Если нарушения будут выявлены в условиях контракта, контрольный орган согласует его заключение, но выдаст предписание. В нем он укажет, какие действия нужно совершить при заключении контракта (п. 12 Правил).
Изменения в проведение закупок у единственного поставщика в 2022-2022 годах. Прямые закупки заказчика.
БКС-Тендер / Статьи / Изменения в проведение закупок у единственного поставщика в 2022-2022 годах. Прямые закупки заказчика.
С 01.07.2022 вступают в силу изменения, касающиеся проведения заказчиком прямых закупок товаров, работ и услуг. Изменения вносятся в пункты 4 и 5 части 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ О контрактной системе. Согласно вышеперечисленным пунктам проводится почти весь объем закупок у единственного поставщика всеми заказчиками на всей территории России. Популярность применения этих норм Закона объясняется тем, что заказчик может приобретать согласно этим нормам любые товары, работы, услуги. Ограничение есть только по цене заключаемого контракта (до 600 тыс. рублей) и по общему объему таких закупок в течение года:
- до 2 млн. рублей или до 10% совокупного годового объема закупок заказчика (что не должно превышать 50 млн. рублей) для основной массы заказчиков, при этом указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;
- до 5 млн. рублей или до 50 % совокупного годового объема закупок заказчика (что не должно превышать 30 млн. рублей) для учреждений культуры, образования, физкультуры и спорта.
На 01.04.2022 года (почти на целый год) перенесено вступление в силу изменений, согласно которым, заказчик может проводить закупки у единственного поставщика, по вышеуказанным пунктам, в электронной форме, причем законодатель мотивирует, чтобы заказчики проводили такие закупки в электронной форме тем, что увеличивает максимальную сумму сделки, заключаемой заказчиком, до 3-х млн. рублей. При этом «бумажная» форма заключения контрактов у единственного поставщика остается, но максимальная сумма сделки по ним остается прежней: 600 тыс. рублей для всех заказчиков. Самое главное изменение в закупки у единственного поставщика в 2022 году касается того, что такая закупка становится конкурентной процедурой. Заказчик сможет заключить контракт, только если на электронную процедуру было подано более 2-х заявок и только с участником, заявившим лучшую цену. Заказчик, по сути, теряет право самостоятельно выбирать себе поставщика, вместо прямой закупки проводится некий «запрос цен».
Рассмотрим изменения в порядок проведения закупок у единственного поставщика в 2022 году.
Суть закупки у единственного поставщика
Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.
Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
- процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
- закупку можно провести в сжатые сроки;
- не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.
Основания для проведения неконкурентной закупки
Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:
- Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
- Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
- Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
- Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
- Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.
Рассмотрим некоторые основания более подробно.
Малые электронные закупки
Электронная малая закупка — это разновидность закупки у единственного поставщика по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которая проводится в электронной форме.
Она проводится на тех же электронных площадках, что и другие электронные закупки по Закону № 44-ФЗ, применяется исключительно для закупки товаров. Минимальная цена контракта может быть любой.
Максимальное значение — не более 3 млн руб. (ч. 12
ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Объем электронных малых закупок учитывается в предельных годовых объемах закупок по пп. 4, 5 ч. 1
ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Рассмотрим алгоритм проведения такой процедуры:
Этап 1. Участники формируют на электронной площадке, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью и размещают предварительное предложение о поставке товаров, которое содержит информацию, предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе наименование товара, его характеристики, товарный знак, наименование страны происхождения, количество и т.д.
Обратите внимание, что размещение таких предложений означает согласие участника на направление оператором электронной площадки предложений о поставке заказчику.
Такое предложение можно отозвать в любой момент, но только до того, как оператор электронной площадки направит его заказчику (пп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Также важным моментом является то, что оператор не будет учитывать предварительное предложение участника, если до окончания срока регистрации в ЕИС такого участника остается три месяца.
Этап 2. Заказчик формирует в ЕИС извещение, содержащее информацию, указанную в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, наименование товара, адрес площадки, требования к участникам и т.д.).
Этап 3. В течение одного часа с момента размещения извещения оператор определяет из всех предварительных предложений (заявок) не более 5 заявок, соответствующих его требованиям.
