Назначение наказания в УК ФРГ

На эти и другие вопросы, посвященных различным аспектам немецкого уголовного права, постараемся ответить в этой статье.

Виды наказаний (основные и дополнительные) по уголовному законодательству Германии.

Пожизненное лишение свободы может быть назначено за совершение ряда преступлений, предусмотренных в Особенной части УК ФРГ. К ним относятся, например, подготовка агрессивной войны (§ 80), государственная измена Федерации (§ 81), измена Родине (§ 94, абз. 2), убийство (§ 212, абз. 2), разбой,повлекший за собой смерть потерпевшего (§ 251), особо тяжкий поджог(§ 307, абз. 3) и др.

Он назначается в дневных ставках. Минимальное количество дневных ставок денежного штрафа составляет пять полных дневных ставок, а максимальное – триста шестьдесят полных дневных ставок, если закон не устанавливает иное.

Уголовное право зарубежных стран

Правовому регулированию данного института посвящена гл. 2 в разд. III «Правовые последствия деяния».

Как отмечалось выше, § 46 предусматривает, что основанием для назначения наказания является вина лица, совершившего преступное деяние. При назначении наказания суд должен учитывать влияние наказания на жизнь осужденного после отбытия наказания, а также ряд иных обстоятельств, в частности, мотивы и цели лица, совершившего преступное деяние, его взгляды, проявившиеся в деянии, и его волю, направленную на совершение деяния, размер нарушения обязанности, вид исполнения и виновные последствия деяния, прошлую жизнь правонарушителя, его личные и экономические условия, качества, а также поведение лица после совершения деяния, в особенности стремление загладить причиненный вред и достигнуть согласия с потерпевшим.

В этой связи § 46а устанавливает, что при назначении наказания суд должен придавать особое значение оценке того факта, возместило ли лицо, совершившее преступное деяние, вред потерпевшему и в каком объеме это было сделало. В определенных ситуациях при наличии полного или частичного возмещения вреда на основании § 49, абз. 1 суд может смягчить наказание или отказаться от наказания вообще. Это возможно лишь в том случае, если за совершение данного преступного деяния не может быть назначено более строгое наказание, чем лишение свободы на срок до одного года или денежный штраф в размере до 360 дневных ставок.

В этой же главе содержится норма о возможности назначения в исключительных случаях краткосрочного лишения свободы, т.е. на срок менее шести месяцев (§ 47). Это предписание пересекается с § 38, устанавливающим сроки лишения свободы. Как уже отмечалось, по УК срочное лишение свободы назначается на срок от одного месяца до 15 лет. Законодатель ФРГ не мог отказаться от краткосрочного лишения свободы вообще, потому что у него в распоряжении нет другого уголовно-правового средства реагирования, так как денежный штраф не представляет собой достаточной замены лишения свободы в данном случае. При оставлении в системе наказаний краткосрочного лишения свободы законодатель ФРГ ссылался и на опыт зарубежных стран (например, Бельгии, США, Швейцарии и Швеции). В судебной практике ФРГ наказание в виде краткосрочного лишения свободы назначается только тогда, когда особые обстоятельства, касающиеся деяния или личности совершившего деяние, делают неизбежным назначение лишения свободы для воздействия на осужденного или для защиты правопорядка. В противном случае (т.е. тогда, когда назначение наказания в виде краткосрочного лишения свободы не является неизбежным) суды ФРГ считают более целесообразным назначить наказание в виде денежного штрафа.

При назначении наказания судебная практика ФРГ часто использует норму § 49 «Особые смягчающие обстоятельства, предусмотренные законом». Она используется прежде всего в тех случаях, когда в конкретной норме УК содержится прямое указание на возможность смягчения наказания судом на основании § 49, абз. 1 или 2 (например, § 236, абз. 5; § 239а, абз. 4; § 261, абз. 10; § 314а, абз. 1 и др.). Так, например, в случае похищения человека с целью вымогательства суд может смягчить наказание на основании § 49, абз. 1, если исполнитель отказывается от требуемого вознаграждения и отпускает потерпевшего. На практике иногда встречаются случаи, когда исполнитель добровольно отказывается от дальнейшего совершения преступного деяния или иным образом предотвращает грозящую опасность. В этих случаях суд смягчает наказание по своему усмотрению на основании § 49, абз. 2.

Условная отсрочка наказания. Условно-досрочное освобождение от наказания. УК известны правовые институты, связанные с условной отсрочкой наказания и условно-досрочным освобождением от наказания. Нормы о них расположены в разд. III Общей части УК «Правовые последствия деяния», в гл. 4 «Условная отсрочка наказания».

На основании § 56 УК условная отсрочка наказания применяется в случаях осуждения к наказанию в виде лишения свободы на срок, как правило, не более чем один год. Это возможно только тогда, когда осужденный учел приговор и у суда есть основания полагать, что в будущем данное лицо больше не совершит преступных деяний без реального исполнения наказания в виде лишения свободы.

При назначении условной отсрочки наказания, как и при назначении наказания вообще, принимая во внимание некоторую специфику (§ 46 УК), учитываются личность осужденного, его прошлая жизнь, обстоятельства, связанные с совершением деяния и поведением после его совершения, условия жизни осужденного и последствия, которых можно ожидать в результате назначения судом условной отсрочки наказания.

READ
Тонкости оформления прогула работника

УК содержит предписания о двух исключениях из этого общего правила. Во-первых, в ряде случаев суд может назначить условную отсрочку наказания при назначении наказания в виде лишения свободы на срок более чем один год, но не превышающий двух лет. Это возможно только тогда, когда налицо имеются особые обстоятельства, характеризующие деяние и личность осужденного (§ 56, абз. 2). Во-вторых, при осуждении к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев условная отсрочка наказания не применяется в том случае, если это противоречит интересам защиты правопорядка (§ 56, абз. 3).

При условной отсрочке исполнения наказания суд устанавливает испытательный срок продолжительностью от двух до пяти лет. Испытательный срок начинает течь с момента вступления в законную силу решения суда об условной отсрочке наказания. В период испытательного срока суд может возложить на осужденного выполнение определенных обязанностей (§ 56b). Например, посильное возмещение ущерба, причиненного деянием, выплату определенной денежной суммы, выполнение иных общественно полезных работ и др. Выполнение этих обязанностей преследует прежде всего цель возмещения вреда потерпевшему, но и не исключает возмещения вреда обществу и государству в целом как возмещение за совершенное нарушение закона. В период испытательного срока суд может давать осужденному определенные указания (§ 56с). Дача таких указаний преследует цель оказания осужденному определенной помощи для того, чтобы он в дальнейшем не совершал преступных деяний. Указания, даваемые судом, могут быть различными по своему содержанию. Например, осужденный должен следовать распоряжениям суда, относящимся к его местопребыванию, образованию, работе, свободному времени или ведению его хозяйственных дел; осужденный должен в определенное время являться в суд или иное учреждение; осужденный не должен общаться с определенными лицами, которые могут побудить его к совершению новых преступных деяний; осужденный обязан не хранить у себя определенные предметы; осужденный должен нести обязанности по воспитанию и содержанию детей и др. Некоторые указания, к примеру, подвергнуться лечению, связанному с физическим вмешательством, могут даваться судом только с согласия осужденного. В период испытательного срока по решению суда может изменяться перечень указаний, даваемых осужденному, и возложенных на него обязанностей.

