Соблюдение техники безопасности является неоспоримым условием на всех этапах эксплуатации оборудования.
Незаконная, самовольная врезка в водопровод: акт и ответственность в виде штрафа
Многие потребители нуждаются в каждодневном использовании воды. При этом водопотребление должно осуществляться на законных основаниях. Желая сэкономить, некоторые потребители предпочитают обойти установленную процедуру и подключиться к сетям самостоятельно. О самовольной врезке в систему подачи воды, читайте далее.
Порядок осуществления водоснабжения (водоотведения) четко регламентируется законодательством. Предоставлением данных услуг должны заниматься специализированные организации. А потребителям требуется самостоятельно или через УК, ТСЖ заключить соответствующий договор и оплачивать потребленный ресурс.
Однако не все потребители исполняют свои обязательства по закону надлежащим образом. Водоснабжающим компаниям нередко приходится сталкиваться со случаями незаконного подключения к водопроводным сетям. Такие нарушения приводят не только к бесплатному использованию воды, но и нарушениям в системе.
Определение несанкционированной врезке в водопроводную систему дается в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения. Они утверждены Постановлением Правительства от 29 июля 2013 года № 644.
Под самовольным подключением понимается присоединение к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) при отсутствии договора или с нарушением его положений. Использование воды при неразрешенной врезке является незаконным.
Что считается незаконной врезкой
Правовое толкование понятия «несанкционированное подключение к водопроводу» определяет использование услуги без оформления официальных взаимоотношений с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (далее ВКХ) или технические погрешности при выполнении регламента (постановление Правительства РФ № 167 от 12.02.1999). Это:
- переоборудование несущих сливов, подводов, иных конструкций;
- демонтаж и замена счетчиков в личных интересах;
- отсутствие договорных отношений с обслуживающей организацией.
Самовольное пользование системами водоснабжения – это нарушение, при котором поставщик имеет основания предъявить судебный иск по взысканию ущерба (ст. 7.20 КоАП РФ).
Комментарий к ст. 7.20 КоАП
1. В качестве объекта правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере собственности и обеспечивающие нормальное функционирование централизованных систем питьевого водоснабжения и (или) систем водоотведения городских и сельских поселений.
Правовое регулирование осуществляется посредством следующих правовых актов: Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее – Правила); Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83.
Под централизованными системами водоснабжения понимаются инженерные сооружения, необходимые для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды. К централизованным системам водоснабжения следует отнести и водопроводную сеть – систему трубопроводов, предназначенную для водоснабжения.
Под системой водоотведения понимаются канализационные устройства (сооружения), присоединяемые к системам канализации, через которые абонент сбрасывает сточные воды.
2. Объективная сторона правонарушения состоит в противоправных действиях, направленных на самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений.
Самовольное присоединение к системам водоснабжения или канализации представляет собой присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий.
Разрешительная документация – разрешение на присоединение к системам водоснабжения, выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными службами Госсанэпиднадзора, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Для того чтобы присоединиться к системам водоснабжения и (или) канализации, необходимо получить:
а) разрешение муниципального органа, согласованное с местными службами Госсанэпиднадзора;
б) технические условия на присоединение, подготовленные организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Отпуск (получение) питьевой воды осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 – 548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, при этом предусматриваются следующие существенные условия:
режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении, и приема (сброса) сточных вод;
лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод;
качество питьевой воды и нормативные требования по составу сточных вод;
условия прекращения или ограничения отпуска (получения) питьевой воды и приема (сброса) сточных вод;
осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод;
порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая плату за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации;
права и обязанности сторон в соответствии с положениями раздела VIII Правил;
неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством РФ и Правилами за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон;
другие условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор считается заключенным с момента его подписания сторонами в порядке, установленном законодательством РФ.
Договор по истечении срока действия считается продленным, если ни одна из сторон за месяц до окончания срока не предложит заключить новый договор.
Абонент может передавать (принимать) субабоненту (от субабонента) воду (сточные воды), принятую им от организации водопроводно-канализационного хозяйства через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения, только с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства.
При передаче устройств и сооружений для присоединения к системам коммунального водоснабжения новому собственнику (владельцу) абонент сообщает об этом организации водопроводно-канализационного хозяйства в срок, установленный договором, а новый владелец до начала пользования этими устройствами и сооружениями заключает договор на получение питьевой воды и (или) сброс сточных вод с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
При отсутствии указанного договора пользование системами коммунального водоснабжения считается самовольным.
