Для уплаты штрафа можно обратиться в банк. Для этого при себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность, реквизиты для платежа и сумму штрафа.
Прокурор разъясняет – Прокуратура Владимирской области
06.04.2015 принят Федеральный закон N 81-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации” в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте и о признании утратившими силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”, в частности статья 82 изложена в новой редакции, в соответствии с которой по договорам перевозок перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде (за исключением поездов пригородного сообщения, в которых не предусмотрено предоставление пассажиру отдельного места), их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа – его провоз, а отправители грузобагажа – провоз грузобагажа.
Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа – багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа – грузобагажными квитанциями.
Порядок исчисления размера платы за проезд пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа и взимания с пассажиров и отправителей такой платы определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо при наличии свободного места в поезде оформляет проездной документ (билет) до указанного пассажиром пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения.
Пассажир обязан сохранять проездной документ (билет) в течение всего времени следования поезда, а при наличии в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, и (или) в пункте назначения, в том числе на железнодорожной станции назначения, пунктов контроля проездных документов (билетов) (далее – пункт контроля) от момента входа через пункты контроля в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, до момента выхода через пункты контроля в пункте назначения, в том числе на железнодорожной станции назначения.
Пассажир, имеющий право на бесплатный или льготный проезд, также обязан иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных перевозчиком лиц документы, подтверждающие данное право.
Перевозчик обеспечивает контроль наличия и действительности проездных документов (билетов) при посадке в вагон, в пути следования и (или) в пунктах контроля.
Физическое лицо, не предъявившее уполномоченному перевозчиком лицу при проверке наличия и действительности проездных документов (билетов) в поезде или при выходе через пункт контроля действительного проездного документа (билета) либо документов, подтверждающих право на бесплатный или льготный проезд, является безбилетным. Безбилетное физическое лицо обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В случае обнаружения безбилетного физического лица в поезде плата за проезд взимается исходя из действующих тарифов в соответствии с категорией поезда, типом и классом вагона, местом в вагоне и маршрутом следования, указанным безбилетным физическим лицом, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным физическим лицом пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения.
В случае обнаружения безбилетного физического лица при выходе через пункт контроля плата за проезд взимается за расстояние от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, где расположен пункт контроля.
При этом, если посадка безбилетного физического лица в вагон осуществлялась в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, где отсутствуют или не работают железнодорожные билетные кассы и (или) платежные терминалы, безбилетное физическое лицо приобретает проездной документ (билет) без взимания платы за оказание услуги по его оформлению.
За отказ физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также от внесения платы за оказание услуги по его оформлению уполномоченным перевозчиком лицом составляется акт в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, и с безбилетного физического лица взыскивается штраф в размере, установленном статьей 110.1 настоящего Устава.
За отказ безбилетного физического лица от уплаты штрафа он может быть взыскан в судебном порядке.
Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. В случае, если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного проездного документа (билета).
В соответствии со статьей 110.1 Устава железнодорожного транспорта ( в редакции Федерального закона № 81-ФЗ за отказ от приобретения проездного документа (билета), а также от внесения платы за оказание услуги по его оформлению в случаях, установленных статьей 82 настоящего Устава, безбилетным физическим лицом уплачивается перевозчику штраф:
в поезде пригородного сообщения – в пятидесятикратном размере установленного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров, применяемого на участке для типа и класса вагона и категории поезда, в котором обнаружено безбилетное физическое лицо;
в поезде дальнего следования – в пятикратном размере установленного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 100 километров, применяемого для типа и класса вагона, места в вагоне и категории поезда, соответственно в котором и на котором обнаружено безбилетное физическое лицо.
Федеральным законом № 81-ФЗ признаны утратившими силу нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которыми штраф за безбилетный проезд в пригородном поезде, в поезде местного и дальнего следования, составлял 100 и 200 рублей соответственно. Федеральный закон № 81-ФЗ вступает в силу с 18.04.2015.
Какой проезд считается безбилетным?
