1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
Перевод земель в земли населённых пунктов
Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.
Землями населенных пунктов являются земли, используемые в целях развития и застройки населенных пунктов. Предназначаются они для этого соответствующими указами органов государственной власти и местного самоуправления. Территория этих земель определена их границами, которые служат линией разграничения между ними и землями других категорий, и не могут пересекать пределов участков земли, находящихся в распоряжении граждан или юридических лиц. Также границы населенных пунктов (городского, сельского значения) не могут нарушать пределов муниципальных образований и выходить за них (ст.83 ЗК РФ).
Для расширения пределов земель населенных пунктов применяется перевод земельных участков со сменой их категории. В этом процессе происходит изменение и установление новых границ населенных пунктов городского и сельского значения (ч.1ст.8 N 172-ФЗ). В соответствии со ч.1ст.14 Федерального закона N 172-ФЗ, каждый земельный участок обязан быть отнесен в одну из соответствующих категорий, предписанных законом. Естественно, что когда такой участок земли входит в состав территории населенного пункта, его категорию необходимо сменить на соответствующую. Это необходимо сделать в обязательном порядке, так как за нецелевое использование земель государством предусмотрена ответственность.
Перевод земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.
Здравствуйте! Хотелось бы узнать о возможности перевода земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. Возможно ли это и как проходит такая процедура? Все данные об этих участках предоставляю.
Исходные данные, предоставленные читателем:
Земельный участок с кадастровым номером *** имеет следующие характеристики:
Земли сельскохозяйственного назначения
Вид разрешенного использования
Для строительства базы по переработке зерновых культур
Вид права / правообладатель
Земельный участок с кадастровым номером *** имеет следующие характеристики:
29 985 +/- 1 516 кв. м.
Земли сельскохозяйственного назначения
Вид разрешенного использования
строительство и размещение базы по переработке зерновых культур
Вид права / правообладатель
Правовой анализ:
Перевод категории земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 г. №172-ФЗ пункт 1 статьи 2 которого определяет, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ устанавливает, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 01.04.2009 г. №132-п определены требования к содержанию ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Приложением №2 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 01.04.2009 г. №132-п к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую прикладываются следующие документы:
- Документы, удостоверяющие личность заявителя:
а. паспорт гражданина Российской Федерации – для физических лиц;
б. выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей – для индивидуальных предпринимателей;
в. выписка из Единого государственного реестра юридических лиц – для юридических лиц, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области.
- Согласие заявителя – физического лица на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях рассмотрения и принятия решения по вопросу перевода земель из одной категории в другую (далее – перевод).
- Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (в случае если с ходатайством обращается представитель заявителя).
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить (далее – земельный участок), выданная уполномоченным органом не более чем за шесть месяцев до подачи заявителем ходатайства о переводе.
Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, заверенное надлежащим образом, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.
Заключение органа местного самоуправления, уполномоченного на обеспечение градостроительной деятельности, соответствующего муниципального образования Оренбургской области о соответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории с приложением к указанному заключению фрагментов карт документов территориального планирования с нанесенными границами земельного участка в соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости.
Заключение государственной экологической экспертизы, в случае если ее проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Акт органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными ресурсами, соответствующего муниципального образования Оренбургской области (далее – орган местного самоуправления) о создании особо охраняемой территории и объектов либо о создании особо охраняемых природных территорий или отнесении земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения (в случае перевода на основании пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (далее – Закон).
Утвержденный проект рекультивации земель (либо соответствующий раздел проектной документации), предоставляемых для добычи полезных ископаемых, лицензия на право пользования недрами, горноотводный акт, документы, содержащие сведения о местоположении земельных участков относительно границ предоставленного горного отвода (в случае перевода на основании пункта 8 части 1 статьи 7 Закона).
Утвержденный проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий (либо соответствующий раздел проектной документации), предоставляемых на период осуществления строительства линейных объектов (в случае перевода на основании пункта 6 части 1 статьи 7 Закона).
