Как доказать, что дом сгорел и нужна жилплощадь?

Второй сценарий связан с недвижимостью, которая находится в собственности, и тут все сложнее.

Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников – граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан – собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие “вне очереди” также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет . Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 – “вправе”.

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан .

READ
Что грозит соседям за неоплату взносов на капремонт

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее – ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение .

Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой “круговорот домовладения” от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.

При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он – собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

READ
Акт о нарушении общественного порядка в офисе

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.

Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

Кто может рассчитывать на новое жилье

Часть 2 статьи 57 ЖК РФ возлагает на муниципалитет обязанность внеочередного обеспечения пострадавших граждан помещениями. Основанием является официальное признание объекта непригодным к эксплуатации по прямому назначению. Норма предписывает выделять площади при наличии объективной потребности. При принятии решения власти проверяют выполнение следующих условий:

• наличие заключения межведомственной комиссии о непригодности жилья;

• отсутствие у граждан возможности самостоятельного приобретения комнаты, дома или квартиры;

• отнесение причин возгорания к несчастным случаям;

• уничтожение в результате пожара единственного жилого помещения.

Законодатель не связывает применение нормы с формой собственности на сгоревшую недвижимость. Ранее служители Фемиды придерживались мнения о необходимости поддержки лиц, заключивших договор социального найма. Конституционный суд России посчитал точку зрения ошибочной в определении № 376-ОП от 05.03.2009 года. Высшая инстанция отказалась признавать обязательным условием внеочередного обеспечения жильем постановку на учет в качестве нуждающегося. Оценку необходимо проводить по факту наступления неблагоприятных последствий. Заявитель должен являться малоимущим на момент обращения.

Как погорельцам получить жилье, если сгоревшая квартира не была приватизирована?

Полностью сгорел 8квартирный дом жильцы остались без жилья без документов у моей молодки квартира не приватизированная что ей делать в такой ситуации на попечении у нее несовершенолетняя дочь и бабушка 87 лет которая еле передвигается

READ
Пансионат для инвалидов: где получить путевку?

Уважаемая Светлана, права погорельцев на жилье зависят
от правового статуса сгоревшего дома или квартиры. Если эти объекты
находились в собственности граждан, они сами несут риск повреждения или
утраты своего имущества, поэтому в исключительных случаях могут
рассчитывать только на получение денежной компенсации.
Обязанность по выделению нового жилья, в том числе для временного
размещения, наступает только в случае владения жильем на условиях
социального найма. Существуют следующие варианты обеспечения новым жильем потерпевших граждан: выделение помещений из резервного фонда на условиях соцнайма;
предоставление временного жилья за счет государства или муниципалитета на весь срок до получения постоянного жилья; выплата субсидии на приобретение нового жилого помещения.

Таким образом, для получения жилья граждане должны обратиться в государственные или муниципальные органы, которым принадлежит жилищный фонд. Одновременно с заявлением им необходимо представить документы,
подтверждающие факт пожара, а также повреждение жилого помещения,
которое не позволяет использовать его для проживания. Основным
документом будет являться справка, которую должна выдать пожарная служба
МЧС.

Важно! Если граждане занимали
жилье на условиях соцнайма, выплаты погорельцам по закону могут
производиться только в отношении пострадавшего имущества.Основанием
для принятия решения будет являться заявление пострадавших граждан,
а также документы, подтверждающие размер причиненного ущерба.

Если квартира неприватизированная была которая сгорела вам должны предоставить жилье вне очереди на основании ст. 57 ЖК РФ. Обращайтесь с заявлением в жилищные органы. Если будут отказывать, то можно обратиться в суд.

Здравствуйте, Светлана.
Прежде всего членам семьи погорельцев следует восстановить личные документы. За получением новых паспортов взамен утраченных следует обращаться в местное подразделение УФМС России с документом подтверждающим факт пожара и уничтожения личных документов при этом. За получением дубликата свидетельства о рождении ребенка нужно обращаться в местный отдел ЗАГСа.
Далее нужно переходить к решению жилищного вопроса, учитывая следующее.
Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (см. ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, далее — ЖК РФ).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Таким образом, для решения вопроса семье нужно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о признании семьи малоимущей, а после получения статуса малоимущей семьи — с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Подробную информацию о порядке оформления и подачи таких заявлений, прилагаемых к ним документах Вы можете получить в органе местного самоуправления по месту жительства.
При постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения семья погорельцев имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Если на момент пожара семья уже стояла на указанном учете, то в настоящее время ей достаточно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Как погорельцам отстоять свои права

Прошу прощения за обширность текста. Я старался изложить проблему максимально коротко и, как можно, упрощенно, однако сложность вопроса не позволяет избежать необходимых разъяснений.

Суть права

Законы любого современного государства, по сути, схожи, поскольку исходят из одного принципа – защита прав и свобод человека. И Россия – не исключение.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», гласит статья 2 нашей Конституции.

