Права на автомат и на механику: отличия в 2022 году

На оборотной стороне водительских прав фиксируется отметка «АТ» для автолюбителей, управляющих машиной с АКПП. Это связано с тем, чтобы разграничить категории прав с учетом трансмиссии автомобиля и ограничить открываемую категорию. Указанная отметка запрещает водить ТС с МКПП. По сравнению с автоматом управлять машиной с МКПП сложнее.

Можно ли сдать экзамен в ГИБДД на автомате в 2022 году?

Экзамен на автомате

Довольно часто можно услышать от кандидатов в водители, которые ранее не садились за руль, историю о том, что переключение передач на механической коробке доставляет много неудобств.

Ситуация усугубляется еще и тем, что автомобили многих автошкол сильно изношены и находятся не в самом лучшем техническом состоянии. А это ведет к тому, что использование стандартной механической коробки оказывается неимоверно сложным для начинающего водителя.

Именно поэтому после получения прав многие водители покупают автомобили с автоматической коробкой переключения передач, которые с каждым годом становятся все доступнее.

В этой статье речь пойдет о том, можно ли сдавать на права на автомате в 2022 году:

Чем отличаются права на механику и автомат

Если в примечании ВУ есть отметка об автоматической трансмиссии, водитель не допускается к вождению автомобиля с ручной КПП. Поэтому при использовании МКПП, автовладельца ждет штраф как нарушителя ПДД. Это прописано в Постановлении № 1097 от 24.10.2014 г.

5 отличий механики от автомата:

  1. Водитель, закончивший обучение и сдавший экзамены с МКПП, не имеет ограничений по типу трансмиссии.
  2. В правах отметки AT не будет.
  3. Стоимость обучения на АКПП дороже.
  4. На автомате проще ездить.
  5. Сдать экзамен на автоматической коробке, можно только отучившись в автошколе.

Новые категории

На старых ВУ можно насчитать четырнадцать категорий транспорта, начиная с легких мотоциклов, с объемом двигателя от 50 до 125 кубических сантиметров (А1) и заканчивая трамваями и троллейбусами (Т). А вот в удостоверении нового образца указано на две категории больше:

  • М – включает в себя скутера, мопеды, квадроциклы и любые другие мотоагрегаты, с техническими показателями мотора до 50 кубов или до 3,5 кВт (для электротранспорта);
  • Tm иTb – в отличие от старых прав, на новых документах трамваи и троллейбусы разделены на два разных подтипа.
READ
Подготовлен законопроект об отмене деклараций по УСН

При этом наиболее распространенная категория В (автомат или ручная коробка) не перенесла никаких изменений. Но отличить эти два типа прав очень легко, посмотрев на особую отметку АТ, расположенную под номером 14.



Чем отличается обучение на права на механику и автомат?

Согласно правительственному Постановлению №1097 от 24 октября 2014 года (редакция от 14 августа 2018), автомобили с МКПП, на которых проходит учеба и практические экзамены, должны быть оснащены вспомогательными педалями сцепления и тормоза. Также в них обязано быть зеркало заднего обзора для экзаменатора, опознавательные знаки «Учебное ТС» (приложение 3 к законодательному акту). Машины с автоматической трансмиссией не оборудуются дополнительной педалью сцепления.

Сам процесс обучения на автомобилях с АКПП и механикой не имеет отличий ни по количеству учебных часов, ни по отрабатываемым действиям. Длительность курса составляет 2,5-3 месяца в зависимости от условий конкретной автошколы, на автодроме и в городе выполняют одни и те же упражнения (разворот, въезд на эстакаду, перестроение и т.д.). Разница заключается только в способе управления транспортным средством: автомобиль с механической трансмиссией требует переключения сцепления, а для вождения машины с коробкой-автомат используется всего две педали – газа и тормоза.

