ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ

Закон о приватизации жилищного фонда устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Закон №1541-1 О приватизации жилищного Фонда в РФ

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федеральных законов от 11.08.94 № 26-ФЗ, от 28.03.98 № 50-ФЗ, от 01.05.99 № 88-ФЗ, от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 26.11.2002 № 153-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 189-ФЗ, от 11.06.2008 № 84-ФЗ, от 16.10.2012 № 170-ФЗ)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Статья 1. Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федерального закона от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ)

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федеральных законов от 01.05.99 № 88-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 29.12.2004 № 189-ФЗ, от 11.06.2008 № 84-ФЗ)

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федеральных законов от 01.05.99 № 88-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ)

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

READ
Сбербанк закрыть вклад раньше срока

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

(в ред. Федеральных законов от 11.08.94 № 26-ФЗ, от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 № 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 № 55-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 11 июня 2008 г., 16 октября 2012 г., 29 февраля 2016 г., 20 декабря 2017 г., 11 июня 2021 г.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ) бесплатная приватизация гражданами РФ государственного и муниципального жилищного фонда не предусматривалась с 1 марта 2017 г.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названное положение признано утратившим силу

См. также: Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР, утвержденное постановлением коллегии Госкомитета ЖКХ РСФСР от 18 октября 1991 г. N 7; Примерное положение о порядке проведения бесплатной приватизации жилья, утвержденное решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 г. N 4; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 “О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8

(в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 и от 25 октября 1996 г. № 10, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. № 6 и от 2 июля 2009 г. № 14)

Учитывая, что при применении Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г № 4199-1, Федеральными законами от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ, от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ, от 1 мая 1999 г. № 88-ФЗ, от 15 мая 2001 г. № 54-ФЗ, от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ, от 26 ноября 2002 г. № 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии со ст.22 ГПК РФ и ч.3 ст.8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

2. Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст. 333 19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

READ
Что такое доступная среда для инвалидов

Исковые заявления лиц, претендующих на приватизированное жилое помещение по мотиву принадлежности этого помещения наследодателю, в том числе и в случае, когда приватизация не была надлежащим образом оформлена при жизни наследодателя, оплачиваются государственной пошлиной, исходя из действительной стоимости помещения, по поводу которого возник спор, определяемой на время предъявления иска (подпункт 1 пункта 1 ст. 333 19 названного Кодекса).

3. В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.». Однако если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит указанному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.

4. Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст.18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда не были уставлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).

5. Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст.11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

6. В случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

7. Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст.69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

Учитывая, что в соответствии со ст.ст.28, 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями только при наличии разрешения указанных выше органов.

8. Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

READ
Виза Шенген: сроки и стоимость шенгенской визы

9. Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ).

10. Продажа одним из участников общей долевой собственности на приватизированную квартиру своей доли постороннему лицу возможна лишь при условии, если остальные сособственники откажутся от осуществления права преимущественной покупки либо не осуществят это право в течение предусмотренного ст.250 ГК РФ срока.

11. Согласно ст.ст.246, 253 ГК РФ мена (обмен) переданного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможна только с согласия всех участников общей собственности.

12. Выдел участнику общей собственности на приватизированное жилое помещение, представляющее собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли допустим, если имеется техническая возможность передачи истцу изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла и др.), оборудования отдельного входа. При отсутствии такой возможности суд вправе по просьбе истца определить порядок пользования квартирой.

13. ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ (постановлением Пленума от 2 июля 2009 г. № 14)

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации””

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 48, ст. 5711; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7596; 2013, N 52, ст. 6982; 2014, N 30, ст. 4218,4256,4264; 2015, N 1, ст. 38; N 27, ст. 3967; 2016, N 1, ст. 19; N 27, ст. 4288; 2017, N 1, ст. 10, 39; N 31, ст. 4806) следующие изменения:

1) статью 13 дополнить пунктами 8 6 – 8 8 следующего содержания:

“8 6 ) определение порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;

8 7 ) установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта;

8 8 ) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;”;

2) часть 1 статьи 14 дополнить пунктами 9 2 и 9 3 следующего содержания:

“9 2 ) информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;