При условной отсрочке наказания каждому осужденному на период испытательного срока судом назначается специальный помощник (§ 56d). Он либо выполняет свои служебные функции, либо действует на общественных началах. Главной задачей помощника является оказание помощи осужденному в период испытательного срока, опека осужденного, наблюдение за его поведением, за выполнением обязанностей, возложенных на осужденного судом, и др. Деятельность помощника на период испытательного срока преследует основную цель — воздержание осужденного от совершения новых преступных деяний.

Отмена условной отсрочки наказания допускается в случаях:

  1. совершения осужденным в период испытательного срока нового преступного деяния;
  2. грубого или систематического нарушения указаний или систематического уклонения от надзора и руководства помощника на период испытательного срока;
  3. грубого или систематического нарушения возложенных на него обязанностей и при наличии других условий, указанных в § 56f.

Такая отмена не всегда является обязательной. В ряде случаев суд может отказаться от отмены условной отсрочки, если он сочтет достаточными такие меры, как возложение других дополнительных обязанностей или дача новых указаний либо продление испытательного срока и пр.

По истечении испытательного срока, если в его период суд не отменяет условную отсрочку наказания, лицо освобождается от наказания.

Условно-досрочное освобождение от наказания в виде лишения свободы на определенный срок возможно при наличии следующих условий:

  1. отбытие не менее двух третей назначенного срока лишения свободы, но не менее двух месяцев;
  2. осужденный может нести ответственность с учетом интересов безопасности общественности;
  3. при наличии согласия осужденного.

При наличии определенных условий, таких как осуждение к лишению свободы впервые, на срок не более двух лет, при наличии особых обстоятельств, относящихся к деянию и личности осужденного, выявленных в процессе отбывания наказания, и прочих предпосылок, о которых говорилось выше, лицо может быть условно-досрочно освобождено от наказания в виде лишения свободы и при отбытии половины наказания в виде лишения свободы, но не менее шести месяцев.

Свою специфику имеет и условно-досрочное освобождение от наказания в виде пожизненного лишения свободы (§ 57а). Кроме перечисленных выше условий, необходимых для условно-досрочного освобождения от наказания в виде лишения свободы на определенный срок, требуется отбытие не менее 15 лет лишения свободы, если не требуется дальнейшего отбытия пожизненного лишения свободы с учетом вины осужденного.

Тема 28. Назначение наказания согласно уголовному праву ФРГ

Правовому регулированию данного института посвящена в Разделе третьем «Правовые последствия деяния» глава вторая. Как отмечалось выше, § 46 предусматривает, что основанием для назначения наказания является вина лица, совершившего преступное деяние. При назначении наказания суд должен учитывать влияние наказания на жизнь осужденного после отбытия наказания, а также ряд иных обстоятельств, в частности мотивы и цели лица, совершившего преступное деяние, его взгляды, проявившиеся в деянии, и его волю, направленную на совершение деяния, размер нарушения обязанности, вид исполнения и виновные последствия деяния, прошлая жизнь правонарушителя, его личные и экономические условия, качества, а также поведение лица после совершения деяния, в особенности стремление загладить причиненный вред и достигнуть согласия с потерпевшим. В этой связи § 46 а устанавливает, что при назначении наказания суд должен придавать особое значение оценке того факта, возместило ли лицо, совершившее преступное деяние, вред потерпевшему и в каком объеме это было сделало. В определенных ситуациях, при наличии полного или частичного возмещения вреда на основании § 49, абз. 1 суд может смягчить наказание или отказаться от наказания вообще. Это возможно лишь в том случае, если за совершение данного преступного деяния не может быть назначено более строгое наказание, чем лишение свободы на срок до одного года или денежный штраф в размере до трехсот шестидесяти дневных ставок.

READ
Можно ли повторно подать в суд на пенсионный фонд?

В этой же главе содержится норма о возможности назначения в исключительных случаях краткосрочного лишения свободы, т.е. на срок менее шести месяцев (§ 47). Это предписание пересекается с § 38, устанавливающим сроки лишения свободы. Как уже отмечалось, по УК ФРГ срочное лишение свободы назначается на срок от одного месяца до пятнадцати лет. Законодатель ФРГ не мог отказаться от краткосрочного лишения свободы вообще, потому что у него в распоряжении нет другого уголовно-правового средства реагирования соответствующего воздействия, т.к. денежный штраф не представляет собой достаточной замены лишения свободы в данном случае. При оставлении в системе наказаний краткосрочного лишения свободы законодатель ФРГ ссылался и на опыт зарубежных стран (например, Бельгии, США, Швейцарии и Швеции). В судебной практике ФРГ наказание в виде краткосрочного лишения свободы назначается только тогда, когда особые обстоятельства, касающиеся деяния или личности совершившего деяние, делают неизбежным назначение лишения свободы для воздействия на осужденного или для защиты правопорядка. В противном случае (т.е. тогда, когда назначение наказания в виде краткосрочного лишения свободы не является неизбежным) суды ФРГ считают более целесообразным назначить наказание в виде денежного штрафа. При назначении наказания судебная практика ФРГ часто использует норму § 49 «Особые смягчающие обстоятельства, предусмотренные законом». Она используется, прежде всего, в тех случаях, когда в конкретной норме УК ФРГ содержится прямое указание на возможность смягчения наказания судом на основании § 49, абз. 1 или абз. 2 (например, §§ 236, абз. 5,239, абз. 4,261, абз. 10,314 а, абз.1 и др.). Так, например, в случае похищения человека с целью вымогательства суд может смягчить наказание на основании § 49, абз. 1, если исполнитель отказывается от требуемого вознаграждения и отпускает потерпевшего. На практике иногда встречаются случаи, когда исполнитель добровольно отказывается от дальнейшего совершения преступного деяния или иным образом предотвращает грозящую опасность. В этих случаях суд смягчает наказание по своему усмотрению на основании § 49, абз. 2.

Условная отсрочка наказания. Условно-досрочное освобождение от наказания. УК ФРГ известны правовые институты, связанные с условной отсрочкой наказания и условнодосрочным освобождением от наказания. Нормы о них расположены в разделе третьем Общей части УК «Правовые последствия деяния», в главе четвертой «Условная отсрочка наказания».На основании § 56 УК ФРГ условная отсрочка наказания применяется, в случаях осуждения к наказанию в виде лишения свободы на срок, как правило, не более чем на один год. Это возможно только тогда, когда осужденный учел приговор, и у суда есть основания полагать, что в будущем данное лицо больше не совершит преступных деяний без реального исполнения наказания в виде лишения свободы. При назначении условной отсрочки наказания, также как и при назначении наказания вообще, принимая во внимание некоторую специфику (§ 46 УК ФРГ), учитывается личность осужденного, его прошлая жизнь, обстоятельства, связанные с совершением деяния и поведением после его совершения, условия жизни осужденного и последствия, которые можно ожидать в результате назначения судом условной отсрочки наказания. УК ФРГ содержит предписания о двух исключениях из этого общего правила. Во-первых, в ряде случаев суд может назначить условную отсрочку наказания при назначении наказания в виде лишения свободы на срок более чем один год, но не превышающий двух лет. Это возможно только тогда, когда налицо имеются особые обстоятельства, характеризующие деяние и личность осужденного (абз. 2, § 56). Во-вторых, при осуждении к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев условная отсрочка наказания не применяется в том случае, если это противоречит интересам защиты правопорядка (абз. 3, § 56).

