География перевозок посылок и МПО охватывает весь мир. Сроки доставки товаров в составе почтовых отправлений зависят от маршрута и способов перевозки, удалённости страны-получателя от страны-отправителя.
Прокурор разъясняет – Московская межрегиональная транспортная прокуратура
Допускается временный ввоз на таможенную территорию Таможенного Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Иностранному гражданину в целях оформления временного ввоза необходимо предъявить документы, подтверждающие регистрацию машины за рубежом и право владения или управления автомобилем. Требуется также предъявить визу или разрешение на въезд.
Временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, при наличии не вывезенных с таможенной территории Союза ранее временно ввезенных такими лицами транспортных средств для личного пользования допускается при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Под вторым и последующими транспортными средствами для личного пользования понимаются транспортные средства для личного пользования того же типа (авто- и мототранспортное средство, прицеп к авто- и мототранспортному средству, водное судно или воздушное судно), что и транспортное средство для личного пользования, ранее временно ввезенное и не вывезенное с таможенной территории Союза.
Российские граждане или оформляющие свой статус в России иностранцы всегда вносят обеспечение при ввозе автомобиля из-за границы.
Временно ввезенные транспортные средства до истечения указанного срока подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории ЕАЭС, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии со ст. 264 ТК ЕАЭС. Исключения составляют случаи, когда указанные транспортные средства конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена ЕАЭС по решению суда, либо приобрели статус товаров ЕАЭС, либо эти транспортные средств оказались уничтожены (или) безвозвратно утеряны вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Данные правила не распространяются на глав дипломатических представительств, консульских учреждений, членов дипломатического персонала дипломатических представительств, консульских должностных лиц консульских учреждений, а также членов их семей, а также членов административно-технического персонала дипломатических представительств, консульских служащих консульских учреждений, работников обслуживающего персонала консульских учреждений, а также членов их семей.
В соответствии с пунктом 6 ст.264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования (далее – ТСЛП) должны находиться на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в фактическом владении и пользовании декларанта. Передача декларантом временно ввезенного ТСЛП иному лицу допускается в случаях и на условиях, установленных ст. 264 ТК ЕАЭС.
Без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования:
1) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования – во владение иному лицу для проведения технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации) и (или) для хранения;
2) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, – его родителям, детям, супругу (супруге), состоящему (состоящей) в зарегистрированном браке;
3) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, – иным иностранным физическим лицам;
4) временно ввезенное водное или воздушное судно для личного пользования – капитану водного судна, командиру воздушного судна, членам экипажа для управления в целях эксплуатации данного транспортного средства в случаях, когда техническое устройство судна не предполагает его эксплуатацию без участия указанных лиц;
5) транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное на дипломатическое представительство и (или) консульское учреждение государства-члена, представительство государства-члена при международной организации, расположенное за пределами таможенной территории Союза, временно ввезенное физическим лицом государства-члена, работающим в таких дипломатическом представительстве и (или) консульском учреждении, представительстве государства-члена при международной организации, – иному сотруднику таких дипломатического представительства и (или) консульского учреждения государства-члена, представительства государства-члена при международной организации, расположенного за пределами таможенной территории Союза.
С разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств:
1) транспортное средство для личного пользования, временно ввезенное иностранным физическим лицом, – физическому лицу государства-члена при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса;
2) временно ввезенное транспортное средство для личного пользования – иному лицу для вывоза такого транспортного средства для личного пользования с таможенной территории Союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине его смерти, тяжелой болезни или иной объективной причине.
Согласно положениям пунктов 5 и 6 ст. 268 ТК ЕАЭС в случае передачи временно ввезенных транспортных средств иным лицам подлежит исполнению обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 9 ст. 268 ТК ЕАЭС установлено, что в случае передачи временно ввезенных транспортных средств для личного пользования иным лицам в нарушение требований статьи 264 ТК ЕАЭС такие лица несут с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
К лицам, несущим с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе относятся лица, которым временно ввезенные транспортные средства переданы для последующей утилизации.
