Сроки ответа на письменную жалобу

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

Каковы сроки рассмотрения письменных обращений граждан? Что делать в случае их нарушения?

Практически каждый гражданин сталкивался с ситуациями, когда нарушались его конституционные права и свободы, а восстановить законность было возможно только при воздействии на виновную сторону органов государственной или местной власти, отдельных должностных лиц. Взаимосвязь с регулирующим аппаратом происходит посредством подачи разнообразных заявлений: жалоб, заявлений и предложений, а сроки принятия по ним решений четко регламентируются законом.

Урегулирование всех вопросов, касающихся письменных обращений в органы исполнительной и государственной власти, сформулированы в российском законодательстве в рамках № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В этом законодательном акте рассматриваются и положения относительно четкого определения сроков получения ответа на поданные жалобы, заявления и предложения, поскольку ущемление прав, в связи с которыми граждане подают обращение, зачастую не терпит промедления и требует скорейшей резолюции.

Понятие срок регистрации обращений охватывает такой максимально возможный временной промежуток, на протяжении которого обращение должно быть проведено как входящий документ и принято к рассмотрению. Этот срок ограничен законом 3 днями.

Важно: в ситуации, когда документ перенаправляется в иные инстанции, регистрация может происходить после прибытия документа к компетентному органу или чиновнику, на что может уйти до 7 суток.

Как предполагают нормы ч. 1 ст. 8 ФЗ № 59 в случае если у гражданина возникла потребность обратиться в государственную структуру, муниципальный орган или к определенному должностному лицу, компетентным в плане рассмотрения поднимаемой проблемы, необходимо написать письменное обращение – заявление, жалобу или предложение.

Этот документ подается в приемную муниципалитета или государственного органа, где уполномоченное на прием входящей документации лицо должно зарегистрировать обращение в течение не более чем 3 рабочих дней от момента подачи гражданином, как предусматривается в ч. 2 ст. 8 настоящего закона.

    В ситуации, когда в ходе изучения сути вопроса, поднятого в обращении, выяснилось, что проблема лежит вне компетенции службы, структуры или лица, к которому обратился гражданин, этот документ должен быть перенаправлен в компетентный для рассмотрения данного вопроса орган в срок, не превышающий 7 дней, как указывает ч. 3 ст. 8 ФЗ № 59.

Исключениями, которые делают регистрацию обращения невозможной, являются ситуации, предусмотренные положениями ч.4 ст. 11, а именно:

  • обращение написано или напечатано таким образом, что невозможно уяснить его суть ввиду трудностей понимания отдельных слов и предложений;
  • если жалоба, предложение или заявление как повод обращения изложены так, что не позволяют осознать суть документа и констатировать требования гражданина в плане восстановления его прав и свобод.

Если обращение гражданина содержит жалобу на государственную или муниципальную структуру, а также на должностное лицо, которые совершили действие или бездействие, поднимаемое в бумаге, и эти же лица или органы должны рассмотреть этот вопрос, то такое обращение не принимается согласно нормам ч. 7 ст. 8.

В таком случае гражданину возвращается письменное обращение на руки или почтой с детальным пояснением сложившейся коллизии и рекомендацией обратиться в суд для решения поднятого вопроса.

READ
Установка приборов учета собственником жилого помещения

Что говорит закон

Предельный срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации — 30 дней с момента регистрации документа. Направление ответа за его пределами является нарушением. Есть особенности по рассмотрению устных и письменных заявлений, нюансы в расчетах.

Специальные нормы о периоде рассмотрения отдельных запросов есть в самом ФЗ 59. В ст. 12 указано, что высшему должностному лицу субъекта РФ дается всего 20 дней на принятие решения по письменному сообщению о фактах нарушения миграционных законов.

Многими нормативными документами периоды предоставления информации и сведений значительно сокращены. Так, согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением правительства РФ № 491 от 13.08.2006, исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан предоставить собственнику жилого помещения перечень оказываемых услуг не позднее 5 рабочих дней с момента запроса.