Этап 4. Оператор присваивает каждой заявке номера в порядке возрастания цены. Если несколько заявок подано с одинаковой ценой, первый номер присваивается той заявке, которая была направлена раньше.
Этап 5. Оператор направляет заявки заказчику.
Этап 6. Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения заявок, принимает решение по каждой из заявок и присваивает номера.
Этап 7. Заказчик формирует протокол подведения итогов, который размещается в ЕИС и на электронной площадке в течение часа.
Этап 8. Далее заключается контракт по правилам, предусмотренным для электронных процедур ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ с учетом особенностей, указанных в ч. 13 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ, а именно:
- контракт должен содержать обоснование цены;
- контракт размещается в ЕИС и на электронной площадке заказчиком не позднее 3 часов с момента опубликования протокола;
- информация о заключенном контракте вносится в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с момента его заключения;
- при заключении контракта по итогам малой электронной закупки протокол разногласий не формируется и не размещается.
Порядок проведения
Очень важный, но крайне неудобный для объяснения пункт.
Дело в том, что в зависимости от причины проведения закупки таким способом, процедура может отличаться как в мелочах, так и в основе. Поэтому, в рамках этого материала, мы коротко опишем две структуры проведения, но по популярнейшим причинам.
Если хотите увидеть статью с полным перечнем оснований и процедур, пишите об этом в комментариях! (Пожалуйста не надо, я свихнусь)
Несостоявшаяся конкурентная закупка
Начнем с того, что при наличии всего одного, соответствующего требованиям, участника, заказчик не «может», а «обязан» провести закупку у единственного поставщика.
Также, если НМЦК контракта выше установленных значений (см. п. 1 Постановление правительства № 961), то необходимо согласовать его заключение с контрольным органом. Согласование – не самый простой процесс, полностью завязанный на бюрократии. Перечень необходимых документов для согласования можно найти в том же постановлении №961.
Стоит обратить внимание и на орган, в который направляется обращение для согласования. Например, при закупке федерального уровня, адресатом будет являться ФАС России, а если закупка осуществляется для региональных нужд, то обращение стоит отправлять в контрольный орган сферы закупок субъекта РФ.
Далее, если к оформлению обращения вопросов не возникло, то осуществляющий контроль орган рассмотрит его, проведет внеплановую проверку и согласует заключение контракта (или нет). Не согласовать могут по одной из причин, описанной в п. 12, п. 13 постановления №961.
Если же всё прошло гладко, то можно приступать к самому заключению. На этом этапе расслабляться тоже не стоит, все требования, предусмотренные ч. 9 ст. 93 44-ФЗ, должны быть выполнены. Там всё достаточно стандартно – внимательно следим за сроками всех операций, чтобы не просрочить и не заключить раньше положенного, и за необходимыми предписаниями, согласованиями и разрешениями, чтобы все необходимые документы были на руках в нужный момент.
Малая закупка
Начинается всё с размещения участниками своих предложений на электронной площадке. В них должны содержаться технические характеристики товара, его название, страна происхождения и прочие необходимые данные.
Заказчик, в свою очередь, размещает в ЕИС извещение со своими требованиями и ждет заявки от оператора.
Оператор же, выбирает до 5-и предложений участников, соответствующих требованиям заказчика, присваивает им номера в порядке возрастания цены и направляет, собственно, заказчику.
На принятие решения отведено не более одного рабочего дня, начинающегося после дня получения списка предложений. После чего формируется протокол подведения итогов, он должен быть размещен в ЕИС и на торговой площадке.
И наконец – финишная прямая. Контракт заключается по базовым для электронных процедур правилам, но с дополнительными условиями, такими как: обоснование цены контракта, соблюдение особых сроков размещения и внесения в реестр контрактов, а также запрет на публикацию протокола разногласий.
Объем закупок у единственного поставщика
Объем закупок у единственного поставщика с 01.10.2022 не изменился. Он составляет 10% от СГОЗ для п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и 50 % от СГОЗ для п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для всех закупок, проводимых по данным основаниям, в том числе в электронной форме посредством “электронных магазинов”.
