Статус и права апатрида

Задаваясь вопросом, как стать лицом без гражданства, гражданин России должен понимать, что у него мало возможностей осуществить такой переход.

Права и обязанности апатридов в мире, получение гражданства

В основу получения гражданства всегда закладываются принципы натурального проживания человека в данной стране. Законодательство этого государства дает определенные права человеку и наделяет его обязанностями перед страной. Но иногда случается так, что люди оказываются без родины. Таких людей называют апатридами. Это греческое слово, означающее в переводе лишение родины. Однажды я сама оказалась в такой ситуации, когда фактически не имела гражданства. Поэтому мне хорошо известно это правовое состояние человека. В этой статье я поделюсь с вами особенностями нахождения человека в таком статусе, правами, которыми все же наделен апатрид, а также возможными способами получения гражданства.

К сожалению, данный термин получает все большее распространение в мире. Так называются все люди, которые не имеют гражданства. Оказаться в такой ситуации может каждый. Наибольшая часть обстоятельств связана с войнами. Многие люди вынуждены бежать от военных действий, чтобы спасти свою семью. Но далеко не все из них могут легально пересечь границу других государства. Жители многих бедных стран не имеют заграничного паспорта, а также элементарных знаний, которые помогли бы им оформить свое нелегальное нахождение в качестве законного.

население государства

Лица без гражданства есть практически в каждом государстве. Территориально они могут находиться где угодно. Но присутствие их в определенной стране не дает им статуса полноправного жителя. Несмотря на это, эти люди обязаны подчиняться законам, действующим на данной территории. Кроме обязательств, накладываемых на них местными законодательными органами, эти люди имеют свои права. Конечно, они значительно меньше тех, которыми наделены местные граждане, но они есть, и их обязаны соблюдать все государства.

Законодательство

Каждая страна вправе устанавливать свои законы, касающиеся нахождения апатридов. Но все они должны соответствовать общепринятым международным положениям. В 1954 году большинством стран была принята Конвенция, где устанавливается правовой статус апатридов. Основой этого правового документа стали такие положения:

  1. Недопустимость дискриминации таких людей по стране происхождения, национальности, расе, религиозным или политическим убеждениям.
  2. Обязанность каждой страны предоставлять возможность въезда экипажам морских кораблей на территорию государства, если между этими государствами ведутся определенные переговоры. Также они должны выдавать проездные документы апатридам.
  3. Обязанность людей, находящихся в данном статусе, соблюдать законодательство того государства, где они находятся.

Кроме этого, есть много других моментов, которые регулируются данной конвенцией. И если права апатрида нарушаются в какой-либо стране, он имеет право подать иск в европейский суд, которые занимается рассмотрением подобных дел, связанных с нарушением правам человека.

🔔 Бипатриды: кто это

Иногда человек обладает двумя или более гражданствами разных государств. Возникновение второго гражданства у человека может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае они могут быть продиктованы только правовыми основаниями.

Бипатриды – это всегда лица, которые имеют два гражданства или более, оформленные с помощью различных юридически значимых документов. Человек, обладающий статусом бипатрида, может иметь и множественное гражданство, что заставляет его соблюдать требования действующих норм законодательства всех государств, гражданства которых он получил.

Статус бипатрида является усложненным по отношению к статусу людей, обладающих гражданством одного государства. Это связано с необходимостью действовать в юридическом поле тех стран, чье гражданство было получено, даже в случае пребывания на территории третьего государства. Как правило, такая необходимость возникает в случае, если государство, предоставившее свое гражданство человеку, может наказать его за совершение преступления даже в том случае, если ранее он понес наказание в стране пребывания.

Нормативная основа

Международное право:

    (является неотъемлемой частью Устава Организации Объединенных наций). В статье 3 данного Статута содержится указание на возможность существования людей с гражданствами нескольких государств. В соответствии с данной нормой при наличии двух гражданств человек признается в приоритете гражданином того государства, гражданством которого он пользуется в преимущественном виде; . Содержит в себе главу о множественном гражданстве, в соответствии с которыми люди, обладающие несколькими гражданствами, пользуются в странах их пребывания такими же правами, как и их граждане с одним гражданством.
READ
Порядок обжалования решения о расчетах алиментных долгов

В Российской Федерации к основным нормам права, регулирующим правовой статус бипатридов, относятся:

    , где закреплено право российских граждан иметь также гражданство другого государства (если оно было получено на основании федерального законодательства или специально подписанного международного договора);
  • национальное законодательство во всех его нормах (при условии, что речь идет о человеке, у которого оформлено российское гражданство, как одно из доступных ему); ; .

Последние два закона берутся в учет в том случае, если речь идет о бипатриде, у которого оформлено гражданство других государств, нежели Российской Федерации.