Следует учитывать Технические правила и нормы строительства, эксплуатации и контроля работы сооружений системы водоотведения объектов малоэтажной застройки на территории Московской области (ТСН ПМС-97 МО), утвержденные Постановлением Правительства Московской области от 30 марта 1998 г. N 28/9; Постановление Правительства Московской области от 30 марта 1998 г. N 28/9, содержащее территориальные строительные нормы “Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для индивидуального малоэтажного строительства в Московской области (ТСН ЭК-97 МО)” (где в п. 3.4.27 определены расстояния, до которых могут быть уменьшены санитарные разрывы для индивидуальных систем водоотведения при ограниченном земельном участке, а в приложении 6 приведен минимальный набор показателей санитарно-химического анализа очищенной сточной воды, выполняемого на очистных сооружениях коммунальных систем водоотведения); Постановление губернатора Московской области от 30 апреля 1997 г. N 91-ПГ, содержащее территориальные нормы систем водоснабжения и водоотведения районов жилой малоэтажной застройки Московской области (в частности, п. 3.38 устанавливает размеры санитарно-защитных зон очистных сооружений систем водоотведения малоэтажной жилой застройки в зависимости от производительности и типа сооружений).
3. Субъекты данного правонарушения – граждане и юридические лица, а также должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Статья 7.20 КоАП РФ. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (действующая редакция)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Комментируемой ст. 7.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны собственности на централизованные системы водоснабжения и водоотведения. Основополагающими для данной сферы являются следующие правовые акты:
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”;
Постановление Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (далее – Правила N 354);
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее – Правила N 167);
Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83.
Статья 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” содержит основополагающие понятия:
централизованная система горячего водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее – открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее – закрытая система горячего водоснабжения);
централизованная система водоотведения (канализации) – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
централизованная система водоотведения поселения или городского округа – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа;
централизованная система холодного водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
“. с учетом приведенных понятий Закона о водоснабжении и водоотведении в рассматриваемом случае имеет место слив воды на централизованную систему водоотведения (канализационную сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод), а не подключение, то есть технологическое присоединение к централизованной системе водоотведения (канализационной сети).
Данный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с позицией законодателя, который Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134 пункт 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 “Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”, после абзаца седьмого дополнил абзацем следующего содержания:
“самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения) – присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения или с нарушением его условий;”.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях общества отсутствует событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ – самовольное подключение к централизованным системам водоотведения” (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 04АП-6470/2016 по делу N А78-11485/2016).
Подпункт “е” п. 35 Правил N 354 установлено, что потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
В соответствии с п. 62 Правил N 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее – несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном указанными Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения – с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном Правилами N 354, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.
Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.
2. Объективная сторона состава правонарушения выражается в активных действиях, состоящих в самовольном, т.е. незаконном, неразрешенном либо прямо запрещенном подключении с помощью технических средств (устройств) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Самовольное присоединение к системам водоснабжения или канализации означает присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий. Например, как незаконное подключение к централизованной системе водоотведения рассматриваются действия, в результате которых труба канализационного коллектора, предназначенного для отведения сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения, технически сообщена с ливневой системой водоотведения (см. решение Архангельского областного суда от 16 марта 2017 г. по делу N 7Р-161/2017).
Разрешительная документация – разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными уполномоченными органами, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В объективную сторону данного правонарушения входит в том числе отсоединение счетчиков и других контрольных измерительных приборов, определяющих количество потребленной воды, изменение показателей контрольно-измерительных приборов (см., например: решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 4 октября 2016 г. по делу N 2-282/2016).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
“. общество произвело перекладку труб существовавшей системы ливневой канализации. Действия по перекладке труб существовавшей системы ливневой канализации не образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Управления указанные сети являются бесхозными. Доказательств балансовой принадлежности спорных сетей ливневой канализации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ” (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 по делу N А43-28220/2010).
3. Субъекты данного правонарушения – граждане и юридические лица, а также должностные лица, осуществившие самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
“. материалы административного производства не содержат доказательств события вмененного Обществу правонарушения, а также то, что ООО “Норд-Вест” является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ, так как не доказан факт самовольного подключения ООО “Норд-Вест” к централизованным системам водоснабжения и водоотведения” (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по делу N А19-5952/2012).
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
“. с субъективной стороны состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины.
При разрешении данного дела вопросу виновности должностного лица в совершении указанного административного правонарушения никакой правовой оценки не дано.