Сроки рассмотрения обращений граждан

На устные заявления

Ст. 13 ФЗ 59 регламентирует порядок личного приема заявителей, но в ней конкретно срок ответа на заявления граждан, сделанное в устной форме, не установлен. В ч. 3 указано, что непосредственно во время приема даются ответы на вопросы, которые не требуют дополнительной подготовки специалиста. В остальных случаях составляется письменный ответ в стандартном порядке.

На основании этого можно сделать вывод, что сроки ответов на запросы граждан в устной форме следующие:

  • на очевидные вопросы — в течение приема в устной форме;
  • на более сложные вопросы — 30 дней в письменном виде.

Если в ходе личного визита сформулировано письменное заявление, оно рассматривается в стандартном порядке.

На письменные запросы

Порядок предоставления ответа на письменное заявление в законе четко регламентирован и включает следующие этапы:

  1. Сначала производится регистрация заявления, на что дается не более 3 дней.
  2. Затем производится рассмотрение в течение месяца, 30 дней, в исключительных случаях этот период продлевается руководителем еще на месяц. Исполнитель в обязательном порядке направляет промежуточный ответ на обращение гражданина с указанием на продление процесса рассмотрения.
  3. Если в ходе подготовки ответа установлено, что вопросы в запросе не входят в компетенцию организации, она перенаправляет его в уполномоченный госорган с обязательным уведомлением заявителя.

Получается, что указанные в законе 30 дней на практике составляют 33 дня или 46 дней (30 дней рассмотрения плюс 6 дней на регистрацию в обеих организациях). С учетом возможных пересылки и продления, а также регистрации ответ на вопрос, каков максимальный срок исполнения обращений граждан, — 73 дня (30 дней на рассмотрение плюс 30 с учетом продления, 7 дней на пересылку, плюс 6 дней на регистрацию). И все эти периоды не включают почтовую пересылку.

Отношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним в статье 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим Законом устанавливается общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами публичной власти и должностными лицами.

READ
Как произвести поверку счетчиков воды

Исключением являются обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами Федеральным законом «Об исполнительном производстве», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др. Если какие-то отношения не урегулированы специальными нормами, то следует применять общие нормы, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Во исполнение указанных законов различными ведомствами принимаются подзаконные нормативные акты, конкретизирующие и детализирующие положения федерального законодательства.

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы, относящиеся к данной сфере, которые могут только дополнять гарантии, предоставленные федеральными законами, но не вправе снижать установленный федеральным законодателем уровень защищенности конституционного права на обращение.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» подчиненным прокурорам поручено обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.

В Инструкции установлены общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений и обязательств, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, военнослужащих и иных обращений, а также приема граждан регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры – приказами и иными организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора.

Особенности порядка и сроков рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору Российской Федераций, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты businesspravo@genproc.gov.ru, регулируются Регламентом рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты businesspravo@genproc.gov.ru.

READ
Порядок получения квартиры в Москве по военной ипотеке

В соответствии с приказом каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.

С учетом требований федерального законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, то прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом; в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 и другими статьями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, согласно этим полномочиям прокурор вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, и др.

При удовлетворении обращения гражданина в ответе должно быть указано, какие меры прокурорского реагирования приняты по его просьбам, а впоследствии должно быть сообщено о результатах их рассмотрения. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, обратившемуся должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод. Во всех случаях, в особенности в случае неудовлетворения просьб заявителя, ему должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.

© 2003-2022 Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу
Все права защищены

Нарушение закона о рассмотрении обращений граждан

Если ответ на обращение собственника не поступил в установленные регламентом сроки, он может подать заявление в суд на управляющую организацию. Хотя постановления ВС РФ признали незаконным штрафы по ст. 5.59 КоАП РФ, привлечь УК или ТСЖ к ответственности можно в соответствии с другими законами. Так, если УО не ответила на обращения в течение 30 дней или раньше, если это предусмотрено, она нарушила лицензионные требования и может получить штраф до 300 000 ₽. Должностное лицо может быть оштрафовано до 100 000 ₽, а руководителя могут дисквалифицировать до 3-х лет по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