9 3 ) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;”;

3) часть 1 статьи 167 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

“9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.”;

а) в части 3 второе предложение исключить;

б) дополнить частью 3 1 следующего содержания:

“3 1 . Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации. Требования к порядку определения плановых периодов проведения указанных работ устанавливаются Правительством Российской Федерации.”;

в) часть 4 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

“5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, в соответствии с требованиями части 3 1 настоящей статьи.”;

5) часть 3 статьи 169 изложить в следующей редакции:

“3. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5 1 статьи 170 настоящего Кодекса.”;

а) в части 5 слова “но не более чем в течение шести месяцев” заменить словами “но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев”;

б) часть 6 изложить в следующей редакции:

“6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.”;

в) часть 7 дополнить словами “и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы”;

г) в части 8 первое предложение изложить в следующей редакции: “Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.”;

READ
Юридическая помощь по микрозаймам в Самаре

7) статью 173 дополнить частью 5 1 следующего содержания:

“5 1 . Срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, установленный частью 5 настоящей статьи, не применяется в случае, если решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, и решением суда установлен факт, что органом местного самоуправления не были приняты меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и последствиях выбора одного из них, на оказание собственникам расположенных в многоквартирном доме помещений помощи в принятии соответствующего решения и разъяснении порядка его реализации, и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проведен не был. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в этом случае вступает в силу через один месяц со дня направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи.”;

8) в части 2 статьи 176 слова “величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей” заменить словами “соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации”;

а) пункт 2 части 4 изложить в следующей редакции:

“2) договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;”;

б) часть 7 дополнить предложениями следующего содержания: “Владелец специального счета ведет учет средств, поступивших на специальный счет, в соответствии с правилами части 2 статьи 183 настоящего Кодекса. Ведение такого учета может осуществляться в электронной форме.”;

10) статью 178 дополнить частью 2 1 следующего содержания:

“2 1 . Региональный оператор не может быть признан несостоятельным (банкротом). Субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации.”;

11) в части 3 статьи 180 слова “установленным частью 2 статьи 176 настоящего Кодекса, а также требованиям,” исключить;

12) в части 6 статьи 189 первое предложение изложить в следующей редакции: “В случае, если в срок, указанный в часта 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.”;

13) дополнить статьей 190 1 следующего содержания:

“Статья 190 1 . Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения

1. В случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее – бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

2. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

3. Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

READ
Со Скольки Лет Можно Курить Вейп Без Никотина

4. Обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирном доме, используются на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

5. Собственники помещений в многоквартирном доме должны быть проинформированы в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также о положениях части 4 настоящей статьи.

6. Собственники помещений в многоквартирном доме участвуют в принятии работ, выполненных в рамках исполнения обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта в соответствии с настоящей статьей, в порядке, предусмотренном для принятия работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подписывать соответствующие акты, определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.”.

Статью 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст. 1918) дополнить словами “в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации”.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, принятие которых предусмотрено пунктами 8 6 – 8 8 статьи 13, пунктом 9 3 части 1 статьи 14 и статьей 190 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), должны быть приняты не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Закон о приватизации жилищного фонда в рф (страница 2)

Как применяется на практике ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, согласно которой каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Исходя из буквального толкования я могу приватизировать другую квартиру второй раз, но уже платно. Так ли это на самом деле?

Нигде не могу найти достоверную информацию о том, когда вступил в законную силу Закон РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” от 04.07.1991 N 1541-1. Нашёл толь то, что Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1991 г., N 28, ст. 959, в “Российской газете” от 10 января 1993 г. N 5. Есть ли разница между вступление закону в силу и вводится в действие с момента его опубликования?

МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ СОСТАВИТЬ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В ГОРОДСКОЙ СУД. В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1,,О приватизации жилищного фонда в РФ,, приватизация жилых помещений осуществляется в государственном и муниципальном жилищном фонде. Наш дом №18 расположенный по адресу: Московская обл., Егорьевский р-он.,п.Сергиевский не являеться собственностью городского поселения Егорьевск, поэтому администрация городского поселения Егорьевск не вправе осуществлять оформление документов по приватизации жилого дома.

