Освобождение от НДС будет применяться с даты внесения программ и баз данных в российский реестр. Отказаться от освобождения нельзя.
Изменения в Налоговом кодексе в 2022 году
Поправки, внесённые в Налоговый кодекс, в 2022 году затронут основные налоги – НДС, НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество. Есть также важные новости, касающиеся страховых взносов. Рассмотрим каждое изменение подробнее.
Самые важные нововведения для работодателей, которые принесёт с собой 2022 год, затронут порядок сдачи зарплатной отчётности.
Первое изменение – сокращение срока сдачи 6-НДФЛ и 2-НДФЛ. Теперь сдавать их нужно будет до 1 марта. Второе: среднее количество сотрудников, при котором работодатель имеет право подавать отчётность в бумажном виде, уменьшится до десяти человек.
Ещё одно изменение для работодателей уже принято, но в силу вступит только в 2022 году. Это слияние справок 2-НДФЛ с расчётом 6-НДФЛ.
Как всегда, изменится предельная величина базы по взносам. На 2022 год она составит:
по страхованию на случай временной нетрудоспособности или материнства – 912 000 рублей;
по обязательному пенсионному страхование – 1 292 000 рублей.
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И ПЕРСУЧЕТ
С 1 января добавят основания для внеочередной подачи СЗВ-СТАЖ
Федеральный закон от 26.05.2022 N 153-ФЗ
Обычно СЗВ-СТАЖ нужно сдавать не позднее 1 марта. Однако, если застрахованное лицо подало заявление на страховую или накопительную пенсию, срок сокращен до 3 дней.
С 2022 года в сокращенный срок нужно будет сдавать форму и в тех случаях, когда подано заявление:
– на срочную пенсионную выплату;
– единовременную выплату средств пенсионных накоплений.
Кроме того, уточнят, что срок считается с даты обращения застрахованного лица либо со дня поступления запроса от ПФР.
С 1 января организации общепита получат льготу по страховым взносам
Федеральный закон от 02.07.2022 N 305-ФЗ
МСП, которые вправе применять освобождение от НДС по услугам общепита, смогут использовать пониженные тарифы взносов, если среднесписочная численность их работников не превысит 1 500, а не 250 человек, как в 2022 году.
Налоговые изменения с 2022 года по спецрежимам
Выгодные поправки в НК РФ внесены для упрощенцев, работающих на грани. Для них вводится возможность не терять право на УСН при определенном превышении лимитов по численности или доходу. Если уложиться в расширенные показатели, можно остаться на спецрежиме до конца года. Расплатиться за это придется повышенными налоговыми ставками. Но это определенно лучше принудительного перехода на ОСНО. Под эти изменения, кстати, ФНС корректирует и декларацию по УСН.
Как применять повышенные лимиты и ставки, мы рассказывали в этой статье.
Будет ли в 2022 году пересмотр других условий применения УСН, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный онлайн доступ бесплатно и переходите в материал.
Новый налог с 2022 года начнут платить вмененщики — компании и ИП. Режим ЕНВД отменяется. Замену ему нужно подобрать до конца 2022 года. Из чего выбирать, см. здесь.
Также рекомендуем наши статьи:
Для индивидуальных предпринимателей на УСН и ПСН продлено действие налоговых каникул — до 01.01.2024.
Режим ПСН станет выгоднее: предпринимателям разрешат применять вычет на страховые взносы и расширят список “патентных” видов деятельности.
