Авторские и смежные права

Более подробно о международной процедуру регистрации АП Вы сможете узнать, обратившись к нам лично. Благодаря своей партнерской программе мы можем осуществить регистрацию, как в Украине, так и за рубежом. Будем всегда рады ответить на любые Ваши вопросы.

Sum IP

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе “Смежные права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

  1. Понятие смежных прав
  2. Возникновение смежных прав
  3. Интеллектуальная собственность и смежные права
  4. Объекты прав, смежных с авторскими правами
  5. Субъекты смежных прав
  6. Виды смежных прав
  7. Срок действия смежных прав .

Авторские и смежные права

Итак, как обычно отталкиваемся от буквы закона, а именно Части VI Гражданского кодекса РФ. Согласно Закону об авторском праве – оно распространяется на произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.

Кроме того, это результаты научных и конструкторских разработок, а также программы для ЭВМ и базы данных. Сюда же стоит отнести произведения архитектуры, градостроительства, фотографические произведения, географические и другие карты, планы эскизы. Следует также упомянуть так называемые «производные» произведения: (переводы, обработки , аранжировки и иные переработки) и «составные» (сборники, энциклопедии и т.д.).

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. Поэтому если кто-то вам заявит о своих авторских правах на некий коммерческий проект, усомнитесь! Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).

У всего творческого есть свой автор. Физическое лицо, чьим интеллектуальным трудом творение создано. Причем творение (произведение) может быть создано несколькими авторами (соавторство), чьи взаимоотношения могут определяться соглашением между ними. Нельзя забывать также еще иных субъектов – физических или юридических лиц, кому могут быть переданы права на нетленное творение: наследники, работодатели, заказчики, продюсеры, издатели и т.д.

Следовательно, у автора(ов) изначально есть все предписанные законом права на созданное им произведение, которые заслуживают отдельного внимания.

Указанные правомочия разделены на две категории. Это, прежде всего, личные неимущественные права, принадлежащие автору:

  • право признаваться автором про
  • изведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Данная категория правомочий неотчуждаема, однако, безусловно, требует соблюдения третьими лицами.

Особое внимание следует обратить на совокупность исключительных прав на использование произведения имущественного характера. Автор имеет право, как осуществлять самостоятельно, так и запрещать другим следующие действия:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведения (право на переработку).

Данный объем прав может передаваться (за вознаграждение) другому лицу, как целиком, так и по частям. К примеру, может быть передано право лишь на воспроизведение и распространение фотографических снимков в периодическом издании. Чем, кстати, в большинстве случаев пренебрегают.

READ
Причинение ущерба по неосторожности

И, конечно, ничто не вечно, в том числе и авторские права. За исключением ряда случаев авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Прогресс технический и законотворческий привел к возникновению института «смежных прав». Эти права, будучи отличны от авторских, непосредственно с ними связаны. Остановимся лишь на некоторых основных моментах.

Исторически первыми обладателями смежных прав были исполнители – актеры, певцы, музыканты, танцоры, исполняющие различными способами произведения литературы и искусства, а вслед за ними также режиссеры-постановщики, дирижеры и т.д.

Подобно автору исполнитель обладает исключительными правами, в число которых входят:

  • личные неимущественные права – право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
  • имущественное право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

Имущественные права относятся к категории исключительных и позволяют исполнителю разрешать или запрещать в отношении его исполнений:

  • запись ранее не записанного исполнения или постановки;
  • воспроизведение (тиражирование) на различных носителях (на компакт-дисках, на видеокассетах и т.д.);
  • распространение экземпляров записи исполнения путем продажи, безвозмездной передачи другим лицам;
  • прокат записей исполнения, передачу в эфир (показ по телевидению, передачу по радио) и сообщение для всеобщего сведения по кабелю (по кабельному телевидению, использование в цифровых интерактивных сетях, в частности, в Интернете и т.д.)

С момента возникновения первых звукозаписывающих устройств возникла потребность в защите интересов и прав следующих субъектов – производителей фонограмм.
Создание первого радиоприемника привело к необходимости предусмотреть охрану прав организации эфирного или кабельного вещания.

Производителю фонограммы, равно как и упомянутым организациям вещания, принадлежат исключительные права на использование созданных фонограмм и транслируемых передач.

Итак, передаются только имущественные авторские или смежные права. Они могут передаваться по договору, переходить по наследству, по “трудовым” и по другим гражданско-правовым основаниям.

Основное правило, которое нужно помнить: АВТОРСКИЕ ПРАВА ПЕРЕДАЮТСЯ ТОЛЬКО ПО ДОГОВОРУ. Даже если речь идет о служебном произведении, т.е. автор создает некое творение в рамках своих должностных обязанностей и за заработную плату. Здесь важно учитывать, чтобы должностные обязанности по трудовому договору совпадали с характером созданного произведения.

Несколько слов о содержании авторского договора. Подобный договор должен в обязательном порядке содержать ряд СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ. В данном случае это характер передаваемых прав (исключительный или не исключительный), объем передаваемых прав с указанием конкретных правомочий (например, право на воспроизведение, тиражирование и т.д.), срок и территорию передаваемых прав и, конечно же, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения. Данный перечень условий не является исчерпывающим.