Проезд в автобусах, трамваях, троллейбусах и метро считается неоплаченным (безбилетным):
- если при входе в наземный транспорт или метро вы не списали поездки/средства со своего проездного билета, банковской карты или другого электронного средства с технологией бесконтактной оплаты; либо, если вы имеете право на льготный или бесплатный проезд, не приложили к валидатору или турникету свою карту москвича, социальную карту жителя Московской области или карту москвича обучающегося, студента, ординатора, аспиранта, ассистента-стажера ;
- если при валидации вы воспользовались картой москвича или социальной картой жителя Московской области и отказываетесь или не можете предъявить контролеру документ, подтверждающий ваше право на льготный или бесплатный проезд;
- если вы не можете предъявить контролеру проездной билет или свою карту москвича, социальную карту жителя Московской области;
- если срок действия транспортной карты или карты, дающей право на льготный или бесплатный проезд, истек;
- если у вас ранее использованный проездной;
- если у вас поддельные или поврежденные (с испорченной магнитной полосой) проездные документы.
Исключение составляют дети в возрасте до 7 лет и пассажиры, сопровождающие инвалидов I группы (III степени ограничения способности к трудовой деятельности) или детей-инвалидов. Они могут пользоваться городским транспортом без билета.
У вас также могут проверить билет на оплату провоза багажа, номенклатура и размеры которого определены правилами пользования наземным городским транспортом или Московским метрополитеном. Обратите внимание: проездные документы для категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, не дают право на бесплатный провоз багажа или ручной клади.
Размер штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте
Безбилетный проезд в наземном транспорте и метро
Попытка использовать чужую социальную карту
Отказ платить за багаж
В электропоездах штраф за безбилетный проезд составляет 50-кратную стоимость проезда на расстояние 10 км (обычно это 1 «зона»).
Процедура наложения штрафа
Кто накладывает штраф за безбилетный проезд?
Штрафы может оформить только уполномоченное лицо: это может быть сотрудник полиции либо назначенное должностное лицо органов исполнительной власти. Действуют должностные лица на основании ст. 1.3 и 1.3.1 КоАП РФ. В регионах же могут быть назначены другие уполномоченные операторы и контролеры. Перечень прав и обязанностей контролеров определяется по усмотрению региональных и муниципальных властей. Например, в Москве проверить проездные билеты и документы, дающие право на льготный или бесплатный проезд, могут:
- Контролеры ГУП «Мосгортранс». Они работают в автобусах, троллейбусах и трамваях на тех маршрутах, которые им даются в наряде-задании. Такие контролеры не наделены правом выписки штрафов за проезд без билета или неоплаченную перевозку багажа. Но они вправе обязать пассажира приобрести посадочный талон и оплатить перевозку багажа либо попросить покинуть пассажира салон на следующей остановке. Также контролеры наделены правом изъять поддельный проездной или льготный документ при отсутствии сопровождающего удостоверения, подтверждающего право на льготы.
- Контролеры ГКУ «Организатор перевозок». Такие контролеры работают в городском транспорте и метрополитене. К функциям контролера по должностной инструкции может входить выявление факта безбилетного проезда, возбуждение дел об административном правонарушении, связанного с проездом без билета. Таким образом, именно этот тип контролеров выписывает штрафы. Но изымать поддельные или неправомерно используемые проездные они не вправе.
Контролеры должны быть одеты в форменную одежду и иметь служебное удостоверение, а также предъявлять его по требованию граждан.
Общий порядок наложения штрафа предполагает следующие шаги:
- Органы исполнительной власти назначают должностное лицо либо комиссию по проверке билетов в общественном городском транспорте.
- Назначается день, когда сотрудники полиции или комиссия проверяют наличие билетов у пассажиров.
- При обнаружении пассажира без билета они просят его купить билет, а если тот отказывается, то в отношении него выписывается штраф, и документально оформляется правонарушение.
- Для составления протокола контролер может запросить у гражданина документ, который удостоверяет его личность. Если этот документ отсутствует, может быть привлечен сотрудник полиции для установления личности.