В случае получения на утилизацию либо осуществления действий по утилизации временно ввезенных транспортных средств утилизирующая организация несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней с декларантом.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении декларантом обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок в отношении декларанта и утилизирующей организации, как лица несущего солидарную обязанность, таможенный орган будет принимать меры по взысканию таможенных платежей, пеней в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Разъяснения подготовлены помощником Юго-Западного транспортного прокурора А.Г. Свиридовым
Что такое таможенный транзит?
Порядок таможенного транзита зафиксирован в главе 22 ТК ЕАЭС, которая начинается с определения в ст.142:
Таможенная процедура таможенного транзита — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Проще говоря, это возможность для декларанта (в нашем случае, импортёра) оформлять товар не обязательно на первой таможне после границы, а на любом другом посту на территории таможенного союза. Важно то, что помещённый под процедуру таможенного транзита товар не считается выпущенным в свободное обращение, а значит, не требует уплаты пошлин, лицензирования, предъявления документов соответствия и т.п.
Таможенные платежи ТК ТС: как оформить
1. Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги.
2. Любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу.
1. При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
2. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
3. При изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного настоящим Кодексом для завершения действия изменяемого таможенного режима.
4. При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для целей исчисления пеней (статья 349) сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.
5. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с настоящим Кодексом влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.
6. Сроки уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, временно ввезенных товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории Российской Федерации, определяются настоящим Кодексом.
1. Авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
2. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
3. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
4. По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. В случае несогласия плательщика с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств плательщика. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком. Один экземпляр акта после его подписания подлежит вручению плательщику.
5. Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
1. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 295 настоящего Кодекса.
2. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
3. Пересчет валюты Российской Федерации в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте Российской Федерации, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, – на день фактической уплаты.
4. Таможенные пошлины, налоги могут быть уплачены в любой форме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов в письменной форме.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом:
Что нужно знать, чтобы рассчитать таможенные платежи?
а) Стоимость товара
Начнем с основы начисления – это стоимость товара, который вы покупаете за границей. Очень важно понимать, что платежи не всегда рассчитываются, базируясь только на сумме, указанной в инвойсе (счете на импортную закупку).
б) Стоимость транспортировки товара до границы
Для того чтобы понять стоимость транспортировки до границы нужно знать базис поставки по контракту, согласно Инкотермс .
Для примера мы разберем четыре варианта, которые являются основными при сухопутной перевозке грузов и чаще всего используются заказчиками сервиса Eride.ru:
EXW (Икс-воркс или Экс-воркс) – франко-завод. Звучит несколько непонятно, поэтому скажем проще – это отгрузка непосредственно с производства или склада при нём. То есть, мы забираем товар прямо с зарубежного завода, а в цену товара могут быть добавлены местные сборы за оформление экспорта. При этих условиях необходимо обязательно добавлять транспортные расходы до границы РФ или Таможенного союза.
FCA (Эф-си-эй или Фэ-сэ-а) – франко-перевозчик. Также довольно непонятный термин, но по сути — это передача товара покупателю на складе перевозчика. Например, Вы даете продавцу адрес склада Eride.ru в ЕС, который выбрали в процессе заказа на нашем сайте и поставщик доставляет груз к нам самостоятельно.При этих условиях так же необходимо обязательно добавлять транспортные расходы до границы РФ или Таможенного союза.
DAP (Ди-эй-пи или Дап) – поставка в место назначения, указанное в договоре, импортные пошлины и местные налоги оплачиваются покупателем. Данные условия уже подразумевают, то что транспортировку организовывает и оплачивает Ваш зарубежный поставщик товара. В этом случае основной исчисления таможенных платежей будет стоимость в инвойсе, к которой уже не потребуется добавлять транспортные расходы до границы РФ.
Отдельно нужно упомянуть условия поставки CIP (ЭС АЙ ПИ или СИП). В этом случае товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре таможенного терминала прибытия в РФ оплачивает продавец (то есть она будет включена в стоимость товара по инвойсу), но товара подлежит обязательному страхованию и расходы по страховке несёт покупатель.
Мы нарочно использовали в скобках такую интерпретацию, так как при работе с перевозчиком и брокером чаще всего будет использовано именно такое произношение этих базисов.