Общее обязательное правило: форма договора должна быть письменная. Причем не имеет значения, является ли это самостоятельным соглашением или специальным разделом иного договора, скажем на оказание рекламных услуг.

Еще одна особенность. Данный договор, также как и факт создания, не требует государственной либо нотариальной регистрации. Следовательно, при внимательном отношении к законным правам людей, чьему творчеству мы обязаны своим успехом, можно избежать многих неприятностей и проблем.

Распоряжение правами

После регистрации авторского права владелец/автор получает соответствующие права по распоряжению собственным творением, а именно:

1) Неимущественные права – принадлежат исключительно физическому лицу, к которым относятся:

§ право авторства – требовать указание имени автора на произведении и во время любого его публичного использования;

§ право на имя – запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени или псевдонима, если автор желает остаться анонимом;

§ право на обнародование – запрещать или разрешать обнародование произведения в любой форме, в том числе, с правом отозвать произведение в любой момент до обнародования;

§ право на защиту репутации – требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любым изменениям произведения или любому другому посягательству на произведение, что может повредить чести и репутации автора.

Срок действия неимущественных прав автора (согласно Закону) – бессрочно.

2) Имущественные права – права автора (заявителя), которые дают ему право получать вознаграждение за использование своего произведения. К ним относятся:

§ исключительное право на использование произведения;

§ исключительное право на разрешение или запрет использования произведения другими лицами (воспроизведение, распространение, импорт, публичная демонстрация и т.п.).

Срок действия имущественных прав (установленный Законодательством) – в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (вознаграждение за использование произведения после смерти автора получают его наследники). В случае, когда АП создано в соавторстве, то оно действует в течение жизни соавторов и 70 лет после смерти последнего соавтора.

READ
Может Ли Мать Отказаться От Ребенка В Пользу Отца

Распоряжение имущественными правами на АП осуществляется на основании следующих договоров:

1) договоров о передаче прав;

2) лицензионных договоров;

3) франчайзинговых договоров

4) авторских договоров.

Специалисты нашей компании, имея большой опыт работы по составлению договоров, умело помогут Вам определиться с объемом прав на Ваше произведение как предметом коммерциализации, помогут составить текст договора и профессионально будут представлять Ваши интересы перед регрегистрирующи органами как в Украине, так и за рубежом.

Объекты авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и выраженные в какой-либо объективной форме. Они могут представлять собой, в частности:

  1. литературные произведения
  2. программы для ЭВМ и базы данных
  3. произведения сценарного искусства
  4. хореографические произведения и пантомимы
  5. музыкальные произведения с текстом и без текста
  6. фильмы и другие аудиовизуальные произведения
  7. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства
  8. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства
  9. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства
  10. фотографические произведения и произведения, полученные способам, аналогичными фотографии
  11. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения
  12. другие произведения

В отличие от патентного права авторское характеризуется тем, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей не требуется.

Следующей важнейшей особенностью является то, что авторское право охраняет форму произведения (форму выражения мыслей: язык, образы, структуру), а не содержание.

Авторское право на произведение распространяется независимо от его назначения и достоинства, а также от способа выражения.

Все вышесказанное не означает, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. Иногда встречаются случаи, когда на один и тот же объект распространяются как нормы авторского права, так и нормы других институтов. В этих случаях необходимо учитывать как правовой режим произведения, так и правовой режим других объектов.

Особое значение имеет знание положений законодательства, когда произведением является коммерческий продукт, используемый для извлечения прибыли.

Объектом права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст. 6 Закона об авторском праве).

Несмотря на то, что законодательство РФ не содержит определения произведения, указанная статья приводит признаки и черты, которыми должно обладать и обладает любое произведение, которому предоставляется авторско-правовая охрана.

1. Прежде всего, следует отметить, что произведение является благом нематериальным, поскольку результатом творческой деятельности может быть только совокупность идей, мыслей и образов, а не материальные объекты. Поэтому следует отличать само произведение, имеющее нематериальную сущность, от формы его воплощения, а иначе – от материального носителя. П. 5 ст. 6 прямо указывает на то, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Однако следует отметить, что иногда само произведение и его материальный носитель являются одним целым. Примером тому является картина. Но все равно, право собственности (вещное право) распространяется на полномочия по владению, пользованию и распоряжению самой картиной (единичным экземпляром), а авторское право защищает от ее использования в форме воспроизведения, заимствования, распространения, публичного показа и других формах без разрешения правообладателя.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторских прав. Поэтому, например, купив рукопись, нельзя без разрешения автора опубликовать ее.

2. Произведение должно быть творческим результатом. Строго говоря, в Законе речь идет о творческой деятельности, но все-таки, более важен аналогичный признак результата. И вот почему.

По мнению большинства ученых, о творческом характере произведения говорит его новизна. При этом новизна рассматривается как синоним оригинальности. Хотя оригинальность характеризуется тем, что указывает на уникальность объекта вообще, а новизна – о неизвестности в какой-либо момент.

Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е. правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре. Также лица, создавшие результат при независимой друг от друга работе не признаются соавторами, поскольку соавторство – это совместное участие. Отсюда следует вывод: авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые являются уникальными, неповторяющимися при параллельном творчестве, т.е. оригинальными. Фактически, это означает, следующее: если будет доказано, что все-таки результат (объект) получен при параллельной работе разными лицами, а не заимствован, то он не является объектом авторского права и ему не предоставляется авторско-правовая охрана.

READ
УПФР города Архангельска Архангельской области

Именно поэтому Закон “Об авторском праве и смежных правах” охраняет лишь форму произведения (т.е. – форму выражения идей, мыслей автора с помощью языка, образов, структуры материала), а не его содержание, потому что предполагается, что элементы содержания не являются оригинальными. При этом не имеет значения, являются ли такие элементы новыми, поскольку новизны не достаточно для возникновения охраны по авторскому праву. Ст. 6 прямо указывает элементы содержания произведения, на которые авторское право не распространяется: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторым из этих результатов творчества может быть предоставлена охрана нормами патентного права. Например, если в произведении описано изобретение, то авторское право не защитит от его использования, а обеспечит лишь охрану того, как описано техническое решение, с помощью каких терминов и каким образом. Само изобретение может быть запатентовано.

3. Авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что охрану получает как высокохудожественное произведение, так и не принимаемое обществом в качестве произведения искусства (в эстетическом смысле слова) и достижения культуры. Такой подход совершенно справедлив, поскольку иное решение обеспечило бы влияние субъективного мнения на вопрос о предоставлении охраны, а критериев определения достоинств произведения быть не может.

Данная черта тесно связана со вторым признаком. Ведь не смотря на то, что художественные достоинства произведения могут быть не высоки, оно должно быть оригинальным. Поэтому при определении того, является ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует установить, может ли он быть достигнут разными лицами при параллельном творчестве. Этот принцип очень важен, поскольку независимость от достоинств означает, что объектами авторского права являются небольшие рисунки, логотипы, высказывания, а также часть произведения (включая его название), если может использоваться самостоятельно (см. п. 3 ст. 6). И иногда трудно определить, распространяется ли на какое-либо творческое решение нормы авторского права. Например, есть название произведения или строчка. Конечно, невозможно представить, чтобы запрет налагался на использование любого названия произведения (т.е. слова или словосочетания) практически в любой форме и любым способом без разрешения автора. Чтобы быть объектом авторского права, название должно отражать творческую самобытность автора, являться оригинальным и неповторяющимся. Это, в принципе, относится ко всем произведениям, их элементам.

4. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. То есть, произведение должно быть доступно для восприятия людьми, а не существовать в виде замысла, идеи в воображении автора.

Можно привести следующие объективные формы выражения произведения:

  1. письменная;
  2. устная (публичное произнесение, исполнение и т.д.);
  3. звуко- или видеозапись;
  4. изображение (рисунок, эскиз, план, чертеж и т.д.);
  5. объемно-пространственная;
  6. другие (перечень не ограничен).

Следует отметить, что в законодательстве не указано на необходимость наличия возможности воспроизведения, которая связана с формой выражения произведения. Таким образом, законодатель признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита произнесенных речей или сыгранной музыки, которые не записаны, вызовет определенные трудности.

Законодательством установлены те объекты, которые не являются объектами авторского права. Прежде всего, это те из них, которые не обладают признаками и чертами произведения, указанными выше. Например, если достигнут не творческий, а именно технический результат (в результате технической работы), то он нормами авторского права не охраняется.

Однако есть и такие произведения, которые обладают всеми признаками, но не являются объектами авторского права в силу прямого указания закона:

1. официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки): следует отметить, что, во-первых, речь идет именно о государственных символах и знаках, а, во-вторых, таковыми они становятся с момента официального утверждения;

3. произведения народного творчества: их отнесли к неохраняемым произведениям, поскольку они основаны на повторяемости образов, символов, автором которых является сам народ;

4. cообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер и не включающие в себя элементы творчества. Снабжение их комментариями или предоставление в оригинальной форме обеспечивает охрану форме представления сообщений.

READ
Составление СПОЗУ: пошагово и самостоятельно

Способы защиты смежных прав в целом аналогичны способам защиты авторских прав.

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов – латинской буквы “P” в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик – до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о признании права;

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ об изъятии материального носителя – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Смежные права и интеллектуальная собственность

Объекты интеллектуальной собственности делятся на средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения, географические указания и др.) и на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Частично РИД охраняются смежным правом, частично авторским. Таким образом, объекты смежных прав тоже являются объектами интеллектуальной собственности.

С точки зрения оборота разницы между авторскими и смежными правами нет. Однако, иногда результаты интеллектуальной деятельности одного человека могут быть донесены до потребителя только благодаря творческой деятельности других людей. Именно он будет обладать смежными правами на исполнение данного произведения.

То есть у автора есть право на произведение (авторские права), у исполнителя или изготовителя фонограммы права на исполнение произведения и фонограмму (смежные права). И когда мы хотим использовать творческий результат, мы понимаем, что имеем дело с несколькими видами прав. Смежные права не могут возникнуть без авторских прав — использовать объект, охраняемый смежным правом, невозможно без согласия автора произведения. За исключением фольклорных произведений и произведений, перешедших в общественное достояние.

