Опасное вождение в ПДД в вопросах и ответах

Важно понимать, что сотрудники ГИБДД, согласно КоАП, должны принимать решения о правонарушении на свое усмотрение и часто готовы толковать маневры на дороге, как опасные – совокупно или по отдельности. Будут ли они обязаны доказывать факт опасной езды в соответствии с новыми требованиями КоАП – пока непонятно.

Штрафы ГИБДД за опасное вождение

За агрессивное и опасное вождение водителя могут оштрафовать. Госдума рассматривает специальный штраф за это нарушение, но в КоАП уже есть наказания для любителей дрифта, гонок в черте города и автохамов. Рассказываем, как штрафуют тех, кто любит подрезать и ведет себя на дороге неадекватно.

Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Что считается опасным вождением?

Этот термин достаточно подробно разжёван в соответствующем пункте 2.7 Правил дорожного движения. Но от объёма текста он, к сожалению, не стал чётким и определённым.

Итак, опасная езда – это совокупность определённых манёвров, которая совершилась водителем более одного раза. Такие манёвры включают в себя:

  • перестроение с созданием помехи,
  • перестроение при интенсивном движении (даже если помеха не создавалась, то всё равно будет считаться опасное вождение), если манёвр совершается не для поворота или разворота, а также не для объезда препятствия или остановки,
  • несоблюдение дистанции,
  • несоблюдение бокового интервала,
  • если вы резко затормозили, а этого не требовалось во избежание ДТП,
  • если вы препятствовали обгону.

Есть 2 важных условия, при которых все перечисленные манёвры подпадают под термин “опасное вождение”:

  1. они должны быть совершены неоднократно – причём, комбинация из любых двух (даже разных) действий уже образует опасное вождение,
  2. такие действия должны повлечь реальную угрозу ДТП, в том числе с гибелью или ранениями людей.

Агрессивная езда по ПДД

Официальная трактовка соответствующего пункта ПДД выглядит следующим образом:

2.7. Водителю запрещается:

.

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и/или движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Таким образом, если вы в потоке автомобилей более одного раза: тормозили без причин, перестроились, создав помехи, перестраивались при интенсивном потоке, когда заняты все полосы движения, препятствовали обгону, слишком близко приблизились к впереди едущей машине или проехали слишком близко сбоку от другого авто, и тем самым создали угрозу ДТП, то по состоянию, актуальному на 2022 год, это и есть опасное вождение.

READ
Маткапитал в Челябинске и Челябинской области

Типичные примеры агрессивной езды – подрезание другого авто или “учительствование”, когда вы опережаете/обгоняете и затем оттормаживаете другой автомобиль. Именно об этом, вероятнее всего, думали законодатели, вводя в ПДД данный термин.

Подрезание как пример опасного вождения

Что не считается?

Определённо, под агрессивную езду не могут подпадать такие ситуации и манёвры водителя по определению термина:

  • перестроение без включённых поворотников,
  • поворот из второго ряда (в случаях, когда это запрещено Правилами),
  • “виляние” из стороны в сторону в пределах своей полосы (при наличии разметки),
  • несоблюдение дистанции или бокового интервала до стоящего впереди/сбоку автомобиля (в пробке, к примеру),
  • превышение скорости, равно как и слишком быстрый разгон со светофора,
  • дрифтинг,
  • и любые другие манёвры или нарушения ПДД, которые не перечислены прямо в условиях пункта 2.7.

Изменения, внесенные в ПДД

Официальная трактовка нормы, которая прямо закреплена в пункте 2.7 ПДД и введена в действие соответствующим постановлением. Т.е. поправки в ПДД (опасное вождение) внесены именно в этом виде, и каких-либо дополнений не требуют.

По мнению специалистов и просто автолюбителей эта норма содержит довольно много пробелов и недочетов (к примеру, проблемы в установлении факта на дороге при отсутствии видео фиксации). Но как эта норма будет работать, и будет ли работать вообще, мы узнаем только через некоторое время. Далее расскажем о том, какой штраф предусмотрен за опасное вождение.

Определение опасного вождения

Как ГИБДД может доказать опасное вождение

Проблема фиксации сотрудниками ГИБДД факта опасной езды в том, что такое нарушение ПДД происходит быстро и часто не имеет свидетелей. Согласно проекту будущей статьи КоАП, остановить водителя и выписать протокол о возбуждении административного дела по случаю опасной езды инспектор сможет в том случае, если сам стал свидетелем рискованного поведения на дороге.

Но он все-равно будет обязан отпустить нарушителя, так как не имеет право самостоятельно рассматривать дело – это полномочия его начальника, который принимает решение о вынесении постановления.

Сам водитель доказывать свою невиновность он не обязан – его защищает презумпция невиновности. Доказательства его вины обязаны предоставить сотрудники ГИБДД. Если она будет доказана, водителю выдается или высылается по почте копия постановления.

