Во многих случаях это происходит далеко не единожды, и одна только доработка всех бумаг для принятия заявки может затянуться на год и больше.
Лесная амнистия – гарантия защиты собственности на участки на лесных землях
Ситуация, когда земельный участок (ЗУ) находится на лесной земле, не редкая. Участок может быть любым – для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ или для сельхозпроизводства.
Наделы и постройки, зарегистрированные в ЕРГН, были под прицелом лесных ведомств. Они предъявляли к владельцам претензии. Их замечания касались собственности на землю, поскольку эти ведомства относили наделы или их часть к лесной территории, зарегистрированной в лесном реестре.
И не только считали. Лесные ведомства опровергали:
- право собственности на землю
- правомерность предоставления ЗУ в собственность граждан
выполненного органами муниципальной власти.
Земельные участки изымались у владельцев через суды. Земля возвращалась в лесной фонд государства, то есть в собственность Российской Федерации. Успешных для лесных ведомств результатов было немало.
Использование лесных земель регулируется Лесным кодексом РФ. Лейтмотив в порядке эксплуатации лесных земель:
- защита
- воспроизводство
- использование в соответствии с назначением
зачастую исключает возможность застройки.
На ЗУ на лесных землях построить что-либо было практически невозможно. Застройка была сопряжена:
- с получением разрешений лесного ведомства субъекта
- с разработкой проектов освоения лесов на лесных участках, предоставленных в пользование или аренду
- со сложной процедурой утверждения проектов освоения лесов
Возведение частного дома на такой земле провоцировало неприятные последствия. Строение приобретало статус самовольной постройки на лесных землях, даже если на него в ЕГРН было зарегистрировано право собственности. Постройки должны были сноситься по решению судов.
Сложившаяся ситуация имела малоприглядный характер:
- земли Рослесхоза оказались в границах садоводческих товариществ и населённых пунктов
- возникла масса проблем:
- и дачники, и люди, проживающие в посёлках вблизи лесов, не могли ничего построить на «лесных» сотках, а если и строили, то строения были вне закона:
- Росреестр не мог зарегистрировать право собственности
- ЗУ находится в границах лесничества или лесопарка
- построенные здания и дома:
- считаются незаконными строениями
- свидетельствуют о неумышленном нарушении Лесного кодекса РФ
Реальное положение вещей:
- с лесными и муниципальными землями
- с земельными участками, предоставленными властями гражданам и юридическим лицам для различных целей
свидетельствовало о явных правовых неувязках во взаимодействии муниципалитетов и лесных ведомств.
Проблема спровоцировала полное или частичное наложении планов лесных земель и планов земель регионов, муниципалитетов, граждан и компаний. Собственники ЗУ узнавали об этом не сразу.
- о землях лесного фонда
- о границах лесных земель
- о наложении границ лесных и частных участков
в открытом для граждан доступе не было.
Ситуация получила официальное название – «двойной кадастровый учёт». Он стал следствием дублирования сведений об одном и том же участке разными органами регистрации независимыми друг от друга способами:
- в ЕГРН (ранее ЕГРП):
- фиксировал сведения о недвижимости
- присваивал участку уникальный кадастровый номер, являющийся подтверждением факта существования недвижимости, а значит и имущественных прав на земельный участок (и постройки при их наличии)
- в ГЛР (государственный лесной реестр):
- регистрировал сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, без должных требований:
- к местоположению границ ЗУ
- к содержанию межевого плана
- регистрировал сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, без должных требований:
Существенными причинами противоречий этих реестров стала неразбериха в законодательстве.
До 2008 года в ЕГРН не было материалов о межевании земель лесного фонда на территории регионов. Лесные земли не ставились на государственный кадастровый учет. Их границы не имели координат. Они не отображались на публичной кадастровой карте
В ГКН не было сведений о площади каждого обособленного лесного участка. Их нельзя было определить в составе площадей земель лесфонда.
Сведения о предоставлении участков лесного фонда:
- в аренду
- во временное пользование
не вносились в ГКН до 01.01.2015 г.
В реестр предоставлялся единый правоудостоверяющий документ. Это было свидетельство о государственной собственности, полученное в 1992-1997 годах. Учёт земли вёлся в упрощённом порядке (без точного межевания).
