Административный надзор после строгих условий содержания

4) осуждения поднадзорного лица, указанного в части 2_1 статьи 3 настоящего Федерального закона, к лишению свободы за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания;

Административный надзор после строгих условий содержания

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

(с изменениями на 1 октября 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 102-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.05.2017, N 0001201705290005);

Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 252-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300004);

Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 331-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2019, N 0001201910010005).

Принят
Государственной Думой
25 марта 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
30 марта 2011 года

Административный надзор после строгих условий содержания

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации принято Постановление от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», дающее разъяснение законодательства, регулирующего указанные правоотношения с целью обеспечения единства практики его применения.

Порядок и основания установления административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы».

Административный надзор устанавливается в целях предупреждения совершения лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов путем применения к таким лицам временных ограничений их прав и свобод и возложении определенных обязанностей.

Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений либо умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Данный надзор устанавливается в отношении вышеназванных лиц, в случаях признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Злостным нарушителем порядка отбывания наказания лицо признается на основании постановления начальника исправительного учреждения. При этом, возможность установления административного надзора в отношении такого лица не зависит от времени принятия постановления. Истечение на момент рассмотрения дела срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления административного надзора.

Административный надзор также может устанавливаться в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в случае совершения ими после освобождения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения и общественную нравственность.

Независимо от вышеназванных оснований, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройствами сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Для вышеназванной категории лиц предусмотрены различные сроки установления административного надзора.

Административный надзор в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, преступления при простом рецидиве преступлений устанавливается на срок от одного года до трех лет. Однако, указанный срок не может превышать срок, установленный Уголовным кодексом РФ для погашения судимостей за совершенные преступления.

Административный надзор в отношении лиц, совершивших преступление в отношении несовершеннолетних; против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних; при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершении таких тяжких или особо тяжких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, устанавливается на срок погашения судимости, предусмотренный статьи 86 УК РФ, действовавшей в редакции на момент совершения лицом указанного преступления, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. При этом, необходимо учитывать, что вид рецидива, при котором совершено преступление устанавливается приговором суда. Отсутствие в приговоре суда указания на рецидив преступления и его вид, не дает права суду, рассматривающему заявление об установлении административного надзора, самостоятельно устанавливать данные обстоятельства.

В отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости административный надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, который не может быть менее срока, установленного законодательством для погашения судимости.

Указанным законодательством предусмотрена возможность продления срока административного надзора судом в случае совершения поднадзорным лицом в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье людей и общественную нравственность. Данный срок может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного для погашения судимости.

Обязательными административными ограничениями, устанавливаемыми в отношении поднадзорных лиц, являются обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации; запрещение лицу, имеющему непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории, а также запрещение такого выезда за пределы установленной судом территории лицу, не имеющему места жительства или пребывания.

В отношении поднадзорного лица судом могут устанавливаться такие виды административных ограничений, как запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в них; запрещение пребывания вне жилого помещения в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории.

READ
Больничный листок: что это такое, описание и особенности

При этом, выбор вида административных ограничений не может носить произвольного характера. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе установить запрет поднадзорному лицу мест общественного питания, осуществляющих реализацию спиртных напитков. Если лицо совершило преступление в ночное время, суд может установить ограничение пребывания лица вне жилого помещения в период с 22 час. до 6 час.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, находящегося в местах лишения свободы и подлежащего освобождению, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения, а в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы – по месту жительства или пребывания такого лица.

Дела об установлении административного надзора, продлении срока административного надзора, досрочном прекращении административного надзора, применении дополнительных административных ограничений к поднадзорному лицу рассматриваются с участием прокурора.

Надзор после освобождения

Скажите пожалуйста, как можно неполучить надзор после освобождения из мест лишения свободы? Что сделать для того чтобы не было надзора после освобождения.

Дали 3 года надзора, чрез три дня после освобождения встал на учёт. Надзор исчисляется со дня освобождения, или дня когда встал на учёт? И по истечению трёх лет, как снимается надзор?

Надзор после освобождения 3 г. по истечении какого срока можно подать в суд о снятии надзора.

Мне дали 8 лет надзора и за нарушение посадили на пол года. После освобождения мне снова дадут надзор?

Каково наказание, если человек не отмечается при надзоре после освобождения. Хотелось бы узнать, как снять надзор через суд.

После освобождения мне при особо опасном рецедиви дали судом 6 лет надзора, можноли досрочно снять адменистративный надзор.

Если человек получивший 2 г надзора, несколько раз нарушал и отсидел за это 8 ме. Снимается надзор после освобождения?

Родственника осудили и присудили после отбытия срока наказания еще полтора года надзора. Но во время когда он отбывал наказание он находился в условиях строгого содержания. Вопрос в том, могут ли ему присудить из-за содержания в строгих условиях к основному надзору еще и административный надзор после освобождения?

После освобождения по концу срока получил административный надзор как написать заявление в суд на отмену надзора по половине прошедшего срока?

После освобождения мне дали 1 год надзора я отходил без нарушений теперь хотят продлить, могут или нет более жоще сделать надзор?

Прошло 9 лет после освобождения, по суду надзора нет, но при постановке на учет, в милиции написали надзор. Правомерно ли это?

Если человек был осужден до принятия закона об надзоре, разве ему могут после освобождения присудить надзор? А как же 10 статья УК?

Хотел бы узнать, можно ли снизить срок наказания по надзору? После освобождения отмечаюсь уже почти 3 года, а сам надзор 8 лет.

Я отбывал наказание в местах лишения свободы в колонии строгого режима где сидят опасные рецидивисты по освобождению мне дали 6 лет административного надзора, после освобождения у меня погасились судимости за которые я получил опасный рецидив. Могу ли я снять административный надзор так как я не являюсь опасным рецидивистом?

Пожалуйста если во время надзора после освобождения из мест лишения свободы осудили по новой статье, по которой по отбытии по приговору надзор не дали, могут ли вернуть данный прежде надзор? На каких основаниях? И кто ворачивает этот надзор?

Полиция не отвечает на запрос из ИК для подтверждения местожительства при установлении надзора после освобождения. Суд может вынести надзор по приписке в этом случае

Здавствуйте ещё раз! У меня такой вопрос.

Например, человек отбывает наказание в местах лишения свободы в Астраханской области, по освобождению ему грозит административный надзор, т.к. у него опасный рецедив при тяжкой статье, но место отбытия после освобождения, он указывает Мурманская область, т.к. там живёт его мама которая внесена в его личное дело. Вопрос такой.

Может ли суд в Астраханской области, присудить ему административный надзор, если по освобождению он уезжает в Мурманскую область, и в справке об освобождении указан именно этот регион по месту отбытия?

После освобождения моему мужу дали 6 лет надзора как такое может быть и по какому закону? Если у него срок заключения был меньше чем надзор дали. Как срок надзора уменьшить? В какую инстанции подавать заявление.

Мужу ставят надзор после освобождения из тюрьмы. Один из пунктов не посещать публичные мероприятия. Что к этим мероприятиям относиться? И может ли быть срок надзора 6 лет?

В 2006 я был осужден по ст 162 и приговорен к 10 годам 4 месяцам лишения свободы, а в 2011 году вышел закон о надзоре после освобождения. Я отсидел от звонка как говорится до звонка, и мне дали 8 лет надзора – это считай еще условный срок с отметками и проверками. могу ли я снять надзор т.к. я был осужден раньше чем вышел закон о надзоре? Спасибо.

После освобождения мне дали восемь лет надзора, в него входит следующее: каждую пятницу отмечаться в полиции, с 22:00 до 06:00 находиться дома, ночная проверка сотрудников патруля и участкового, запрет на посещение массовых мероприятий.

Вопрос: каким образом мне можно снять этот надзор? Я знаю что если сесть в тюрьму за намеренное уклонение от надзора (примерно 6-7 мес.), то после освобождения надзор снимают, но что то не очень хочется вновь туда. Скажите пожалуйста.

После освобождения с мест лишения свободы? Мне по решению суда был установлен административный надзор 1 год, сейчас наступило право через суд снять надзор. Но не в полиции (осуществляет непосредственно надзор), не в суде мне не могли разъяснить какие же документы необходимо подать для снятия админ. Надзора?

Здравствуйте, после освобождения у меня надзор административный, прошло 4 года, нарушений нет, но эти ночные приезду сотрудников будоражат всех домашних, как правильно обратиться в суд для снятия надзора досрочно. Спасибо.

READ
Товар поврежден при транспортировке

У сына надзор 6 лет. После освобождения прошло три года. Сейчас арестовали по подозрению в продаже наркотиков. Что ему грозит и как применят в этом случае 6 лет надзора?

Муж отбывал наказание, освободился без надзора, а сейчас участковый замучил звонками что хотят местные надзор дать. Живём тихо спокойно после освобождения уже 2 года. Могут ли они это сделать?

Моего мужа посадили за административный надзор после его освобождения надзор снимут? И ещё его уже судили по надзору за не явку на отметку ему добавили 1,5 года законно ли судить дважды по одной и той же статье? Заранее благодарю за ответ.

Если человек отсидел весь срок полностью по ст 228.2, 3.5 года строгого режима, без ограничения свободы. После освобождения дали 8 лет надзора и 2 отметки в месяц. Как снять надзор?

У мужа год надзора. Прописан в другом регионе. После освобождения планируем остаться в моем регионе. Из-за надзора его не заставят вернуться в его регион до окончания срока? Можно ли отбыть этот надзор в моем регионе? И что для этого надо?

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.

Главная его цель – предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Что касается меня, у меня преступления средней тяжести, совершил одно правонарушение административное в течении год после после освобождение, могут ли мне дать адм. надзор если я нарушу повторно.

Каков порядок установления административного надзора?

Знакомый был осужден по части 2 ст.162 УК РФ. Полностью отбыл наказание. В отношении него был установлен административный надзор сроком на 2 года. Через год он привлекается по 20.1 КоАП РФ и нарушает надзор, дома не бывает. И еще несколько раз нарушает ограничения. Его привлекают по ст. 314 УК РФ, получает он 6 месяцев реального лишения свободы. Отбывает 6 месяцев. Теперь в ОВД ему говорят, еще два раза привлекаешься, то опять получаешь ст. 314 УК РФ. Я думаю в отношение него, согласно пленуму, повторно могут надзор установить, так как по разбою первоначально судимость не погашена, и надзор был прерван, так как был привлечен по ст.314 УК РФ. Без установление через суд надзора, его ведь не смогут привлечь по ст.314 УК РФ? На сайте суда нет информации, что ОВД подавала административный иск в отношение него, чтобы установить надзор.

Адвокат Лебедев З.С.

Добрый день! Согласно ст. 6 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.3 данного Федерального закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 — 279, 282 — 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.18 Уголовного кодекса, рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.
Рецидив преступлений признается опасным:
а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы;
б) при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
Рецидив преступлений признается особо опасным:
а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы;
б) при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.
При признании рецидива преступлений не учитываются:
а) судимости за умышленные преступления небольшой тяжести;
б) судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет;
в) судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы, а также судимости, снятые или погашенные в порядке, установленном статьей 86 настоящего Кодекса.
Рецидив преступлений влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также иные последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.86 Уголовного кодекса, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.
Судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.
Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью.
Согласно ч.2 ст.162 Уголовного кодекса, разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Согласно ст.15 Уголовного кодекса, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд вправе при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления при условии, что за совершение преступления, указанного в части третьей настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части четвертой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части пятой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее семи лет лишения свободы.
Согласно ч.2 ст.314.1 Уголовного кодекса, неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —
наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.
Таким образом, преступление, предусмотренное ч.2 ст.314.1 Уголовного кодекса, совершено в состоянии рецидива. Административный надзор может быть установлен, в том числе, при рецидиве преступления. Административный надзор не устанавливается автоматически, а лишь в судебном порядке.

READ
Составление доверенности на получение алиментов

С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) административное ограничение – временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) поднадзорное лицо – лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор;

4) место фактического нахождения – избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения. (Пункт введен – Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

Статья 2. Задачи административного надзора

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Статья 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 2283, частью первой статьи 231, частью первой статьи 2341 Уголовного кодекса Российской Федерации. (Пункт введен – Федеральный закон от 29.07.2017 № 252-ФЗ)

2. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:

READ
Образец расписки в получении документов

1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 21 настоящей статьи);

2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом “л” части второй статьи 105, пунктом “е” части второй статьи 111, пунктом “з” части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 – 2823, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 21 настоящей статьи).

(Часть в редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

21. Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 28.12.2013 № 432-ФЗ)

3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

READ
Как оформить и получить гражданство Сербии

Статья 4. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре

1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

2. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:

1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

(Часть в редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

3. Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

4. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, установленные поднадзорному лицу в соответствии с пунктами 1, 2 и 5 части 1 настоящей статьи административные ограничение или ограничения применяются по месту его временного пребывания.

Статья 5. Срок административного надзора

1. Административный надзор устанавливается в отношении:

1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 252-ФЗ)

2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;

3) лиц, указанных в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. (Пункт введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 432-ФЗ)

2. В случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

3. Срок административного надзора исчисляется в отношении:

1) лиц, указанных в частях 2 и 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения; (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 432-ФЗ; от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

4. В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 331-ФЗ)

5. Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

1) объявления поднадзорного лица в розыск;

2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

3) заключения поднадзорного лица под стражу;

4) осуждения поднадзорного лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, к лишению свободы за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

5) осуждения поднадзорного лица к принудительным работам. (Пункт введен – Федеральный закон от 01.10.2019 № 331-ФЗ)

6. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

7. В случае приостановления течения срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 5 настоящей статьи, течение срока административного надзора не продолжается, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы было прекращено применение принудительных мер медицинского характера в отношении указанного лица и истек срок судимости, ставшей основанием для установления административного надзора. (Часть введена – Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

Глава 2. Установление, продление, прекращение и осуществление административного надзора

Статья 6. Порядок установления, продления и прекращения административного надзора

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Статья 7. Продление административного надзора

Административный надзор может быть продлен судом в случае:

1) осуждения поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;

2) осуждения поднадзорного лица условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;

READ
Прощальное письмо коллегам при увольнении с работы

3) применения к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества в связи с совершением им в период нахождения под административным надзором преступления;

4) совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

(Статья в редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 331-ФЗ)

Статья 8. Осуществление административного надзора

1. Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица. (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

2. Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Статья 9. Прекращение административного надзора

1. Административный надзор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока административного надзора;

2) снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона); (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона); (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

5) смерть поднадзорного лица;

6) прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, если имеющаяся у него судимость погашена или снята; (Пункт введен – Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

7) погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 21 статьи 3 настоящего Федерального закона, было прекращено ранее. (Пункт введен – Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

2. Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению. (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 432-ФЗ; от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

3. В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

4. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

5. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

6. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Глава 3. Права и обязанности поднадзорного лица. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

Статья 10. Права поднадзорного лица

Поднадзорное лицо имеет право:

1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;

2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;

3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Статья 11. Обязанности поднадзорного лица

1. Поднадзорное лицо обязано:

1) прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;

2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ)

5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического н

Прокурор разъясняет – Прокуратура Брянской области

Каков порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы?

READ
Взыскание долгов без расписки в Новосибирске

В силу статьи 1 Закона административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им предусмотренных Законом обязанностей.

Административный надзор устанавливается за социально-опасными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в целях предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор закреплен статьей 3 Закона и является исчерпывающим. При этом, основаниями для установления административного надзора являются:

признание лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в период отбывания наказания в местах лишения свободы;

лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

тяжкого или особо тяжкого преступления;

преступления при рецидиве преступлений;

умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, Законом предусмотрены случаи установления административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость независимо от наличия вышеуказанных оснований, а именно осужденного за:

совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);

совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 – 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);

а также в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

В отношении поднадзорных лиц лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

запрещение пребывания в определенных местах;

запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

При этом обязательным является установление судом административного ограничения в виде:

обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

Следует иметь в виду, что согласно части 4 статьи 5 Закона в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

объявления поднадзорного лица в розыск;

признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

заключения поднадзорного лица под стражу;

осуждения поднадзорного лица, к лишению свободы за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается. Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя.

Основания для прекращения административного надзора закреплены в статье 9 Закона, в их числе:

истечение срока административного надзора;

снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией);

осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией);

вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

смерть поднадзорного лица;

прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), если имеющаяся у него судимость погашена или снята;

погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), было прекращено ранее.

Также законом установлено, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению.

В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Предупреждение рецидивной преступности является одним из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел по профилактике противоправных деяний. Одной из важных задач профилактической работы является своевременное выявление ранее судимых граждан, которые в силу сложившихся антиобщественных взглядов, привычек, наклонностей могут вновь встать на преступный путь.

READ
Расписка о том, что нет претензий после ДТП

Особое место в предупреждении рецидивной преступности занимает административный надзор.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», сотрудники органов внутренних дел осуществляют наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ряда обязанностей.

Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

  1. тяжкого или особо тяжкого преступления;
  2. преступления при рецидиве преступлений (на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости);
  3. умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания).

При этом, основанием для установления административного надзора являются следующие обстоятельства:

  1. лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
  2. лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия указанных выше оснований.

В зависимости от личности бывшего заключенного, характера и степени совершенных им преступлений, с учетом его поведения после освобождения судом могут быть установлены следующие ограничения:

  • запрет пребывания в определенных местах (кафе, рестораны);
  • запрет посещать места массовых мероприятий (митинги, концерты и т.д.);
  • запрет покидать место жительства в определенное время (обычно это ночное время, при этом должен быть указан конкретный промежуток – например, с 22 часов до 6 утра);
  • запрет выезда за пределы муниципального образования.

Из перечисленных видов ограничений в рамках административного надзора может быть установлено как одно, так и несколько ограничений одновременно. Вне зависимости от личности освобожденного из колонии лица, судом в обязательном порядке устанавливается обязанность регистрации в органе полиции по месту жительства до 4-х раз в месяц. Кроме того, если поднадзорный был ранее судим за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего и/или не имеет постоянного места жительства, запрет выезда за пределы определенной территории (чаще всего – города, в котором пребывает) обязателен.

Также суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения, а также продлить срок административного надзора.

Кроме того, за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, а также за уклонение от административного надзора предусмотрена административная и уголовная ответственность.

О практике установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Количество осужденных, которые отбывают наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Магаданской области за совершение особо тяжких преступлений, по сравнению с 2011 возросло на 20%, уровень рецидивной преступности остается высоким, вместе с этим часть осужденных после освобождения из исправительного учреждения продолжают сохранять высокую степень общественной опасности. Федеральный закон РФ от 06.04.2011 № 64-ФЗ ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», вступивший в законную силу 01.07.2011 направлен на предупреждение возможных преступлений в будущем и сокращение рецидивной преступности.

Рассмотрения дел об административном надзоре отнесено к ведению суда общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

Административный надзор может быть установлен судом на основании заявления, как исправительного учреждения, так и органа внутренних дел.

READ
Контрабанда оружия и культурных ценностей

Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

– тяжкого или особо тяжкого преступления;

– преступления при рецидиве преступлений;

– умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

При условии, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Вместе с этим административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

В заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. К заявлению прилагаются копия приговора суда, постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеристика, справка о поощрениях и взысканиях.

Администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания.

Взаимодействие учреждений уголовно-исполнительной системы с территориальными органами МВД России на районном уровне в организации осуществления административного надзора определено приказом МВД России от 30.06.2012 № 657 «О внесении изменения в Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденный приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818».

Администрация исправительного учреждения в отношении освобождаемого лица, подпадающего под действие административного надзора, направляет за шесть месяцев до окончания срока отбывания наказания:

– в территориальный орган МВД России на районном уровне по избранному им месту жительства или пребывания запрос о возможности проживания по указанному адресу;

– в территориальный орган МВД России на районном уровне, на территории которого лицо проживало до отбывания наказания, запрос о предоставлении характеризующих документов и материалов, а также данных, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела в суде при установлении административного надзора.

После вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в территориальный орган МВД России на районном уровне по избранному им месту жительства или пребывания.

При освобождении из мест лишения свободы вручает осужденному, в отношении которого установлен административный надзор, предписание о выезде к избранному месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора и обязанности явиться в территориальный орган МВД России на районном уровне по избранному месту жительства или пребывания (куда в день освобождения высылает копию предписания). В выдаваемой справке об освобождении проставляет отметку “установлен административный надзор”.

При досрочном освобождении лица, подпадающего под действие административного надзора, в случае если в отношении него административный надзор не установлен, в течение трех дней с момента его освобождения направляет в территориальный орган МВД России на районном уровне по избранному им месту жительства или пребывания копии приговора суда и документа, послужившего основанием досрочного освобождения, характеристику, справку о поощрениях и взысканиях, заверенную копию постановления начальника учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания для подготовки территориальным органом МВД России материалов в суд об установлении административного надзора.

В 2011 административный надзор установлен в отношении 28 чел., освободившихся из мест лишения свободы УФСИН России по Магаданской области, что составило 7% от общего количества освободившихся в 2011 году. Вместе с этим для установления административного надзора в отношении лиц, освободившихся до 01.07.2011, в УМВД России по Магаданской области представлена информация о лицах, освободившихся из исправительных учреждений УФСИН России по Магаданской области за последние 5 лет.

По состоянию на 26.09.2012 администрацией исправительных учреждений Магаданской области в суд направлено 28 заявлений об установлении административного надзора, из них в отношении 25 чел. судом административный надзор установлен.

Проблемы, возникающие при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Ригульская, К. В. Проблемы, возникающие при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / К. В. Ригульская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (306). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68844/ (дата обращения: 13.02.2022).

Современная уголовная политика России все увереннее ориентируется на требования международных стандартов, берет курс на активную перестройку уголовного законодательства в соответствии с передовыми достижениями развитых европейских стран. На государственном уровне и в средствах массовой информации широко обсуждаются вопросы кардинального изменения в подходе к содержанию преступников в условиях изоляции от общества, расширения спектра мер уголовно-правового характера, не связанных с наказанием, поиска допустимых средств сокращения числа осужденных к лишению свободы. Данная работа посвящена изучению вопроса, касающегося осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Авторы выделяют ряд проблем, из-за которых, по их мнению, законодатель не может эффективно использовать механизм административного надзора, что способствует росту рецидивной преступности.

Ключевые слова: административный надзор, места лишения свободы, преступность, рецидив.

Мы можем отметить, что сейчас имеет место усиление контрольных и надзорных функций органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также правоохранительных органов. Вместе с тем наблюдаются просчеты в контроле за лицами, которые привлекались к уголовной ответственности, или ненадлежащее осуществление контрольно-профилактического воздействия [1].

READ
Уведомление сотруднику о получении трудовой книжки

В 2011 г. Федеральным законом № 64-ФЗ (далее — Закон) в России был возрожден административный надзор за лицами, которые освободились из мест лишения свободы [2]. Данный нормативный акт призван урегулировать правоотношения, связанные с осуществлением органами внутренних дел надзора, чтобы лица, освободившиеся из мест соблюдения свободы, соблюдали временные ограничения своих прав и свобод, установленные судом.

Главной целью закона является применение и установление мер, которые бы препятствовали совершению новых преступлений лицами, освободившимися из мест лишения свободы. В вышеприведенном законе описано много задач, таких как: сокращение преступности, создание общего правового механизма административного надзора, выработка новых методов борьбы с преступностью и т. д. Однако законодатель либо не нашел места, либо не посчитал нужным закрепить задачи, которые отвечали бы за приспособление к нормальной жизни в новом обществе людей, освободившихся из мест лишения свободы.

Мы считаем, что данную задачу следует закрепить в ст. 2 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» под названием «Ресоциализация личности». К слову, в Законе до сих пор остается нерешенным вопрос, касающийся процесса постпенитенциарной адаптации личности. Как в нашей стране, так и за рубежом данный процесс является одним из основных методов борьбы с рецидивной преступностью. Удивительно, что данная задача не указана в вышеназванном нами Федеральном законе. То, что приведенные нами задачи не закреплены в данном Законе и не возложены на соответствующие правоохранительные органы, приводит к некоторым проблемам.

Так, например, по данным Генеральной прокуратуры, доля рецидивных преступлений на 2015 г. составляла 51 %. По данным того же органа на 2018 г. она уже составляла 57,6 % [3]. Поэтому нам представляется, что законодателю в кратчайшие сроки следует решить проблемы, связанные с ресоциализацией и постпенитенциарной адаптацией поднадзорных лиц. Первым шагом решением данных проблем вполне может быть закрепление данных задач в соответствующем нормативном акте. Однако одно закрепление не сможет решить все проблемы. Для этого необходимо эффективное взаимодействие органов внутренних дел с органами социального обеспечения, службой занятости населения и иными общественными организациями.

Справедливо будет отметить и то, что законодатель уже принял некоторые меры, которые помогли устранить пробелы, существующие в механизме реализации административного надзора. Такой мерой является введение ст. 314.1 в УК РФ [4, 5] РФ в 2011 г. Данная статья устанавливает уголовную ответственность за уклонение от административного надзора либо неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений.

Конечно, некоторые вопросы, касающиеся осуществления административного надзора, уже решены законодателем. Но стоит признать существование проблем, возникающих непосредственно в процессе исполнения законодательства об административном надзоре за лицами, которые освободились из мест лишения свободы. К ним следует отнести:

– работа территориального органа МВД России по реализации административного надзора организована недостаточно результативно;

– практика по установлению и продлению административного надзора за лицами, которые освободились из мест лишения свободы по инициативе органов внутренних дел, отсутствует [6];

– содержание норм отечественного законодательства, направленного на оказание индивидуального профилактического воздействия на граждан, которые освободились из мест лишения свободы и имеют неснятую судимость, оставляет желать лучшего.

Стоит сказать, что Закон в том виде, в котором мы его знаем, устарел. По словам Р. В. Михалюк, он действует на архаичных понятиях и представлениях о характере правового воздействия на поднадзорное лицо. В нем не учитываются как достижения уголовно-исполнительной системы, так и возможности научно-технического прогресса [7]. Поэтому нам представляется, что Закон нуждается в коррекции с тем, чтобы при назначении административного надзора законодатель учитывал прежде всего специфику преступной деятельности лица, его индивидуальные особенности и т. д.

Таким образом, в заключение мы делаем вывод, что нормы, касающиеся административного надзора за лицами, которые освободились из мест лишения свободы, нуждаются в доработке. Хоть законодатель каждый год и стремится в исправлении сложившейся ситуации, принимает меры, позволяющие устранить пробелы в механизме административного надзора, этого, как мы видим, недостаточно. Выражаем надежду на то, что скоро наступит положительная динамика ежегодного уменьшения числа, рецидивных преступлений.

  1. Жеребцов А. Н., Павлов Н. В. Административная правоприменительная практика: теоретический и практический аспекты: монография. 2018. 168 с.
  2. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Показатели преступности в России // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: Федеральный закон от 06.04.2011 № 66-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 15. Ст. 2039.
  6. Жеребцов А. Н., Павлов Н. В. Вопросы сущности и правоприменительного значения административной практики // Lex Russica. № 3 (148). 2019. С. 34–44.
  7. Михалюк Р. В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Прокурор. 2015. № 3. С. 57–61.

Основные термины (генерируются автоматически): административный надзор, место лишения свободы, лицо, задача, законодатель, рецидивная преступность, Россия, уголовная ответственность, уголовно-исполнительная система.

2_1. Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Ссылка на основную публикацию