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 295 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Оглавление

  • Уважаемый читатель!
  • Реформа германского уголовного законодательства
  • Отдельные составы преступлений
  • Закон о наркотических средствах
  • Резюме
  • Репрессивность наказания и мер безопасности по уголовному кодексу ФРГ
  • Принятые сокращения
  • Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии в редакции от 13 ноября 1998 г. по состоянию на 15 мая 2003 г.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Репрессивность наказания и мер безопасности по уголовному кодексу ФРГ

Гуманизация — критерий прогресса

Возьмем на себя смелость сказать, что в конечном итоге исторический прогресс уголовного законодательства, хотим мы это признать или нет, заключается, если посмотреть на проблему в целом, в гуманизации отношения к осуждаемому. В ретроспективе это выглядит следующим образом: отказ от квалифицированных видов смертной казни и членовредительства, каторжных работ, значительное вытеснение лишения свободы штрафом и другими имущественными видами наказания, обязательными работами, введением различных видов пробации, в современный момент — последовательное запрещение международно-правовыми нормами и внутренним законодательством все большего числа стран смертной казни, а в перспективе — замена лишения свободы системой социально-терапевтического воздействия на лиц, совершивших уголовные правонарушения. [2] Вполне естественно, что процесс этот протекает медленно, неоднозначно и не всегда последовательно. Примером тому служит нынешнее состояние Уголовного кодекса ФРГ (StGB), претерпевшего в отмеченном выше направлении на своем пути с момента его принятия 15 мая 1871 г. очень существенные изменения.

READ
Перечень документов для получения жилого помещения

Тенденция к смягчению репрессии в немецком уголовном законодательстве

Тенденция немецкого уголовного законодательства к гуманизации на протяжении минувшего столетия отразилась в отмене смертной казни, последовательном сужении применения лишения свободы при расширении и детальной регламентации имущественных видов наказания, а также альтернатив наказанию (приостановление наказания и освобождение от наказания с испытанием), выделении специального уголовного права в отношении молодежи, ориентированного на воспитание и др.

Вполне естественно, что отмеченная тенденция претерпевает сопротивление, имеются отступления от нее в виде обусловленного общественной ситуацией и колебаниями мнения публики ужесточения наказания за некоторые виды преступлений в отдельные временные промежутки. Тем не менее в целом немецкое уголовное законодательство довольно успешно идет по пути установления соответствия требованиям правового государства и соблюдения прав человека, находя при этом более или менее оптимальное сочетание учета вины лица, совершившего уголовное правонарушение, социальной ответственности за осужденного и гуманности. Nicht alles, was zweckmäßig erscheint, ist auch gerecht (не все, что кажется целесообразным, так же справедливо) [3] .

Основные вехи смягчения репрессии в Уголовном кодексе ФРГ осуществлены нижеследующими законами. Законы о денежном штрафе 1921–1924 гг. создали базу для широкого применения денежного штрафа вместо лишения свободы. Закон об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних 1923 г. лег в основу молодежного уголовного права (Jugendstrafrecht), ориентированного на перевоспитание, и придал легитимность судам по делам несовершеннолетних, уже организованным в землях de facto. Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. отменил смертную казнь. Закон об изменении Уголовного кодекса от 4 августа 1953 г. ввел приостановление наказания и освобождение от наказания с испытанием.

Принципы назначения наказания по действующему германскому законодательству

В § 46, абз. 1, УК ФРГ установлено, что основой для назначения наказания является вина [4] содеявшего уголовное правонарушение. Но в том же абзаце предписано принимать во внимание ожидающееся воздействие наказания на будущую жизнь данного лица в обществе. Именно это дополнение представляется чрезвычайно важным и перспективным для развития уголовного права в будущем. В российском Уголовном кодексе соответственно традиционному его построению оно должно было бы быть воспринято, о чем нам уже приходилось высказываться, в виде одной из «целей» наказания (ст. 43 УК РФ), а именно цели ресоциализации осужденного.

Сопоставление наиболее жестких видов наказания: смертная казнь и лишение свободы — в Германии и России

Смертная казнь в ФРГ отменена статьей 102 Основного закона от 23 мая 1949 г. Примечательно то, что отмена смертной казни состоялась вопреки мнению общественности, большинство которой высказывалось за ее сохранение. [5] В России смертная казнь пока все еще предусмотрена УК РФ (ст. 59) за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Большинство населения одобряет ее сохранение, но активизируются выступления за ее законодательную отмену. [6]

При сопоставлении законодательно установленных в России и Германии предельных сроков лишения свободы Россия предстает в невыигрышном свете. Сроки лишения свободы по современному немецкому законодательству близки к тем, что действовали в Советском Союзе по законодательству 60-х годов.

Согласно § 38 StGB максимальная длительность срочного лишения свободы составляет 15 лет. Так было и в СССР. Однако в постсоветской России даже за одно преступление срочное лишение свободы может быть назначено длительностью до 20 лет (ч. 2 ст. 56 УК РФ). Необходимо особо подчеркнуть логичное положение немецкого закона о так называемом единстве деяния (Tateinheit), речь идет о назначении наказания при так называемой идеальной совокупности преступлений. В соответствии с § 52, абз. 2 и 3, StGB в случае, если одним и тем же действием нарушается несколько уголовных законов или один закон несколько раз, то назначается только одно наказание. Если нарушено несколько уголовных законов, то наказание определяется по закону, предусматривающему наиболее суровое наказание. Оно не должно быть мягче, чем предусмотрено в других применяемых в данном случае законах.

Из приведенных положений StGB вытекает, что назначаемое при идеальной совокупности преступлений наказание не может быть выше: 1) общего максимального срока лишения свободы, т. е. 15 лет; 2) максимального срока, установленного в наиболее строгом из нарушенных законов, который, естественно, бывает ниже общего максимального срока лишения свободы. Таким образом, ни при каких условиях срочное лишение свободы в Германии не может быть длительнее 15 лет. Так же дело обстояло и по последнему советскому законодательству. В постсоветской России при нарушении нескольких законов, в том числе если эти нарушения произведены одним действием, лишение свободы может быть назначено на срок до 25 лет. (ч. 4 ст. 56; ч. 3 ст. 69 УК РФ).

READ
Можно ли пожаловаться на работодателя анонимно?

При совокупности деяний (Tatmehrheit) по немецкому уголовному праву назначается единое совокупное наказание. Оно не должно достигать суммы наказаний, предусмотренных за отдельные входящие в совокупность деяния. Длительность совокупного срочного лишения свободы не может превышать 15 лет (§§ 53, 54 StGB). Эти же правила применяются и при назначении наказания в случае, если лицо, совершившее преступление, ранее было осуждено в другом уголовном процессе (§ 55 StGB). И в этом случае совокупное срочное лишение свободы не может превышать 15 лет. Так же было по законодательству последних десятилетий советской власти в СССР. В постсоветской России — 30 лет. (ч. 4 ст. 56, ч. 3 ст. 70 УК РФ).