А статьей 18 Основного закона Российской Федерации установлено, что «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Однако эти нормы закона кажутся лишь декларацией, когда дело касается граждан, лишившихся единственного жилья в результате пожара. Я подчеркиваю красным карандашом – кажутся.

Вот статьей 40 Конституции гарантировано, что «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».

Но погорельцы, утратившие единственные жилье, вынуждены годами(!) обивать пороги учреждений власти, но безуспешно, хотя очевидно, что пожар – событие, независящее от воли человека.

Напасть города Якутска

В последнее десятилетие нового столетия Якутск терзает страшная напасть – пожары жилых домов, и с человеческими жертвами, в том числе, и детей. В итоге граждане лишаются единственного жилья, и годами (!) вынуждены мыкаться, где попало, а органы власти, как государственные, так и муниципальные, издевательски посылают их куда подальше. Дескать, вы собственники, и за ваше имущество мы ответственности не несем.

Суды, как правило, всегда отказывают погорельцам в их исках об обязании Окружной администрации города Якутска предоставить им другое жилое помещение взамен сгоревшего.

READ
Какой вид налогообложения выбрать для ООО

Вот основания отказа:

1. К собственникам, утратившим жилое помещение в результате пожара, применяется статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, им может быть положен только выкуп, притом только при наличии решения Окружной администрации города об изъятии земельного участка на муниципальные нужды.

2. Также дом должен быть признан Межведомственной комиссией в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании… многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

3. При этом уничтоженный огнем дом должен состоять в Реестре аварийных домов Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы».

4. Погорельцы должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Это те условия, при наличии которых суды могут удовлетворить иск погорельца, однако, на деле, эти требования – в общем-то, невыполнимые – лежат не только за пределами здравого смысла, но и за рамками требований законодательства.

Доводы правозащитника

Первое условие о применении статьи 32 Жилищного кодекса России к погорельцам при рассмотрении их иска не соответствует закону. И, вот, почему.

В статье 32 ЖК РФ речь идет об изъятии (подчеркиваю), об изъятии земельного участка на государственные и муниципальные нужды по решению органа местного самоуправления, когда уже за год известно, что конкретный дом, расположенный по конкретному адресу, будет снесен, и людей, остающихся вследствие этого без жилья, надо будет обеспечить квартирами.

Но зачем органу местного самоуправления принимать такие решения, если дом внезапно сгорел? В Администрации же не тронулись умом, чтобы взять на себя такие обязательства! Тем более, никто, в первую очередь, суды не обязывают их делать это.

Так что требование к погорельцам, последующее из применения статьи 32, предоставить суду решение об изъятии у них земельного участка, на котором был расположен их сгоревший дом, становится для них вообще, невыполнимым. Ведь должностные лица добровольно никогда не издадут такое решение, если даже потом на этом месте вырастет какой-либо торговый центр.

Таким образом, вышеуказанное требование отдает погорельцев под полную власть чиновников.

Но это недопустимо, это противоречит требованиям законодательства, если исходить из сути Конституции.

Отсюда следует лишь один вывод: к погорельцам неприменима статья 32 Жилищного кодекса РФ, ее положения. Применение их означает нарушение норм материального права, что относится к существенным нарушениям конституционных прав граждан.

Статья 32 касается только тех домов и граждан, у которых дома сносятся и должны быть снесены в установленном законом порядке, без всяких неожиданностей. Это другая категория.

Погорельцы – это люди, которые неожиданно лишились жилища!

Второе условие о признании дома аварийным и непригодным для проживания, хоть и трудно, но, все же, в какой-то мере выполнимо. Однако и тут есть проблемы, которые могут сделать выполнение этого условия тоже невозможным.

Во-первых, надо заплатить не менее 30 000 рублей за экспертизу, на основании которой выносится заключение об аварийности дома. При этом надо же собрать разъехавшихся жильцов.

Но, как я полагаю, все могло бы решиться гораздо проще, если сама Окружная администрация города, избранная горожанами, как орган своей власти, взялась бы решать эти проблемы.

А вот третье условие насчет требования, чтобы неожиданно сгоревший вчера дом состоял в Реестре аварийных домов Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», мягко говоря, лежит за пределами здравого смысла! Это же очевидно!

Как дом, нежданно сгоревший вчера, может состоять в Реестре, сформированном из списка домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. Как люди могли знать, что после составления Реестра аварийных домов их дом сгорит, потому им следует заранее озаботиться о том, чтобы их (пока еще нормальный) дом был включен в этот Реестр?!

По моему мнению, если это не есть идиотизм, то, что является им?!

Четвертое условие вызывает вообще только одно восклицание.

Как мог встать на учет нуждающихся в жилых помещениях гражданин, который жил до пожара в нормальном доме? Он же – не ясновидящий, чтобы предвидеть будущее! Да, к тому же, его, проживавшего до пожара в нормальных условиях, никак не приняли бы на учет нуждающихся в жилых помещениях.

После пожара составлять списки погорельцев, у которых огнем было уничтожено единственное жилье и брать их на учет как нуждающихся в жилых помещениях, – это обязанность органа местного самоуправления и не следует перекладывать обязанности должностных лиц на простых граждан.