На каком автомобиле можно сдавать экзамены

Автомобиль, на котором выпускник сдает экзамен ГИБДД, должен по своему устройству соответствовать ученическому ТС. Если в автошколе экзаменуемый обучался на машине с механической КПП, то экзамены будут приниматься также на автомобиле с ручной коробкой передач. Если обучение проводилось на машине с коробкой-автомат, то экзамен будет проводиться на ТС, оборудованной аналогичной КПП.

Сам процесс экзаменов в обоих случаев абсолютно одинаковый. Выпускники сначала сдают теоретическую часть, затем упражнения на площадке, далее – вождение в городских условиях. Незначительно различаться могут лишь детали выполнения упражнений.

Задание «эстакада» на машинах с МКПП и АКПП выполняются по-разному. Если на механике выпускник должен в обязательном порядке перевести ручку КПП в нейтральное положение, то на машине с автоматической коробкой он может как перевести селектор в положение Parking, так и установить нейтральное положение с одновременным включением стояночного тормоза.

READ
Образец договора поставки комплектующих

Зачем нужна отметка

Зачем нужна отметка

Установка АКПП во всех классах легковых автомобилей, минивэнов, внедорожников, позволило смягчить требования к навыкам курсантов автошкол по переключению передач в механической коробке.

Если курсант не желает изучать «механику», планируя использовать только «автомат», то обучение проводят на автомобиле с АКПП, и на водительском удостоверении ставят отметку «АТ», которая является ограничением в открываемой категории, и запрещает водить автомобиль оборудованный МКПП.

На вопрос, можно ли ездить на «механике», если учился на «автомате», ответ однозначный — запрещено. Для управления машиной с «механикой», водитель обязан переучиваться и дополнительно сдавать переэкзаменовку в ГИБДД.

Обучение вождению на «механике» сложнее, чем на «автомате», требует освоения дополнительных навыков управления автомобилем с использованием сцепления, знания соотношений передачи, скорости машины и оборотов двигателя, понимания режима работы двигателя и трансмиссии в различной дорожной обстановке и на различном рельефе.

Обучившись управлению машиной с ручной механической коробкой передач, перейти на управление машиной с АКПП легко, и не требует освоения дополнительных навыков. Права без отметки «АТ» считаются универсальными.

Поэтому на вопрос, можно ли ездить на «автомате», если учился на «механике», ответ положительный — разрешено.

Водительские права разделят на «автомат» и «механику»

МВД подготовило поправки в правила получении водительских прав. Экстерна теперь не будет — обучение в автошколе станет обязательным. А тем, кто сдаст экзамен на авто с «автоматом», придется снова экзаменоваться, чтобы управлять машиной с «механикой»

Если студент решил обучаться вождению машины с автоматической коробкой передач, то он не получит права на вождение автосредства с механикой. Фото: РИА Новости

Если студент решил обучаться вождению машины с автоматической коробкой передач, то он не получит права на вождение автосредства с механикой. Фото: РИА Новости –>

МВД подготовило поправки в правила получения водительских прав. Экстерна теперь не будет — обучение в автошколе станет обязательным. Прибавятся новые подкатегории на управление ТС, а тем, кто сдаст экзамен на авто с «автоматом», придется снова экзаменоваться, чтобы управлять машиной с «механикой».

Ведомство уже сформулировало свои предложения и намерено внести их в закон «О безопасности дорожного движения». Одно из основных новшеств заключается во введении новой категории и подкатегорий на право управления транспортным средством. Так, в категории «А» должна появиться подкатегория «А1», которая включает в себя легкие мотоциклы с объемом двигателя более 125 кубических сантиметров и мощностью 11 кВт. Подкатегория «С1» разрешит водить только автомобиль массой не более 7,5 тонны, а подкатегория «С1Е» позволит управлять автомобилями категории «С1», но с прицепом массой не более 750 кг при том, что общая максимальная масса автопоезда составит не более 12 тонн. Подкатегория «D1» предусматривает вождение транспорта, в котором не более 16 сидячих мест, а «D1E» — автомобили категории «D1» с грузовым прицепом. В последней категории требования к прицепу такие же, как и в предыдущей.