Германское законодательство предусматривает пожизненное заключение, хотя сохранение его в настоящее время в общественных и научных дискуссиях поставлено под сомнение [7] . По общему правилу, установленному § 57а, абз. 1, п. 1, StGB, условно-досрочное освобождение от пожизненного лишения свободы (приостановление под контролем — Aussetzung zur Bewährung) возможно по отбытии 15 лет. В постсоветской России, в отличие от советского законодательства, введено пожизненное лишение свободы. Условно-досрочное освобождение от его отбывания возможно после фактического отбытия 25 лет заключения (ч. 5 ст. 79 УК РФ).

Как мы видим, лишение свободы, предусмотренное в качестве вида наказания по действующему законодательству России, значительно жестче по сравнению не только с прошлым советским, но и с действующим германским законодательством.

Помещение в превентивное заключение как отступление от тенденции

В Кодекс в 1933 г. в завершении исторического периода Веймарской республики введены меры исправления и безопасности (безопасность — не очень точный перевод, Sicherung означает: обеспечение, гарантия, стопорение, охрана). Согласно § 61 мерами исправления и безопасности являются: 1) помещение в психиатрическую больницу, 2) помещение в учреждение изоляции (Entziehungsanstalt), 3) помещение в превентивное заключение (Sicherungsverwahrung), 4) проведение надзора, 5) лишение разрешения на вождение транспорта, 6) запрет на профессию.

Назначение мер исправления и безопасности согласно закону предопределяется не виной (или — как можно выразиться в системе понятий российского уголовного права — не составом уголовного правонарушения), а основанном на обстоятельствах совершения деяния и прежде всего особенностях личности, это деяние совершившей, ожиданием (вероятностным прогнозом) того, что это лицо способно в будущем совершить значительное уголовное правонарушение. Эти меры по германскому закону не называются наказанием, хотя по существу своему они репрессивны, они вторгаются в права человека. Меры исправления и безопасности назначаются наряду с наказанием за совершенное уголовное правонарушение для того, чтобы гарантировать невозможность посягательств на охраняемые законом правовые блага.

Среди этих мер особое место занимают такие (§§ 63–66), которые связаны с принудительной изоляцией (Freiheitsentziehung — буквально «лишение свободы», но по юридической природе существенно отличается от соответствующего вида наказания Freicheitsstrafe): помещение в психиатрическую больницу (§ 63), помещение в учреждение изоляции (§ 64), помещение в превентивное заключение (§ 66). Институт превентивного заключения, сохраняющийся до сих пор, является существенным отступлением StGB от общей гуманистический тенденции, которое по существу нарушает также принцип вины и вступает в конфликт с правами человека.

Несмотря на то, что превентивное заключение казуистически именуется не наказанием, а мерой исправления и безопасности, суть дела от этого не меняется и можно утверждать: в ФРГ узаконена репрессия без преступления. Конечно, институт превентивного заключения подвергается критике и на практике применяется довольно редко. [8]

В § 66 сформулированы основания помещения в превентивное осуждение. Помещение в превентивное заключение применяется судом в связи с рассматриваемым им преднамеренным правонарушением, как преступлением, так и проступком. Прочие основания представляют собой различные сочетания прежних назначенных лицу сроков лишения свободы, длительности фактического отбытия лишения свободы, прежнего назначения мер изоляции и исправления, а также совершения последнего уголовного правонарушения в состоянии одурманивания. Необходимым условием назначения превентивного заключения является следующее: «совокупная оценка лица и его деяния показывает, что оно вследствие его предрасположенности к значительным наказуемым деяниям, особенно к таким, которыми причиняются тяжкий душевный или физический вред потерпевшему или тяжкий хозяйственный убыток, является опасным для общественности» (§ 66, (1), абз. 3). Оценка предрасположенности (Hang — склонность, предрасположение, влечение, тяга) зависит от усмотрения суда. Лицо помещается в превентивное заключение не за совершенное деяние, а в связи с возможностью совершения оного в будущем.

Сроки мер, связанных с принудительной изоляцией, регламентированы в § 67d. Относительно превентивного заключения установлено следующее (абз. 3): «Если отбыто десять лет превентивного заключения, то суд объявляет меру исполненной, если не существует опасности, что помещенный в превентивное заключение вследствие своей предрасположенности совершит значительное наказуемое деяние, которым потерпевшему будет причинен тяжкий душевный или телесный вред. С исполнением меры наступает осуществление надзора». Подчеркнем, что освобождение производится не автоматически с истечением десятилетнего срока, а по усмотрению суда, который может счесть данную меру и неисполненной. То есть помещение в превентивное заключение по существу вообще не имеет предельного срока! Данный институт немецкого уголовного законодательства несмотря на то, что он в силу довольно жесткой его регламентации относительно редко применяется на практике, грубо противоречит принципам правового государства и общей исторической тенденции уголовного права к смягчению репрессии.

READ
Заявление о признании банкротом юридического лица

Суд осуществляет контроль за исправлением лиц, к которым применены связанные с изоляцией от общества меры исправления и безопасности (§ 67е). Он имеет право в любое время проверить, не подлежит ли исполнение этой меры приостановлению с испытанием. Он должен это проверить перед началом протекания меры. Установленный законом срок судебного контроля для превентивного заключения составляет да года. Суд может сократить сроки связанных с изоляцией от общества мер. Он может в рамках установленных законом сроков контроля установить также сроки, до истечения которых недопустима подача ходатайства об осуществлении контроля. Если суд отклоняет приостановление исполнение меры исправления и безопасности, то начиная с этого решения срок контроля начинает течь заново (абз. 4). Таким образом, вопрос о возможном условном освобождении от превентивного заключения суд должен рассматривать каждые два года.

Социально-терапевтические учреждения — неопределенная перспектива

Концепция развития системы санкций в Германии основное значение придавала социально-терапевтическим учреждениям, которые теория предусмотрела для опасных рецидивистов с тяжкими личностными нарушениями, для опасных сексуальных преступников, для молодых преступников младше 27 лет, которые проявляют тенденцию стать привычными преступниками, и для помещенных в психиатрическую больницу невменяемых или лиц с уменьшенной вменяемостью. Данная мера пока не вошла в StGB. Она упоминается лишь в Законе об исполнении наказания, который предусматривает, что помещение в социально-терапевтическое учреждение по общему правилу предполагает согласие отбывающего наказание. (Исключение делается в отношении лиц, совершивших тяжкие половые преступления). Для принятия в социально-терапевтическое учреждение требуется также согласие его руководителя (§ 9). Судьба развития социально-терапевтических учреждений в настоящее время поставлена в зависимость от усмотрения земель, но в связи с финансовыми проблемами дело это продвигается медленно.