Вот разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, данные им в Определении от 5 марта 2009 года №376-О-П: «Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище…

Из данных конституционных предписаний… вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступоения таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно…

READ
Где проще получить гражданство в Евросоюзе

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции».

А резолютивная часть Определения Конституционного суда РФ гласит, что: «Пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении».

При этом Конституционный суд указал, что «Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике».

Вот так, любезные сограждане. Вырублено, как топором. Однако, как мне представляется, нашему тойонату это до лампочки, и такому их отношению потакает само население, наше правовое невежество и рабская психология.

Требования законодательства

Из вышеуказанных обстоятельств следует, что все (!) погорельцы имеют право на предоставление им без всяких условий другого жилого помещения взамен сгоревшего. Без всяких условий!

Но для того, чтобы дойти до этого вывода, надо не придерживаться только одной выдернутой из контекста законодательства нормы закона, уж, тем более, нельзя следовать каким-то административным инструкциям, указаниям руководства. Необходима умственная работа, способность приходить к умозаключениям в ходе рассуждений. А мы, люди, вообще-то все обладаем такой способностью выводить логические силлогизмы. Мы же – не дикари, у которых количество обозначается всего двумя словами – «несколько» и «много».

И я сейчас постараюсь доказать, выстраивая нормы закона в определенном порядке, правильность указанного в начале этого раздела вывода.

Самое главное и существенное в деле с погорельцами

Кроме того, что погорельцы не относятся к категории граждан, к которым применяются положения статьи 32 ЖК РФ, они после пожара в соответствии с требованиями законодательства уже не являются (!) собственниками. И это очень существенный момент.

Частью 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что: «Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества».

В аспекте этой нормы вышеуказанные толкования Конституционного суда России становятся совершенно прозрачными и понятными. К погорельцам после события пожара уже нельзя относиться, как к собственникам, и им по закону должно быть предоставлено муниципальное (!) жилье, притом, вне очереди. А если нет в наличии свободных жилых помещений, то законодатель на такой случай предусмотрел определенную процедуру разрешения этой проблемы.

Законом установлено, что в населенных пунктах должен быть специализированный жилищный фонд, состоящий на балансе органа местного самоуправления, в который входит и так называемый маневренный фонд, куда временно вселяются, согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ, граждане, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

И пунктом 3 части 2 статьи 106 ЖК РФ установлено, на какой срок вселяются граждане в этот маневренный фонд: «до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса)».

Так что, если исходить из Налогового кодекса РФ и иных требований законодательства, то в маневренном фонде можно прожить лишь от 3 до 6 месяцев. За этот срок Окружная администрация города должна разрешить проблему граждан с жильем, притом, в обязательном порядке.

Соблюдение этих требований законодательства, требования к властям со стороны гражданского общества соблюдать их повысит ответственность должностных лиц, которые сегодня никак не отвечают за последствия пожаров. Потому и, как мне представляется, разрушительные пожары столь часто происходят.

За свои права, граждане, надо бороться.

Надо отстаивать свои права – ведь закон на вашей стороне. Только доказательства применения к вам соответствующих норм закона требуют больших усилий, железной аргументации, гибкости в споре, то есть дискуссионного мастерства.

Дорогая искра

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ изучила дело о компенсации ущерба от пожара в многоквартирном доме. Результаты разбора спора в региональных судах не устроили ВС. При этом самое ценное в определении Верховного суда то, что суд подробно и по пунктам разъяснил, кто и в какой мере несет ответственность не только за возгорание в своей квартире, но и за пострадавшие квартиры соседей.

Не всякий собственник сгоревшей квартиры будет отвечать рублем перед соседями, чье жилье пострадало в огне. Фото: Виктор Погонцев

Не всякий собственник сгоревшей квартиры будет отвечать рублем перед соседями, чье жилье пострадало в огне. Фото: Виктор Погонцев

Пожар в многоквартирном доме, к сожалению, явление нередкое. И это подтверждает статистика МЧС – горят квартиры в больших и малых городах с завидной регулярностью. Можно смело заявлять, что без пожаров в квартирах не проходит и дня.

READ
Очередь за перевыпуском банковской карты

Но после того, как огонь потушен, обычно выясняются дополнительные крайне неприятные вещи: речь – о пострадавших квартирах соседей.

Фото: Роман Щербенков

Зачастую бывает, что ущерб расположенных рядом квартир от огня, воды и вообще от работы пожарных, в разы превышает потери самих погорельцев.

Наш спор начался с того, что в один из районных судов Башкирии обратилась с иском такая дама – соседка погорельцев.

В суде истица рассказала, что у ее соседей по дому сгорела квартира. В итоге этого ЧП ее собственной квартире причинен значительный ущерб. Пострадавшее от соседского пожара жилье пришлось серьезно ремонтировать. Стоимость ремонта превысила сто тысяч рублей.

Уголовное дело по пожару не возбуждалось. Судя по выводам дознавателя, пожар случился по вине одного из собственников сгоревшей квартиры из-за “неосторожного обращения с огнем”.