READ
Берут ли в армию с недостатком веса

Но смысл в том, что полная категория покрывает подкатегорию. То есть тому, у кого есть категория «С», не придется пересдавать, чтобы сесть за руль грузовика категории «С1». Помимо этого, появится совершенно новая категория «М».

«Мы предлагаем ввести для водителей транспортных средств, не входящих в категорию мотоциклов (то есть для мопедов), категорию «М», — сообщил на прошлой неделе начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов, отметив, что согласование с Минобрнауки по поводу введения новой категории уже фактически завершено, и новая литера в правах может появиться уже в текущем году. То есть в «М» попадут мопеды, а так называемые скутеры подпадают под «А1» или «М» — в зависимости от их технических характеристик.

Для получения таких прав необходимо сдать экзамен на знание правил дорожного движения. Если водитель имеет любую другую категорию, он может не сдавать практический экзамен. Сесть за руль мопеда можно будет с 16 лет.

Получить категории «А», «В», «С» и «С1» можно будет с 18 лет. Водителем автобуса (категория «D») можно будет стать по достижении 21 года.

Смысл нововведений в МВД обосновывают необходимостью учитывать нынешнее разнообразие транспортных средств на дорогах. Пока получается, что по действующим стандартам водитель грузовика, к примеру, должен быть профессионалом очень широкого профиля. И, соответственно, обладатель водительских прав категории «D» сейчас может работать и на маршрутной «Газели», и на двухэтажном автобусе международных рейсов. Но задачи таких машин разные.

По замыслу авторов законопроекта, обучение подкатегориям должно стать проще и дешевле. Правда, после принятия закона нельзя будет сдать экзамен на право управления автомобилем экстерном. Придется записываться в автошколу, а пройдя обучение, сдавать на права организованно. В ГИБДД полагают, что таким образом удастся повысить качество подготовки водителей и серьезно сократить практику «продажи» прав.

Поправки не предусматривают введение подкатегории «В», которая разрешает водить все легковые автомобили. Но если студент решил обучаться вождению машины с автоматической коробкой передач, то он не получит права на вождение автосредства с «механикой». То есть в правах появится отметка «автомат», и для того, чтобы пересесть на механику, придется сдавать на права заново.

READ
Где взять ипотеку на вторичное жилье: обзор банков

Кроме того, иностранцам из дальнего и ближнего зарубежья для работы водителем в России придется получать местные права.

Напомним, сегодня в нашей стране выдают права девяти категорий. «А» — мотоциклы, «В» — легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, а количество сидячих мест, за исключением водительского, не больше восьми. «С» — грузовики — машины, максимальная масса которых больше трех с половиной тонн. «D» — автобусы — то есть в них более восьми мест. Также есть категории «ВЕ», «СЕ», «DE». Буква «Е» обозначает, что водитель соответствующей категории прошел обучение и может управлять машиной с прицепом, максимальная масса которого более 750 кг. Есть еще категории «Tm» и «Tb» — трамвай и троллейбус.

Как считает главный редактор журнала «Авто Бизнес» Роман Гуляев, логика в подготовленных МВД поправках есть. «Об этих изменениях говорили давно. Но они в основном не затронут рядовых автолюбителей, а относятся к профессионалам. Ведь, действительно, профессионализм водителей сильно упал, и сейчас на дорогах много водителей, которые пытаются управлять многотонной фурой как «Газелью». А ведь вождение таких разных автомобилей требует совершенно разных навыков», — объяснил BFM.ru эксперт.

По той же причине поддержал Роман Гуляев и намерение ставить штамп о праве вождения исключительно машин с автоматической коробкой передач.

Однако он усомнился, что отмена самоподготовки и экстерна позволит искоренить продажу прав. «Дело не запрете таких форм подготовки и сдачи экзамена, а в том, чтобы требования к подготовке водителя были жесткими, так как сейчас многие водители плохо подготовлены даже к вождению в обычном режиме и совершено не могут ничего предпринять в критической дорожной ситуации. Но само по себе это не отменит случаев, когда права выписываются пачками за соответствующее вознаграждение», — заявил эксперт.