Налицо значительный прогресс немецкого законодательства, связанный с отменой смертной казни, установлением адекватного реальности срочного лишения свободы, созданием законодательных предпосылок более широкого применения денежного и имущественного штрафа в сопоставлении с лишением свободы, а также приостановления наказания под контролем. Как только германскому законодателю удастся исключить не основанное на виновном совершении уголовного правонарушения помещение в превентивное заключение, закрепить в Кодексе институт социально-терапевтических учреждений, составляющих реальную альтернативу обычным учреждениям лишения свободы, а в идеале также отказаться от пожизненного лишения свободы, — мировое сообщество получит мощный толчок к подлинно коренной реформе уголовного права.

Расчет штрафа исходя из лимита штрафа для соревнований

Поскольку приговор относится не к материальному действию (перечень всех отдельных уголовных правонарушений), а к процессуальному действию, размер штрафа определяется согласно существующим конкурсам . Можно обсудить множество частных случаев и отдельных проблем. Заявления об идеальной и реальной конкуренции относятся как к штрафам, так и к тюремному заключению.

Единица действия

Если существует единство преступлений (идеальная конкуренция) между осужденными правонарушениями, наказание должно оцениваться в соответствии со статьей 52 Уголовного кодекса: диапазон наказаний берется с самого серьезного правонарушения и увеличивается в соответствии с последующими совершенными правонарушениями, при этом штраф не должен быть менее суровым, чем допускают другие применимые законы ( принцип абсорбции или принцип комбинации). В этом контексте судья определяет размер штрафа.

Большинство правонарушений

В случае большинства нарушений (реальная конкуренция) в соответствии с § 53 , § 54 Уголовного кодекса Российской Федерации формируется общий штраф . Обычно это менее благоприятно для правонарушителя, чем приговор по единству правонарушения. В принципе, размер наказания ограничен пятнадцатью годами даже в случае досрочного тюремного заключения и, если одним из приговоров должно быть пожизненное заключение, до того же приговора. За все действия, которые проходят в реальном соревновании, формируется индивидуальный штраф. Общий штраф не должен достигать суммы индивидуальных штрафов. Наивысший штраф используется в качестве эксплуатационного штрафа , затем он увеличивается на дополнительные утраченные штрафы ( принцип действия ).

Последующие общие штрафы

Общий штраф также может быть установлен ретроспективно . Это частный случай реальной конкуренции. Это происходит, если тем временем были вынесены обвинительные приговоры. Постановления об общей сумме наказания, формируемой впоследствии, основаны на статье 55 Уголовного кодекса.

Система наказаний и дифференциация ответственности за экономические преступления в уголовном праве ФРГ *

Грибов Александр Сергеевич, научный консультант Ярославского правового научно-исследовательского общества, кандидат юридических наук.

В статье исследуются система наказаний в уголовном законодательстве ФРГ, ее значение как средства дифференциации ответственности за экономические преступления. Сравниваются наказания и иные правовые последствия в немецком и российском уголовном праве, рассматриваются положения Общей части УК ФРГ, которые возможно имплементировать в УК РФ.

Ключевые слова: система наказаний, Уголовный кодекс ФРГ, дифференциация ответственности, санкции, лишение свободы, штраф, конфискация имущества.

In article are investigated system of punishments in the criminal legislation of Germany, its value as means of differentiation of responsibility for economic crimes. Punishments and other legal consequences in German and Russian criminal law are compared, positions of Common part of the Criminal Code of Germany which it is possible to apply in the Criminal Code of Russian Federation are considered.

READ
Как отцу ребенка защитить свои родительские права?

Key words: system of punishments, the Criminal Code of Germany, differentiation of responsibility, the sanction, imprisonment, the penalty, property confiscation.

Дифференциация ответственности за экономические преступления в Германии опирается на установленную в Общей части УК ФРГ систему наказаний и иные меры воздействия. Наказания и иные правовые последствия совершения преступлений регламентированы в разделе 3 УК ФРГ. В данном разделе нет статьи, аналогичной ст. 44 УК РФ, но его анализ показывает, что в Германии применяются следующие виды наказаний: 1) лишение свободы (срочное и пожизненное); 2) штраф (денежный и имущественный); 3) запрещение управлять автомобилем. Последнее наказание является исключительно дополнительным.

В отличие от УК РФ, категория уголовно наказуемого деяния определяется в ФРГ не максимумом, а минимумом санкции: если нижняя граница санкции составляет менее года лишения свободы или менее строгое наказание – это проступок (так сказать, неопасное преступление), если год и более – преступление (условно говоря, опасное преступление). В связи с этим упомянем, что минимум санкции за все экономические преступления, кроме фальшивомонетничества и подделки платежных документов (§ 146, 152a), ниже одного года, а следовательно, большинство экономических деликтов по УК ФРГ относится к категории проступков.

В абсолютном числе санкций за экономические преступления фигурируют, как и в России, два наказания: лишение свободы и денежный штраф (однако лишение свободы назначается за экономические преступления крайне редко и по общему правилу условно, как и в России ). Например, санкция § 259 (приобретение имущества, добытого преступным путем) предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет или денежный штраф. Данная санкция, являясь, казалось бы, простой, на самом деле, с учетом положений Общей части УК ФРГ, кумулятивна, так как при назначении лишения свободы § 41 УК ФРГ разрешает назначать денежный штраф и без указания в санкции статьи, если это целесообразно с учетом личности правонарушителя и его материального положения.

Например, за преступления в сфере несостоятельности лишение свободы назначается лишь в 10% случаев (90% приходится на штраф), а из указанных 10% приговоров о лишении свободы 77% постановлены условно (Жалинский А.Э. Современное немецкое уголовное право. М.: Проспект, 2007. С. 493).

Итак, основным видом наказания за экономические преступления выступает в Германии денежный штраф, который имеет значительные особенности в сравнении с российской моделью штрафа. Согласно § 40 УК ФРГ, денежный штраф назначается в дневных ставках. Он составляет минимум пять и, если закон не предусматривает иного, максимум триста шестьдесят полных дневных ставок. Размер дневной ставки суд определяет с учетом личного и материального положения лица, совершившего деяние. Суд при этом, как правило, исходит из чистого дохода, который имеет или могло бы иметь лицо в среднем в день. В указанном параграфе особо оговаривается, что дневная ставка устанавливается как минимум в две, максимум в десять тысяч немецких марок. Так же как и в России, УК ФРГ предусматривает рассрочку уплаты штрафа. В соответствии с § 42 “Облегчение платежа”, если осужденный не в состоянии немедленно выплатить денежный штраф в силу своих личных и материальных условий, то суд назначает ему срок платежа или позволяет выплачивать денежный штраф определенными частями .

Серебренникова А.В. Имущественный штраф как вид наказания по УК Германии // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1996. N 1. С. 59 – 64.