Факт того, что директор ООО “Энергетик” Садков В.Г. умышленно осуществил самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах Постановление государственного бассейнового (территориального) инспектора по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов по Дальневосточному федеральному округу от 14 декабря 2010 года, решение судьи суда района имени Лазо Хабаровского края от 17 января 2011 года и Постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 28 марта 2011 года, вынесенные в отношении Садкова В.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.20 КоАП РФ, подлежат отмене” (Постановление Верховного Суда РФ от 10.11.2011 N 58-АД11-3).
5. Из буквального толкования диспозиции ст. 7.20 КоАП РФ следует, что специальной нормой по отношению к ней является ст. 8.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Под общ. Л.В. Чистяковой “ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1”
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство “РосБух”
В случае самовольного подключения к системе ХВС объём ресурса определяется расчётным методом
- В соответствии с п. 2 ПП РФ № 644, под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения подразумевается пользование ими при отсутствии договора, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учёта), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учёта.
- В соответствии с п. 4 ПП РФ № 776, подключение абонентов к централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учёта приборами учёта воды не допускается.
- Согласно письму Минстроя РФ от 12.03.2015 № 6637-ЛГ/04, расходы на оплату воды, поданной на нужды пожаротушения, несёт абонент, в границах эксплуатационной ответственности которого находится соответствующее оборудование.
Суд установил, что в спорном доме есть два водопроводных ввода: первый учитывает объём ХВС на нужды потребителей, второй – системы пожаротушения. В соответствии с п. 2 ПП РФ № 644, пользование ответчиком централизованными сетями водоснабжения, когда один из вводов ХВС подключён до прибора учёта, является самовольным.
В п. 14 ПП РФ № 776 указано, что осуществление коммерческого учёта воды расчётным способом допускается при отсутствии прибора учёта, в том числе в случае самовольного присоединения. Согласно пп. «а» п. 15 ПП РФ № 776, при расчётном способе учёта воды используется метод учёта пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам ХВС.
При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение к централизованным системам водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения, до дня устранения самовольного присоединения.
Судья сделал вывод, что истец правомерно произвёл расчёт объёма холодного водоснабжения за период самовольного пользования сетями водоснабжения. Иск водоканала был полностью удовлетворён. Апелляционная инстанция, а за ней и кассационная, поддержали такое решение.
Судебная практика
Решение: 26 января 2017 г. Арбитражным судом Хабаровского края по делу № А73-15869/2016 удовлетворены требования МУП города Хабаровска «Водоканал» к АО «Издательский дом «Комсомольская правда» об обжаловании нарушения порядка опровержения СМИ не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию сведений и обязывании дать опровержение (информация касалась проведенных предприятием закупок оксихлорида алюминия). Суд обязал ответчика опубликовать опровержение, что и было выполнено.
Иск МУП города Хабаровска «Водоканал» к ТСЖ «Лидер» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к общедомовым приборам учета холодной воды с целью снятия архивных данных. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.01.2018 N Ф03-4924/2017 по делу N А73-7345/2017. Требование: Об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к общедомовым приборам учета холодной воды. Обстоятельства: В нарушение условий договора на отпуск воды и прием сточных вод ответчиком не обеспечен доступ работникам истца к общедомовым приборам учета холодной воды для проверки правильности учета объемов поданной воды и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета.
Решение: Требование удовлетворено, так как обеспечение беспрепятственного доступа к общедомовым приборам учета холодной воды является обязанностью ответчика согласно нормам действующего законодательства.
Иск МУП города Хабаровска «Водоканал» к Меньшиковой Анне Петровне о взыскании платы за самовольное пользование системами водопровода и канализации в размере 473 241 руб. 42 коп.
Решение: МУП города Хабаровска «Водоканал» обнаружило самовольное присоединение и бездоговорное пользование централизованными системами городского водопровода и канализации объекта, принадлежащего на праве собственности ответчику. Данный факт подтверждается актами от 30.10.2014, 14.07.2014, 17.07.2014. В соответствии с п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 года № 776, применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1, 2 метра в секунду используется, в частности, при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). Меньшикова А.П., являясь собственником дома, самовольно присоединилась и пользовалась централизованной системой водоснабжения, доказательств осуществления водопотребления на законных основаниях и произведенной оплаты суду не представлено. Учитывая указанные доводы, суд удовлетворил заявленные требования.