Истица попросила суд обязать соседей возместить ей расходы на ремонт и выплатить моральный ущерб, почти равный сумме за ремонт. Районный суд с пострадавшей согласился, но – частично: деньги за ремонт вернуть, в компенсации морального ущерба – отказать.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине

Квартира, где случился пожар, принадлежит двум гражданам – мужчине и женщине. Каждому – по половине. Их суд солидарно и обязал погасить ущерб. Апелляция с таким подсчетом не согласилась и заявила, что закон не предусматривает солидарную ответственность собственников жилых помещений за причинение вреда “иным лицам”. А еще апелляция уточнила – ущерб в этом случае подлежит возмещению в долевом, а не в солидарном порядке. Поэтому каждый собственник сгоревшей квартиры должен заплатить соседке по 50 тысяч и без компенсации морального ущерба. И еще вторая инстанция отклонила доводы о том, что виновен в пожаре лишь один собственник сгоревшей квартиры, заявив, что соблюдать противопожарные правила должны все.

Верховный суд с этим мнением не согласился. И заявил, что по Гражданскому кодексу собственники содержат свое имущество. По Жилищному кодексу хозяева также обязаны содержать квартиру в надлежащем состоянии, учитывать интересы соседей и ответственно относиться к общему имуществу. По Закону “О пожарной безопасности”, (статья 38) ответственность за нарушение требований противопожарной безопасности несут собственники имущества.

Фото: Аркадий Колыбалов

Из всех перечисленных норм следует, что собственники содержат свое имущество, включая обязанность соблюдать противопожарные требования. Но вот что важное подчеркнул Верховный суд – возникновение пожара само по себе не свидетельствует, что он возник именно в результате нарушения собственниками правил пожарной безопасности. Это не учли оба местных суда, сказала высокая инстанция. Башкирские суды в нарушение 196-й статьи Гражданского процессуального кодекса не дали оценки словам хозяйки половины сгоревшей квартиры, что пожар случился из-за действий граждан, не являющихся собственниками. То есть, судя по словам собственницы, в квартире непосредственно перед пожаром были посторонние люди – рабочие, по вине которых, возможно, и случилось несчастье. Если это подтвердится, то вины собственников нет.

Верховный суд напомнил – по статье 1064 Гражданского кодекса, вред, причиненный человеку или имуществу возмещает тот, кто причинил вред. Но в этой же статье написано, что лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Особо подчеркнул Верховный суд следующую мысль – по делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда и самим причиненным вредом.

В нашем случае, назначая тех, кто будет платить соседке, местные суды сослались лишь на то, что у сгоревшей квартиры два собственника. Но суды не выяснили, а совершали ли эти люди какие-нибудь “противоправные и виновные действия, находящиеся в причинно-следственной связи с возникновением пожара”.

Подводя итог рассмотрения спора, Верховный суд все принятые по этому спору решения отменил. Дело будет пересмотрено с учетом всех высказанных замечаний.

ВС объяснил, кто возместит ущерб за повреждение жилья из-за пожара в квартире соседей

Высшая инстанция изучила спор о взыскании компенсации за повреждённое в результате пожара жилье. Истцы настаивали, чтобы соседи, в квартире которых произошло возгорание, возместили им расходы на ремонт. Однако суд первой инстанции их требования отклонил, исходя из того, что возникновение пожара в жилом помещении, принадлежащем ответчику на праве собственности, само по себе не свидетельствует о совершении им противоправных действий.

Но Томский областной суд и Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с эти решением не согласились и взыскали с собственника материальный ущерб.

Ответчик обратился с жалобой в Верховный суд РФ, указав, что на момент пожара в квартире не проживал, а сдавал ее в аренду. К тому же в возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 168 УК РФ, было отказано в связи с отсутствием события преступления.

Согласно материалам дела, причиной пожара послужила неисправная электропроводка мультиварки, впоследствии огонь перекинулся на кухонный гарнитур, а оттуда на балкон, а затем на верхние этажи жилого дома.

Отменяя решение районного суда и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции указал, что невыполнение ответчиком обязанности следить за принадлежащей ей квартирой и находящимся в ней оборудованием, контролировать соблюдение требований пожарной безопасности лицами, допущенными ею в жилое помещение, находится в причинно-следственной связи с возникновением пожара и причинением материального ущерба истцу. С данным выводом согласился суд кассационной инстанции.

READ
Погрешность при межевании земельных участков

«Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ также полагает возможным согласиться с такими выводами, исходя из следующего.

В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства», – указывает ВС.

Он отмечает, что собственник жилого помещения обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещением, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 ЖК РФ).

Ответственность собственников за нарушение требований пожарной безопасности закреплена также в ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года №69 (статья 38).

Положения Гражданского кодекса предусматривают возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 ГК). При этом в ГК также отмечает, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник (статья 210).

«По смыслу приведенных норм права, бремя содержания собственником имущества предполагает также ответственность собственника за ущерб, причиненный вследствие ненадлежащего содержания этого имущества.