READ
Срок кредита если не платить

Так как законодательство в сфере ЖКХ ужесточается, управляющим организациям непросто держать все под контролем. Жильцы изучают законы и знают, как их использовать в своих целях. Часто управляющие компании могут терпеть из-за этого убытки. Чтобы УО и жильцы взаимодействовали на взаимовыгодных условиях, создана система автоматизированного учета АСУ «Жилищный стандарт». Мобильное приложение для жителей позволяет выполнять требования ПП 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» с минимальными рисками штрафов. С его помощью УК может:

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

2) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Обращение содержит ссылку на материал или видео. Учитывать ли ее при подготовке ответа

В обращении вам могут предложить перейти по ссылке, скачать файлы или посмотреть видео. Важно помнить, что вы рассматриваете обращение только в том виде, в котором оно попало в орган власти. Вы не обязаны проходить по ссылкам, скачивать файлы или смотреть видео. Вы даете ответ только по существу той информации, которая указана в обращении.

READ
Акцепт договора - что это такое и как выглядит

Можно ли отправить заявителю один ответ на несколько обращений?

ОТВЕТ. Можно, если суть вопроса в обращениях не менялась и по первому обращению не истек срок рассмотрения (определение Конституционного суда от 29.10.2022 № 2412-О).

Ситуация, когда гражданин направляет несколько одинаковых обращений, не редкость. Например, он посылает обращение по электронной почте, но подтверждения доставки не получает. Тогда он пишет и отправляет еще одно обращение, меняя или не меняя первоначальный текст.

При каких условиях орган МСУ вправе прекратить переписку?

Рекомендация: Если заявитель задал вопрос вроде «Когда же в городе будет порядок?», можно сослаться на неопределенность сути обращения и не давать на него ответ. Сообщите это автору обращения в течение семи дней

ОТВЕТ. Вы можете прекратить переписку, если:

  • обращение содержит вопрос, на который гражданину уже неоднократно отвечали по существу;
  • гражданин не приводит новые доводы, не ссылается на новые обстоятельства;
  • гражданин ранее обращался по данному вопросу в этот же орган или к этому же должностному лицу.

В такой ситуации руководитель органа МСУ или другое должностное лицо вправе сделать вывод о безосновательности очередного обращения (ч. 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ). Обязательно уведомьте гражданина о решении прекратить переписку.

АЛЕКСАНДР САВОСЬКИН, заведующий кафедрой конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета, д. ю. н., доцент

Срок рассмотрения претензии по закону: источники правового регулирования

Законодательно установленный срок рассмотрения претензии или ее удовлетворения следует из нормативных документов:

  • Гражданский кодекс (ст. 452, ст. 810, ст. 837) в отношении изменения и расторжения договора, возврата займа, выдачи вклада и др.;
  • закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — Закон) в части регулирования рассмотрения требований граждан к хозяйствующим субъектам в отношении выполненных и оказанных (или подлежащих выполнению) работ и услуг, а также купленных товаров;
  • Кодекс внутреннего водного транспорта (ст. 163), регулирующий сроки рассмотрения претензии перевозчиком или буксировщиком;
  • Закон «Об ОСАГО» от 25.04.2002 № 40-ФЗ, содержащий сроки рассмотрения претензий страховыми организациями.

Существуют и иные нормативные документы, регулирующие порядок (в том числе сроки) рассмотрения требований заявителей в конкретных сферах гражданских правоотношений. Судебная практика хотя и не устанавливает законные сроки, но разъясняет некоторые вопросы порядка их исчисления.

Комитет по образованию Администрации Петропавловского района

Прежде чем задать вопрос, пожалуйста, предварительно ознакомьтесь с ранее опубликованными ответами. Возможно, среди них Вы найдете информацию по интересующей Вас проблеме.
Мы будем рады помочь Вам и ответить на Ваши вопросы.

Спасибо!

Законодательство, регламентирующее порядок рассмотрения обращения граждан (в вопросах и ответах)

1. Кто может направить обращение в рамках ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»?

