Субъекты налогового контроля

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Стадии налогового контроля в налоговом процессе

Контроль является одной из главных составляющих управленческого цикла и неотъемлемой частью деятельности по управлению экономикой. Он является обязательным элементом в управлении финансовыми средствами общества, т.к. управление финансами налагает ответственность перед государством и обществом.

Контроль – это основной источник информации, который позволяет выявить причины нарушений, возникшие в процессе реализации общественного воспроизводства. Кроме прочего, контроль является действенным методом в развитии отношений общественного воспроизводства, согласно целям их дальнейшего развития. Из этого следует, что контроль является ключевой составляющей управленческой деятельности и управленческого цикла.

Он позволяет создать законную модель влияния решений на объект управления, а в случае обнаружения нарушений, изучить их причины и внести необходимые корректировки модели и при необходимости определить, насколько надежна информационная система. Для большей эффективности данной функции, контроль не должен ограничиваться только выявлением отклонений от показателей, но и поддерживать равновесие всей системы.

Цель налогового контроля:

    • обес­печение законности и эффективности налогообложения.
      1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
      2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

      Виды налогового контроля

      НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

      Виды налогового контроля

      Налоговый контроль по времени проведения

      Налоговый контроль по способу проверки

      Налоговый контроль по месту проведения

      Налоговый контроль по периодичности

      Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Ожидается, что закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

      Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

      Субъекты, объект и предмет налогового контроля

      Контроль является важнейшим элементом системы управления. Налоговый контроль представляет собой относительно самостоятельную управленческую систему, которая состоит из совокупности элементов, функционирование которых определяет эффективность всей системы.

      Структурно налоговый контроль можно рассматривать как совокупность контролирующих органов, деятельность которых регламентирована нормами налогового права. В целом налоговый контроль характеризуется как структурированный последовательный процесс контроля: вначале взятие на учёт потенциального плательщика, далее – принятие отчетности, уплата налогов в бюджет на основании определенных в отчетности налоговых обязательств и так далее. Таким образом, прослеживается зависимость функционирования элементов от структуры и организации налогового контроля.

      Множество описаний дает возможность рассматривать налоговый контроль с точки зрения деятельности контролирующих органов или как проявление действий налогового, криминального и административного права, как описание контрольных методов и механизма проверочных действий или как определенную управленческую деятельность государства.

      Для исследования системы налогового контроля целесообразно использовать комплексный подход, который означает исследование контроля как совокупности организационного, технического и социально-экономического аспектов деятельности субъектов контроля.

      Для обеспечения эффективного функционирования всей системы налогового контроля необходимо обеспечить эффективное функционирование каждого элемента системы. Рассмотрим элементы системы налогового контроля, и начнем с таких как объект, предмет и субъекты.

      В процессе налогового контроля принимают участие контролирующие органы, а также юридические и физические лица, которые подлежат контролю, и другие субъекты. Само понятие «субъект» трактуется как человек, который познает внешний мир (объект) и влияет на него в своей практической деятельности, или человек – носитель определенных свойств.

      В налоговом контроле на предмет контроля с двух сторон активно влияют как подконтрольные субъекты, так и контролирующие органы. Вспомогательные субъекты (эксперты, свидетели, понятые, органы, которые предоставляют дополнительную информацию и др.) влияют косвенно и их влияние определяется через деятельность подконтрольных или контролирующих субъектов. Кроме того, налоговый контроль непосредственно определяется налоговым правом, а субъект права – это физическое лицо (человек) или юридическое лицо (организация, учреждение и т.д.), наделенная согласно закону какими-нибудь правами и способностью принимать на себя юридические обязательства.

      Подконтрольные и контролирующие субъекты наделены определенными правами и обязанностями в процессе проведения налогового контроля. В то же время деятельность второстепенных субъектов, их права и обязанности определяются иными нормами права. Таким образом, субъекты налогового контролямогут быть контролирующими и подконтрольными.

      В отношениях между государством и плательщиками по поводу уплаты налогов интересы государства представляют в первую очередь органы, которые осуществляют управление в сфере поступления налоговых платежей.

      Фактически система органов, контролирующих поступления средств в бюджеты в форме налогов и сборов, представлена двумя службами – налоговой и таможенной (статья 41, глава 1, раздел 2 НКУ).