Как становятся бипатридами

Бипатридом можно стать в следующих случаях:

  • если иностранец оформляет гражданство Российской Федерации и при получении пишет заявление о том, что отказывается от гражданства своей страны (но по факту у него на руках остается два паспорта, как документы, удостоверяющие личность);
  • если второе или последующее гражданства оформляются в том государстве, которое не требует по своему законодательству отказа от предыдущих оформленных документов о принадлежности к гражданству других государств;
  • если у иностранца были украдены документы, ему восстановят документы Российской Федерации (на основании Указа Президента Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 года). В этой ситуации он становится бипатридом;
  • если родители являются гражданами разных стран, где действует принцип кровного родства для предоставления гражданства (принцип крови), то ребенок будет обладать сразу двумя гражданствами. Если же он родился на территории третьей страны, где действует принцип почвы, то у него будет три гражданства;
  • заключение брака с гражданином другого государства (при условии, что в этом государстве брак расценивается, как основание для предоставления гражданства), если отказа от гражданства своего государства не произошло.

Как получить статус

Получение статуса бипатрида в Российской Федерации происходит на основании уведомления миграционных органов о том, что у человека появилось второе гражданство.

Уведомление территориального подразделения управления по вопросам миграции происходит в письменной форме в течение двух месяцев с момента получения второго гражданства или вида на жительство (если человек проживает в Российской Федерации) или в течение одного месяца с даты возвращения (если человек временно проживает за пределами России).

Уведомить потребуется об оформленном виде на жительство, открытии постоянного места проживания либо об оформлении паспорта второго или последующего государства.

Уведомление может быть осуществлено либо лично, либо посредством использования услуг представителя (его полномочия должны быть подтверждены нотариальной доверенностью), либо через портал Госуслуг.

Двойное гражданство в России и второе гражданство – разница понятий

Двойное гражданство – это такое правовое явление, когда у человека имеются официально два паспорта разных государств, а все уполномоченные органы этих государств официально знают о таком факте и не противятся ему, так как подобные ситуации урегулированы международными договорами. Ярким примером возможности оформления двойного гражданства является Испания, которая подписала международные договоры с некоторыми странами Латинской Америки о возможности оформления их гражданам двойного подданства в силу давних особых исторических связей.

Второе гражданство – это правовая ситуация, когда у человека есть два паспорта разных государств (то есть в двух или более государствах получено гражданство), но права и обязанности этого человека в каждой стране устанавливаются по-своему и своеобразного «перезачета» не происходит. В этом случае каждое государство рассматривает человека только своим гражданином и может не знать о том, что у человека есть второе гражданство (если только законодательно не установлено требование о необходимости предоставления такой информации).

READ
Юридическая консультация по медицинским вопросам

В Российской Федерации имеются два международных договора о возможности обладания ее гражданами двойным гражданством – с Таджикистаном и Туркменистаном.

Если в отношении Таджикистана ничего не изменилось и граждане двух государств признаются в своих партнерах по международному договору, то Туркменистан при реформе своего законодательства отказался от признания российских граждан в качестве своих подданных – теперь признание происходит только со стороны Российской Федерации в одностороннем порядке граждан Туркменистана, имеющих два паспорта, как своих граждан.

Кого нельзя назвать бипатридом

Бипатридами нельзя назвать людей, которые получили второе гражданство с использованием фиктивных схем (так как в этом случае речь идет о прямом нарушении действующего законодательства).

Нельзя назвать бипатридами людей, которые потеряли первое гражданство при оформлении второго – например, такая ситуация характерна для Китая, Казахстана, Монако и ряда других стран.

Кроме того, если родители из разных государств по гражданству, но между ними заключено соглашение о том, что рожденному ребенку гражданство присваивается по принципу почвы, то ребенок так же не сможет называться бипатридом.

Причины потери гражданства

Существует ряд оснований для потери человеком гражданства:

  1. При рождении в семье апатридов. Когда оба родителя являются апатридами, ребёнок не наследует от них какое-либо гражданство. В таких случаях он может получить подданство только при том условии, что он рождён на территории страны, в которой работает принцип приобретения гражданства по праву почвы, а не по праву крови. Чаще всего люди становятся апатридами именно по этой причине.
  2. При добровольном отказе от гражданства. Если человек более не хочет быть гражданином государства, он подаёт в компетентные органы заявление об этом и проходит процедуру выхода из гражданства. В результате человек лишается паспорта и свидетельства о рождении, которые были выданы в стране, и становится апатридом. Чаще всего такое положение лишь временное, поскольку выход из гражданства был необходим человеку для получения статуса гражданина другого государства.
  3. При лишении гражданства. Такую процедуру чаще всего осуществляют, когда человек является угрозой для безопасности общества или когда гражданство было получено незаконно. Обычно после этого человека выдворяют из страны.
  4. Вследствие определённого юридического процесса, когда он становится причиной лишения человека всех привилегий, гражданства в том числе. Чаще всего такое случается, если человек получил гражданство благодаря фиктивному браку. Когда обман вскрывается, государство начинает процесс аннулирования брака, соответственно, человек теряет основание для сохранения гражданства.
  5. При исчезновении государства. Когда государство меняет свой статус (например, объединяется с другим) или исчезает, то его граждане автоматически становятся апатридами. Чаще всего они могут получить паспорт нового государства по упрощённой схеме.

