Как видно из таблицы, при эксплуатации автомобиля в течение трёх месяцев можно заплатить всего половину стоимости полиса. Дальше с увеличением срока действия страховки возрастает и множитель.
Как считается коэффициент бонус-малус
Стоимость полиса ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности — зависит от страховой истории водителя. Могут дать скидку за безаварийную езду или, наоборот, надбавку — если были страховые случаи.
Разберем, как рассчитывается КБМ и сколько можно сэкономить.
Где найти базовую ставку ОСАГО
Нас, конечно, интересуют верхние границы, поскольку именно они принимаются страховщиками за исходные, когда рассчитывается цена полиса. Хотя, по замыслу законодателя, она должна быть где-то в середине коридора. Чтобы точно узнать, какой тариф в интересующей вас организации, зайдите на ее сайт, откройте вкладку для частных клиентов и найдите раздел «ОСАГО» или «Рассчитать страхование». Скорее всего, это будет таблица, в которой указаны базовые ставки вашей СК. Так вы получите первый коэффициент в подсчете — ТБ.
Второй показатель — КТ — территориальный. Всем регионам России присвоены коэффициенты, которые зависят от интенсивности движения и аварийности региона. Чем чаще на этой территории преимущественного использования авто случаются ДТП, тем больше будет значение КТ.
Коэффициент определяют, в соответствии с законом о страховании гражданской ответственности собственников ТС, по месту регистрации автомобиля, указанному в его паспорте, или по паспорту автовладельца. Когда рассчитывают цену страховки в крупных мегаполисах, КТ сделает сумму значительно больше.
Базовый тариф
Стоимость полиса ОСАГО зависит от множества коэффициентов. Они представляют собой множители, которые повышают и снижают цену страховых услуг. Базовый тариф является основой для расчёта стоимости. Его «коридор» для каждой категории автотранспорта ежегодно устанавливает Центральный банк России. Страховая компания может выбрать своё значение из него и уведомить об этом монетарный регулятор и РСА. После этого самостоятельно по-тихому изменять параметр запрещается.
На 2022 год действуют такие базовые тарифы:
Тип транспортного средства
Минимальное значение, руб.
Максимальное значение, руб.
Категории «А» и «М» – мотоциклы и мопеды
Категории «В» и «ВЕ» – легковые автомобили физических лиц
Категории «В» и «ВЕ» – легковые авто, применяемые для работы в такси
Категории «В» и «ВЕ» – легковые авто для организаций
Категория «С» – грузовые авто массой до 16 т
Категория «С» – грузовые авто массой свыше 16 т
Категория «D» и «DE» — автобусы, применяемые для работы в такси либо перевозки пассажиров
Категория «D» и «DE» – автобусы с количеством мест до 16
Категория «D» и «DE» – автобусы с количеством мест свыше 16
Тракторы и дорожная спецтехника
Коэффициент бонус-малус (КБМ)
Затем идет коэффициент бонус-малус (КБМ), который показывает, насколько водитель аккуратен за рулем. Если он не был виновником аварий в течение года, то в следующем году КБМ будет меньше, и при том же базовом тарифе цена полиса станет ниже (если только КБМ и так не был минимальным — 0,5).
Если же по вине водителя происходили ДТП и страховая компания была вынуждена выплачивать по ним деньги, стоимость страховки резко возрастет (если только КБМ и раньше не был максимальным — 2,45).
Свой КБМ можно узнать на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА): www.autoins.ru. Именно из базы данных РСА получают информацию о КБМ страховые компании.
КБМ присваивается водителю один раз в год — 1 апреля и действует до 31 марта следующего года включительно. Если вы смените машину, КБМ от этого не изменится.
Если вы только что получили права и первый раз покупаете полис, то вам автоматически присваивается коэффициент 1. То есть у вас не будет ни скидки за безаварийную езду, ни надбавки за аварийность.
Если в полис вписано несколько водителей, то при расчете цены используется КБМ того из них, у кого он наибольший. По договорам, в которых нет ограничения на количество водителей, КБМ будет равен 1.
Если, например, водитель стал виновником четырех и более ДТП в текущем году и по ним были страховые выплаты, в следующем году его КБМ вырастет до 2,45. Даже если до этого он много лет ездил без аварий и получал большую скидку.
Стаж водителя
Чтобы рассчитать ОСАГО по коэффициентам, необходимо учитывать возраст и опыт водителя. Если машиной будет управлять лицо до 22 лет или со стажем менее 3 лет, то страховая премия будет умножена на 1,8.
Для водителей с большим опытом и возрастом коэффициент составляет 1.
Для оформления продукта необходим брокерский счёт
проект «Открытие Инвестиции»
Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4
Будьте в курсе новых публикаций!
Подпишитесь на дайджест «Открытого журнала» и получайте подборку публикаций за неделю.