В случаях FCA и EXW для расчета таможенных платежей, к стоимости товара по инвойсу потребуется прибавить расходы на транспортировку до границы Таможенного Союза. Эту сумму легко можно узнать у Вашего перевозчика и при необходимости запросить калькуляцию затрат. Как мы уже говорили ранее, при условиях DAP стоимость транспортировки уже учтена в инвойсе, поэтому прибавлять ничего не потребуется. При условиях CIP, вместо транспортных расходов до границы РФ Вам нужно будет добавлять сумму страховки, которая будет указана в полисе.
в) НДС
Налог на добавленную стоимость. С тавка НДС в Российской Федерации равна 20%.
г) Сбор за таможенное оформление
Сбор за таможенное оформление исчисляется по фиксированной ставке в рублях в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара по инвойсу + транспортные расходы до границы).
До 2022 года была возможность подавать декларации в бумажном виде по старому, более дорогому тарифу. С 2022 года более 95% таможенных деклараций оформляются с помощью электронного декларирования, бумажное декларирование используется в редких, исключительных случаях.
Величина таможенного сбора при электронном декларировании:
- если стоимость груза не более 200 000 ₽ включительно нужно оплатить таможенный сбор в размере 775 ₽;
- для товара оцененного от 200 000,01 до 450 000 ₽ включительно сбор будет равен 1 550 ₽;
- при оценке товара от 450 000,01 до 1 200 000 ₽ включительно – таможенный сбор 3 100 ₽;
- при стоимости товара на дату подачи декларации от 1 200 000,01 до 2 700 000 ₽ включительно, нужно оплатить таможне 8 530 ₽;
- за груз оцененный от 2 700 000,01 до 4 200 000 ₽ включительно, должен быть уплачен сбор в размере 12 000 ₽;
- за товар стоимостью от 4 200 000,01 до 5 500 000 ₽ включительно оплачивается сбор 15 500 ₽;
- за товар стоимостью от 5 500 000,01 до 7 000 000 ₽ включительно оплачивается сбор 20 000 ₽;
- за груз от 7 000 000,01 до 8 000 000 ₽ включительно необходимо заплатить таможенный сбор – 23 000 ₽;
- за груз от 8 000 000,01 до 9 000 000 ₽ включительно необходимо заплатить таможенный сбор – 25 000 ₽;
- за груз от 9 000 000,01 до 10 000 000 ₽ включительно необходимо заплатить таможенный сбор – 27 000 ₽;
- при стоимости товара более 10 000 000,01 ₽ величина таможенного сбора – 30 000 ₽.
Что же означает включить таможенные платежи в расходы поставщика?
Да, это же обыкновенный DDP.
Это означает, что иностранец, поставщик/иностранный продавец, который продает нам товар, обязан будет заплатить за своего покупателя (нашу российскую ООО или ИП) таможенные платежи, которые вообще, по идее, оплачиваются на территории РФ учвэдом-импортером, тем самым ООО или ИП, а точнее ДЕКЛАРАНТОМ, который описан в ст. 186 таможенного кодекса таможенного союза. Внимательно почитайте эту статью. Не хочу ее цитировать, гуглвамвпомощь. Поясню на пальцах: декларант – это не то лицо, которое заполняет ДТ, а российское юрлицо, которое заключило контракт. Из ст. 186 ТК ТС следует, что статус «декларанта» лицо имеет вне зависимости от базиса поставки по Инкотермс. То есть, и при DDP декларант не иностранец и не таможенный представитель, а тот же покупатель, и он же в этом качестве указывается, как обычно в соответствующих графах ДТ. При DDP иностранец ( продавец ) просто «нанимает» таможенного представителя-резидента РФ для подачи ДТ и через него так же оплачивает ввозные платежи.
Давайте только не забывать, что альтруистов на земле нет. Продавец не альтруист ни разу, он просто немножечко…. невменькО. Но в любом случае именно он «оплачивает» таможенные платежи из своего кармана за своего покупателя не из чувств альтруизма или благотворительности для. А только потому, что цена товара уже должна включать в себя таможенные платежи и сборы. Поэтому декларанту и его таможенному брокеру важно и нужно правильно определить таможенную стоимость товара ( цена минус таможенные пошлины). А это сделать очень непросто.