В соответствии со ст. 1:

Граждане РФ
Иностранные граждане
Лица без гражданства

Для обращений иностранных граждан и лиц без гражданства Федеральным законом или договором может быть установлен особый порядок рассмотрения обращений.

2. Могут ли государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица устанавливать оплату за рассмотрение обращений граждан?

READ
Образец журнала учета рабочего времени

Нет! В соответствии с ч. 3 ст. 2 рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Также необходимо иметь ввиду, что в соответствии с ч. 8 ст. 8. Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставляется бесплатно информация: о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; иная установленная законом информация. Также закон закрепляет, что установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

3. Каким должно быть письменное обращение заявителя?

Письменное обращение гражданина должно соответствовать требованиям ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а именно, в обращении должна содержаться следующая информация:

наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляется обращение (или Ф.И.О. должностного лица);
Ф.И.О. заявителя;
почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
суть предложения, заявления или жалобы;
личная подпись;
дата.

4. В каких случаях гражданину не дается ответ на обращение или отказывается в дальнейшем рассмотрении обращения?

если в письменном обращении не указаны Ф.И.О. направившего обращение;
если не указан адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение;
если текст письменного обращения не поддается прочтению;
если в обращении содержатся нецензурные или оскорбительные выражения;
если в обращении содержатся угрозы жизни, здоровью имуществу должностного лица или членов его семьи;
если в обращении содержится вопрос, на который обратившемуся гражданину многократно давались письменные ответы по существу.

(ст. 11, ч. 6 ст. 13 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

5. Как исчисляется срок рассмотрения письменного обращения?

1 этап – после поступления в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу в течение 3 дней обращение должно быть зарегистрировано (ч.2 ст. 8).

2 этап – рассмотрение обращения не должно превышать 30 дней с момента регистрации письменного обращения в органе в чью компетенцию входит решение поставленных в обращении вопросов (ч.1 ст. 12).

6. В каких случаях и кем срок рассмотрения обращения может быть продлен?

Срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней либо руководителем государственного органа или органа МСУ, либо уполномоченным на то лицом.

В случае направления запроса в другие государственные органы местного самоуправления и иным должностным лицам о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов
В исключительных случаях (При продлении срока рассмотрения обращения по данному основанию государственный орган, орган местного самоуправления или их должностные лица должны обосновать исключительность обстоятельств послуживших причиной для продления. Данные обстоятельства должны быть изложены в уведомлении о продлении срока рассмотрения обращения, направляемом заявителю.) (ч.2 ст. 12).

7. Имеет ли право государственный орган, орган местного самоуправления или их должностные лица отказать в приеме обращения, если решение поставленных в нем вопросов не входит в компетенцию данных органов и должностных лиц?

READ
Иск о взыскании алиментов в Челябинске

Нет! Орган государственной власти, местного самоуправления, их должностные лица не вправе отказать в приеме обращения. Обращение должно быть принято и в течение 7 дней со дня регистрации направленно в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. (ч.З ст.8).

8. Должен ли гражданин, направивший обращение быть уведомлен о передачи его на рассмотрение в другой орган или иному должностному лицу?

Да! О направлении обращения в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов уведомляется гражданин, направивший обращение. Данное направление обращения называется «переадресация». (ч.З ст.8).

9. Обязательно ли участие гражданина, направившего обращение, в его рассмотрении?

Нет! Но в случае необходимости орган, должностное лицо рассматривающие обращение, могут принять решение об участии гражданина в его рассмотрении (п.1 ч.1 ст. 10).

10. Имеет ли право орган или должностное лицо, рассматривающее обращение запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в судах, органах дознания и органах предварительного следствия?

11. Можно ли направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется?

В случае, когда при необходимости переадресации обращения выясняется, что решение поставленных в обращении вопросов находится в компетенции органа или должностного лица, чьи решения или действия (бездействия) обжалуются, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд. (ч.6,7 ст. 10) В соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (ст. 1).

12. Что делать заявителю, если в результате рассмотрения обращения имели место незаконные действия должностных лиц?

