Особая роль международного права

Со временем правила решили упорядочить, систематизировать. Начало кодификации приходится на первую половину девятнадцатого века. Итогом этого стала Женевская Конвенция 1864 года, которую подписали 16 государств. В ней регулировалось положение раненых и больных солдат. Данный международный договор направлен на улучшение их позицию во время ведения военных конфликтов.

§ 1. Роль международного права в регулировании международных отношении

Международное право — это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Субъектом межлунаролного права является носитель международных прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями.

Существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

К первичным субъектам международного права относятся государства (в некоторых случаях народы и нации) в силу присущего им национального суверенитета. Государства признаются носителями международно-правовых норм и обязанностей. Суверенитет делает их независимыми от других субъектов международного права и дает возможность самостоятельно участвовать в международных отношениях. Государства — полновластные и организованные субъекты международного права, имеющие решающие средства воздействия на международные отношения и обладающие универсальным правом участия в любых международно-правовых действиях.

Производными (несуверенными) субъектами международного права считаются межправительственные организации, создаваемые первичными субъектами международного права. Учреждая таковые, государства наделяют их международно-правовой правосубъектностью. Правосубъектность международной организации специальна по своей сути, поскольку ограничена целями и полномочиями, которые регламентированы соответствующими учредительными документами. К основным правам международных организаций относятся: права участвовать в создании международно-правовых норм, пользоваться привилегиями, иммунитетами и внутренними правами, определяемыми государствами-участниками.

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования, например вольный город и город- государство. Вольный город — это самостоятельное территориальнополитическое образование с правовым режимом, установленным договором и гарантированным государствами или международными организациями. Статус вольного города имели Краков (1815 г.), Данциг (1919 г.), Триест (1947 г.), Западный Берлин (1971 г.). Ватикан — город-государство, Международный центр католической церкви. В силу сложившегося обычая Ватикан активно участвует в международных отношениях, сотрудничает в международных организациях, подписывает международные договоры.

Государство как основной субъект международного права характеризуют три элемента: население, территория и суверенная власть.

Территориально-организационная структура государства может быть различной. Существуют простые (унитарные) и сложные государства. Сложное государство — это федерация, представляющая собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Конфедерация — это международно-правовое объединение государств, координирующих свои действия, особенно во внешнеполитической и военной областях. В классическом виде конфедерация не является субъектом международного права, международной правосубъектностью обладают лишь ее члены.

Основу международно-правового статуса государства составляют права и обязанности. К основным правам относятся: ?

право на независимость и свободное осуществление своих законных прав; ?

право юрисдикции над своей территорией, лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов; ?

равноправие с другими государствами; ?

право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения. В обязанности государства входит уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права.

Основной признак любого государства — его суверенитет, который означает верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность во взаимоотношениях с другими государствами. Международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не какие-либо государственные органы или отдельных лиц, а государство в целом. Все значимые международно-правовые действия, совершенные уполномоченными официальными лицами, считаются совершенными от имени государства. Государства как носители суверенитета равны между собой юридически. Соответственно каждое из них обладает в международных отношениях одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Суверенитет государства возникает и исчезает вместе с его возникновением и исчезновением.

Главная функция международного права заключается в регулировании международных отношений, поскольку в роли главных его субъектов выступают государства. Следовательно, механизм формирования и действия норм международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. В международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. При необходимости государства сами обеспечивают поддержание международного правопорядка с помощью созданных ими международно-правовых институтов. Международное право выполняет следующие функции: ?

регулирующую, поскольку устанавливает твердые правила взаимоотношений государств; ?

обеспечительную, потому что побуждает государства следовать определенным правилам поведения; ?

охранительную, так как обеспечивает законные права и интересы государств.

Международное право зародилось вместе с появлением государств и возникновением международных отношений. Первоначально, в Древнем мире, международное право выступало в форме правовых обычаев (например, обычай заключения перемирия) и было весьма несовершенно. В период Средневековья в международно-правовую практику вошли такие понятия, как суверенитет, нейтралитет, открытое море; появились посольства, новые, более совершенные виды договоров. Труды голландского юриста Г. Гроция (1583-1645) и его последователей положили начало формированию международного права как самостоятельной области науки.

READ
Фото на загранпаспорт: размер и требования

После революций XVII-XVIII вв. началось формирование качественно иных международных отношений и соответствующего им международного права. В международные отношения пришли идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории, неотъемлемости основных прав и свобод человека.

По мере развития экономических, технических, военных и других международных связей появились международные договоры и межгосударственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. После Первой мировой войны, в 1919 г. была учреждена первая универсальная международная организация — Лига Наций. Однако она не смогла стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций, созданную в 1945 г., после окончания Второй мировой войны. В 1970-е гг. государствами был разработан целый комплекс международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействию стран Европы. Была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека и т. д. В настоящее время процесс совершенствования международного права продвигается вперед благодаря активному международному сотрудничеству государств, хотя в этом сотрудничестве существуют и трудности, мешающие выработке новых норм международного права, которые должны соответствовать новым реалиям международной жизни.