Кадастровый паспорт есть, тех.план тоже собраны документы но не знаю как написать заявление в суд. Дом на моего отца, который умер в 2011 г.мы вступили в наследство и прописаны там.

Правда ли,что муж прописавшись ко мне в муниципальную квартиру в 2006 году не имеет права на ее приватизацию (я хочу приватизировать) в соответствии с этим законом?

Статьей 12 Федерального закона от 29 декабря 2004 года “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” внесены дополнения в часть 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, в соответствии с которыми не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Как следует из приказа директора ООО жилищная компания №3/1,в целях реализации жилищных прав граждан, в том числе на бесплатную приватизацию жилья, принято решение о бесплатной передаче в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в общежитиях на основании договора по установленной форме. Основанием издания данного приказа является Закон РФ О приватизации жилищного фонда в РФ.

Заключен договор между ООО жилищная компания и Соколовым АВ о безвозмездной передаче в собственность квартиры №206. Имеет ли данная сделка что то общее с приватизацией? Потерял ли Соколов АВ право на бесплатную приватизацию жилья?

Глава администрации г. Деревенска. В отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий по восполнению пробелов, своим постановлением регламентировал порядок приватизации жилых помещений в муниципальном жилом фонде, устранив пробел в действующем законе. В законе РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеется в отношении права граждан давать или не давать согласие на приватизацию как члена семьи в тех случаях, когда этим правом они уже воспользовались. Этот пробел восполняется в судебной практике на основе ст. 69 ЖК РФ, на что указано Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ. В Определении от 27 ноября 2007 г. № 33-В 07-6, что данный пробел закона № 1541-1 следует восполнять с учетом положений ст. 69 Жилищного кодекса РФ, и что член семьи не может быть лишен права на дачу или не дачу согласия на приватизацию квартиры. Это положение глава администрации и включил в вышеупомянутые правила. Прокурор г. Деревнеска принес протест на постановление главы администрации как на акт, противоречащий закону, указав на то, что в нем содержаться коррупциогенные факторы.

READ
Вступить в наследство но не оформить право собственности

Имеются ли у прокурора основания для подобных выводов? Можно ли усмотреть в постановлении главы администрации коррупциогенные факторы?

Абз. 2 ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) Но, Раздел II утрачивает силу с 1 марта 2010 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 30.06.2006)). Означает ли это, что и статья 11.абз 2 тоже утратили силу. Тогда ответа на вопрос нет?

В июле 2007 года мне было выдано ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы Администрации ЗАТО о предоставлении мне квартиры по договору социального найма, которая включена в муниципальный жилищный фонд социального использования. Данное ПОСТАНОВЛЕНИЕ выдано на основании Жилищного кодекса РФ, постановления главы администрации ЗАТО «Об организации предоставления жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма и договорам найма специализированных жилых помещений», Устава города и распоряжения главы администрации ЗАТО «О признании меня и членов моей семьи малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма».

В связи с изменением ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», опубликованного 18 июля 2008 года в Российской газете, имею ли я право приватизировать свою квартиру?

Ирина, г. Зеленогорск.

Этот текст я скопировала с интернета. Когда этот закон вступит в силу? Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поправки в федеральный закон О приватизации жилищного фонда

Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поправки в федеральный закон О приватизации жилищного фонда. Если предлагаемые изменения будут приняты, то после вступления их в силу можно будет приватизировать жилье, не спрашивая согласия всех проживающих в квартире жильцов. Сейчас – пока в еще действующей редакции – чтобы оформить право собственности на жилье, необходимо получить разрешение всех совместно проживающих (зарегистрированных) совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. При этом согласие должно исходить от этих лиц, независимо от того, использовали они ранее свое право на приватизацию жилого помещения или нет. Разработчики поправок сетуют, что зачастую те, кто использовал свое право на приватизацию, по тем или иным причинам не дают согласия на приватизацию остальным гражданам, имеющим право пользования жилым помещением, и тем самым лишают их возможности приобретения его в собственность. Изменениями в федеральный закон предусмотрено, что согласие необходимо получать только от имеющих право на приватизацию жилого помещения совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Прошу Вас помочь в разрешении моей проблемы.