Заключение органа местного самоуправления об отсутствии иных вариантов размещения объектов (в случае перевода на основании пунктов 4, 7, 9 части 1 статьи 7 Закона).
Обоснование площади земельного участка, согласованное с органом местного самоуправления, за исключением перевода земельного участка на основании пункта 8 части 1 статьи 7 Закона.
Правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект недвижимости в случае наличия на земельном участке зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на соответствующие объекты недвижимости.
Согласие правообладателя объекта недвижимости на перевод в случае наличия на земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Решение о консервации земель (в случае перевода на основании пункта 1 части 1 статьи 7 Закона).
Кроме этого, Федеральный закон от 21.12.2004 г. №172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” в пункте 2 статьи 7 определяет, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 85 206,25 руб., площадь равна 12 500 кв.м. (1,2 га). То есть кадастровая стоимость 1 га данного земельного участка составляет 85 206,25 / 1,2 га = 71 005,21 руб. / га.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 204 392,75 руб., площадь равна 29 985 кв.м. (3,0 га). То есть кадастровая стоимость 1 га данного земельного участка составляет 204 392,75 / 3,0 га = 68 130,92 руб. / га.
Вид разрешенного использования обоих земельных участков *** и *** «для строительства базы по переработке зерновых культур».
Средний уровень кадастровой стоимости для земель категории сельскохозяйственного назначения 1 группы в Оренбургском районе в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области №1003-п от 13.10.2011 г. (группа 3 – земли сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции) составляет 68 200,00 руб./га.
Таким образом, для осуществления перевода категории земельного участка с кадастровым номером *** является препятствием то, что кадастровая стоимость данного земельного участка за 1 га равна 71 005,21 руб. / га, что превышает средний уровень кадастровой стоимости за 1 га для земель категории сельскохозяйственного назначения 1 группы в Оренбургском районе равной 68 200,00 руб. / га. Для устранения данного препятствия требуется осуществить оспаривание кадастровой стоимости данного земельного участка в досудебном (или судебном) порядке, снизив кадастровую стоимость ниже среднего уровня кадастровой стоимости.
Примечание: группа 3 земель сельскохозяйственного назначения предполагает земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. По сведениям ЕГРН указанные земельные участки не имеют расположенных в пределах их границ зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В этой связи, есть вероятность, что при рассмотрении ходатайства о переводе категории в Минприроды эти земельные участки будут отнесены к группе 1 – земли сельскохозяйственного назначения, пригодные под пашни, сенокосы, пастбища, занятые залежами, многолетними насаждениями, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, а также водными объектами, предназначенными для обеспечения внутрихозяйственной деятельности, по которым средний уровень кадастровой стоимости в Оренбургском районе составляет 24 390,85 руб./га.
Графический анализ:
В целях определения в какой функциональной зоне по генеральному плану Южноуральского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области располагаются земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** были получены выписки ЕГРН на оба земельных участка.
На Рисунках №1 и №2 соответственно показаны расположение земельных участков *** и *** на публичной карте Росреестра
О порядке перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов
В настоящее время наблюдается бум массового загородного строительства. Как следствие, земли, на которой можно осуществлять строительство, становится все меньше и меньше, в связи с этим объектом пристального внимания становятся земли сельскохозяйственного назначения, которые по цене дешевле, чем земли населенных пунктов.
Отношения по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов регулируются Земельным кодексом РФ, ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и др. правовыми актами.
Правовое понятие категории «земли сельскохозяйственного назначения» содержится в п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ, согласно которой, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предоставленные для этих целей.
В соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», собственниками земель данной категории могут быть граждане, организации, муниципальные образования, субъекты РФ, государство. Ограничения касаются лишь иностранных граждан и организаций, а также организаций, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, организаций и лиц без гражданства составляет более 50 процентов, в данном случае они могут быть лишь арендаторами.