Роль международного права в регулировании международных отношений

Международное право — это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Субъектом международного права является носитель международных прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями.

Существуют две категории субъектов международного права: пер­вичные (суверенные) и производные (несуверенные).

К первичным субъектам международного права относятся государ­ства (в некоторых случаях народы и нации) в силу присущего им на­ционального суверенитета. Государства признаются носителями меж­дународно-правовых норм и обязанностей. Суверенитет делает их независимыми от других субъектов международного права и дает воз­можность самостоятельно участвовать в международных отношениях. Государства — полновластные и организованные субъекты междуна­родного права, имеющие решающие средства воздействия на между­народные отношения и обладающие универсальным правом участия в любых международно-правовых действиях.

Производными (несуверенными) субъектами международного пра­ва считаются межправительственные организации, создаваемые пер­вичными субъектами международного права. Учреждая таковые, госу­дарства наделяют их международно-правовой правосубъектностью. Правосубъектность международной организации специальна по своей

250Глава XV. Международное право и международные конфликты

сути, поскольку ограничена целями и полномочиями, которые ре­гламентированы соответствующими учредительными документами. К основным правам международных организаций относятся: права участвовать в создании международно-правовых норм, пользоваться привилегиями, иммунитетами и внутренними правами, определяемы­ми государствами-участниками.

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые поли­тико-территориальные образования, например вольный город и город-государство. Вольный город — это самостоятельное территориально-политическое образование с правовым режимом, установленным до­говором и гарантированным государствами или международными ор­ганизациями. Статус вольного города имели Краков (1815 г.), Данциг (1919 г.), Триест (1947 г.), Западный Берлин (1971 г.). Ватикан — го­род-государство, Международный центр католической церкви. В силу сложившегося обычая Ватикан активно участвует в международных отношениях, сотрудничает в международных организациях, подписы­вает международные договоры.

Государство как основной субъект международного права характе­ризуют три элемента: население, территория и суверенная власть. Территориально-организационная структура государства может быть различной. Существуют простые (унитарные) и сложные государства. Сложное государство — это федерация, представляющая собой объе­динение территориальных единиц, пользующихся определенной по­литико-правовой самостоятельностью. Конфедерация — это между­народно-правовое объединение государств, координирующих свои действия, особенно во внешнеполитической и военной областях. В клас­сическом виде конфедерация не является субъектом международного права, международной правосубъектностью обладают лишь ее члены.

Основу международно-правового статуса государства составляют права и обязанности. К основным правам относятся:

♦ право на независимость и свободное осуществление своих закон­ных прав;

♦ право юрисдикции над своей территорией, лицами и вещами, нахо­дящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международ­ным правом иммунитетов;

♦ равноправие с другими государствами;

♦ право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения.

§ 1. Роль международного права в регулировании отношений 251

В обязанности государства входит уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права.

READ
Чем отличается дарственная от договора дарения

Основной признак любого государства — его суверенитет, который означает верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность во взаимоотношениях с другими государства­ми. Международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не какие-либо государствен­ные органы или отдельных лиц, а государство в целом. Все значимые международно-правовые действия, совершенные уполномоченными официальными лицами, считаются совершенными от имени государ­ства. Государства как носители суверенитета равны между собой юри­дически. Соответственно каждое из них обладает в международных отношениях одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Суверенитет государства возникает и исчезает вместе с его возникновением и исчезновением.

Главная функция международного права заключается в регулиро­вании международных отношений, поскольку в роли главных его субъектов выступают государства. Следовательно, механизм форми­рования и действия норм международного права носит межгосударст­венный, а не надгосударственный характер. В международных отно­шениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. При необходимости государства сами обеспечивают поддержание ме­ждународного правопорядка с помощью созданных ими международ­но-правовых институтов. Международное право выполняет следую­щие функции:

♦ регулирующую, поскольку устанавливает твердые правила взаимо­отношений государств;

♦ обеспечительную, потому что побуждает государства следовать оп­ределенным правилам поведения;

♦ охранительную, так как обеспечивает законные права и интересы государств.

Международное право зародилось вместе с появлением государств и возникновением международных отношений. Первоначально, в Древ­нем мире, международное право выступало в форме правовых обычаев (например, обычай заключения перемирия) и было весьма несовер­шенно. В период Средневековья в международно-правовую практику вошли такие понятия, как суверенитет, нейтралитет, открытое мо­ре; появились посольства, новые, более совершенные виды договоров. Труды голландского юриста Г. Гроция (1583-1645) и его последовате-

252Глава XV. Международное право и международные конфликты

лей положили начало формированию международного права как са­мостоятельной области науки.

После революций XVII–XVIII вв. началось формирование качест­венно иных международных отношений и соответствующего им меж­дународного права. В международные отношения пришли идеи равен­ства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосно­венности государственной территории, неотъемлемости основных прав и свобод человека.

По мере развития экономических, технических, военных и других международных связей появились международные договоры и межго­сударственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. После Первой мировой войны, в 1919 г. была учреждена первая универсальная международ­ная организация — Лига Наций. Однако она не смогла стать надеж­ным институтом обеспечения мира и безопасности государств. Эта за­дача была возложена на Организацию Объединенных Наций, создан­ную в 1945 г., после окончания Второй мировой войны. В 1970-е гг. государствами был разработан целый комплекс международно-право­вых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействию стран Европы. Была проведена рабо­та по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека и т. д. В настоящее время процесс совершенствования меж­дународного права продвигается вперед благодаря активному между­народному сотрудничеству государств, хотя в этом сотрудничестве су­ществуют и трудности, мешающие выработке новых норм междуна­родного права, которые должны соответствовать новым реалиям международной жизни.

Россия в межгосударственной конкуренции или каковы интересы Западного мира по отношению к России?

Отношение Западного мира к России неизменно с XVII века – наша страна является для Запада страной-конкурентом. Многие знакомы с фразой российского императора Александра III: “У России есть только два союзника – ее армия и флот”, менее известны его слова: “У России нет друзей. Нашей огромности боятся”. Единственный метод борьбы с “огромностью” – разделение большого единого целого на многие небольшие части. Политика западных стран, направленная на расчленение России, проводится с завидной последовательностью последние 200 лет.

В 1848 году будущий британский премьер-министр Г.Д. Палмерстон сформулировал циничный, но правдивый принцип британской политики: “У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг – защищать эти интересы”.

Надо сказать, что актуальность этого принципа с XIX века нисколько не снизилась.

После поражений, нанесенных Россией Турции в кампаниях 1853 года, Англия и Франция вступили в Крымскую войну 1853-1856 гг., чтобы предотвратить окончательную победу России над Турцией и воспрепятствовать переходу черноморских проливов под ее контроль. Россия не смогла победить в войне против одновременно Англии, Франции и Турции. В результате по итогам Крымской войны от России были отделены земли, входящие в состав современной Молдавии.

READ
Возражение на встречный иск

Русские войска, разгромившие противника в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в результате давления Англии на российские власти остановились в Адрианополе, всего в 200 км от Стамбула, и не стали брать турецкую столицу. Беспрецедентное давление Англии объясняется тем, что покорение Стамбула могло бы обеспечить России контроль над черноморскими проливами.

В 1904 году при мощной дипломатической и экономической поддержке США и Англии Япония начала с Россией войну, закончившуюся поражением России и потерей ею южной части Сахалина и Курильских островов, были утрачены также права аренды на военно-морскую базу России в Порт-Артуре.

В ходе гражданской войны в СССР в 1918-1921 гг. западные страны сначала разделили Россию на зоны влияния (Дальний Восток – Японии, Украина – Германии, Северо-Запад – Англии), а потом оказывали помощь то белым правительствам, то большевикам, надеясь, что у власти окажется объективно слабейшая сторона, которая не сможет воссоздать Россию в границах Российской империи начала ХХ века.

Задачи Германии в войне, начатой ею против СССР 22 июня 1941 г., описал И. В. Сталин в обращении к советскому народу, опубликованном в газете “Правда” 10 мая 1945 года и посвященном Дню Победы в Великой Отечественной войне. И. В. Сталин указал: “Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: “Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться”. Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться”.

Идеи Гитлера удалось реализовать в 1991 году. Воспользовавшись слабостью экономики СССР, западные страны смогли разъединить советские республики. К счастью, распада России не произошло, удалось удержать в составе России и Татарстан, и республики Северного Кавказа, хотя принимались явные меры для их отрыва от России.

В XXI веке на межгосударственном уровне у России опять нет друзей. Не стоит расценивать это как трагедию: объективную реальность целесообразнее знать и учитывать. В существующих условиях межгосударственной конкуренции друзей у России и не может быть. В лесу у волка нет друзей – зайцы его боятся и убегают от него, а другие волки ненавидят за то, что он отбирает у них еду. Волки могут ненадолго объединяться в стаи, чтобы добыть очень крупного зверя, либо чтобы защититься от общего сильного врага.

В силу фундаментальных законов межгосударственной конкуренции на международной арене идет непрерывная борьба, в рамках которой Россия либо создаст одну из крупнейших и эффективных экономик в мире, подкрепленную значительной военной силой, либо будет разделена на несколько частей и подчинена странам с более прогрессивным способом хозяйствования.

Оглавление

  • 1. Понятие и значение международного права, международных отношений и международной системы
  • 2. Предмет и метод международного права. Дискуссии о наименовании отрасли
  • 3. Роль международного права в международных отношениях
  • 4. Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность. Высокий статус субъекта международного права
  • 5. Государство – основной субъект международного права
  • 6. РФ как субъект международного права. РФ в составе СНГ
  • 7. Способы приобретения международной правосубъектности государственными образованиями. Международно-правовое признание
  • 8. Правопреемство в международном праве. Особенности правопреемства государств
  • 9. Международное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система науки и отрасли международного права
  • 10. Соотношение международного и национального права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Роль международного права в международных отношениях

Международные отношения, как и любые другие значимые для государства отношения, нуждаются в правовом регулировании. Международные отношения являются правоотношениями, поскольку они основываются на применении норм международного права.