      Однако для них разными являются место и значение полномочий, связанных с контролем за движением этих платежей от плательщиков до бюджетов среди всех их полномочий.

      Налоговые органы реализуют соответствующую деятельность без каких-либо дополнительных условий. Они созданы специально для функционирования только в сфере налогообложения. Однако вышеуказанная статья 41 НКУ предусматривает возможность и необходимость реализации ними контроля за соблюдением также иного законодательства.

      Это связано со спектром функций государственной налоговой службы, который включает отдельные вопросы в части обеспечения соблюдения субъектами хозяйствования порядка осуществления валютных операций, применения регистраторов расчётных операций (ЭККА), порядка получения, хранения, транспортировки и использования спирта этилового, технологической документации по производству алкогольных напитков, табачных изделий и иной спиртосодержащей продукции, и так далее.

      Таможенные органы осуществляют управление в сфере налогообложения наряду со своей основной деятельностью. Они обеспечивают контроль за поступлениями налогов и сборов и получают статус, аналогичный налоговым органам, только при определённом условии. Таким условием является перемещение товаров через таможенную границу и возникновение при этом обязательства по уплате налогов и сборов (пошлины, акцизного налога, налога на добавленную стоимость, других налогов, которые в соответствии с налоговым законодательством взимаются в случае ввоза или вывоза (пересылки) товаров и предметов).

      Деятельность контролирующих органов предусматривает необходимость тесного взаимодействия с другими государственными службами, функционирование которых может быть связано с налогообложением или может создавать информационные предпосылки для налогообложения, предупреждения незаконных действий плательщиков, установления обстоятельств и содержания налоговых правонарушений, реализации проверочных мероприятий и так далее.

      Важно, чтобы при реализации полномочий не дублировались действия различных государственных служб относительно налогоплательщиков. В этом случае себя может проявить дестимулирующее влияние администрирования налогов на экономическую активность в стране.

      Чтобы этого не происходило, Налоговым кодексом предусмотрен ряд мер:

      • запрет (при любых условиях) на проведение проверок своевременности, достоверности, полноты начислений и уплаты налогов другими органами, кроменалоговых и таможенных;

      • разграничение полномочий между контролирующими органами;

      • концентрация компетенции по взысканию (осуществление мероприятий по обеспечению погашения налогового долга) практически полностью у налоговой службы, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством её реализуют государственные исполнители в пределах своих полномочий.

      Таким образом, налоговым кодексом созданыпредпосылкиисключениядублированияфункцийразныхгосударственных служб и обеспечениявзаимодействия контролирующих органов.

      Подконтрольными субъектами налогового контроля являются плательщики налогов и налоговые агенты, которые в отдельных вопросах приравнены налоговым законодательством к плательщикам налогов.

      Согласно положений Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) плательщиками налогов признаются физические лица (резиденты и нерезиденты), юридические лица (резиденты и нерезиденты) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), которые являются объектом налогообложения, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов.

      Налоговым агентом признается лицо, на которое НКУ возлагается обязанность по учету, расчету и удержанию с доходов, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику, и перечислению налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет средств плательщика налогов.

      Влияние контролирующих субъектов на объекты, предметы контроля посредством проведения контролирующих действий, оформленных в определенных формах контроля, определяет его результативность. Уровень профессионализма налоговых служащих, их морально-этические качества, а также организация совместной деятельности контролирующих органов определяет эффективность контроля. Так, достаточно суровый контроль в сочетании с высоким уровнем стимулирования, воспитания соответствующих качеств у контролирующих субъектов с одной стороны; и высокий уровень гражданской ответственности, принятие форм, методов и видов контроля подконтрольными субъектами, с другой стороны, являются ключевыми факторами достижения высокого уровня эффективности налогового контроля, его экономичности.

      Обратимся к понятию «объект». Объект – это то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания; внешний мир, который является предметом познания, практического воздействия на субъекта.

      Налоговый контроль – это определенные правоотношения между его субъектами. Поэтому определим, что объектом налогового контроля являются налоговые правоотношения субъектом налогового контроля по поводу выполнения ими обязанностей, предусмотренных действующим налоговым законодательством, которые оцениваются с точки зрения их законности, полноты, достоверности и своевременности выполнения.