Иск МУП города Хабаровска «Водоканал» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения от 17.06.2015 года № 1000 с ООО «УК «ДВСРК-Горький». Доминирующим разногласием между сторонами при заключении договора явился п. 2.1 раздела 2 договора, который определяет дату начала поставки подачи коммунального ресурса. ООО «УК «ДВСРК-Горький» полагая, что до заключения единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения он не является исполнителем коммунальных услуг, в связи, с чем до момента заключения договора между сторонами предоставление коммунальной услуги должна взять на себя ресурсоснабжающая организация.
Решение: при рассмотрении дела Арбитражным судом Хабаровского края, судом была принята позиция МУП города Хабаровска «Водоканал» относительно того, что согласно п. 19 Правил № 124 от 14.02.2012 года при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей компанией, осуществляется с даты. указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги; п. 14 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 года управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителем с даты указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса. Спорный п.2.1 раздела 2 договора был принят судом в редакции МУП города Хабаровска «Водоканал».
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска “Водоканал” (далее – МУП города Хабаровска “Водоканал, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Частное охранное предприятие “Хабаровский Алекс” (далее – ООО ЧОП “Хабаровский Алекс”, ответчик) о взыскании основного долга в размере 8 025 740 руб. 40 коп. за периоды с 01.01.2014 по 30.06.2014.
Решение: материалами дела подтверждается, что в спорный период собственником жилых домов являлось ООО ЧОП “Хабаровский Алекс”. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. Исковое требование о взыскании основного долга в сумме 4 635 667 руб. 63 коп. подлежит удовлетворению.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.10.2014 N Ф03-4381/2014 по делу N А73-1539/2014 Требование ОАО «Транснефть – ДВ» об урегулировании разногласий по договору холодного водоснабжения и водоотведения к МУП города Хабаровска “Водоканал. Обстоятельства: Между сторонами возникли разногласия о допустимых концентрациях загрязняющих веществ и сведениях о нормативах по составу и свойствам сточных вод.
Решение: нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах изложены в редакции, предложенной ресурсоснабжающей организацией, как соответствующие законодательству РФ.
Решение: Факт самовольного присоединения к сетям городского водоснабжения и канализации и пользования ими был зафиксирован сотрудниками МУП города Хабаровска «Водоканал» актом от 26.10.2010 г. В пункте 57 Правил определено, что «в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления». Учитывая вышеуказанные обстоятельства дела и правильно примененные нормы права, исковые требования подлежат удовлетворению.
Решение: доказательств, оспаривающих результаты анализа проб сточных вод, проведенного истцом, ответчик суду не представил, своим правом на повторный отбор пробы, установленным пунктом 3.1.3 договора, не воспользовался, ежемесячные результаты анализов сточных вод, которые ответчик обязался предоставлять истцу в соответствии с пунктом 3.2.6 указанного договора, также не представил. В силу изложенного выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений ГОСТов и СНиПов при отборе проб и проведении исследования, а также отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о проведении экспертизы, являются обоснованными
Решение: суд первой инстанции обоснованно с учетом, представленных в дело документов о частичной оплате ответчиком (ООО Управляющая компания «Северный округ»), в том числе перечисленных МУП г. Хабаровска РКЦ за ответчика, исходя из периода просрочки каждого платежа после получения соответствующих счетов-фактур, направленных истцом, ведомости оплат, произведя в порядке статей 314, 395 ГК РФ самостоятельный расчет процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования ЦБ РФ на момент подачи иска 7, 75 % годовых за период с декабря 2008 года по ноябрь 2010 года взыскал 1 861 789, 76 руб.
Решение: Правомерно взыскана плата за превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, поскольку отбор проб произведен из контрольного колодца, и отобранная проба подтверждает факт допущенного нарушения условий договора на отпуск воды и прием сточных вод.
Решение: В соответствии со ст. 395 ГК РФ истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами за период просрочки, что составило согласно расчету 23 634 руб. 50 коп. Расчет проверен судом и является верным. При таких обстоятельствах, поскольку истец в силу ст. ст. 307, 309, 395 ГК РФ имеет право требовать от должника (ТСЖ «Созвездие» оплаты за предоставленные услуги и процентов за пользование чужими денежными средствами, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Судебные расходы возложить на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Решение: Поскольку ответчик (ОАО «РЖД»), получая денежные средства от потребителей – абонентов жилых домов (перечисляемых управляющей организацией) за услуги по водоснабжению, надлежащее исполнение которой без подкачки воды ВНС является невозможным, расходы по транспортировке истцу не возмещал, следовательно, неосновательное обогащение у ответчика подтверждено фактическими обстоятельствами дела и нормами материального права, поэтому иск о взыскании 1 490 890 руб. 85 коп. подлежит удовлетворению на основании статей 1102, 1105 ГК РФ.