Порядок проведения закупок у единственного поставщика в электронной форме представим в виде следующей схемы:
На схеме видно, что участники первоначально формируют предварительные предложения об имеющихся у них товарах. Такие предложения, помимо стандартизированных сведений и документов об участниках (в том числе копий лицензий и выписок из реестра членов СРО), также содержат:
- наименование и характеристики предлагаемого к поставке товара по конкретной позиции КТРУ;
- товарный знак товара (при его наличии);
- наименование страны происхождения товара;
- документ, подтверждающий страну происхождения товара, если его предоставление предусмотрено актами об импортозамещении, принятыми в развитие ст. 14 Закона № 44-ФЗ (прим.: здесь следует отметить, что указанные документы предоставляются не только в случае применения запретов на закупаемую заказчиком продукцию, но также в случае применения ограничений допуска и особых условий допуска) . В случае же отсутствия в предварительном предложении такого документа товар, предлагаемый участником к поставке, приравнивается к иностранному товару (прим.: здесь также следует отметить, что рассматриваемые закупки отнесены Законом № 44-ФЗ к закупкам у единственного поставщика. Соответственно правила импортозамещения, устанавливающие ограничение допуска иностранной продукции, в данном случае не применяются. Следовательно, комиссия заказчика не вправе отклонять предварительные предложения, если “сработали” условия применения правил “третий лишний” и иные, определяющие ограничение допуска в конкурентных процедурах (во всяком случае такой вывод следует из редакции актов об испортомещении, устанавливающих ограничение допуска, на день подготовки данного материала экспертами Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру”)) ;
- единица измерения товара по общероссийскому классификатору;
- цена единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам (прим.: Закон № 44-ФЗ не связывает сведения о количестве поставляемого товара, предлагаемого участником на разных электронных площадках. Следовательно, размещая предложения по одному товару на разных электронных площадках, участник должен самостоятельно следить за непревышением указанного объема тому, что есть в наличии на складе);
- регион поставки по общероссийскому классификатору;
- срок действия предварительного предложения до 1 месяца, который может быть продлен участников в любой момент. Также в любой момент участник может участник может отозвать свое предварительное предложение, размещенное на электронной площадке, до его направления оператором конкретному заказчику.
Заказчики формируют извещение об осуществлении закупки, которое содержит в себе проект контракта, обоснование цены, а также сведения о порядке применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Помимо этого извещение об осуществлении закупки также включает:
- адрес электронной площадки, на которой размещается извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика
- информацию, указанную в п.п. 1-3, 5, 8 – 12 ст. 42 Закона № 44-ФЗ;
- наименование товара и его характеристики по КТРУ, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, количество закупаемого товара, единицу измерения товара, место поставки товара;
- информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
- требования, предъявляемые к участникам закупки по ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
- требование об отсутствии участника в РНП (при наличии).
В течение одного часа после размещения заказчиком извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки направляет заказчику до 5 предварительных предложений, размещенных на электронной площадке, которые соответствуют извещению заказчика по позиции КТРУ, региону поставки, цене и количеству поставляемой продукции. В случае, если только одно предварительное предложение удовлетворяет требованиям заказчика, его передача оператором заказчику не осуществляется, а само осуществление закупки у единственного поставщика прекращается.
Если на площадке размещено более 5 предварительных предложений, удовлетворяющих структурированным данным извещения, то оператор направляет только 5 предварительных предложений, которые содержат наименьшие цены. Однако, их направление оператором вовсе не озачает, что такие предварительные предложения полностью соответствуют всем требованиям заказчика, указанным в извещении об осуществлении закупки. Заказчику еще предстоит их рассмотреть.
Следует отметить, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает требование о формировании комиссии при осуществлении закупки у единственного поставщика в электронной форме. Протокол подведения итогов определения поставщика подписывается только электронной подписью должностного лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Основания для отклонения предварительного предложения следующие:
- непредоставление участником закупки в предварительном предложении информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки;
- несоответствии информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, требованиям извещения
- несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении к участникам закупки
- при наличии в предварительном предложении импортной продукции, в том числе отсутствие документов, подтверждающих страну происхождения товара (если на предмет закупки распространяется запрет, установленный актом об импортозамещении в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ)
- наличие в предварительном предложении недостоверной информации.