Согласно ст. 16 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обратиться в суд.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в порядке установленном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в установленный законом срок, он вправе обратиться с жалобой в суд.

READ
Где проще получить гражданство в Евросоюзе

13. Кем и в каком порядке граждане информируются о личном приеме в органах государственной власти или местного самоуправления?

Органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать граждан:

О месте приема;
О днях и часах приема.

Положения ч.1 ст. 13 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержат обязывающую норму. Неисполнение данной обязанности нарушает конституционное право граждан, закрепленное в ст. 33 Конституции РФ и положения ч. 1 ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При реализации данной обязанности органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица вправе использовать различные виды информирования граждан, в том числе по средствам СМИ и телекоммуникационных технологий.

14. Обязан ли заявитель при личном приеме предъявить документы, удостоверяющие его личность?

Да! В соответствии с ч. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при личном приеме гражданин предъявляет документы, удостоверяющие личность.

Необходимо учитывать, что в соответствии с ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (ст. 7) основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

паспорт;
дипломатический паспорт;
служебный паспорт;
паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

15. В каких случаях ответ на обращение, изложенное в ходе личного приема, может быть дан устно?

Ответ может быть дан устно только с согласия гражданина и только в том случае, когда изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки.

О том, что ответ на обращение был дан заявителю в устной форме, делается запись в карточке личного приема гражданина.

16. Какую ответственность несет гражданин за указание в обращении заведомо ложных данных?

В данном случае гражданин будет нести гражданско-правовую ответственность в форме возмещения расходов, понесенных в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом. Сумма расходов взыскивается с заявителя по решению суда.

17. Какие меры могут быть применены к лицам, которые по запросу органа или должностного лица, рассматривающего обращение, не предоставили или несвоевременно предоставили необходимую информацию?

В данном случае необходимо знать, что если это государственный орган или должностное лицо данного органа, то в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ виновных можно привлечь к административной ответственности за непредставление или несвоевременное предоставление сведений (информации).

18. Как обеспечивается безопасность гражданина в связи с его обращением?

Безопасность гражданина обратившегося в органы государственной власти, местного самоуправления или их должностным лицам обеспечивается по средствам установления запретов на определенные действия в отношении заявителя под угрозой ответственности. Так в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также касающихся частной жизни гражданина без его согласия. За разглашение данной информации без согласия гражданина возможно привлечение к административной ответственности на основании ст. 13. 14 КоАП РФ.

READ
Цели и функции юридической ответственности

Статья 13.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Санкция данной нормы предусматривает ответственность для должностных лиц от 40 МРОТ (4000 рублей) до 50 МРОТ (5000 рублей).

19. Какие изменения в порядке рассмотрения обращений граждан произошли по отношению к ранее действующему Указу Президиума Верховного совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»?

изменился порядок исчисления срока рассмотрения обращений граждан (ранее срок исчислялся со срока получения обращения, указанного в уведомлении, в настоящее время срок исчисляется со дня регистрации письменного обращения гражданина)
в отличие от Указа Президиума Верховного совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает единый срок рассмотрения для всех видов обращений и не устанавливает специальных сроков рассмотрения обращений для отдельных категорий граждан, таких как военнослужащие и члены их семей
новый закон не устанавливает обязанности для органов государственной власти и местного самоуправления безотлагательно (или в течение 15 дней) рассматривать обращения граждан в случаях, если решение вопроса по существу не требует дополнительного изучения и проверки, как это было ранее.

Десять дней

Это срок, отведенный законом для ответа на претензии, в частности, по поводу качества туристского продукта. Имеются в виду претензии клиентов туроператору по поводу, например, непредставления надлежащей информации о турпродукте и (или) исполнителе, вреда, причиненного потребителю (его жизни, здоровью, имуществу) вследствие этой неполной или недостоверной информации; реализации дефектного турпродукта, не отвечающего стандартам качества и безопасности, нарушения договорных сроков и т.п.