П. 1 ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» содержит закрытый перечень оснований перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий:
- консервация земель;
- создание особо охраняемых природных территорий;
- установление или изменение черты населенных пунктов;
- размещение промышленных объектов на землях сельскохозяйственного назначения;
- строительство дорог, линий электропередач и иных линейных объектов при наличии утвержденного проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий;
- включение непригодных для сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
- добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
- размещение объектов коммунально-бытового назначения, если иные варианты размещения данных объектов отсутствуют;
- выполнение международных обязательств РФ для обеспечения обороны страны.
Для осуществления перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов необходимо подать ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. По землям, относящимся к государственной собственности, уполномоченным органом является Правительство РФ. До сих пор не закончилось разграничение земель по видам собственности, поэтому, в основном, вопросами перевода земель занимаются исполнительные орган государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.В обязательном порядке в ходатайстве о переводе указываются кадастровый номер земельного участка, права на земельный участок, категории земель, из которой будет осуществляться перевод, и в которую он будет производиться, а также причина перевода земельного участка из одной категории в другую.
К ходатайству прилагаются следующие документы:
1) выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (в соответствии с ФЗ “Об экологической экспертизе” проведение государственной экологической экспертизы обязательно при переводе лесных земель в нелесные и переводе любых категорий земель в особо охраняемые природные территории. Таким образом, при переводе земель сельскохозяйственного назначения, например в земли поселений, проведение экспертизы не требуется).
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
Существуют некоторые проблемы уже на этапе подготовки вышеперечисленных документов.
До подачи ходатайства земельный участок должен пройти процедуру постановки на кадастровый учет и быть зарегистрирован как объект права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Мероприятие это довольно дорогостоящее, особенно если учитывать площади земельных участков. Поэтому если земельный участок находится в собственности, то он сначала приобретается с установленной категорией, а потом уже новый правообладатель начинает процедуру перевода.
Ходатайство рассматривается в течение 2 месяцев исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления; 3 месяцев – Правительством РФ. По итогам рассмотрения ходатайства принимается акт о переводе земель из одной категории в другую категорию или об отказе в переводе, которые должны быть направлены заинтересованному лицу в течение 14 дней со дня принятия акта и копию акта в орган государственного кадастрового учета для внесения изменений в раздел «категория земель».
После внесения изменений орган кадастрового учета уведомляет органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. В данном случае переоформление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется.
Отказать в переводе земель из одной категории в другую могут в следующих случаях:
- в связи с отрицательным заключением экологической экспертизы, если она необходима;
- в связи с ограничениями, содержащимися в федеральных законах;
- в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения утвержденной документации территориального планирования.
Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!
(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)
Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также – ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы (абзац в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ – см. предыдущую редакцию):
Положения абзаца первого части 4 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг – см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей – физических лиц);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 октября 2015 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 102-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
2_1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей – индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей – юридических лиц);
(Пункт дополнительно включен с 19 октября 2015 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 102-ФЗ)
3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
6) пункт утратил силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
4_1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2_1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
Положения части 4_1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг – см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.
5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Статья 3. Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
1. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
2. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства (пункт в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
3. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
4. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, – Правительством Российской Федерации;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства – исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
5. Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:
1) основания изменения категории земель;
2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;
3) категория земель, перевод из которой осуществляется;
4) категория земель, перевод в которую осуществляется.
6. Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок.
7. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.
8. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
Статья 4. Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Статья 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
1. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
2_1. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о принадлежности земельного участка, предоставленного в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, к определенной категории земель или об изменении принадлежности земельного участка к определенной категории земель осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом принятие решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую не требуется.
(Часть дополнительно включена со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 июля 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 226-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
3. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
Как поменять: порядок действий
Для начала перевода земель сельхозназначения в другую категорию надо написать и отдать лично ходатайство в исполнительный орган госвласти или местные управляющие органы, которые могут решать такие вопросы.
Можно выслать пакет документов по почте заказным письмом, не забыв поставить свою подпись.
В составленном заявлении требуется указать:
- кадастровый номер переводимого участка;
- категорию земли, в которой числится переводимый участок и ту, в которую его нужно перевести;
- объяснения необходимости замены на другую;
- полномочия на землю, на перевод которой составляется заявление.