Участник, предварительное предложение которого полностью удовлетворяет всем требованиям извещения об осуществлении закупки заказчика и содержит наименьшую цену, становится контрагентом заказчика. С ним заключается контракт в упрощенном порядке за 2 рабочих дня.
Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!
Согласование закупки у единственного поставщика с контролирующими органами
Нормы современного законодательства накладывают на заказчика обязанность по согласованию условий госконтракта с соответствующими надзорными инстанциями. Процесс согласования особенно актуален для случаев закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика по 44-ФЗ. Контрольным органом, уполномоченным осуществлять надзор за исполнением контрактного законодательства, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба.
Согласование условий контракта актуально для следующих случаев:
- если была аннулирована процедура выбора поставщика, которая проводилась закрытым путем;
- если результаты повторно проведенного аукциона были аннулированы либо если подписание контракта осуществляется в результате проведенного аннулированного открытого, частично закрытого или двухэтапного конкурса;
- при несостоявшемся запросе предложений, в т. ч. если целью закупки является реализация правительственных нужд, возникших в результате наступления чрезвычайных обстоятельств.
Наступление каждой вышеупомянутой ситуации в обязательном порядке должно сопровождаться уведомлением надзорного органа. Здесь также стоит отметить, что тот единственный потенциальный подрядчик, с которым собираются заключать контракт, не должен оказывать никакого давления на заказчика. В случае выявления подобных фактов в добросовестности исполнителя могут возникнуть сомнения. Более того, такие действия со стороны потенциального подрядчика являются достаточным основанием для занесения его в специальный реестр недобросовестных исполнителей.
Как мы уже упоминали выше, контракты, заключаемые с единственным поставщиком по 44-ФЗ, представляют особый интерес для надзорных инстанций. И связано это не только со специфическим порядком выбора поставщика, но и со стоимостью контракта, ведь чаще всего речь идет о довольно крупных суммах. В целях своевременного выявления нарушений законодатель обязал каждого заказчика направлять извещение о закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ в надлежащий надзорный орган в течение одного дня после подписания контракта.
Проверка соответствия договора актуальным правовым актам осуществляется примерно по следующему алгоритму:
- сотрудник антимонопольной службы изучает все документы, полученные от заказчика, на предмет их соответствия законодательным стандартам;
- по результатам анализа полученной документации специалист в сфере антимонопольного законодательства составляет отчет, в котором перечисляются выявленные нарушения или подтверждается факт их отсутствия (второй вариант развития событий является сигналом к началу выполнения обязательств по контракту);
- в случае выявления несоответствий работник антимонопольной службы имеет право инициировать проведение детальной проверки с предварительным уведомлением контрагентов;
- по результатам проведенной проверки надзорная инстанция может принять решение о соответствии условий контракта закону либо инициировать расторжение договора в судебной инстанции.
Таким образом, закупка товаров или услуг у единственного поставщика по 44-ФЗ – это определенный порядок действий по приобретению ресурсов, который характеризуется минимальными затратами сил и времени и может быть реализован только при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Не стоит также забывать о том, что закупка у единственного поставщика всегда привлекает повышенное внимание контролирующих служб и требует неукоснительного соблюдения всевозможных норм и правил.
Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС
Для конкурентных способов закупки
Электронный аукцион
Существует довольно широкий перечень случаев, при которых осуществление закупок проходит в виде электронного аукциона. Однако есть случаи, при которых электронный аукцион должен проводиться в обязательном порядке:
- заказчик планирует приобрести ТРУ из специального правительственного Перечня, утверждённого Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года № 471-р;
- при проведении закупки цена сделки является единственным критерием, по которому будет определён победитель.
Запрос котировок
Для объявления запроса котировок тоже есть свой перечень подходящих случаев. Среди них можно выделить:
- осуществление закупок из правительственного Перечня ТРУ для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, который утверждён Распоряжением Правительства от 30 сентября 2013 года № 1765-р;
- проведение закупок из правительственного Перечня ТРУ, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион при условии ограниченного размера суммы;
- размер НМЦК не превышает 500 тысяч рублей;
- совокупный годовой объём закупок через котировки не превышает 100 миллионов рублей в год и 10% от размера средств всех закупок.
