а по ее результатам госслужащий может быть даже уволен[3].

READ
Особенности совершения сделок с несовершеннолетними

Таким образом, можно сделать вывод о том, что аттестация государственных гражданских служащих имеет положителньое значение, призвана увеличить эффективность служебной деятельности госслужащих, однако, на практике проведение аттестации не всегда достигает своих целей, так как процедура проведения аттестации не совсем четко описана в федеральном законодательстве, не учтены некоторые довольно важные моменты, поэтому институт аттестации необходимо совершенствовать, в том числе обращая внимание на положительный опыт зарубежных стран.

Приказ Роструда от 18.09.2019 N 267-к “О Порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов” (Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2020 N 57189)

В целях повышения эффективности проведения аттестации государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, руководствуясь частью 9 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2015, N 24, ст. 3374), пунктом 8 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437; 2014, N 12, ст. 1263), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов.

2. Признать утратившим силу приказ Роструда от 14 апреля 2009 г. N 81-к “Об утверждении Положения о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по труду и занятости” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2009 г., регистрационный N 13926).

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Приложение
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 18 сентября 2019 г. N 267-к

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости (далее – Порядок) регламентирует вопросы организации проведения аттестации государственных гражданских служащих Роструда и его территориальных органов (далее – гражданские служащие).

2. Аттестация гражданских служащих проводится в соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437; 2015, N 35, ст. 4970) (далее – Положение о проведении аттестации) в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы (далее – гражданская служба) на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

3. Аттестация призвана способствовать повышению профессионального уровня гражданских служащих, а также формированию кадрового резерва Роструда и его территориальных органов.

4. Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) замещающие должности государственной гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт;

б) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена;

в) проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

г) беременные женщины;

д) находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через год с даты после выхода из отпуска;

е) в течение года после окончания обучения по программам повышения квалификации или программам профессиональной переподготовки, если обучение осуществлялось по направлению работодателя.

5. Аттестация гражданских служащих проводится один раз в три года. До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации по решению руководителя может проводиться внеочередная аттестация в целях определения квалификации гражданских служащих и подтверждения их соответствия занимаемым должностям.

6. Внеочередная аттестация может проводиться в случаях, предусмотренных пунктом 5 Положения о проведении аттестации.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2013, N 14, ст. 1665; N 27, ст. 3477; 2016, N 27, ст. 4157).

READ
Как и где получить РВП в Москве в 2022 году

II. Порядок формирования и состав аттестационной комиссии

7. Для проведения аттестации в Роструде и его территориальных органах формируются аттестационные комиссии. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

8. Аттестационные комиссии создаются:

а) в Роструде – приказом руководителя Роструда;

б) в территориальных органах Роструда – приказом руководителя территориального органа Роструда.

9. Аттестационная комиссия осуществляет свои полномочия в отношении следующих категорий работников:

а) аттестационная комиссия Роструда – в отношении гражданских служащих, занимающих должности (претендующих на должности), назначение на которые осуществляется приказом руководителя Роструда;

б) аттестационная комиссия (комиссии) территориального органа Роструда – в отношении работников, занимающих должности (претендующих на должности), назначение на которые осуществляется приказом руководителя территориального органа Роструда.

10. Аттестационная комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, членов комиссии и секретаря комиссии (далее – члены аттестационной комиссии).

Все члены аттестационной комиссии обладают равными правами при осуществлении своих полномочий и принятии решений.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным при условии присутствия не менее двух третей ее членов.

Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.

При равенстве голосов решение принимается в пользу аттестуемого гражданского служащего.

11. В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровых и юридических подразделений, руководители структурных подразделений, а также представитель профсоюзной организации (при ее наличии).

12. В состав аттестационной комиссии включаются руководитель Роструда и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из отдела по вопросам государственной службы и кадров, Юридического Управления и Управления, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), (при проведении аттестации в территориальном органе Роструда – руководитель территориального органа Роструда и уполномоченные им лица), а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые по запросу руководителя Роструда в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии должен формироваться таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которая может повлиять на решения, принимаемые аттестационной комиссией.