26.10.2020 г получила квартиру по договору соц. найма. В данной квартире мы с ребенком прописались. Возник вопрос приватизации. Мой сын 2006 года рождения уже участвовал в приватизации в 2010 году. Но изучив законодательство, я поняла, что несовершеннолетний может участвовать в приватизации лишь только один раз. Позвонив в Жилищную политику, мне пояснили, что дети до их совершеннолетия могут участвовать в приватизации один раз и еще один раз после наступления совершеннолетия в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 о приватизации жилищного фонда в РФ ст.11.

Обратившись в местный орган опеки и попечительства с приложенными документами, которые свидетельствуют об его участии в приватизации ранее, я получила отказ на приватизацию без его участия. Они утверждают, что несовершеннолетние могут участвовать в приватизации НЕоднократно, что противоречит ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 о приватизации жилищного фонда.

Я действую в интересах своего несовершеннолетнего ребенка и не хочу, чтобы ущемлялись права моего сына ДО и ПОСЛЕ его совершеннолетия и мое право на приватизацию.

Я считаю, что местные Органы опеки и попечительства и Администрация города не имеют права отказывать мне участвовать в приватизации без ребенка.

Помогите разрешить ситуацию.

В 1991 году была проведена приватизация 3-хкомнатной квартиры в Москве, в которой я проживаю и прописан с рождения (1976 г.) на мою сестру, мать, отца и бабушку в общую совместную собственность. В итоге я только прописан в квартире, права собственности не имею, в приватизации никогда не участвовал.

1. Прокомментируйте, пожалуйста ст 11 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” «Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.».

2. Получив долю или став собственником данной квартиры на условиях общей собственности, сохраняю ли я право на бесплатную приватизацию?

3. Подскажите, пожалуйста, куда можно обратиться по вопросу выделения мне доли собственности и можно ли вообще это сделать, если квартира приватизирована в общую собственность?

4. Имеет ли право на долю в данной квартире мой несовершеннолетний ребенок 1998 г.р прописанный в квартиру в 2001 г?

Я имею комнату в общежитии, я переехал туда на основании ордера 1995 году и живу до сегоднешнего дня. Я хочу приватизировать свою комнату, но Администрация нашего города отвечает мне письмом, что приватизация комнат в общежитии не предоставляется мозможным, так как ст. 4 Закона “О приватизации жилищного фонда”, гласит, что не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях.

READ
Учитываемые выплаты для справки о среднем заработке

Но я много искал в консультанте и нашел Постановление Конституционного суда РФ от 3 ноября 1998 года № 25-П, там написана что ст. 4 Закона не соответсвует Конституции.

Постановление было вынесено в 1998 г. а внесли изменения в Закон 2002 г. тогда если это Постановление дейтсвовал, то почему это стаья опять действует.

В апреле здаёться дом в котором мне должны дать квартиру по программе переселения из ветхого жилья строительство финансировал фонд реформирования ЖКХ. У меня была квартира по соц найму могу ли сейчас я приватизировать квартиру в новом доме в обход ст. 4 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” на что можно сослаться. Квартира была признана не пригодной к проживанию в 2006 г.

Я проживаю в общежитии, помещения которого, в течении времени потихоньку приватизируют одно за другим через суд.

1. Мы подаем заявление на приватизацию, нам отказывают!

2. Собираем все документы для суда и подаём исковое!

3. В исковом пишем на основании статьи 2 ЖК о приватизации жил фонда РФ. (у нас общежитие относиться к предприятиям с хозяйственным ведением или с оперативным управлением)

4. Судья даёт добро на приватизацию.

На основании статьи 2 закона “О приватизации жилищного фонда РФ”.

НО: Статья 2 утрачивает силу с 1 марта 2010 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 30.06.2006)).

Статья 2. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

А мы подали исковое в суд и суд. процесс назначили на 10 марта (а статья 2 “О приватизации жил фонда РФ” утрачивает силу 1 МАРТА 2010 года), и как теперь нам быть? Статья уже не будет действовать? Или т.к. мы изъявили желание ещё гораздо раньше нам разрешат приватизировать?