Формы и способы защиты смежных прав практически такие же, как у авторских. Разница лишь в том, что, как мы упоминали выше, объектов смежных прав стало очень много — это и песня, звучащая в вашем плейлисте или на радио, и спектакль, и концерт с музыкальной группой. При этом с каждым новым выступлением в новом городе во время тура будет возникать новый объект смежного права.

Охрана смежных прав осуществляется с момента записи исполнения или постановки, которые были исполнены или переданы в эфир. Однако, права режиссера-постановщика театрально-зрелищного представления возникают вне зависимости от того, осуществлялась запись или нет.

Права на фонограммы

К фонограммам относятся аудиозаписи любых исполнений или даже просто звуков. Изготовитель фонограммы — это физическое или юридическое лицо, которое взяло на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков или проявлений этих звуков.

READ
Свидетельство о регистрации юр лица

Права изготовителей фонограмм появляются сразу после создания фонограмм. Для законного использования фонограммы ее изготовителю необходимо согласие автора и исполнителя, чье исполнение зафиксировано в фонограмме. Интересный факт: согласно статье 1326 ГК допускается публичное исполнение фонограммы в коммерческих целях без разрешения обладателя исключительного права, но с выплатой ему соответствующего вознаграждения.

По общему правилу право на фонограмму действует 50 лет с даты осуществления аудиозаписи.

Права на исполнение

К исполнениям можно отнести исполнение музыкальных композиций, спектаклей, хореографических постановок или цирковых представлений. Иными словами — пение, игра, декламация, чтение, танец.

Смежное право на исполнение возникает, когда исполнение выражается в форме, допускающей распространение техническими средствами, например, когда ваш танец записали на видео.

Здесь также важно, чтобы были соблюдены авторские права на исполняемое произведение. Как правило, между исполнителем и правообладателем заключается лицензионный договор, по которому исполнитель получает право на публичное исполнение произведения. А вот когда он его исполнит, да еще и в сопровождении оркестра, тогда и возникнет смежное право на исполнение (и у певца, и у оркестрантов).

Смежные права на постановки и исполнения приравнивают к сроку жизни их автора, но отмечают, что это не менее 50 лет с года, следующего за совершением исполнения.

Право публикатора на произведения науки, литературы или искусства, перешедших в общественное достояние

Публикатор — это лицо, которое обнародовало произведение науки, литературы или искусства, которое раньше нигде не публиковалось, и по истечении срока авторского права стало объектом общественного достояния. Ему принадлежит исключительное право публикатора произведения, а также личное неимущественное право, согласно которому при использовании произведения он может указывать себя в качестве публикатора.

Если публикатор хочет обнародовать произведение, он должен обязательно соблюдать волю автора, иначе смежные права не возникают. Например, при очередном осмотре экспозиции в доме-музее известного писателя сотрудниками был найден дневник, в котором обнаружились личные записи. В нем он просил друзей опубликовать рукописи, которые не были опубликованы. В данном случае именно музей решает, опубликовать это произведение или нет — и он становится публикатором.

Если публикатор нарушил личные неимущественные права автора, например, в личном дневнике писателя он просил не обнародовать его рассказы, но музей все равно это сделал, то судом может быть прекращено действие исключительного права публикатора.

Подобные смежные права действуют 25 лет, и начинают исчисление с года, следующего за годом опубликования.

Право изготовителя базы данных

Базы данных (БД) охраняются как авторским, так и смежным правом. Оформляя авторские права, изготовитель базы данных охраняет саму структуру БД, а в случае смежных — внутренние материалы и их дальнейшее использование любым способом. Составляя базу данных, требующую материальных, организационных или иных затрат, возникает исключительное право изготовителя — извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Существенными признаются затраты на создание базы данных, имеющей не менее 10 тысяч структурных единиц информации.

Базу данных можно дополнительно зарегистрировать в Роспатенте. Но эта регистрация факультативна, потому что как и в случае с авторскими правами, исключительные права изготовителя будут действительны и без регистрации.

Смежные права на БД будут действовать 15 лет с года, следующего за годом ее создания или обнародования. Но при каждом обновлении базы данных срок действия исключительного права изготовителя будет возобновляться.

Право организаций эфирного и кабельного вещания

Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания действует 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за первым сообщением передачи. Под организациями эфирного и кабельного вещания следует понимать телеканалы, радиостанции и т.п — юридические лица, осуществляющее эфирное или кабельное радио- или телевизионное вещание. Они обладают смежными правами на созданные ими сообщения и коммуникационные сигналы, и они могут быть переданы третьим лицам. Важный момент: права возникают не в момент записи передачи, а в момент передачи ее в эфир или по кабелю.

Когда компания транслирует чужую программу, которая уже была записана, она не становится владельцем смежных прав — у такой организации они возникают лишь в том случае, если передача транслировалась одновременно с ее владельцем. Если компания хочет транслировать ранее выпущенную передачу, ей необходимо заключить отдельный лицензионный договор с организацией, создавшей первоначальную передачу на объект смежных прав. Организация эфирного и кабельного вещания также имеет право на вознаграждение в случаях, когда транслируемый ей контент публично исполняется для широкого круга лиц при платном входе.