Также десятидневный срок отведен для того, чтобы страховщик отреагировал на претензию по выплатам по договору ОСАГО – этот срок будет применяться до 1 января 2019 года, после этого будет применяться порядок, установленный законом об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг.

Статьи по теме

Порядок передачи документов регистрационного учёта граждан новой УО

Порядок передачи документов регистрационного учёта граждан новой УО

Бывает, что в доме меняется управляющая организация. Тогда старая УО передаёт новой техническую документацию и ряд других документов, среди которых документы регистрационного учёта. Когда у УО появляе…

Как отработать жалобу жителя МКД на ошибку вашего коллеги

Как отработать жалобу жителя МКД на ошибку вашего коллеги

Сотрудникам управляющих организаций часто приходится отвечать за ошибки своих коллег перед жителями домов. Директор компании выслушивает недовольные комментарии на работу коллектива на общих собраниях…

Об обязанности УО предоставлять реестр собственников инициатору ОСС

Об обязанности УО предоставлять реестр собственников инициатору ОСС

Обязанность вести реестр собственников помещений в доме – лицензионное требование к работе управляющих организаций. Также законодательство обязывает УО по запросу инициаторов общих собраний пере…

READ
Можно ли тратить внесенный уставный капитал ООО

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 по делу N А66-8856/2016 Требование: О признании незаконным представления уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ. И оно как раз говорит об обратном )

А если собственник ТСЖ пишет жалобу не в ТСЖ, а сразу в ГЖИ, то какие сроки может назначить ГЖИ для проверки этой жалобы? Может ли ГЖИ назначить внеплановую проверку и приехать без уведомления или уведомить о проверке по телефону и назначить проверкув течении 2-3 дней? Какие нарушения проверяет выездная проверка ГЖИ по жалобе? Указанные в жалобе или все подряд, даже то, чего не было указано в жалобе? Если по результатам проверки выявленные жалобы не подтвердились, но ГЖИ нашли другие нарушения, через какой промежуток времени проводится повторная выездная проверка с целью контроля выполнения преписаний по выявленным нарушениям? Должен ли при проверке органами ГЖИ присуствовать собственник, подавший жалобу? Если должен, а его нет, можно ли представитям ГЖИ отказать в проведении проверки? В каких случаях это возможно. Есть ли на Вашем ресурсе статья как вести себя с органами ГЖИ, их полномочиями и как пресекать превышения полномочий представителями ГЖИ?

При направлении предсудебной претензии в случаях, когда досудебный порядок урегулирования спора является обязательным, необходимо также исходить из разумного срока для ее рассмотрения, если законодательно отведенных сроков на предоставление письменного ответа заявителю в таких случаях не предусмотрено. Поскольку АПК эти сроки установлены (ч. 5 ст. 4), то касается данное правило лишь некоторых видов гражданско-правовых отношений с участием физического лица.

Запомнить

  1. Получение обращения (заявления, жалобы, претензии, запроса) в устной или письменной форме.
  2. Регистрация поступившего запроса в журнале регистрации входящих обращений.
  3. Рассмотрение обращения, назначение исполнителя и срока ответа в зависимости от темы запроса и статуса заявителя (собственник/наниматель/стороннее лицо).
  4. Направление ответа заявителю по тому каналу связи, который он указал в обращении, а если заявитель не указал, каким способом хочет получить ответ, – по тому каналу связи, по которому обращение было принято.
  5. Хранение запросов и копий ответов на них в течение трёх лет со дня регистрации (п. 38 ПП РФ № 416).
  • по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений с наложением штрафа 5 000 – 10 000 рублей;
  • поч. 1 ст. 7.23.3 КоАП за нарушение правил управления многоквартирными домами с наказанием в виде штрафа 150 000 – 250 000 рублей для организаций, дисквалификацией для должностного лица сроком до трёх лет.

Чтобы избежать подобных санкций, УО может воспользоваться удобными функциями сервиса «АДС на 100%». Принимайте и обрабатывайте обращения и жалобы, устанавливая и контролируя сроки ответа на них.

Заполните форму, если хотите принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса «АДС на 100%».

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 63 800 подписчикам

Ссылка на основную публикацию