-зарплаты «майских» бюджетников — в зависимости от региона, в рамках 5-7% (с 1 января или с 1 апреля)
02.2022 О повышении зарплат бюджетникам регионов России – последние новости
11.02.2022 Последние новости о повышении зарплат бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) в 2022 году – читайте НИЖЕ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2022 годы” прописана необходимость в текущем году обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2022-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2022 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам – читайте ниже.
— Сотрудникам бюджетных организаций, которые отмечены в майских указах, индексацию зарплаты проводят с 1 января. К ним относятся, в частности, педагоги и врачи. Бюджетникам, которые не отмечены в майских указах, зарплату повышают с 1 октября. Размер прибавки зависит от роста потребительских цен, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин. По его словам, в этом году индексация может составить примерно 4%. При этом особым образом решился вопрос об индексации зарплаты государственных служащих федерального уровня — судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы, сообщает news.mail.ru
Как информирует “Парламентская газета”, независимо от того, в каком регионе и учреждении трудятся работники бюджетной и муниципальной сферы, они станут получать одинаковые зарплаты в 2022 году. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон. Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2022-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.
Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.
Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи. Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.
Зарплаты учителей должны отличаться
На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.
Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.
Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2022 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года
КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2022 ГОДУ
Индексация зарплат с 1 октября 2022 года планировалась на 3,8%. Однако инфляция за 2019 года составила 3%, поэтому именно на столько будут повышены оклады. Но далеко не у всех, сообщает газета “Аргументы и факты”. «Повысятся оклады гражданских государственных служащих, то есть сотрудников министерств и ведомств, – ответил проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. – Кроме того, на 3% будет увеличено денежное довольствие военнослужащих и силовиков – сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, СВР, ФСО, Росгвардии, СК и Генпрокуратуры».
Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.
Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.
Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.
Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?
Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2022 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.
На 2022 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА “Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.
“Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.
Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.
Сначала — “автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2022-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.
На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.
“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.
Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».
«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.
В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.
По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.
«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.
Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.
«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.
Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.
«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», – заявил Баширов.
Кто в списках на увольнение?
Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.
«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.
По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.
«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.
По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».
«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.
Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.
Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.
«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.
Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.
«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.
Куда пойдут сокращенные госслужащие?
Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».
Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.
«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.
Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2022 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
Реформа государственной службы: сокращение аппарата и новый расчёт заработных плат
Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.
По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2022 году сократится на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2022 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.
По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих. «Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб. ежегодно», — объясняла Нестеренко.
Подписаны указы о совершенствовании оплаты труда федеральных госслужащих
В декабре 2022 г. был принят Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. № 437-ФЗ «О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Во исполнение новой редакции ст. 51 Закона о государственной гражданской службе Президент РФ утвердил порядок формирования фондов оплаты труда федеральных госслужащих (Указы Президента РФ от 31 декабря 2022 г. № 749, № 751 и № 752).
Методику расчета годового ФОТ федеральных госслужащих федеральных государственных органов утвердит Правительство РФ.
Новый порядок применяется при формировании ФОТ федеральных госслужащих:
- центральных аппаратов (аппаратов) федеральных госорганов, органов публичной власти федеральной территории “Сириус” и территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус” – начиная с 1 января 2022 г.;
- территориальных органов (органов) федеральных госорганов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, представительств РФ, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, территориальных органов – представительств МИД РФ на территории России, диппредставительств и консульских учреждений РФ – начиная с 1 января 2023 г. До 1 января 2023 г. при формировании ФОТ указанных органов и учреждений необходимо руководствоваться пунктами 8 и 9 Указа Президента от 25 июля 2006 г. № 763 в новой редакции.
Порядок формирования ФОТ федеральных госслужащих Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и аппарата Счетной палаты РФ должен быть установлен отдельными указами Президента.
Указом № 749 Президент увеличил размеры надбавок за дипломатический ранг.
C 1 января 2023 г. размеры ежемесячной надбавки за особые условия госслужбы, установленные пунктом 5 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763, будут выплачиваться федеральным госслужащим центральных аппаратов (аппаратов) федеральных госорганов, органов публичной власти федеральной территории “Сириус”, территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус”, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, территориальных органов – представительств МИД РФ на территории России. Остальные федеральные госслужащие ежемесячную надбавку за особые условия федеральной госслужбы будут получать в других (уменьшенных по отношению к окладу) размерах.
С 31 декабря 2022 г. вступили в силу масштабные изменения в приложение к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763. Увеличиваются должностные оклады и уменьшается ежемесячное денежное поощрение федеральных госслужащих:
- Аппарата Совета Федерации;
- Аппарата Госдумы;
- Федеральных министерств;
- Управления делами Президента РФ;
- Главного управления специальных программ Президента РФ;
- федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ;
- Федеральной службы войск национальной гвардии РФ;
- федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам;
- представительств РФ, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом;
- территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- аппарата Конституционного Суда РФ;
- аппарата Верховного Суда РФ;
- аппаратов федеральных судов общей юрисдикции;
- аппаратов арбитражных судов;
- в системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
- прокуратуры РФ;
- системы Следственного комитета РФ;
- аппарата Центральной избирательной комиссии РФ;
- рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ;
- Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству;
- госорганов Правительства РФ, госорганов при Правительстве РФ;
- органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус”.
Указом также увеличиваются размеры окладов за классный чин федеральных госслужащих, размеры окладов в соответствии с присвоенным классным чином юстиции работников Минюста РФ, ФССП, ФСИН и их территориальных органов, аппаратов федеральных судов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ и управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ.
Однако обратите внимание, в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. ежемесячные и иные выплаты будут осуществляться по старым правилам (без учета изменений, внесенных Указом Президента № 749) следующим лицам:
Кто такие госслужащие и бюджетники
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2022 году в России.
Когда повышается зарплата госслужащего
Зарплата госслужащего состоит:
- из денежного содержания (месячный оклад + дополнительные выплаты);
- стимулирования профессиональной деятельности по замещаемой должности.
Соответственно, для повышения зарплаты госслужащим достаточно роста хотя бы одной из частей.
Денежное содержание госслужащих повышается в связи либо с индексацией, либо с принятием решения о повышении должностных окладов. Для федеральных госслужащих должностные оклады повышаются только указом Президента РФ, для региональных (местных министерств, ведомств, региональных администраций) — региональным законом.
Стимулирование профессиональной деятельности — премирование за выполнение особо важных и сложных заданий. Детально премирование госслужащих регулируется ведомственными приказами. Например, для служащих Роструда — приказом Роструда от 21.04.2022 № 99, для судебных приставов — Методическими рекомендациями, утв. ФССП РФ 12.07.2011 № 08-9.
Каким бюджетникам повысят зарплату?
Свежие новости о приросте к реальным доходам в текущем периоде порадовали специалистов госсектора. Ко всему прочему обновленная/новая система оплаты труда коснулась работников следующих должностей:
- медперсонала (врачей, старших и младших специалистов);
- сотрудников образовательной деятельности (педагогов, учителей, воспитателей);
- бюджетников культуры (артистов, режиссеров-постановщиков, актеров, деятелей искусства и т.д.)
Начнем с того, что с декабря 2022 года введен пилотный проект по применению новых правил начисления ЗП в 7 регионах. В этом числе – Белгородская, Омская, Тамбовская, Курганская, Оренбургская Республика, области и город Севастополь. (Постановления № 847 и № 1620 от 2022 года).
Также планируется в 2022 году эксперимент с педагогическими работниками госучреждений в Сахалинской, Белгородской, Кировской, Ярославской, Нижегородской областей и Республики Мордовия.
Целями введения пилотных проектов:
- Ожидается подведение должностных окладов к одному уровню, задача ставится снизить межрегиональные различия, приблизиться к доходам федеральных бюджетников.
- Руководители структур должны выставить предложения по совершенствованию зарплатной системы в своей области/крае.
- Разработка общих требований к начислению размеров ставок, компенсационных и стимулирующих (добавок, надбавок, премий).
- Должно быть исключено многообразие моделей по начислению и оплате ЗП бюджетникам (в частности педагогов и медицинских работников).
С 2022 – 2023 гг. должны быть выполнены: анализ применяемых систем, междурегиональное сравнение, справедливая оценка размеров окладов, устранение влияния руководителей и разработка новых моделей расчетов в регионах, принимающих участие в пилотных проектах.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Повышение зарплат госслужащим с октября 2022 года: будет, нет и на сколько повысят бюджетникам — последние важные новости
Из подготовленного проекта следует, что повышение зарплат может коснуться тех сотрудников, которые смогут продолжить работу в госструктурах. При этом специалисты ведомства во главе с Татьяной Нестеренко считают, что экономия – это не самоцель в рамках проведения реформы, наоборот, она позволит улучшить качество работы госструктур.
Денежные средства, которые станут свободными после сокращения штата, можно потратить на более высокую оплату труда госслужащим. Если в ближайшее время не осуществить проект повышения окладов за счет сокращений, то конкурентного уровня в аппарате госслужащих достичь не получится.
Ведомство подготовило статистические данные, которые подчеркивают важность данного предложения о повышении зарплат. По данным Росстата за 2019 г. на территории РФ зарегистрировано 692 тысячи госслужащих в разных регионах. К этому количеству можно прибавить свыше 300 тысяч сотрудников муниципальных подразделений.
Согласно статистическим данным, доходы госслужащих федерального уровня составляют ежемесячно в среднем 126 тысяч, при том, что по данным на 2018 г. зарплата составляла 40 тысяч. Повышение произошло в несколько раз. В остальных случаях картина печальная. На 2017 г. средняя зарплата региональных госслужащих была на уровне 49 тысяч, у муниципальных – 42 тысячи.