Что такое смежные права

В наши дни, говоря об авторском праве, мы все чаще сталкиваемся с понятием смежных прав. Что же это такое, какие они бывают, эти смежные права?

READ
В какие страны не нужна виза белорусам в 2022 году

В этой статье я постарался разобрать права, смежные с авторскими, для каждого из объектов смежных прав. Постарался сделать это как можно проще, выделив и остановившись лишь на важном.

И хотя тут достаточно много выдержек из текста Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), я постарался сделать текст максимально простым для восприятия. Потому что на мой взгляд, тема смежных прав одна из тех тем, которые вызывают у обывателя, не являющегося профессиональным юристом, наибольшую путаницу и неразбериху. Даже многие профессиональные юристы, не практикующие постоянно в области авторских и смежных прав, путаются в понятиях этой темы.

Согласно ст.1303 ГК РФ, смежными с авторскими правами (смежными правами) являются права на:

  • результаты исполнительской деятельности (исполнения),
  • на фонограммы,
  • на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),
  • на содержание баз данных,
  • на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

А объектами смежных прав согласно ст.1304 ГК РФ будут:

  • исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • фонограммы;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Смежные права возникают у исполнителей, изготовителей фонограмм, теле и радио компаний, производителей баз данных и публикаторов, не обнародованных ранее произведений. Стоит заметить, что смежные права возникают при соблюдении изначальных авторских прав. Таким образом, если автор, например, музыки на основании лицензионного договора предоставил право исполнять музыку какому-либо исполнителю, то у исполнителя возникают смежные права на исполнение (как объект).

Для регулирования каждого из перечисленных выше объектов смежных прав в Гражданском кодексе отведен соответствующий параграф. Коротко пройдем по каждому из них, остановимся не на всем, но на мой взгляд на интересном и полезном.

Права на исполнение. § 2 главы 71 ГК РФ.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Это цитата из закона.

Если исполнителей несколько (например музыкальный коллектив), то такие исполнения признаются совместными исполнениями.

Каждому исполнителю принадлежат смежные права, установленные ст.1315 ГК РФ: исключительное право на исполнение, право авторства (не на изначальное произведение, а как право признаваться автором исполнения), право на имя, право на неприкосновенность исполнения (т.е. защиту исполнения от всякого искажения).

Есть еще в этой статье положение о том, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Эту норму можно расшифровать на примере: Есть музыкальное произведение, исполнитель записал его (законно) в своем исполнении, но вскоре произведение перешло в общественно достояние. Так вот п.3. ст.1315 ГК РФ и говорит о том, что право исполнителя на созданное им исполнение при этом не прекращается.

Простыми словами: исполнение – это то, как исполнено произведение. Каждый раз, когда произведение перепевается, переигрывается или декламируется заново, возникает новое исполнение.

Права на фонограммы. § 3 главы 71 ГК РФ.

Права на фонограмму возникают у изготовителя фонограммы. Изготовителем фонограммы признается лицо (в данном случае не только физическое, но и юридическое), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Изготовителю фонограммы принадлежат следующие права: исключительное право на фонограмму, право на указание на экземплярах фонограммы своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения, право на обнародование фонограммы (т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения).

То есть фонограмма – это запись, содержащая исполнение.

Пожалуй, самая интересная норма, из содержащихся в данном параграфе, касается использования фонограммы опубликованной в коммерческих целях. В статье 1326 говорится о том, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

READ
Налоговый вычет при покупке дачи

Сбором такого вознаграждения, как Вы уже наверное догадались, занимаются организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (например, одна из таких организаций – ВОИС). При этом стоит помнить, что по аналогии с исполнителями, права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. То есть, если Вы у себя в кафе на музыкальном центре ставите диск с записью произведения, перешедшего в общественно достояние, то это совсем не исключает негативных правовых последствий. Хороший выход из этой ситуации нашли руководители крупных торговых центров и дорогих ресторанов. Чтобы не платить отчисления, они нанимают музыкальные коллективы, которые специально для данного заведения записывают треки с классической музыкой в своем исполнении. Это получается дешевле. Можно также посадить прямо в зале музыканта за рояль, дать ему ноты и исполнять произведения, перешедшие в общественное достояние живьем. Тогда никаким организациям ничего платить не нужно.

Простыми словами: фонограмма – это отдельный объект смежных прав, содержащий исполнение. Каждая новая запись – новая фонограмма.

Право организаций эфирного и кабельного вещания. § 4 Главы 71 ГК РФ.

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач – ст.1329 ГК РФ.

Смежные права таких организаций связаны с правом сообщения в эфир созданных ими же передач. Однако эти права могут также быть переданы и другим лицам. Тут стоит отметить, что в случае трансляции уже записанной чужой передачи, транслирующая компания не становится обладателем смежных прав. Смежные права у такой организации возникают лишь в случае одновременной трансляции передачи. Если же организация транслирует «старую» чужую передачу, то в этом случае заключается отдельный лицензионный договор на объект смежных прав организации-создателя первоначальной передачи по ст.1308 ГК РФ.

Право изготовителя базы данных. § 5 Главы 71 ГК РФ.