Распоряжаясь жилым помещением по своему усмотрению, допуская нахождение и проживание в нем третьих лиц, использование ими оборудования квартиры, собственник имущества несет также и ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований», – поясняет ВС.

Он напоминает, что в случае сдачи квартиры в аренду собственник вправе предусмотреть условия о соблюдении жильцами противопожарных, санитарно-гигиенических и иных правил, а в случае их несоблюдения предъявить к ним требования о возмещении причиненного ущерба, в том числе и в порядке регресса.

«Заключение собственником договора с третьими лицами по поводу пользования жилым помещением не означает, что он перестает быть собственником этого имущества, и само по себе не освобождает его от обязанности по надлежащему содержанию своего имущества и соблюдению приведенных выше требований жилищного и гражданского законодательства», – указывает высшая инстанция.

В связи с чем ВС определения Томского областного суда и Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оставил без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Какие документы нужно собрать

Претендовать на переселение в новую квартиру или дом вы сможете, если добьетесь, чтобы текущее место жительства признали аварийным. Для этого нужно обратиться либо за экспертизой в органы жилищного надзора, либо напрямую в муниципальную межведомственную комиссию. Второй вариант лучше, так как органы жилищного надзора после экспертизы все равно отправят вас в муниципальные структуры.

Понадобится собрать пакет документов, включая заключение экспертной комиссии, и подать в МФЦ или в муниципалитет.

Список документов может варьироваться от региона к региону, но обычно выглядит примерно так:

  • паспорт заявителя и копии паспортов всех постоянно зарегистрированных по данному адресу жильцов;
  • заявление с просьбой признать квартиру непригодной для проживания;
  • документы, подтверждающие право владения жильем;
  • экспертное заключение о признании дома аварийным;
  • дополнительно можно предоставить коллективные обращения жильцов с просьбой о расселении, заключение управляющей компании с описанием проблем с ЖКХ и так далее.

Заявление рассматривают 30 дней и после проверки всех данных выносят решение: пригодно помещение для проживания или подлежит сносу как аварийное строение. Бывают и промежуточные варианты, например комиссия может рекомендовать провести капитальный ремонт или реконструкцию здания.

Помощь погорельцам: кто может получить компенсацию при пожаре

В минувшие выходные в поселке Мосрентген произошел пожар в жилой девятиэтажке. Пострадали 14 человек, трое погибли. Несколько десятков жильцов дома фактически лишились имущества. Столичная мэрия пообещала оказать помощь погорельцам. «Вечерняя Москва» узнала, какую поддержку власти могут предоставить пострадавшим в результате подобных ЧП гражданам.

Единого закона о погорельцах в России нет. На федеральном уровне существуют несколько статей Жилищного, Гражданского и Уголовного кодексов, а также приказ МЧС. Отдельные нормативно-правовые документы позволяют отрегулировать вопросы преодоления возникших из-за утраты имущества неприятностей, предоставления другого жилья и помощи пострадавшим. Это комплексная и многогранная работа.

Государство восстанавливает свое жилье

В первую очередь необходимо установить причину возгорания, объяснила юрист, эксперт в сфере ЖКХ Ольга Перминова. Для этого после ликвидации пожара сотрудник МЧС составляет акт. В нем указываются данные о том, что способствовало ЧП, кто пострадал или погиб. Затем вызывается оценщик, определяется сумма причиненного ущерба.

По словам специалиста, в каждом случае необходимо разбираться индивидуально. Виноватым может быть житель квартиры или частного дома, управляющая компания или поджигатель.

— Государство, в свою очередь, занимается восстановлением жилья только в том случае, если помещение находится в его собственности, а люди там проживают по договору социального найма. Так что частным собственникам ни на какую помощь от государства рассчитывать не стоит, — отметила Перминова.

Для минимизации последствий пожара эксперт посоветовала страховать свою недвижимость. Тогда страховая компания в рамках указанной в договоре суммы поможет с восстановлением имущества, или это позволит приобрести новую квартиру.

READ
Лист нетрудоспособности по уходу за ребенком инвалидом

Кому помогут с квартирой после пожара

Случаи, когда государство выделяет жилье погорельцам, все же есть.

Согласно статье 95 ЖК РФ, это возможно в связи с чрезвычайными обстоятельствами, на которые собственник никак повлиять не мог. Тогда выделяется временное жилье из маневренного фонда. Касается это в основном стихийных бедствий, когда оставаться в зданиях уже просто опасно, есть риск их обрушения. В этом же случае можно рассчитывать и на денежную компенсацию, и на жилищный сертификат.

В Москве, например, как следует из закона «Основы жилищной политики» (с документом можно ознакомиться на сайте mos.ru), существует специализированный жилой фонд. Его используют для неотложного расселения людей из-за «пожаров, аварий, стихийных бедствий, чрезвычайных обстоятельств, либо капитального ремонта или реконструкции домов».

Кроме того, согласно статье 57 ЖК РФ, людям, жившим в квартирах по договорам социального найма, также могут предоставить жилье, если предыдущее непригодно для проживания.