Образовались ситуации пересечений лесных участков:
- между собой
- с другими землями
Границы лесных участков регистрировались в ЕГРН неточно:
- по картографическим материалам
- по данным лесоустройства
- без своевременного обновления
- без привязки к системе координат, установленной для ГКН
- без учёта существующих сведений землеустройства и государственного кадастра недвижимости
Сопоставление сведений ЕГРН об участках, находящихся в собственности граждан и компаний, с данными о ЗУ в реестре лесного фонда оказалось затруднительным или невозможным.
Собственники участков, попавших под бремя регистрационных дублей, пытались отстоять свои права в многочисленных судебных разбирательствах. Судебные решения, как уже было отмечено, далеко не всегда доказывали их правоту.
Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию
Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию. Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений. Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.
«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру. Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание. Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».
Возможно ли оформить переуступку прав на арендованные земли?
Переуступку арендованных земель важно отличать от субаренды. Если при субаренде арендатор передает часть земельного участка во временное пользование другому лицу, то в случае переуступки, право аренды полностью переходит к третьим лицам.
Важно! Законом запрещено оформлять переуступку прав аренды без официального согласования с арендодателем, то есть с государственным органом.
Государственный орган является заинтересованным лицом в продолжение целевого использования земель лесополосы, поэтому он, сначала тщательно проверяет потенциального арендатора, а уже потом дает свое согласие или отказ на право пользования участком.
От аренды – к собственности?
Лесной участок может быть взят в аренду на срок до сорока девяти лет включительно. Чем дольше, тем лучше, особенно учитывая что «автопродление» договора аренды законом не предусмотрено.
Но самое интересное, что после пятнадцати лет пользования арендуемым земельным участком добросовестный арендатор может обрести право собственности на него. Причем нигде в законодательстве не указано, что на земли лесфонда эта норма не распространяется. Если что, и поменять целевое назначение участка после стольких лет хозяйствования становится проще.
За некоторыми исключениями, лесфондовские земли сдаются в аренду после аукциона. Он должен быть объявлен в установленном порядке, после чего надо подать заявку и уплатить задаток, а на аукционе предложить самую высокую арендную плату. Но последнее – не всегда, поскольку заявка может быть подана только одна. Если это так и она ваша, аукцион признается состоявшимся, а с вами обязаны заключить договор аренды. Его надо правильно составить, зарегистрировать, затем предоставить надзорному органу проект освоения лесов и каждый год подавать лесную декларацию.
Материалы по теме: узнайте, что такое лесной сервитут. Как происходит кадастровая оценка земель лесного фонда, подробно описано здесь.
Право собственности на участки лесного фонда
Право собственности на участки лесного фонда законодательно входит в перечень прав на эти земли.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации:
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся только в федеральной собственности.
Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда не допускается. Поэтому нельзя государству совершать такие сделки (например, купля-продажа, залог), которые повлекут отчуждение земель лесного фонда.
Фактически на практике случаются такие ситуации, когда на земельном участке, находящимся на праве собственности физического или юридического лица находятся земли лесного фонда.
Это связано с тем, что в реестре неправильно установлены границы. В таком случае есть риск принудительного изъятия такого земельного участка в федеральную собственность. Например, Федеральное агентство лесного хозяйства может обратиться в суд и изъять у собственника лесной участок.
Но с введением в действие Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» данные ситуации упростились. Этот закон вступил в силу 11 августа 2017 года.
Федеральный закон № 280-ФЗ часто называют «Закон о лесной амнистии».
Применение данного Закона направлено на защиту прав как граждан и юридических лиц – собственников земельных участков, так и имущественных прав и законных интересов Российской Федерации – собственника земель лесного фонда.
В частности, Закон:
- защищает права добросовестных граждан, границы земельных участков которых пересекались с границами земель лесного фонда,
- защищает от незаконной передачи в частную собственность земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.
В настоящее время один и тот же земельный участок согласно Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН) может относиться к сельскохозяйственным землям, выделенным под СНТ, а согласно государственному лесному реестру (ГЛР) – к лесному фонду.
В такой ситуации не только нарушаются имущественные права граждан, но и подрывается доверие общества к государственным реестрам.