Паспорта СССР и России

После распада СССР граждане страны стали апатридами, пока не получили российские паспорта

Содержание поправок

Положения КоАП РФ, не позволяющие освобождать апатридов из центров содержания при невозможности их выдворения за пределы страны, признаны не соответствующими Конституции РФ

Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен абз. 7 о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ – документ, выданный апатриду в подтверждение его личности и временного пребывания в России. Он не может быть выдан в форме электронного документа. Абзац 10 был скорректирован. Согласно новой редакции временно пребывающий в России иностранный гражданин – лицо, находящееся в РФ на основании визы или прибывшее в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ), либо временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Кроме того, теперь это абз. 11.

READ
Как закрыть расчетный счет в банке ООО

В п. 1 ст. 5 внесено дополнение, касающееся срока временного пребывания в России указанных категорий лиц, который определяется сроком действия соответствующего документа.

Закон также дополнен ст. 5.2 о временном удостоверении личности лица без гражданства в РФ. Статья содержит 8 пунктов. В частности, установлено, что временное удостоверение личности выдается в случае отсутствия у апатрида документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Россией в этом качестве, а также при отсутствии государства, в которое апатрид может выехать из России при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении, депортации или реадмиссии. Такой документ может быть выдан в том числе в форме карты, которая также содержит электронный носитель биометрической информации, и может использоваться госорганами для идентификации лица без гражданства с помощью биометрии. Срок действия документа – 10 лет.

В частности, ведомство намерено отменить разрешения на временное проживание иностранцев, заменив их новыми миграционными режимами

Определены также порядок выдачи временного удостоверения личности, а также основания для замены и аннулирования. Так, удостоверение не выдается (аннулируется) при установлении факта сообщения апатридом заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления, а также при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или государства, готового принять его, либо в случае, если апатрид имеет или получил разрешение на временное проживание (вид на жительство).

Также отмечается, что указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ, если такие нарушения были выявлены при подаче ими заявления об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности.

Статья 6 Закона дополнена п. 3.1 о том, что без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории России.

В ст. 10.1 об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, включен п. 12. В нем указано, что по результатам проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются ему. Копия заключения об установлении личности вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления заключения.

Статья 31 дополнена п. 12.1 о том, что в случае выдачи лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о выдаче временного удостоверения.

Скорректирован п. 4 ст. 35.1 об основах содержания иностранных граждан в спецучреждениях. Поправками установлено, что такое лицо содержится (пребывает) в спецучреждении до его административного выдворения за пределы РФ, депортации или отмены соответствующего решения, передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии или прекращения реадмиссии, до его выезда за пределы России в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном ст. 5.2 Закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ.

READ
Банкротство юридических лиц – единый федеральный реестр

Корреспондирующие изменения внесены в законы о порядке выезда из РФ и въезда, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и о полиции.

Сложное положение

Каждый апатрид имеет право на пользование нац. режимом. Это значит, что человек имеет права, практически аналогичные правам гражданина. Существуют и некоторые исключения. Так, апатрид не имеет права участвовать в выборах Президента или депутатов в Государственную Думу. Также апатрид до получения российского подданства не может начать свою политическую карьеру.

Такие же ограничения касаются и иностранных граждан. Отличие состоит в том, что в случае ущемления прав иностранец имеет право обратиться за помощью в дип. учреждение своего государства.

Служба в армии

Апатриды в армии не служат

В России апатрид не имеет права проходить службу в армии. Это касается как срочной, так и контрактной службы. Сложный правовой статус не предполагает наличие возможности занять даже должность, не имеющую и никакого отношения к политике. Так, человек, являющийся апатридом, не имеет права стать командиром экипажа в авиатранспорте.

Это касается не только военного корабля, но и гражданского. Кроме того, человек, ставший апатридом на территории России, не может стать хранителем государственной тайны. Работать на государственной службе лицо, не имеющее подданства, также не имеет возможности.

Существуют и другие ограничения. Так, при наличии соответствующего распоряжения, силовые структуры России могут ограничить апатрида в передвижении по территории страны. Если такового распоряжения нет, то человек имеет возможность беспрепятственного передвижения в пределах российского государства.

Находиться на территориях, для посещения которых необходимо специальное разрешение, лицо, являющееся апатридом, не может.

Право на получение образования у апатридов есть. По окончании университета человек может официально трудоустроиться и даже подняться по карьерной лестнице. Также апатриды имеют возможность получить медицинский полис. Есть у них и право на пересечение границы. Вид на жительство, полученный лицом, не имеющим подданства, может продляться. Иногда выдаётся бессрочный ВНЖ.