13. В целях предупреждения возникновения конфликта интересов устанавливаются следующие ограничения:

а) в случае аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, а также в иных случаях его личной заинтересованности, которая приведет или может привести к конфликту интересов, аттестуемый в оценке своих профессиональных, деловых и личностных качеств, а также в голосовании по решению аттестационной комиссии не участвует, о чем в протоколе заседания аттестационной комиссии делается соответствующая запись;

б) председателем аттестационной комиссии не может являться руководитель Роструда, руководитель территориального органа Роструда.

14. Организационное обеспечение деятельности аттестационных комиссий возлагается на отдел по вопросам государственной службы и кадров Роструда или кадровые подразделения территориальных органов Роструда (далее – кадровые подразделения).

15. Решения о проведении аттестации принимаются:

об аттестации аттестационной комиссией Роструда – решением руководителя Роструда, которое оформляется соответствующим приказом;

об аттестации аттестационной комиссией (комиссиями) территориальных органов Роструда – решением руководителя территориального органа Роструда, которое оформляется приказом руководителя территориального органа Роструда.

16. Приказы Роструда и его территориальных органов о проведении аттестации (далее – распорядительные акты о проведении аттестации) издаются не позднее одного месяца до даты (начала срока) проведения аттестации.

17. Распорядительные акты о проведении аттестации должны содержать:

цель проведения аттестации;

дату (сроки) проведения аттестации;

график проведения аттестации (при необходимости);

список гражданских служащих, подлежащих аттестации.

18. Список гражданских служащих, подлежащих аттестации, формируется отделом по вопросам государственной службы и кадров Роструда или кадровым подразделением территориального органа Роструда.

19. О дате аттестации гражданский служащий уведомляется под роспись не позднее чем за две недели до этой даты.

READ
Рассрочка исполнения решения суда ГПК РФ

20. В соответствии с пунктами 12 – 14 Положения о проведении аттестации на каждого аттестуемого гражданского служащего непосредственным руководителем составляется отзыв, с которым гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.

21. Аттестуемый гражданский служащий не позднее чем за пять рабочих дней до дня проведения аттестации вправе представить в кадровое подразделение дополнительные сведения о себе и о выполнении своих трудовых функций, а также мотивированное письменное заявление о своем частичном или полном несогласии с представленным отзывом.

22. Отдел по вопросам государственной службы и кадров Роструда или кадровое подразделение территориального органа Роструда организует сбор и проверку аттестационных материалов, которые передает секретарю аттестационной комиссии.

23. В целях объективного, полного и всестороннего изучения дополнительных сведений, представленных аттестуемым, либо при необходимости получения аттестационной комиссией дополнительной информации от гражданского служащего или его непосредственного руководителя аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание.

III. Проведение аттестации

24. Аттестация проводится путем личного присутствия гражданского служащего на заседании аттестационной комиссии или в режиме видеоконференции. Личное присутствие гражданского служащего на заседании аттестационной комиссии или участие в режиме видеоконференции признаются равнозначными.

25. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

В случае невозможности присутствия на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, служебная командировка, отпуск) аттестуемый гражданский служащий должен не позднее чем за один день до начала заседания аттестационной комиссии сообщить об этом секретарю аттестационной комиссии. Аттестация в этом случае переносится на более поздний срок.

26. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии. В ходе проведения заседания аттестационной комиссии:

заслушивается сообщение представителя отдела государственной службы и кадров Роструда или кадрового подразделения территориального органа Роструда (секретаря комиссии) об аттестуемом на основании представленного отзыва;

рассматриваются представленные в комиссию аттестационные материалы;

аттестуемому задаются вопросы по фактически выполняемым обязанностям, правам, ответственности и квалификационным требованиям, установленным должностным регламентом;

для получения дополнительной информации на заседание аттестационной комиссии могут быть приглашены непосредственный руководитель аттестуемого и руководители структурных подразделений, во взаимодействии с которыми аттестуемый осуществляет свою профессиональную деятельность.