Если же причиной стал поджог, то открывается уголовное дело в рамках статьи 167 УК РФ. Если виновника найдут, а в его действиях увидят состав преступления, то он может получить до пяти лет тюрьмы. Только государство тут уже ни при чем. Если уголовное дело не возбуждено, то компенсацию можно затребовать в рамках гражданского судопроизводства.

До суда можно не доводить

Также на поддержку от государства можно рассчитывать, если утрачено единственное жилье. В этом случае переселят в квартиру по договору социального найма, находящуюся в муниципальной собственности. Но, как отмечает юрист, в каждом случае все индивидуально и зависит от причины пожара.

Рассчитывать на получение компенсации можно и тогда, когда причиной пожара стали действия государственных организаций и управляющих компаний. Решаются эти вопросы как в досудебном, так и в судебном порядке.

По словам Перминовой, с доведением дела до суда не стоит торопиться.

— Сначала стоит попробовать решить вопрос мирным путем, написав досудебное обращение или претензию виновнику. Довольно часто управляющая организация, если пожар произошел по ее вине, предлагает провести ремонт собственными силами. А если виновник отказывается, то тогда уже нужно обращаться в суд. Правда, тогда суд может запросить свою экспертизу, — объяснила эксперт.

За жилое или нежилое помещение в любом случае отвечает собственник, отмечает юрист. Кто бы это ни был — государство или частное лицо. Именно на плечи собственника возложено преодоление последствий пожара. Сначала все фиксируют и проводят расследования пожарные, составляется акт.

Далее производится оценка материального ущерба. После этого необходимые сведения направляются либо в страховую компанию, если жилье застраховано, либо в местную администрацию, если помещение принадлежит государству.

Если выясняется, что жилье сгорело из-за халатности самих жильцов и не было застраховано, восстанавливать его придется точно за свой счет, заключила Перминова.

Что же касается недавней трагедии в поселке Мосрентген, то, по предварительной версии, причиной пожара стала неисправная электропроводка. Виноваты в этом жильцы или обслуживающая организация, предстоит выяснить. Несмотря на это, власти Москвы уже пообещали оказать помощь пострадавшим.

Что делать после пожара и как получить помощь, если жилье сгорело

С начала 2019 года в Подольске произошло несколько крупных пожаров в частных домах и квартирах, в результате которых семьи с детьми остались без документов, вещей и крыши над головой. Обозреватель «РИАМО в Подольске» узнал, что делать, если вдруг случится несчастье.

Выяснение причины пожара и виновника

Согласно статистике, основными причинами возгораний являются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности и неисправности электросетей и оборудования.

После того, как пожар потушат, в первую очередь необходимо обратиться в МЧС и полицию, чтобы они установили причину пожара и виновника. Для этого проводят следствие, после которого выдают заключение о причине пожара, которая указывается в акте пожарно-технической экспертизы. Со справкой из МЧС можно обращаться в суд для взыскания ущерба с виновника.

Все причины можно условно разделить на две категории: вина частного лица (например, поджог, несоблюдение правил пожарной безопасности) и произвольное возгорание (лесной пожар, замыкание электропроводки). В первом случае ответственность за ущерб, причиненный пожаром, лежит на конкретном человеке – виновнике пожара. Во втором случае необходимо выяснить, в чьей зоне ответственности находится очаг возгорания. Так, если пожар произошел из-за неисправной электропроводки, устаревшего оборудования, неправильного монтажа электросетей, то к возмещению ущерба привлекают УК и энергоснабжающую организацию.

Важный момент: если в справке из МЧС сказано, что возгорание произошло из-за неисправности электропроводки, то нужно различать несколько возможных причин. Если была превышена подключенная мощность и произошел перегрев проводки – это вина жильцов. То же самое, если были проблемы с проводкой – плохой контакт, скрутки, окисление. Если же произошло короткое замыкание, но в электрощитке не сработало автоматическое отключение, то это ответственность управляющей компании, которая обслуживает многоквартирный дом.

Существует так называемая граница раздела ответственности. У приватизированных квартир она чаще всего проходит по счетчику: до счетчика – зона ответственности управляющей компании, после счетчика (то есть уже в квартире) – зона ответственности собственника. В неприватизированной квартире, скорее всего, за всю проводку отвечает управляющая компания, с которой заключен договор найма, однако если владелец что-то самостоятельно менял в проводке – ответственность может быть на нем.

READ
Реализация продукции, проводки

Восстановление документов

В первую очередь – еще до подачи иска на возмещение ущерба – нужно восстановить паспорт, а затем все остальные документы.

Для получения нового паспорта нужно незамедлительно обратиться в территориальный отдел ФМС по месту фактического проживания с заявлением о замене паспорта и указанием всех объективных обстоятельств уничтожения предыдущего. Также нужно предоставить следующие документы:

– свидетельство, полученное от представителей МЧС России, подтверждающее факт возгорания;

– военный билет или приписное удостоверение;

– свидетельство о рождении ребенка;

– свидетельство о постоянной регистрации по месту проживания;

– свидетельство об официальном заключении или расторжении брака;

– квитанцию об оплате государственной пошлины в полном размере – в 2019 году сумма платежа составляет 500 рублей.