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
Как рассчитывается КБМ
Коэффициенты определяются в прямом отношении к количеству страховых случаев. Чем чаще автолюбитель обращается в страховую компанию за выплатами, тем выше его коэффициент аварийности. А следовательно, и выше стоимость страховки. Если водитель продолжительное время не обращался за страховыми премиями, не допускал оплошностей на дороге и не становился участником ДТП, следовательно, ему положена скидка. И чем больше период безаварийности, тем выше бонусы.
По сути, расчет коэффициента бонус-малус по ОСАГО производится на основании присвоенного класса водителя. Затем уже учитывается количество аварий и страховых случаев.
Например, за один год вождения без аварий покупателю ОСАГО причитается скидка в 5%. Дисконт начисляется нарастающим итогом. Максимальное значение скидки — 50%, при которой КБМ равен 0,5. Это нижняя позиция бонус-малус ОСАГО, таблица актуальных значений приведена ниже.
Наличие страховых случаев увеличивает стоимость страховки. Максимальная сумма накрутки составляет 145%, КБМ равен 2,45.
Водителю, который заключил договор впервые, присваивается класс 3, для которого КМБ равен 1. Рассчитывать на скидки не стоит. Но и ждать надбавки к цене тоже не придется.
Коэффициенты ОСАГО
Базовый тариф (ТБ) ОСАГО утверждается центральным банком РФ, а дополнительные коэффициенты устанавливаются на основании положения Федерального Закона №40 и добавления дополнительных нормативных актов. Величина коэффициентов может как понизить итоговую стоимость полиса, так и повысить ее. Рассмотрим значение каждого из них.
Территориальный коэффициент
Эта величина обозначает территорию преимущественного использования. ТК отражает интенсивность трафика: чем больше транспортный поток, тем выше стоимость полиса. Самый высокий трафик в г. Москва, в Подмосковье уже ниже. Уровень загруженности на автодорожном полотне повышает или снижает риск ДТП. Данный коэффициент планировалось отменить, но в последний момент его сохранили.
ТК рассчитывают по месту прописки водителя либо по месту регистрации ТС (для фирм, компаний). Для легкового, грузового транспорта и тракторов величина будет разной.
Коэффициент бонус-малус
Данная величина отражает участие авто в ДТП. Это коэффициент аварийности. Для безаварийной езды он будет намного ниже, чем для участников ДТП. Причем, бонус снижается лишь в случае отсутствия страховых выплат. Если в ДТП по вине водителя было повреждено его собственное транспортное средство, выплачивается страховка КАСКО.
По таблице КБМ можно вычислить свой бонус-малус. В ней указан:
- класс водителя (для новичков он будет равен 3);
- соответствующий классу коэффициент (новичкам – 1);
- нулевой коэффициент обозначает отсутствие компенсаций за ДТП;
- единица – одна авария с выплатой компенсации;
- двойка – 2 аварии, и т. д.
В таблицах отражается изменение класса водителя, в зависимости от наличия/отсутствия аварийных ситуаций и страховых компенсаций.
КБМ для каждого внесенного в полис водителя рассчитывается отдельно. В итоге берется самый высокий показатель аварийности.
Если в ОСАГО указано несколько водителей, для КБМ берут максимальное значение. То есть, невыгодно включать в страховку неопытных водителей с высоким риском аварийности. Во-первых, они могут повредить авто. Во-вторых, стоимость полиса из-за них становится в разы выше.
Возраст и стаж водителя
КВС – это показатель профессионализма водителя. Чем больше лет, тем больше опытность и меньше риска совершить аварию. Если в договоре записаны молодые люди (до 20 лет) с минимальным стажем вождения (до трех лет), итоговая стоимость полиса будет высокой. При неограниченном ОСАГО автоматически устанавливается КВС 1.
Ограничения по количеству водителей
КО – это коэффициент ограничений. Автогражданка бывает двух видов:
- с ограниченным числом водителей;
- без ограничений.
В первом случае в страховку вписывают допущенные к управлению ТС лица. если нужно дополнить список разрешенных водителей, для этого обращаются к сотрудникам СК. Во втором случае управлять машиной может любой водитель с одобрения владельца ТС, наличие водительских прав обязательно.
Для ОСАГО с ограничениями КО равен единице, для полиса без ограничений КО — 1, 87.
Неограниченная страховка обходится намного дороже, практически в два раза. Это связано с покрытием возможных рисков аварийной ситуации, допущенной неопытными водителями. В полисе с ограничениями учитывается стаж и возраст всех водителей, что и повышает (снижает) итоговую цену.
Мощность двигателя
КМ характеризует транспортное средство в соответствии с лошадиными силами. Данный параметр планировали удалить из списка коэффициентов, но передумали. За единицу взяли мотор мощностью от 50 до 70 л. с. (лошадиных сил).