- Постановление о нарушении вместе с квитанцией об оплате выдается нарушителю под расписку. При отказе получить протокол об этом факте составляется отдельный акт.
В случае обнаружения пассажира без билета в морском или воздушном транспорте ему предлагают покинуть транспорт по прибытии в остановочный пункт (так как высадить его при движении не представляется возможным) либо приобрести билет. Если оба варианта безбилетного пассажира не устраивают, то приглашают сотрудника полиции и сотрудника таможенного контроля, которые выпишут штраф.
Если перевозчик сочтет, что перевозка безбилетного пассажира причинила ущерб, то он может возместить убытки в суде. В этом случае компании придется самостоятельно доказать, что имел место ущерб, и подтвердить сумму документально. Рассматривать такое дело в суде будут по правилам Гражданского кодекса. Но такие дела для российских судов не являются распространенной практикой: слишком высоки издержки по сравнению с возможной компенсацией.
Стоит обратить внимание, что контролеры, кондукторы и водитель транспорта вправе потребовать от безбилетного пассажира внесения платы за проезд. Они могут отказаться везти дальше лицо без билета, но принуждать гражданина к оплате на месте или применять в отношении него физическую силу контролеры не должны.
Важно понимать, что кондукторы, рядовые контролеры, водитель – это все представители перевозчика. Они не вправе принудить пассажира заплатить штраф. Если контролер предлагает договориться на месте и сразу же оплатить штраф ему наличными, то рекомендуется обратиться в полицию. Это грозит контролеру привлечением к уголовной ответственности за вымогательство.
Оспаривание протокола об административном нарушении
Контролер в троллейбусе за безбилетный проезд выписал протокол об административном правонарушении и вручил уведомление о дате и месте рассмотрения моего нарушения (штраф не выписал на месте, так как я не предъявил паспорт). Я считаю, что контролер не имел права выписывать протокол. Оплата проезда была затруднительна. Я вошел в последнюю дверь, а валидатор был только у двери водителя, нужно было пробираться через весь салон во время движения троллейбуса. Можно ли оспорить данное нарушение, если протокол уже составлен?
Вид административного наказания за безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах) устанавливается законами субъектов РФ и не регулируется и не включен в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Также данные законы должны устанавливать должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, и полномочия должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях по вопросу безбилетного проезда в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах).
Вместе с тем основные права лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, содержаться в ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. К таким правам относятся, в частности, следующие: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В г. Москве принят Закон от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
Согласно ч. 1 ст. 10.1 данного закона безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1 тыс. руб.
Дела об административных правонарушениях за безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах) уполномочены рассматривать орган исполнительной власти г. Москвы в области транспорта, учреждения уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы в области транспорта.
От имени указанных органа, учреждений рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе контролеры, контролеры-ревизоры (п. 9 ст. 16.3 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушения»).
Исходя из положений ч. 1 ст. 16.5 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушения» протоколы об административных правонарушениях за безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах) могут составлять контролеры, контролеры-ревизоры.
Также протоколы об административных правонарушениях по данному вопросу могут составлять должностные лица органов внутренних дел в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения (п. 1 ч. 3 ст. 16.5 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушения»).
Таким образом, в изложенной ситуации, если пассажир в троллейбусе был не согласен с правонарушением, отказался уплатить административный штраф, то контролер не имел права составлять протокол об административном правонарушении, а составить его должно было должностное лицо органов внутренних дел. Об этом пассажир мог сделать соответствующую запись в составленном протоколе. Отдельно составленный протокол не обжалуется. При рассмотрении дела об административном правонарушении пассажир может дать объяснения, где может отразить в том числе нарушения по составленному протоколу. Постановление о назначении административного правонарушении по результатам дела об административном правонарушении может быть обжаловано в силу ст. 30.1 КоАП РФ.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Может ли контролер, кондуктор, шофер брать оплату штрафа с безбилетника, задерживать его
Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.
