В первых (неограниченных) монархиях единственный носитель суверенитета страны – это монарх. Неограниченными выступали деспотические монархии рабовладельческих стран Древнего Востока, а еще абсолютные (или самодержавные) монархии, характерные для последнего периода эпохи феодализма.
Формы государства
В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм. Что же такое форма государства?
Форма государства — это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.
Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима, что отражено в следующей схеме:
Формы государства
Форма государственного устройства
Форма государственного (политического) режима
Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др. Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением. Форма государственного устройства раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Форма государственного (политического) режима объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нём.
Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы.
Система государственного управления
Государственно-политическая система складывается в зависимости от исторических традиций, уровня экономического развития, социальных структур общества и других факторов. Она служит важной характеристикой общественной системы в целом и государства в частности, раскрывает состояние с правами и свободами человека и гражданина, легитимность власти, взаимодействие органов власти с неправительственными организациями, структурами гражданского общества, методы обеспечения социальной справедливости и ответственности.
В настоящее время политические режимы принято делить на демократические и недемократические.
Основными критериями демократической политической системы выступают соответствующее законодательство, использование выборных технологий для формирования органов власти, число политических партий, наличие оппозиции и др. Базовыми ценностями признаются демократические свободы и социальная справедливость, т.е. рыночное производство и справедливое распределение, при этом средний класс, не владеющий крупными состояниями, является преобладающим в структуре общества.
За точку отсчета демократичности в основном берется опыт европейских стран и США. Он представляется в качестве образца политического устройства демократической направленности. При этом различают варианты демократических систем: социал-демократическую, либерально-демократическую, христианско-демократическую и др.
Основой политической системы западных демократий является наличие сильных, влиятельных партий, которые, становясь правящими, контролируют и парламент, и исполнительную власть. При этом в каждой стране функционируют две и более равносильные партии, каждая из которых может из оппозиционной превратиться в правящую.
Недемократические политические системы выделяют методом от противного: если система не соответствует западным стандартам, то она признается недемократической, нарушающей права человека.
Недемократические системы характеризуют такими чертами, как господство одной идеологии или партии; отсутствие политических свобод; акцент на меры принуждения при решении государственных вопросов; кастовость, сословность социальной структуры общества. К недемократическим системам относят многие их разновидности — от мягкого авторитаризма до тоталитаризма и диктатуры.
В чистом виде как недемократической, так и демократической политической системы не существует, поскольку политическая система находится под воздействием разделяемой большинством членов общества идеологии: консервативной, либеральной, социалистической, анархистской и др.
Демократия как форма государственно-политического устройства базируется на свободе выбора, системе сдержек и противовесов. праве (все, начиная с президента, живут по одним законам). Правилом является делегированная демократия, т.е. управление передается народом его посредникам. Непосредственная демократия встречается редко. Общими элементами являются свободные выборы (голосование), разделение властей, независимый суд, экономические и политические свободы, контроль за исполнительной властью, подчинение меньшинства большинству при сохранении прав меньшинства, цивилизованные отношения власти и оппозиции.
В политологии противопоставляются западная и восточная цивилизации. С Востоком связывают прежде всего подавление личности. Однако демократические и духовные ценности Востока нисколько не ущербнее. Конфуцианство признавало достоинство человека и власть народа раньше, чем появились принципы западной демократии. Согласно этому учению, если государство не оправдывает своего назначения, то народ имеет право оказать ему сопротивление и сменить правителя.
Демократия вовсе не гарантирует равенства возможностей и не является универсальным средством решения всех проблем. Даже в ООН есть постоянные и непостоянные члены Совета Безопасности; в МВФ, ВБ, любом акционерном обществе влияние определяется долей в капитале.
Демократия — это определенная процедура, которую можно наполнить разнообразным содержанием. Демократические процедуры во многом виртуальны. Свобода выбора ничего реального конкретному человеку не приносит. Люди порой бессильны влиять на власть даже на выборах (решают все административный ресурс и деньги) и поражаются правовым нигилизмом (явка избирателей у критической черты).
В России реализуется переход от советской демократии к западной. Демократические процедуры сводятся в основном к выборам, бесконечному голосованию, которые мало что меняют в лучшую сторону. Интерес к многопартийности также постепенно угасает, не успев в полной мере раскрыть всех ее преимуществ.
Авторитаризм — это система управления на основе концентрации реальной власти в руках первого лица (лиц), режим личной власти. Исполнительная власть становится единственным субъектом самостоятельной политики, все другие публичные политики превращаются в ее приводные ремни, стремятся быть ближе к лидеру. Партия власти обеспечивает переизбрание лидера сколько угодно раз. Способами его выдвижения могут быть продление срока полномочий, отмена выборов, пропаганда в СМИ и др.
Авторитаризм измеряется количеством указаний, исходящих от руководителя, в общей их величине и проявляет себя в атрибутике демонстрации власти: построение ореола непогрешимости, чинопочитание, восторженные отклики и овации по поводу заурядных высказываний и т.д. Авторитаризм подпитывается, с одной стороны, психологическим настроем людей на приход харизматического лидера, способного разом решить все трудные проблемы (желание «сильной руки»), а с другой — получаемыми лидером неограниченными полномочиями, фактическим его господством над обществом.
Авторитаризму способствуют надпартийность лидера, отсутствие парламентского контроля, власть бюрократии.
Сам по себе авторитаризм ни хорош ни плох; он вырастает из любой формы власти и в том обществе, где люди убеждаются в бессмысленности проводимой демократической политики, где институты власти не могут согласовать интересы, достигнуть компромисса и ждут чуда от энергичного лидера.
Если он действует в интересах всех, а не кучки олигархов, верхушки, «семьи», то такой мягкий авторитарный режим будет приветствоваться народом.
Авторитарная власть способна формулировать высокие и сильные идеи и цели, эффективно проявлять себя в чрезвычайных ситуациях, когда необходимо решать сложные национальные задачи, а элита расколота и сеет в народе разброд. И если удается сплотить нацию, достигнуть общезначимых целей, то авторитарные правители высоко ценятся народом при жизни и занимают в истории подобающее место.
Авторитаризм проявляется в различных модификациях: модель де Голля, восточная деспотия, просвещенный авторитаризм и др.
В авторитаризме скрываются и некоторые угрозы. Он страдает односторонностью, тяготением к монополизму, однопартийности, нетерпим ко всему, что ограничивает личную власть по закону или вне закона; сужает правовое поле, сферу деятельности демократических институтов. В странах с непрочными демократическими традициями авторитаризм легко перерастает в диктатуру. Угрозы, однако, не обязательно реализуются. Чаше жесткая форма авторитаризма сменяется более мягкой, как будто новый правитель не желает повторять непопулярные действия своего предшественника.
В конституциях государств предусматриваются гарантии против узурпации власти: альтернативные выборы, ограничение срока полномочий, отрешение от должности и др. Авторитаризм не укореняется там, где сильна парламентская и судебная власть и существует независимое в финансовом отношении местное самоуправление.
В России жесткое партийно-советское руководство вначале сменилось безвластием революционной стихии. Несмотря на неограниченные по существу полномочия главы государства и наличие механизмов авторитарного правления (единоличные указы и др.), власть не укреплялась, а все больше слабела. Беспорядок во власти распространялся на общество. Созрели объективные условия для принятия авторитарных мер. Но, видимо, не было субъективного фактора, т.е. личности соответствующего масштаба. Люди не против подчинения, но готовы подчиниться только тому, кого ценят и уважают за общественно значимые дела. Смена президента создала условия для действия субъективного фактора, что незамедлительно сказалось на наведении порядка во власти.
Политиков разных направлений начала объединять идея созидания, а не разрушения. Теперь Государственная Дума принимает бюджет в полуавтоматическом режиме, дискуссии заканчиваются на так называемом нулевом чтении.
Оппозиция справа и слева усматривает в происходящих переменах сползание к авторитаризму и предостерегает от грозящей опасности, хотя Россия сейчас теряет больше от недостатка, чем от избытка авторитаризма. Роль парламента оказалась приниженной, но в этом вина самого парламента. Если он намерен стать самостоятельным центром власти, то для этого Государственной Думе достаточно один раз решиться на досрочный роспуск, естественно, по принципиальным, государственного значения, соображениям.
Тоталитаризм предполагает полную интеграцию государства и общества, слияние государственных и общественных институтов, при котором государство получает всеобщий контроль над всеми сторонами жизнедеятельности при ограничении роли представительных институтов и оппозиции. Питает тоталитаризм равнодушие, люмпенизация населения, отсутствие у людей опоры независимого существования, например собственности, государственной защиты.
Основные проявления заключаются в следующем:
- жесткая централизация власти;
- культ вождя, который вместе с бюрократией контролирует общественную систему;
- политические движения действуют только на поле партии власти;
- мышление граждан трансформируется в соответствии с предначертаниями власти;
- общественное мнение контролируется, стабилизируется и изменяется только с согласия высшей власти;
- подавление всего, что тормозит реализацию идеалов, намеченных планов.
В экономической сфере тоталитаризму свойственна централизация капитала, вертикальная интеграция производства, ограничение самостоятельности регионов. Капитал функционирует через единый финансовый центр, истощая инвестиционные ресурсы регионов.
Однако тоталитаризм редко оформляется в завершенную систему, оставаясь политической тенденцией.
Диктатура — власть, не ограниченная законами и опирающаяся непосредственно на насилие. Она зарождается в недрах исполнительной власти, но формируется при массовой осознанной или неосознанной поддержке снизу. Диктатура рядится в разнообразные одежды. В форме грубой военной или полицейской силы она проявляется роспуском парламента, проведением репрессий, чисток. Такая форма является результатом узурпации власти незаконными средствами. Другая форма — перерождение исполнительной власти, полная нейтрализация законодательной и судебной власти, т.е. злоупотребление властью до пределов, ограничиваемых только возможностями диктатуры.
Диктатура может быть личной, коллективной, классовой. Система власти при диктатуре обеспечивает господство отдельному лицу, группе лиц или социальному слою (классу).
Хотя диктатура есть власть персон, а не закона, возможна и диктатура в рамках закона. В условиях диктатуры можно принять любой закон в зависимости от того, чьи интересы она выражает. Поэтому диктатура закона может быть и благом, и злом. Но диктатура мирится только с такими законами, которые ей не противостоят. Она легко уживается с рыночными отношениями.
Западные публицисты любят подчеркивать восточноазиатское происхождение диктатур. Однако еще в Древнем Риме при Августе Октавии функционировал принципат: были все демократические институты, но властью распоряжался один император. Петровские реформы, позаимствованные на Западе, исказили русскую соборность и открыли путь для абсолютизма. Таким образом, у него европейские корни. На них вырос фашизм в Германии, Италии в 20—40-е гг. XX в.
В России серьезные перемены происходят при обязательном использовании жестких мер, которые олицетворяют правители авторитарного стиля управления. При этом страна чтит своих героев, прощая им многое. Это объясняется тем, что великие личности были государственниками, все делали для усиления могущества страны, а люди шли за ними, жертвуя не только комфортом, но и жизнью. Так, деяния Ивана Грозного по расширению границ поднимают его на недосягаемую высоту, а приписываемые ему зверства мало кого волнуют. Заслуги Сталина как организатора победы над фашизмом в 1945 г. возвышают его, несмотря на репрессии 1937 г.
Социализм строился с помощью диктатуры пролетариата, орудием которой выступала правящая партия. Государственное управление в СССР теперь оценивается как авторитарное и тоталитарное. Но это было узаконенное, коллективное снизу доверху руководство. В подготовке нормативных актов принимали участие десятки организаций и учреждений, сотни специалистов и ученых, все дискуссии проводились до, а не после представления проекта в законодательный орган. При тщательной подготовке, с учетом того, что решения отвечали интересам страны и оценивались депутатами из рабочих и крестьян, оснований для голосования «против» не было. Документ как результат коллективного творчества и подписывался соответственно — от имени парламента, правительства, партийного комитета. Высшие руководители страны не подписывали документы, указы, как современные монархи и президенты, от своего имени.
Олигархия представляет собой политическую систему, при которой реальная власть принадлежит узкой группе лиц (миллиардеры, военные и др.). В ее основе сращивание крупного капитала и чиновничества на базе личных уний, участия чиновников высшего ранга в органах управления частными компаниями, земляческого родства и других способов. Политика персонифицируется, что позволяет олигархам получать бюджетные средства и льготы, повышать вместе с чиновниками свой уровень жизни за счет остальных членов общества.
Формы государственного устройства
Под формой государственного устройства подразумевается внутренняя структура государства, его территориально-политическое деление, обусловливающее конкретные взаимоотношения органов всей страны с органами составных частей.
По форме гос. устройства государства бывают:
- унитарными;
- федеративными;
- конфедеративными.
Унитарное государство является простым цельным, единым государством, части которого – это административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета.
Для унитарного государства характерна единая система высших органов, а также единая система законодательства. В настоящий момент унитарными государствами является Англия, Франция, Бельгия, Швеция и другие страны.
Под федеративным государством понимается сложное союзное государство, чьи части выступают отдельным государством либо гос. образованиями, обладающими в какой-то степени гос. суверенитетом, признаками государственности.
В федеративном государстве совместно с высшими органами федерации и федеральным законодательством функционируют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.
Современными федерациями являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Индия и другие страны.
Конфедерация представляет собой союз государств, который образуется для конкретных (обычно временных политических, военных) целей.
Конфедерация выступает объединением 2-х либо более государств, при котором союзные органы только координируют деятельность стран-членов конфедерации и исключительно по тем вопросам, для решения которых они объединились.
Главной ее особенностью является отсутствие единого для объединившихся стран центрального гос. аппарата, который бы направлял по единому пути все законодательство и управление стран, а также в том, что каждая страна (участник конфедерации) сохраняет за собой возможность заключать дипломатические, торговые и военные соглашения с зарубежными странами.
Формы государственного устройства
Современный мир знает три основные формы государственного территориального устройства: унитарное государство, вся власть в котором сосредоточена в едином центре; союзное государство – федерация; особый надгосударственный союз – конфедерация.
М. Монтень
Унитарное государство
Унитарная форма государства (от лат. unitas — единство) – наиболее распространенная форма государственного устройства в мире. Такими государствами являются, например, Франция, Швеция, Япония, Польша, Италия, Украина.
Признаки унитарного государства
Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;
Наличие единой конституции;
Единая система органов государственной власти;
Единая финансовая система;
Единая система законодательства.
Федерация
Семь из восьми крупнейших государств мира – федерации. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Федерации, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. К примерам федераций в современном мире можно отнести Россию, США, Канаду, Австралию, Бразилию, Индию, Мексику, Аргентину, ФРГ
Признаки федерации
Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;
Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации
Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;
Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)
Конфедерация
Конфедерация – особый союз суверенных государств, связанных менее тесно, чем в федерации, для достижения конкретных целей (военных, политических, экономических. ). Со временем конфедерация либо распадается либо преобразуется в федерацию.
Признаки конфедерации
Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.
Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.
Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.
Конфедерации в истории
Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией
Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.
Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.
Конфедерации в настоящее время
В наше время не существует полноценных конфедераций. Некоторые считают Евросоюз конфедерацией (он и правда обладает некоторыми ее признаками)1
Конституция Боснии и Герцеговины не определяет форму государственного территориального устройства. Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.
Формы государственного устройства
Государственное устройство может быть:
- унитарным,
- федеративным,
- конфедеративным.
Унитарным государством называется государство, представленное цельным государственным образованием. Его составляют административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам власти и не имеющие признаков государственного суверенитета.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
- единой системой государственного аппарата на территории страны, который распространяет свою юрисдикцию на все территориальные единицы;
- административно–территориальными единицами, имеющими, как правило, одинаковый юридический статус по соотношению с центральными органами. У местных органов есть определенная самостоятельность. Степенью их подчинения центральным органам унитарное государственное устройство разделяется в свою очередь на централизованное и децентрализованное. В централизованном главу местных органов государственной власти представляют назначенные центром чиновники (В Финляндии По данной теме мы уже выполнили реферат Денежная система Финляндии подробнее и Чехии президент назначает губернатора, который возглавляет местное самоуправление). В децентрализованном унитарном государстве население избирает местные органы (Испания). Смешанные системы отличаются как признаками централизации, так и признаками децентрализации (Франция).
- единым гражданством;
- единой системой права, основой которой является Конституция По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ;
- единой судебной системой;
- одноканальной системой налогов;
- межгосударственными отношениями, осуществляемыми центральными органами;
- едиными вооруженными силами.
Готовые работы на аналогичную тему
Федеративным называется союзное государство, сохраняющее целостность, при том, что части государства имеют определенный государственный суверенитет. Такие части называются субъектами федерации.
В настоящее время такую форму государственного устройства имеют в основном крупные и средние по территории демократические государства (в особенности, многонациональные), где предоставление государственности в рамках федерации – принцип суверенитета каждой нации (Российская Федерация). В мире насчитывается приблизительно треть таких государств.
Федеративное государство характеризуется следующими признаками:
- административно-территориальным устройством федераций, которое строится по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам;
- экономическим принципом, учитывающим факторы естественно-географических и производственных особенностей государства, размеров ее территории, численности и плотности населения, его тяготении к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производительных сил;
- политическим принципом, предполагающим установление административно-территориального деления государства, сближающего органы власти и управления с населением, создание системы местного самоуправления.
Федерации разделяются на национальные, территориальные и национально-территориальные.
Отличительные черты национальных федераций (Чехия, СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее ): субъекты федерации представляют из себя национальные и национально-государственные образования, которые отличаются по национальному составу, культуре, быту, религии населения; национальные образования, располагающие парламентом, самостоятельной исполнительной властью, независимой судебной системой, имеют все признаки государственного суверенитета; из представителей субъектов федерации сформированы высшие представительные органы, что отражается на интересах всех наций и народностей, которые входят в ее состав. Центральная власть занимается координацией общефедеральных интересов; взаимосвязь правового положения субъектов и права наций на самоопределение.
Отличительные черты территориальных федераций (США, Бразилия): субъекты федерации, деятельность которых находится в зависимости от властных полномочий общефедеральных органов, не являются государствами, разделение компетенций центра и субъектов федерации определено конституционными нормами, устанавливающими список вопросов, по которым имеют право издавать нормативно-правовые акты исключительно общефедеральные органы; оставшиеся вопросы заключены в ведение субъектов федерации; субъекты территориальной федерации не имеют право на прямое представительство в международных отношениях; федеральные власти осуществляют управление вооруженными силами, в мирное время субъекты федерации не имеют прав на создание профессиональных вооруженных формирований.
Типы государства
Существует несколько основных подходов к определению типологии государства : формационный, технократический и цивилизационный.
Формационный подход
С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
Авторы формационного подхода (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производства (социально-экономические отношения) базисом, а государство, право, религию, мораль, искусство – надстроечными, производными от базиса явлениями.
Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интересы рабовладельцев.
Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие ему типы государства):
- рабовладельческая;
- феодальная;
- буржуазная.
В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.
Технократический подход
Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства.
Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии:
- аграрный;
- промышленный (индустриальный);
- постиндустриальный (информационный).
- Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, например, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уровню отвечает деспотическое государство. Таким, например, государством был Древний Египет.
- Индустриальный тип технологии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, признающее свободу и юридическое равенство людей. К этому типу относилось, например, большинство государств Западной Европы в XIX – начале XX в.
- Современным информационным технологиям, вовлекающим в производство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.
Цивилизационный подход
С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества – это история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций.
Цивилизация – это социокультурная общность, сформированная на основе универсальных (всеобщих) ценностей. К ним относят мировые религии, системы права, морали, достижения искусства. Каждая из цивилизаций своей основой имеет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, национальную психологию. Каждая из цивилизаций имеет характерный для нее тип государства.
Если, с точки зрения Маркса, все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то, с точки зрения Тойнби, цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга.
Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др., породившие соответствующий только им исторический тип государства.
Каждый из подходов к типологии государства имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая разные аспекты сложного пути развития общества, государства и права.
Типологии и формы государства
Формы государственного политического устройства
Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, как осуществляется власть, какими органами, какими методами. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
1. Под формой государственного устройства понимают территориальную или национально-территориальную организацию, то есть то, как устроена территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение, как строятся их взаимоотношения с центральной властью.
Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Международно-правовая форма соединения государств, союза между ними носит название конфедерации.
Унитарное государство – это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.). Примером унитарных государств могут служить, например, Япония, Франция, Эстония. В таких государствах, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований, например, при наличии национальных меньшинств.
Федеративное государство – это сложное, союзное государство как результат объединения ряда государств или государственных образований – членов федерации. Члены федерации (штаты, земли, государства) имеют свое собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти – федеральные органы и соответствующие органы власти членов федерации, два вида правовых актов – федеральные и правовые акты субъектов федерации, а также гражданство федерации и гражданство субъектов федерации.
К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Германия и др.
Конфедерация– это менее прочное по сравнению с федерацией объединение (союз) государств, которые полностью сохраняют свою независимость. В конфедерации, в отличие от федерации, нет единой территории: в ней имеются территории отдельных государств – членов конфедерации. Нет в конфедерации и единого гражданства: есть гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода, а также право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти. В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов (внешней политики, вопросов войны и мира, формирование единой армии и некоторые другие). Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взносов в бюджет конфедерации, конфедерация не обладает. Ее бюджет формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
Другими словами, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства. В конфедерацию государства обычно объединяются для достижения определенных целей. При этом они создают специальные объединенные органы для координации своих действий..Наряду со сказанным выше можно охарактеризовать форму государства с точки зрения демократизма или антидемократизма их правления. Суть таких государственных форм передается понятием “политический режим”.
Политический режим характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а также теми методами и приемами (демократическими, антидемократическими), с помощью которых осуществляется государственная власть.
Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т.д.
В условиях антидемократического режима (авторитарного, тоталитарного) происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, не исключается упразднение высшего представительного органа власти (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть, и т.п.
Для характеристики формы государства, его политического режима важное значение имеет понятие демократия (народовластие). Этим понятием обозначается устройство государств, в которых правление осуществляется по воле большинства, единственным источником власти признается народ. Законодательная власть в демократическом государстве осуществляется представительным органом, избираемым населением (народным собранием, парламентом). Выборы органов народного представительства осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Права человека в демократическом государстве обеспечиваются в соответствии со статьями Конституции.
2. Под формой правления обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.
В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную, характерную, как правило, для позднего периода средневековья (власть монарха в таком государстве ничем не ограничена), и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган (например, парламент). Современная форма ограниченной монархии – парламентарная монархия. Роль монарха в ней номинальна; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентарной монархии – современная Великобритания.
В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. Республики могут быть либо парламентарные, либо президентские, либо смешанные.
В парламентарной республике глава государства – выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при условии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым и несет политическую ответственность (например, парламент вправе выразить недоверие правительству, что ведет к отставке правительства). Вместе с тем в парламентарной республике возможен досрочный роспуск парламента главой государства. В настоящее время парламентарная республика существует в Италии, Германии, Австрии и др.
Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы исполнительной власти. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом. Президент, избираемый населением, вместе с тем не имеет права роспуска парламента. Президентскую республику представляют собой, например, США, где впервые была установлена эта форма правления.
Во многих странах имеет место республиканская форма правления, имеющая смешанный характер, то есть сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентарной республики (правительство несет ответ перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К таким странам смешанной формы республиканского правления относится, например, Франция.
Для некоторых латиноамериканских стран, а также других государств характерна иная модель формы правления – суперпрезидентская республика. Ее основная черта – гипертрофированная, и по существу, неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдумов и т.д.).
Форма государственного устройства — это — кратко
Форма государственного устройства — это организация, тип, особенности функционирования державы, правовой системы. Например, государственный устой таких стран, как Америка, Канада кардинально отличается от формы государства КНР. Формы государств состоят из трех элементов:
- Форма государственного устройства. Характеризует отношение между самой державой и ее отдельными частями.
- Правление. Определение принадлежности власти.
- Политическое устройство. Методики государственных властей и управленцев, используемые для регулирования всех секторов государства.
Теория государства и права
Выделяют три элемента формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-политический режим.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).
Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической
формы управления являются:
– существование единоличного главы государства, своей властью пожизненно (царь, император);
– наследственный порядок преемственности верховной власти;
– юридическая безответственность монарха.
Монархия делится на: абсолютную; ограниченную; дуалистическую; теократическую; парламентарную.
Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. Признаки парламентской монархии (Япония, Великобритания, Швеция):
– правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство голосов на выборах в парламент;
– лидер партии становится главой государства;
– в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
– законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
– правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Иордания).
Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общие признаки республиканской формы правления:
– существование единоличного и коллегиального главы государства;
– выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
– осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
– юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
– обязательность решений верховной государственной власти.
Республики делятся на парламентские, президентские и смешанные.
Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Италия, Финляндия, ФРГ). В такой республике правительство формируется парламентским путем. Глава государства в подобных республиках избирается парламентом. Глава правительства назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.
Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия).
Характерные черты президентской республики:
– внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
– ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
– более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Президент имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, подписывает законы. В современных условиях «чистые» президентские и парламентские республики встречаются сравнительно редко. Возникают гибридные формы — смешанные республики . С одной стороны, в президентских республиках предусматриваются некоторые ослабленные формы политической ответственности министров (но не кабинета в целом, поскольку его возглавляет президент, не несущий
ответственности перед парламентом), а с другой — возникают полупарламентарные республики. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки (Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.). Второй путь создания смешанных, гибридных форм
был указан Французской Конституцией 1958 г. и со значительными изменениями воспринят Грецией (по Конституции 1975 г.), Португалией (по Конституции 1976 г. до последующих изменений), рядом развивающихся стран (Мадагаскар, Алжир и т. д.), где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом: он может выразить им недоверие, порицание. В этих государствах фактическим руководителем правительства является президент, что сближает их с президентскими республиками, под его председательством созываются так называемые официальные заседания правительства, но наряду с этим имеется конституционная должность премьер-министра. Его и членов правительства назначает президент, но ответственно правительство перед парламентом, что отличает данную форму от президентской республики и сближает с парламентской. Причем эта ответственность крайне затруднена.
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное; федеративное; конфедеративное.
Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают (Франция, Италия, Великобритания, Испания, Китай).
– единые, общие для всей страны высшие исполнительные, законодательные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
– единая система законодательства, одно гражданство;
– составные части унитарного государства государственным суверенитетом не обладают;
– все внешние международные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
– имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Федерация — единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований) (Россия, США, ФРГ, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия).
– территория состоит из территорий ее отдельных
– верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
– субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие государственные органы;
– существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
– в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;
– основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы.
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных(союзных) государственных органов. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.
Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов — право наций на самоопределение (т. е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство. Таким образом, основное различие между территори-
альной и национальной федерациями состоит в том, что в национальной федерации степень суверенности субъектов значительно выше, чем в территориальной.
Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерации представляют собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (Объединенная Арабская республика (ОАР) распалась после выхода из ее состава в 1961 году Египта), либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией и США. Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.
Государственно-политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.
Все государственно-политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.
Для демократического политического режима характерны следующие признаки:
1. предоставление широкой свободы личности и организациям;
2. признание равноправия граждан;
3. реальная гарантированность прав и свобод личности;
4. возможность участия граждан в осуществлении государственной власти;
5.наличие судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония;
6. разделение властей;
7. наличие легальной оппозиции власти;
8. плюрализм политических течений и идеологий;
9. признание конституционности и законности.
Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки политических сил в обществе и в государственном механизме и т. д.
Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:
1. ущемление прав и свобод личности;
2. огосударствление всех общественных организаций;
3. фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности;
4. милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата;
5. отсутствие легальной оппозиции власти;
6. фактическая ликвидация парламентаризма и политических партий;
7. концентрация власти в руках главы государства
8. отказ от принципов конституционности и законности;
9. применение политических репрессий.
Разновидностями антидемократических режимов являются авторитарный и тоталитарный режимы.
Из курсов истории и обществознания основной школы вы знакомы с понятием «политический режим» и его типами. В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания. Подчеркнём, что государственный режим является составной частью политического режима и рассматривается нами в юридическом аспекте. С этой точки зрения под государственным (политическим) режимом понимается форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.