Для того, чтобы решить данную проблему Закон устанавливает приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН, а также правоустанавливающих документов, что позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами.
Таким образом, закон устанавливает приоритет и достоверность ЕГРН как основу защиты права собственности граждан.
Закон предусматривает механизмы, которые обязывают региональные и местные органы власти придавать статус полноценных населенных пунктов бывшим военным городкам и лесным поселкам, расположенным в лесном фонде.
Жителям таких территорий предоставлена законная возможность для легализации своей недвижимости. Это будет способствовать развитию инфраструктуры и улучшению условий жизни.
Меры, которые предлагает Закон, призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности на участки лесного фонда. В целом отсутствие противоречий в сведениях государственных реестров повысит доверие граждан к институтам власти и снизит риски ведения бизнеса для предпринимательского сообщества. Государству это позволит эффективнее защищать свое право собственности на лесной фонд.
Росреестр, после вступления Закона в силу, занимается наиболее важными направлениями реализации:
- устранение противоречий в сведениях ЕГРН о земельных участках, имеющих пересечения с землями лесного фонда,
- исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках.
При выявлении пересечений с лесным фондом заинтересованные лица могут обращаться в Росреестр.
Применение Закона позволяет гражданам сохранить построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали много лет, ведь ранее они могли быть изъяты по формальным основаниям. Граждане самое главное смогут сохранить свое право собственности на участки лесного фонда.
Для того чтобы официально устранить противоречия, собственнику необходимо обратиться в МФЦ или через портал Госуслуги на “Внесение изменений в сведения ГЛР и ЕГРН”. В течении 10 рабочих дней Комитет лесного хозяйства даст письменный ответ с положительным или отрицательным ответом.
Как признать право собственности на земли лесного фонда
Как уже говорилось выше, Закон о лесной амнистии дает право собственникам сохранить свои права на земли лесного фонда.
Для это необходимо внести изменения в сведения Государственного лесного реестра и тем самым Вы признаете свои права собственности на земли лесного фонда.
Куда следует обратиться для того, чтобы признать право собственности на участок лесного фонда?
Если такие сведения в ЕГРН отсутствуют, то необходимо обратиться в орган субъекта РФ, который уполномочен вести государственный лесной реестр. В Московской области, например, этот орган называется Комитет лесного хозяйства.
От Вашей конкретной ситуации зависит с каким заявлением нужно обратиться в Росреестр. Заявление может быть:
1. О государственной регистрации права (в том числе в связи с переходом права к другому лицу),
2. О постановке на кадастровый учет земельного участка (если его кадастровый учет не произведен ранее),
3. Об уточнении границ земельного участка (если земельный участок поставлен на кадастровый учет и при наличии оснований, предусмотренных статьей 43 Закона “О Государственной регистрации прав”),
4. С заявлением об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона “О Государственной регистрации прав”.
В случае если сведения в ЕГРН отсутствуют, то необходимо взаимодействовать с органом лесного хозяйства субъекта РФ
В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Таким образом, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Федерального закона 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ.
К заявлению рекомендуется приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.
Можно ли оформить земли лесного фонда в собственность
В группу земель лесных угодий входят земли, не находящиеся в пределах населенных пунктов и покрытые лесной флорой или только подлежащие посадке. Также к этой разновидности относятся наделы, предназначенные для осуществления лесной деятельности.
Преобразовать земли леса в другую ипостась довольно трудно, так как это экстраординарное действие. В рамках существующего законодательства предпринять данную процедуру можно в особом порядке и только волею Правительства России.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Осуществить это трудно, но достижимо. Получить информацию, каким образом возможно приобрести земли леса во владение, можете в компетентном органе местного самоуправления, либо в территориальном Комитете по управлению имуществом.
По сути, способ всего один, переоформить землю из категории лесного фонда в разновидность земли под жилое строительство. Данное мероприятие достаточно ясно закреплено в законодательстве, однако требует личного времени и упорства. Но данные затраты окупятся сторицей.
Для начала подайте в компетентный орган власти ходатайство о переоформлении земли под жилое строительство. Проанализировав подлинность указанных данных, органы местного самоуправления инициируют подготовку документов. Данная стадия является достаточно медленной, однако, к сожалению, других вариантов на данный момент нет.