Решение:Учитывая доказанность факта сброса ответчиком (ООО «ИСК Стенли») в систему городской канализации загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований является правомерным.
Довод заявителя жалобы о предъявлении требований о взыскании платы за ПДК ненадлежащим истцом (МУП города Хабаровска «Водоканал») является необоснованным, противоречащим положениям действующего законодательства и условиям договора, в связи с чем подлежит отклонению.
Доначисление
Подобная ситуация нормируется пунктом 62 Постановления ПРФ №354. Доначисление размера оплаты за эксплуатацию водопроводной сети производится по результатам расчета объема использованных водных ресурсов. Если невозможно определить этот показатель, доначисление производится на основании норматива потребления воды, значения которого будет скорректировано специальным коэффициентом, равным 10. Тогда, объем потребленных услуг рассчитывают с учетом количества собственников помещения.
Перед тем, как провести доначисление за неразрешенное подключение к коммунальным системам, необходимо установить факт несанкционированного доступа к ресурсам. Для этого сотрудники службы проверяют:
- исправность и работоспособность счетчиков;
- наличие пломб и других инструментов, фиксирующих незаконное вмешательство в работу оборудования;
- отсутствие уязвимостей в соединениях между приборами контроля и учета потребленных услуг.
Ловушка «Водоканала» для юридических лиц потребителей воды. Анализ эксперта
Тут столкнулся с ситуацией направления искового заявления от МУП «Водоканал» к юридическому лицу. Основания для инициации иска выглядят так: «В результате проверки водопроводных сетей, иных устройств и сооружений на сетях на объекте по адресу … были выявлены следующие нарушения – несанкционированное подключение к системе водоснабжения по трубопроводам идущим в санузел, в отсутствии заключенного договора».
Опишу историю ситуации.
Данный ввод и трубопровод существует очень давно, более 15 лет. До этих событий «Водоканал» проводил проверки и нарушений не обнаруживал. Из-за следующего положения дел. Когда-то давным-давно существовала система водоснабжения показанная на рисунке 1.
Рис. 1. Схема системы водоснабжения здания применявшаяся в прошлом.
Затем предыдущий собственник установил автономную систему водоснабжения на привозной воде и провел изменения в системе подачи воды, показанные на рисунке 2.
Рис. 2. Преобразованная схема системы водоснабжения здания реализованная предыдущим собственником.
В точке m (мю), на границе своего участка, вырезал участок подводящей трубы, заглушил оба конца и остаток трубопровода использовал для технологического дренажа подводящей тепло системы трубопроводов. Все осталось в утеплителе и визуально не обнаруживалось.
Предположительно, что данное преобразование было согласовано с «Водоканалом», так как 15 лет проверяющие игнорировали этот отвод и не составляли акты о незаконном подключении. Текущий собственник даже не подозревал о реальном положении дел.
Тут неожиданно составляется акт о незаконном подключении и направляется предписание о демонтаже этого трубопровода либо заключении договора водоснабжения.
Проводится повторная проверка, которая отражена в исковом заявлении следующим образом: «при приведении задвижки в … установлено падение давления воды в здании с последующим прекращением подачи воды». Покажем действия «Водоканала» на рисунке 3.
Рис. 3. Схема описывающая действия водоканала.
Их действия описываются следующей последовательностью:
1) открыли вентиль подачи к точке К;
2) зафиксировали истечение воды;
3) закрыли «Задвижка Водоканала»;
4) в точке К обнаружили падение давления и затем прекращение подачи воды.
Из схемы понятно, что после выполнения действия 1 начнет течь вода из системы отопления, что недопустимо по правилам безопасности эксплуатации систем теплоснабжения. Затем они закрыли задвижку «Задвижка водоканала» (по рис.3) и дождались когда вода закончится. То есть, по их словам, спустили всю воду, которая находилась в системе от «Задвижка водоканала» а также от других пользователей под их неусыпным наблюдением. И на основании этого сделали вывод, что подключение действующее. Такие моменты как:
1) Где находится «Задвижка водоканала»;
2) Каким образом они не вызвали аварию в сети теплоснабжения, а это как минимум остановка котлов котельной;
3) Когда они это сделали, если доступ к точке К возможен только через охрану.