Особенности растаможки
Нужно учитывать, что размер таможенных пошлин и налогов зависит от субъекта таможенного оформления. Если им выступает физическое лицо, то с 1 января 2022 года действует беспошлинный режим на МПО на сумму не более 200 евро и весом посылки не более 31 кг. Ранее, в 2019 году, беспошлинный лимит составлял 500 евро и вес посылок за месяц суммировался. Общий вес также должен был составлять не более 31 кг. Если лимит стоимости превышен, то физическим лицом уплачивается пошлина в размере 15% от превышения. Если превышен лимит по весу, то уплачивается 2 евро за килограмм в части превышения.
Стоимость товаров для личного пользования, пересылаемых в адрес физического лица, определяется по сопроводительным документам. Объявленная ценность принимается во внимание, если она превышает стоимость товаров для личного пользования. В отличие от таможенной стоимости, в которую помимо стоимости самого товара входят расходы по его перевозке, в стоимость товаров для личного пользования расходы по перевозке и страхованию не включаются.
Важно также понимать, что содержание МПО должно предназначаться для личного пользования, а не реализации. Разъяснения к изменениям в законодательстве свидетельствуют о том, что несколько посылок, содержащих один и тот же товар в адрес одного и того же субъекта могут быть расценены таможенной службой как коммерческая партия. В таком случае уплачиваются таможенные платежи согласно таможенному тарифу.
Обратите внимание! Чтобы забрать посылку, нужно предъявить бланк перевода, подтверждающий уплату таможенных платежей.
Грузы специального назначения могут растамаживаться по месту фактического проживания физлица.
Товары, стоимость которых более 5000 рублей, подлежат таможенному осмотру.
Важно! Если содержание МПО запрещено к перемещению через таможенную границу, то посылку возвращают отправителю.
Если субъектом таможенного оформления МПО выступает индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, таможенные пошлины рассчитываются согласно сведениям в инвойсе и контракте ВЭД. В таможенную службу подаются разрешительные документы: нотификация, сертификаты соответствия, страны происхождения.
Тарифы ФТС
Размер таможенных сборов за оформление товаров урегулирован Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 № 342. Ставка зависит от заявленной таможенной стоимости груза и составляет:
- 775 рублей – для товаров стоимостью до 200 тыс. рублей;
- 1550 рублей – для грузов стоимостью от 200 тыс. рублей 1 коп. до 450 тыс. рублей;
- 3100 рублей – для продукции, цена которой находится в диапазоне от 450 тыс. рублей 1 коп. до 1 млн. 200 тыс. рублей;
- 8530 рублей – для грузов до 2 млн. 700 тыс. рублей;
- 12 тыс. рублей – для товаров стоимостью до 4 млн. 200 тыс. рублей;
- 15 тыс. 500 рублей – для продукции заявленной стоимостью до 5 млн. 500 тыс. рублей;
- 20 тыс. рублей – для грузов до 7 млн. рублей;
- 23 тыс. рублей – для изделий стоимостью до 8 млн. рублей;
- 25 тыс. рублей – для продукции ценой до 9 млн. рублей;
- 27 тыс. рублей – для товаров до 10 млн. рублей.
За все, что оценивается свыше 10 млн. рублей 1 коп., нужно заплатить таможенные сборы в сумме 30 тыс. рублей.
Если невозможно определить таможенную стоимость товара или она не заявлена в декларации, тогда расчет выполняется исходя из количества груза:
- 6 тыс. рублей – за перемещение 50 или менее 50 единиц продукции;
- 12 тыс. рублей – до 100 единиц;
- 20 тыс. рублей – свыше 100 товаров.
Физические лица должны уплатить сборы в сумме 500 рублей при ввозе товаров личного пользования.
При совершении таможенных операций в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых кодами, ввозимых в Российскую Федерацию любым способом для личного пользования, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26.03.2022 № 342.
Таможенные платежи: все, что вам нужно знать о них сегодня
Таможенные платежи являются одним из источников пополнения федерального бюджета России. В начале ноября Федеральная таможенная служба огласила следующие цифры: за десять месяцев 2019 года сумма таможенных платежей, перечисленных таможенными органами в федеральный бюджет, составила 4,69 трлн. рублей. За октябрь таможенники перечислили в бюджет 517,26 млрд. рублей.
Большую часть суммы уплаченных таможенных платежей составляют перечисления юридических лиц (импортеров/экспортеров, таможенных декларантов, брокеров и других участников внешнеэкономической деятельности).