При проведении электронного запроса котировок обоснование будет таким же, что и для «бумажного» варианта.
Открытый конкурс
Обоснованием для открытого конкурса будут служить факт того, что заказчик выбирает исполнителя по критериям наиболее выгодных для себя условий.
Конкурс с ограниченным участием
В этом случае обоснованием может быть необходимость проведения конкурса в соответствии с Перечнем ТРУ технической и/или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера (утверждён Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99).
Двухэтапный конкурс
Данный вид конкурса заказчик устраивает, если одновременно соблюдаются следующие условия, которые также могут служить обоснованием:
- целью организации конкурса является проведение научно-исследовательских и проектных работ или экспериментов;
- в целях уточнения характеристик закупочного объекта требуется провести обсуждение.
Конкурсные процедуры в электронном формате
Обоснования для проведения электронных конкурсных процедур аналогичны основаниям для проведения оффлайн-конкурсов.
Закрытые конкурсные процедуры
Согласно ст. 84 Федерального закона № 44-ФЗ, применение закрытых процедур должно быть согласовано с ФАС, кроме случаев, когда закупку осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им организации. Перечень таких учреждений должен быть утверждён отдельным Постановлением Правительства РФ.
Электронные закрытые торги
Согласно ч. 2 ст. 84.1 Федерального закона № 44-Ф, закрытые торги в электронном формате проводятся в тех же случаях, что и стандартные закрытые процедуры. Кроме того, в статье 84.1 указано, что закрытые электронные торги могут проводиться правительственными организациями.
Запрос предложений
Осуществление закупки в данной форме заказчик вправе обосновать тем, что:
- закупка проводится для приобретения услуг по защите интересов РФ в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитраже;
- целью проведения закупки является поставка спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для подготовки сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
- организация закупает лекарственные препараты по решению врачебной комиссии, изделия народных художественных промыслов или жилплощадь для детей-сирот (если жильё покупается у физических лиц);
- заказчик ранее принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и проводит закупку повторно;
- повторный конкурс был признан несостоявшимся (ч. 4 ст. 55 Федерального закона № 44-ФЗ).
Запрос предложений в электронной форме
Обоснования в данном случае могут быть такие же, что и для запроса в офлайн-формате. Кроме того, этот способ отбора поставщика можно выбрать, если был признан несостоявшимся проведённый ранее:
- электронный аукцион (ч. 4 ст. 71 Федерального закона № 44-ФЗ);
- электронный конкурс (открытый, двухэтапный или с ограниченным участием).
Сумма закупки по 44 ФЗ
Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем. Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.
Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.
Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.
закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
Обоснование закупки у единственного поставщика
Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.
44-ФЗ требует от заказчика:
Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;
Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;
Отчитаться о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика.
В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.
Как работать с «Единственным поставщиком»
Заключить контракт с единственным поставщиком можно только в тот период и для тех предметов закупки, которые будут установлены соответствующим постановлением Правительства.
Для того, чтобы воспользоваться правом закупки у единственного поставщика, заказчик должен отразить намерения о таких закупках в соответствующих документах, таких как план-график закупок.
Контрактный управляющий или работник контрактной службы, который проведет незапланированную закупку у единственного поставщика, может заплатить штраф 30 000 руб. при выявлении факта проведения такой закупки (часть 11 статьи 21 Закона N 44-ФЗ, часть 1.6 статьи 7.30 КоАП). (См. решение Руднянского районного суда Волгоградской области от 21.11.2017 по делу 12-39/2017.)
Заказчики обязаны корректно определять объект закупки, чтобы должностному лицу заказчика не вменили административное правонарушение по части 1 статья 7.29 (штраф 30 000 рублей) или части 2 статьи 7.29 КоАП РФ (штраф 50 000 рублей).
Возможность включить закупку в план-график закупок до момента доведения лимитов бюджетных обязательств отсутствует (см. решение АС г. Москвы от 22.08.2017 по делу N А40-17771/2017). Данным судебным решением также указана возможность заключения контракта заказчиком только при наличии самого нормативного акта, как основания, и обязательность содержания в них актуальных сведений в части наименования контрагента, с которым заключается контракт.