Невыплата денежного штрафа влечет для осужденного крайне неблагоприятные последствия. Согласно § 43 УК ФРГ, вместо невыплаченного денежного штрафа применяется лишение свободы. При этом одной дневной ставке соответствует один день лишения свободы. В России до 2003 г. существовал аналогичный подход к определению наказания взамен неуплаченного штрафа. С 2003 г. действует несколько иной порядок замены штрафа – в рамках санкции статьи, по которой осуждено лицо (ст. 46 УК РФ). Полагаем, что ранее существовавший в УК РФ и сегодня существующий в УК ФРГ порядок замены более предпочтителен, нежели обращение к санкции статьи. Все-таки неуплата штрафа является новым правонарушением, которое должно влечь новую меру юридической ответственности, а не ту, которая указана в санкции за первоначальное нарушение. В принципе российская модель денежного штрафа имеет сходство с немецкой, однако последняя имеет гораздо больший возраст и устоялась в практике применения. Сегодня денежный штраф в Германии лидирует среди назначаемых наказаний – он применяется примерно в 80% случаев и еще чаще за экономические преступления (в России, для сравнения, доля штрафа составляет около 10% ).

Жалинский А.Э. Указ. соч. С. 297, 313.
Зайнулабидова С.М. Штраф как уголовное наказание и проблемы его применения: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. С. 11.

Основное отличие имущественного штрафа от денежного по УК ФРГ состоит в том, что имущественный штраф не исчисляется системой дневных ставок, а представляет собой выплату денежной суммы, назначаемую судом. При определении размера имущественного штрафа суд исходит не из оценки вины лица, совершившего преступное деяние, а в первую очередь из стоимости имущества виновного. Имущественный штраф может назначаться только наряду с пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок от двух лет. Такое наказание, как имущественный штраф, заключающееся в изъятии прибыли по подозрению, которое может и не подтвердиться, посредством вмешательства в отношения собственности, полностью выпадает из рамок основанного на принципе вины российского уголовного права и закрепленных в Конституции РФ отношений собственности, противореча при этом принципам правового государства . Принцип виновной ответственности не позволяет вершить правосудие, основываясь на голом предположении о противоправности деяния и вине.

READ
Порядок восстановления на службу офицеров запаса

Липатов Д.В. Штраф как вид уголовного наказания в законодательстве зарубежных стран // Международное публичное и частное право. 2006. N 2. С. 63.

К иным мерам воздействия (иным последствиям) относятся: 1) лишение права занимать должности, права быть избранным и права голоса; 2) условная отсрочка наказания; 3) предостережение под условием наказания; 4) запрещение заниматься профессиональной деятельностью; 5) конфискация имущества. Среди этих иных мер чаще всего за преступления экономического характера применяются в Германии две последние, то есть запрещение заниматься профессиональной деятельностью и конфискация имущества.

В соответствии с ч. 1 § 70 УК ФРГ, если кто-либо в результате совершения противоправного деяния, совершение которого связано со злоупотреблением своей профессией или ремеслом или грубым нарушением связанных с ними обязанностей, был осужден или не осужден только потому, что доказана или не может быть исключена его невменяемость, то суд может запретить ему заниматься профессией, ремеслом или видом ремесла на срок от одного года до пяти лет, если комплексная оценка лица и деяния позволяет установить, что при дальнейшем осуществлении профессиональной деятельности, вида профессии, ремесла или вида ремесла имеется опасность повторного совершения значительных противоправных деяний данного вида.

Запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью может быть назначено навсегда, если можно ожидать, что максимально установленный срок запрещения не является достаточным для предотвращения опасности, исходящей от данного лица. Как и в России, применительно к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в УК ФРГ предусмотрено, что время нахождения лица, совершившего деяние, в учреждении, куда оно было помещено по административному постановлению, не засчитывается в срок действия запрещения. Интересная норма, не имеющая аналога в российском уголовном законе, регламентирована в § 70a УК ФРГ: если после назначения запрета на профессию появляется основание для предположения о том, что больше не существует опасности того, что лицо совершит значительные противоправные деяния, то суд может приостановить запрет с испытанием. Однако назначение приостановления допустимо после того, как запрет действовал один год (ч. 2 § 70a).

И эта норма снабжена охранительным предписанием, содержащимся в § 70b: суд отменяет приостановление запрета на профессию, если осужденный: 1) во время испытательного срока совершает противоправное деяние, злоупотребляя своей профессией или ремеслом либо грубо нарушая связанные с ними обязанности; 2) грубо или постоянно нарушает предписания; 3) постоянно в период испытательного срока уклоняется от надзора и руководства куратора и из этого следует, что цель запрета профессии требует его дальнейшего применения; 4) когда обстоятельства, которые стали ему известны в период испытательного срока и которые могли бы привести к отказу от применения приостановления, показывают, что цель меры исправления и безопасности требует дальнейшего применения запрета на профессию. Характерно и то, что период приостановления не засчитывается в срок запрета. Очевидно, что данный институт имеет сходство с российским условно-досрочным освобождением от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ), которое у нас не применяется к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Конфискация как иная мера воздействия регламентирована в УК ФРГ весьма подробно. В соответствии с ч. 1 § 73 УК ФРГ, если совершено правонарушающее деяние и исполнитель или участник приобрел что-либо от деяния или посредством него, то суд назначает конфискацию этого приобретения. Согласно же ч. 2 этого параграфа назначение конфискации распространяется на извлеченную выгоду. Оно может распространяться и на предметы, которые приобрели исполнитель или участник путем отчуждения приобретенного предмета или в качестве компенсации за его разрушение, повреждение, или изъятие, или на основе приобретенного права.

А.Э. Жалинский со ссылками на многочисленные немецкие доктринальные источники пишет, что “конфискация назначается судом в случае, если совершено противоправное (не обязательно виновное) деяние и исполнитель либо соучастник получил нечто как имущественную выгоду от деяния или из него” . Следует отметить, что немецкая модель конфискации является более суровой в сравнении с российской в плане установления вины лица. В Германии конфискация возможна и без вины, на основании одной только противоправности. В России вина необходима в любом случае.

Жалинский А.Э. Указ. соч. С. 319.

Однако есть существенная разница и в другом. Согласно ч. 3 ст. 104.1 УК РФ имущество, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий. Согласно ч. 4 § 73 УК ФРГ конфискация предмета назначается и тогда, когда он принадлежит или находится в распоряжении третьего лица, которое получило его в результате деяния или каким-то иным образом, зная об обстоятельствах деяния. Следовательно, конфисковать предмет у лица, которое должно было знать о его криминальном происхождении, в Германии, в отличии от России, нельзя. Германский подход, на наш взгляд, более правилен. Мы согласны с тем, что когда лицо знало о том, что передаваемое ему имущество было приобретено передающим его лицом в результате преступных действий, то его следует конфисковывать. Разумеется, это может быть осуществлено при наличии достоверных, достаточных и допустимых доказательств знания первого об указанных обстоятельствах. Однако то, что лицо, принимающее имущество, “должно было знать” о его преступном происхождении, – понятие относительное. Представляется, что установление данного факта во многом зависит от усмотрения и предположения сотрудников правоохранительных органов, что вряд ли правильно.