На аттестуемого оформляется аттестационный лист, составленный по форме согласно приложению к Положению о проведении аттестации.

Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под роспись.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

27. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

28. В соответствии с пунктом 17 Положения о проведении аттестации профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, с учетом рекомендаций, представленных в приложении N 2 к настоящему Порядку.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, также организаторские способности.

29. Материалы аттестации гражданских служащих представляются руководителю Роструда (при проведении аттестации в территориальном органе Роструда – руководителю территориального органа Роструда) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

READ
Как посчитать процент на калькуляторе телефона

30. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается приказ Роструда или принимается решение руководителя Роструда (при проведении аттестации в территориальном органе Роструда издается приказ территориального органа Роструда или принимается решение руководителя территориального органа Роструда) о том, что гражданский служащий:

подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

направляется для получения дополнительного профессионального образования;

понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

31. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы руководитель Роструда (при проведении аттестации в территориальном органе Роструда – руководитель территориального органа Роструда) вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

32. По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

33. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1
к Порядку проведения аттестации
государственных гражданских служащих
Федеральной службы по труду и занятости
и ее территориальных органов

Проведение аттестации

18. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае если гражданский служащий в день проведения аттестации отсутствует на служебном месте по уважительной причине, дата проведения аттестации переносится на более поздний срок. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

19. Рекомендуемый порядок работы аттестационной комиссии включает рассмотрение представленных документов, заслушивание сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя (либо его заместителя) о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, обсуждение результатов его профессиональной служебной деятельности, принятие решения в отношении аттестуемого гражданского служащего.

20. Аттестационная комиссия оценивает профессиональную служебную деятельность гражданского служащего на основании отзыва с учетом информации, представленной кадровой службой в выписке, указанной в пункте 17 настоящей единой методики, а также на основании заслушивания сообщения аттестуемого гражданского служащего, в ходе которого членами аттестационной комиссии могут задаваться вопросы, направленные на оценку профессиональной служебной деятельности аттестуемого гражданского служащего.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Аттестуемый гражданский служащий может принять участие в заседании аттестационной комиссии в формате видеоконференции (при наличии технической возможности).

Оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего подразумевает определение его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности, включая количество и качество выполненных поручений и подготовленных проектов документов.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, отсутствие установленных фактов несоблюдения гражданским служащим служебной дисциплины и ограничений, нарушений запретов, невыполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе и о противодействии коррупции, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, – также организаторские способности.

Аттестация и квалификационный экзамен

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

READ
Форма отчета агента по агентскому договору

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

При проведении аттестации могут использоваться следующие методы оценки гражданского служащего:

1) тестовое задание;

2) индивидуальное собеседование;

3) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа методы оценки, позволяющие определить соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности гражданской службы.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:

а) должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

б) должности гражданской службы категории “помощники (советники)”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

При проведении квалификационного экзамена могут использоваться следующие экзаменационные процедуры:

1) тестовое задание;

2) индивидуальное собеседование;

3) иные методы оценки профессиональных качеств, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.

По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего аттестационной комиссией выносится одно из следующих решений:

1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

Аттестация государственного служащего

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Аттестация государственных гражданских служащих – мероприятие, по результатам которого принимается решение о соответствии государственного гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы с учётом результатов его профессиональной деятельности.

Аттестация государственного гражданского служащего проводится 1 раз в 3 года.

Аттестации не подлежат государственные гражданские служащие:
а) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключён срочный служебный контракт;
б) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
в) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена;
г) беременные женщины;
д) достигшие возраста 60 лет.

Аттестация государственных гражданских служащих, находящихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске, по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3-х лет, возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска.

Основные этапы по проведению аттестации:
I. Подготовка к проведению аттестации;
II. Проведение аттестации;
III. Оформление и реализация результатов аттестации.