Федеральный закон от 23.11.2022 г. № 374-ФЗ
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134; 2001, № 53, ст. 5016; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27, ст. 2700; № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28, 31; № 18, ст. 2118; № 22, ст. 2563, 2564; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5519; 2009, № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5733; 2010, № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 45, ст. 5752; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7014; 2012, № 26, ст. 3447; № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; № 50, ст. 6954; 2013, № 9, ст. 872; № 23, ст. 2866; № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4049, 4081; № 40, ст. 5037, 5038; № 44, ст. 5645, 5646; 2014, № 14, ст. 1544; № 26, ст. 3372; № 40, ст. 5315; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6657, 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 15; № 10, ст. 1393, 1419; № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; № 29, ст. 4358; 2016, № 1, ст. 6; № 7, ст. 920; № 15, ст. 2063; № 18, ст. 2486, 2506, 2510; № 22, ст. 3092; № 27, ст. 4173, 4174, 4176, 4177; № 49, ст. 6842, 6844; 2017, № 47, ст. 6848, 6849; № 49, ст. 7307, 7312, 7313, 7315; 2018, № 31, ст. 4819, 4821; № 32, ст. 5087, 5095, 5127; № 45, ст. 6828; № 49, ст. 7496, 7519; № 53, ст. 8416, 8472; 2019, № 18, ст. 2225; № 39, ст. 5375; 2022, № 5, ст. 492; № 13, ст. 1857; № 14, ст. 2032; № 40, ст. 6169) следующие изменения:
1) абзац пятнадцатый пункта 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:
“счет Федерального казначейства – казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;”;
2) в абзаце третьем пункта 4 статьи 12 слово “городских” заменить словами “муниципальных округов, городских”;
3) пункт 21 статьи 23 дополнить абзацем следующего содержания:
“Сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, указанных в настоящем пункте, могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.”;
4) пункт 3 статьи 2512-1 после слов “установленным настоящим Кодексом,” дополнить словами “а также невыполнение участником регионального инвестиционного проекта обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений регионального инвестиционного проекта,”;
5) абзац второй пункта 3 статьи 29 изложить в следующей редакции:
“Уполномоченный представитель налогоплательщика – индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.”;
6) в пункте 2 статьи 342 слова “, дают письменные разъяснения” заменить словами “дают письменные разъяснения налоговым органам,”;
7) в абзаце первом пункта 3 статьи 46 первое предложение дополнить словами “, если иное не предусмотрено настоящим пунктом”, во втором предложении после слова “срока” дополнить словами “или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта”, слова “, если иное не установлено настоящим пунктом” исключить, четвертое предложение после слова “истечения” дополнить словом “соответственно”, после слова “налога” дополнить словами “, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта”;
8) в абзаце третьем пункта 1 статьи 47 первое предложение дополнить словами “или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса”, во втором предложении слова “указанного срока” заменить словами “указанных сроков”, четвертое предложение после слова “истечения” дополнить словом “соответственно”, после слова “налога” дополнить словами “, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса”;
а) в абзаце четвертом пункта 1 цифры “3 000” заменить цифрами “10 000”;
в абзаце втором цифры “3 000” заменить цифрами “10 000”;
в абзаце третьем цифры “3 000” заменить цифрами “10 000”;
а) в абзаце втором пункта 21 слова “в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса,” исключить;
в абзаце первом слова “передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг,” и слова “по телекоммуникационным каналам связи или” исключить;
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
“Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.”;
абзац второй считать абзацем третьим и в нем слова “Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма” заменить словом “Форма”, слово “утверждаются” заменить словом “утверждается”;
абзац третий считать абзацем четвертым;
11) в подпункте 2 пункта 1 статьи 63 слова “подпунктом 2” заменить словами “подпунктом 1”;
12) в пункте 1 статьи 70:
а) в абзаце первом второе предложение изложить в следующей редакции: “В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.”;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
“Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.”;
13) в абзаце третьем пункта 31 статьи 77 после слов “(заместителем руководителя)” дополнить словом “уполномоченного”, слова “по месту нахождения управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета” исключить;
а) пункт 6 дополнить абзацами следующего содержания:
“Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом.
Возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, особенности исчисления и уплаты которого установлены статьей 3101 настоящего Кодекса, может осуществляться на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, либо на указанный в этом заявлении налогоплательщика, открытый в банке счет иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) лица, которому открыт счет депозитарных программ, в случае, если через таких лиц осуществлялась выплата дохода налогоплательщику.”;
б) пункт 10 дополнить абзацами следующего содержания:
“Проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, подлежат уплате налогоплательщику на основании такого решения без заявления налогоплательщика об уплате процентов.
В иных случаях проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом, подлежат уплате налогоплательщику по заявлению налогоплательщика.”;
15) пункт 5 статьи 79 дополнить абзацем следующего содержания:
“Возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога.”;
абзац третий после слова “вложения” дополнить словами “, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом”, после слов “ее отправки” дополнить словами “, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом”;
абзац шестой дополнить словами “, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом”;
б) дополнить пунктами 41 и 42 следующего содержания:
“41. Налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
1) в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
2) физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
3) в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
4) в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
5) в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) – организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);
6) обстоятельства, предусмотренные пунктом 53 статьи 174 либо пунктом 7 статьи 431 настоящего Кодекса.
42. При установлении хотя бы одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 – 4 и 6 пункта 41 настоящей статьи, налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обязан уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной.
Форма и формат уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.”;
в абзаце третьем второе предложение изложить в следующей редакции: “При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.”;
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
“Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронной форме и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.”;
г) в подпункте 6 пункта 7 слова “и 23” заменить цифрами “, 23, 30”;
17) абзац второй пункта 5 статьи 83 после слова “органами” дополнить словами “и лицами”;
а) абзац третий пункта 94 после слов “31 декабря 2018 года,” дополнить словами “о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения,”;
б) дополнить пунктом 95 следующего содержания:
“95. Потребительские кооперативы обязаны сообщать сведения о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное своим членам и иным лицам, имеющим право на паенакопления, в налоговый орган по субъекту Российской Федерации по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня полного внесения соответствующего паевого взноса.”;
19) пункт 2 статьи 86 дополнить абзацем следующего содержания:
“Справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть запрошены налоговыми органами в случае, если в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога указан счет, сведения о котором не представлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.”;
а) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:
“Налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок представления такого реестра в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.”;
б) пункт 91 изложить в следующей редакции:
“91. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации (расчета), по которой налоговым органом в соответствии с пунктом 42 статьи 80 настоящего Кодекса налогоплательщику направлено уведомление о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной, прекращается в день направления указанного уведомления.
Если указанная в абзаце втором настоящего пункта налоговая декларация (расчет) была уточненной, то по ранее представленной в налоговый орган налогоплательщиком налоговой декларации (расчету) камеральная налоговая проверка возобновляется. В этом случае в срок проведения камеральной налоговой проверки по ранее представленной налоговой декларации (расчету) не включается срок камеральной налоговой проверки, прекращенной в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее представленной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.”;
21) абзац третий пункта 2 статьи 89 признать утратившим силу;
22) пункт 1 статьи 892 дополнить словами “, а также выполнение участником регионального инвестиционного проекта обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений регионального инвестиционного проекта”;
23) в статье 102:
а) дополнить пунктом 22 следующего содержания:
“22. Не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом оператору информационной системы “Одно окно” в сфере внешнеторговой деятельности в целях осуществления функций указанного оператора в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” по его запросу сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям – участникам внешнеэкономической деятельности из налоговых деклараций по указанному налогу.”;
б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
“11. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, поступившие от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 1743 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих органов.”.
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413, 3429; № 49, ст. 4554; № 53, ст. 5051; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, № 1, ст. 2, 6; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2886; № 46, ст. 4435; № 50, ст. 4849; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 31, ст. 3231; № 34, ст. 3518, 3520, 3522, 3524, 3525; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; № 49, ст. 4840; 2005, № 1, ст. 9, 30, 38; № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104, 3117, 3118, 3129, 3130; № 43, ст. 4350; № 52, ст. 5581; 2006, № 1, ст. 12; № 10, ст. 1065; № 23, ст. 2382; № 27, ст. 2881; № 31, ст. 3433, 3436, 3443, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4627, 4628; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 7, 20, 31, 39; № 13, ст. 1465; № 21, ст. 2461, 2462; № 22, ст. 2563; № 23, ст. 2691; № 31, ст. 3991, 4013; № 45, ст. 5416, 5417; № 46, ст. 5553, 5557; № 49, ст. 6045, 6071; № 50, ст. 6237, 6245; 2008, № 18, ст. 1942; № 27, ст. 3126; № 30, ст. 3591, 3614, 3616; № 42, ст. 4697; № 48, ст. 5504, 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6218, 6219, 6227, 6237; 2009, № 1, ст. 13, 19, 31; № 11, ст. 1265; № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772; № 29, ст.
Местные налоги и сборы
Новой редакцией статьи 12 НК РФ уточнены полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов. Определено право муниципальных округов устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с нормами НК РФ. Аналогичные поправки внесли в статью 63 НК РФ «Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов».
В силу новой редакции статьи 251 НК РФ «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывается имущество, безвозмездно полученное от организаций и физических лиц, если доля их участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации составляет не менее 50% (ранее — более 50%). Данное положение распространяется и на передачу имущественных прав.
Теперь не включаются в базу налогообложения:
Средства в виде взносов финансовых организаций, поступающих в фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного, образованный в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2018 года №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Нормами статьи 269 НК РФ уточнены особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения. Изменились интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам. Теперь они составляют:
- по долговому обязательству, оформленному в рублях и возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 НК РФ, — от 75 до 125% (от 0 до 180% на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 и период с 01.01.2022 по 31.12.2022 ключевой ставки Центрального банка РФ);
- по прочим долговым обязательствам, оформленным в рублях, — от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ (от 75% ставки рефинансирования ЦБ РФ до 180% ключевой ставки ЦБ РФ на период с 01.01.2015 по 31.12.2015, от 75 до 180% ключевой ставки ЦБ РФ на период с 01.01.2022 по 31.12.2021);
- по долговому обязательству, оформленному в евро, — от Европейской межбанковской ставки предложения (EURIBOR) в евро, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов (от 0% до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов, на период с 01.01.2022 по 31.12.2021);
- по долговому обязательству, оформленному в китайских юанях, — от Шанхайской межбанковской ставки предложения (SHIBOR) в китайских юанях, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов (от 0% до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов, на период с 01.01.2022 по 31.12.2021);
- по долговому обязательству, оформленному в фунтах стерлингов, — от ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов (от 0% до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов, на период с 01.01.2022 по 31.12.2021);
- по долговому обязательству, оформленному в швейцарских франках или японских йенах, — от ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 2 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов (от 0% до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов, на период с 01.01.2022 по 31.12.2021);
- по долговому обязательству, оформленному в иных валютах, — от ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 4 процентных пункта, до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов (от 0% до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов, на период с 01.01.2022 по 31.12.2021).
В статье 271 НК РФ изменился порядок признания доходов при методе начисления. Теперь это в том числе:
Дата поступления денежных средств (имущества, имущественных прав) для доходов в виде сумм возмещения убытков или ущерба, признанных должником или подлежащих уплате должником в пользу кредитной организации на основании решения суда, вступившего в законную силу, причиненных действиями (бездействием) лиц, контролирующих кредитную организацию, в отношении которой осуществлены (осуществляются) меры по предупреждению банкротства с участием ЦБ РФ или государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», предусмотренные федеральным законом №127-ФЗ от 26 октября 2002 года.
В статье 339 НК РФ уточнен порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Установлено, что:
Измерение количества добываемой скважинной жидкости и определение ее физико-химических свойств осуществляются по каждой работающей скважине в течение налогового периода. Количество измерений, проводимых в течение налогового периода, определяется как деление количества дней работы скважины в налоговом периоде на число семь и округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления, но не реже одного раза в данном налоговом периоде.
Более сотни изменений в одном законе: от процедурных до принципиальных.
Федеральный закон № 374-ФЗ самый внушительный по количеству принятых поправок в налоговый кодекс и их масштабу. В статье 1 закона, вносящей поправки в первую часть НК РФ, 23 пункта с поправками. В статье 2, вносящей изменения во вторую часть налогового кодекса, 58 пунктов. А всего статей в законе 9. То есть в общей сложности разного рода уточнений, дополнений, изменений внесено более сотни, однако существенными, не техническими называют около 50 изменений.
В целом утвержденные данным законом изменения получили положительную оценку от экспертного и бизнес-сообществ. Закон характеризуют как идущий навстречу налогоплательщикам по большому кругу вопросов, ряд изменений улучшают положение физлиц, однако есть и усложняющие жизнь нововведения.
Рассмотрим наиболее значимые поправки, которые касаются как процедурных изменений, мер налогового администрирования, а также налогов и страховых взносов, в частности – НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций, НДПИ, земельного и транспортного налогов, налога на имущество физлиц. В чем суть последних налоговых поправок?
- В законе уточнены критерии для ряда ИТ-компаний, имеющих преференции. Они распространяются на разработчиков, внедренцев, продавцов собственного ПО. Условие –данные направления должны быть профильными, в обороте компании они должны занимать не менее 90%.
- В МФЦ можно будет сдать и получить ряд новых документов, минуя визит в контролирующий орган.
- Величина задолженности по налогам физлиц, при которой налоговая обращалась в суд, увеличена с 3 до 10 тысяч рублей.
- Уточнен порядок применения кадастровой стоимости при ее изменении.
- Для физлиц-плательщиков имущественных налогов, налоговые льготы будут применяться с налогового периода, в котором возникло право на них, а не с момента, когда соответствующая информация поступила в налоговый орган.
- В случае гибели или уничтожения объекта, исчисление налога будет прекращаться с первого числа месяца его потери.
- Организации обязали вносить в декларацию по налогу на имущество данные о движимом имуществе. При этом налогом оно не облагается.
- По налогу на прибыль уточнены правила применения инвестиционного вычета, продлено до конца 2022 года применение расширенных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.
- По налогу на добычу полезных ископаемых уточнен порядок определения налоговой базы по направлению добычи драгкамней.
- По налогу на доходы физлиц внесен ряд дополнений:
- от НДФЛ освобождаются расходы на проезд в заграничный отпуск северян и их семей, но только в расчет идут расходы на проезд до госграницы РФ.
- матпомощь до 50 000 руб. опекунам не будет облагаться налогом,
- курортный сбор в командировочных расходах не будет облагаться налогом,
- расходы на питание и проживание для медработников, работающих в пандемию в изоляции, освободили от налога с 2022 года,
- датой покупка «долевки» будет считаться дата оплаты, а не дата госрегистрации права собственности.
Обращаем ваше внимание: избежать ситуации с непринятием декларации по причине несоответствия показателей поможет СБИС Сверка.
В случае, если налоговая декларация считается непредставленной, налогоплательщику не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления, налогоплательщик обязан устранить неточности и представить налоговую декларацию.
Изменения по НДС
Поправки в НК РФ по основным налогам, которые уплачивают компании с обычной системой налогообложения, узконаправленные. Фокус — на конкретные отрасли, категории налогоплательщиков и даже на отдельные хозяйственные операции. Изменения, затрагивающие налоговую политику компаний, работающих в специфичных сферах, важны для экономики страны в целом из-за их влияния на динамику цен, состояние конкурентной среды и предпринимательский климат.
Внесены следующие изменения по НДС:
- Федеральным законом от 23.11.2022 № 374-ФЗ (в ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 374-ФЗ) на весь 2022 г. продлен срок действия пониженной ставки НДС в отношении внутренних воздушных перевозок. Однако не всех. Перелеты в Крым, Севастополь, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также полеты, маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области, по-прежнему будут облагаться НДС по ставке 10 %. По остальным внутренним авиаперевозкам ставка НДС вырастет до 20 %. Это простимулирует развитие региональной авиации вне Московского авиаузла;
- расширен перечень медицинских товаров, импорт и реализация которых освобождены от НДС. В числе двадцати добавленных позиций новые виды хирургических, стоматологических и прочих инструментов, диагностического и лечебного оборудования, протезов и имплантов. Мера направлена на технологическое переоснащение медицинской отрасли;
- согласно Федеральному закону от 15.10.2022 № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”» с 01.01.2022 существенную преференцию получат банкроты: из состава объектов налогообложения по НДС исключена реализация любых их активов. Освобождение касается не только имущества, отнесенного к конкурсной массе, но и товаров, работ, услуг, которые будут реализованы банкротами в процессе текущей деятельности. Принимать к вычету НДС по счетам-фактурам от банкротов запрещено;
- с 01.01.2022 вводится электронный документооборот для системыtaxfree. Федеральный закон от 20.07.2022 № 220-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части организации документооборота с использованием электронных документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, оформленных физическим лицам — гражданам иностранных государств при реализации им товаров» разрешает оформлять чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим в России товары в розницу, в электронном виде.
Организация розничной торговли получит вычет по НДС по товарам, проданным физическим лицам и вывезенным за границу, если покупатели получат компенсацию суммы налога tax free. Это проследит система электронного документооборота.
Транспортный налог
В случае принудительного изъятия транспортного средства, с месяца изъятия налог не уплачивается. По данному освобождению предусмотрен заявительный порядок. Теперь нормы НК РФ согласованы с мнением судов, выпущенных ранее.
При гибели или уничтожении объекта налог прекращает уплачиваться с начала месяца, соответствующего дате гибели или уничтожению. Порядок для налогоплательщика заявительный. Форма данного заявления утверждается налоговым органом.
Сроки уплаты налога и авансовых платежей для всех категорий налогоплательщиков закреплены централизованно только в НК РФ, регионы теперь не устанавливают эти сроки. В частности, налог уплачивается не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября соответствующего года. Такие правила вступают в силу с начала следующего 2022 года.
С отчета за 2022 год не нужно сдавать декларацию по объектам, облагаемым исходя из кадастровой стоимости. Теперь налогоплательщики сами исчисляют, и уплачивают налог, и подают фискалам при необходимости только пояснения или документы, либо и то, и другое, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога. А налоговики направляют только сообщение об исчисленном налоге.
Расходы на НИОКР
С 01.01.2022 будет расширен перечень расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки – п. 2 ст. 262 НК РФ будет дополнен пп. 3.2.
К расходам на НИОКР будут относиться расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.
Изменения в НК РФ – 2022: законы приняли
- Федеральные законы от 23.11.2022 № 373-ФЗ, 374-ФЗ, 375-ФЗ.
- НДФЛ не облагается:
- возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование, топлива. Норма, как и прежде действует, если предусмотрена законом или решением местных органов. Зеркальная норма принята по страховым взносам;
До 2022 года не облагалось НДФЛ бесплатное предоставление жилых помещений, а не возмещение расходов.
- оплата проезда работников Крайнего Севера в отпуск за границу — исходя из стоимости проезда до пункта пересечения границы РФ. Иными словами, по территории РФ оплата проезда не будет облагаться. Как и ранее, положение распространяется и на неработающих членов семьи;
- материальная помощь нарождение, усыновление ребенка. Внесена редакторская правка: в число лиц, которым выплачена материальная помощь в размере не более 50 000 руб. в связи с рождением, усыновлением, добавлено установление опеки. Период выплаты такой материальной помощи — первый год — остается.
- Страховыми взносами теперь не облагаются на законном основании, а не в связи с разъяснениями контролирующих органов, «суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам ГПХ, а также оплата плательщиком таких расходов».
- По налогу на прибыль не учитывается в доходах:
- имущество и имущественные права, безвозмездно полученные российской организацией от юридических или физических лиц, если доля передающей стороны в УК составляет не менее 50%. Основание — пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Норма распространяется на правоотношения с 1 января 2022 года.
- Напоминаем, до вступления в силу нормы доля участия должна быть более 50%, а имущественные права, по мнению финансистов, должны были учитываться в доходах, так как в норме речь шла только об имуществе.
- По транспортному налогу внесены изменения в механизм прекращения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае гибели или уничтожения транспортного средства.
С 2022 года не придется уплачивать налог с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства. Налогоплательщик должен представить в ИФНС соответствующее заявление и по возможности документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства.
Если налогоплательщик не представил документы, налоговый орган сам запросит соответствующую информацию. Налоговая известит налогоплательщика о принятом решении по заявлению. Форму заявления должна утвердить ФНС России.
- По земельному налогу и налогу на имущество организаций и физических лиц установлены два случая, когда изменения кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы в прошлых и текущем периодах. Если кадастровая стоимость изменяется вследствие установления рыночной стоимости, то рыночная стоимость начинает применяться «с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости». Изменение кадастровой стоимости учитывается, если это предусмотрено «законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки».
- Налог на имущество организаций в отношении торговых, деловых центров, офисов, объектов общепита, бытового обслуживания у плачивается исходя из среднегодовой стоимости , если не определена кадастровая стоимость этих объектов, включенных в региональный перечень.
- В налоговую декларацию по налогу на имущество необходимо будет включать данные о среднегодовой стоимости движимого имущества, при условии что организация учитывает его как объект основных средств. Налоговая готовит очередное изменение в форму налоговой декларации.
Полагаем, что это изменение вызвано обязательным применением с 2022 года ФСБУ 6/2020, в котором отсутствует стоимостной показатель для отнесения актива к ОС. Организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости объектов ОС. Затаив дыхание, подумали о возврате механизма налогообложения движимого имущества.
Редакцию Налогового кодекса РФ с 23.11.2022 изменил федеральный закон №374-ФЗ от 23.11.2020, вступивший в силу в день официального опубликования. Он внес обширные поправки в обе части НК РФ, касающиеся исчисления налога на прибыль, налога на имущество граждан, НДФЛ, НДПИ. Уточнен порядок принятия решений по местным налогам и сборам. Скорректированы особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях обложения налогом на прибыль организаций.