READ
Порядок взыскания долга по договору займа

Несомненный интерес, по нашему мнению, представляют еще две нормы о конфискации. Согласно первой из них (§ 73a), если конфискация определенного предмета невозможна вследствие состояния полученного предмета или по какой-то иной причине конфискация заменяющего его предмета неприменима, то суд назначает конфискацию денежной суммы, которая соответствует стоимости полученного. Такое распоряжение суд выносит также наряду с конфискацией предмета, если его стоимость ниже полученной выгоды. Вторая норма описана в § 74c “Изъятие денежного эквивалента”. Согласно этой норме, если исполнитель или участник до вынесения решения суда об изъятии предмета, принадлежавшего им во время совершения деяния или находившегося в их распоряжении, использовали, в том числе отчуждали или употребляли или каким-то иным способом уклонялись от изъятия данного предмета, и об изъятии которого могло бы быть вынесено решение, то суд может вынести решение об изъятии у исполнителя или участника денежной суммы в размере, соответствующем стоимости предмета (Wertersatz).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. –> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Уголовное право ФРГ

Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском уголовном уложении 1871 г. (историческое название Кодекса). В его основу было положено Прусское уголовное уложение 1851 г., подвергшееся существенным дополнениям и изменениям. УК 1871 г. в основном соответствовал теоретическим концепциям классической школы буржуазного уголовного права.

Так в нем был закреплен принцип, по которому наказуемы только деяния, недвусмысленно запрещенные законом в момент их совершения. Все они подразделялись на преступления, проступки и нарушения. Система наказаний включала смертную казнь, различные виды лишения свободы (тюрьма, заключение в крепости, арест), штраф, конфискацию имущества и поражение в правах.

Применение телесных наказаний, допускавшееся законодательством некоторых из вошедших в Германскую империю государств, Кодексом 1871 г. не предусматривалось. Смертная казнь, которая до этого была отменена в Саксонии и трех других германских государствах, с принятием Кодекса вновь была введена на всей территории Германской империи (приговор приводился в исполнение отсечением головы).

В период кайзеровской империи и Веймарской республики (1919–1933 гг.) в текст Кодекса было внесено несколько десятков изменений и дополнений, носивших в основном частный характер. Уголовные законы, изданные в Германии во времена нацистского господства и частично включенные в УК, служили обоснованием созданного в стране режима беззакония, массовых репрессий и террора. После разгрома фашизма и в силу Потсдамских соглашений на всей территории Германии в принципе отменялись уголовные законы, принятые с 1933 по 1945 г., и было восстановлено действие Уголовного кодекса в редакции до 1933 г.

Вскоре после образования ФРГ началась подготовка реформы УК 1871 г. С 1951 г. Бундестаг приступил к изданию так называемых законов об изменении уголовного права, которыми в основном вносятся частные дополнения в Особенную часть УК, осуществляется общая модернизация, “расчистка” УК от устарелых положений и т. п.

С 1954 г. развернулась работа комиссии Бундестага по “большой реформе”. Комиссия представила несколько предварительных, а затем и официальный проект нового УК (1962 г.), отличавшийся крайней реакционностью и ориентированный на тюремное заключение как устрашающее средство. В свою очередь группа профессоров-криминалистов представила в 1966 г. “альтернативный проект”, предлагавший более гибкую карательную политику и либеральную трактовку задач уголовного законодательства.

Созданный в 1966 г. Специальный комитет Бундестага по реформе уголовного права постарался найти компромисс, устранив наиболее реакционные положения проекта 1962 г. и восприняв некоторые требования авторов “альтернативного проекта”, в частности об условном осуждении и о формулировках отдельных статей, относящихся к важнейшим правовым институтам. Комитет признал целесообразным ограничиться реформой только Общей части УК. В результате реформы с 1 января 1975 г. в ФРГ стал действовать Уголовный кодекс, Общая часть которого составлена в 60-х гг. XX в., а Особенной частью служат статьи Кодекса 1871 г., подвергшиеся существенным изменениям, но сохранившие прежнюю систему, нумерацию, многие формулировки.

После “большой реформы” в ФРГ были изданы отдельные акты, касающиеся некоторых наиболее опасных преступлений, в частности, законы о борьбе с экономической преступностью (первый – в 1976, второй – в 1986 г.), Закон о борьбе с терроризмом 1986 г. С учетом накопившихся изменений в 1987 г. была издана новая редакция Кодекса.

READ
Франшиза аптеки: как купить, вложения, какая выгоднее

Последние изменения в УК ФРГ были внесены в 1994–1995 гг. В Особенную часть была введена, в частности, норма о подкупе депутатов, исключена ответственность за гомосексуальные действия. Закон от 27 июня 1994 г. существенно изменил 28-й раздел Особенной части “Преступные деяния против окружающей среды” и т. д.

Действующий УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно наказуемых деяний. Преступные деяния теперь подразделяются на преступления – те, за которые грозит лишение свободы на один год или больше, и на проступки – за них грозит лишение свободы на меньший срок или штраф. Что касается “нарушений” – наименее тяжких уголовно наказуемых деяний по прежней классификации (за них грозил арест на срок до шести недель или небольшой штраф), то большинство из них ныне рассматриваются как административные проступки (прежде всего это незначительные нарушения правил дорожного движения). В соответствии с Законом об административных правонарушениях 1968 г. (в редакции 1975 г. с последующими изменениями) такого рода противоправные действия наказываются штрафом на сумму, как правило, до 2000 марок. В 1984 г. сфера административных нарушений была существенно расширена.

Уголовное законодательство ФРГ предусматривает дуалистическую систему уголовных санкций: наказания и наряду с ними меры исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от “степени представляемой правонарушителем опасности”.

Смертная казнь отменена Конституцией 1949 г. (ст. 102), что исключило применение этой меры судами ФРГ даже за тягчайшие преступления нацистов. Лишение свободы, введенное в качестве единой формы наказания взамен прежних его различных видов, может назначаться либо пожизненно, либо на срок (до 15 лет).

В систему мер исправления и безопасности входят прежде всего меры, связанные с лишением свободы: помещение в психиатрическую лечебницу, в изолятор для алкоголиков и наркоманов на срок до 2 лет, а также превентивное заключение или “интернирование в целях безопасности” на срок до 10 лет, дополняющее лишение свободы, применяемое к опасным преступникам. В дополнение к УК ФРГ в 1976 г. был издан Закон об исполнении наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В нем подробно регламентируется деятельность не только тюрем, но и “социально-терапевтических” и иных заведений, строительство которых связано с немалыми расходами и финансируется в основном за счет бюджетов земель.

Конституция ФРГ относит область уголовного права и исполнения наказаний к сфере так называемой конкурирующей законодательной компетенции, в которой отдельные земли обладают правом принятия законов. Правда федеральным законодательством охвачены все существенные вопросы уголовного права и исполнения наказаний, так что на долю законодательства земель остается принятие постановлений, конкретизирующих ответственность за административные нарушения.

Уголовное право Германии

Уголовное право Германии

Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском уголовном уложении 1871 г. (историческое название Кодекса). В его основу было положено Прусское уголовное уложение 1851 г., подвергшееся существенным дополнениям и изменениям. УК 1871 г. в основном соответствовал теоретическим концепциям классической школы буржуазного уголовного права.

Так в нем был закреплен принцип, по которому наказуемы только деяния, недвусмысленно запрещенные законом в момент их совершения. Все они подразделялись на преступления, проступки и нарушения. Система наказаний включала смертную казнь, различные виды лишения свободы (тюрьма, заключение в крепости, арест), штраф, конфискацию имущества и поражение в правах.