ВНЖ в РФ

Вид на жительство в РФ

Документы на лиц без гражданства

Чтобы правительство не депортировало апатрида, необходимо иметь следующие документы:

  • Разрешение на временное проживание.
  • Удостоверение, производимое на территории прошлого государства. При замене прошлого подданства должна быть справка с места рождения.
  • Специальный сертификат апатрида, в котором указаны права и обязанности ЛБГ.
  • ВНЖ – вид на жительство.

Этот перечень позволяет людям путешествовать по стране, а также получать медицинскую помощь.

Вид на жительство

Глава I

Статья 1

Определение понятия “апатрид”

1. В настоящей Конвенции под словом “апатрид” подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона.

2. Положения настоящей Конвенции не распространяются:

i) на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;

ii) на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны;

iii) на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

a) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

b) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну;

c) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 2

У каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он должен подчиняться законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

READ
Когда рыбалка запрещена и штрафы за нарушение запрета

Статья 3

Договаривающиеся государства будут применять положения настоящей Конвенции к апатридам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения.

Статья 4

Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, находящимся на их территориях, по меньшей мере столь же благоприятное положение, как и своим собственным гражданам, в отношении свободы исповедовать свою религию и свободы предоставлять своим детям религиозное воспитание.

Статья 5

Права, предоставленные независимо от настоящей Конвенции

Ничто в настоящей Конвенции не нарушает никаких прав и преимуществ, предоставленных апатридам каким-либо Договаривающимся государством независимо от настоящей Конвенции.

Статья 6

Выражение “при тех же обстоятельствах”

В настоящей Конвенции выражение “при тех же обстоятельствах” означает, что апатрид должен удовлетворять любым требованиям (включая требования, касающиеся срока и условий пребывания или проживания в стране), которым данное частное лицо должно было бы удовлетворять для пользования соответствующим правом, если бы оно не было апатридом, за исключением требований, которым в силу их характера апатрид не в состоянии удовлетворить.

Статья 7

Изъятия из принципа взаимности

1. Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, Договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы.

2. По истечении трехлетнего срока проживания на территории Договаривающихся государств все апатриды будут освобождены от установленного законодательным путем требования взаимности.

3. Каждое Договаривающееся государство будет и впредь предоставлять апатридам права и преимущества, на которые они, без всякой взаимности, имели право в день вступления в силу настоящей Конвенции в отношении данного государства.

4. Договаривающиеся государства благожелательно отнесутся к возможности предоставления апатридам, без всякой взаимности, прав и преимуществ, помимо тех, на которые они имеют право согласно пунктам 2 и 3, и к возможному освобождению от требования взаимности апатридов, которые не отвечают условиям, предусмотренным в пунктах 2 и 3.

5. Положения пунктов 2 и 3 применяются как к правам и преимуществам, упомянутым в статьях 13, 18, 19, 21 и 22 настоящей Конвенции, так и к правам и преимуществам, не предусмотренным в ней.

Статья 8

Изъятия из исключительных мер

Исключительные меры, которые могут быть применены в отношении лиц, имущества или интересов граждан или бывших граждан иностранного государства, не будут применяться договаривающимися государствами в отношении апатридов исключительно на основании предшествовавшего обладания ими гражданством данного иностранного государства. Договаривающиеся государства, законодательство которых не допускает применения выраженного в настоящей статье общего принципа, будут в соответствующих случаях устанавливать изъятия в интересах таких апатридов.

Статья 9

Ничто в настоящей Конвенции не лишает Договаривающиеся государства права во время войны или при наличии других чрезвычайных и исключительных обстоятельств принимать временно меры, которые оно считает необходимыми в интересах государственной безопасности, по отношению к тому или иному определенному лицу еще до выяснения этим Договаривающимся государством, что оно действительно является апатридом и что дальнейшее применение в отношении него таких мер необходимо в интересах государственной безопасности.

Статья 10

1. Если апатрид был депортирован во время второй мировой войны и отправлен на территорию одного из Договаривающихся государств и там проживает, то время такого принудительного пребывания будет рассматриваться как время законного проживания в пределах этой территории.

2. Если апатрид был депортирован во время второй мировой войны из территории одного из Договаривающихся государств и до вступления в силу настоящей Конвенции возвратился туда с целью обосноваться там на постоянное жительство, то период проживания до и после такой депортации будет рассматриваться как один непрерывный период во всех тех случаях, когда требуется непрерывность проживания.

READ
Человеко-часы – что это, расчёт

Статья 11

Если апатридами являются лица, нормально служащие в экипажах кораблей, плавающих под флагом одного из Договаривающихся государств, то это государство благожелательно отнесется к поселению этих лиц на своей территории и к выдаче им проездных документов или же к предоставлению им временного права въезда не его территорию, в частности в целях облегчения их поселения в какой-либо другой стране.

Правовой статус апатридов в международном праве прав человека

Габрелян, Г. В. Правовой статус апатридов в международном праве прав человека / Г. В. Габрелян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1257-1261. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30429/ (дата обращения: 12.02.2022).