К ходатайству необходимо обязательно приложить следующую документацию:
- проект землеустройства, объясняющий подробно смысл смены категории;
- извлечение из земельного кадастра, содержащего информацию о переводящемся участке земли;
- ксерокопии документов, подтверждающих личность заявителя, если он физическое лицо. Если это юридическое лицо, то выдержку из госреестра индивидуальных предпринимателей или извлечение из реестра юрлиц;
- выписку из госреестра прав на недвижимость и правообладание участком земли;
- заключение экологических экспертов, если потребуется;
- согласование с собственником участка земли, если это нужно по федеральному закону;
- согласование с исполнительным органом.
По окончании рассмотрения исполнительными органами выдается заключительный акт о постановлении смены категории сельхозземли или отказ в этом.
В выданном решении с положительным заключением должны быть подробно указаны:
- аргументация,
- границы земельного участка,
- описание места,
- площадь,
- кадастровый номер.
Комментарии к ст. 8 ЗК РФ
1. Категория земель определяется их целевым назначением. В статье 7 Кодекса, регулирующей состав земель в Российской Федерации, категории земель перечислены исчерпывающим образом (см. указанную статью и комментарий к ней). Это означает, что установление иных категорий земель возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в Кодекс. Что же касается отнесения земель к категориям, перевода их из одной категории в другую, то эти действия совершаются на основе общих правил, установленных в ст. 8 Кодекса.
Комментируемая статья определяет субъектов, осуществляющих отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую (п. 1); устанавливает обязательные требования к некоторым видам правовых актов и документов, связанные с указанием в них категорий земель (п. 2); предусматривает юридические последствия нарушения установленного порядка перевода земель из одной категории в другую (п. 3).
Отнесение земель к категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляются с учетом специальных норм, определяющих особенности разных категорий земель (гл. XIV – XVIII Кодекса), ст. ст. 7, 8 и других положений Кодекса. Кроме того, специальным федеральным законом, регулирующим указанные отношения, является Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”. Таким образом, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Кодексом, Федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” определяет, в частности, состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 2); порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков (ст. 3); основания отказа в осуществлении перевода (ст. 4); правила внесения изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в их составе из одной категории в другую (ст. 5); порядок перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 6); особенности перевода каждой из семи категорий земель, указанных в ст. 7 Кодекса (ст. ст. 7 – 13).
В комментируемой статье определение органа, правомочного принимать решения о переводе земель, поставлено прежде всего в зависимость от того, в чьей собственности находятся земли, нуждающиеся в переводе. Статьей 15 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую установлено правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: 1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; 2) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В остальных случаях перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю осуществляется также органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления, кроме отнесения к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую: оно осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
Приоритет земель сельскохозяйственного назначения обеспечивается путем установления необходимости принятия решения о переводе исключительно органом государственной власти. Это призвано гарантировать защиту сельскохозяйственных земель от необоснованного перевода в другие категории, прежде всего под застройку.
Особенность перевода земель населенных пунктов заключается в том, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Федеральное законодательство оставляет за собой прерогативу установления порядка перевода земель из одной категории в другую. Однако необходимо отметить, что об основаниях и других условиях перевода в данном случае не упоминается, следовательно, они могут устанавливаться и субъектами РФ.
Нормы п. 1 комментируемой статьи имеют императивный характер, что не предполагает возможности принятия решений об отнесении земель к категориям и переводе их из одной категории в другую иными помимо указанных в статье субъектами. Причем такие решения должны приниматься в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными данным субъектам п. 1 ст. 8 Кодекса.
2. В развитие нормы п. 2 комментируемой статьи Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую (ст. 14) определены нормы, регулирующие порядок установления категории земель в тех случаях, когда отсутствует соответствующая запись в документах государственного кадастра недвижимости.