      Предложенное определение не конкретизирует субъектов налогового контроля, поскольку ими могут быть реальные и потенциальные плательщики налогов, которые только становятся на налоговый учет, налоговые агенты, а также, в отдельных случаях, – должностные лица контролирующих органов при повторной проверке плательщика налогов.

      Следовательно, объект налогового контроля затрагивает сферы финансового, административного, криминального права, социально-психологические отношения в обществе, что только подчеркивает его сложность и многогранность. Так, эффективность контроля определяется целесообразным выбором объектов контроля, использованием комплексной, своевременной и достоверной оценки объектов и определенных мер влияния на их состояние.

      Влияние объекта контроля на его эффективность определим по нескольким направлениям: какой объект поддается акцентированному контролю в определенный момент социально-экономического развития государства, кем осуществляется контроль объекта (круг контролирующих органов), каким образом осуществляется контроль (методы, формы, виды контроля), как оценивается контроль объекта (результаты контроля должны влиять на управленческие решения исполнительных и законодательных органов), каковы последствия контроля объекта (виды ответственности).

      Понятие объекта тесно связано с понятием предмета, поскольку предмет выступает уточняющей категорией объекта. Следует помнить, что «предмет» – это явление или вещественный носитель, на которые направлена какая-либо деятельность».

      Предметом налогового контроля является определенный вид налоговых правоотношений субъектов контроля (или влияние на налоговые правоотношения в будущем – при превентивном налоговом контроле), подтвержденный документами, вещественными или иными носителями (цифровые, видео, аудио) информацию о базе налогообложения, суммах начисленных и уплаченных налогов и сборов, а также иную информацию, которые оцениваются с точки зрения соблюдения действующего законодательства.

      На эффективность налогового контроля влияет дифференциация предметов, подпадающих под различные виды контроля с использованием соответствующих форм и методов, а также с возможностью использовать определенные носители информации при осуществлении контроля.

      Другие действия для налогового контроля

      Помимо камеральных и выездных проверок, которые по сути являются комплексом действий, налоговые органы могут проводить отдельные мероприятия для контроля налогоплательщиков. К таким действиям относятся:

      • осмотры помещений и территорий, а также имущества и документов налогоплательщика;
      • инвентаризация имущества;
      • истребование и выемка бумаг и предметов;
      • вызов налогоплательщика в инспекцию для дачи объяснений;
      • допрос свидетелей;
      • привлечение экспертов.

      Все эти действия могут производиться как по отдельности, так и в составе камеральных и выездных налоговых проверок.

      Субъекты налогового контроля в Российской Федерации. Правовое регулирование их деятельности

      24592976 6BCCA475376D6

      Налоговый контроль

      В целях защиты своих публичных интересов в налоговых отношениях государство вырабатывает специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который обеспечил бы надлежащее исполнение ими своих обязанностей. Для этого государство создает специальный орган и наделяет его властными полномочиями по отношению к обязанным лицам. Путем законодательного регулирования взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщиков обеспечивается определенный баланс государственных и частных интересов.
      Контрольная деятельность в сфере налогообложения приобрела юридическую значимость и нашла отражение в налоговом законодательстве. В Налоговом кодексе Российской Федерации впервые закреплены инструментарий, формы налогового контроля, понятие и содержание налоговых проверок, их особенности применительно к различным задачам налогообложения.
      Субъекты налогового контроля — специализированные государственные органы, которым в соответствии с налоговым законодательством предоставлены полномочия в сфере налогового контроля в отношении организаций и физических лиц (налоговые и таможенные органы). Субъекты налогового контроля реализуют свои полномочия в отношении плательщиков налогов, сборов, подлежащих внесению в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
      В 1990 г. в Российской Федерации была образована Главная государственная налоговая инспекция в составе Министерства финансов СССР, а в 1991 г. — Государственная налоговая служба — независимый от Министерства финансов СССР орган исполнительной власти федерального уровня. В 1998 г. налоговая служба в Российской Федерации получила статус министерства (МНС РФ).
      Указом Президента РФ № 314 МНС РФ преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России). Законом № 58-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Закон о налоговых органах в Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации.
      В настоящее время налоговый контроль осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ФНС), и ее территориальные органы, а также Федеральная таможенная служба (ФТС).
      Полномочия ФНС как правопреемника МНС закреплены в Постановлении правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» [10]. Отдельными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами налоговые органы были наделены полномочиями, не относящимися к налоговому контролю. Так, Указом Президента РФ № 314 ФНС переданы функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства. Статьей 79 Закона № 58-ФЗ ФНС признана правопреемником Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с выполнением функций по представлению интересов РФ в процедурах банкротства. Эти полномочия ФНС утверждены также постановлением Правительства РФ № 506 [10].
      Таможенные органы — это правоохранительные органы, осуществляющие таможенный контроль (контроль соблюдения законодательства о таможенном деле). Таможенный контроль — более широкая система мероприятий, чем налоговый контроль. К таможенным органам относились: Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ), региональные таможенные управления РФ, таможни и таможенные посты. В настоящее время это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС), и подчиненные ему таможенные органы РФ [22, стр. 291-292].
      Федеральная таможенная служба является структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ РФ). Функции таможенных органов закреплены в ст. 403 таможенного кодекса РФ (ТК РФ). Таможенные органы обладают контрольными полномочиями в сфере налогообложения в случаях, предусмотренных ст. 34 НК РФ, ст. 408 ТК РФ, и только в отношении конкретных налогов, уплаченных при пересечении таможенной границы РФ.
      Полномочия и функции ФТС закреплены также постановлением Правительства РФ № 429. Наряду с функциями по контролю и надзору в области таможенного дела, ФТС осуществляет функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой. Согласно этому постановлению, ФТС осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры к их принудительному взысканию.
      Отношения, возникающие при взимании налогов и сборов таможенными органами, при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании действий таможенных органов, регулируются нормами различных отраслей права. Таможенное регулирование и федеральные налоги являются самостоятельными сферами правового регулирования [1]. Например, таможенные платежи уплачивают декларанты и иные лица [3]. В отличие от налогового законодательства, согласно ТК РФ, любое заинтересованное лицо вправе внести эти платежи.
      Органы государственных внебюджетных фондов (ВБФ — Пенсионный, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования), являются участниками налоговых правоотношений, но не субъектами налогового контроля.
      До 1 января 2001 органы ВБФ контролировали исчисление и уплату взносов, имеющих налоговую природу. С 1 января 2001, с введением ЕСН (Единый социальный налог), проверку которого осуществляют налоговые органы, ВБФ утратили контрольные полномочия. Согласно Закону № 58-ФЗ, из Налогового кодекса РФ исключены полномочия органов ВБФ применительно к налоговому контролю, которые фактически не действовали.
      Остальные государственные органы, участники налоговых правоотношений, не являются субъектами налогового контроля, хотя и выполняют определенные функции в этой области [2, ст. 9]. В налоговых правоотношениях только налоговые и таможенные органы (налоговая администрация) наделены властными полномочиями от имени государства.
      Основные документы, регулирующие деятельность субъектов налогового контроля — Конституция РФ, Налоговый и Таможенный кодексы РФ, Законы: «О налоговых органах в Российской федерации» (единственный акт законодательства, специально посвященный регулированию деятельности налоговых органов), «О валютном регулировании и валютном контроле», «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, «О таможенном тарифе» от 21.05.93 № 5003-1, Международные правовые договоры и соглашения с участием России, Постановления Правительства РФ и Указы Президента РФ [22, стр. 292 — 294].

      Налоговый контроль

      РубрикаФинансы, деньги и налоги
      Видреферат
      Языкрусский
      Дата добавления13.11.2008
      Размер файла31,3 K

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Содержание

        Введение 3

        • 1.Понятие и сущность налогового контроля…………………………….4
        • 2.Методы и формы налогового контроля 9
        • 3. Налоговые проверки, их виды, механизм применения 13
        • Заключение 16
        • Библиографический список литературы 17
        • Введение
        • Одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями (налогового администрирования) является налоговый контроль. От организации и эффективности работы данного механизма во многом зависит эффективность всей налоговой системы в целом. Конечно же, налоговый контроль не может являться панацеей от неадекватной системы налогообложения, но, тем не менее, любой даже самый выверенный механизм налогообложения без надлежащего налогового контроля оказывается нежизнеспособен.
        • Налоговый контроль всегда являлся одной из важнейших составляющих государственного управления налоговыми поступлениями, и от его организации и эффективности работы зависит эффективность всей налоговой системы в целом.
        • Налоговый контроль имеет государственный властный характер, он проявляется при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.
        • Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги.
        • В условиях недостаточно развитой организации налогового контроля, несовершенства налогового законодательства властность порождает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, неприятие действующей налоговой системы.