В данной статье проанализирован международно-правовой статус лиц, не имеющих гражданства (апатридов). Автор рассмотрел определяющие признаки лиц без гражданства, причины утраты ими гражданства, а также виды апатридов. Автор установил, что признание граждан другого государства апатридами вызывает вопросы относительно их дальнейших взаимоотношений с государством гражданства, в том числе и обязанностей апатрида перед государством, которое не имеет перед ним обязательств. Автор исследовал положения Конвенции о статусе апатридов 1954 г. и соотнес их с нормами национального законодательства, регулирующего правовой статус лиц без гражданства. Автор сделал вывод о необходимости создания законодательных механизмов реализации норм Конвенции в Украине, в т. ч. совершенствовании нормативного регулирования обеспечения права таких лиц на обращение в суд, получение начального образования.

Ключевые слова: международно-правовой статус, апатриды, государство, гражданство, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Украина.

Актуальность темы. В современном мире человек, его права и свободы признаются одними из главных ценностей и объектом охраны как международного, так и национального права. В данный момент действует целый ряд международно-правовых соглашений, которые не только закрепили минимальные стандарты прав и свобод человека, но и образовали действенные международные механизмы их защиты. Однако, несмотря на указанное, в правовом регулировании защиты прав и свобод человека остаются недостатки, что иногда нивелируют тот позитивный результат, которого достигло человечество в последние десятилетия. Существующие международно-правовые гарантии прав и свобод не всегда имеют механизмы реализации этих прав и свобод. Осуществление прав и свобод современного человека во многом зависит от наличия у него гражданства. Человек является в определенном смысле заложником государства, поскольку, не предоставляя или лишая человека гражданства, оно делает невозможным реализацию не только полного объема его прав и свобод, но и наиболее важных из них, таких как право на труд, на социальную защиту, на образование и т. д.. Невозможность осуществления определенных прав и свобод, а также отсутствие дипломатической защиты — это основные проблемы правового статуса лиц без гражданства или апатридов.

Степень научной разработки. Проблематика правового статуса лиц без гражданства затрагивалась в роботах О. Абрамовой, С. Алексеева, JI. Анисимова, Е. Атутова, Е. Балацкого, О. Кузьменко, H. Баринова, Е. Виноградова и др. Некоторые ученыеприбегали к рассмотрению отдельныхаспектов правового статуса лиц без гражданствав контекстеисследованияболее широкой темыгражданства илив связи с рассмотрениемправовогостатуса беженцев.В частности, таким образомобратились к проблемебезгражданстваС.Бабурин, А.Гончаренко, Л.Лазарев, М.Сиранти другие. Следует отметить, что в настоящее время ощущается недостаток специализированных исследований данной проблематики. Актуальность исследования правового статуса апатридов обусловлена также недавним (11.01.2013) присоединением Украины к Конвенции о статусе апатридов от 28.09.1954 и принятием нового Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 (действующая редакция от 06.12.2012).

Целью данной статьи является исследование международно-правого статуса апатридов.

Лицами без гражданства (апатридами) считаются лица, которые не обладают гражданством ни одного государства. Нормативное определение этого термина содержит ст. 1 Конвенции о статусе апатридов 1954 г., согласно которой апатридом является лицо, которое не рассматривается как гражданин любого государства в силу его законов. [1]

READ
Составляется ли приказ на перенос отпуска

Почтианалогичноеопределениесодержится во многихнациональных законах, определяющих правовойстатусапатридов, в частности, в Законе Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 р. [2]

Апатриды не имеют постоянной правовой связи ни с одним государством, а потому не пользуются правом дипломатической защиты. Однако в 2006 году ООН принят Проект статей о дипломатической защите, в ч. 1 ст. 8 которого указывается, что государство может осуществлять дипломатическую защиту в отношениилица без гражданства, которое на дату причинения вреда и надату официальногопредъявления требованиязаконно проживает в этомгосударстве. [3]

Лица становятся апатридами, как правило, по следующим причинам:

1) при лишении гражданства;

2) при бракосочетании женщины с иностранцем, когда в соответствии с действующим законодательством его государства о гражданстве он автоматически теряет гражданство, а законодательство государства мужчины не предоставляет женщине гражданства мужа;

3) при потере гражданства;

4) если лицо добровольно утратило гражданство своей страны, а другого не получило;

5) при выходе из гражданства с целью получения другого;

6) при рождении от родителей, которые являются апатридами;

7) в определенных случаях вследствие территориальных изменений и в других случаях. [4]

Причем большинство случаев безгражданства возникает вследствие коллизии законодательства отдельных государств.

Различают два вида лиц без гражданства: абсолютные апатриды и относительные апатриды. Первыми являются лица, которые получили статус апатрида с рождения, другие — стали апатридами из-за потери гражданства.