Когда проиндексируют зарплаты бюджетников и госслужащих
Назвать точные даты индексации никто не может. В апреле Минфин и Министерство труда и социальной защиты должны были внести предложения по повышению зарплат разных категорий бюджетников. На момент выхода публикации информации о точных датах для повышения зарплат неизвестны.
Кому повысят зарплаты в этом году
Премьер-министр уверяет, что повышение оклада бюджетников в этом году – дело решенное. Поэтому повышения доходов стоит ждать медикам, учителям и преподавателям вузов и ССУЗов.
Министерство финансов предполагает, что повышение зарплат составит минимум 16%. Но повышение будет неравномерным. Это связано с разницей в уровне зарплат в стране, трудовым стажем, категорией работника и прочее. При повышении зарплаты конкретному работнику будут учитываться его обязанности, дополнительная нагрузка, рейтинг заведения и прочее. Так, некоторые специалисты могут ждать прибавки в полтора раза.
Повысят ли пенсии?
Заморозить индексацию пенсий правительство не решилось. Пенсионеры являются самой незащищенной категорией населения. Они сами оплачивают лекарства, ЖКХ, продукты и многое другое. Поэтому индексации пенсии стоит ждать, но вполне вероятно, что от темпов инфляции она все равно будет отставать. По предварительным данным, индексацию пенсий работающих граждан все-таки заморозят. Индексация произойдет только после увольнения пенсионера с работы.
Сколько получают бюджетники в регионах
Зарплаты специалистов бюджетников в этом году во многом зависят от их региона. Средняя зарплата бюджетников по стране составляет 29 тысяч рублей. Традиционно самый высокий уровень зарплаты в столице, а самые низкий в этом году в Омске. Счетная палата подтвердила традиционную проблему – заметная разница между зарплатами бюджетников в разных регионах. Регионы самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда в подведомственных госучреждениях, говорится в отчете Счетной палаты. Так, ставки по одним и тем же должностям в разных регионах могут отличаться в разы. Например, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9 359 рублей, а в Пермском крае – 2755 рублей. Такой разрыв существенно затруднил реализацию президентских указов для ряда субъектов, считает Счетная палата.
Помимо проведения реформы оплаты труда служащих, российский президент, в рамках рассмотрения этого серьезного вопроса, затрагивающего большое количество людей, подчеркнул, что требования к сотрудникам должны стать жестче. Наем кадров должен быть строже. По мнению Владимира Владимировича, если произойдет реформирование, то это позволит аппарату обзавестись квалифицированными кадрами, которым будет за что платить высокую зарплату.
Кто такие госслужащие и бюджетники и сколько они получают
К категории госслужащих относятся:
- таможенники;
- налоговые инспекторы;
- специалисты погранслужбы ФСБ;
- Роспотребнадзор;
- сотрудники миграционной службы.
В 2012 году президент РФ подготовил указ о повышении зарплаты государственный служащих. Рост заработной платы таких специалистов планировался значительный. За несколько лет на эту программу предполагалось потратить 4,6 трлн рублей. Часть из них покрывал федеральный бюджет, а часть региональный. Однако очередной кризис внес в эту программу свои коррективы. Нет, индексация зарплат госслужащих действительно будет, но плавная. Однако в ближайшие месяцы повышения окладов ждать не стоит.
В 2022 году повысить зарплаты удалось только семи категориям бюджетников из 12. Для формирования представления о зарплатах бюджетников обозначим средние заработные платы работников науки и образования по регионам:
- Москва – 39 600 рублей;
- Санкт-Петербург – 31 600 рублей;
- Нижний Новгород – 17 600 рублей;
- Красноярск – 17 700 рублей;
- Омск – 15 400 рублей;
- Казань – 21 тысячу рублей;
- Екатеринбург – 20 700 рублей;
- Волгоград – 15 700 рублей;
- Воронеж – 18 500 рублей;
- Пермь – 21 300 рублей;
- Ростов-на-Дону – 20 500 рублей;
- Самара – 21 700 рублей;
- Уфа – 9 100 рублей
- Челябинск – 19 500 рублей.
По данным Минфина, число государственных служащих в этом году составляет 675,5 тысяч человек. В регионах работает также около 309 тысяч госслужащих. Их средняя зарплата составляет 39 тысяч рублей. При этом разброс достаточно большой: например, в столице такой специалист получает 60 тысяч рублей, а в Дагестане и Ингушетии около 25 тысяч. Именно на Кавказе, к слову, зафиксирована и самая низкая средняя заработная плата в принципе и именно у госслужащих.
Специалисты бюджетной сферы: медики, педагоги, работники культуры, получают заработную плату, которая формируется из средств федерального и местного бюджетов. Однако их заработная плата обычно значительными суммами не радует. Так, индексация становится для них единственным способом повышения заработной платы.