Будьте готовы к тому, что вердикт по каждому конкретному участку земли выносит Правительство России. Все-таки лесной фонд – заповедная зона, поэтому предоставлять данные земли по первому требованию никто не будет.
Когда процедура переоформления земли окончена и в кадастровом реестре стоит искомая отметка «населенный пункт», можете приступать к следующему шагу – оформлению в собственное владение. Данное действие проходит по установленной законом схеме. В случае если на участке земли существует жилая недвижимость, то ее можно приобрести по минимальной стоимости у муниципальных органов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы лесного законодательства
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ)
6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; (В редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ)
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)
10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.
Статья 2. Лесное законодательство
1. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
2. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
3. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством
1. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). (В редакции федеральных законов от 30.12.2015 № 455-ФЗ; от 19.07.2018 № 212-ФЗ)
2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 415-ФЗ, от 02.07.2022 № 302-ФЗ)
Статья 4. Участники лесных отношений
1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Статья 5. Понятие леса
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статья 51. Информация о лесах
1. Информация о лесах является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.
2. Информация о лесах размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
3. Состав и содержание информации о лесах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Статья введена – Федеральный закон от 29.12.2017 № 471-ФЗ)
Статья 6. Леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда
1. Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 – 123 настоящего Кодекса.
(Статья в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)
Статья 61. Земли лесного фонда
1. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
2. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
3. К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
4. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. (Часть введена – Федеральный закон от 27.12.2018 № 538-ФЗ)
(Статья введена – Федеральный закон от 19.07.2018 № 212-ФЗ)
Статья 7. Лесной участок
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 206-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ)
Статья 8. Право собственности на лесные участки
1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком
1. Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
2. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
3. Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
(Статья в редакции Федерального закона от 18.12.2018 № 471-ФЗ)
Статья 10. Деление лесов, расположенных на землях лесного фонда, по их целевому назначению
1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды:
1) защитные леса;
2) эксплуатационные леса;
3) резервные леса.
2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 – 119 настоящего Кодекса.
(Статья в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ)
Статья 11. Пребывание граждан в лесах
1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”.
4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ)
8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. (Часть введена – Федеральный закон от 22.07.2008 № 143-ФЗ)
Статья 12. Освоение лесов
1. Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. (В редакции Федерального закона от 02.07.2022 № 302-ФЗ)
2. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
3. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2022 № 302-ФЗ)
4. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
5. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:
1) организация использования лесов;
2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Статья 121. Лесной комплекс
1. Лесной комплекс представляет собой совокупность видов экономической и иной деятельности, относящихся к лесному хозяйству и лесной промышленности.
2. Лесное хозяйство – виды экономической и иной деятельности по использованию и сохранению лесов, а также по лесоустройству и управлению в области лесных отношений.
3. Лесная промышленность является совокупностью отраслей промышленности, связанных с заготовкой, вывозом из леса и хранением древесины, первичной и последующей обработкой древесины, производством продукции переработки древесины на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры.
(Статья введена – Федеральный закон от 02.07.2022 № 302-ФЗ)
Статья 122. Древесина и продукция из нее
1. Древесина – лесной ресурс, получаемый из срубленных, спиленных, срезанных стволов деревьев, который используется в том числе для получения лесоматериалов и иной продукции переработки древесины.
2. Древесина может быть получена при использовании лесов и осуществлении мероприятий по их сохранению, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Из древесины путем обработки, первичной и последующей, физическими способами или переработки физическими и химическими способами получают продукцию из древесины, в том числе лесоматериалы (хлысты, обработанные и необработанные сортименты и иные лесоматериалы, классифицируемые по видовому (породному) и сортиментному составам в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), а также классифицируемые в соответствии с указанными классификатором и номенклатурой иные виды продукции (продукция переработки древесины).
4. К необработанным лесоматериалам относятся хлысты (очищенные от сучьев срубленные, спиленные, срезанные стволы деревьев, не подверженные разделению на сортименты путем поперечного или продольного деления), необработанные сортименты (лесоматериалы, полученные путем поперечного деления стволов, подвергшихся первичной (грубой) обработке (удалению коры и заболони, обрезке сучьев, отделению верхушки и прикорневой части стволов деревьев, поперечному делению стволов деревьев на сортименты), в том числе бревна, балансы, пиловочник), дрова и иная топливная древесина.