Международные отношения — это совокупность отношений, направленных на решение вопросов международного значения, возникающих между субъектами международного права.

Международные отношения представляют собой конкретные связи между государствами по поводу обмена материальными и духовными ценностями, существующие на данный момент. Международные отношения — это реальные международные связи.

В настоящее время международные отношения практикуются всеми суверенными государствами и являются необходимым атрибутом участия государств в принятии международных решений, развитии международного сотрудничества. В ряде случаев международные отношения оказывают существенное влияние на экономические, культурные и иные отношения в государстве.

Международные отношения развиваются во всех направлениях, в которых осуществляется международное сотрудничество. Без международных отношений осуществление многих как внешних, так и внутренних функций государства невозможно, поскольку невозможно воздействовать на волю суверенного государства, не вступив с ним во взаимодействие. Без эффективного использования международных отношений, в частности, невозможно урегулирование спорных вопросов между различными субъектами международного права.

READ
Участие прокурора в уголовном процессе

Международные отношения являются инструментом внешней политики государства. Через международные отношения осуществляется связь между международным и национальным правом. Посредством международных отношений две эти правовые системы согласовываются между собой.

Международные правоотношения теснейшим образом взаимосвязаны с международным правом. Возникли эти два феномена почти одновременно, однако исторически первичными являются международные отношения. На основе практики международных отношений постепенно складывались нормы международного права как международные стандарты межгосударственных отношений. Таким образом, как международные отношения непосредственно влияют на формирование международного права, так и международное право и его нормы оказывают влияние на формы осуществления, содержание и принципы международных отношений.

С одной стороны, международное право во многом опирается на дипломатическую практику и обычаи, сложившиеся в результате поддержания международных контактов с различными государствами. С другой стороны, международные отношения между государствами на современном этапе основаны на нормах международного права.

Связь международного права и международных отношений проявляется также в том, что международные отношения основываются на принципах, выработанных международным правом. Обратная связь международных отношений и международного права реализуется посредством того, что международное право как таковое появляется в процессе осуществления международных отношений в результате достижения консенсуса между государствами относительно какого-либо предмета. Без международных отношений международное право немыслимо и попросту бессмысленно. Без международного права международные отношения могут стать беспринципными и беспорядочными, поскольку в данном случае будет устранен их естественный регулятор. В результате могут возникнуть необратимые последствия для всего Земного шара, поскольку в ядерной войне, как известно, победителей не бывает. Практика международных отношений основывается на достижениях науки международного права.

Роль международного права в поддержании мирных отношений

Главная миссия современного международного права лежит в поддержании мирных отношений различного характера между странами. Такие отношения вмещают в себя взаимное сотрудничество между державами, а также, урегулирование споров абсолютно мирным путем. В то же время, судебная и арбитражная система, в обязательном порядке, должны играть роль регулировщиков споров. То, насколько эффективно работает международное право, по итогу, заметно в том, насколько хорошо обеспечивается сам процесс развязывания спорных моментов на основе уже существующих пунктов. К слову, подобные споры не переходят в более конфликтные ситуации, которые несут угрозу мировой безопасности, и, которые регулируются на базе международный правовых актов.

Единым общим правилом для правового верховенства является пункт, который гласит, что все споры должны быть переданы сторонами в Международный суд согласно положений Статута суда.

Вцелом, взаимозависимость и урегулирование современного порядка, приоритетная важность права и интересов человека над интересами отдельных стран, либо групп стран, которые спровоцированы внутренними потребностями, убирают из базы международных отношений случаи, когда отдельные страны действуют произвольно. Подобные случаи способны создать ситуацию, когда имеют место нарушения общих правил поведения, регламентированных юридически, и этим самым способствуют абсолютно мирному существованию держав.

Верховенство права в международных отношениях

Само достижение цели верховенства права в отношениях между странами трактуется учеными в сфере юридического дела достаточно двояко. Происходит это с государственных позиций, и, с точки соблюдения суверенитета страны, а также действенного наличия государственных образований, которые имеют место в плане истории, вне зависимости от международного права.

Процесс ознакомления со взглядами концептуалистов именно тех представителей основ международного права, которые видят главные препятствия на пути обеспечения «господства права», в абсолютном несовершенства международного права, позволяет напрямую говорить о фальшивости их построений на теории.

К слову, бытует мнение, что право, которое действует между государствами, никогда не характеризовалось как наднациональное, по причине того, что четко регулирует взаимоотношения между абсолютно равными субъектами. Последние являются единственными суверенными элементами, которые наделены правомочиями создавать обязательные нормы согласно юриспруденции. Вышеуказанное мнение оправдано в практике судов и арбитража.

Сравнительный анализ роли международного и внутреннего права

На самом деле, если сравнивать международное и внутреннее право, то в первом действительно нет институционного органа государственного типа, который будет абсолютно гарантировать строгое соблюдение норм юриспруденции. Но, подобное условие никак не может быть рассмотрено как недостаток права. В таком случае отчетливо видна его специфика. Международное право, которое действует сегодня, как базовая по форме, и абсолютно завершенная по содержанию система права, в самих параметрах верховенства предполагает востребованность решения всех споров посредством Международного Суда. Ослабление самого спора, безусловно, является важнейшим требованием нормального общения.

READ
Срок действия копии трудовой книжки для банка

Как общепризнанный элемент социологии, страны являются как создателями, так и исполнителями правовых норм. Существует важный факт, что в праве, которое установлено между странами, способность создавать нормы принадлежит тем странам, которые в будущем должны обязательно следовать таким выработанным нормам, так, чтобы эти нормы не теряли юридический характер. Международно правовые нормы начинаются конкретно из обязанностей государств по отношению исполнения созданных ими норм.

В данном случае, страны обязаны подчиняться постановлениям вышеуказанных норм, которые созданные на базе согласительных действий. Это представляет собой источник абсолютно всей системы нормативной структуры и порядка между странами.

Сама по себе согласительная природа правовых норм между странами мира представляет собой одну особенность международного права. Иной же особенной чертой права, как описывалось выше, является то, что отсутствует характерный механизм, от которого исходил бы надзор за тем, как выполняется реализация норм юриспруденции на абсолютно объективной базе. Полная защита общего блага базируется на гарантии, которая проявляется посредством других общественных субъектов, которые являются прямыми носителями самих субъективных прав.

Если формулировать другими словами, в таком случае, общее «основополагающее благо» делится на различные субъекты, задача которых обеспечить его полную защиту. Следовательно, по причине своей личной специфики, международное право должно быть активным, даже когда говорится об общих интересах.

Природа соглашения, на которой сегодня основывается действующее право, являет собой структуру, в которой сами державы выступают участниками и исполнительными фигурами норм, которые сами разработали и запустили в активное действие. Здесь же, отсутствие институционного органа выступает признанной особенностью. Являясь таковыми, эти две характерные особенности описывают международное право как целостная система права.

Стоить заметить, что международное право имеет сильные стороны именно в том, что его составляющие субъекты наравне друг с другом, без принудительного влияния, участвуют в создании правовых актов. Далее следует их обязательство активировать положения этих актов. Все иные участники правого сообщества имеют полное право обращать всеобщее внимание на абсолютно строгое соблюдения международных правовых норм.

Процесс участия членов международного сообщества в полном обеспечении выполнения норм права здесь полноправный и целесообразный.

Сегодня международное право выглядит как институционно обустроенная структура.

Дуалистическая и монистическая теории

Оба эти направления исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и национально-правовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета и проблема заключается в том, какое же право должно при этом превалировать.

Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным и внутригосударственным правом., которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.

Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Триппель, Струп, Оппенгейм).

Монизм представлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга. Так, в трудах английского ученого Лаутерпахта монизм принимает форму утверждения примата международного права даже во внутригосударственной сфере наряду с хорошо разработанной концепцией индивида как субъекта международного права. По этой теории внутригосударственному праву отводится весьма незначительная роль, международное же выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств», а следовательно, и национальных правовых систем в сфере юридической компетенции государств.

По мысли же Кельзена, научной основой монизма является положение, согласно которому международное право и внутригосударственное право представляют собой часть одной и той же системы норм, сила и содержание которых логически вытекают из некой основной нормы.

READ
Образец заявления отпуска по уходу за ребенком

Сторонники теории координации (Фицморис, Руссо) оспаривают дуалистическую и монистическую концепции, предполагающие общую сферу деятельности как у международного, так и внутригосударственного права. По их мнению, международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.

Проведя сравнительный анализ систем международного права и внутригосударственного права, выявив особенности первой, можно сказать, что международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими субъектами и регулирующих отношения между государствами, нациями и народами, борющимися за свою независимость, международными организациями и государственно-подобными образованиями.

Система международного права представляет собой совокупность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов и норм международного права (договорных и обычных), институтов международного права. В различных сочетаниях вышеупомянутые элементы системы составляют отрасли международного права.

Ядром системы международного права являются основные принципы, представляющие собой основополагающие нормы международного права, нормы jus cogens, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой.

К ним относятся:

  1. запрещения применения силы и угрозы силой;
  2. мирного разрешения споров; нерушимости государственных границ;
  3. территориальной целостности государств;
  4. всеобщего и полного разоружения;
  5. уважения государственного суверенитета;
  6. невмешательства во внутренние дела государств;
  7. добросовестного выполнения международных обязательств;
  8. суверенного равенства государств;
  9. сотрудничества;
  10. равенства и самоопределения народов и наций;
  11. уважения прав и основных свобод человека;
  12. защиты окружающей среды;
  13. ответственности.

Основным элементом системы, «строительным материалом», являются нормы международного права, которые представляют собой правила поведения субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими.

Классификацию международно-правовых норм можно провести по нескольким основаниям:

  • по юридической силе различают императивные и диспозитивные номы международного права.

Императивные нормы, или как их еще называют, нормы jus cogens, — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.

Такое положение зафиксировано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая гласит:

«Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права… Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные(отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).

Диспозитивные — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.

— по кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. содержит многосторонние нормы, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987г. – д в у с т о р о н н и е.

— по функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

Универсальные нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы международного права содержаться в Уставе ООН 1945г., Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. и др.

Локальные нормы регулируют отношения, тесно связанные с интересами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993г.) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, договоры, заключаемые государствами-участниками ЕС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Нормы международного права образуют институты и отрасли международного права, которые, в свою очередь, также являются элементами системы международного права.

Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (например, право международных организаций, международное морское право, право международных договоров, право внешних сношений и т.д.).

READ
Служба в армии России - все о армейской жизни

Институт международного права представляет собой группу международно-правовых норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Эти отношения, хотя и отличаются качественным своеобразием, тем не менее не могут получить статус правовой отрасли.

Институты делятся на отраслевые и межотраслевые.

К межотраслевым институтам относятся институты, значительная часть международных норм которых входит в состав двух или нескольких отраслей (например, институт международно-правовой ответственности, институт правопреемства).

Нормы отраслевого института складываются в пределах отдельных отраслей, охватывая те или иные их подразделения ( так, например, в международном морском праве можно выделить группы норм, регулирующих правовой режим территориального моря, экономической зоны, континентального шельфа, правовой режим открытого моря и т.д.).

В единое целое элементы системы международного права объединяет предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А методом правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.

Источники международного права можно определить как формы, в которых существуют нормы международного права, т.е. как результат процесса создания таких норм.

В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, и пытаться навязать их другим государствам.

Результатом согласования воль государств является международный договор и международный обычай.

Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным правом.

Устные международные договоры на практике встречаются крайне редко и называются «джентельменскими соглашениями».

Международный договор может именоваться по-разному – соглашение, конвенция, пакт, акт, договор и т.д.

Международный договор состоит из преамбулы (определяет мотивы, цели договора), основной части (предмет договора, права и обязанности сторон, контрольный механизм) и заключительной части (порядок вступления договора в силу, срок его действия, порядок продления и т.д.). Договор может иметь приложения, конкретизирующие его основные положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого международного договора.

По числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние; по сфере действия – на универсальные, региональные и локальные; по вопросам присоединения – на открытые (к ним может присоединиться любое государство в порядке, предусмотренном в самом договоре) и закрытые (к такому договору можно присоединиться только с согласия его участников).

Международный обычай – доказательство всеобщей практики государств, признанной в качестве правовой нормы. Такое определение международного обычая дается в ст.38 Статута Международного Суда ООН.

Всеобщая практика является первым этапом создания обычно-правовых норм. Всеобщая практика не обязательно означает практику всех государств. Нередко государства по тем или иным причинам не могут иметь практики по некоторым вопросам (например, государства, не имеющие выхода к морю).

В результате первого этапа согласования воль государств образуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно следует государство, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение – это общая практика, которая не отражает правового обязательства (примером в данном случае могут служить морские церемониалы).

Для того, чтобы стать нормой международного права, обыкновение должно пройти второй, заключительный этап, состоящий в согласовании воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.

Обыкновение становится нормой международного права только после того, как два или более государств признали его в этом качестве. Таким образом, обыкновение признается нормой международного права путем согласования воль государств.

При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обычная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро.

Обычно-правовые нормы чаще всего встречаются в праве внешних сношений (главу правительства одного государства встречает глава правительства другого государства) и морском праве (торговое судно одного государства приветствует военное судно другого государства первым путем приспускания флага до половины флагштока).

На сегодняшний день государства все больше предпочитают договорный способ создания норм международного права, обладающего рядом преимуществ по сравнению с обычным:

READ
Как вернуть аванс за квартиру?

Рекомендуемые файлы

2. Специфика международного права как особой правовой системы.

Международное публичное право – это система права, отличная от систем права, существующих в отдельных государствах. Международное право отличается от внутригосударственного права по целому ряду признаков: субъектному составу, объекту, способам формирования норм и их обеспечения. Можно также провести разграничение по источникам, т.е. по форме существования норм международного и национального права.

В основе разграничения международного и национального права лежит, прежде всего, метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства. В основе разработки международно-правовых норм лежит согласование воли государств, достижение компромисса, направленное на выработку правил поведения, в связи с чем международное нормотворчество, в отличие от национального, характеризуется большей продолжительностью и отсутствием централизованного начала.

Существенное значение имеет и объект правового регулирования: у внутригосударственного права это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования.

Международное право отличается от национального права и по субъектному составу. Субъектами национального права выступают физические и юридические лица. Субъекты международного права – пока главным образом юридические лица публичного характера (государства, народы (нации), борющиеся за создание самостоятельных государств, международные межправительственные организации, государственно-подобные образования).

Международное право отличается от национального по способу обеспечения норм. В национальном праве существуют органы, которые осуществляют правообеспечительную и правоприменительную деятельность. В международном праве централизованные механизмы отсутствуют. Выполнение норм международного права обеспечивается самими субъектами международного права и, прежде всего, государствами (индивидуально или в рамках международных организаций). Соответственно выделяют 2 формы обеспечения норм международного права: индивидуальную и коллективную.

Исторически сложилось разграничение двух категорий – международного публичного права и международного частного права. То международное право, о котором мы говорим как о регуляторе межгосударственных отношений, принято было именовать международным публичным правом. К сфере регулирования международного частного права традиционно относят гражданско-правовые и родственные им отношения негосударственного характера с иностранным (международным) элементом. Такие отношения регулируются как внутренним правом государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и международными договорами и международными обычаями. Современное соотношение международного публичного права и международного частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением.

3. Понятие и функции современного международного права.

Прообразом термина «международное право» является сложившийся в римском праве термин «jus gentium» («право народов») в качестве комплекса общепризнанных норм во взаимоотношениях римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также норм, общих для ряда стран. В дальнейшем название было модифицировано – «jus inter gentes» («право между народами»). Но в действительности речь идет о межгосударственном праве, поскольку создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано, прежде всего, на регулирование межгосударственных взаимосвязей.

За достаточно длительный период времени сложились основные доктринальные концепции относительно понятия и сущности международного права (естественно-правовая, позитивистская, нигилистическая школы, школа политически ориентированной юриспруденции), представители которых существенно расходились во взглядах на природу и характер международного права, а также его сущность.

Международное право – особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих взаимоотношения между государствами и другими субъектами, направленная на развитие сотрудничества между ними. Таким образом, международное право представляет собой систему норм, структурно организованных на базе единых целей и принципов. Механизм формирования и действия международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. Подавляющее большинство его норм создается путем соглашения субъектов.

Весьма важным является вопрос о функциях международного права, таких как обеспечение международного мира и безопасности, обеспечение демократизации международных отношений, защита прав человека, содействие оптимальному соотношению законных национальных и интернациональных интересов государств.

Именно от оптимального соотношения возможностей международного права с функциями, которые оно призвано выполнять, во многом зависит его эффективность. Но гарантированное современным международным правом юридическое равенство государств, больших и малых наций, также как система преференции, льгот, помощи, оказываемых в рамках международных организаций, на сегодняшний день явно недостаточны. Международное право должно кардинально изменить свои функции: из права, только координирующего сотрудничество государств, оно должно трансформироваться в право, обеспечивающее развитие, что означает приобретение им коммерческих функций, направленных на создание и перераспределение ресурсов в пользу слаборазвитых государств.

READ
Продление коллективного договора процедура

4. Основные тенденции в развитии современного международного права.

Характеризуя основные изменения, происходящие ныне в международном праве, а также его роль в современных условиях, следует отметить значительное расширение объекта международно-правового регулирования, постепенное ослабление принципа абсолютного суверенитета государств, утрату международным правом своего сугубо «межгосударственного», «межправительственного» характера.

Основным направлением развития международного права является становление права международного сообщества. Это право характеризуется, прежде всего, тем, что приоритетной в нем является функция обеспечения интересов международного сообщества в целом.

Одна из наиболее важных особенностей права международного сообщества является утверждение в нем концепции общего наследия человечества. Она относится к пространствам и ресурсам, которые по самой своей природе не могут находиться под суверенитетом того или иного государства. Концепция охватывает Мировой океан, глубоководное дно, Антарктику, космос, атмосферу, окружающую среду в целом. Эта концепция нацелена на обеспечение интересов не только нынешнего, но и будущего поколений.

Другая концепция, характерная для права международного сообщества, – концепция устойчивого (sustainable) развития. Она заключается в установлении нового международного правопорядка, который обеспечит социальную справедливость всем народам. Должны учитываться интересы прогресса как развитых, так и развивающихся стран. Показательно, что эта концепция также нацелена на защиту интересов не только нынешнего, но и будущего поколений.

Происходит совершенствование механизма реализации норм международного права, как на интернациональном, так и на национальном уровне. Существенно углубилось взаимодействие международного и национального права, без чего невозможно нормальное функционирование, как того, так и другого. Знание международного права становится все более важным не только для тех, кто непосредственно связан с международными отношениями, но и для тех, кто хочет ориентироваться в мировой политике и экономике, предпринимателей, граждан и туристов. Нормы международного права становятся частью национальной правовой системы, и знание его основ необходимо для защиты физическими и юридическими лицами своих прав внутри страны.

Вместе с тем следует учитывать, что в качестве острейшей глобальной проблемы в современных международных отношениях продолжает сохраняться существующая громадная диспропорция в экономическом развитии развитых и слаборазвитых государств, что неизбежно является источником локальных вооруженных конфликтов, международного терроризма, транснациональной организованной преступности.