В акте и иске не раскрываются.
На основании этого повторного акта о проверке они устно устанавливают предписание о демонтаже этой линии. Тут владельцы по неведению исполняют предписание и система приобретает состояние, показанное на рисунке 4.
Рис. 4. Окончательная схема расположения трубопроводов.
После демонтажа владельцем участка «Водоканал» не останавливается и составляет иск на понесенный ущерб за три года. Как сами понимаете сумма не маленькая.
Владельцы в рамках досудебных мероприятий проводят строительно-техническую экспертизу, которая фиксирует, что:
А) Здание оборудовано автономной системой водоснабжения.
Б) Существует точка мю, которая отсекает ветку мю-омега более продолжительный срок, чем три года.
И дает основания им говорить что – «Мы не пользовались водой «Водоканала».
На этом этапе я им предложил следующие выводы:
1) Когда Вы исполнили предписание «Водоканала» и вырезали участок омега, вы тем самым признали, что линия мю-омега принадлежит вам. То есть их утверждение, что вы незаконно подключились, получает подтверждение, так как сами на свои средства протянули ветку мю-омега.
2) В своих доказательствах вы не оспариваете никаким образом, что действия в рамках второй проверки (то, что показано на рисунке 3) были проведены и объективны.
А теперь подумайте, как размышлять суду.
1) Доказательства, что ветка принадлежит вам, есть.
2) Свои возражения, в рамках п.3 ст.56 ГПК: «Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле», их действиям при обследовании системы водоснабжения Вы не представили. А значит, согласились в рамках норм п.1 ст. 68 ГПК «В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны».
Легализация врезки
Чтобы избежать штрафа за врезку в водопровод, есть два пути:
- не проводить противоправное подключение. Если самовольная врезка уже сделана – ликвидировать её;
- узаконить врезку.
Полезно знать! Узаконивание представляет собой процедуру официального оформления подсоединения, проведённого без разрешения коммунальных служб.
С этой целью необходимо обратиться в абонентский отдел водоканала, имея при себе следующие документы:
- паспорт;
- свидетельство, подтверждающее право собственности на квартиру или техпаспорт на дом;
- всю имеющуюся техническую документацию на воду.
Если врезка в водопровод была произведена без нарушений СНиПов, её демонтаж может и не потребоваться. Однако всё равно потребуется собрать пакет необходимых документов (разрешения, согласования и все справки). Поступить вы можете следующим образом: обратиться в один из кооперативов, который функционирует при вашем территориальном водоканале. Эти фирмы оказывают населению платные услуги по монтажу наружных сетей водопровода и канализации, включая врезку в центральные трубопроводы и коллекторы. Руководителю такого кооператива и объясните ситуацию. А найти общий язык с деловым человеком трудностей не составит. Для официального решения трудных задач подобные организации, собственно, и были созданы. Там вам окажут помощь в составлении заявления на врезку якобы новой линии, и помогут с проектом. Но, конечно же, не бесплатно. Однако с учётом размеров потенциальных штрафов, это будет экономически выгодным решением.
Из пункта 7.2.9 СНиП 2.04.01-85 следует, что «на противопожарных водопроводах счётчики воды не устанавливают». При проведении проверки системы ХВС у гарантирующего поставщика отсутствовали основания для требования о подключении системы пожаротушения после ОДПУ, а в случае уклонения от этого – для взыскания платы за самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения. ВС РФ отменил решения предыдущих судов и отклонил иск поставщика воды.
Правила пользования объектом
В соответствии с принятыми в августе 1995 года правилами, частное лицо обязано:
- допускать сотрудников обслуживающей организации для выполнения проверок и осмотра счётчиков потребления водоснабжения, а также состояния водопроводного оборудования в целом;
- при пользовании водопроводом и канализацией соблюдать технику безопасности;
- не нарушать порядок эксплуатации водопровода.
Сотрудники «Водоканала» регулярно проводят проверки существующих водопроводных сетей и быстро выявляют незаконные подключения
Частному лицу запрещается:
- самостоятельно переоборудовать инженерные коммуникации без разрешения обслуживающей организации. Выше было сказано, что незаконная врезка в водопровод вызовет административную ответственность;
- подключать к системе подвода воды электрические и прочие приборы, превышающие допустимую (расчётную) техническую возможность водопроводного внутридомового оборудования;
- модифицировать действующие приборы, с помощью которых учитывается объём предоставленных услуг;
- производить слив из тепловых приборов.