5. К обработанным лесоматериалам относятся лесоматериалы, подвергшиеся последующей (промышленной) обработке, в том числе лесоматериалы, полученные путем продольного деления стволов на сортименты распиловкой или расщеплением вдоль, обработанные строганием или лущением, шлифованием и иными способами, имеющие или не имеющие торцевые соединения, пиломатериалы.
6. Для целей применения части 2 статьи 801 настоящего Кодекса к продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости относятся пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанера, прессованная древесина, древесная масса, целлюлоза, бумага, картон и иная продукция из древесины, перечень которой установлен Правительством Российской Федерации.
(Статья введена – Федеральный закон от 02.07.2022 № 302-ФЗ)
Статья 13. Лесная инфраструктура
1. В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.
2. Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.
3. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, – рекультивации.
4. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.
5. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов – уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 206-ФЗ)
Статья 14. Лесоперерабатывающая инфраструктура
1. Для получения продукции переработки древесины и иных лесных ресурсов, полученных при использовании лесов, создается лесоперерабатывающая инфраструктура.
2. Создание и эксплуатация лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях.
3. Лесоперерабатывающая инфраструктура относится к объектам промышленной инфраструктуры в соответствии с законодательством в сфере промышленной политики.
(Статья в редакции Федерального закона от 02.07.2022 № 302-ФЗ)
Статья 15. Районирование лесов
1. В зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование).
Права на участки
Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.
Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.
При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:
Россияне могут свободно пользоваться данными землями для удовлетворения своих потребностей: сбора грибов и ягод, занятий охотой и рыболовством.
Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.
Бесплатная консультация
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:
«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники. Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.
Как оформить аренду земли лесного фонда?
Арендовать земли лесного фонда можно на определенный период (до 49 лет). Проводятся специальные открытые конкурсы, в них побеждает тот претендент, который предлагает максимальную сумму за пользование земельным участком.
Это обязательное условие, избежать которого можно лишь будучи зарекомендованным инвестором в сфере лесного фонда или уже владея законными постройками на нужном участке. Охотоведы также не участвуют в конкурсах.
Помимо вышеуказанных обязанностей по рекультивации земель и хозяйства у арендатора прибавляется еще одна – своевременная оплата аренды.
Для чего нужна выписка из домовой книги и куда обратиться для её получения? Рекомендации и информация есть здесь.
Нужно внимательно подойти к составлению договора, потому что все требования к арендатору будут выдвигаться только на основании его пунктов. Изучать и перечитывать договор рекомендуется с поддержкой профессионала в области земельного права.
Также можно взять землю в краткосрочную аренду на срок от одного до пяти лет.
Но в большинстве случаев это не выгодно и нецелесообразно, потому что сооружение необходимых построек и ведение деятельности в области лесного хозяйства достаточно продолжительно с точки зрения достижения безубыточности и возмещения расходов.
Состав лесного фонда.
Можно ли оформить земли лесного фонда в собственность?
Использовать лесные земли можно как за плату, так и бесплатно.
Безвозмездное пользование возможно при предоставлении лесного участка на максимальный срок до 10 лет, по решению органа государственной власти субъекта Федерации.
Кто может получить землю таким образом?
- Обычные граждане, которые намерены заниматься сельскохозяйственной деятельностью, разведением пчел, выращиванием грибов, посадкой ягодных культур и т.д.
- Представители малочисленных северных народов.
- Лица, связанные с обороной государства и охраной леса.
- Представители официальных религий.
Указанные лица обращаются в территориальные подразделения Минприроды, доказывают свое право и получают участок в пользование; срок устанавливает законодательство, свой в каждом конкретном случае.
Оформление квартиры в собственность достаточно сложный процесс. О том, что для этого требуется и какие документы готовить читайте в этой статье.
НКО и гражданские организации, которые занимаются вопросами дачных хозяйств и жилищного строительства не имеют права на получение в пользование лесных земель.
Бессрочное пользование заключается с теми лицами, которые выигрывают конкурсы (торги).