Отдел по вопросам миграции УМВД России по городскому округу Подольск расположен по адресу: ул. Большая Серпуховская, д. 1/41. Телефон: 8 (4967) 63-02-33.

Паспорт можно оформить через интернет-портал госуслуг – в этом случае понадобится всего один раз посетить подразделение ФМС, чтобы получить готовый паспорт. Также можно обратиться в МФЦ, где подробно объяснят, что нужно для замены документа, сфотографируют, предоставят реквизиты организаций. Там же стоят автоматы по оплате госуслуг.

Новые удостоверяющие документы формируются в течение 10 рабочих дней с момента подачи вышеуказанных бумаг в ФМС. Но если сгоревший паспорт был выдан в подразделении другого региона, то срок оформления может достигать 2 месяцев.

Обратите внимание: в случае проживания без основного документа, удостоверяющего личность, более 60 дней, у сотрудников контролирующей организации возникнут основания для привлечения к административной ответственности, сумма штрафа может достигать 2500 рублей.

Временное удостоверение личности выдается в день обращения и действует в течение двух месяцев. Платить за его оформление не надо, понадобится лишь фотография размером 3,5х4,5 сантиметра.

Возмещение убытков через суд

Иск к управляющей компании подают по статье 15 ГК РФ о возмещении причиненных убытков. В нем необходимо перечислить все сгоревшее имущество, в том числе мебель, бытовую технику, ценные вещи, а также указать стоимость ремонта. Также нужно требовать возмещения рыночной стоимости аналогичного жилья. Указывают и моральный ущерб – например, если в квартире сгорели документы и семейные реликвии, если пожар плохо повлиял на психическое и физическое состояние членов семьи – все это нужно подтвердить.

Если виновником возгорания признано физическое лицо, например, сосед, а в справке написано, что пожар произошел вследствие неосторожного обращения с огнем или с электронагревательными приборами, то гражданский иск с требованием возмещения ущерба нужно подавать на этого человека.

Также соседи могут обратиться с претензиями к владельцу квартиры, если пожар произошел по его вине, а их квартиры пострадали от огня или их сильно залили пожарные во время тушения. В таком случае придется договариваться о сумме компенсации самостоятельно или ждать решения суда.

Возмещение ущерба по страховке

Главным способом возместить ущерб от пожара является страхование жилья. Причем в страховом договоре можно прописать не только возмещение ущерба, причиненного квартире, но и возмещение стоимости сгоревшего в ней имущества, включая материалы отделки интерьера.

Если страховка платилась вместе с квартплатой, нужно найти компанию, которая работает по жилищному страхованию в данном районе, и обратиться по страховому случаю. Они пришлют эксперта, который скажет, какие документы нужны для подтверждения.

Страховая компания может отказать в выплате погорельцу. Основания для этого:

– пожар случился в результате умысла страхователя или он совершил противоправные действия, которые привели к пожару (например, нарушил технику безопасности);

– при страховании была предоставлена недостоверная информация о квартире и имуществе в ней;

– платеж по страховке был просрочен.

Если в результате пожара наступила смерть страхователя, то родственникам нужно передать страховой компании акт пожарной инспекции и пакет документов, в том числе паспорт, подтверждение родства, страховой полис. Инспекторы проведут собственное расследование, выяснят причину пожара, установят размер нанесенного ущерба.

Как правило, компенсацию со страховой компании можно получить через месяц-полтора с момента подачи документов. Процесс может затянуться, если возбуждено уголовное дело и необходимо доказать, что страхователь не является виновником пожара.

Окончательный размер выплаты зависит от оценки экспертами компании нанесенного ущерба. Если страхователь не согласен с принятым решением, можно оспорить его в суде.

Помощь муниципалитета

По закону помощь погорельцам может предоставляться только при соблюдении ряда условий. Так, официальной причиной пожара не могут выступать умышленные действия, то есть поджог. Сгоревшее жилье должно быть единственным у семьи погорельца. Жилье должно находиться в собственности пострадавших граждан. Проверку этих условий проведут после обращения пострадавших в государственные или муниципальные органы власти.

Люди, чье жилье получено в рамках социального найма, находятся в особой ситуации. Если такое жилье сгорает, то человек, написав заявление, по закону может получить аналогичную жилплощадь на тех же условиях, а также денежную компенсацию за утраченное и поврежденное в результате пожара личное имущество. При этом общая площадь предоставляемого жилья должна соответствовать площади ранее занимаемого помещения.

В реальности в Подольске многие погорельцы годами стоят в очереди и не могут получить жилье, так как темпы его строительства в городе сильно упали из-за кризисной ситуации на строительном рынке. К жилью, которое выделяют нуждающимся, также много нареканий, так как социальный жилфонд города сильно изношен.