        1. Понятие и сущность налогового контроля

        При современном уровне правового регулирования налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом. Налоговый контроль (англ. tax control) – по законодательству РФ о налогах и сборах вид государственного контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (далее НК) (ст. 82).

        Определяя налоговый контроль в так называемом первом приближении, представляется возможным уточнить, что данное понятие является сложносоставным. Структуру анализируемого термина составляют два самостоятельных понятия “налог” и “контроль”, каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку.


        Налоговый контроль – это разновидность контроля, выделяемая по признаку отраслевой принадлежности. Границами применения налогового контроля являются границы самой налоговой сферы.

        Налоговый контроль – это особая разновидность контроля, реализуемого в налоговой сфере, цели и основные задачи которого имеют четко выраженный налоговый характер, а их достижение осуществляется посредством функционирования особой системы, в специфическом правовом поле, в отношении ограниченного контингента контролируемых лиц и объектов контроля, при соблюдении установленных условий для выполнения контрольных процедур Налоговый контроль, его задачи, формы и содержание согласно Налоговым кодексам Российской Федерации и иных государств – участников СНГ //”Налоги и налогообложение”.-2006.- N 6.

        Налоговый контроль является одним из элементов государственного налогового администрирования. Его цели и основные задачи имеют четко выраженный налоговый характер, а их непосредственное достижение и руководство самим процессом налогового контроля становятся возможными посредством реализации взаимосвязанной системы мероприятий и процедур, действий и операций, приемов, способов и методик контрольного, проверочного, аналитического и процессуального характера.


        В свою очередь теория налогового контроля является институтом налогового права и одновременно одним из элементов теории налогового администрирования Зрелов А.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия “налоговый контроль” // Налоги и налогообложение (научно-практический журнал).- 2004.- N 9. -С. 19 – 38. .


        Основными элементами налогового контроля являются:


        · субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);


        · объект контроля;


        · формы и методы контроля;


        · порядок осуществления налогового контроля;


        · мероприятия налогового контроля;


        · направления налогового контроля;


        · техника и технология налогового контроля;


        · категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;


        · периодичность и глубина налогового контроля;


        · и другие.


        Весь перечисленный комплекс элементов налогового контроля является предметом налогового правового регулирования.

        Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборок (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

        Взаимодействие государства в лице своих уполномоченных органов с налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами при осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений – контрольных налоговых правоотношений.

        При этом для контрольных налоговых правоотношений характерно то, что они являются по существу управленческими правоотношениями, которые в конечном итоге призваны обеспечить надлежащую реализацию других общественных отношений – налоговых правоотношений имущественного характера, связанных с осуществлением налоговых изъятий. Контрольные налоговые правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и т.д.

        Как и любое другое правоотношение, контрольное налоговое правоотношение содержит в своем составе следующие элементы:

        Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, с одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, – контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы, с другой стороны.

        Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы.

        Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты и банки. Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона – контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта – контролирующего орган и организационно ему не подчинена. Поскольку контрольные налоговые правоотношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.

        Содержание контрольного налогового правоотношения всегда определяется комплексом прав и обязанностей субъектов данного правоотношения.

        При этом в контрольном налоговом правоотношении базовым является положение, когда праву уполномоченной стороны проверять соблюдение своевременности, правильности и полноты уплаты налогов и сборов и выполнения, установленных налоговых обязанностей корреспондирует обязанность другой стороны – подконтрольного субъекта создавать для этого необходимые условия и выполнять требования уполномоченного органа. В свою очередь подконтрольный субъект вправе требовать от уполномоченного органа, чтобы последний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательно установленных полномочий. В данном контексте можно выделить контрольные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им права и обязанности контролируемых субъектов.