Тема 1: Понятие, сущность и роль международного права в современных международных отношениях

Правовая регламентация международных отношений представляет собой одну из форм возможного регулирования организационной человеческой деятельности, основанного на правовых средствах обеспечения их проведения в жизнь. Основными компонентами системы международного права являются государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, межгосударственные международные организации, международные конференции, объединения государств, не являющихся международными организациями, различные международные органы (международные суды, международные комиссии, международные арбитражи), международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе, отношения и взаимодействия между перечисленными компонентами.

Международное право – это совокупность юридических норм, договорных и обычных, выработанных в результате соглашения между государствами и регулирующих отношения между участниками международного сообщества. Предметом международного права являются правоотношения субъектов международного права, которые складываются в процессе реализации ими прав и обязанностей.

Особенности международного права:

Ø регулирует исключительно межвластные отношения между государствами;

Ø действует только в отношениях между государствами как таковыми;

Ø не предусматривает наличие надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний;

Ø международное право имеет согласительную природу;

Ø оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию

Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, то есть выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.

Функции международного права: координирующая, регулирующая, обеспечительная, охранительная.

Представляется наиболее предпочтительной следующая периодиза­цияистории международного права:

Ø Международное право Древнего мира (4 тыс. до н. э. – 476 г. н. э.) – период рабовладельческой общественно-экономической формации;

Ø Международное право Средних веков (476 – 1648 гг.) – период феодальной общественно-экономической формации;

Ø Классическое международное право (1648 – 1919 гг.) – период становления капиталистического способа производства;

Ø Современное международное право (1919 – начало XXI вв.).

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права.

Выделяют нормы-принципы, которые носят наиболее общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка.

READ
Как правильно писать в анкете гражданство РФ

Среди принципов выделяются основные принципы международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. К ним относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др.

Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае соглашение называется договором, а во втором – обычаем. Соответственно и нормы, содержащиеся в договорах, являются договорными нормами, а содержащиеся в обычаях – обычными либо обычно-правовыми.

По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные и императивные По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подразделяются на универсальные и партикулярные (действующие среди ограниченного числа участников).

Общей целью МПП и МЧПявляется создание правовых условий для международного сотрудничества в различных областях.

Регулируютмеждународные отношения

Международные договорыпо МЧП не могут противоречить основным принципам международного права.

Субъекты:

МП –государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение и др.

МЧП –физические лица, юридические лица, государства, международные организации.

Объект:

МП –межгосударственные (властные) отношения.

МЧП –гражданско-правовые (невластные) отношения, осложненные иностранным субъектом.

Методы регулирования:

МП –согласование воль государств (координационный).

МЧП –преодоление коллизий (коллизионный).

Источники:

МП –международный договор, международный обычай и др.

МЧП – национальное законодательство, международные договоры, судебная и арбитражная практика, торговые обычаи.

Сферы действия:

МП –все государства и другие субъекты МП (глобальная).

МЧП – в каждом государстве свое МЧП (национальная).

Ответственности: МП –международно-правовая.

МЧП –гражданско-правовая.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

© cyberpedia.su 2017-2022 – Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Решение проблемы международного права военных конфликтов

Из вышесказанного возникает необходимость применения перечня мер для эффективной реализации международного гуманитарного права. Для начала необходимо провести обучение среди комбатантов и мирных граждан, в котором подробно объясняются все правила ведения военных действий. Нужно предупредить о возможном наказании за несоблюдение данных норм и реализовать его при нарушении предписанных правил.

Это предусматривает издание определенных законов, предписывающих наказание, если нарушение Женевской Конвенции и сопутствующих протоколов носит тяжкий характер. В данном случае такие проступки должны рассматриваться в качестве военных преступлений.

Принять меры следует и на международном уровне. К таким способам будет относиться – создание трибуналов, которые будут заниматься рассмотрением дел, совершенным в период войны. В 1998 году создали Международный Уголовный суд, рассматривающий военные преступления. В его полномочия входит и судебное преследование.

В случае если внутренние условия какой-то из стран тормозят ее экономику по сравнению с экономиками стран-конкурентов, то для экономически слабой страны неизбежны изменения – военным путем или через мирное принуждение. Либо возникает война, в ходе которой под контроль победителя переходит управление политикой и экономикой слабой страны, либо нужные сильной стране условия диктуются слабой стране путем дипломатического давления, либо путем революции в интересах сильной страны проводится смена режима в слабой стране, чтобы привести к власти марионеточное правительство, готовое передать контроль над внутренней политикой и экономикой сильному конкуренту.

Проблемы международного гуманитарного права

В реальности международное право военных конфликтов почти никогда не выполняется. Часто при военных спецоперациях страдает мирное население.
Нельзя отрицать, что международное гуманитарное право внесло большой вклад в развитие защиты гражданского населения, больных и раненых людей на полях сражений. Право военных конфликтов помогло снизить смертность во время боевых действий с помощью запрета на оружие массового поражения.
Не стоит забывать, что в тяжелой, критической ситуации в мире, люди становятся более нетерпимыми и злыми. Поэтому остро стоит вопрос об эффективности соблюдения норм международного гуманитарного права.

Миротворцы ООН

Ссылка на основную публикацию