Изготовителем базы данных признается лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право изготовителя базы данных и право на указание на экземплярах базы данных своего имени или наименования.

Следует различать понятия изготовителя базы данных и автора (составителя) базы данных.

Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). При этом положения настоящего параграфа ГК РФ не лишают составителя права охраны базы данных как составного произведения с использованием положений, касающихся авторских (не смежных) прав. Из интересного стоит отметить, что сроки, действия исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом ее обновлении.

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. § 6 Главы 71 ГК РФ.

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Публикатору принадлежат два права: исключительное право на обнародованное произведение и личное неимущественное право на указание своего имени при использовании произведения.

Публикатор при обнародовании произведения должен обязательно соблюдать волю автора, в противном случае смежные права не возникают. Кроме того, в случае если публикатором будут нарушены личные неимущественные права автора, действие исключительного права публикатора может быть прекращено судом.

На примере: Представим ситуацию, что при очередном осмотре экспозиции в музее-квартире одного известного поэта сотрудниками музея был обнаружен тайник. В тайнике содержалось письмо пота и рукопись его произведения. В письме автор просил своих друзей опубликовать произведение. Но так уж случилось, что материалы эти были спрятаны, потом забыты и произведение так и не вышло в свет, оставаясь в том тайнике более 100 лет. В данном случае музей решает опубликовать это произведение. И тогда музей становится публикатором.

© Андрей Макаров 2014г. – 2022г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

READ
Письмо о пересмотре цены: образец

Что можно требовать

В России действуют две презумпции: авторства и вины того, кто нарушил его право или смежное с ним. При этом не важна степень значимости творения — все равно, литературный шедевр вы создали или дизайнерскую табуретку. И не имеет значения, обнародовали вы свое произведение или наслаждаетесь им в одиночку. Подробнее об авторском праве и случаях, на которые оно не распространяются, можно почитать в отдельной статье.

Защита правообладателей предполагает целый комплекс мер. По закону можно требовать:

  1. Указать авторство либо признать/восстановить его. С этим часто обращаются не только авторы, но и соавторы.
  2. Прекратить нарушение (в том числе устранить угрозу того, что право может быть нарушено). Это может быть, например, запрет распространять контрафакт. В случае с интернетом можно заблокировать страницу или полностью сайт.
  3. Изъять контрафакт и даже оборудование для его производства.
  4. Восстановить положение, которое было до нарушения — например, удалить изменения в произведении, сделанные без ведома автора.
  5. Опубликовать опровержение или решение суда, которым установлено ваше авторское право.
  6. Возместить убытки, если чьи-то действия без согласования с вами нанесли вам ущерб или вы в результате них упустили выгоду. В последнее время более популярно требование о компенсации морального вреда. Ее размер, в отличие от убытков, не требуется рассчитывать и подтверждать документами, здесь работает принцип разумности.

Конечно, большинство методов получится реализовать только в суде, но многое для защиты авторских прав можно сделать и вне его. У смежных похожая природа, и защитить их можно сходными методами.

Как доказать авторские и смежные права

Авторское право — совокупность норм закона, которые охраняют форму творческого выражения человека. Российским законодательством не определен исчерпывающий перечень таких форм. Но дан примерный список объектов охраны — это произведения:

  • литературы (поэзия, проза и т.д.),
  • живописи,
  • архитектуры,
  • музыкальные произведения,
  • хореография и танцы,
  • пантомимы,
  • театральные постановки, включая, различные шоу,
  • кинематография,
  • компьютерные программы,
  • научные работы и т.д.

К объектам охраны могут быть отнесены и не перечисленные в законе произведения.

Основы авторского права содержатся в статьях Гражданского кодекса РФ. В нем указано, что автором признается исключительно гражданин — либо группа лиц, если речь идет о соавторстве — творческим трудом которого создано произведение, подлежащее охране. Пока нормы права не регулируют объекты, созданные искусственным интеллектом. Таким образом, субъектом авторских прав признается автор, либо правообладатель (физическое или юридическое лицо, к которому авторские права перешли на законных основаниях — например, в порядке наследования или по лицензионному договору).

Одной из особенностей авторского права является международный характер охраны произведений. С 1886 года страны начали присоединяться к главному международному договору в сфере авторских прав — Бернской конвенции. Тогда основные принципы охраны прав авторов стали, по сути, международными.

Российское авторское право полностью соответствует всем общепризнанным в мировом сообществе нормам, которые изложены в Бернской конвенции и иных международных соглашениях, и провозглашает презумпцию авторских прав и принцип приоритета.

Это означает, что авторские право на произведение возникает в момент его создания, не зависит от того, опубликовано оно или нет, сколько затрачено на данное произведение сил, творчества и времени, является ли оно ценным, важным и т.д. Главное, чтобы оно было оригинальным. Любое выражение творчества, обретенное в форму, которую способен воспринять другой человек, охраняется нормами закона. Презумпция авторских прав означает также, что лицо, указанное в качестве автора, признается таковым пока не доказано иное. Принцип приоритета означает, что автором произведения признается тот, кто ранее создал его.

