Информацию об упразднении фирмы можно найти в разделе «Сведения о прекращении», в котором размещаются следующие сведения:
Налоговая проверка при ликвидации
При ликвидации предприятия представители налоговых органов могут настоять на проведении налоговой проверки. Проводиться она может либо на территории проверяемого предприятия, либо в налоговых органах. Второй вариант применяется, если предприятие не может предоставить проверяющим условия, обеспечивающие их полноценную работу. Проводя проверку предприятия, сотрудники налоговой службы предъявляют удостоверения и подтверждающее их полномочия решение о проведении налоговой проверки (оно должно быть подписано руководителем налогового органа). Проверяемый налогоплательщик должен предоставить всю информацию и документы, которые потребуют сотрудники комиссии.
Инспекторы налоговой службы вправе досматривать все помещения налогоплательщика с обязательным присутствием понятых, проводить инвентаризации, изымать документацию. Это регламентируется статьей 93 Налогового кодекса РФ. У проверяемого юридического лица есть право предоставления заверенных ксерокопий документов – лично, курьером, в электронном виде, заказным письмом. Если проверяющими инспекторами принято решение провести инвентаризацию, обязанность налогоплательщика – оказание им всесторонней помощи. При проведении инвентаризации предусмотрено присутствие понятых; во время осмотра помещений разрешено присутствие представителей налогоплательщика и специалистов предприятия. Целью инвентаризации является сопоставление данных документации с реальными. Проверяемый должен знать, что любое воспрепятствование либо отказ предоставить доступ в помещения наказывается штрафом. Сотрудники налоговой службы вправе вести фото- и видеосъемку инвентаризации. В ходе досмотра они составляют протокол о его проведении. В некоторых случаях, когда у налоговых органов есть основания подозревать налогоплательщика в уклонении от обязанностей внесения сборов, принимается решение о выемке документов. Должностное лицо, выполняя изъятие документов либо предметов, должно составить протокол о выемке, в котором перечислить все изымаемые предметы и документы, указать их количество, а также качественные признаки, и приблизительно оценить их стоимость. При выемке документов представитель налогового органа должен предоставить соответствующее постановление, подписанное руководителем инспекции или его заместителем. При этом работники ИФНС изымают оригиналы интересующих их документов. Снятые ксерокопии остаются на предприятии – либо у владельца, либо у лица, предоставившего их на период проверки. Если нет возможности сделать ксерокопии одновременно с изъятием документов, изымаются оригиналы. Но налоговый орган обязан в течение пяти дней передать их сотруднику предприятия, у которого они изымались, приложив копию протокола о выемке. Нарушение правил изъятия лишает юридической силы полученные впоследствии проверяющими доказательства. Основная цель, преследуемая налоговой проверкой, – выявить факт уклонения от уплаты налогов.
Сайты судебных решений
Несмотря на то, что выписка из ЕГРЮЛ является лучшим из доступных и бесплатных способов для получения информации об ООО — она имеет один существенный недостаток. Последний заключается в том, что сведения в ЕГРЮЛ не всегда отражают реальное положение вещей. Например, фирма давно не работает и суд принял решение о ее ликвидации, однако реестр всё еще содержит сведения о компании, как о действующем юрлице. Это происходит в силу разных причин: нерасторопность фискальных органов, требования закона, технические проблемы и так далее.
Так, ООО может не работать годами, не сдавать отчеты и тем не менее считаться действующей организацией. Правда в последние 2 года ФНС РФ принялась активно «чистить» реестр от подобных фирм, однако их остаётся еще очень много. У налоговой инспекции просто не хватает сил, чтобы закрыть эти ООО. Да и сама процедура административной ликвидации занимает почти полтора года. Так, в соответствии со ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП № 129 — ФЗ от 08.08.2001 года, фискальные органы вправе исключить из ЕГРЮЛ компанию, когда она в течении 12 месяцев не сдаёт отчеты и не проводит операции хотя бы по одному банковскому счету. То есть год уже есть. К этому периоду следует прибавить срок, по истечении которого у местной ИФНС «дойдут руки» до такой фирмы. А это может быть и полгода, и год и даже несколько лет. Ну и наконец сам срок ликвидации составляет полгода. И всё это время, недействующее ООО может спокойно числиться в ЕГРЮЛ, как работающая фирма.
Более того, сами налоговые органы не всегда оперативно вносят информацию в ЕГРЮЛ о ликвидации компании в административном порядке. Например, суд еще в сентябре 2018 года вынес решение о принудительной ликвидации ООО «Мак Дак Ломбард» по иску ЦБ РФ (решение арбитражного суда Красноярского края по делу №А33 — 15294/2018 от 05.09.2018 года). Регистрирующий орган был обязан внести сведения о данном факте в ЕГРЮЛ. Однако по состоянию на 22.02.2019 года этой информации в реестре до сих пор нет (выписка из ЕГРЮЛ от 22.02.2019 года. ОГРН 1142468060162).
Поэтому, мы рекомендуем, при проверке ООО, не ограничиваться выпиской из реестра, а использовать ещё и картотеку арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru) с web — сайта арбитражных судов.Здесь можно осуществлять поиск по названию фирмы, ее ИНН и ОГРН. И если суд принял решение о ликвидации компании, то вы легко найдете соответствующую информацию на данном ресурсе.
Для этой же цели можно поискать фирму и на сайте «Судебные акты РФ» (https://www.sudact.ru).Однако он имеет некоторые недостатки, затрудняющие поиск. Так, часть решений в нём обезличены. Кроме того, нельзя искать фирму по ИНН или ОГРН. Но в целом — это полезный ресурс.
Налоговые проверки при ликвидации компании
Узнав о ликвидации компании, налоговая инспекция как кредитор в течение двух месяцев может направить ей требование о включении сумм пеней, недоимок по налогам в реестр требований кредиторов (при наличии таких долгов). И если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено налоговиками, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налоговиков.
Как мы уже отмечали, процедура ликвидации компании не всегда чревата выездной налоговой проверкой. В п.11 ст.89 НК РФ устанавливается лишь право налоговиков на осуществление выездной налоговой проверки независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Вместе с тем, если налоговики, располагая данными о ликвидации компании (в связи с внесением налоговиками данных в ЕГРЮЛ), не воспользовались своим правом на проведение налоговой проверки компании в связи с ликвидацией, то они не смогут заявить никаких требований как кредиторы в части задолженности по налогам и сборам (Постановление АС Центрального округа от 14.02.2019 г. № 68-13094/2017).
Проверка ликвидации юридического лица
Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
1. Сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
(абзац введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
3. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
(в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:
а) установленного для предъявления требований кредиторами;
б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
в) окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки;
г) завершения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, таможенной проверки, составления акта таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании).
(пп. “г” введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 226-ФЗ; в ред. Федерального закона от 20.07.2022 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
5. В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней.
Сведения о проведении таможенной проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, составлении акта таможенной проверки и принятии по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании) представляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по межведомственному запросу регистрирующего органа с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения межведомственного запроса регистрирующего органа.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 226-ФЗ; в ред. Федерального закона от 20.07.2022 N 229-ФЗ)
Посещение налоговой службы
Запрос о проверке компании можно направить также в отделение ФНС. Требуется лично прийти в отделение по месту жительства или нахождения организации.
Для начала нужно оплатить госпошлину. Платёж может быть внесён в отделении банка-партнёра налоговой службы или же на её сайте.
Далее, составляется письменный запрос, который пишется в свободной форме. В нём указывается название фирмы или ИНН. При оформлении срочного запроса добавляется приписка «в срочном порядке» и вносится пошлина. А также указывается способ получения выписки. Если в отделении налоговой, то получить её можно через 5 рабочих дней или на следующий день. Если по почте, придётся ждать не меньше недели.
Возможно, этот способ и не самый удобный, но всё же имеет некоторые плюсы:
- в налоговой инстанции можно получить не только выписку, но и копии документов, относящихся к интересующей вас фирме. За каждый документ нужно будет доплатить;
- некоторые государственные служащие больше доверяют выпискам, которые были получены в инспекции.
Следует помнить, что полученная выписка имеет срок действия. По истечении 30 дней она становится недействительна.
Критерии для проверки
Налоговая проверяет не все компании, а выбирает их по критериям. Налоговая опубликовала документ с двенадцатью критериями, по которым компании могут себя проверить. Но на деле критериев больше. Расскажу о тех, с которыми чаще всего сталкиваемся в своей практике:
Простые и сложные разрывы в сделках по НДС в «Деле»
- разрывы по НДС. Налоговая проверяет сделки с НДС автоматизированно и выявляет несовпадения. Например, компания сделала вычет по НДС и сдала декларацию, а ее партнер по этой сделке не заплатил НДС или заплатил другую сумму. Это и есть разрыв, который насторожит налоговую. Она попросит объяснения или уточненную декларацию;
- возмещение по НДС за последние три года. Особенно если суммы вычетов были большими;
Для Санкт-Петербурга налоговая запустила калькулятор для расчета налоговой нагрузки на своем сайте.