Физлица тоже вносят свой вклад – в некоторых случаях уплата таможенных платежей и для них является обязательным делом. Например, взимание таможенных платежей с физлиц в виде пошлины происходит при ввозе дорогостоящих товаров, транспортных средств (пускай зачастую предназначенных для личного пользования).
Виды таможенных платежей
Основными законодательными документами, регламентирующими правила уплаты таможенных платежей, являются Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 года №289-ФЗ.
Согласно ТК ЕАЭС к таможенным платежам при импорте товаров в РФ относятся ввозная таможенная пошлина, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, а также акцизы (акцизный налог или акцизный сбор).
Базой для исчисления таможенных платежей в зависимости от вида импортируемого товара и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, объем или иная характеристика товара).
Кто обязан платить таможенные платежи
Плательщиками таможенных платежей являются декларант или иные лица, у которых возникла такая обязанность. Под иными лицами законодательством определены поручители декларанта (в соответствии с договором поручительства).
Если рассмотреть формы таможенных платежей, то можно выделить следующие несколько категорий плательщиков таможенных сборов:
- За таможенные операции и за таможенное сопровождение – лица, у которых возникает обязанность по уплате таможенных платежей (декларант, таможенный представитель, перевозчик).
- За хранение – лица, поместившие импортные товары на склад временного хранения таможенного органа.
В случае выпуска груза с таможенного поста без фактической оплаты применяется процедура обеспечения уплаты таможенных платежей.
Исчисление таможенных платежей
Для исчисления таможенных пошлин и налогов применяются ставки таможенных платежей, действующие на день пересечения товарами таможенной границы ЕАЭС.
Размер и порядок расчета таможенных платежей зависит от следующих обстоятельств.
- Если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), порядок уплаты таможенных платежей определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений.
- Если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10, применяются методы:
- При начислении таможенных платежей применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку.
- Для исчисления налогов применяется наибольшая из ставок налога на добавленную стоимость, наибольшая из ставок акцизов (акцизного налога или акцизного сбора), соответствующих товарам, входящим в такую группировку, в отношении которых установлена наибольшая из ставок таможенных пошлин.
При установлении впоследствии точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги исчисляются исходя из таких точных сведений. После чего осуществляется возврат (зачет) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов. Либо взыскание неуплаченных сумм.
Глава 1
Основные положения о таможенном регулировании в Евразийском экономическом союзе
Статья 1. Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе
1. В Евразийском экономическом союзе (далее – Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
2. Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее – международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе).
3. Таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.
4. В случае возникновения противоречий между настоящим Кодексом и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения настоящего Кодекса.
5. Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств – членов Союза (далее – государства-члены) о таможенном регулировании.
Статья 2. Определения
1. Для целей настоящего Кодекса используются понятия, которые означают следующее:
1) “авария” – вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, а также изменений вследствие действия непреодолимой силы;
2) “административные правонарушения” – административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств-членов таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство);
3) “ввоз товаров на таможенную территорию Союза” – совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами;
4) “водные суда” – морские суда, суда смешанного (река – море) плавания, а также подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством государств-членов суда внутреннего водного транспорта (плавания);
5) “вывоз товаров с таможенной территории Союза” – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза;
6) “выпуск товаров” – действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;
7) “декларант” – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
8) “денежные инструменты” – дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, которые удостоверяют обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств и в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата;
9) “заинтересованное лицо” – лицо, интересы которого в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц;
10) “запреты и ограничения” – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов;
11) “иностранное лицо” – лицо, не являющееся лицом государства-члена;
12) “иностранные товары” – товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с настоящим Кодексом;
13) “информационные ресурсы таможенных органов” – упорядоченная совокупность документированной информации (базы данных, другие массивы информации), содержащейся в информационных системах таможенных органов;
14) “искусственные острова” – закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения объекты, имеющие намывное, насыпное, свайное и иное неплавучее выступающее над поверхностью воды при максимальном приливе опорное основание, используемые в целях обеспечения обороны и безопасности государств-членов, регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов, проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов и осуществления рыболовства, проведения морских научных исследований, в иных целях, не противоречащих международным договорам государств-членов с третьей стороной и законодательству государств-членов;
15) “коммерческие документы” – документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы);
16) “лицо” – физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;
17) “лицо государства-члена” – юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства-члена;
18) “международные договоры государств-членов с третьей стороной” – международный договор одного из государств-членов с третьей стороной или международный договор с третьей стороной, участниками которого являются несколько либо все государства-члены;