Судья же не напишет в решении суда, что добро на приватизацию на основании статьи, которая утратила силу 10 дней назад!

Статистика

По данным службы российской статистики с 1992 по 2000 год было приватизировано почти половина (47 процентов) жилых зданий и помещений. За 10 следующих лет процент перехода в частные руки составил 75%. А еще через 5 лет, к 2015 году увеличился на 4%.

статистика приватизации

Сейчас процент приватизированного жилья составляет около 80% численностью более 30 млн объектов недвижимости. В разных регионах процентное соотношение государственного жилья к частному отличается.

По результатам статистики понятно, что большинство граждан приняло свое решение сразу после того, как был принят закон. Дальнейшая мотивация была связана со сроками окончания бесплатной процедуры или необходимостью продать, передать по наследству свое жилье.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

READ
Куда перевести накопительную часть пенсии

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу.

Общие положения

В 1991 году на территории Российской Федерации было введено понятие «приватизация». Приватизация жилой площади, в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда РФ» последней редакции 2020 года, представляет собой бесплатную передачу в право собственности граждан, занимаемого ими жилья.

Согласно установленным нормам, граждане имеют право приватизировать лишь те жилые помещения, которые относятся к государственному жилищному фонду, предоставленные в пользование на основании оговора социального найма.

Более того, лица, осуществляющие приватизацию обязаны включать несовершеннолетних граждан, которые соответствуют следующим критериям:

  • проживают на приватизируемой жилой площади;
  • имеют право пользования квартирой;
  • проживают отдельно, но имеют право на пользование помещением.

Главной задачей приватизации является создание комфортных условий для свободного выбора способа удовлетворения жилищных потребностей гражданами РФ. Кроме того, процедура позволяет оптимизировать использование жилых помещений за счет личной заинтересованности жильцов.

Получая право собственности на жилую площадь, граждане получают следующие возможности:

  • разумно вкладывать свои денежные средства;
  • осуществлять накопление недвижимого имущества;
  • стать активным участником оборота на рынке недвижимого имущества;
  • свободно владеть и распоряжаться своим имуществом.

Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилых помещений

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Статья 12. Отменена

Статья 13. Отменена

Статья 14. Отменена

Статья 15. Отменена

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 18 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статья 19. Отменена

Статья 20. Отменена

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ раздел III настоящего Закона признан утратившей силу с 1 марта 2005 г.

Закон РФ “О приватизации жилого фонда в Российской Федерации”

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

READ
Средняя заработная плата в России и в Москве на 2022 год

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 1. Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 2 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 2. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

(часть третья в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 3. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

(статья 3.1 введена Федеральным законом от 26.11.2002 N 153-ФЗ)

Положение статьи 4, запрещающее приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, – в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, – как аналогичное положениям, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-О).

О применении части первой статьи 4 см. определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 N 220-О, от 05.11.2003 N 350-О, от 21.12.2004 N 441-О.

Статья 4 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 5. Исключена. – Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

READ
Чем грозит неузаконенная перепланировка квартиры

(статья 6 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 7 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

(в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 8 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 9. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

(статья 9.1 введена Федеральным законом от 20.05.2002 N 55-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 10. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)

Статья 12. Утратила силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 13. Утратила силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 14. Утратила силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 15. Утратила силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Исходя из системного толкования статьи 16 данного документа, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года).

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 – 10)
    • Статья 1
    • Статья 2
    • Статья 3 (утратила силу)
    • Статья 3.1
    • Статья 4
    • Статья 5 (исключена)
    • Статья 6
    • Статья 7
    • Статья 8
    • Статья 9 (утратила силу)
    • Статья 9.1
    • Статья 10 (утратила силу)
    • Статья 11
    • Статья 12 (утратила силу)
    • Статья 13 (утратила силу)
    • Статья 14 (утратила силу)
    • Статья 15 (утратила силу)
    • Статья 16
    • Статья 17
    • Статья 18
    • Статья 19 (утратила силу)
    • Статья 20 (утратила силу)
Ссылка на основную публикацию