- сделки с подозрительными партнерами. Налоговая называет это «деятельностью с высоким налоговым риском». Ее настораживает, когда компания работает с партнерами, у которых нет сотрудников в штате, офиса и складов, где могут лежать товары;
- займы от взаимозависимых компаний;
- сделки с иностранными компаниями. Особенно если это займы, купля-продажа ценных бумаг, выплата дивидендов, роялти.
Когда налоговая подозревает взаимозависимость в «Деле»
По закону для российских компаний налог с дивидендов — 15%, а для иностранных — 5% при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения. Поэтому бывают такие схемы: среди участников — кипрская компания, она транзитная фирма-однодневка. Кипрская компания прогоняет через себя деньги и отдает их другой зарубежной компании. Оказывается, что эта зарубежная на самом деле управляет российской компанией.
В реальности критериев у налоговой больше, но мы лишь можем о них догадываться. По этим критериям налоговая отбирает компании, а потом на проверке детально изучает, как компания работала, какие сделки заключала и где могла не доплатить налоги.
По нашим наблюдениям, налоговая в Москве чаще всего интересуется компаниями на общей системе налогообложения. Такие компании могут делать неоправданные вычеты по НДС и занижать налоги.
Это не значит, что налоговая не может обратить внимание на компанию на упрощенке. Риск небольшой, если компания вовремя платила налоги. Под подозрение попадают компании, которые несколько раз подходят к лимитам упрощенки или были замечены в дроблении бизнеса.
При ликвидации налоговая может устроить проверку, даже если уже проверяла компанию в последние три года.
Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?
Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.
Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.
В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.
Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.
Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.
Лента активности
Наименование компании
Наименование компании
Быстрая и удобная оценка контрагента всегда под рукой
Находите новых партнеров или исследуйте рынок
С помощью нашего сервиса вы сможете самостоятельно оценить конкурентную среду, найти новых клиентов или поставщиков. Просто укажите необходимые коды деятельности ОКВЭД и выберите регион.
Остальное система сделает за вас!
Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Ликвидационная комиссия может включать в себя директора, главного бухгалтера, юрисконсульта и других квалифицированных специалистов, но это может быть и один человек, называемый ликвидатором. Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) приводятся в статье 62 ГК РФ. К комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества и представления его в суде, поэтому именно она (или ликвидатор) несет ответственность за все этапы ликвидации ООО.
Внимание
Проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации является правом налоговых органов, а не обязанностью. То есть при ликвидации организации проверка может и не проводиться.
В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации, находящейся в процессе ликвидации, а также вступления в силу итогового документа по результатам данной проверки налоговый орган в течение 5 рабочих дней сообщает в регистрирующий орган по местонахождению этой организации (п. 5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
Также государственная регистрация компании в связи с ее ликвидацией не осуществляется в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к ней, – до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (п.п. 4-5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
Сообщить в налоговую инспекцию о ликвидации ООО надо в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения по форме Р15016, заверенной нотариально. К уведомлению прикладывается и само решение о ликвидации. На основании этих документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ информацию о том, что ООО находится в процессе ликвидации. Уведомлять фонды (ПФР и ФСС) об этом факте самостоятельно уже не требуется.
Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица
В случае ликвидации налогоплательщика-организации налоговым органом может быть вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Такая проверка является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной проверки. Соответственно, на нее не распространяются установленные п. 5 ст. 89 НК РФ ограничения по количеству выездных проверок (не более двух выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период) (п. 3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@).
Какие-либо другие специальные правила в части назначения и проведения такой проверки ст. 89 НК РФ не установлены.
Вместе с тем необходимо учитывать, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, далее – Закон N 129-ФЗ).
Поэтому после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку такой организации (письма Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 8).
В то же время действующий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией предусматривает уведомление регистрирующего органа о том, что компания находится в процессе ликвидации. Только после этого публикуются сведения о принятии компанией соответствующего решения и осуществляются дальнейшие действия в рамках процедуры ликвидации, в том числе, подача уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также подача документов для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации этой компании (ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, далее – Закон N 129-ФЗ).
При этом в случае проведения выездной налоговой проверки в отношении компании, находящейся в процессе ликвидации, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Соответствующий запрет установлен в п. 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действующей с 30.03.2015).