Важно! Адекватные и ответственные водители, ставшие свидетелями факта опасной езды, также смогут обращаться в ГИБДД с жалобами и доказательствами (видеосъемка с мобильного телефона) правонарушения лично, по почте или онлайн на сайте. Доказательства инспекторы Госавтоинспекции смогут также получить с камер видеонаблюдения в зоне произошедшего инцидента.

Какой штраф за опасное вождение?

Термин термином, но простое наличие определения в ПДД и запрет опасного вождения ещё ничего не значит. Да, нам запретили опасное вождение, но какая санкция предусмотрена за него? Санкция должна содержаться в Кодексе об административных правонарушениях, предусматривающая наказание за опасное вождение – лишение или штраф. Таковой статьи пока нет, штрафа и лишения, следовательно, тоже. Обсуждение по введению санкции за опасное вождение планируется до сентября 2016 года, после чего будет, скорее всего, введён штраф за опасное вождение.

READ
Приняты новые поправки в Налоговый кодекс

Рассматривается появление в КоАП штрафа за опасное вождение в размере 5 тысяч рублей. Лишения прав за опасное вождение предусмотрено пока не будет.

Тем не менее, такое нововведение пока ещё очень “сыро” – намного сырее обновление в ПДД, поэтому возможны изменения по части наказания за опасное вождение – может быть как увеличен, так и уменьшен штраф за него, так и введено лишение как минимум за повторность опасного вождения.

Для чего введен термин “Опасное вождение”?

Судя по всему, новое понятие “Опасное вождение” в ближайшее время будет добавлено и в кодекс об административных правонарушениях. Соответственно, многократное нарушение правил дорожного движения повлечет более суровое наказание, чем несколько нарушений по отдельности. В настоящее время существует законопроект, предусматривающий введение наказания за опасное вождение.

А как Вы относитесь к новому понятию “Опасное вождение”? Станет ли движение по российским дорогам безопаснее после введения данного термина?

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Что такое «опасное вождение»?

Чтобы понять, за что автолюбитель может получить штраф, разберемся с терминологией. В ПДД (пункт 2.7) дается следующее определение «опасному вождению» – это совокупность действий на дороге, связанных с невыполнением одного или ряда пунктов.

  • Частое перестроение при плотном движении и при занятых полосах. Хитрый маневр еще называют «шашечки» – один водитель перемещается из ряда в ряд без видимых оснований, тем самым затрудняя путь других участников транспортного потока. Сюда относится однократное перестроение, которое создает помехи дорожному движению.
  • Резкое торможение при отсутствии необходимости предотвратить ДТП. Из-за неожиданного торможения в вас может въехать позади едущий автомобиль или даже несколько, не успевая быстро среагировать. В итоге пострадают другие участники дорожного движения и вы сами.
  • Несоблюдение дистанции с впереди движущимся автомобилем. Расстояние нужно рассчитать так, чтобы избежать столкновения в случае непредвиденной ситуации. Для расчета существует правило трех секунд. Выберите подходящий ориентир впереди: дорожный знак, столб, дерево, киоск и т.д. Мысленно зафиксируйте, когда едущий впереди автомобиль поравняется с ориентиром, и начинайте считать до того момента, когда выбранную точку проедете вы сами. Если прошло три секунды – значит, расстояние безопасное, если меньше – сбавьте скорость и постарайтесь слегка отстать. Три секунды выбраны неслучайно: за это время водитель успевает среагировать, перенести ногу на педаль тормоза и остановиться, не врезавшись в ТС впереди.
  • Несоблюдение бокового интервала. Расстояние между ТС, движущимися попутно или по встречному направлению, должно быть безопасным, так гласят ПДД. Настоящая опасность возникает тогда, когда автомобиль или водитель мотоцикла начинает двигаться между рядами, снижая боковой интервал до минимума. Обычно это происходит в плотном транспортном потоке. Но проехать получается не всегда – вместо этого автомобиль превращается в преграду на дороге, а весь поток останавливается из-за одного нарушителя.
  • Отказ перестроиться и уступить дорогу транспортному средству, имеющему законное преимущество. Например, автомобилям, которые движутся попутно, не меняя направление. Упрямство водителя приведет к помехам на дороге и даже аварийной ситуации.
  • Другие агрессивные действия: подрезание, управляемый занос или дрифт.
READ
Как открыть Секонд Хенд и с чего начать: бизнес-план

Важно: опасной признается езда, при которой эти маневры совершены больше одного раза. Если создается реальная угроза ДТП, которая может закончиться ранениями или смертью людей, вождение посчитают опасным. А раз правонарушение относится к административным, за него полагается штраф.

Что такое «опасное вождение»?

Возможно ли получить скидку 50%

Когда штраф всё же был выписан и водитель обязан его заплатить, даже тут стоит задуматься о возможностях сэкономить. Не стоит забывать о статье 32.2 КоАП, которая регламентирует получение 50% скидки при оплате штрафов.

В отношении статьи 12.38 не действует никаких исключений. Это говорит лишь о том, что и в случае обвинения по статье об опасном вождении нарушитель имеет возможность заплатить только половину от указанной в постановлении суммы.

Для получения такой скидки нужно просто соблюдать сроки. Оплатить штраф следует не позднее чем через 20 дней после того, когда было вынесено постановление и до попадания штрафа в базу автоинспекции.

Коэффициенты риска и предупреждения вместо штрафов

Свою концепцию КоАП предложили и в Общероссийском народном фронте (ОНФ). Автомобильные эксперты, участники отрасли и правозащитники в рамках общественных обсуждений проекта предложили разделить автомобилистов на группы в зависимости от количества допускаемых ими нарушений и ДТП. Для этого каждый водитель получит свой индивидуальный коэффициент риска — ИКР. По такому же принципу страховые компании оценивают своих клиентов, предлагая им разные тарифы в зависимости от статистики аварий.

Самых ответственных предлагается в случае незначительных нарушений ПДД просто предупреждать и не наказывать штрафом, а самых злостных, напротив, штрафовать по максимуму и лишать возможности пользоваться 50-процентными скидками. Например, если водитель случайно запутался в знаках и проехал по выделенной полосе для общественного транспорта или повернул под красную стрелку, он отделается предупреждением, но его ИКР при этом увеличат.

Отдельный коэффициент предлагается присваивать не только каждому водителю, но и автомобилю в отдельности, то есть оценку будет получать собственник машины. Связано это с тем, что большинство фиксаций нарушений ПДД происходит при помощи камер, а управлять транспортным средством может любой человек, не обязательно собственник. Если водитель или автомобиль значатся в базе как злостные и имеют высокий ИКР, они будут даже за незначительные нарушения получать максимальные штрафы.

READ
Предварительные опека и попечительство

При этом концепция вводит понятия минимального и максимального штрафа по каждому типу нарушений. Например, для нарушений средней степени риска штраф может составлять 1500 руб., а максимальный — 5000 рублей. То есть нарушителю из высокой группы риска придется заплатить 5000 руб., а водителю с низким ИКР — только 1500 рублей с правом 50-процентной скидки. Собственник с нулевым риском при этом вообще отделается предупреждением. Однако во всех этих случаях ИКР будет повышен.

При этом ситуация будет значительно серьёзнее, если такие опасные действия или деяния в виде правонарушений совершаются водителем последовательно друг за другом. Грубо говоря, речь идёт сразу о нескольких нарушениях ПДД, которые входят в один общий эпизод. Водитель мог превысить скорость, при этом вылететь на встречную полосу или тротуар, задеть людей или повредить другие транспортные средства, влететь в здание и пр.

Кодекс должен разобраться с опасным вождением

Кроме новых штрафов, Минюст обещает рассмотреть предложения Федерации автовладельцев России об опасном вождении. Экс-глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что в первую очередь в КоАП необходимо ввести раздельные понятия агрессивного и опасного вождения. В зависимости от последствий такого поведения на дорогах он предлагает рассматривать таких водителей как хулиганов за рулем. Такое разделение, по оценке эксперта, устранит большинство аварийных ситуаций на дорогах и решит основные проблемы с безопасностью.

«Водителя нужно наказывать по статье «опасное вождение», если он нарушил ПДД и из-за этого пострадали люди, — уточнил Канаев. — Агрессивное вождение — это просто неуважительное отношение к другим водителям, которое не повлекло никаких печальных последствий. А дальше у нас уже есть статья за хулиганство, ответственность за него может быть уже вплоть до уголовной. Поэтому таких водителей нужно наказывать именно за хулиганство. Однако выносить решения должны иметь право только судьи и только при наличии видеоматериалов. Так, можно несколько раз перестроиться на пустой дороге, а можно — на скорости 150 км/час в плотном потоке».

В числе критериев для привлечения автомобилистов к ответственности за хулиганство Канаев назвал также превышение скорости на 40 км/час, повторное пьяное вождение в течение года. А агрессивное вождение, по мнению эксперта, должно подразумевать более спокойные меры наказания.

«Необходимо найти единое решение по агрессивному вождению, — добавил Канаев. — Сейчас в группе риска из 60 млн водителей находится всего 5% — только их можно считать злостными нарушителями, которых нужно убирать с дорог. А из-за них страдают миллионы. Сейчас про водителей говорят так, словно большинство водителей только и мечтает нарушить ПДД, сбить пешехода. Но это не так».

READ
Трудовой договор со сторожем: образец

Говоря о работе системы фотовидеофиксации, Канаев предложил Минюсту не только контролировать наличие обязательных предупреждающих знаков о работе камер на дорогах, но и ввести штрафы для ответственных организаций, которые эти знаки обязаны были установить, но не установили. Это, по его мнению, должно исключить попытки просто заработать и нажиться на штрафных платежах.

«К примеру, за месяц на участке без предупреждающего знака камера собрала штрафов на 2 млн рублей — их водители заплатят, но и ответственная организация пусть заплатит штраф за нарушение в десятикратном размере от общей суммы. Это уже 20 млн рублей — после такого никто не захочет устраивать такие ловушки», — предположил Канаев.

Ссылка на основную публикацию