Получается, что контролер является представителем компании перевозчика. Он, не имея полномочий, не может выписать даже штраф. Обращайте на это внимание!
В регионах многие водители, которые и расплачиваются с пассажирами, поступают просто — не реагируют вообще на безбилетников. Считают, что это проблемы частной компании перевозчика, который может предоставить контролера для помощи шоферу.
Оштрафованным пассажиром может стать каждый
В большинстве случаев неоплаченный проезд – это отчасти вина самого пассажира. За валидатором, т.е. за устройством, которое списывает с транспортной или социальной карточки поездки, нужно следить очень бдительно. Это техническое приспособление довольно капризное и не всегда сразу входит в контакт с электронным билетом.
Поэтому иногда между действиями «приложил билет» и «оплатил проезд» лежит пропасть в виде штрафа за безбилетный проезд.
В соответствии с п. 7.2 Правил пользования наземным городским транспортом, безбилетным считается пассажир, у которого в билете или на транспортной карте отсутствует отметка о погашении (оплате проезда), или нет с собой документа, подтверждающего право на льготный проезд. О тех людях, которые пользуются поддельными проездными документами, либо картами с истекшим сроком годности, мы даже говорить не будем.
Законодательство не определяет точного времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд после входа в автобус или троллейбус. Однако повернуть в суде этот пробел в законодательстве в свою пользу будет трудновато.
На данный момент получается, что если пассажир, войдя в транспорт, немного замешкался, например, отвечая на телефонный звонок или в поиске валидатора для оплаты, а в это время двери закрылись и транспорт тронулся, то с него сразу же требуют штраф за безбилетный проезд. Поэтому излюбленный вариант пассажиров – сначала занять свободное место, а потом оплатить проезд, – может вылиться в затраченное время и нервы на конфликт с контролером.
Проблему урегулирования количества времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд, в ряде российских регионов и городов решают непосредственно перевозчики, определив временную норму для оплаты в одну остановку.
Такие нормы существуют, например, в Московской области (Подольск, Видное и т.д.), Смоленской и Тюменской областях. Перевозчики прямо об этом сообщают на своих сайтах в разделе Правилах пользования наземным транспортом. Московские транспортники не столько заботливы о пассажирах и требуют незамедлительной оплаты проезда.
Определение размера штрафа за проезд без билета в России устанавливается на основании региональных кодексов об административных правонарушениях. Так, в соответствии со статьей 10.1 КоАП г. Москвы, неоплаченная поездка в трамвае, автобусе и троллейбусе обойдется в 1000 рублей штрафа. А неправомерное использование льготной персонифицированной карты – в 2500 рублей.
Аналогичную сумму штрафа придется заплатить и честным пассажирам, которые оплатили проезд, но водитель не выдал им билет. Что делать в такой ситуации? Конечно, требовать билет с водителя. Или впоследствии после прихода контролеров получать моральное удовлетворение, что штраф придется платить еще и водителю. Так, в ст. 10.2 КоАП г. Москвы предусмотрен штраф за невыдачу билета в размере от 300 до 1000 рублей. В Московской области сумма санкций выше: по ст. 8.1 КоАП МО предусматривается штраф в размере 2000 рублей.
Срок уплаты штрафа
По общему правилу административный штраф необходимо оплатить не позднее 60 дней с момента вступления в силу постановления о привлечении к ответственности. Внести деньги можно любым способом: в почтовом отделении, банковским переводом, пластиковой картой, через платежный терминал и т.д. Неуплата штрафа так же является административным правонарушением. Согласно ст. 20.25 КоАП за невыполнение постановления об административном взыскании к нарушителю могут применить следующие санкции:
- дополнительный штраф, равный двукратному размеру неуплаченной суммы, но не меньше 1000 рублей;
- до 15 суток административного ареста;
- до 50 часов общественно-полезных работ.
Постановление об административном наказании допускается обжаловать в течение 10 дней с момента его получения на основании ст. 30.3 КоАП.