        Как было отмечено выше, контрольные налоговые правоотношения являются организационными налоговыми правоотношениями, непосредственно направленными на обеспечение налоговых правоотношений имущественного характера. Реализация такого контрольного налогового правоотношения осуществляется в строго установленном Налоговым кодексом порядке с одновременным определением прав и обязанностей каждого лица, участвующего в осуществлении отдельных контрольных мероприятий. Таким образом, можно говорить о том, что Налоговый кодекс устанавливает процессуальную форму осуществления контрольных налоговых правоотношений. Традиционно в теории права объектом процессуального правоотношения признается материальное правоотношение, ради обеспечения которого и складывается процессуальное правоотношение Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 2007. – С. 116-139. . Придерживаясь данного положения, можно установить, что объектом контрольного налогового правоотношения является непосредственная деятельность (действия или бездействие) проверяемой организации или физического лица, связанная с уплатой налогов и сборов. В частности, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:

        1) правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;

        2) проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;

        3) проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;

        4) правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;

        5) выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

        При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом соблюдения налоговой тайны (специального режима доступа к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов); принципом последовательности проведения мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий; принципом недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.

        Элементы налогового контроля

        В целях получения четкой структуры административного процесса к основным элементам налогового контроля можно отнести:

        1. Стороны-участники мероприятий – уполномоченные государственные органы, прежде всего, налоговые и таможенные структуры.
        2. Объекты контроля – проверяемые операции и ресурсы подконтрольных физических и юридических лиц. – включают предварительные мероприятия, оперативные (текущие) проверки и завершающие. Могут проводиться по всей деятельности в целом или по отдельным вопросам соблюдения законодательных норм.
        3. Процедуры налогового контроля – выездные и камеральные проверки, включая проверку КГН; участников инвестиционных региональных проектов. По решению налоговых органов в ходе выполнения мероприятий могут привлекаться свидетели, изыматься необходимые для проверки документы, проводиться экспертизы и т.д.
        4. Порядок выполнения налогового контроля – нормативные требования регламентируются налоговым законодательством РФ на различных уровнях. Прежде всего, это проверка правильности ведения хоз. субъектом своих объектов налогообложения, доходов, расходов. Кроме того, в ходе контроля проверяется полнота начисления и уплаты налоговых обязательств, соблюдение установленных для перечисления сумм сроков. Дополнительно оценивается соответствие принятых налогоплательщиком принципов учета актуальным законодательным требованиям и выявляются имеющиеся нарушения. На заключительном этапе оформляются документы проведенных действий по налоговому контролю, где фиксируются фактические результаты мероприятий.

        Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
        Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

        2. Формы и виды налогового контроля

        Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

        Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

        В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.

        Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:

        – требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

        – производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

        – вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

        – осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

        – контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

        – привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

        – вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

        – создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

        По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

        Налоговый контроль одновременно выступает разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъекта выделяют контроль:

        – органов государственных внебюджетных фондов.

        В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

        – выездной – в месте расположения налогоплательщика;

        – камеральный – по месту нахождения налогового органа.

        1. Содержание государственного налогового контроля

        8.1. Содержание государственного налогового контроля Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий и деятельность высших органов государственной власти по проверке и мониторингу законности, рациональности и эффективности налоговых

        8.2. Налоговые проверки как основная форма государственного налогового контроля Налоговый контроль за налоговыми поступлениями от налогоплательщиков осуществляется посредством ведения в налоговых органах по каждому плательщику оперативно-бухгалтерского учета

        Администрирование налоговых операций считается важной частью финансового и государственного контроля деятельности субъектов бизнеса. Проводимые мероприятия направлены на проверку правильности соблюдения законодательных норм – начисления предприятиями налогов, сборов и других обязательных платежей; полноты перечисления средств в бюджет; законности использования льгот и пр. Регулирование налогового контроля осуществляется согласно требованиям главы 14 НК.

        Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля

        Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля 9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о

        11.2. Формы и виды налогового контроля Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных

        READ
        Электронная подпись для Госуслуг
Ссылка на основную публикацию