READ
Оплата сверхурочных часов при сменном графике работы

Например, весной 2013 года в Подольске сгорел многоквартирный дом 13 на улице Курчатова, около 80 человек остались без жилья. Людям выделяли комнаты в общежитиях без удобств и с тараканами, квартиры в ветхих и даже аварийных домах, где на стенах были трещины, а потолок держали подпорки.

Стоит помнить, что погорельцы могут обратиться за материальной помощью в администрацию, к руководству на работе, к родственникам и знакомым, а также ко всем неравнодушным через СМИ и социальные сети. В Подольске неоднократно проходил сбор вещей для погорельцев, многие помогали им не только одеждой, но и продуктами, средствами гигиены, деньгами.

Меры предосторожности

К сожалению, от пожара никто не застрахован. Но есть возможность заранее подготовиться к чрезвычайной ситуации.

Лучше всего застраховать жилье в надежной и проверенной страховой компании. Сделать нотариально заверенные копии всех важных документов и хранить их за пределами квартиры – например, у родственников, на даче, в банковской ячейке. Можно купить жаропрочный сейф. Можно завести «тревожный чемоданчик» с документами, деньгами и ценностями – в случае опасности не составит труда вынести его. Кстати, так поступили погорельцы квартиры на улице Мичурина в Климовске.

Не нужно хранить все деньги и ценные вещи в квартире, для этого лучше снять ячейку в банке. Стоит завести сберегательный счет «на черный день» – в таком случае будут деньги на первое время после пожара или любой другой чрезвычайной ситуации.

Нужно своевременно проверять проводку в квартире и состояние электроприборов, газового оборудования, пожарных датчиков. Нельзя самостоятельно чинить сломанное оборудование и пользоваться техникой, срок эксплуатации которой давно закончился.

Наконец, в квартире нужно держать огнетушитель. Важно, чтобы все члены семьи умели им пользоваться. Лучше всего купить второй огнетушитель и потренироваться, провести мастер-класс, пригласить на него соседей. Взрослым и детям будет весело и интересно, а главное – они будут знать, что делать в экстренной ситуации.

Комментарий эксперта

Заместитель начальника ФГКУ «24 ОФПС по Московской области», майор внутренней службы Роман Кирсанов:

«Всего в Подольске с начала 2019 года произошло 52 возгорания, при этом погиб один человек, травмировано трое. Наибольшее количество пожаров произошло в надворных постройках – 10 случаев, в частном жилом фонде – семь случаев, в муниципальном жилом фонде – шесть случаев, транспортных средств – пять случаев и по одному-два случая в других строениях и объектах.

Чаще всего причиной пожара становилось неосторожное обращение с огнем – 20 случаев, при нарушении правил эксплуатации нагревательного электрооборудования – 20 случаев, по техническим причинам – четыре случая и нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печного оборудования – два случая.

После пожара пострадавшим нужно в первую очередь дождаться дознавателя, до его прихода не нужно ничего делать и проводить уборку, так как это осложняет его работу. Дознаватель приходит самостоятельно либо в день пожара, либо на следующий день. Если он задерживается, можно уточнить время его прихода у дежурного инспектора по телефону: 8 (496) 754-56-16 в рабочие дни с 9:00 до 18:00, перерыв на обед с 13:00 до 14:00.

После того, как дознаватель проведет опрос, пострадавшим от пожара нужно прийти в Отдел надзорной деятельности с паспортом, свидетельством о праве на собственность как на движимое, так и недвижимое имущество, страховкой. Отдел расположен по адресу: улица Клемента Готвальда, дом 6, приемные дни с понедельника по четверг с 9:00 до 13:00. На входе находится постовой, который запишет гостя в книгу посетителей и направит к секретарю отдела дознания.

Во время личного приема нужно написать заявление, после чего выдадут справку о пожаре. Если в пожаре были уничтожены документы, их указывают в заявлении. Справка о пожаре будет действительная в течение 10 суток, она будет заменять утраченные документы на период расследования пожара.

Затем нужно явиться по вызову дознавателя в Отдел надзорной деятельности, где по заявлению выдадут на руки уведомление и постановление об отказе либо о возбуждении уголовного дела по факту пожара. С этими документами можно пойти в органы ФМС или МФЦ для восстановления своих документов.

Если пострадало имущество в ходе пожара у соседей, кто-то получил травму, им также нужно явиться в Отдел надзорной деятельности и написать заявление, если они собираются требовать возмещение ущерба либо получить компенсацию за причиненный вред с виновника пожара в течение 10 дней.

Также в отделе можно получить разъяснения, написать обращение на имя начальника о соблюдении правил пожарной безопасности. Если пострадавший не согласен с выводами инспектора, он может оспорить их в суде».

Жилищное законодательство России обязывает местные администрации обеспечивать погорельцев альтернативным помещением вне очереди. На практике ждать исполнения нормативных предписаний приходится месяцами и годами. Если в населенном пункте отсутствует свободное жилье, заявителей ставят на особый учет. Местные власти формируют очередь из лиц, имеющих преимущественное право на выделение квартир или домов.

Ссылка на основную публикацию