Российское законодательство, как и в большинстве стран мира, не требует каких-либо формальных процедур регистраций для защиты авторских прав. С одной стороны, это кажется удобным и простым — произведение в любом случае охраняется. Но с другой стороны, это создает массу трудностей для автора, в случае, когда на авторские права посягают или создается угроза их нарушения. Дело в том, что тогда для защиты своих прав автору придется доказать самостоятельно, что произведение создано его трудом и создано в определенный момент времени — раньше, например, чем аналогичное произведение с указанием на другого автора.

Таким образом, основным моментом и камнем преткновения в авторском праве является не момент возникновения охраны и не определение объектов и субъектов, а именно процедуры и процесс доказывания авторских прав в случае споров.

Под охраной авторских прав понимается наличие специальных норм, согласно которым автору принадлежат личные неимущественные и имущественные права. Личные, неотчуждаемые права — это:

  • имя автора произведения,
  • его право на псевдоним,
  • право на обнародование произведения или наоборот сокрытие его от общественности,
  • право на неприкосновенность результата своего творчества от изменений и модификаций.
READ
Заключение договора энергоснабжения

Законом предусматривается, что эти права охраняются. Они возникают у автора с момента создания своего произведения.

Права автора, связанные с использованием своего произведения, в том числе в целях получения материального дохода:

  • публикация,
  • издание,
  • исполнение,
  • продажа,
  • передача в пользование другим лицам на любых условиях —

эти права считаются материальными и могут переходить от автора к другим правообладателям. Например, после смерти автора имущественные — материальные — права могут перейти к его наследникам. Переход имущественных прав может быть на основании договора с автором. Все подобные случаи предусмотрены нормами закона (Гражданским кодексом РФ), которые в совокупности составляют нормативную базу для охраны прав авторов.

Но провозглашение и охраноспособность объектов — это еще не гарантия, что права на произведения не будут нарушаться. В случае, когда произведения используются неправомерно, имеет место быть пиратство или иные правонарушения и преступления по отношению к объектам охраны, права необходимо защищать.

И здесь уже используются иные правовые нормы — общие нормы гражданского законодательства, уголовного или административного права.

Так, в рамках гражданско-правовой защиты авторских прав предусматривается взыскание через суд различных компенсаций, причиненного ущерба, убытков и так далее. То есть нарушитель наказывается материально. А автор, чьи права нарушены, восстанавливает справедливость и получает возмещение.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ отвечают преступники при совершении серьезных нарушений авторских прав. В российском уголовном законодательстве применяются наказания в виде штрафов, исправительных работ, обязательных работ, ареста и тюремного заключения. Нарушители авторских прав также могут быть наказаны и в административном порядке.

Таким образом, для охраны авторских прав используются нормативные акты Гражданского кодекса РФ и иных нормативных актов — источников авторского права. А для защиты нарушенных прав применяются статьи законов и кодексов, которые содержат меры ответственности и наказания.

Итак, проблема доказывания авторских прав возникает тогда, когда необходимо права доказать. То есть тогда, когда существует либо угроза нарушения, либо права напрямую нарушаются.

Но и здесь возникает некий парадокс. Когда автор уже увидел свое произведение, опубликованное в интернете под чужим именем, доказательства уже должны быть. Нарушителю нужно что-то предъявить, указать на факты, что автором он не является, либо противопоставить документальные факты на заявления и доказательства нарушителя.

Таким образом, проблема доказывания авторских прав — это проблема подтверждения авторства еще до момента, когда права нарушены. С одной стороны — казалось бы — зачем обеспечивать доказательства, если нарушения нет и, вполне возможно, не будет. Но с другой стороны, когда оно уже произошло, собирать доказательства может быть поздно.

Простой пример. Автор опубликовал свой рассказ в интернете, а через некоторое время увидел его в сети под чужим авторством. Чем доказать авторство? И время, когда произведение опубликовано, но еще не обеспечено доказательствами авторства, — самое опасное. Может произойти так, что у незаконного «автора» этот рассказ уже будет задепонирован под своим именем. И положительный исход спора становится очень призрачным.

Такие ситуации заставляют задуматься о фиксации авторства еще до момента, когда произведение увидит свет. И тут автор становится перед выбором — какой способ подтверждения своего авторства выбрать, чтобы обезопасить себя и свое творчество от незаконных посягательств.

Сегодня авторам предлагается несколько способов зафиксировать свое авторство и обеспечить себя доказательствами.

Самый «древний» – отправить себе по почте письмо с оригиналом произведения и не вскрывать его до нужного момента, когда придется предъявить доказательство. Способ не очень надежный, особенно, когда не знаешь, долго ли его придется хранить — и конверт может не сохраниться, и важные штампы о датах стереться. Да и не любое произведение в принципе в конверт можно запечатать.

Занимаются фиксацией даты и подписи нотариальные конторы. Нотариус не устанавливает авторство, а фиксирует время заявления и форму произведения с подписью автора. Способ подходит для текстовых форматов, но совершенно невозможен, например, для музыкальных произведений или, допустим, хореографии. Да и дорогой достаточно вариант доказательства.

Можно использовать для фиксации авторства подтверждения от различных авторских обществ. Однако они занимаются этими услугами только в отношении своих членов. То есть сначала надо будет озаботиться вступлением в такое авторское общество.