Статус лица без гражданства в основном определяется законодательством того государства, на территории которого это лицо находится, однако с учетом требований, установленных нормами международного права. К последним следует отнести положения, содержащиеся в уже указанной Конвенции о статусе апатридов 1954 г. и Конвенции о сокращении случаев безгражданства 1961 г. [5].

Кроме того, правовой статус лиц без гражданства регулируется большинством универсальных договоров в области прав человека. В рамках этого Конвенция 1954 г. предусматривает, что лицу, которое родилось на территории любого государства, должно быть предоставлено гражданство, если без такого она стала бы апатридом. Конвенция запрещает принудительно лишать гражданства, если это приведет к тому, что лицо станет апатридом [1].

Правовой статус лица без гражданства довольно часто приравнивают к статусу иностранца. Однако он не является идентичным. В отличие от иностранца, который одновременно находится под юрисдикцией двух государств − государства гражданства и государства местопребывания, лицо без гражданства всегда находится исключительно под властью последнего. Именно поэтому Конвенция 1961 г. устанавливает, что апатридам нужно предоставлять такой же статус, которым пользуются иностранцы, если более высокие гарантии не предусмотрены указанной Конвенцией [5]. В свою очередь, Конвенция 1954 г. предусматривает, что личный статус апатрида определяется законами государства его домицилия или, если таковой отсутствует, — законами государства его жительства. [1] Апатриды обязаны подчиняться законодательству государства местопребывания. Однако в некоторых областях, таких как право на судебную защиту, свободы вероисповедания, начального образования, науки, их статус в государстве постоянного места жительства идентичен статусу гражданина. То же касается права оплаты труда и социального обеспечения, которое возникает в таком случае, а также права на компенсацию в случае несчастного случая на производстве. Кроме того, запрещено облагать апатридов дополнительными налогами и сборами.

Предполагается, что государство местонахождения апатрида обязано выдавать ему документы, удостоверяющие личность, если оно не имеет таковых. Также лицо без гражданства, законно находящееся на территории государств, не может быть выслано из него иначе, как по соображениям государственной безопасности или общественного порядка, и не иначе, как на основании решения суда.

Государства должны создать условия для ассимиляции и натурализации апатридов, к ним должен применяться упрощенный порядок приобретения гражданства [4].

В то же время необходимо отметить существенные недостатки международно-правового регулирования статуса апатридов. Как уже было указано, в соответствии с Конвенцией о правовом статусе апатридов, апатридом является лицо, которое не рассматривается как гражданин любого государства в силу его законов. Однако выражение«в силу его законов»подчеркивает тотфакт, что приведенноеопределениекасается именноапатридовde jure, то есть тех лиц, которые согласно законодательствуни одного государстване могут пользоватьсяправом гражданства.Однако ниуказанныемеждународные конвенции, нивнутригосударственное законодательствоподавляющего числастранне содержатправовогорегулирования статусаапатридовde facto. Более того, эта категория лицвообще находитсявне действияправовых актово безгражданствеи гарантий, предоставляемыхапатридам.

READ
Как заполнить визовую анкету в Финляндию

Прошло более 50 лет, но правового регулирования гражданства de facto сих пор нет.

Можновыделить следующие признаки фактического безгражданства:

– лицо, признаваемоеde factoапатридом, имеет гражданстводругого государства.Минимумоноимеет на него правов соответствии с закономо гражданствеэтого государства;

– такое лицопризнаетсяde factoапатридомв то время, когда ононаходитсявнегосударства-гражданства;

– такому лицу непредоставляется защитасо стороны государства-гражданства из-за:

а) нежелания лицапо уважительным причинамобратиться за такойзащитой;

б) невозможностилица обратитьсяза такой защитой.

Для признания лицаапатридомde factoперечисленные признакидолжны быть в наличиив совокупности [6].

Международные правозащитные организации и институты указывают на необходимость усовершенствования защиты прав этой группы населения. Соответствующая рекомендация содержится, например, в Заключительном акте Конференции ООН по вопросу о статусе апатридов 1954 г. Ее сущность заключается в просьбе ко всем государствам-участникам Конвенции о статусе апатридов 1954 г., в том случае, когда они признают существенными причины, по которым лицо отказывается от защиты со стороны государства, гражданином которого он является, отнестись с пониманием к возможности такого же обращения с этими лицами, какое Конвенция предусматривает по отношению к апатридам. Как справедливо отмечает О. Нигреева, в этой рекомендации речь идет об обращении с апатридами de facto. Разработчики Конвенции не решились внести это положение как обязательную норму в текст Конвенции, ведь это могло бы подвергнуть риску подписание Конвенции вообще, ибо такое положение, с одной стороны, возлагало бы на государства дополнительные обязательства, и, кроме того, посягало бы на право государств самостоятельно осуществлять защиту своих граждан [7].

Проблемы могут возникнуть также с толкованием содержания и объема понятия «дипломатической защиты», ведь качество и полнота той помощи, что государства предоставляют своим гражданам за рубежом, не является одинаковой и зависит от многих факторов, начиная с экономических возможностей государства-гражданства и заканчивая характером отношений государства-гражданства с государством пребывания лица. Следовательно, в этих условиях дипломатическая защита, предоставляемую гражданам менее развитых стран, может считаться отсутствием защиты для граждан, имеющих большие возможности. Автор считает, что это не является основанием для признания таких граждан фактическими апатридами. Более того сами сторонники теории гражданства de facto подчеркивают, что неспособность воспользоваться защитой может быть полной и частичной. По их мнению, полная неспособность воспользоваться защитой всегда приводит к безгражданству de facto. Однако ключевым для решения вопроса о наличии такого статуса лица должно быть наличие у него возможности вернуться в свою страну. Так, лица, которые не могут вернуться на родину, даже если они пользуются дипломатической защитой и помощью, являются всегда апатридами de facto. Лица же, что могут вернуться, но не получают защиту и помощь за рубежом, ими не являются [6].

Следует отметить, что признание граждан другого государства апатридами de facto вызывает вопросы относительно их дальнейших взаимоотношений с государством гражданства, например, вопрос о необходимости выполнения такими гражданами их общественных обязанностей перед государством и т. д.

Автор считает, что на данном этапе развития международных отношений и международного права, применение и тем более нормативное закрепление категории гражданства de facto имеет немного перспектив из-за ее юридического несовершенства и противоречивости действующим международно-правовым нормам. Однако это не лишает международное сообщество необходимости решить проблему незащищенности прав граждан некоторых стран, как в течение их пребывания за границей, так и в то время, когда они находятся на территории собственного государства. Автор соглашается с тем, что государства, стремящиеся улучшить положение данных лиц, должны руководствоваться в этом процессе общечеловеческими ценностями и оказывать помощь людям, которые оказались в сложных жизненных условиях, независимо от наличия или отсутствия у них гражданства какой-либо страны [7].

READ
Сколько стоит поменять номера в ГАИ

Следует также отметить некоторые проблемы имплементации уже действующих международно-правовых норм в национальное законодательство, регулирующее правовое положение лиц без гражданства.

Как уже было указано выше, 22.09.2011 принят Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства». Данным Законом предполагалось определить правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в Украине, в соответствии с Разделом II Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» [8], урегулировать вопросы их въезда в Украину и выезда из Украины, установить основания и порядок их задержания и принудительного выдворения с территории Украины, а также устранить коллизии между положениями действующего национального законодательства с одной стороны, и положениями международных договоров в области прав человека, участником которых является Украина, с другой.

Вновом Законе Украиныопределены такиеспециализированные видыответственности, как:добровольное возвращениеиностранных граждан и лицбез гражданствав страну происхожденияилитретью страну,принудительное возвращениеиностранных граждан и лицбез гражданствав страну происхожденияили третьюстрану;принудительное выдворение.

Так, добровольное возвращениена родинупредусматривает,что иностранцы и лицабезгражданства, получившиеуведомление об отказе в признании беженцемили лицо, котороенуждается в дополнительной защите, утратившиеили лишенныестатуса беженца илидополнительной защитыи не использовавшие правана обжалование таких решений, а такжелица, получившие сообщениеоб отклонении жалобы оботказе в оформлениидокументов для решения вопросао признаниибеженцемили лицом, которое нуждается в дополнительной защите, и не использовавшиеправа наего обжалование в суд, лица, которые получили решениесуда о подтверждении решенияоб отказе в оформлениидокументов для решения вопросао признаниибеженцемили лицом, которое нуждается в дополнительной защитев Украине, должны добровольновернуться в странупроисхождения илитретью страну.

Однако данный видадминистративного принуждениявызывает рядвопросов. Так, суть термина «добровольное» не соотносится с административным принуждением. К тому же, законодателем не разработан сам механизмвоздействияв случае невыполнения данногоспецифического действия.

О. Нигреева также справедливо отмечает нелогичностьвведенныхинститутов «принудительного возвращения» и «принудительного выдворения»: «сложилось мнение, что законодательискал выход, каким образомупростить процедурупринудительного выдворенияи предложилинститутпринудительного возвращения, который не требуетсудебного разбирательства, имеет менеесложную процедуру, и финансовыезатраты» [7].

Существенным минусом Закона также является отсутствие детальной проработки механизма реализации личныхнеимущественных и имущественныхправ лиц без гражданства (правана жизнь, на уважениечести и достоинства, уважение личной и семейной жизни, на трудовую деятельность, на мирные собрания, на образование, на жилье, на правовую помощь, правособственности и т. п.).

Таким образом, можно сделать вывод, что апатридом является лицо, которое не рассматривается как гражданин любого государства в силу его законов. Признание граждан другого государства апатридами вызывает вопросы относительно их дальнейших взаимоотношений с государством гражданства, в том числе и обязанностей апатрида перед государством, которое не имеет перед ним обязательств.

В данное время, нимеждународно-правовые нормы,нивнутригосударственное законодательствоподавляющего числастранне содержатправовогорегулирования статусаапатридовde facto. Более того, эта категория лицвообще находитсявне действияправовых актово безгражданствеи гарантий, предоставляемыхапатридам. На данном этапе развития международных отношений и международного права, применение и тем более нормативное закрепление категории гражданства de facto имеет мало перспектив из-за ее юридического несовершенства и противоречивости действующим международно-правовым нормам.

Для усовершенствования национального законодательства, регулирующего правовой статус лиц без гражданства необходимо детальное законодательное закрепление механизма реализации личныхнеимущественных и имущественныхправ апатридов (правана жизнь, на уважениечести и достоинства, уважение личной и семейной жизни, на трудовую деятельность, на мирные собрания, на образование, на жилье, на правовую помощь, правособственности и т. п.).

  1. Конвенция о статусе апатридов от 28.09.1954 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua (дата обращения: 10.05.2016).
  2. Закон України «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства» від 22 вересня 2011 р. // Відомості Верховної Ради України. — 2012. — № 19–20. — Ст. 179.
  3. Draft Articles on Diplomatic Protection with commentaries [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: ttp://untreaty.un.org/ilc/texts/instruments/english/commentaries/9_8_2006.pdf. (датаобращения: 20.04.2016).
  4. Міжнародне публічне право. Підручник. / за ред. Репецького В. М. — К.: Знання, 2011. — 437 с.
  5. Конвенция о сокращении безгражданства от 30.08.1961 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru. (дата обращения: 05.05.2016)
  6. Концепция понятия «лицо без гражданства» в международном праве: краткие выводы совещания экспертов // Журнал международного права и международных отношений. — 2011. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://evolutio.info/index. php?option=com_content&task= view&id=1833&I. (дата обращения: 10.05.2016)
  7. Нігреєва О. О. Концепція безгромадянства de facto у міжнародному праві[Электронный ресурс]. — Режим доступа:www.nbuv.gov.ua. (дата обращения: 30.04.2016)
  8. Конституция Украины от 28.06.1996 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua. (дата обращения: 10.05.2016).
READ
Где посмотреть оконх организации

Основные термины (генерируются автоматически): лицо, гражданство, апатрид, государство, статус апатридов, дипломатическая защита, государство гражданства, Конвенция, правовой статус лиц, национальное законодательство.

Причины, почему лицо может быть без гражданства

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

    Отсутствие какого-либо гражданства у человека обусловлено наличием одной из следующих причин:

    Важно! Международными соглашениями могут быть предусмотрены дополнительные причины, когда может быть присвоен статус апатрида.

    Заключение

    Таким образом, под апатридами в России принято понимать неграждан РФ, не имеющих доказательств своей гражданской принадлежности к другому государству. Несмотря на законодательную регламентацию их статуса, в обыденной жизни они сталкиваются со множеством проблем из-за отсутствия документов. В РФ они могут оформить российское гражданство как в общем, так и в упрощенном порядке.

    Д.А. Дружинин

    Апрель 2017 – . Юрист миграционного портала 100migrantov.ru.
    В 2017 году Решением государственной экзаменационной комиссии была присвоена квалификация «магистр».
    С 2013 года Работа в сфере защиты прав иностранных граждан и лиц без гражданства в судах и ФМС России.

    В целях регулирования правового статуса апатридов на территории России, ФЗ № 115 «О правовом положении иностранцев в РФ» приравнивает их к иностранным гражданам. Поэтому признание лицом без гражданства на территории РФ предоставляет такому человеку полный объем правомочий, гарантированных законом для граждан других государств. Проще говоря, иностранцы и ЛБГ по российскому законодательству равны, что разрушает стереотип о том, что лица без гражданства – это бесправные субъекты, лишенные возможности реализовать свои свободы.

    Оформление российского гражданства для ЛБГ

    Апатриды имеют право вступить в российское гражданство тем же образом, что и иностранцы: по общей или упрощенной схеме. Для прохождения по общему порядку, в соответствии со ст. 13 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ , требуется прожить на протяжении 5 лет в России на основании ВНЖ, иметь законный источник дохода и подтвердить знание русского языка.

    Правила упрощенного порядка предусмотрены ст. 14 Закона о гражданстве . По этой схеме обязательный срок проживания может быть сокращен, а правило обязательного наличия статуса ВНЖ или РВП может не приниматься во внимание.

    Право прохождения по упрощенной процедуре имеют многие категории, в частности, дети граждан РФ, носители русского языка, лица, признанные соотечественниками , бывшие граждане СССР, выходцы из бывших союзных республик, имевшие советское гражданство, но оставшиеся при этом апатридами.

    Поскольку большинство российских апатридов подпадают под последнее определение, ежегодно не менее 15 тысяч из них приобретает российское гражданство по упрощенной схеме.

Ссылка на основную публикацию