Двойной обгон пдд это что

Что думаете на этот счет? Насколько наказание справедливое? Нужно ли дорабатывать ПДД?

Двойные обгоны — штрафы и разновидности

Что такое “двойной обгон” на дорогах, и каким штрафом этот маневр грозит водителю?

Автомобилисты нередко спорят о том, что на самом деле считается двойным обгоном. Дело порой доходит до резких высказываний и взаимных обвинений в юридической неграмотности. При этом каждая из сторон считает правой именно себя. Чтобы установить истину, нужно обратиться к законодательству.

Что это такое

В соответствии с действующими Правилами движения обгоном автомототранспортного средства называется особый вид опережения движущегося впереди автомобиля (иного вида транспорта) с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения и обратным возвращением в полосу попутного направления.

Обгон может быть совершен в отношении одного или более транспортных средств, движущихся по одной полосе.

Правила выполнения обгона, а так же ситуации, при которых совершение данного маневра запрещено, указываются в пункте 11 документа. Понятие «двойной обгон» действующей редакцией Правил не предусмотрено.

Однако принято считать, что двойным обгоном являются следующие действия:

  • обгон автотранспорта, уже совершающего аналогичный маневр;
  • обгон автомашин за автомобилем, совершающим аналогичный маневр.

Двойной обгон в свете правил ДД

Согласно ПДД двойной обгон не всегда считается нарушением. Для наглядности перечислим все вариации данного маневра. Далее обсудим каждый из них в отдельности.

  • Автолюбитель решил обогнать машину, обгоняющую другое авто.
  • Водитель обгоняет 2 и более ТС, не возвращаясь в исходное положение.
  • Вереницу машин объезжают «паровозиком» несколько транспортных средств.

Теперь поэтапно рассмотрим неправильные действия автовладельцев. В согласии с требованиями ПДД п. 11.2 запрещается обгонять в случае, когда обгоняемое ТС уже совершает обгонные действия. Порой желающих лихачей собирается много, и они уже составляют шлейф из двух и более машин. Езда «гуськом» по встречной полосе, даже когда она свободна, является грубым правонарушением нескольких водителей. Отметим, что подавляющее большинство случаев обгонных действий происходит непосредственно на встречной полосе.

Выезд навстречку при отсутствии автотранспорта, с пересечением прерывистой линии сам по себе безопасен. Согласно действующим правилам, если шофер не создает помех другим водителям, его действия не запрещены. Соответственно езда первой обгоняющей машины легальна, так как нет риска в ДТП. Следующие за первым ТС водители, движущиеся в одном направлении, не могут адекватно оценивать обстановку. Обзор дорожного полотна загроможден и создается огромный риск аварии. Подобные горе-водители нарушают правила дорожного движения, подвергая жизнь и здоровье водителей и пассажиров.

READ
Штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте

Непосредственного наказания за двойной обгон правилами ДД не предусмотрено. Однако обгонные маневры по отношению к соседним авто запрещены в следующих случаях:

  • Машина, движущаяся впереди, производит обгон или совершает объезд преграды.
  • Транспортное средство, которое следует впереди, сигнализирует левым поворотником и идет на опережение.
  • Следующее позади авто совершает обгонные или опережающие действия.

Любое неправильное завершение обгона свидетельствует о его ошибочном применении и штрафуется в следующих случаях:

  • Автолюбитель не уверен, не убедился в успешном исходе маневра, поэтому не успевает занять ранее занимаемую полосу дорожного полотна.
  • Водитель полностью не удостоверился в отсутствии встречного транспорта либо завершил маневрирование на сплошной разметке, не уступил дорогу на пешеходном переходе.

Статья 11. Обгон и движение в рядах

1. а) Обгон должен производиться со стороны, противоположной стороне, соответствующей направлению движения.

b) Однако обгон должен производиться со стороны, соответствующей направлению движения, в том случае, если водитель (погонщик), которого обгоняют, подал сигнал о своем намерении повернуть в сторону, противоположную стороне, соответствующей направлению движения, и направил свое транспортное средство или своих животных в эту сторону, с тем чтобы либо повернуть на другую дорогу или въехать в придорожное владение, либо остановиться на этой стороне.

c) В рамках национального законодательства велосипедистам и водителям велосипедов с подвесным двигателем может быть разрешено объезжать стоящие или медленно движущиеся транспортные средства со стороны, соответствующей направлению движения, при наличии достаточного места.**

2. Перед обгоном водитель должен, не нарушая положений пункта 1 статьи 7 и положений статьи 14 настоящей Конвенции, убедиться в том, что:

a) ни один следующий позади водитель не начал обгона;

b) водитель транспортного средства, движущегося впереди него по той же полосе движения, не подал сигнала о своем намерении совершить обгон другого транспортного средства;

c) он может сделать это, не создавая опасности или помехи для встречных транспортных средств и убедившись, в частности, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что относительная скорость двух транспортных средств позволяет совершить обгон за достаточно короткое время;*

READ
Статус и права апатрида

d) за исключением случаев выезда на полосу, встречное движение по которой запрещено, он может без ущерба для обгоняемого пользователя или пользователей дороги вновь занять место, предписанное пунктом 3 статьи 10 настоящей Конвенции.

3. Во исполнение положений пункта 2 настоящей статьи запрещается, в частности на дорогах с двусторонним движением, совершать обгон при приближении к концу подъема и, когда видимость недостаточна, на поворотах, за исключением случаев, когда в этих местах имеется продольная разметка и когда обгон совершается без выезда на полосы, предназначенные для встречного движения.

4. B момент обгона водитель должен оставлять для обгоняемого пользователя или пользователей дороги достаточное боковое пространство.

5. а) На дорогах, имеющих по крайней мере две полосы, предназначенные для движения в данном направлении, водитель транспортного средства, который вынужден был бы совершить новый обгон сразу или вскоре после того, как он вернется в свой ряд, предписанный пунктом 3 статьи 10 настоящей Конвенции, может для совершения этого маневра остаться на полосе движения, занятой им для первого обгона, предварительно убедившись, что он может это сделать, не создавая серьезных затруднений для водителей транспортных средств, следующих за ним на большей скорости.

b) Однако Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут не применять положений настоящего пункта к водителям велосипедов, велосипедов с подвесным двигателем, мотоциклов и транспортных средств, не считающихся автомобилями согласно настоящей Конвенции, а также к водителям автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг или конструктивная скорость которых не превышает 40 км/час (25 миль/час)*(13).

6. Когда применяются положения подпункта а) пункта 5 настоящей статьи и интенсивность движения такова, что транспортные средства не только занимают всю ширину проезжей части, предназначенной исключительно для движения в данном направлении, но к тому же двигаются со скоростью, зависящей от скорости транспортного средства, следующего впереди них по данному ряду, то:

a) без ущерба для положений пункта 9 настоящей статьи тот факт, что транспортные средства одного ряда двигаются с большей скоростью, чем транспортные средства другого ряда, не рассматривается как обгон в соответствии с настоящей статьей;

READ
Трактовка расклада «Звезда»

b) водитель транспортного средства, которое не находится на полосе движения, наиболее близкой к краю проезжей части, соответствующему направлению движения, может выезжать из ряда только с целью сделать поворот направо или налево или выехать на стоянку; однако это требование не применяется, если водитель выезжает из одного ряда в другой согласно положениям национального законодательства при выполнении предписаний подпункта b) пункта 5 настоящей статьи*(13).

7. Если полосы разграничены на проезжей части продольной разметкой, водителям запрещается при движении в рядах, описанном в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, наезжать на эту разметку.

8. Без ущерба для положений пункта 2 настоящей статьи и других ограничений, которые Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут предписать в отношении обгона на перекрестках и железнодорожных переездах, ни один водитель транспортного средства не должен обгонять другое транспортное средство, иное чем двухколесный велосипед, двухколесный велосипед с подвесным двигателем или двухколесный мотоцикл без коляски:

а) непосредственно перед перекрестком и на перекрестке, ином чем перекресток с круговым движением, за исключением:

i) случая, предусмотренного в подпункте b) пункта 1 настоящей статьи;

ii) случая, когда обгон совершается по дороге, при движении по которой на перекрестке предоставляется преимущественное право проезда;

iii) случая, когда движение на перекрестке регулируется регулировщиком или световыми дорожными сигналами;

b) непосредственно перед железнодорожными переездами без шлагбаумов или полушлагбаумов и на этих переездах, учитывая, однако, что Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут разрешать такой обгон на железнодорожных переездах, где дорожное движение регулируется световыми дорожными сигналами, имеющими огонь, разрешающий транспортным средствам проезд*(13).

9. Транспортное средство может обгонять другое транспортное средство, которое приближается к пешеходному переходу, обозначенному либо разметкой на проезжей части дороги, либо знаком или сигналом, или которое остановилось непосредственно перед этим переходом, только на достаточно сниженной скорости, обеспечивающей своевременную остановку в том случае, если на переходе окажутся пешеходы. Ни одно положение настоящего пункта не должно толковаться как препятствующее Договаривающимся сторонам или их территориальным подразделениям запрещать обгон, начиная с определенного расстояния до пешеходного перехода или предъявлять более строгие требования к водителям транспортных средств, намеревающимся совершать обгон транспортного средства, остановившегося у пешеходного перехода.

READ
«Прозрачный бизнес» ИФНС: официальный сайт

10. Водитель, который убедится, что следующий за ним водитель намерен совершить обгон, должен, за исключением случая, предусмотренного в подпункте b) и пункта 1 статьи 16 настоящей Конвенции, приблизиться к краю проезжей части дороги, соответствующему направлению движения, и не повышать скорость. Если недостаточная ширина, профиль, или состояние проезжей части дороги не позволяют – с учетом интенсивности встречного движения – легко и безопасно обгонять тихоходное, крупногабаритное или вынужденное соблюдать определенную скорость транспортное средство, водитель последнего должен замедлить движение и в случае необходимости при первой возможности уступить дорогу, для того чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11*(13).а) Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут на дорогах с односторонним движением и на дорогах с двусторонним движением, в том случае, если по крайней мере две полосы движения в населенных пунктах и три полосы движения вне населенных пунктов предназначены для движения в одном и том же направлении и обозначены продольной разметкой:

i) разрешать транспортным средствам, двигающимся по одной полосе движения, обгонять со стороны, соответствующей направлению движения, транспортные средства, движущиеся по другой полосе движения;

ii) не применять положений пункта 3 статьи 10 настоящей Конвенции;

при наличии соответствующих предписаний, ограничивающих возможность выезда на другую полосу движения;

b) в случае, предусмотренном выше, в подпункте а), и без ущерба для положений пункта 9 настоящей статьи, такое опережение не считается обгоном по смыслу настоящей Конвенции.

Расположение на проезжей частиСтатья 12. >>
Встречный разъезд
Содержание
Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) (с изменениями и дополнениями)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Обгон организованной колонны в сопровождении ДПС

Автомобильную колонну может дополнительно сопровождать ДПС, но только в некоторых случаях:

  1. Когда колонна организована для перевозки высоких чиновников.
  2. Перевозят многочисленные группы детей.
  3. Транспортируемый груз относят к определенной категории (опасный, негабарит, тяжеловесный, крупногабаритный).
  4. Сопровождается техника для использования ее в целях ликвидации ЧС или бедствия природного, или иного характера.
READ
Как вернуть документы на землю?

Обгон колонны

Правила запрещают обгонять организованную колонну автомобилей, если она подпадает под такие признаки:

  1. Состоит как минимум из трех ТС.
  2. Автомобили в сопровождении транспорта ДПС (включены проблесковые маячки, имеется отличительная цветографическая схема).
  3. ТС передвигаются с включенными ближними фарами и ходовыми огнями.
  4. Автомобили в колонне двигаются по одной полосе.
  5. Сопровождающий автомобиль также должен подавать звуковой сигнал.

Разрешается одновременно обогнать несколько авто в колонне, если участники не подают соответствующие сигналы и нет сопровождающего транспорта.

Нужно брать в расчет, что опережение колонны разрешено, так как при этом не нужно выезжать на встречку.

На практике организованные колонны иногда сопровождает спецтранспорт, не включая звуковых сигналов. Обгон в этом случае расценят как нарушение. Наказание последует за выезд на встречку с нарушением.

Военный транспорт, передвигающийся в организованной колонне, также обгонять не рекомендуется. Подобный транспорт всегда сопровождает Военная автоинспекция.

Подводим итоги

Как просто восстановить кожу на руле автомобиля своими руками

Как видите, паровозик и двойной обгон являются понятиями разными. Но некоторые моменты у них общие.

Любой маневр, связанный с выездом на чужую часть дороги, должен сопровождаться правильными и рациональными действиями со стороны автомобилиста.

Нельзя слепо объезжать другие авто лишь по причине того, что ваша скорость выше. Необдуманный маневр может стоит здоровья и жизни. Правила, увы, написаны кровью. И если на дороге стоит запрещающий знак, либо нанесена соответствующая разметка, то нарушать их требования не стоит.

Что думаете на этот счет? Насколько наказание справедливое? Нужно ли дорабатывать ПДД?

Депутаты пошли на встречку

Водителей порой лишают прав и за неявный выезд на встречную полосу.

Если у вас есть интересная автомобильная история, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.

Ответственность за нарушение правил обгона

Как уже было сказано выше, в КоАП нет статьи за нарушение правил обгона: водителей штрафуют за выезд на встречную полосу. Это значит, что водитель, совершивший обгон с нарушением правил, будет наказан так же, как водитель, пересекший сплошную разделительную линию:

  • при первом нарушении – 5.000р. штрафа или лишение прав на 4-6 месяцев;
  • при повторном нарушении – 5.000р. штрафа или лишение прав на 12 месяцев.
READ
Командировка - что это такое, положение, документы, виды

По поводу наказания за повторное нарушение нужно сделать 2 замечания. Во-первых, нарушение будет считаться повторным, даже если водитель нарушал разные пункты ПДД. Например, в первый раз он пересек сплошную, а во второй раз – нарушил правила обгона: в таком случае к нему будет применяться более строгая статья, как за повторное нарушение. Во-вторых, получить штраф за повторное нарушение можно, только если нарушение зафиксировала камера: если инспектор выписывал протокол водителю лично, то вариант наказания только один – лишение.

Обгон путём пересечения сплошной линии

Частенько такой обгон на улицах и трассах происходит по причине нехватки времени у водителей, которым нужно везде успеть. Статистика отмечает рост количества транспорта на дорогах. И в должной мере результат происходящего зависит от хорошего профессионального уровня работников дорожной службы.

В правилах, пересечение разметки 1.1 является серьёзным нарушением, но ГОСТ на наложение дорожной разметки официально не регистрируется. Полоска специальной ширины наносится на полотно дороги в начале сплошной линии. Полоска длиннее обязательной в 3 раза, а в промежутках между линиями короче.

Существование такой схемы даёт знак владельцу ТС, что обгон может заканчиваться на сплошной линии. И доказать свою невиновность в нарушении будет гораздо проще.

При нарушении ч.2 статьи 12.16 КоАП РФ, надо будет заплатить штраф. Взыскание составит от 1000 до 1500 российских рублей, если водитель по встречной объезжал место ДТП, хотя можно было это сделать справа.

Практически всякое нарушение правил, связанное с фактом пересечения сплошной осевой линии разметки, рассматривается в суде. Исключаются только случаи, когда протокол составлен с опорой на информацию систем наблюдения.

Камеры-шпионы установлены на самых сложных участках улиц. Они с успехом заменяют собой машины ДПС, которые обычно подстерегали водителей в таких местах. Автолюбителям больше нет смысла сигналить своим коллегам о том, что в кустах притаился проверяющий. Все, кто за рулём, быстро выучили места расположения мнимых и реальных камер слежения и вынуждены следить за соблюдением правил хотя бы в таких местах. Автоматика равнодушно фиксирует нарушение, и письмо со штрафной квитанцией отправляется по адресу нарушителя, который обязан оплатить штраф.

READ
Юридическая консультация по медицинским вопросам

Однако существует ряд плюсов, благодаря которым инцидент может разрешиться с пользой для водителя. Для этого необходимо проследить, чтобы инспектор внёс в протокол факт несоответствия размещения дорожной разметки государственным стандартам, и максимально верно зафиксировал схему происшествия. Для суда это будет весомым аргументом.

А подобный вид обгона наоборот достаточно часто встречается на высокоскоростных трассах. Тем не менее, он все же является незаконным. Если 2 и более автомобиля выстроились в линии на полосе для встречного движения, то нарушителями станут все, кроме водителя, первым начавшего обгон. Более того, обгон будет запрещен, даже если между обгоняющими будет довольно большая дистанция. ПДД запрещает выезжать на встречку, если поблизости есть хотя бы один автомобиль, совершающий обгон. Проблема в том, что ПДД не устанавливают конкретного расстояния между автомобилями, при наборе которого водители могут не бояться начинать обгон. Это позволяет инспекторам выносить решения самостоятельно, исходя из ситуации.

Объезд колонны

Согласно п. 1.2 Правил ПДД, образованная на дороге колонна представляет собой группу авто, состоящих из нескольких ТС, которые движутся по одному ряду, включив фары ближнего света. Машины сопровождаются автомобилями с проблесковыми маячками красного и синего цветов.

Колонну определяют по следующим признакам:

  • в одном ряду движутся не менее трёх ТС;
  • в начале колонны движется автомобиль ПС с включёнными огнями;
  • автомобиль сопровождения окрашен в цвет, определяющий ведомство, к которому он относится.

В Правилах указано, что машины, входящие в состав колонны, включают ближний свет. При отсутствии автомобиля сопровождения, обгон колонны будет производиться согласно инструкции.

Ссылка на основную публикацию