Чем выше мощность двигателя, тем выше стоимость полиса.
Значение КМ для ОСАГО:
- меньше 50 л. с. – 0,6 единиц;
- 50 – 70 л. с. – единица;
- 70 – 100 – 1,1 единиц;
- 100 – 120 – 1,2 единиц;
- 120 -1 50 – 1,4 единиц;
- 150 и выше – 1, 6 единиц.
Размер и иные внешние факторы на мощность двигателя не оказывают влияния, только лошадиные силы.
Коэффициент нарушений
Данная величина (КН) характеризует случаи нарушений страхового договора. Эти нарушения связаны не с аварийной ситуацией, а с правилами самой СК. К нарушениям относится:
- подложные документы;
- заведомо недостоверная информация.
- умышленные действия, причинившие вред здоровью либо угрозу жизни;
- причинение вреда под влиянием наркотических веществ – алкоголь, наркотики;
- управление автомобилем лицом, не имеющего на это права;
- оставление в опасности;
- своевольное покидание места ДТП до появления сотрудников ДПС;
- иные неправомерные случаи, установленные СК.
Если будут выявлены нарушения, СК повысит стоимость ОСАГО в 1,5 раза. Это относится как к владельцу ТС, так и к вписанным в ОСАГО водителям. Даже при наличии одного нарушения коэффициент повышается.
Срок страхования
КП применяется для авто, зарегистрированных за рубежом. За основу берется единица, обозначающая один год.
- 5 – 15 дней – 0,2;
- 16 – 30 дней – 0,3;
- 2 месяца – 0,4;
- 3 мес. – 0,5;
- 4 мес. – 0,6;
- 5 мес. – 0,65;
- 6 мес. – 0,7;
- 7 мес. – 0,8;
- 8 мес. – 0,9;
- 9 мес. – 0,95;
- 12 мес. – 1.
Стоимость полиса зависит от количества застрахованных дней. Чем их меньше, тем цена ниже.
Сезонный коэффициент
КС – это коэффициент сезонности. он также влияет на итоговую сумму страховки. Например, если автовладелец пользуется ТС не круглый год, а определенный период, оплачивать годичную страховку не рентабельно. Техника для уборки снега, полива клумбы или уборки плодов используется ограниченный период времени. Однако указанное правило относится только к специальным видам техники, а не к легковым машинам.
Коэффициент прицепа
КПр характеризует повышенный риск аварийной ситуации, так как общий вес ТС увеличивается, а управление ухудшается.
- легковой транспорт, мотоциклы – 1,16;
- грузовой транспорт, трактор – 1,24;
- другой тип транспорта – 1.
Страхователь обязан указать в заявке на ОСАГО о наличии прицепа.
КБМ – коэффициент бонус-малус
Этот показатель выступает своеобразным поощрением автолюбителя за безаварийную эксплуатацию машины. Может как повышать, так и понижать стоимость договора, исходя из истории вождения. Каждый год владения страховкой без ДТП предполагает уменьшение цены последующего соглашения на 5%.
Обратите внимание! При определении коэффициента аварийности в расчет берутся лишь те случаи (ДТП), в которых вина страхователя была доказан, по которым была выплачена компенсация.
Число классов вождения – 15, каждому из них присвоен свой КБМ. Подробная информация представлена в таблице ниже.
Как пользоваться таблицей для расчета КБМ
- В поле «Класс на начало годового срока страхования» найдите свой текущий класс (если вы ранее не страховались, то ваш класс равен 3)
- В поле «Коэффициент» указано значение коэффициента соответствующее классу
- Далее перемещаемся вправо по строке.
- В поле «0 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если вы не допустите ни одной аварии
- В поле «1 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 1 авария
- В поле «2 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 2 авария и т.д.
Класс на начало годового срока страхования
Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
Например, если страхователь из предыдущего примера — владелец автомобиля, он может оформить договор страхования без ограничения перечня водителей. Тогда при расчете стоимости полиса будет взят КБМ 1, но в этом случае появится коэффициент за «неограниченность» списка водителей — КО. В этом случае он равен 1,87, то есть надбавка 87%. Поэтому неограниченная страховка выгодна, если у одного из водителей КБМ больше 2.
КТ – Территориальный коэффициент. Территория преимущественного использования
Коэффициент территории зафиксирован для всех субъектов страны. Он отражает интенсивность дорожного движения: если она большая, то и показатель высокий. К примеру, в столице установлено значение 2.0, но в Подмосковье показатель уже снижен и равняется 1,7. Объясняется это количеством транспорта на дорогах, что ведёт к увеличению риска возникновения дорожных аварий.
Важно! Этот критерий рассчитывается по адресу регистрации страхователя (для физлиц) либо машины (для юрлиц).
Таблица территориальных коэффициентов на 2019 год по регионам представлена ниже. В ней используется два индикатора: