Предварительные опека и попечительство

Семейное законодательство РФ предусматривает возможность назначения опеки и попечительства над несовершеннолетним ребенком единственным родителем, в случае его смерти. В этом случае родитель должен написать заявление и подать его в орган опеки и попечительства по месту проживания ребенка. Данное заявление может быть изменено или отменено путем предоставления нового заявления.

Статья 12. Предварительные опека и попечительство

1. Комментируемая статья сама по себе является абсолютной новеллой. Этой статьей впервые в отечественное законодательство введен институт предварительной опеки, подразумевающий экстренное назначение опекуна в случаях, когда того требуют интересы подопечного.

Этот субинститут построен на особом доверии, которое орган опеки и попечительства оказывает лицу, выразившему желание принять под опеку или попечительство недееспособное или не полностью дееспособное лицо. Смысл терминов “предварительная опека” и “предварительное попечительство” сводится к тому, что кандидату в опекуны или попечители достаточно лишь предъявить документ, удостоверяющий личность, а органу опеки и попечительства достаточно обследовать условия жизни кандидата. Проведение довольно длительной процедуры предварительной проверки сведений о личности опекуна или попечителя в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 10 комментируемого Закона при этом не требуется.

Таким образом, при установлении предварительной опеки или попечительства необходима проверка лишь следующих условий: совершеннолетие кандидата в опекуны, его гражданская дееспособность, необходимость и целесообразность немедленного назначения опекуна или попечителя нуждающемуся в том гражданину.

В качестве причин, которые могут побудить орган опеки и попечительства не проводить в полном объеме проверку сведений о личности гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), могут выступать следующие:

– нецелесообразность помещения подопечного в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, обусловленная, например, состоянием его психического здоровья;

– необходимость немедленного устройства недееспособного или не полностью дееспособного лица и отсутствие при этом свободных мест в тех или иных медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, или иных организациях;

– наличие родственных или иных близких связей между этим лицом и подопечным;

– отобрание ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст.

READ
Права обвиняемого и подозреваемого по УПК РФ

77 СК РФ и нецелесообразность помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечисленные, а также иные возможные причины, вместе или по отдельности послужившие основанием для принятия решения о немедленном назначении опекуна или попечителя (о предварительных опеке или попечительстве), должны быть обязательно указаны в акте о предварительных опеке или попечительстве, который, как и иные акты органа опеки и попечительства, может быть оспорен заинтересованными лицами (например, родственниками подопечного) в судебном порядке.

2. Права и обязанности временно назначенного опекуна или попечителя при предварительной опеке несколько отличаются от прав и обязанностей обычных опекунов или попечителей (см. комментарий к ст. 15 Закона). При предварительной опеке временно назначенный опекун не вправе распоряжаться имуществом подопечного от его имени, а при предварительном попечительстве временно назначенный попечитель не вправе давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом. Иные права и обязанности (заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы) на таких опекунов и попечителей возложены законом.

3. Предварительные опека или попечительство автоматически превращаются в обычную опеку или попечительство в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства. Иными словами, для трансформации предварительной опеки в обычную необходимы сбор и предоставление сведений о личности опекуна в общем порядке (ст. 10 Закона об опеке), а также вынесение акта органа опеки и попечительства о назначении ранее назначенного временного опекуна постоянным опекуном (или опекуном на срок – в соответствии с ч. 6 ст. 11 комментируемого Закона). При этом права и обязанности опекуна или попечителя будут считаться возникшими на прошлое время – с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.

4. Основаниями прекращения предварительной опеки или попечительства являются:

– установление органом опеки и попечительства обстоятельств, препятствующих назначению этого гражданина опекуном или попечителем в общем порядке (например, получение сведений о лишении этого гражданина родительских прав или о наличии у него судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан), и вынесение акта об отказе в назначении ранее назначенного временного опекуна (попечителя) постоянным опекуном (попечителем);

READ
Уплата налогов после прекращения деятельности

– нецелесообразность перехода предварительной опеки (попечительства) в постоянную опеку (попечительство), обусловленная интересами подопечного. Так, например, ребенку, оставшемуся без попечения родителей, мог быть назначен предварительным опекуном совершенно посторонний гражданин. Если спустя некоторое время о происшедшем стало известно родственникам ребенка и последние изъявили желание стать его опекунами, сохранение опеки со стороны временно назначенного постороннего лица может быть нецелесообразно. В любом случае этот вопрос должен решаться исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (ст. 57 СК). Предварительные опека или попечительство прекращаются в такой ситуации актом о назначении нового опекуна или попечителя или, что не исключено, актом о передаче подопечного под надзор соответствующей организации, если сохранение предварительной опеки (попечительства) нецелесообразно;

– непредоставление временно назначенным опекуном или попечителем необходимых сведений о себе в соответствии с общим порядком, установленным ст. 10 комментируемого Закона, в течение месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя. Указанный срок для сбора необходимых документов может быть увеличен еще на один месяц, но только при наличии исключительных обстоятельств (удаленность места проживания временно назначенного опекуна от места получения требуемого документа и т.п.). В любом случае, если необходимые сведения о личности временно назначенного опекуна или попечителя не будут собраны в течение двух месяцев, предварительные опека или попечительство автоматически прекращаются.

Разумеется, не исключены и иные основания прекращения предварительной опеки или попечительства – смерть опекуна или попечителя либо подопечного, отстранение опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей и другие, предусмотренные ст. 29 Закона об опеке.

5. Особенность субинститута предварительной опеки (попечительства) заключается также в том, что он может эффективно реализоваться в совокупности с нормами о подборе и учете граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 8 Закона об опеке, на органы опеки и попечительства отныне возложена функция по формированию своего рода банков данных о кандидатах в опекуны и попечители. Возможно, со временем образуется своеобразная очередь таких лиц.

READ
Отделения Пенсионного Фонда Белгородская область

Кандидаты в опекуны (попечители), сведения о личности которых уже проверены в ходе их подбора, подготовки и учета органами опеки и попечительства, в принципе должны быть готовы экстренно принять под опеку или попечительство любого подопечного. Впрочем, не исключено, что, обращаясь в орган опеки и попечительства с соответствующим заявлением о постановке на учет, граждане, выражающие желание стать опекунами или попечителями, укажут в таком заявлении пол и возраст предполагаемых подопечных. Такое волеизъявление совершенно нормально, закону не противоречит и подлежит учету органом опеки и попечительства.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи орган опеки и попечительства обязан в целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства обращаться с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями и состоят на соответствующем учете. Отметим, однако, что такое обращение не обязательно в случаях, когда иные лица, возможно, и не состоящие на учете кандидатов в опекуны (попечители), выразили желание немедленно принять подопечного, причем передача им подопечного отвечает его интересам. Например, в случаях, когда ребенка, оставшегося без попечения родителей, готова принять под опеку его бабушка, то при условии подачи ею заявления об установлении предварительной опеки орган опеки и попечительства не должен обращаться к очередникам, состоящим на учете.

Формы и виды опеки и попечительства

Одним из законодательных актов, регулирующих вопрос опеки и попечительства, является Закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Законодательство делит опеку на две формы:

    в общем порядке;
  • предварительная (временная) опека.

Общий порядок оформления подразумевает под собой постоянную опеку.

Предварительная опека оформляется в непредвиденных ситуациях, когда ребенок остается по какой-либо причине без заботы родителей, но отправлять его в специализированное учреждение нецелесообразно.

Любая опека может быть оформлена как на безвозмездной основе, так и на договорной. Безвозмездный вид подразумевает, что опекун будет ухаживать за подопечным бесплатно. Такое встречается в основном, когда роль опекуна выполняет родственник. Ему полагается только определенное государственное пособие.

Опека может осуществляться и на договорной основе, когда опекун за свою работу будет получать определенную сумму. Органы опеки и попечительства заключают в таких случаях договор, в котором указывается размер оплаты. Выплаты могут производиться на основании следующих договоров:

  • об опеке и попечительстве (ст. 16 №48-ФЗ);
  • договор о патронажной семье;
  • договор о приемной семье.
READ
Как рассчитать неустойку за просрочку поставки товара?

Договор о возмездном оказании услуг орган опеки и попечительства заключает всегда в интересах подопечного.

Как оформить временное опекунство/попечительство над ребенком?

Для получения разрешения на предварительную опеку потенциальному опекуну необходимо написать заявление и предоставить такие документы:

  • оригинал, копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка;
  • оригинал и копию паспорта несовершеннолетнего ребенка (если есть в наличии);
  • оригинал и копию паспорта лица, которое желает стать опекуном;
  • заявление о назначении опекунства в отношении конкретного ребенка;
  • документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения;
  • справку о материальном положении лица;
  • справку, подтверждающую отсутствие судимости.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Чем отличается от постоянной опеки?

Установление предварительной опеки над несовершеннолетним обладает многими значимыми отличиями от постоянной опеки. В качестве инициаторов обычно выступают родственники или друзья семьи. Дополнительно на ее оформлении могут настаивать представители органов опеки.

К основным отличиям от постоянной опеки относится:

  • опекуном становится человек, который заранее не был внесен в специальную опекунскую базу, а также не заканчивал специальные курсы;
  • не требуется гражданину собирать большое количество разных документов, так как достаточно только подтвердить свою личность, а также обладать жильем, которое подходит для проживания несовершеннолетнего.

Процедура оформления выполняется оперативно и достаточно легко.

предварительная опека над несовершеннолетним выплаты

Как оформить правильно: порядок и документация.

Предварительная опека оформляется быстро, обычно на сборы документов уходит от 5-7 до 30 дней.

  • Обратиться в ООП в том регионе (районе), где зарегистрирован будущий подопечный.
  • Собрать документы (паспорт, акт обследования, заявление).
  • Встретить сотрудников ООП для обследования жилищных условий.
  • Получить на руки приказ.

На время оформления ребенок уже может пребывать у потенциального предварительного опекуна. И только в случае отказа, его передают в другую семью или госучреждение.

Отказать в ООП могут, если у кандидата нет нормального жилья, отвечающего санитарным нормам или он (официально) БОМЖ, не в порядке личные документы.

READ
Бухгалтерские проводки по НДС счет 68 - просто и доступно

Он проживает с родителями ребенка, которых лишили прав на него. Ребенок, достигший 10 лет не согласился переехать к этому человеку. Отказ ООП можно обжаловать в течение 4 суток.

Права опекунов

Во всех сферах, кроме распоряжения его имуществом, временный опекун выступает полноправным представителем своего подопечного.

Права и обязанности временного опекуна полностью совпадают с таковыми у постоянного опекуна, кроме этого пункта.

Таким образом, распоряжение денежными средствами, выплачиваемыми в пользу несовершеннолетнего, также входят в сферу полномочий опекуна.

Предусматривает предварительная опека выплаты от государства, кроме тех случаев, когда опека оформлена по заявлению родителей (в этом случае за ними остается обязательство финансово содержать своего ребенка), или случая, когда ребенок находится на гособеспечении.

Временный опекун также принимает участие в отношении ребенка в решении вопроса о месте проживания/пребывания, обучения, а также дает информированное согласие на мед. вмешательства в отношении ребенка младше 14 лет при возникновении соответствующих обстоятельств.

Таким образом, предварительное попечительство или опека является наиболее щадящей формой временного решения вопроса об устройстве ребенка, который в силу тяжелых жизненных обстоятельств лишился попечения родителей. Помещение его под надзор в государственное учреждение под надзор сразу после травмирующей ситуации утраты родителей способно привести к настоящей психологической травме, затянув и усложнив процесс реабилитации.

Дорогие читатели! Наша статья могла устареть.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа

Размер социальных выплат опекунам

Размер пособия, который по праву полагается опекуну для содержания малыша, выявляет федеральный и региональный закон.

Случается, что в определенных субъектах не предполагаются определенные доплаты и компенсации. В такой ситуации нужно обращаться в орган социальной защиты жителей, а также в опекунские органы. Там подсказывают, какие вероятны пособия на время оформления предварительной опеки.

Оформление опекунства является довольно трудной процедурой, к которой нужно подготавливается не только морально, но и в аспекте права.

Порядок назначения опеки и попечительства

Разрешение на опеку и попечительство несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без родителей, выдается на основании Постановления главы местной администрации, расположенной по месту жительства ребенка или опекуна/попечителя, последнему выдается опекунское удостоверение, а на подопечного заводится личное дело с хранением в установленном порядке всех соответствующих документов. Опекун/попечитель должен быть назначен не позднее 1 месяца с момента установления факта, что ребенок остался без попечения родителей. В случае не назначения в течение месяца лица, ответственного за воспитание несовершеннолетнего, органы опеки и попечительства обязаны принять на себя временное исполнение обязанностей опекунов/попечителей (п. 1 ст. 35 ГК РФ). Опека и попечительство несовершеннолетних детей может быть разрешена только дееспособным лицам, обладающими необходимыми личностными качествами с учетом взаимоотношений между ребенком, опекуном и членами семьи опекуна, а также способностями и возможностями к выполнению возлагаемых обязанностей.

В соответствии с п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун/попечитель может быть назначен только с письменного согласия гражданина.

На основании ст. 146 Семейного кодекса РФ не имеют права на разрешение быть опекуном/попечителем следующие категории граждан:

  • ранее лишенные родительских прав;
  • ранее отстраненные от исполнения обязанностей опекуна/попечителя;
  • имеющие хроническую алкогольную или наркотическую зависимость;
  • имеющие ограничение в родительских правах;
  • имеющие факт отмены усыновления, вынесенного ранее на других детей;
  • лица, которые не могут осуществлять обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка по состоянию здоровья (перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 14.02.2013 г.).

Важно! Передача несовершеннолетних детей, являющихся близкими родственниками (сестры и братья), не может быть осуществлена разным лицам (исключения составляют случаи, когда такая передача возможна в целях защиты интересов детей).

Если несовершеннолетний ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был взят под опеку, он передается, в зависимости от состояния здоровья и возраста, в воспитательное или лечебно-социальное учреждение на полное государственное обеспечение (детский дом, дом ребенка, школа-интернат для детей-сирот, санаторный дом для детей-сирот, и другие). В таких случаях, функции опекуна/попечителя исполняет администрация соответствующего учреждения (п. 1 ст. 147 СК РФ, п. 4 ст. 35 ГК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 145 Семейного кодекса РФ и ФЗ 48 назначение опеки или попечительства над несовершеннолетним ребенком возможно на основании заключения гражданско-правового договора, включая договор о приемной или патронатной семье. Кроме основных пунктов, договор может предусматривать дополнительные условия (действуя в интересах подопечного), например, пункт о невозможности изменять место проживания подопечного. В соответствии с договором обязанности опекуна или попечителя могут исполняться на возмездной или безвозмездной основе. Вознаграждение за опекунство выплачивается:

  • за счет средств третьих лиц;
  • за счет средств бюджета субъекта РФ;
  • за счет доходов, полученных от имущества подопечного.
READ
Отделения Пенсионного Фонда Белгородская область

Необоснованное уклонение органов опеки и попечительства, принявшего акт о назначении опекуна/попечителя над несовершеннолетним ребенком с исполнением обязанностей на возмездной основе, от заключения соответствующего договора дает право лицу, взявшему на себя ответственность за содержание и воспитание ребенка, предъявить свои требования в судебном порядке (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Проблемы опеки и попечительства

Министерство социального развития опеки и попечительства существует уже не первый десяток лет, однако многие имеющиеся в данной сфере проблемы были и несколько лет назад:

  • первая, и самая ощутимая для потенциальных опекунов – это несоизмеримость бюрократической волокиты и возможностей большинства лиц, выразивших желание стать ответственными за жизнь ребенка или недееспособного человека;
  • существующие правила подбора, учета и подготовки потенциальных опекунов требуют значительной доработки;
  • задачи органов опеки и попечительства вполне понятны, но на практике в полном объеме они реализуются крайне редко. Обычно подобный подход обусловлен недобросовестностью и некомпетентностью сотрудников ведомства;
  • социальная опека и попечительство в России развиты не столь широко, как в странах зарубежья. Тем не менее, были утверждены дополнительные ограничения для граждан США путем введения так называемого закона Димы Яковлева, что явно не способствует соблюдению интересов лиц, нуждающихся в поддержке;
  • чтобы надлежащим образом исполнять возложенные обязанности, опекуну недостаточно одного желания. Нужны навыки, знания, ресурсы. К сожалению, далеко не все лица, выразившие желание, соответствуют данным позициям;
  • требуют уточнения права и обязанности органов опеки и попечительства, которые не всегда соответствуют текущим требованиям социума и уровню его развитости.

Итак, ввиду значимости бюрократической составляющей в процедуре оформления опеки и попечительства и во избежание затягивания сроков рассмотрения в связи с отсутствием должного опыта взаимодействия с представителями государственных ведомств, рекомендуется воспользоваться консультационной поддержкой юриста. Наличие представителя со специфическими знаниями и навыками, подкрепленными опытом, могут значительно упростить процесс оформления.

В некоторых случаях складывается такая ситуация, при которой ребенку необходимо найти опекуна. Например, родителям необходимо уехать на продолжительный период в командировку, или мать-одиночка не может заботиться о ребенке из-за проблем со здоровьем. В этих и других подобных случаях оформляется предварительная опека над несовершеннолетним. Она действует до того момента, пока не произойдет реабилитация возможностей родителей.

READ
Бухгалтерские проводки по НДС счет 68 - просто и доступно

Прекращение опеки и попечительства

Опека и попечительство прекращаются при следующих обстоятельствах:

  • подопечный был признан полностью дееспособным;
  • при самостоятельном решении ответственного лица;
  • в случае с истечением срока действия соответствующего договора.
  • при смерти опекуна (попечителя) или опекаемого;
  • при законном отстранении от выполнения возложенных обязательств;
  • в иных ситуациях, указанных в ст. 40 ГК РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства достаточно обширны. Так, сотрудники данного ведомства могут воспользоваться возможностью отстранения опекуна. Обычно это актуально при следующих обстоятельствах:

  • нарушены права и интересы подопечного;
  • выявлены факты оформления опеки для реализации корыстных целей;
  • подопечный был на длительный срок оставлен без присмотра;
  • обнаружены случаи с несоблюдением положений законодательства или договора, которые касаются охраны и распоряжения имуществом подопечного.

Важно: акт о лишении статуса опекуна может быть обжалован несогласным гражданином в суде. Однако, как показывает судебная практика, отстоять собственную позицию будет очень проблематично – органы опеки и попечительства без весомых доказательств не используют возможность лишения прав в отношении подопечного.

Ссылка на основную публикацию