Самый современный и удобный способ — депонирование. В цифровой реальности внести оригинальное произведение в электронный реестр — дело десяти минут. Автор может выбрать, какого формата получить свидетельство — в электронном виде или в бумажном. Кроме того, сервисы, которые управляют такими электронными реестрами, оказывают авторам массу дополнительных ценных услуг. Это и круглосуточный доступ к профилю с произведениями из любой точки мира, и поддержка документально в суде в случае спора, и много чего еще.

READ
Командировка сколько дней максимум

Все вышеуказанные способы будут вещественными и документальными доказательствами в случае спора при досудебном урегулировании конфликта и во время судебных разбирательств. Наличие их не подтверждает авторство на 100%, но существенно повышает шансы на выигрыш дела.

Плагиат и пиратство процветают — особенно в интернете — а способов эффективной борьбы с этими явлениями еще не придумали. Поэтому авторам стоит обеспечить себя доказательствами заранее, лучше до момента опубликования своего произведения.

Немало случаев, когда спор и угроза нарушения прав есть, а доказательств вышеуказанными способами — нет. Тогда авторство приходится устанавливать иными путями.

  • свидетельства о депонировании произведения,
  • нераспечатанного конверта,
  • доказательств фиксации авторства в авторском обществе или у нотариуса и т.д.,

либо все эти варианты не подходят в качестве доказательств по разным причинам — возникает вопрос, как доказать, что произведение действительно создано творческим трудом конкретного автора.

Здесь доказательствами может служить все, что угодно, перечня вариантов в законе не установлено. Например, для доказательства авторства на фотографию могут служить данные с устройства (фотоаппарата), где фиксируется время снимка, место и данные о файле. Либо это может быть наличие у автора «исходников», серии фотографий — как правило, профессиональные фотографы не ограничиваются единичными снимками.

Доказать авторство на литературные, художественные или музыкальные произведения можно наличием у автора:

  • черновиков,
  • заметок,
  • макетов,
  • зарисовок,
  • промежуточных вариантов произведения,
  • файлов и ресурсов, необходимых для создания произведения и т.д.

Отдельными способами доказывания могут быть:

  • переписка автора с издателями,
  • корректорами и иными лицами,
  • экспертиза авторства
  • и даже свидетельские показания.

Все эти способы возможны и в досудебном урегулировании конфликта, а также принимаются судом в качестве доказательств. Суд в данном случае оценивает их в совокупности с другими доказательствами по своему убеждению, принимая во внимание допустимость и относимость к делу таких доказательств.

Есть вероятность, что гениальная идея или творческий порыв выльется в одинаковую форму у нескольких авторов. И тогда авторство будет признано за тем субъектом, кто выразил свой творческий труд в конкретное произведение раньше по времени. Остальные произведения будут считаться либо производными, либо плагиатом.

Особенно уязвимы объекты после опубликования и до документальной фиксации авторства — например, до депонирования экземпляра. Есть вероятность, что присвоивший авторство нарушитель задепонирует произведение раньше и будет считаться автором. Реестры не устанавливают авторство, а фиксируют авторство за тем, кто об этом заявил ранее.

Именно в таких случаях важна фиксация времени создания произведения, поскольку российскими законами признается принцип приоритета — кто раньше создал произведение, тот и автор. В случае спора исход его решен будет исходя из доказательств, кто раньше зафиксировал.

Время устанавливается во всех вышеперечисленных способах подтверждения авторских и смежных прав — исходя из штепмеля почты на конверте, датой, проставленной нотариусом или авторским обществом, свидетельством из электронного депозитария (реестра). Даты могут быть установлены также экспертизой или в суде на основании анализа доказательств.

Среди всех имеющихся на сегодняшний день средств фиксации авторства депонирование — наиболее простой и удобный. Он еще и более дешевый и универсальный. Депонированию подлежат любые файлы любого формата и объема. То есть сервисы современных электронных реестров позволяют фиксировать огромные объемы различных типов файлов, что недоступно при других рассмотренных способах.

Например, заполнение формы на депонирование в сервисе COPYTRUST занимает около десяти минут — и автор уже становится обладателем весьма надежного доказательства своего авторства. Выдаваемое сервисом COPYTRUST свидетельство — совершенно законное доказательство, которое принимается всеми органами и судами в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Кроме того, сервис окажет документальную поддержку в случае необходимости в суде и даже проведет экспертизу с заботой о своих клиентах. Разные тарифы на обслуживание позволяют гибко подходить к требованиям и задачам различных авторов с позиции экономии.

Через подобные системы авторы могут заполучить доказательства своего творчества с любого устройства, в любой момент времени и из любой точки мира. COPYTRUST берет на себя сопровождение доказательства, а авторам оставляет свободу творить, реализовывать свой потенциал и создавать бесценные произведения.

Помимо исключительных (имущественных) смежных прав существуют также и неимущественные смежные права, которые могут принадлежать физическим или юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Эти права являются неотчуждаемыми и дают правообладателям возможность указывать фирменное наименование организации на пластинках, упаковках, требовать защиты от искажений и т.д. Состав таких прав может меняться в зависимости от конкретного объекта.

Ссылка на основную публикацию