Если при этом категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, то на основании их по заявлениям правообладателей земельных участков вносятся изменения в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, применяется следующее правило. Если документы на земельный участок получены до вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую, то отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Если же категория земель не указана ни в документах государственного кадастра недвижимости, ни в правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, то принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. При этом действует следующее правило: земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов – к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Порядок отнесения земель к той или иной категории аналогичен порядку, установленному для перевода земель из одной категории в другую: заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Сведения, которые должно содержать такое ходатайство, и состав прилагаемых к нему документов установлены ст. 2 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (или, соответственно, об отнесении земель к определенной категории) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, – Правительством РФ;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства – исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Хотя в названном Федеральном законе ничего на сей счет не сказано, но представляется, что в отнесении земельного участка к категории земель вообще не может быть отказано, так как каждый земельный участок должен принадлежать к какой-либо категории земель. Однако заявителю может быть отказано в отнесении земельного участка именно к той категории, на которую он указывает (например, если заявитель ведет личное подсобное хозяйство на земельном участке, находящемся при его индивидуальном жилом доме в поселке, и считает, что участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, в то время как по закону это земли населенных пунктов).
Основаниями же отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую могут быть только следующие случаи:
1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую установлено, что сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение 30 дней бесплатно вносятся в документы государственного кадастра недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка.
Изменения в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель вносятся в установленном ст. 21 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество порядке исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав.
3. Норма п. 3 комментируемой статьи устанавливает, что недействительность актов об отнесении земель к категориям или о переводе их из одной категории в другую может быть результатом как материального (неверного или необоснованного решения по существу вопроса), так и процессуального (нарушение установленной законом процедуры перевода земель) характера.
Признание недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую осуществляется в судебном порядке. Подведомственность дел определяется по правилам гл. 3 ГПК РФ и гл. 4 АПК РФ.
В зависимости от вида оспариваемого правового акта в гражданском процессе производство осуществляется по правилам гл. 24 или 25 ГПК РФ, в арбитражном процессе – по правилам гл. 23 или 24 АПК РФ.
Как оформить документы для изменения категории земли
Согласно статье 2 Закона № 172-ФЗ, для перевода земельного участка из одной категории в другую заинтересованному лицу нужно подать ходатайство о переводе земель из одной категории в другую (о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую). Ходатайство подается в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления, уполномоченный на его рассмотрение.
В отношении земель сельскохозяйственного назначения (кроме находящихся в собственности РФ) содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливают органы власти субъектов РФ.
В обязательном порядке ходатайство должно содержать:
- кадастровый номер участка;
- категорию земель, в состав которых входит земельный участок, и категорию земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
- обоснование перевода земельного участка из одной категории в другую;
- права на земельный участок.
К ходатайству необходимо приложить следующие документы (п. 4, 4.1 ст. 2 Закона № 172-ФЗ):
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- согласие правообладателя участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
В рассмотрении ходатайства могут отказать только в двух случаях: если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо или к ходатайству приложены несоответствующие документы. В последнем случае оно возвращается с указанием причин отказа (п. 3 ст. 3 Закона № 172-ФЗ).
В течение двух месяцев со дня поступления ходатайства исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (Правительство РФ – в течение трех месяцев) принимает акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе.
В течение 14 дней после этого акт направляется заинтересованному лицу (в орган кадастрового учета – в течение пяти дней). О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если участок из состава земель сельскохозяйственного назначения будет переведен в земли иных категорий с нарушением действующего законодательства, решение о переводе может быть отменено.
Отметим, что лицу, получившему участок, который незаконно изъят или переведен в другие категории, будет крайне затруднительно возместить убытки, связанные с отменой такого решения (постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2012 г. № 2683/12, от 22 мая 2012 г. № 13443/11).
Что такое «категория земли»
Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):
- Земли сельскохозяйственного назначения;
- Земли населенных пунктов;
- Земли промышленности;
- Земли особо охраняемых территорий и объектов;
- Земли лесного фонда;
- Земли водного фонда;
- Земли запаса.
Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.
При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.
К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.