А вот срока давности для исполнения этого документа нет. Точнее, ст. 31.9 КоАП указывает, что срок давности прерывается, если нарушитель уклоняется от наложенного на него взыскания. То есть штрафы не сгорают, как некоторые думают, а приумножаются. Если у гражданина накопятся неоплаченные штрафы на сумму больше 10 000 рублей, ему могут ограничить выезд за рубеж.
Нарушителям также не стоит рассчитывать на то, что их освободят от ответственности за проезд в общественном транспорте без билета по причине малозначительности проступка на основании ст. 2.9 КоАП. Хотя данное правонарушение не создает угрозы общественным отношениям, суды не расположены считать его малозначительным деянием. В нашей стране безбилетный проезд часто бывает не столько желанием сэкономить деньги, сколько озорством либо бравадой своей безнаказанностью. Поэтому суды выносят решение о наказании нарушителя с воспитательной целью и используют систему штрафов для стимулирования добросовестного поведения граждан.
Предметом обжалования является постановление об административном правонарушении. В соответствии со ст. 30.2 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается как судье, так и в вышестоящий орган, где был выписан штраф, или вышестоящему должностному лицу. Единственное, в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, нужно выбрать один способ защиты своих прав. Если направить жалобу и в суд, и вышестоящему должностному лицу, то рассматривать прошение в итоге будет суд.
Размер штрафов за безбилетный проезд
Уставом автомобильного и электрического транспорта установлено, что основанием для взаимодействия между пассажиром и транспортным предприятием является договор перевозки. На основании договора перевозчик обязан доставить гражданина и его багаж в пункт назначения, а пассажир – оплатить услугу. Заключение договора подтверждается покупкой билета, а его отсутствие является правонарушением.
Ответственность за следование без проездного документа установлена ст. 11.18 КоАП. Данная норма определяет размер административного штрафа за проезд в таких видах транспорта как:
- морских и речных судах пригородного сообщения;
- транзитных морских и речных судах;
- воздушном транспорте;
- междугородных автобусах.
Безбилетным считают проезд вообще без документа либо по недействительному билету. Правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности, например, если гражданин билет потерял.
В соответствии с п. 84 Правил перевозки пассажиров при помощи автомобильного и электрического городского транспорта безбилетный пассажир обязан оплатить проезд от места посадки до пункта назначения. Если гражданин пожелает выйти из транспорта, он оплачивает стоимость следования до данной остановки.
Помимо оплаты собственного проезда пассажир обязан заплатить за едущих с ним детей от 5 до 16 лет, а так же за багаж, который превышает допустимые габариты. Если гражданин везет с собой домашних животных, он должен приобрести на них проездной документ. Ручную кладь определенного объема пассажир имеет возможность перевозить бесплатно.
Оплата проезда не освобождает от наложения административного штрафа. За безбилетный проезд в самолете взыскивают 200 рублей, на остальных видах транспорта, перечисленных в ст. 11.18 КоАП, 100 рублей. За перевозку багажа без оплаты и ручной клади свыше установленной нормы придется заплатить такую же сумму. Очевидно, что размер штрафа не сильно пугает граждан, предпочитающих ездить без билета.
Необходимо помнить, что административный штраф уплачивается в бюджет государства, а не перевозчику. Если контролер-ревизор не составил протокол о правонарушении, а предложил уплатить требуемую сумму ему, то это незаконно, даже в случае выдачи квитанции. Поэтому следует настаивать на оформлении постановления о привлечении к административной ответственности, и оплачивать штраф на основании этого документа.
В пригородном поезде
Порядок действий сотрудников железнодорожного транспорта при обнаружении пассажира без билета регламентируется Приказом Минтранса № 473. В соответствии с данным документом безбилетный гражданин должен приобрести проездной документ в соответствии с тарифом и маршрутом следования, а так же уплатить сервисный сбор за услугу оформления билета в поезде.
Если пассажир сел в пригородный поезд на станции, где нет билетной кассы, то оплачивать сервисный сбор он не обязан.