Особенности обучения

Чем отличаются водительские права на автомат и механику?

Программы обучения в автошколе, процедура сдачи экзаменов и получения прав в ГИБДД постоянно изменяются. В результате реформирования содержания обучения появилась возможность выбирать машину с автоматической трансмиссией для водительской подготовки и сдачи практической части экзамена.

READ
122 статья УК РФ: умышленное заражение ВИЧ-инфекцией

Вопрос о том, на какой машине учиться? решается индивидуально. Удобство вождения на «автомате» не вызывает сомнения, однако механика позволяет более эффективно решать возникающие в практике вождения проблемы (например, при суровых погодных условиях, снежных заносах, разгоне).

Стоимость обучения

Хоть обучение на механической КПП намного сложнее, стоимость обучения – значительно ниже. Разница в стоимости обусловлена низкой стоимостью таких моделей и более дешевым обслуживанием.

В некоторых школах имеется одна цена на автоматическую коробку передач и механическую, а также стоимость обучения в автошколе будет напрямую зависеть от федерального значения города. В Москве или Санкт-Петербурге автокурсы будут стоить значительно дороже, чем в городах поменьше. Каждая организация, предоставляющая услуги по обучению будущих водителей, рассчитывает стоимость занятий согласно принятому регламенту. Одни компании включают цену смазочных материалов в стоимость обучения, другие же – берут оплату за них отдельно. Важным аспектом в определении стоимости обучения является качество и модель машин, предоставляемых учащимся для овладения искусством вождения.

Некоторые водители трудно усваивают преподаваемый материал или нуждаются в большем количестве часов по вождению. В этом случае у них есть возможность заказать дополнительные занятия.

Тем не менее, несмотря на большую легкость учебы на права с коробкой-автомат, имеет смысл записаться на курсы вождения ТС с механикой, если в дальнейшем есть шанс, что гражданину потребуется сесть за руль авто с МКПП. Классические ситуации – покупка машины с механической трансмиссией, необходимость перегонки транспортного средства, отсутствие транспорта с АКПП в компании, предоставляющей услуги аренды ТС.

Категории и подкатегории прав

Теперь категории с пометкой «автомат или механика» расширены подкатегориями. Имеются основные категории, к которым относиться: «А», «В» «С» «Д» или «М». Для управления автотранспортом с прицепом в правах имеется подкатегория с буквой «Е» в окончании. Основные 6 категорий теперь подразделяются на 16 подкатегорий. К примеру, если группа «А» дает возможность совершать передвижение на мотоциклах, то «А1» – только на легких мотоциклах или мопедах, двигатель которых имеет не более 125 кубиков.

READ
Срок давности судебного решения

ВАЖНО . Та же история с категорией «В». Без добавления единицы, можно управлять автомобилями до 3,5 тонн. Пассажирских мест может быть не более 8-ми. Категория «В1» даст возможность управления трициклами и квадрациклами. Грузовиками можно осуществлять управление только при наличии категории «С», но если открыта категория «С1», то имеются ограничения, благодаря которым водитель не сможет сесть за руль транспорта свыше 7,5 тонн.

В целом, единица возле буквенного опознавателя в категории свидетельствует о наличии различного рода ограничений. К примеру, имея открытой категорию «D1», можно будет совершать перевозки пассажиров микроавтобусами, количество мест в которых не превышает 16-ти. Водители с категориями «ВЕ», «СЕ», «С1Е» «D1» или «DЕ» смогут осуществлять управление транспортом соответствующей категории с прицепом, масса которого не превышает 3,5 тонн. Мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубиков можно управлять, имея категорию «М».

Для вождения трамвая, понадобиться категория «Tm», а троллейбуса – «Tb». Все эти категории будут отображены в правах, но отметка о допуске будет стоять только в открытых позициях.

Ссылка на основную публикацию