Подготовительный период – ответственный этап организации аттестации. От того, насколько своевременно и чётко выполнены работы, предусмотренные для данного этапа, во многом зависят конечные результаты аттестации.

READ
Льготы на коммунальные услуги многодетным семьям

Подготовка к проведению аттестации предусматривает тщательное изучение ряда основополагающих нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ст.49;
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;
  • Постановление Губернатора Челябинской области от 07.03.2018 № 53 “Об аттестационных комиссиях по проведению аттестации и квалификационного экзамена отдельных категорий государственных гражданских служащих Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области” (вместе с “Положением об аттестационных комиссиях по проведению аттестации и квалификационного экзамена отдельных категорий государственных гражданских служащих Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области”)

Подготовка к проведению аттестации ведётся кадровой службой соответствующего органа государственной власти Челябинской области. Аттестация проводится на основании правового акта (приказа) соответствующего органа государственной власти Челябинской области. Дата проведения аттестации доводится до сведения каждого аттестуемого государственного гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

Результаты аттестации сообщаются государственным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

После завершения аттестации кадровой службой подводятся её итоги. Материалы аттестации и результаты, оформленные в виде отчёта, представляются руководителю органа государственной власти Челябинской области не позднее чем через 7 дней после проведения аттестации. В отчёте отражается общее число государственных гражданских служащих, принимавших участие в аттестации, признанных соответствующими и несоответствующими замещаемым должностям государственной гражданской службы.

Ежегодные аттестации государственных гражданских служащих в Министерстве культуры Челябинской области

Приказ Министерства культуры Челябинской области от 15.10.2021 г. № 461 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Министерства культуры Челябинской области в 2021 году”

Приказ Министерства культуры Челябинской области от 08.08.2018 г. № 212 “О проведении аттестации государственных гражданский служащих Министерства культуры Челябинской области в 2018 году”

Приказ Министерства культуры Челябинской области от 30.08.2017 г. № 428 “О проведении аттестации государственных гражданский служащих Министерства культуры Челябинской области в 2017 году”

Приказ Министерства культуры Челябинской области от 23.11.2016 г. № 583 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Министерства культуры Челябинской области в 2016 году”

Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих в Министерстве культуры Челябинской области

Приказ Министерства культуры Челябинской области от 06.12.2021 г. № 563 “О внесении изменений в приказ Министра культуры Челябинской области от 08.11.2016 г. № 559”

Приказ Министерства культуры Челябинской области от 14.03.2018 г. № 115/2 “О внесении изменений в приказ Министра культуры Челябинской области от 08.11.2016 г. № 559”

Приказ Министерства культуры Челябинской области от 30.10.2017 г. № 518 ” О внесении изменения в приказ Министерства культуры Челябинской области 30.08.2017 г. № 428″

Приказ Министерства культуры Челябинской области от 27.10.2017 г. № 515 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства культуры Челябинской области”

Приказ Министерства культуры Челябинской области от 02.08.2017 г. № 402 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства культуры Челябинской области”

Приказ Министерства культуры Челябинской области от 09.02.2017 г. № 53 “О внесении изменений в некоторые приказы Министра культуры Челябинской области”

Приказ Министерства культуры Челябинской области от 08.11.2016 г. № 559 “Об аттестационной комиссии по проведению аттестации и квалификационного экзамена государственных гражданских служащих Министерства культуры Челябинской области”

Правовые основания аттестации государственных гражданских служащих

Общие положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих установлены в ст. 48 Закона N 79-ФЗ. Более детально порядок аттестации описан в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – Положение), утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110. Действие данного документа распространяется на государственных гражданских служащих РФ, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах (п. 1 Положения).

Кроме того, при применении данных документов необходимо учитывать отраслевые приказы, которые в большей части повторяют положения указанных нормативных правовых актов, но могут содержать некоторые нюансы. Например, п. 3.3 Положения о порядке проведения аттестации государственных гражданских служащих Федерального агентства связи, утвержденного Приказом Россвязи от 11.08.2008 N 175, установлены уважительные причины неявки гражданского служащего на аттестацию, в то время как федеральными законами такого перечня не предусмотрено. Пунктом 32 Порядка проведения аттестации и сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Министерства транспорта Российской Федерации и заместителями руководителей федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, утвержденного Приказом Минтранса России от 13.04.2009 N 58, установлено, что в случае отказа аттестуемого гражданского служащего от росписи об ознакомлении с аттестационным листом об этом делается соответствующая запись, которая заверяется председателем и секретарем аттестационной комиссии. Поэтому кадровые работники организаций при подготовке к проведению аттестации должны иметь в виду нормы ведомственных приказов.

READ
Когда лишают водительских прав пожизненно

Согласно п. 2 Положения целью аттестации является определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. При этом, как указано в ч. 7 ст. 48 Закона N 79-ФЗ, необходимо учитывать соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ.

По результатам аттестации могут быть решены вопросы:

– формирования кадрового состава государственной гражданской службы РФ;

– повышения профессионального уровня гражданских служащих;

– определения преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

– изменения условий оплаты труда гражданских служащих.

Согласно п. 3 Положения аттестации не подлежат гражданские служащие:

– проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

– достигшие возраста 60 лет;

– находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска (ч. 8 ст. 48 Закона N 79-ФЗ);

– замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт;

– в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

В отношении остальных категорий гражданских служащих аттестация должна проводиться один раз в три года (ч. 4 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). Ранее этого срока может проводиться внеочередная аттестация после принятия представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителем этого руководителя, осуществляющим полномочия представителя нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (далее – представитель нанимателя) в установленном порядке решения:

– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Кроме того, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 6 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 79-ФЗ.

График проведения проверки

График составляют ежегодно, а утверждает его наниматель. Каждого из аттестуемых следует ознакомить с этим документом не позднее, чем за месяц до проведения проверки.

В график включают следующие сведения:

  • название государственной структуры, подразделения, в которых проводится аттестация;
  • перечень аттестуемых сотрудников;
  • дата, время и место проведения проверки;
  • дата предоставления в комиссию необходимых документов;
  • список ответственных за их предоставление руководителей.

Бланк графика проведения аттестации

График проведения аттестации

Аттестация государственного служащего

«Аттестация» в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика, процесс оценивания соответствия кого-либо некоторым критериям.

По сложившейся практике аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель – определить его соответствие занимаемой должности. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные

– навыки, опыт и качество работы, эффективность служебной деятельности достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации возможно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности. Более того, аттестация позволяет:

– выявить перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;

– определить степень необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;

– обеспечить возможность долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Однако допустимо проведение и внеочередной аттестации в случае соглашения сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о его профессиональной служебной деятельности или же после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в учреждении;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих. организации аттестации.

READ
Можно ли что-то предпринять при ложных обвинениях?

Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемых должностей. Исключение сделано лишь для руководителей и помощников (советников), но при условии, что с ними заключен срочный служебный контракт.

От очередной аттестации освобождены служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет – аттестация им «светит» не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.

Более того, Положение о проведении аттестации государственных
гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 01.02.2005 № ПО (далее – Положение), расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:

проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

« достигшие возраста 60 лет;

в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

При сокращении должностей аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом остаться на работе в силу высокой результативности труда и квалификации, а по результатам внеочередной аттестации им могут быть предоставлены для замещения иные должности.

Проведение аттестации требует определенной организации. Можно выделить три этапа аттестационной процедуры: подготовительный, непосредственно аттестация, заключительный.

Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на подразделение учреждения по вопросам гражданской службы и кадров.

Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать следующие подготовительные процедуры:

разъяснительные работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;

составление списка служащих, подлежащих аттестации;

утверждение графика и сроков проведения аттестации;

создание аттестационной комиссии;

подготовка необходимой документации;

проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с отчетами и отзывами на аттестуемых гражданских служащих.

Низкая информационная поддержка цели проведения и процедуры проведения аттестации может сказаться на психологическом климате в коллективе, особенно если подобная «процедура» проводится впервые.

Подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения о формировании аттестационной комиссии, об утверждении графика проведения аттестации, а также о списках служащих, подлежащих аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттеста­ции по соответствующим должностям персонально для каждого граждан­ского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем на­нимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого служащего не менее чем за месяц до ее начала. Утвержденный график является правовым основанием про­ведения аттестации в отношении каждого гражданского служащего, в соответ­ствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) и Поло­жением о периодической проверке его профессиональных и других качеств.

Создание аттестационных комиссий – еще один из подготовительных этапов для проведения аттестации. Формирование и состав этих комиссий подробно отражены в пунктах 8-10 Положения.

К документам, которые должны быть представлены в аттеста­ционную комиссию, относятся:

мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовлен­ный его непосредственным руководителем;

сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проек­тах документов за указанный период, содержащиеся в годовых от­четах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосред­ственного руководителя (заявление о своем несогласии с представ­ленным отзывом);

аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

Подготовка необходимых документов для проведения аттестации граж­данского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым долж­ностных обязанностей за аттестационный период (п. 2 Положения). Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Отзыв является одним из главных письменных подтверждений выпол­нения или, напротив, невыполнения аттестуемым возложенных на него тру­довых обязанностей. От него зависит, будет ли работник признан соответствующим занимаемой должности или нет.

В отзыве целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений, качество и сложность работы, степень самостоятель­ности при ее вьполнения, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дис­циплины.

Завершающим этапом проведения аттестации является реализации решений, принятых аттестационной комиссией, которая обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождению профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой либо о направлении на профессиональную перепод­готовку или повышение квалификации, либо о понижении в должности.

READ
Испортили вещь в химчистке

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служа­щий по уровню своей фактической квалификации не соответствует зани­маемой должности или выполняемой работе, дает представителю нанимателя право расторгнуть с ним служебный контракт. Впрочем, ра­сторгнуть контракт можно и в случае, когда гражданский служащий отка­зывается от прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ). Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.

В заключение хочется напомнить, что аттестация не должна прово­диться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттеста­ции оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате прове­денной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

Система аттестации государственных гражданских служащих

Журавлева, И. А. Система аттестации государственных гражданских служащих / И. А. Журавлева, Ю. Ю. Суменкова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 1 (17). — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/111/3733/ (дата обращения: 13.02.2022).

Аттестация государственных гражданских служащих является обязательной и представляет собой форму оценки степени и уровня квалификации служащих.

Ключевые слова: аттестация, государственный гражданский служащий, проведение аттестации.

При рассмотрении системы аттестации государственных служащих актуальность анализа правового регулирования государственной гражданской службы объясняется тем, что гражданская служба в государственном органе является важнейшим административно-правовым институтом.

В соответствии с положениями статьи 71 Конституции Российской Федерации, «федеральная государственная служба находится в исключительном ведении Российской Федерации». Также установлено, что «установление общих принципов организации системы органов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» [1].

В части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениям части 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

С принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» были внесены изменения и дополнения в Гражданский и Трудовой кодексы, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». Изменения направлены на ужесточение требований к гражданским служащим и предупреждение коррупции.

Все нормативные правовые акты являются необходимыми для регулирования правоотношений в сфере гражданской государственной службы и являются достаточными для функционирования государственных органов. Таким образом, правовые основы государственной гражданской службы на федеральном уровне можно считать сформированными.