На закупки у единственного поставщика в полной мере распространяются нормы ч. 5 ст. 96 44-ФЗ, согласно которой в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Также заказчику необходимо в контракт обязательно включить условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (части 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В связи с тем, что цена контракта по таким закупкам ограничена только наличием финансирования, то стоит также при составлении проекта контракта заказчиками учесть норму ч. 23 ст. 34 44-ФЗ. В случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Подписывая контракт, контрагент надлежащим образом осведомляется об условиях заключаемого контракта, в том числе об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение, а также просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и соглашается с ними. В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и односторонний отказ от исполнения обязательства, а также одностороннее изменение условий обязательства недопустимы (Постановление 9АСС от 08.06.2017 по делу N А40-200720/2016).
При осуществлении закупки у единственного поставщика в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение может быть размещено и более чем за пять дней до заключения контракта, законодательно установлен минимальный срок между извещением и заключением контракта.
Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 44-ФЗ, а также в п. 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.
По извещению предусмотрена электронная форма в ЕИС.
Заказчикам стоит быть предельно внимательными при размещении извещений по закупкам у единственного поставщика в связи с тем, что по таким закупкам ст. 36 44-ФЗ не предусмотрена отмена извещений по решению заказчика. При внесении ошибочных или недостоверных сведений заказчик вынужден будет обращаться в антимонопольные органы с просьбой отменить извещение о закупке (например, решение УФАС по Тамбовской области от 07.12.2017 по делу N ВП-103/17).
Обратим внимание, что имеется судебная практика, когда контракт с единственным поставщиком должен был заключен строго в соответствии с условиями проведенной закупки и условиями извещения и что контрагенты единственного поставщика определены на основании Постановления Правительства РФ и у них отсутствует возможность отказаться от заключения контракта и (или) изменить его условия.
В этой связи заказчикам во избежание в дальнейшем конфликтных ситуаций следует грамотно составлять проект контракта, учитывая все возможные сроки заключения контракта и выполнения контрактных обязательств сторонами.
При осуществлении таких закупок подготовка документально оформленного отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также обоснования цены и иных существенных условий контракта законодательно не предусмотрена (часть 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
До заключения контракта заказчик проводит проверку обеспечения, предоставленного единственным поставщиком, только в том случае, если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении (проекте контракта).
Часто бытует мнение, что присвоение статуса единственного поставщика автоматически означает, что теперь все заказчики против своей воли обязаны отдать выделенные на ту или иную закупку финансовые средства той компании, которая была объявлена таким исполнителем. Это не совсем так: останется ли работа с единственным поставщиком правом заказчика или станет таки его обязанностью, можно будет уверенно сказать только на основании тех формулировок, которое Правительство пропишет в своем постановлении о наделении статуса «Единственного исполнителя» соответствующую компанию.
Для чего нужен единственный поставщик в проектах информатизации здравоохранения?
Представляется, что работа с «Единственным поставщиком» – это хороший выход для тех регионов, где имеются серьезные барьеры в информатизации здравоохранения, которую сам регион не в силах преодолеть (дефицит кадров, частая смена власти, плохие результаты базовой информатизации, большой «зоопарк» неинтегрированных и некачественных решений и т.д.). В таких регионах возможность устранить дополнительные риски в виде непрогнозируемых результатов конкурсов и передать реализацию проекта крупной компании, имеющей финансовые возможности инвестировать в проект, является обоснованным подходом.
Для тех регионов, где имеется сильная команда, уверенная хорошая информатизация и внятная стратегия повышения эффективности от инвестиций в информатизацию, возможность самостоятельной реализации и сохранения внедренных ранее решений является на наш более целесообразной.
Таким образом, критерий использования единственного поставщика – это способность региона обеспечить целевые KPI проектов информатизации. Если регион уверенно достигает их – то нет оснований ломать реализуемую стратегию и рисковать достигнутыми результатами. Там, где таких результатов нет и имеются серьезные проблемы в реализации проекта – законодательно предусмотрена возможность обратиться за услугами к единственному поставщику и тем самым наверстать упущения.