Данная структура перестала отвечать требованиям современного научного криминологического знания, ученые выделили криминологию в самостоятельную науку. На сегодняшний день система криминологии состоит из двух частей: общей криминологии и частных криминологических теорий.
И уголовное право, и криминология изучают преступление и преступность. Но делают они это по-разному. Уголовное право — наука об ответственности за совершение преступлений. Поэтому и преступление она изучает с юридических позиций как понятие и совокупность признаков (состав) определенного акта противоправного поведения. Уголовное право изучает и наказание, налагаемое судом за совершение преступления, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, определяет принципы назначения наказания и освобождения от него.
Уголовное право не обращается к тем явлениям, событиям и поступкам человека, которые предшествуют преступлению; его непосредственно не интересуют причины преступности и условия, способствующие совершению преступлений. А личность преступника сводится в уголовном праве к понятию субъекта преступления, который характеризуется в основном двумя свойствами: возрастом и вменяемостью (плюс признаками так называемого специального субъекта). За границами уголовного права остаются социальные, нравственные и психологические особенности преступника. Но все то, что не входит в предмет уголовного права, как раз интересует криминолога, в частности механизм преступного поведения и причины противоправного развития событий.
Органичная связь криминологии с уголовным правом состоит в том, что уголовное право определяет границы, рамки предмета криминологии. Ведь перечень преступных деяний определяется уголовным кодексом. А именно этот круг деяний и изучается криминологией.
Ювенальная криминология
За сравнительно небольшой исторический период криминология, выделившись из науки уголовного права, обрела самостоятельность, окрепла, появились частные криминологические теории (семейная криминология — Д.А. Шестаков, пенитенциарная криминология — О.В. Старков, криминология средств массовой информации — Г.Н. Горшенков, экономическая криминология — П.А. Кабанов, Д.А. Шестаков и др.).
Ювенальная криминология, так же как и перечисленные частные криминологические теории, тесно связана со своей родоначальницей — общей криминологией.
Ювенальная криминология обладает специфическими признаками, на основе которых она выделяется из общей криминологии:
- особый объект криминологических исследований — личность несовершеннолетнего с ее специфическими признаками: а) подвижностью в связи с физическим, физиологическим и социальным развитием человека; б) вытекающим из этого социально-правовым статусом несовершеннолетнего; в) особенностями поведения несовершеннолетних — неадекватностью в конфликтных ситуациях, завышенными или, наоборот, заниженными возрастными ролевыми ожиданиями;
- особая микросреда несовершеннолетнего с ее влиянием на его личность и поведение. Речь идет о семье, школе, досуге, ближайшем окружении, работе. Велико значение воспитания и влияния взрослых;
- научная разработка соответствующей системы мер предупреждения отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Превентивная часть ювенальной криминологии напрямую связана с ювенальной юстицией в рамках ее предупредительного воздействия наличность и поведение несовершеннолетних.
Постоянное накопление новых знаний, их концентрация в рамках самостоятельной науки о ювенальной преступности предполагают расширение и укрепление ее связи с другими отраслями знаний.
Как и общая, ювенальная криминология тесно связана прежде всего с уголовным правом и его отраслью — ювенальным уголовным правом. Их объединяет общая правовая база — несовершеннолетие субъектов.
Уголовный закон определяет возраст наступления уголовной ответственности, особенности применения наказания в отношении несовершеннолетних.
Ювенальная криминология руководствуется сложившимся уголовным законодательством, учитывает особенности и виды наказаний, применение воспитательных мер.
Несовершеннолетие является также правовой базой ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса, уголовно-исполнительного права. Объединяет их общее материальное право — ювенальное уголовное право.
Исследуя причины и условия преступности несовершеннолетних, особенно преступного рецидива, ювенальная криминология широко использует материалы судебной и уголовно-исполнительной практики.
Ювенальный уголовный процесс, ювенальные суды и ювенальные пенитенциарные учреждения в своей работе широко используют материалы криминологических исследований причин и условий ювенальной преступности, личности несовершеннолетнего преступника.
Объединение усилий науки и практики в изучении и устранении факторов, детерминирующих преступность несовершеннолетних, — непреложное условие в борьбе с преступностью. Этому способствуют специализация следователей, судей, сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, их подготовка и переподготовка в ювенальных центрах высших учебных заведений.
Ювенальная криминология руководствуется нормами различных других отраслей права: конституционного, семейного, гражданского, трудового, административного. Она использует не только уголовно-правовую, но и административно-правовую, гражданско-правовую, демографическую, экономическую статистику. Ее интересуют социально-психологические, нравственно-правовые характеристики несовершеннолетних, нарушивших закон или оказавшихся в сложном социально опасном положении. Педагогика, психология, социология, наркология — близкие союзники ювенальной криминологии в изучении личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений или их совершивших, и в выработке мер предупредительно-профилактического характера.
Как и для общей, для ювенальной криминологии методологической основой служит материалистическая диалектика. Материальный мир развивается в движении, пространстве и времени. Общество как социальный организм также находится в постоянном развитии. История человечества насчитывает 1600 поколений, каждое из которых существенно отличается от предыдущего. Преступность, являясь принадлежностью каждого общества, государства, также находится в движении, характеризуется пространственными и временными особенностями. Поэтому изучение источниковой базы преступности — ювенальной ее части — не может успешно осуществляться вне исторического, материально-диалектического подходов.
Понятие криминологии. Ювенальная криминология как часть общей криминологии
Начиная с 90-х годов XX столетия, в России наблюдается непрерывный рост преступности несовершеннолетних. Причём в последнее время, как замечают учёные-криминологи и практические работники правоохранительных органов, происходит значительное омоложение преступников. Иными словами всё больше преступлений начинаю совершать дети. Что самое страшное, зачастую эти преступления носят жестокий, варварский, изуверский характер. Такое положение дел является показателем духовного, нравственного здоровья общества.
Говоря о преступности, и ища ответы на поставленные действительностью вопросы, мы обращаемся к науке, которая десятилетиями изучала это явление – криминологии.
Криминология – (от латинского crime – «преступление» и греческого logos – «учение») – это учение о преступлении. Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности[33].
Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Криминология изучает широкий круг социальных и биологических явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т. е. ответ на вопрос, что именно она изучает.
В литературе предмет криминологии определен далеко не однозначно. Помимо вышеназванных элементов к предмету криминологии некоторые авторы относят[34]:
– закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества;
– организацию конкретных криминологических исследований;
– криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью;
– ликвидацию последствий преступности;
– управление процессами борьбы с преступностью.
Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют её отдельные стороны, а также физиологические и биологические отношения.
Предмет же криминологии гораздо уже. Основным элементом предмета является преступность как особое биологическое и социально-правовое явление.
Следующая задача, решаемая криминологией, сводится к ответу на вопросы, почему возникла и существует преступность, что создает для нее питательную почву, каковы истоки преступности, т. е. к выявлению сложных биосоциальных связей преступности с жизнью общества и его противоречиями.
Преступность – это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, проявляющееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления.
Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности – специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель преодоления этого негативного общественно опасного явления.
Теоретическая цель криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью[35].
Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, её предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.
Из целей криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести[36]:
1. получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;
2. криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;
3. выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку рекомендаций по их преодолению;
4. изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;
5. определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.
В криминологии традиционно выделяют две части – общую, включающую в себя базовые, основные теоретические представления о преступности, преступлениях и преступнике, и особенную, изучающую криминологические характеристики отдельных видов преступлений и своеобразия деятельности по их предупреждению.
Преступность несовершеннолетних и её предупреждение относится к особенной части криминологии. Во второй половине 1990-х годов Э.Б. Мельникова выступила с предложением о выделении в системе общей криминологии ювенальной криминологии. Иными словами было предложено возвести исследование преступности несовершеннолетних и её профилактику в особый статус и акцентировать на этом внимание посредствам переименования. Ювенальная криминология должна была стать теоретико-практическим подспорьем при создании ювенальной юстиции в России и её системы, а также ювенального права[37].
Совершенно очевидно, что ювенальная криминология неотъемлемая составляющая часть общей криминологии, вбирающая в себя её концепции, методологии и методики. К сожалению, отечественные криминологи, при исследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в большей степени опираются на общетеоретические знания криминологии, нежели на специальные знания, обусловленные спецификой ювенальной ветви. Исторически повелось, что теоретическим вопросам особенностей ювенальной криминологии внимание уделялось гораздо меньше, чем криминологии как науке о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности, т. е. общей криминологии. Этот пробел явно наблюдается в учебной литературе.
Говоря об особом положении ювенальной криминологии, мы не можем обойти стороной вопрос характерных особенностей, присущих ювенальной криминологии.
Во-первых, это особый объект криминологических исследований – личность несовершеннолетнего с её специфическими признаками:
1. подвижностью в связи с физическим и социальным ростом человека;
2. вытекающим из этого социально-правовым статусом несовершеннолетнего;
3. особенностями поведения несовершеннолетних – неадекватностью в конфликтных ситуациях, завышенными или, наоборот, заниженными возрастными ролевыми ожиданиями.
Во-вторых, особая микросреда несовершеннолетнего с её влиянием на его личность и поведение. Речь идет о семье, школе, досуге, ближайшем окружении, работе. Особая роль – воспитание и влияние взрослых.
В-третьих, научная разработка соответствующей системы мер предупреждения отклоняющегося от нормы, т. е. девиантного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Специфика ювенальной криминологии состоит в том, что комплекс исследуемых обстоятельств и признаков личности несовершеннолетних преступников значительно шире, чем при изучении преступности взрослых.
Криминология, изучая проблемы преступности несовершеннолетних с помощью научных методик, получает данные, предназначенные:
– для более углубленного изучения причин преступности, личности несовершеннолетнего преступника;
– использования результатов массовых криминологических исследований для оценки тенденций в преступности несовершеннолетних на базе соответствующих изменений в социально-экономической обстановке в стране;
– определения «болевых точек» в преступности несовершеннолетних на данный момент.
Эти результаты криминологических исследований очень важны, но прежде всего для решения стратегических задач борьбы с преступностью несовершеннолетних, а не для расследования и судебного разбирательства по конкретным делам.
Вместе с тем установление состояния, динамики, структуры преступности несовершеннолетних при анализе статистических показателей и качественных характеристик преступности несовершеннолетних даёт в руки следователя, суда тактическое оружие по конкретному уголовному делу (внимание обращается на серьезные изменения в условиях жизни и воспитания, ценностных ориентациях самих подростков).
Резюмируя вышеизложенное, отметим, ювенальная криминология является теоретико-практической основой для разработки концепций, программ, стратегий борьбы с преступностью несовершеннолетних, беспризорностью, безнадзорностью, иным асоциальным поведением, дальнейшей профилактики этих негативных проявлений общественной жизни. А также основой для дальнейшего развития, модернизации и совершенствования юридического обеспечения защиты прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и деятельности ювенальной системы в целом.
Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии
Предмет: Право Автор: Мельникова Э.Б. Год издания: 2001 Язык учебника: русский Рейтинг: Просмотров: 2412
Комментарии, рецензии и отзывы
§ 4. ювенальная криминология и принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции: Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии, Мельникова Э.Б., 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Анализируется концепция ювенальной юстиции. В ее рамках рассмотрена специфика реализации ювенальной юстицией функций судебной власти, взаимосвязь ювенальной юстиции и гражданского общества, общественных объединений.
Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]
История ювенальной криминологии.
1.2. Особенности преступности несовершеннолетних…………………………..
Глава 2. КРИМИНАЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………
2.1. Личность несовершеннолетнего преступника: понятие и особенности……………………………………………..
2.2. Причины и условия преступности несовершеннолетних…………………………………..
Глава 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………………
3.1. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних………………………….
3.2. Правовая база предупреждения преступности несовершеннолетних …………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
История ювенальной криминологии.
Ювенальная криминология берет своё начало ещё с давних времен, а также её развитие и становление носят международный характер.
На протяжении веков плохое обращение с детьми являлось нормой общественных отношений и закреплялось в законодательстве разных государств. В уголовной сфере в то время не было различий между несовершеннолетними и взрослыми, были все равны. Равенство касалось не только привлечения к ответственности, но и отбывания наказания. Также несовершеннолетние подвергались смертной казни, телесным наказаниям, на ровне со взрослыми преступниками отбывали наказание в тюрьмах.
Сам термин «ювенальный» (лат. juvenalis – юный) – не достигший половой зрелости. 1
В древних цивилизациях зарождались философские взгляды, рассуждения о возникновении человеческого общества, возникали мысли о предупреждении правонарушения.
На протяжении веков появлялись знания о личности преступника, о его поведении, о преступлении, создавались и реализовывались идеи по борьбе с подростковой преступностью.
В отдельные исторические периоды подходы к уголовной ответственности и наказаниям несовершеннолетних несколько смягчились так, по Закону 12 таблиц в Древнем Риме применялся принцип прощения, обоснованный несовершеннолетним возрастом подсудимого. 2
В конце 19 века в российском законодательстве ввели нормы, уменьшающие тяжесть наказания к несовершеннолетним. Во время правления Екатерины 2, малолетними признавались дети, не достигшие десятилетнего возраста, а также они признавались невменяемыми и их отдавали родителям, опекунам, но не суду. Постепенно во второй половине 19 века начало меняться
1 Егорова Т.В.Словарь иностранных слов современного русского языка. М. «Аделант» 2014
2 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.
отношение к несовершеннолетним преступникам, начинают создаваться специальные отдельные учреждения для подростков, совершивших преступления, вместо карательных наказаний, начинают проводится воспитательные функции.
Активное развитие общественного строя и права послужило, причиной рассмотрения вопроса о подростковой преступности. Также появляются первые специальные учреждения, которые занимались перевоспитанием трудных подростков.
В 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей и подростков с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах с взрослыми преступниками. 3
В 1831 г. в штате Иллинойс в США принимается закон, предусматривающий смягчение уголовных наказаний для несовершеннолетних за некоторые виды преступлений. 4
В 1904 – 1926 годы были созданы национальные суды для несовершеннолетних в Австрии, Австралии, Англии, Бельгии, Германии, Греции, Египте, Испании, Италии, Франции, Японии и других странах. 5
В 1831 г. в штате Иллинойс в США принимается закон, предусматривающий смягчение уголовных наказаний для несовершеннолетних за некоторые виды преступлений. 6
Впервые определение ювенальной криминологии (не являющееся бесспорным) дано авторами ювенального словаря в 2001 г. «Ювенология криминологическая – отрасль криминологии, предметом которой является преступность несовершеннолетних, её специфические факторы, личность несовершеннолетнего делинквента, а также система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних. 7
Ювенальная криминология с годами меняется, сменяя законы, сменяя профилактические методы.
3 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.
4 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.
5 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с
6 Вестошкин С.А. Ювенальное право: Учебное пособие. г. Екатеринбург – 2008 г.
7 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с
Источником развития ювенальной криминологии является теории о воспитании детей и юношества, и психолого-педагогические. Также стоит отметить, что источниками ювенальной криминологии являются обычаи, а именно традиции, которые носят свою специфику, у разных народов разный взгляд на воспитание своих детей.
Таким образом из вышенаписанного можно отметить, что в исторические годы, отношение к несовершеннолетним преступникам было жестокое начиная с античного мира до средневековья. Правосудие было ужесточено, в том плане, что любая провинность могла караться смертной казнью, такое наказание касалось не только взрослых преступников, но и несовершеннолетних, к тому же, в то время несовершеннолетние отбывали наказания в одних и тех же тюрьмах, где находились и взрослые преступники. Родители несовершеннолетнего в то время не отличались от правосудия почти ничем, так как родитель тоже мог жестоко наказывать своего ребенка за любую провинность.
В разные периоды истории, многие государства пробовали создать сильную систему законов, по борьбе с детской преступностью. Также из истории стоит отметить, что в древние времена, в том числе и средневековье не знали правового понятия детства, поэтому в исторических правовых актах не было указано ничего о защите детей и подростков, которые нарушали закон.
Несмотря на то, что в некоторых государствах в историческое время, к несовершеннолетним относились жестоко, были в то время и государства, которые отличались в плане наказаний к подросткам которые нарушили закон. К примеру, в Китае было наставление Конфуция о том, что нужно проявлять сострадание и милосердие к калечным детям. Благодаря тому, что в Китае стали применять наставление Конфуция касаемо наказаний к несовершеннолетним которые не достигли 8 лет их начали освобождать от телесных наказаний.
А вот в истории Рима, правосудие касаемо несовершеннолетних было немного другим, касалось это возраста несовершеннолетнего преступника, в зависимости от возраста правосудие выносило вердикт о вменяемости или невменяемости несовершеннолетнего. Поэтому возраст разделялся на три пункта:
1. Infantes – полностью невменяемые, к этой категории относились дети которым было 7 лет;
2. Impubes – условно вменяемые, к этой категории относились мальчики которым было от 7 – 14 лет и девочки которым было 7 – 12 лет;
3. Minores – полностью вменяемые, к этой категории относились подростки от 14 – 18 лет, иногда преторский эдикт мог поменять возраст до 25.
Также в Риме наказание к несовершеннолетним преступникам тоже было другим. К примеру, если была совершена государственная измена, дети совершившего преступление, в равной степени наказывались точно также, как и отец. Детей можно было помиловать, но в случае помилования, дети лишались наследства. Позже римское правосудие сочло поменять законы на более мягкие касаемо наказания несовершеннолетнего преступника. Римское правосудие решило освобождать несовершеннолетнего преступника от уголовной ответственности, потому что в столь раннем возрасте ребенок не может в сознательно совершить противоправное действие.
Представляется неоспоримым вклад религии в борьбу с преступностью. Не случайно перечисленные нормы в некоторой интерпретации изложены в Коране и других священных книгах многих религий. Первые уголовно-правовые законы использовали в качестве источника религиозные нормы о запрете посягательств на личность и собственность. Эти религиозные нормы несут в себе нравственный заряд борьбы с преступностью, имеют предупредительный, воспитательное-правовой характер. 8
Для европейских народов наиболее знаменательным является написание Библии – Священного Писания. Библия имеет два текста: Ветхий Завет состоит из памятников древнееврейской литературы 12 в. до н.э.; Новый Завет составляют памятники раннехристианской литературы второй половины I века и начала II века н.э. Евангелия повествуют о жизни и учении Христа. Уже в Ветхом Завете, в десяти известных всем заповедях, содержатся рекомендации гражданам предупредительного характера: 9
8 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с
9 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с
– не произноси ложного свидетельства.
– не желай дома ближнего твоего;
– не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. 10
На протяжении всей истории человечества борьба с преступностью осуществлялась в двух формах: уголовно-правовыми мерами и криминологическими. В отдельные периоды жертвами «меча правосудия» становились безвинные люди, обвиненные в колдовстве, инакомыслии и других выдуманных «преступных» деяниях. В эпоху инквизиции, сталинских репрессий государство не вершило правосудие, а выступало в роли палача-преступника. В эти периоды оказались не востребованными криминологические теории, рекомендации, выработанные человечеством. К примеру, в России криминология как наука о преступности и ее причинах с 30-х по 60-е годы прошлого века оказалась под запретом. 11
В конце 19 века, подростковая преступность начала набирать новые обороты, несовершеннолетние девочки не только воровали, но и начали заниматься проституцией, а в качестве сутенеров были несовершеннолетние мальчики. В те времена дети которые вставали на неправильный путь и совершали преступления и вели раннюю половую жизнь, чтобы заработать деньги, как правило относились к низкому классу, то есть трудовому. Зачастую девочки совершали кражи дома, воровали у своих родителей, родственников, а на улице совершали кражи значительно реже. Проституция у несовершеннолетних девочек была чуть ли не главным заработком, к тому же малолетние девочки не только занимались проституцией из-за материального дохода, но и потому что им было это интересно, они считали, что проституция — это своего рода развлечение.
Что касается несовершеннолетних мальчиков, то создавались отдельные воровские группы из таких несовершеннолетних, как и они сами, в основном в группе состояли беспризорники. Воровские группировки, состоявшие из несовершеннолетних мальчиков, в основном занимались мошенничеством, мелкими кражами и в редких случаях убийствами.
10 Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета – М.: Российское Библейское общество, 2003. – С. 81.
11 Лелеков В.А., Е.В. Кошелева. Ювенальная криминология: Учебник –Воронеж: ВИ МВД России, 2012. – 495с
Также стоит отметить, что на совершение преступления, на несовершеннолетних, в основном влиял алкоголь. Девочки алкоголь употребляли реже, в большинстве случаев, алкоголь употребляли мальчики.
Поведение детей полностью зависело от родителей и какое место они занимали в обществе. Дети шли на преступления не от хорошей жизни, а для того чтобы себя прокормить, от того что родители не могли просто на просто их обеспечить. Также дети совершали преступления из-за того, что родители им отказывали в их прихотях, из-за нехватки денег, а ребенок всё ровно хотел допустим купить себе игрушку. Дети совершали преступления ещё из-за того, что родители вели безобразный образ жизни, употребляли алкоголь при ребенке, либо спаивали его ради развлечения, ругались бранными словами, и порой избивали ребенка, вели беспорядочную жизнь и занимались попрошайничеством. Несовершеннолетние видели жизнь родителей, видели их поведение и плохое оно или хорошее было, они всё примеряли на себе, думая, что, если родители так себя ведут, свойственно эта правильная форма поведения и поэтому так можно себя вести.
Введение
Согласно действующему законодательству Российской Федерации несовершеннолетним в широком смысле является лицо в возрасте до 18 лет. Существуют и более детальные трактовки понятия “несовершеннолетний”; в частности, гражданское законодательство различает малолетних, недееспособных и частично дееспособных несовершеннолетних, но это в проблематику исследования не входит. Субъектами уголовного права могут быть несовершеннолетние начиная с 14 лет.
Возрастная специфика ювенальной юстиции и ювенальной криминологии определяется общим понятием несовершеннолетние, т.е. возрастом до 18 лет.
Связь криминологии с уголовным процессом
Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса, изучающей процедуры предварительного расследования и судебного рассмотрения дела. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры, направленные на их устранение.
Криминалистика изучает методику, технику и тактику расследования преступлений, получает от криминологии данные о состоянии преступности, особенностях механизмов, способов совершения различных преступлений и о свойствах личности преступников. Криминалистика использует эти сведения для разработки наиболее эффективных методов раскрытия преступлений. Неразрывна связь криминологии и с теорией оперативно-розыскной деятельности, которая дает возможность изучать преступность в определенном смысле «изнутри» с помощью специальных средств и методов.
Скоро: доступ к каталогу только после регистрации на сайте – Регистрация
Ювенальная криминология: учебник / Кошелева Е.В., Лелеков В.А. – Воронеж: Воронеж. ин-т МВД России, 2012. – 284 c.
Тип : Издание
Авторы : Кошелева Е.В., Лелеков В.А.
Издательство : Воронеж. ин-т МВД России
Место издания : Воронеж
Количество страниц : 284
Год издания : 2012 г.
Общая криминология
Общая криминология – это большие разделы, посвященные историческому и методологическому развитию науки, освещение теорий преступности, причин преступности, характеристик личности преступника, теории предупреждения преступности. Разделы универсальны и значимы.
Общая криминология – научная дисциплина, предметом изучения которой являются преступления, их причины, виды взаимосвязи с различными явлениями, результативность мер по п
В поле изучения криминологии входят сопутствующие преступности негативные проявления, такие как алкоголизм, наркомания. Криминология тесно связана с множеством других наук правовых (уголовное право, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность) и общественных (история, демография, психология, психиатрия, статистика).
Старков О.В. Криминология. Общая, Особенная и Специальная части
- Раздел: Криминология → Криминология России
Учебник. – СПб.: Юридический центр-Пресс, 2012. – 1048 с. Учебник написан на основе курса лекций, читавшихся автором на протяжении более 30 лет в разных юридических, психологических, религиозных вузах СССР и России. Он соответствует типовой программе по криминологии для вузов России по специальности “Юриспруденция”. Весь курс пронизывает оригинальная авторская четырёхзвенная.
Позиция отечественных криминологов относительно общности ювенальной и общей криминологии несколько иная. И в этом смысле понятие криминологии как науки о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности (это, конечно, общая схема предмета криминологии) целиком относится и к криминологии ювенальной. Теоретическим вопросам специфики ювенальной криминологии исторически внимание уделялось гораздо меньшее, чем криминологии как науке о преступности, ее причинах, личности пр.
Марцев А.И., Максимов С.В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность
- Раздел: Юридические дисциплины → Криминология
Монография. — Томск: Издательство Томского университета, 1989. — 160 с. В монографии рассматриваются теоретические вопросы общего предупреждения преступлений, проблемы количественного анализа эффективности общепредупредительного воздействия уголовного закона и практики его применения. В основу работы положены результаты более чем двадцатилетнего исследования, проводившегося.
- 4,30 МБ
- добавлен 08.09.2015 23:13
- изменен 09.09.2015 13:56