За субъектами Российской Федерации согласно федеральному законодательству закреплены полномочия по:

‒ организации и установлению условий прохождения государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

‒ распределению по группам или категориям должностей государственной гражданской службы согласно положениям федерального законодательства о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Квалификационные требования к гражданам для замещения государственных должностей наряду с федеральными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены также законами и прочими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

‒ утверждению реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также по организации и порядку ведения данного реестра;

‒ осуществлению переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и прочими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

‒ присвоению классных чинов государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

‒ утверждению программ развития государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом № 79-ФЗ за субъектами Российской Федерации закреплены полномочия по:

‒ установлению квалификационных требований к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности для государственных служащих субъекта Российской Федерации;

‒ утверждению реестра должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации;

‒ определению порядка и условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным служащим субъектов Российской Федерации, которые имеют ненормированный служебный день;

‒ установлению величины должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих субъекта Российской Федерации;

READ
Отзыв исполнительного листа по алиментам

‒ ежегодной индексации величины окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации;

‒ формированию фонда оплаты труда государственных служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда специалистов, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы субъекта Российской Федерации;

‒ установлению порядка и условий командирования гражданского служащего, а также порядка и условий возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган; выплаты по обязательному государственному страхованию;

‒ предоставлению гражданским служащим дополнительных государственных гарантий;

‒ установлению порядка и условий выплаты единовременного поощрения гражданским служащим субъекта Российской Федерации;

‒ утверждению государственного заказа субъекта Российской Федерации на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих субъекта Российской Федерации, включая его объем и структуру;

‒ утверждению положения о кадровом резерве, который утверждается соответственно Президентом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельного определения условий предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации.

Также положения о регулировании государственной службы в субъектах Российской Федерации содержатся в уставах и конституциях этих субъектов. Законодательство Омской области о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области состоит из Основного Закона Омской области, Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области (с изменениями на 6 ноября 2014 года) и иных нормативных правовых актов Омской области, принимаемых в соответствии Кодексом о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области.

Также во всех субъектах Российской Федерации активно продолжается формирование правовой базы с целью:

‒ совершенствования государственной политики по борьбе с коррупцией в государственных органах;

‒ ликвидации причин и условий, создающих возможность для реализации коррупционных схем;

‒ устранения злоупотреблений и профилактики совершения преступлений с использованием должностных полномочий;

‒ обеспечения соблюдения норм служебной этики служащими государственных учреждений.

Изменения в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации вносятся для приведения регионального законодательства в соответствие с изменениями федерального законодательства, а также с целью совершенствования регулирования правоотношений в сфере государственной гражданской службы.

В государственных органах РФ аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2], и Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». На основании последнего во всех органах государственной власти приняты правовые акты, получившие разные названия — положение, порядок, регламент, определяющие организацию проведения аттестации.

Положение о проведении аттестации государственного служащего, находящегося на соответствующей должности государственной должности, устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия, утверждается график проведения аттестации, составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационных комиссии.

Таким образом, анализ практики применения законодательства об аттестации государственных гражданских служащих позволяет сделать вывод о том, что, гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт, исключены из процедуры профессиональной оценки их соответствия занимаемой должности. Необходимо унифицировать указанную процедуру для всех категорий государственных служащих, а также поставить в зависимость решение руководителя государственного органа от решения комиссии, проводящей аттестацию.

  1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. с изменениями на 21 июля 2014г.] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ivo.garant.ru,- свободный // СПС «ГАРАНТ» (Дата обращения: 01.10.2018г).
  2. Российская Федерация. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ivo.garant.ru,- свободный // СПС «ГАРАНТ» (Дата обращения: 01.10.2018г).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная гражданская служба, Омская область, служащий, субъект, государственная служба, государственный орган, правовой акт субъектов, проведение аттестации, федеральное законодательство.

О необходимости регулярно проходить аттестацию заявлено в Указе Президента Российской Федерации №110 от 01.02.2005 и Федеральном законе №79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а сама процедура регламентирована Постановлением Правительства РФ №1387 от 09.09.2020. В этих нормах оговаривается периодичность проведения аттестации государственного гражданского служащего, правила ее организации, список необходимых документов и другие детали.

Ссылка на основную публикацию