Категория земельного участка (также обозначается как целевое назначение) определяет, каким образом данный земельный участок можно использовать (Фото: ronstikshutterstock)
Читайте также
Как изменить категорию земли в Подмосковье
В Московской области, как в других регионах страны, каждый участок земли относится к определенной категории. Эта категория определяет целевое назначение земли и, как следствие, вид разрешенного использования. В совокупности эти характеристики определяют возможности использования земель согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования. Категория земель устанавливается в соответствии с утвержденным генеральным планом муниципального образования. Отнесение и перевод большей части земель, находящихся в частной собственности, в Московской области осуществляется органами местного самоуправления по согласованию с региональным правительством. О том, как изменить категорию участка и какие для этого нужны документы, читайте в материале портала mosreg.ru.
Какие бывают категории земель
Порядка 15 подмосковных компаний получили земельные участки для проектов по упрощенной схеме
В Земельном кодексе Российской Федерации все земли разделены на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Из каких категорий можно осуществлять перевод
Почти 2 тыс. га земли планируется ввести в сельскохозоборот в Шатуре в 2022 году
Органы местного самоуправления Московской области могут изменить категорию следующих земель:
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли запаса (в случаях перевода земельных участков, находящихся в частной собственности).
Их можно перевести в следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли промышленности и иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов.
Перевод земель из одной категории в другую для прочих категорий осуществляется правительством Российской Федерации (в отношении земель, находящихся в федеральной собственности) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения). В частности, перевод земель сельскохозяйственного назначения в Подмосковье осуществляется правительством Московской области.
Порядок и сроки оказания услуги
Услуга оказывается бесплатно как физическим, так и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Максимальный срок оказания услуги составляет 15 рабочих дней.
Регистрация заявления и комплекта документов проходит в течение одного рабочего дня. Заявление о предоставлении услуги можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, авторизовавшись с помощью подтвержденной учетной записи ЕСИА. В случае, если у гражданина нет возможности подать заявление в электронной форме, он может обратиться с пакетом документов в любое отделение МФЦ Московской области и воспользоваться бесплатным доступом к порталу госуслуг.
Необходимые документы
Для получения услуги потребуются следующие документы:
- о переводе земель из одной категории в другую (об отнесении земель к определенной категории);
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- согласие правообладателя земельного участка на его перевод из состава земель одной категории в другую;
- правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (предоставляется в случае, если право не зарегистрировано в ЕГРН);
- документ, удостоверяющий полномочия представителя (если заявление подается представителем заявителя).
Почему могут отказать
В приеме документов могут отказать, если заявитель предоставил неполный пакет документов, если документы утратили силу, если в бумагах есть незаверенные исправления. Также в приеме документов могут отказать, если поданные в электронной форме бумаги подписали с помощью электронной подписи, не принадлежащей заявителю.
В услуге могут отказать, если сведения в заявлении и приложенных документах будут противоречить друг другу, если земельный участок не стоит на кадастровом учете, если границы участка накладываются на земли лесного фонда, земли охранных и санитарно-защитных зон. Более подробно причины для отказа в оказании услуги описаны в Административном регламенте.
Порядок перевода земель сельхозназначения в земли поселений
Как же перевести в случае необходимости земли сельхозназначения в земли населенных пунктов? Нужно подать письменное ходатайство в соответствующий государственный орган или местный орган самоуправления. В первом случае этим органом является непосредственно Правительство. Обязательно в прошении следует прописать кадастровый номер, присвоенный участку, каковы права на него, а также уточнить категорию земель, к которой участок относится, и в какую категорию вы хотите его перевести, и последнее – причина изменения категории надела земли.
Вместе с ходатайством подают следующие документы:
- выписка из национального земельного реестра, в которой содержатся основные сведения об участке;
- копии паспорта;
- выписка, в которой содержится информация о правах на участок, из Единого реестра прав на недвижимость;
- если федеральный закон обязует проводить экологическую экспертизу, нужно предоставить заключение госэкологической экспертизы;
Важно. Экологическая экспертиза проводится в любом случае, если вопрос касается трансформации земель под лесом в нелесные, а также попытке перевести любые земли в территории, которые относятся к строго охраняемым. Таким образом, когда возникает вопрос как земли сельхозназначения перевести в земли поселений, подобную оценку проводить не нужно.
Первые проблемы могут возникнуть уже на этапе сбора документов.
Еще до того, как будет подано ходатайство, следует внести участок в кадастр и произвести соответствующую регистрацию прав в ЕГРПН. Это дорогое удовольствие. Поэтому земельный участок, который является собственностью, для начала покупается с имеющейся категорией, после чего можно запускать процедуру смены категории.
Соответствующий орган имеет 2 месяца на изучение ходатайства, если вопрос рассматривается на уровне местных органов самоуправления. Если же решение должно быть принято на уровне Правительства, выделяется на один месяц больше. После рассмотрения подписывается акт о смене категории участка или же выдается отказ в проведении этой операции с землей. В течение двух недель с того дня, как решение принято, должен быть отправлен ответ заявителю. Кроме этого, копия акта отправляется в госреестр для того, чтобы были внесены соответствующие изменения в раздел «категория земель».
В результате внесения этих изменений орган, отвечающий за кадастровый учет, обязан уведомить органы госрегистрации прав для того, чтобы были внесены соответствующие изменения в ЕГРПН. Этот случай не предполагает переоформление документации на земельный участок.
Есть некоторые причины, по которым могут не изменить категорию земельного надела:
- если в результате экологической экспертизы принято негативное решение;
- определенные ограничения, содержащиеся в федеральных законах;
- если расположение участка не соответствует запрашиваемому назначению.
- принято решение о консервации земель;
- созданы природные территории, которые надлежит строго охранять;
- принято решение, которым устанавливаются или изменяются существующие границы города или другого населенного пункта;
- на землях, выделенных для сельскохозяйственной деятельности, будут размещены промышленные объекты;
- утвержден проект рекультивации определенной части земель, на которых будут построены дороги, линии электропередач или другие линейные объекты;
- земли, которые признаны непригодными для сельского хозяйства, будут включены в состав земель, принадлежащих водному, лесному фондам, или земель запаса;
- утвержден план рекультивации земель для проведения добычи полезных ископаемых;
- на земле планируется разместить коммунально-бытовые объекты, поскольку их размещение в другом месте не представляется возможным;
- для того чтобы обеспечить оборону Российской Федерации, нужно выполнить международные обязательства.
- когда вопрос касается земельных наделов, кадастровая стоимость которых гораздо выше усредненного уровня кадастровой стоимости по местности (а точнее, более чем на 50 процентов);
- если надел имеет статут особо ценной сельскохозяйственной земли повышенной продуктивности.
Акт о переводе земель, какое бы не было принято решение, может быть обжалован через суд на протяжении трех месяцев с того момента, когда собственник узнал об отказе.
Дорогие читатели! Если у вас остались вопросы по теме « Как перевести земли сельхозназначения в земли поселений» или возникли другие вопросы, задайте их прямо сейчас — обращайтесь в форму онлайн-консультанта или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок и консультация бесплатны для всех регионов России)!
Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.
Основания для перевода земель сельхозназначения в земли поселений
Существует ряд нормативных актов, которые регулируют порядок смены предназначения земельного надела. Земельным кодексом определяется понятие земель сельхоз предназначения. К таким землям принадлежат те, которые находятся за пределами населенного пункта и которые предназначены для удовлетворения нужд сельского хозяйства.
Закон определяет, что владеть землями такой категории могут как отдельные граждане, так и различные организационные и муниципальные образования и даже само государство.
Важно. Не могут быть собственниками такой земли иностранные граждане и юридические лица, а также те структуры, которые имеют более 50% иностранных инвестиций в уставном капитале. Они могут выступать исключительно арендаторами.
В Законе «О переводе земель … из одной категории в другую» содержится закрытый список причин, по которым земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, могут быть отнесены к другой категории. Это возможно, если:
Есть 2 ситуации, которые делают нереальным перевод земель, имеющих сельхозназначение, в земли поселений: