Если же ребёнок живет в многодетной семье, уполномоченный по правам ребёнка в субъектах РФ должен позаботиться, чтобы этой семье были предоставлены пособия от государства, чтобы можно было содержать детей.
Случаи нарушения прав ребенка
1. Я как родитель имею право отправлять ребёнка в школу с включенным диктофоном с целью записи нарушения прав ребенка от учителя.
2. В случае передачи полученных записей в правоохранительные органы или в суд могут ли они быть приобщены к делу в качестве доказательства.
3. В какие инстанции можно обратится при нарушении прав ребёнка в школе.
Спасибо, с Уважением Юрий.
У меня ребенок подрался в школе. Ребенку 10 лет. Приехал инспектор и в присутствие классного руководителя побеседовал с ребенком. При этом взрослых со стороны ребенка не вызывали. После чего был составлен протокол где беседу инспектор завиксировал. ВОПРОС: ЕСТЬ ЛИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЕ прав ребенка и взрослых?
Какая предусмотрена ответственность, если я заберу ребёнка из школы? В школе грозятся привлечь меня к ответственности. Какие права у родителей по выбору учебного учреждения. Куда жаловаться в случае грубого нарушения прав ребёнка и произвола в школе. Возможно ли забрать ребёнка и отдать на следующий год в первый класс в другую школу. Предусмотрены ли возрастные ограничения для зачисления в первый класс Нужен реальный адвокат, специализирующийся в данной области.
В школе у ребёнка зачитали приказ о запрете использования телефона на уроке, в случае нарушения учитель в присутствии представителя администрации школы изымет телефон, составит протокол изъятия, вернут после письменного заявления родителей с объяснением причины нарушения ребёнком устава школы, имеет ли школа на это право?
Имеет ли право школьник (достигший 15 лет) отказаться от теста на наркотики в школе, и могут ли быть последствия от отказа?
Имеют ли право учителя заставлять подписывать соглашение на участие в вышеуказанном тесте? Можно ли в этом случае начинать разбирательства в государственных заведениях (имеется в виду суд) по причине нарушения прав ребёнка и психологического давления со стороны учителя?
Как мать ребенка-инвалида имею право на 4 оплачиваемых отгула в месяц, начальство отказывает, объясняя тем, что работаем неполную раб. неделю (по договору 6-тидневка 21 ч в нед. а фактически 5 дней. Но те же 21 час) правы ли они и куда обращаться в случае нарушения?
Ситуация 1. Один из воспитателей или вожатых выложил в социальной сети фотографию с ребенком, отдыхающим в лагере, а родитель посчитал это нарушением его прав и обратился с жалобой в администрацию лагеря. Каков порядок Ваших действий? Имеется ли в данном случае нарушение прав ребенка?
Сыну 10 лет. 4 класс.
Учитель, завуч запрещают носить серьгу в ухе.
Прочитал устав школы на сайте-запрета нет. Может на сайте не актуальный устав и в новом есть запрет, но тогда он нарушает право ребенка и создается дискриминация по гендерному признаку – девочкам можно, а мальчикам нельзя носить?
Товарищи юристы, есть ли нарушение прав в данном случае?
Господа юристы, подскажите, в каком случае руководителя организации можно привлечь к УГОЛОВНОЙ ответственности за нарушение прав матери, имеющей ребенка в возрасте до 3-х лет (сокращение по инициативе работодателя). Если не ошибаюсь, это 145 ст.? И каков срок исковой давности?
Имеет ди право фотограф фотографировать детей в детском саду без уведомления родителей?
Я хочу, чтобы моего ребенка в д/саду фотографировали только с моего СОГЛАСИЯ, чтобы администрация д/садом заранее уведомляла родителей о приходе фотографа, виде работы, стоимости фотографий.
Имеет ли мое желание юридической основы?
Что необходимо сделать для реализации моего желания (права?)?
К каким статьям и Законам апеллировать в случае нарушения этого права?
Я – заведующий детским садом. В договор с родителями на посещение ДОУ мной был включен пункт об отчислении ребенка в случае неуплаты за услуги более одного месяца. Специалисты Управления образования утверждают о незаконности этого пункта, из-за нарушения закона “Об оьразовании” и ущемлении прав ребенка в области образования. Не противоречат ли утверждения управленцев ГК РФ в части исполнения договорных обязательств.
Проконсультируйте пожалуйста. Мать хочет вывезти сына на отдых за границу, есть такая возможность. Отец разрешение не дает. Родители официально не были зарегистрированы, отцовство установлено через суд. Причины отказа называет следующие-самолеты разбиваются, поезда сходят с рельс. Мать предложила вариант-я дам деньги, свези ребенка сам – отказ. С ним разговаривал председатель районной КДН и ЗП, уполномоченный по правам ребенка – отказ. В воспитании ребенка участие не принимает-только элементы, которые выплачиваются с зарплаты и один раз в год подарок от работы на новый год, вот и все воспитание. Может быть у кого-нибудь были такие случаи в практике, что делать матери в данном случае. Ребенок очень расстроен. Ведь на лицо нарушение прав ребенка. Что делать не знаем, как объяснить ребенку. Папа кстати это делать отказался.
Поясните, пожалуйста, есть ли нарушение прав ребенка в следующем случае. И какими документами эти права регламентированы Длительно болеем, ещё с конца октября. До сих пор врач нас не выписал. Классный руководитель был в курсе и проставил в Эл дневнике “Болеет”. Учитель физики вдруг выставляет 17.11 двойку рядом с “Болеет” за урок за 11.11. Мои вопросы с просьбой объяснить ситуацию учитель физики игнорирует.
Здравствуйте, я воспитываю ребёнка одна, отец лишён родительских прав и совсем не помогает. Вдобавок ко всему у меня есть кредитные обязательства. На данный момент работодатель хочет чтобы я написала увольнение по собственному желанию. В случае если я не напишу по собственному угрожает применить административные меры, хотя нарушений у меня не было. Какие права у меня есть? Могут ли меня уволить в одностороннем порядке?
Нарушение ли прав человека. Мой муж платит алименты на троих детей от разных браков. Первому 25%, второму 16%, Третьему 16%, получается более 50, %, долгов нет, при подаче на уменьшение первому ребенку суд отказывает, по закону как я знаю выплаты по алиментам если нет долгов, то 50% на всех детей и не более, значит нарушены права человека, подскажите какой закон применим в этом случае, суд пишет, что не ущемлены права ни других детей, не плательщика. Как понять кто прав?
Директор ДОУ отстранила ребенка от посещения платных кружков, которые организованы обр. организацией за систематическую неоплату. Задолженность была в размере 700 рублей. На сегодняшний день задолженности нет, но администрация ДОУ не разрешает посещать кружки, даже в том случае, если будет внесена предоплата. Ущемление прав ребенка, унижение? Как реагировать и нарушение ли это со стороны директора?
На какую статью закона я могу опереться, в случае нарушение покоя в новогодние каникулы у ребенка, работа перфоратора с пол девятого утра мало того ято не дает право выспаться ребенку, еще дребезжание всей мебели просто выводит из себя и лишает нормальному врепривождению всей семьи в целом, все становятся раздражительными и общения сводятся к скандалам и так на протяжении всего дня.
Я сдаю квартиру россиянам из другого региона. Сейчас им нужна регистрация для того, чтобы записать ребенка в детский сад. Если я сделаю им регистрацию, смогу ли я их выселить из квартиры в случае нарушения ими договора аренды? Дает ли им регистрация какие-либо права? Спасибо.
Может ли подросший ребёнок достигший совершеннолетия подать иск о возмещении ущерба за нарушение своих прав, несоответствующее воспитание и оказание психологического насилия над собой со стороны родителя с кем проживал вместе (обычно, это мать)?
Мать препятствовала встречам, общению, воспитанию ребёнка со стороны отца проживающего отдельно, настраивала против отца, скрывала ребёнка на длительное время от отца, внушала ребёнку ложные унизительные сведения, оскорбительные, унижающие честь и достоинство отца. Мать из соображений мести из личной неприязни принуждала ребёнка отказываться от отца, прививала отрицание ненависть к отцу, тем самым разрывала детско-родительские отношения.
Отец всё время исправно платил алименты, стремился воспитывать и заботится о дочери, но этому препятствовала бывшая жена мать ребёнка пользуясь своим положением и властью над несовершеннолетней.
Ребёнок будучи заложником из страха выполнял волю матери.
Многократные обращения отца в судебные и исполнительные инстанции о нарушениях прав ребёнка и психологическом насилии над ним ни к чему не приводили.
Были ли такие случаи в судебной практике, когда ребёнок будучи зрелым восстанавливал справедливость по отношению к себе и к второму родителю проживающему отдельно (не из соображений получения наследства и материальных выгод от отца)?
Заканчивается мой декретный отпуск (ребенку в ноябре исполняется 3 года). Хочу декрет продолжить, так как ребенок часто болеет (с января 2015 в мед. карточке ребенка уже 8 записей). Но многие мамы жалуются на то,что в случае продления ими декретного отпуска ребенку отказывают в посещении детского сада. В поликлинике пока документы из садика не забраны, комиссия ВКК справку не дает и участковый педиатр в дальнейшем не будет выдавать ребенку справки в садик. В законе подобных предпианий я не нашла. Когда в детский сад устраивались, то я подписывала договор, в котором по пунктам было расписано, в каких случаях ребенок не может посещать детский сад. И про то,что в случае продления мною декретного отпуска, мой ребенок не может ходить в садик ничего сказано не было. Планирую идти в поликлинику и решать вопрос продления декретного отпуска. Помогите, пожалуйста, разобраться, как грамотно общаться в данной ситуации. И какие у меня права по закону. И если это нарушение прав моих прав и прав ребенка, то как правильно беседовать в поликлинике и детском саду, если потребуется. Заранее благодарна!
Мой молодой человек выставил в социальные сети фотографию моего ребенка (с моего согласия и авторские права принадлежат мне) . А отец ребенка против этого.
Если третье лицо хочет выставить фотографию ребенка куда-либо, нужно разрешение обоих родителей или достаточно одного, с кем ребенок проживает?
Если я давала разрешение по переписке, то есть есть подверждение того, что согласие я давала, то считается ли это как разрешение или же разрешение должно быть только письменным?
Данная ситуация является гражданским или уголовным делом?
И какое наказание может быть в случае нарушении авторских прав?
Я и мой ребёнок граждане РФ, есть официальная временная регистрация в Москве. Планирую отдать ребёнка в Московскую школу. Уточняла предварительно этот вопрос со школой, мне сказали что принимают только с пропиской. Законно ли это? И на какой закон можно ссылаться в таком случае чтобы доказать нарушение моих прав? Заранее благодарю,
В рамках пункта 4 статьи 27 Федерального Закона О прокуратуре в РФ бесплатно ли прокурор представляет интересы гражданина в суде? Вопрос касается нарушения права моего ребенка в предоставлении места в детском саду. В случае признания прокуратурой незаконными действия Администрации района по обеспечению местом моего ребенка в детском саду и отказе последней выполнять предписания прокурора, можно ли будет получить бесплатную помощь прокурора в суде и в каком обьеме?
У меня к вам такой вопрос: как поступить если жена не дает видится с сыном, сама ребенка не воспитывает (учится в другом городе) воспитанием сына занимается ее мать, которая также не дает видится с сыном. Неоднократно обращался в органы опеки, в кдн, от туда они отправляли меня в милицию. Не однократно писал заявления о нарушение прав несовершеннолетнего ребенка, так же за нарушения моих прав бабушки и т.д. Так же подал два иска о ограничение в родительских правах (бывшую жену) о определение места жительства, сегодня ходил в органы опеки просил организовать мне встречу с сыном на что получил ответ; ты не имеешь не какого права, я бы тебе тоже не давала встреч с сыном (в школе не был тихим мальчиком) и не каких заявлений ничего не приняли от меня. бывшая жена сейчас проживает в другом городе, сын находится у ее матери. Также у ее матери есть еще двое несовершеннолетних детей. Что можно предпринять в таком случае?
У меня к вам такой вопрос: как поступить если жена не дает видится с сыном, сама ребенка не воспитывает (учится в другом городе) воспитанием сына занимается ее мать, которая также не дает видится с сыном. Неоднократно обращался в органы опеки, в кдн, от туда они отправляли меня в милицию. Не однократно писал заявления о нарушение прав несовершеннолетнего ребенка, так же за нарушения моих прав бабушки и т.д. Так же подал два иска о ограничение в родительских правах (бывшую жену) о определение места жительства, сегодня ходил в органы опеки просил организовать мне встречу с сыном на что получил ответ; ты не имеешь не какого права, я бы тебе тоже не давала встреч с сыном (в школе не был тихим мальчиком) и не каких заявлений ничего не приняли от меня. бывшая жена сейчас проживает в другом городе, сын находится у ее матери. Также у ее матери есть еще двое несовершеннолетних детей. Что можно предпринять в таком случае?
В садике к Новогоднему утреннику, заведующая и воспитатели требуют сдавать деньги на пошив новогодних костюмов. Я отказалась сдавать деньги. Мне ответили, что в таком случае мой ребенок не будет участвовать в новогоднем утреннике. Как быть? Происходит ли нарушение прав ребенка? Вымогательство? Как быть? Посоветуйте, пожалуйста! Принять телефонный звонок смогу с 17 до 18 часов. Спасибо.
С мужем в разводе 7 лет. Алименты не платит, имеет задолженность. Проживаем в разных городах, остался ребенок со мной, который посещает школу. Идет прямое нарушение прав несовершеннолетнего моего ребенка и я не знаю что делать. Приставы постоянно задерживают справки о задолженности либо вообще не посылают, из за чего я не могу оформить льготу за квартиру и обеспечить питанием ребенка в школе должным образом. (из за отсутствия справок о задолженности по алиментам). На данный момент опять не выслали и вообще врут уже что высылали. Ребенок опять остался без питания. Я считаю, что это идет прямое нарушение прав несовершеннолетнего. Подскажите пожалуйста срочно, куда обратиться в этом случае? И как в жалобе все это изложить? Заранее спасибо. Очень надеюсь на вашу помощь, так как ребенка одной воспитывать тяжело.
У моей дочери (12 лет) возник небольшой конфликт с одноклассницей. В школу пришла разбираться мама, беседовала с ребенком наедине, предъявляла претензии, после чего вместе с классным руководителем пошли к психологу. О случившемся я узнала позже от классного руководителя. Правомерны ли действия родительницы и педагога в данном случае и куда можно обратиться с жалобой на нарушение прав моего несовершеннолетнего ребёнка?
За административное нарушение (ч 1 ст 6.8) одним членом семьи полиция передала данные в отдел по работе с несовершеннолетними и социальную службу (есть ребенок,8 лет). Семью видимо поставили на учёт как неблагополучную, имеют ли право в таком случае сообщать в школу и поликлинику ребенка упомянутые работники о случившемся? В глаза сотрудники говорили что видят что семья нормальная, но сообщили информацию учителю и врачу ребенка.
Нахожусь в официальном браке, есть общий ребенок 3 лет. Последние 3 месяца с женой проживаем раздельно. Жена с ребенком проживают в МО, сам живу в Москве. На выходные приезжаю к ребенку для общения. После последней ссоры жена и теща сообщили, что создадут трудности в общении с ребенком. Спрячут ребенка или не откроют мне дверь.
Знаю, что их действия в этом случае могут квалифицироваться согласно ч.2 чт. 5.35 КоаП РФ, а именно: . Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли.
Вопрос: каким образом запротоколировать данное нарушение, чтобы к нарушителю была применена данная статья? Стоит ли вызывать сотрудников полиции, если да – какое подразделение?
Защита прав детей – Генеральная прокуратура Российской Федерации
Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.
Органы прокуратуры занимают чрезвычайно важное положение в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей.
Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении, как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию, содержанию, а соответствующие структуры не уделяют им должного внимания, что нередко приводит к совершению детьми правонарушений и преступлений.
Ежегодно прокурорами разрешаются тысячи обращений, связанных с нарушением прав детей и подростков, проводятся проверки органов и учреждений, работающих с детьми, пресекаются факты незаконных действий чиновников различного уровня, обеспечивается участие в судебных разбирательствах, принимаются меры к восстановлению законности.
Прокуроры выстраивают свою работу в тесном взаимодействии с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Исходя из положений Конвенции ООН о правах ребенка, норм международного права и российского законодательства, закрепляющих приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены основные направления деятельности прокурора:
- осуществление постоянного надзора за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей;
- пресечение фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных организациях;
- исполнение органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей;
- обеспечение исполнения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, оказания им качественных медицинских услуг;
- надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- исполнение законодательства об образовании, реализации образовательными организациями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования;
- проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию;
- требование от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних в ходе досудебного производства по уголовному делу, а также другие направления работы.
При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.
Правозащитная деятельность прокуроров и впредь будет осуществляться в соответствии с реализуемой государственной политикой и исходить из состояния законности в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Вопрос о нарушении прав ребенка
Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это – непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.
По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, – которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, – ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, – это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, – это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: право на жизнь, жить и воспитываться в семье, на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей, общаться с родителями и другими родственниками, на защиту неприкосновенности личности, от эксплуатации и оскорбления, алкоголя и наркотиков, защищать свои права, выражать свое мнение, право на имя, отчество и фамилию, изменение фамилии и имени, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и другие.
Необходимо сказать и о высочайшей сложности выявления нарушений прав детей. Одновременно распространенности их в нашей стране во многом способствует массовый правовой нигилизм взрослого населения и детей. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости повышенной защиты прав ребенка. При этом нарушения прав несовершеннолетних совершаются практически повсеместно: в семье, школе и других образовательных организациях, учреждениях здравоохранения, вне обычной среды жизни (например, на улице). Подобные правонарушения могут быть сопряжены с жестоким обращением, применением насилия или агрессии в отношении ребенка либо не связаны с такими действиями. Нарушения прав детей часто вовлекают их в антиобщественный образ жизни, включая совершение преступлений, или не вызывают противоправных последствий. Но любое нарушение прав несовершеннолетних порождает ответную реакцию: равнодушие и жестокость. Любое безнаказанное правонарушение в отношении ребенка ведет к его психическим отклонениям. Подростки, подвергавшиеся насилию, переносят его на взрослых, сверстников, особенно более слабых, на животных. Поэтому растет число убийств и тяжких преступлений среди подростков, в том числе отличающихся особой жестокостью и глумлением над потерпевшими. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.
Результаты изложенных нарушений прав ребенка могут вызвать как повышенную ранимость и эмоциональную глухоту, так и отклонения в половой сфере; вовлечение в преступную группу. Например, каждый четвертый беспризорный и безнадзорный ребенок имеет отклонения в психике, среди них – психопатия, алкоголизм, олигофрения, эпилепсия, шизофрения. Значительная часть этих заболеваний связана с условиями жизни несовершеннолетних, постоянно подвергающихся плохому обращению. У таких детей складывается убеждение, что грубость и жестокость являются нормой поведения людей. Часто несправедливое отношение вызывает у ребенка желание отомстить любой ценой, что ведет к совершению преступлений, в т.ч. групповых. Ежегодно в результате нарушения прав детей они попадают в «группу риска», которая представляет собой возможность стать безнадзорным или беспризорным, опасность вовлечения в преступную деятельность, проституцию, наркоманию.
В перечень субъектов нарушений прав несовершеннолетних входят родители и члены семьи ребенка, учителя, сверстники, должностные лица государственных органов.
В связи с изложенным представляется необходимым рассмотреть некоторые наиболее распространенные нарушения прав детей.
Не всегда обеспечиваются каждому ребенку право на воспитание в семье. Доказательством тому служат возросшие безнадзорность, беспризорность и преступность несовершеннолетних. Указанное право предполагает контроль со стороны родителей поведения детей и обязанность обеспечивать материальные и духовные условия нормальной жизни и воспитания ребенка, охрану их здоровья, образование и развитие. Наиболее сложно реализовать право на воспитание в семье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с психическими и физическими отклонениями. Сегодня в специальных государственных воспитательных учреждениях находятся несовершеннолетние, которые имеют живых родителей, которые уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав или находятся в местах лишения свободы.
С правом на воспитание в семье тесно связано право на образование, реализация которого сильно затруднена для неблагополучных детей: беспризорных, безнадзорных, несовершеннолетних из малообеспеченных семей. Такие семьи зачастую не могут обеспечить своего ребенка всем необходимым для школы.
Распространенными нарушениями детей, является нарушение права ребенка на достойное содержание. Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право ребенка на достойный уровень жизни: «Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи» (статья 60 СК РФ). Проблемами по уплате алиментов сталкиваются родители, проживающие совместно с ребенком.
Самая распространенная ситуация — отсутствие у должника доходов, с которых взыскиваются алименты. Причем родители – алиментщики иной раз придумывают такие способы ухода от уплаты алиментов, что остается только позавидовать их сообразительности. Обидно, что свой «интеллектуальный потенциал» такие родители тратят на то, чтобы нарушить права собственного ребенка. Самый элементарный и распространенный способ – увольнение с работы, где заработную плату оформляют и выплачивают официально, и устройство на работу, где существует так называемая «серая зарплата». Родитель, с которым проживает ребенок (чаще всего это мама ребенка), прекрасно осведомлен об уровне реального дохода бывшего супруга, однако доказать это бывает достаточно сложно.
Судебный пристав-исполнитель, возбуждая исполнительное производство по исполнительному листу об уплате алиментов, действуя в рамках законодательства, запрашивает информацию о доходах ответчика в органы государственной власти – территориальные инспекции по налогам и сборам. Информация в инспекцию поступает от работодателя (в случае устройства на работу) или от самого должника (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем). Таким образом, информация о доходах, превышающих официальные, судебному приставу-исполнителю неизвестна. А зачастую такие доходы значительно выше тех, которые были задекларированы. Бывают случаи, когда индивидуальные предприниматели, имеющие хорошо налаженный и приносящий доход бизнес, предпочитают отказаться от предпринимательской деятельности с целью уменьшить уровень своих официальных доходов, сведя их, практически, к нулю.
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов (статья 69 Семейного кодекса Российской Федерации). Необходимо отметить, что это крайняя мера гражданско-правовой ответственности, при этом необходимо доказать злостность неуплаты алиментов на ребенка. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит норму о привлечении недобросовестных родителей к уголовной ответственности (статья 157 – злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).
В соответствии с законодательством, в случае, если факт злостной неуплаты алиментов был установлен в процессе лишения отца родительских прав решением суда, вступившим в законную силу, он должен быть признан виновным без дополнительной проверки (преюдиция). При этом, такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле (статья 90 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение имущественных прав ребенка при выплате алиментов со стороны родителей происходит по разным причинам.
Во-первых, это определенная правовая неграмотность многих родителей, незнание своих прав и прав своего ребенка. Зачастую это приводит к тому, что родители не всегда вовремя и эффективно обращаются за защитой прав ребенка.
Еще одна причина нарушения имущественных прав ребенка в связи с неуплатой алиментов, которая имеет очень важное значение – это степень родительской любви и ответственности родителей, проживающих отдельно от ребёнка. Не секрет, что причиной неуплаты алиментов является не только имущественная несостоятельность должника и материальная невозможность содержать ребёнка, но и другие причины, которые с достатком родителя никак не связаны.
Это непонимание и нежелание родителя понимать всей степени ответственности за своего ребенка, его потребностей. Здесь проблема родительской культуры и тех ценностей, которые являются значимыми для общества в целом. Таких родителей надо воспитывать, необходимо формировать общественное мнение и нетерпимость такого отношения к детям.
Серьезное значение имеет и организация исполнительного производства по делам, связанным с алиментными обязательствами. В данном контексте можно выделить сложность и практическую невозможность взыскания алиментов с доходов должника, которые им не декларируются. В таком случае доказывать, что реальный уровень доходов должника существенно превышает задекларированный, должен сам взыскатель. Мы знаем, насколько это сложно, учитывая, что в обязанности судебного пристава-исполнителя такое доказывание не входит, для взыскателя это становится практически невозможно. Сложность заключается также и в том, что исполнительное производство зачастую носит затянутый и неэффективный характер (несвоевременность принятия мер по розыску должника, неэффективность принимаемых мер по понуждению должника к уплате алиментов).
Одной из причин является несовершенное законодательство, которое позволяет должникам иметь огромные задолженности по алиментам и при этом беспрепятственно приобретать недвижимое и движимое имущество, осуществлять поездки за пределы Российской Федерации, успешно вести предпринимательскую деятельность. Видится необходимость также и в установлении административной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, и в уточнении условий наступления уголовной ответственности за злостную неуплату алиментов по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Нарушается и право несовершеннолетних на жилище. Законодательство защищает право ребенка на жилье: нормы семейного, гражданского и жилищного права. При этом, по общему правилу, презюмируется добросовестность родителей и действие их в интересах детей. В большинстве случаев родители действительно не нарушают права детей на жилье. Однако имеются случаи, связанные, как правило, с раздельным проживанием одного из родителей с ребенком, когда права ребенка нарушаются. Некоторые родители пытаются любыми способами либо снять ребенка с регистрационного учета по месту жительства, либо продать жилье, в котором зарегистрирован несовершеннолетний, либо препятствовать проживанию ребёнка в жилом помещении иными способами.
Достаточно часто возникают сложности и разногласия по вопросам выселения бывших супругов из жилого помещения, находящегося в собственности другого супруга. Особенно болезненно этот вопрос встает, если общие дети остаются с тем родителем, которые не имеют жилья. Норма части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет собственнику при разводе выселять бывших членов семьи. До 2007 года судебная практика часто шла по пути выселения несовершеннолетних детей вместе с их родителями. В 2007 году Президиум Верховного суда Российской Федерации дал разъяснение о том, что дети не могут быть бывшими членами семьи (для того, чтобы дети стали бывшими членами семьи, необходимо лишить родителей родительских прав), право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребёнком и после расторжения брака. Таким образом, вопрос с жильем ребенка после развода родителей решен, однако проблемы остались. Пожалуй, один из самых сложных вопросов, связанных с нарушением прав ребенка после расторжения брака, является вопрос продажи или иного отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние.
Необходимо отметить, что нарушение прав ребенка не связано напрямую с прекращением родителями семейных отношений, однако в этой ситуации он наиболее обостряется. При совместном воспитании ребенка родители, как правило, могут договориться между собой. При раздельном проживании желание противоречия бывшему супругу порой приводит к тому, что родители, проживающие отдельно от ребёнка, стремятся осуществить сделки с имуществом без участия несовершеннолетнего, что приводит к незаконной продаже жилья и к нарушению прав ребёнка.
Конституционный принцип защиты детства (статья 39 Конституции Российской Федерации) предполагает, что в силу особенностей развития ребенка и неспособности его в полной мере осуществлять защиту своих прав, дети находятся под защитой государства. В то же время забота о детях и их воспитание возлагается на родителей (пункт 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации). В настоящее время вопрос соблюдения жилищных прав ребёнка является очень актуальным, важно сохранить за ребёнком конституционное право на жильё в любой ситуации, при совершении любых сделок с жильём.
В соответствии с пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, «отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства». Таким образом, государство контролировало только те сделки с жильём, когда в отчуждаемом помещении проживали дети, оставшиеся без родительского попечения, при этом органу опеки и попечительства должно быть об этом известно. Следуя буквальному толкованию указанной нормы, права детей, находящихся под попечением родителей, государством не охранялись.
Сейчас этот пробел в законодательстве устранен. Конституционный суд Российской Федерации признал пункт 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 38 (часть 2), 40 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) в части, не позволяющей защищать права несовершеннолетнего, проживающего в жилом помещении, в случае отчуждения этого помещения, если он формально не отнесён к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся без родительского попечения (по данным органа опеки и попечительства), но фактически лишен опеки либо считается находящимся на попечении родителей, при том, что такая сделка – вопреки установленным законом обязанностям родителей – нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего. Отчуждение такого имущества может быть осуществлено только с разрешения органа опеки и попечительства. При этом сделки, совершенные ранее, можно признать несоответствующими законодательству, то есть недействительными.
Как правило, нарушение права ребенка на жилье происходит по вине родителей, в тех случаях, когда родители: не позаботились о будущем ребенка в период совместного проживания; приватизируют квартиру без участия ребенка; совершают сделки с недвижимостью без учета того, что в квартире (доме) проживает несовершеннолетний; препятствуют ребенку пользоваться закрепленным за ним жилым помещением; снимаются с регистрационного учета вместе с ребенком и выписываются «в никуда»; подвергают неоправданному риску свое имущество, не учитывая интересы ребенка.
Семьи, в которых дети не имеют необходимого для нормального роста и развития, предоставлены сами себе или подвержены насилию со стороны родителей (иных лиц) не должны оставаться без внимания органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Оказать посильную помощь в выявлении таких семей может каждый неравнодушный гражданин. О ставших известными фактах нарушения прав детей следует сообщать участковому уполномоченному полиции или в отделение полиции либо проинформировать местную администрацию о том, что есть дети, нуждающиеся в защите и помощи государства. При наличии фактов о непринятии необходимых мер указанными органами, граждане вправе обращаться в органы прокуратуры как письменно, так и обратившись на консультативный прием.
Нужно сказать о нарушениях прав ребенка на неприкосновенность личности и защиту от жестокого обращения. Эта проблема остается весьма актуальной. Так, согласно опросу директоров школ и организаций профессионального образования, проведенному в нескольких регионах России, 72,9% этих должностных лиц приходилось принимать меры для защиты детей от безразличного отношения к ним родителей, а 32,2% защищали несовершеннолетних от физического насилия. При этом ежегодно 40 тыс. родителей лишаются родительских прав. Заметим, что понятие «жестокое обращение с детьми» включает все формы физического и психического насилия, причинение побоев, нанесение оскорблений, невнимательное и небрежное обращение, эксплуатацию, сексуальные посягательства на ребенка.
Решение проблемы борьбы с насилием в отношении детей может быть только системным: следует использовать весь комплекс профилактических и правоохранительных мер, повышать правовую и психологическую грамотность россиян, формировать в обществе отношение к насилию как к преступлению.
Особого внимания заслуживает право детей на половую неприкосновенность. Результаты выборочных исследований показывают, что несовершеннолетние составляют более 37% жертв половых преступлений. За последние годы значительно увеличилось число действий сексуального характера с лицами, не достигшими 16-летнего возраста (в 30,8 раза), развратных действий (в 3,6 раза). По данным МВД России, количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, а интернет-материалов – в 25 раз. По оценкам независимых экспертов, объем подобных ресурсов достиг более 300 млн. веб-страниц. При этом средняя посещаемость одного сайта составляет около 30 тыс. человек в месяц. Исследования ведущих криминологов показывают, что возраст жертв сексуальных посягательств колеблется от 4 до 15 лет, чаще всего подвергаются насилию дети от 3 до 9 лет. Причем каждый год число подобных преступлений увеличивается. С целью усиления защиты права ребенка на личную неприкосновенность необходимо, во-первых, усилить наказание за подобные действия, в т.ч. для родителей и лиц, их заменяющих, а также сотрудников правоохранительных органов.
Что делать, если нарушаются ваши права?
Как защитить себя и своего ребенка: о чем важно помнить, подавая жалобу или заявление.
В жизни нередко случаются неприятные ситуации. Важно уметь грамотно защитить права — как свои, так и своего ребенка. Какие инструменты для этого существуют? Куда можно обратиться? Как правильно направить жалобу? Предлагаем рекомендации, которые помогут добиться справедливости.
Прежде чем писать жалобу, четко сформулируйте свою цель
1. Определите цель и проблему
Принимая решение о том, как вы будете защищать свои права, ответьте себе честно на несколько вопросов: какого результата вы хотите добиться? действительно ли это так важно для вас? готовы потратить свое время и силы на это? сможете ли вы в процессе восстановления справедливости соблюсти принцип «не навреди»?
После этого можно думать о дальнейших действиях. Сформулируйте свою цель положительно и рационально, например, «получение льготы и услуг», «компенсация ущерба», «создание защиты» и так далее. Избегайте негативно сформулированных целей — «доказать свою правоту», «наказать кого-то», «приструнить».
Вы можете защищать свои права и права ребенка:
с помощью консультационной поддержки юриста, специалистов социальных служб, правозащитных организаций;
с помощью юриста в качестве посредника между вами и стороной спора.
Прежде чем перейти к конкретным действиям, четко определите проблему.
Постарайтесь понять, какое именно право было нарушено: на образование, охрану здоровья, социальную помощь, уважение частной жизни. При описании проблемы определитесь с тем, в чем состоит нарушение права, какие и чьи действия привели к нарушению, что вы хотите, какой вариант разрешения ситуации будет оптимальным.
Нарушение права определяется в трех ситуациях:
прямое нарушение права и свободы гражданина;
создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Сформулируйте суть проблемы понятно, исчерпывающе и без лишних слов. Сделайте это письменно, даже если речь идет об устном обращении.
2. Выберите способ защиты
Определитесь, каким способом вы предполагаете защищать нарушенное право.
— Административный: жалоба в соответствующие органы. Если вы уверены, что нарушение права связано с недостатком информации у специалистов или пробелами контроля со стороны вышестоящих организаций.
— Судебный: заявление в суд. Если имеет место конфликт, не разрешимый другими путями и способами, требующий непредвзятого мнения, когда компенсация ущерба важнее разрешения ситуации или если речь идет об органах, не имеющих вышестоящих инстанций.
— Обращение в надзорные органы (прокуратуру, к уполномоченному по правам человека и т.д.). Любое нарушение права преимущественно уполномоченными лицами или представителями власти, особенно если речь идет о произволе органов власти.
В большинстве случаев при защите прав и интересов способы можно комбинировать.
3. Соберите информацию и направляйте обращение
Перед тем как обратиться за защитой, соберите всю необходимую информацию. Вам помогут информационные источники, в том числе правовые, официальные сайты государственных органов и организаций, различные форумы, общественные организации, юристы и т.д. Разделите для себя информацию на две части: обоснование вашего права и порядок действий.
Подготовьте копии документов, которыми вы предполагаете оперировать при доказательстве своей позиции. Ни при каких обстоятельствах не передавайте оригиналы, а в крайнем случае требуйте подготовку описи переданных документов.
Отдавайте предпочтение письменному взаимодействию с чиновниками и ведомствами. При передаче письменного обращения попросите присвоения входящего номера, который проставляется как на экземпляре для ведомства, так и на вашем экземпляре, или подписи принимающего лица и проставления даты принятия вашего обращения на вашем экземпляре. По почте отправляйте ваше письменное обращение только заказным письмом с описью содержимого.
Будьте готовы к тому, что максимальный срок обработки обращения составляет 30 дней с момента его регистрации. Если вас всё же не удовлетворил ответ, можно обратиться в вышестоящие органы, в надзорные органы, а также в суд.
Куда еще обратиться?
У вас есть право на бесплатную юридическую помощь. Её можно получить в виде консультаций в студенческих юридических клиниках при учебных заведениях, в федеральных и региональных органах исполнительной власти и подведомственных им учреждениях, органах местного самоуправления по вопросам, относящимся к их компетенции. Также за юридической помощью можно обратиться в МФЦ. Если нарушены ваши права потребителя, обращайтесь в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Полный перечень организаций и служб, куда можно обратиться за бесплатной юридической помощью, можно найти на сайте Министерства юстиции РФ.
Помните, достоверную правовую информацию лучше искать не просто на просторах интернета, а в официальных источниках. Вот лишь несколько примеров: Официальный интернет-портал правовой информации, сайт Министерства юстиции РФ, официальные сайты федеральных, региональных и муниципальных органов власти, порталы справочно-правовых систем, таких как «Гарант» или «Консультант плюс».
Напомним, в «Учительской газете» действует рубрика «Ваш адвокат». Консультации по вопросам правовой защиты в сфере образования проводит юрист Татьяна Погорелова. Вы можете найти ответы на уже заданные вопросы, воспользовавшись функцией поиска на сайте или хэштегом #ВашАдвокат в сообществах «Учительской газеты» в социальных сетях.
По вопросам защиты прав и интересов детей можно обратиться в следующие органы:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы опеки и попечительства;
подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка;
уполномоченные по правам ребенка в регионах;
Если вы проживаете в столице, то юридические консультации по защите прав детей анонимно и безвозмездно можно получить по Детскому телефону доверия в Москве 8 (495) 624-60-01. Пока это единственная региональная служба в России, которая предоставляет такую помощь.
Об авторе:
Сусанна Мкртчян — юрисконсульт филиала «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям (г. Москва).
Судебная практика
Статья 57 Семейного кодекса РФ говорит о праве маленького гражданина выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, а также иметь право быть заслушанным в ходе судебного либо административного разбирательства при условии достижения ребенком возраста десяти лет, за исключением случаев, противоречащим его интересам.
Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении места жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается.
Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего подростка, при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано.
Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст. 57 СК РФ.
Ярким примером такого нарушения служит утверждение судьей одного из судов Новосибирска мирового соглашения между родителями двух несовершеннолетних детей. При этом местом жительства 13-летней дочери было определено с матерью. а местом жительства 7-летнего сына – с отцом. Мнение девочки-подростка при этом судом учтено не было.
В отдельных случаях также в обход требований статьи 57 СК РФ не учитывалось мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в вопросе необходимости лишения его родителя родительских прав.
Однако в случае нарушения прав ребенка самими родителями, усыновителями, либо опекунами или попечителями, обязанность по их защите возлагается в первую очередь на органы опеки и попечительства, а также на прокурора, которые обязаны защищать права ребенка, в том числе в судебном порядке:
- при необходимости взыскания алиментов с родителей/попечителей в случае отказа последних содержать ребенка
- в случае нарушения имущественных прав несовершеннолетних и изменении жилищных условий
- в случае нарушения прав сирот и усыновленных детей
- в случае нарушения прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ
- в случае нарушения неимущественных прав несовершеннолетних (право на образование, смену фамилии и имени, на общение с обеими родителями в случае развода супругов и т.д.).
Следует отдельно отметить, что в сферу компетенций органов опеки и попечительства во всех случаях возложен контроль над действиями родителей/опекунов/попечителей, относительно имущественных прав детей.
Имущественные права детей
В законе об основных правах ребёнка один из важных пунктов занимает право каждого несовершеннолетнего на собственное имущество. Это касается и жилищных прав детей, и имущества, купленного на личные средства, подаренного или переданного в наследство. Согласно ГК, каждый ребёнок может распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.
Обязанности родителей по содержанию детей
Что касается содержания, в документах по правам ребёнка сказано: родители должны содержать своих детей до того момента, пока они получат образование. Если мать (отец) получает алименты на ребёнка, то, как указано в ФЗ, полученные средства она (он) может тратить на содержание ребёнка.
Размер алиментов регулирует суд, но при этом сумма не может превышать 25% от заработка стороны, выплачивающей элементы. Кроме того, выплачивающая алименты сторона может вносить сумму на счёт в банке, открытый на имя несовершеннолетнего сына или дочери.
О том, какие виды алиментов предусматриваются в законе, смотрите в следующем видеоролике.
По достижении 18 лет, согласно гарантии прав ребёнка в РФ, владелец может использовать средства на обучение или на другие цели.
Прокурор разъясняет: Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего
Несовершеннолетний имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляется:
– родителями (лицами, их заменяющими);
– органом опеки и попечительства;
Несовершеннолетний имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Несовершеннолетний вправе обращаться для защиты своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Впрочем, даже достигшему возраста 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении или об ограничении родительских прав (исключение – отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет).
Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего – задача прежде всего родителей. Причем раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанности защищать права ребенка.
Не могут осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего:
– лица, лишенные родительских прав;
– граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства;
– лица, признанные недееспособными;
– граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Задача защиты прав несовершеннолетних может быть возложена на опекунов (попечителей), на усыновителя, на администрацию детского воспитательного, лечебного учреждения, учреждение социальной защиты (причем даже в случае временного пребывания ребенка в таком учреждении). Если нет возможности вернуть ребенка в семью, устроить его в другую семью или устроить в одно из детских воспитательных учреждений, то в таком случае права и интересы несовершеннолетнего временно защищает орган опеки и попечительства.
Прокурор защищает права и законные интересы ребенка путем:
– надзора за тем, как они соблюдаются, как правило, управомоченными органами;
– непосредственного участия в делах, связанных с защитой прав детей.
Суд также осуществляет защиту прав несовершеннолетних, рассматривая споры.
Если несовершеннолетний становится дееспособным до достижения 18 лет, то он вправе не только самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе и семейно-правовые, но и защищать себя. Стать дееспособным несовершеннолетний может:
– вступив в брак до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ);
– через эмансипацию, т.е. объявление полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).
Семейный кодекс Российской Федерации говорит о злоупотреблении родительскими правами следующее:
ст. 56: ребенок имеет право в случае злоупотребления родительскими правами самостоятельно обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд;
ст. 69: возможность лишения родительских прав в случае злоупотребления ими;
ст. 141: злоупотребление родительскими правами усыновителями – одно из оснований отмены усыновления.
Верховный Суд РФ в Постановлении от 27.05.1998 № 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей” разъясняет, что под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.” (абз. 3 п. 11).
Перечень не закрытый если учесть, что вовлечение в проституцию, преступную деятельность и употребление наркотических веществ – преступления. На практике под злоупотреблением родительскими правами понимают такое их осуществление, которое причиняет вред детям, причем данный вид осуществления прав происходит в противоречии с их задачами. Эти задачи определены в ст. 63 СК РФ: родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, а также обеспечивать получение детьми основного общего образования.
Злоупотребление родительскими правами – это одно из оснований для лишения родительских прав.
Сотрудники органа опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры.
Ребенок имеет право обратиться за защитой не только туда, но и вообще в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних, а также напрямую к прокурору. По достижении 14 лет несовершеннолетний вправе обращаться самостоятельно в суд и быть участником гражданского процесса.
Семейный кодекс РФ устанавливает обязанность должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Это касается не только должностных лиц, но и всех граждан. Все сообщения относительно нарушения прав несовершеннолетних должны адресоваться в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения ребенка.
Какие важные моменты зафиксированы в кодексе?
- Ответственность родителей за своего ребенка.
- Забота родителей о физическом и психическом здоровье ребенка.
- Воспитание ребенка родителями.
- Защита родительских прав.
- Лишение родительских прав.
- Права ребенка.
- Порядок взыскания и выплаты алиментов.
- Защита семейного права.
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:
Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Ст. 56. Право ребенка на защиту:
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Ст. 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
Ст. 59. Изменение имени и фамилии ребенка.
Ст. 60. Имущественные права ребенка:
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Как защитить права ребенка в школе?
С поступлением ребенка в школу многие родители понимают, что впереди долгие, насыщенные событиями годы. У большинства это время оставит в памяти приятный след, но некоторым учеба ребенка может запомниться негативными моментами и даже острыми конфликтами.
С чем это связано? Иногда с нарушением прав несовершеннолетних. Надо признать, такие факты, к сожалению, имеют место, и с ними периодически мне приходится сталкиваться в своей работе. Чаще всего родители жалуются на то, что не могут «устроить» ребенка в школу по своему выбору, на пресловутые «поборы» при поступлении или в период обучения, «субботники» и даже, привлечение детей к дисциплинарной ответственности. О последнем расскажу позже более подробно. Уверен, мало кто знает о том, что ученику можно объявить выговор…
Замечу, что иногда образовательные учреждения допускают нарушения прав учащихся по незнанию, но такие случаи единичны.
В остальных ситуациях, по моему мнению, руководители учреждений осознают противоправность своих действий либо относятся к ним безразлично, полагаясь на то, что не каждый родитель юридически подкован или настроен в защите прав ребенка «идти до конца». Я далек от мысли, что педагог с многолетним стажем работы в системе образования, назначенный на ответственную должность директора, не знает закона, регулирующего деятельность школ.
Хотя защищать нарушенные права бывает непросто, делать это следует обязательно. Поэтому, родителям полезно знать, что основные права обучающихся закреплены в отдельной статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). В их числе права:
– на выбор образовательной организации;
– на предоставление условий для обучения с учетом психофизического развития и состояния здоровья;
– выбор факультативных и элективных предметов, курсов, дисциплин;
– на уважение человеческого достоинства;
– на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбление личности, охрану жизни и здоровья;
– на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
– на участие в управлении школой;
– на ознакомление с документами, регламентирующими деятельность образовательной организации и обжалование в установленном порядке актов образовательной организации.
Согласно части 1 статьи 45 Закона, защищая свои права, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе:
1) направлять в органы управления образовательной организации, в частности директору школы, общему собранию, педагогическому совету и другие, предусмотренные уставом образовательной организации, обращения о применении к работникам, нарушающим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемую из равного числа учащихся, родителей (законных представителей) учащихся и работников конкретного учреждения;
3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
Очевидно, что применение первых двух пунктов затруднений и вопросов не вызывает, а третий требует уточнения.
Последний пункт предусматривает «иные», не запрещенные способы защиты, к которым помимо общественных объединений учащихся следует относить обращение: в прокуратуру, в суд, к Уполномоченному по правам человека, Уполномоченному по правам ребенка, а также в управление (отдел) образования, выступающее учредителем школы от имени органов местного самоуправления.
Приведу один интересный пример. Последним способом, то есть, обратившись ко мне и одновременно в Управление образования
г. Хабаровска, воспользовались родители ученика одной из гимназий, узнав от классного руководителя о том, что к их ребенку и еще 16 ученикам 7-го класса приказом директора применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Символично, что случилось это в первый день летних каникул, по традиции совпавший с Днем защиты детей.
Из разговора с учителем родители узнали не только о выговоре, но и о том, что ознакомиться с приказом сын должен без них – так распорядился директор. Между тем, пункт 13 Порядка применения к учащимся общеобразовательных учреждений мер дисциплинарного взыскания (далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 № 185, возлагает на образовательную организацию обязанность довести изданный приказ о наказании под роспись не только до обучающегося, но и до их родителей (законных представителей).
Воспрепятствовав в ознакомлении с приказом, директор гимназии грубо нарушила требования Порядка. Фактически, родители были исключены из воспитательного процесса и не имели возможности получить полную информацию о причинах наказания и применения столь строгого взыскания. Что же еще было нарушено?
Согласно пункту 8 названного Порядка, до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Однако, как сообщили ученики и не отрицали в гимназии, объяснения ни с одного из семнадцати учащихся затребованы не были. Налицо еще одно нарушение.
Далее, Порядок закрепляет обязанность при выборе меры взыскания учитывать: тяжесть проступка, причины, обстоятельства его совершения, предыдущие «заслуги» наказуемого. К слову сказать, ребенок, чьи родители решили обжаловать приказ гимназии, никогда не имел дисциплинарных взысканий, принимал активное участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и благотворительных ярмарках, ежегодно награждался грамотами за хорошую учебу и активную жизненную позицию. Его родители неоднократно награждались благодарностями гимназии за воспитание сына. Однако, ничего из перечисленного учтено не было, а на вопрос «почему?» – родителям предложили эти самые грамоты за предыдущие годы порвать.
В этот момент, как мне представляется, конфликт между гимназией и родителями ученика перешел в иную, неюридическую плоскость. Возникает множество вопросов: насколько компетентен учитель и отвечает ли предъявляемым к нему требованиям, осознает ли он неэтичность своего предложения? Насколько допустимо игнорирование предыдущих успехов ребенка и их обесценивание? Возможно ли после подобного грубого высказывания сохранить репутацию и уважение в глазах учеников и их родителей? Вопросы риторические.
Возвращаясь к юридической стороне конфликтной ситуации, отмечу, что соблюдение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности также установлено Порядком, а именно пунктом 9. Однако, оценить правильность его применения в данном случае невозможно, так как внятно сформулировать претензии к ученикам ни директор, ни классный руководитель не смогли. Обвинение свелось к обобщенным фразам о нарушении классом дисциплины в течение года.
Важно отметить, что при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать мнение совета учащихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей). Норма является своего рода сдерживающим фактором для администрации образовательной организации, обеспечивающим максимальную объективность при наказании несовершеннолетнего и соблюдение его прав. Будь она применена, незаконный локальный акт не появился бы, однако ни с одним из перечисленных органов гимназии перед вынесением приказа директор советоваться не стала. И в этом очередное грубое нарушение.
В результате проверки, все изложенное в обращении родителей семиклассника нашло свое подтверждение, а незаконный приказ директора гимназии был отменен. Руководителю учреждения было указано на недопустимость подобных нарушений законодательства. Подросток по инициативе родителей переведен в другое учебное заведение.
Почему я привел этот пример? В Хабаровском крае в этом году за парты село более 152 тысяч учеников, и у каждого из них есть родители (законные представители), которые в большинстве своем, к сожалению, недостаточно осведомлены о правах и способах их защиты. Что касается педагогов, то соблюдение правовых, нравственных и этических норм в соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является их прямой обязанностью.
Хочется надеяться, что все участники образовательных отношений, к которым Закон относит учеников, педагогов и родителей (законных представителей), будут уважительно относиться к правам друг друга, добросовестно выполнять возложенные обязанности и соблюдать действующее законодательство.
Только при таком условии наши дети будут чувствовать себя защищенными и не утратят веру в справедливость, противоправные действия педагогов не останутся безнаказанными, а родители будут уверены в силе закона, зная, что смогут защитить права ребенка.
Я со своей стороны в рамках предоставленных полномочий оказываю содействие в разрешении конфликтных ситуаций, повлекших нарушение прав граждан.
Педагогические работники образовательных учреждений, медицинские специалисты и иные лица, под присмотром которых мог находиться некоторое время ребенок, могут понести административное наказание за допущенное психическое или физическое насилие над личностью ребенка. Нарушение прав ребенка может обернуться для педагога или иного специалиста наложением штрафа, а при обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба. За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, сопряженное с жестоким обращением, виновное лицо может понести уголовную ответственность.