Применение телесных наказаний, допускавшееся законодательством некоторых из вошедших в Германскую империю государств, Кодексом 1871 г. не предусматривалось. Смертная казнь, которая до этого была отменена в Саксонии и трех других германских государствах, с принятием Кодекса вновь была введена на всей территории Германской империи (приговор приводился в исполнение отсечением головы).

В период кайзеровской империи и Веймарской республики (1919–1933 гг.) в текст Кодекса было внесено несколько десятков изменений и дополнений, носивших в основном частный характер. Уголовные законы, изданные в Германии во времена нацистского господства и частично включенные в УК, служили обоснованием созданного в стране режима беззакония, массовых репрессий и террора. После разгрома фашизма и в силу Потсдамских соглашений на всей территории Германии в принципе отменялись уголовные законы, принятые с 1933 по 1945 г., и было восстановлено действие Уголовного кодекса в редакции до 1933 г.

Вскоре после образования ФРГ началась подготовка реформы УК 1871 г. С 1951 г. Бундестаг приступил к изданию так называемых законов об изменении уголовного права, которыми в основном вносятся частные дополнения в Особенную часть УК, осуществляется общая модернизация, «расчистка» УК от устарелых положений и т. п.

С 1954 г. развернулась работа комиссии Бундестага по «большой реформе». Комиссия представила несколько предварительных, а затем и официальный проект нового УК (1962 г.), отличавшийся крайней реакционностью и ориентированный на тюремное заключение как устрашающее средство. В свою очередь группа профессоров-криминалистов представила в 1966 г. «альтернативный проект», предлагавший более гибкую карательную политику и либеральную трактовку задач уголовного законодательства.

Созданный в 1966 г. Специальный комитет Бундестага по реформе уголовного права постарался найти компромисс, устранив наиболее реакционные положения проекта 1962 г. и восприняв некоторые требования авторов «альтернативного проекта», в частности об условном осуждении и о формулировках отдельных статей, относящихся к важнейшим правовым институтам. Комитет признал целесообразным ограничиться реформой только Общей части УК. В результате реформы с 1 января 1975 г. в ФРГ стал действовать Уголовный кодекс, Общая часть которого составлена в 60-х гг. XX в., а Особенной частью служат статьи Кодекса 1871 г., подвергшиеся существенным изменениям, но сохранившие прежнюю систему, нумерацию, многие формулировки.

READ
Выгоден ли бизнес по производству брусчатки?

После «большой реформы» в ФРГ были изданы отдельные акты, касающиеся некоторых наиболее опасных преступлений, в частности, законы о борьбе с экономической преступностью (первый – в 1976, второй – в 1986 г.), Закон о борьбе с терроризмом 1986 г. С учетом накопившихся изменений в 1987 г. была издана новая редакция Кодекса.

Последние изменения в УК ФРГ были внесены в 1994–1995 гг. В Особенную часть была введена, в частности, норма о подкупе депутатов, исключена ответственность за гомосексуальные действия. Закон от 27 июня 1994 г. существенно изменил 28-й раздел Особенной части «Преступные деяния против окружающей среды» и т. д.

Действующий УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно наказуемых деяний. Преступные деяния теперь подразделяются на преступления – те, за которые грозит лишение свободы на один год или больше, и на проступки – за них грозит лишение свободы на меньший срок или штраф. Что касается «нарушений» – наименее тяжких уголовно наказуемых деяний по прежней классификации (за них грозил арест на срок до шести недель или небольшой штраф), то большинство из них ныне рассматриваются как административные проступки (прежде всего это незначительные нарушения правил дорожного движения). В соответствии с Законом об административных правонарушениях 1968 г. (в редакции 1975 г. с последующими изменениями) такого рода противоправные действия наказываются штрафом на сумму, как правило, до 2000 марок. В 1984 г. сфера административных нарушений была существенно расширена.

Уголовное законодательство ФРГ предусматривает дуалистическую систему уголовных санкций: наказания и наряду с ними меры исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от «степени представляемой правонарушителем опасности».

Смертная казнь отменена Конституцией 1949 г. (ст. 102), что исключило применение этой меры судами ФРГ даже за тягчайшие преступления нацистов. Лишение свободы, введенное в качестве единой формы наказания взамен прежних его различных видов, может назначаться либо пожизненно, либо на срок (до 15 лет).

В систему мер исправления и безопасности входят прежде всего меры, связанные с лишением свободы: помещение в психиатрическую лечебницу, в изолятор для алкоголиков и наркоманов на срок до 2 лет, а также превентивное заключение или «интернирование в целях безопасности» на срок до 10 лет, дополняющее лишение свободы, применяемое к опасным преступникам. В дополнение к УК ФРГ в 1976 г. был издан Закон об исполнении наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В нем подробно регламентируется деятельность не только тюрем, но и «социально-терапевтических» и иных заведений, строительство которых связано с немалыми расходами и финансируется в основном за счет бюджетов земель.

Конституция ФРГ относит область уголовного права и исполнения наказаний к сфере так называемой конкурирующей законодательной компетенции, в которой отдельные земли обладают правом принятия законов. Правда федеральным законодательством охвачены все существенные вопросы уголовного права и исполнения наказаний, так что на долю законодательства земель остается принятие постановлений, конкретизирующих ответственность за административные нарушения.

Обвинительный акт

Когда собранные доказательства достаточны для обвинения, прокурор составляет обвинительный акт, в котором содержатся:

  • данные о преступлении,
  • персональные сведения о подозреваемом,
  • указывается закон, под который подпадает преступление, и т.д.

Обвинительный акт вручается обвиняемому и рассматривается судом.

Обвиняемый имеет право:

  • подать ходатайство о сборе дополнительных доказательств
  • возражать против открытия судебного разбирательства.

Уголовное право ФРГ многогранно и неоднозначно. Последствия весьма незначительного обвинения, даже основанного на недоразумении (например, мелкая кража в магазине или на работе), при определенном стечении обстоятельств могут оказаться в будущем непоправимыми. Так что лучше не искушать судьбу и заручиться поддержкой адвоката на самых ранних этапах следствия.

В основе лежат довольно широкие правовые санкции. Закон часто предусматривает особые наказания, которые могут быть рассмотрены судом в особо серьезных и менее серьезных случаях. Частично необязательное снижение рамок штрафов для других общих оснований для смягчения также должно быть изучено. Они также включают баланс между преступником и жертвой, который должен быть инициирован при наличии шансов на успех . Формальное понимание в уголовном процессе обычно сопровождается признанием, смягчающим наказание .

Судебное разбирательство

Судебное разбирательство состоит из:

1. Подготовительной части:

  • объявляется дело, подлежащее слушанию,
  • представляется состав суда,
  • проверяется явка подсудимого, его защитника, потерпевшего, свидетелей и экспертов

2. Судебного следствия:

  • показаний подсудимого, где он высказывает свою версию совершенного им проступка,
  • показаний свидетелей,
  • заключений экспертов
  • показаний потерпевших

Обязанность руководства расследованием и составлением обвинительного акта лежит на прокуроре, который может поручить уголовной полиции произвести дознание (оперативно-розыскные действия) и в особо важных и сложных случаях провести его сам.

Ссылка на основную публикацию