19) “международные почтовые отправления” – посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории Союза из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию Союза в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию Союза;
20) “меры защиты внутреннего рынка” – специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры и иные меры защиты внутреннего рынка, установленные в соответствии с Договором о Союзе, вводимые в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза;
21) “меры таможенно-тарифного регулирования” – меры, применяемые в соответствии с Договором о Союзе в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот;
22) “назначенный оператор почтовой связи” – лицо, официально назначаемое страной – членом Всемирного почтового союза и обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством государств-членов и актами Всемирного почтового союза;
23) “наличные денежные средства” – денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах-членах или государствах (группе государств), не являющихся членами Союза, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;
24) “налоги” – налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза;
25) “незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза” – перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации;
26) “перевозчик” – лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров;
27) “перемещение товаров через таможенную границу Союза” – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;
28) “предварительная информация” – сведения в электронном виде о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу Союза, транспортных средствах международной перевозки, перевозящих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Союза, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Союза;
29) “преступления” – преступления или уголовные правонарушения, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов;
30) “припасы” – товары:
необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования;
предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам;
31) “сооружения, установки” – закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения подводные объекты, плавучие буровые установки, морские плавучие платформы, иные суда, подводные сооружения, включая скважины, морские стационарные платформы, стационарные буровые установки, другие плавучие и стационарные объекты, используемые в целях обеспечения обороны и безопасности государств-членов, регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов, проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов и осуществления рыболовства, проведения морских научных исследований, в иных целях, не противоречащих международным договорам государств-членов с третьей стороной и законодательству государств-членов;
32) “таможенная декларация” – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;
33) “таможенная пошлина” – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза;
34) “таможенная процедура” – совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами;
35) “таможенное декларирование” – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;
36) “таможенные документы” – таможенная декларация и иные документы, составляемые исключительно для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а также в ходе и по результатам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;
37) “таможенные операции” – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании;
38) “таможенные органы” – таможенные органы государств-членов;
39) “таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа” – сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 53 настоящего Кодекса;
40) “таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам” – сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования без разделения на составляющие ее таможенные пошлины, налоги;
41) “таможенный контроль” – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании;
42) “таможенный орган назначения” – таможенный орган, в регионе деятельности которого находится определенное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает действие таможенной процедуры таможенного транзита;
43) “таможенный орган отправления” – таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
44) “таможенный представитель” – юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица;
45) “товар” – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;
46) “товары для личного пользования” – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом;
47) “товары Союза”:
находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведенные (добытые, полученные, выращенные) на таможенной территории Союза;
находящиеся на таможенной территории Союза товары, приобретшие статус товаров Союза либо признанные товарами Союза в соответствии с настоящим Кодексом либо до его вступления в силу;
находящиеся на таможенной территории Союза товары, произведенные (изготовленные) в одном или нескольких государствах-членах из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта;
товары, вывезенные с таможенной территории Союза и сохранившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом;
48) “транспортные (перевозочные) документы” – документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы);
49) “транспортные средства” – категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;
50) “транспортные средства для личного пользования” – категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Основной метод определения таможенной стоимости – по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Метод при котороом таможенная стоимость определяется по стоимости сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате на момент пересечения товаром таможенной границы. При этом в таможенную стоимость включаются затраты на транспортировку, страхование, лицензирование и другие, фактически понесенные декларантом к моменту пересечения таможенной границы.
Таможенные платежи ТК ТС: как оформить
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
(с изменениями на 29 апреля 2022 года)
(редакция, действующая с 23 марта 2022 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Международным протоколом от 29 мая 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.04.2021, N 0001202104090007) (вступил в силу 23 марта 2022 года);
решением Совета ЕЭК от 29 апреля 2022 года N 47 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 18.05.2020) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2022 года) .