Виды органов государственной власти

Структура системы судебных органов публичной власти включает в себя федеральные суды и суды субъектов федерации
Структура системы судебных органов государственной власти на федеральном уровне включает в себя
Конституционный суд Российской Федерации,
Верховный Суд и систему федеральных судов общей юрисдикции
Высший Арбитражный Суд и систему федеральных арбитражных судов.

14 Органы государственной власти Российской Федерации

Основные понятия: орган государственной власти, государственное устройство РФ, уровни государственной власти, ветви государственной власти, Федеральное собрание, функции Федерального собрания, палаты Федерального собрания, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ, полномочия Правительства РФ, судебная власть в Российской Федерации, Президент РФ, полномочия Президента РФ, функции Президента РФ

Орган государственной власти (государственный орган) — часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции (полномочий) между органами, относящимися к этим трём ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Государственное устройство РФ

Глава государства — Президент РФ

Уровни государственной власти

Ветви государственной власти

Законодательная (представительная)

Исполнительная

Судебная

Система федеральных органов государственной власти

Федеральное собрание — парламент РФ

— Федеральные министерства и ведомства

— Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Другие федеральные суды

Система региональных органов государственной власти (субъектов РФ)

Государственные собрания, законодательные собрания, думы и т. д.

— Правительства (в республиках)

— Администрации, мэрии (в других субъектах РФ)

— Региональные министерства, управления, департаменты, комитеты и т.д.

— Конституционные суды (в республиках)

— Уставные суды (в других субъектах РФ)

Высшая законодательная власть в Российской Федерации

Федеральное собрание — двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих свободных выборов.

Функции Федерального собрания

Принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ; формирует правовую систему государства и обеспечивает правовое регулирование

Выражает народное волеизъявление, являясь органом народного представительства. Отражает не только проблемы, значимые для всей страны, но и самые разнообразные интересы, важные для отдельных групп населения и регионов. Обеспечивает ненасильственный, мирный, переход государственной власти от одних выборных представителей общества к другим

Обусловлена правом народа на контроль за деятельностью всех структур власти, которым он передал полномочия. Осуществляет парламентский контроль за деятельностью некоторых органов власти в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета

Утверждает федеральный бюджет, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, даёт согласие на введение чрезвычайного положения

Палаты Федерального собрания: особенности формирования и их полномочия

Государственная Дума (Нижняя палата)

Совет Федерации (Верхняя палата)

Особенности формирования

Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

Состоит из 170 членов (исходя из 85 субъектов РФ): по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Порядок формирования Совета Федерации регулируется федеральным законодательством

Предмет ведения

  • Обсуждение и принятие законов.
  • Обсуждение и принятие федерального бюджета.
  • Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.
  • Ратификация (утверждение) международных договоров, вопросы войны и мира.
  • Вопросы статуса и защиты государственных границ.
  • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
  • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ; Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов; Уполномоченного по правам человека в РФ.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности
  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использовать Вооружённые силы РФ за пределами территории России.
  • Назначение выборов Президента РФ.
  • Отрешение Президента РФ от должности.
  • Назначение на должность судей Конституционного, Верховного судов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности: Генерального прокурора РФ; заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов; части членов Центральной избирательной комиссии РФ

Высшая исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ — высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

  • обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти;
  • осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.
READ
Налоговая оплата налога +на квартиру

Процедура формирования Правительства РФ

  • Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит её на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ, или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой.
  • Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.
  • После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров. Президент производит соответствующие назначения.

Полномочия Правительства РФ

Государственный (федеральный) бюджет формируется путём налогов и сборов, доходов от государственной собственности и т. д.

Политику проводят Министерство финансов, Центральный банк, другие структуры

Политику проводят министерства: культуры, образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты, другие структуры

Управление осуществляют министерства, государственные корпорации

Обеспечивают министерства: обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, иностранных дел; Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, другие структуры

Обеспечивают правоохранительные органы: министерства внутренних дел и юстиции, суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплён перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счёт образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства РФ. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть — обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Институт президентства в Российской Федерации

Потребность обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами

Политическая необходимость поста президента

Президент (от лат. praesidens — сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей государственной власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти

Правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ

Правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ

Правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ

Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

Сфера деятельности

Основные полномочия

Издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Подписывает федеральные законы

Правовой статус личности

Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России иностранным гражданам, лицам без гражданства. Обладает правом помилования осуждённых за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания, высшие военные и высшие специальные звания

Федеративное устройство государства

Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае возникновения споров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, либо между самими субъектами РФ

Отношения с парламентом

Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Вносит поправки в обсуждаемые законопроекты. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке

Отношения с органами исполнительной власти

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Принимает решение об отставке Правительства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Формирует Администрацию Президента РФ

READ
ПФР Республика Тыва, Увинский район

Отношения с органами судебной власти и прокуратурой

Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложения об освобождении его от должности

Оборона и безопасность страны

Является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами России. Утверждает военную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружённых сил РФ. Формирует и возглавляет Совет безопасности. Вводит в случае необходимости и в порядке, определённом Конституцией РФ, на территории России или отдельных её местностей военное или чрезвычайное положение

Осуществляет руководство внешней политикой РФ. Ведёт переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Подписывает верительные и отзывные грамоты

Виды органов государственной власти

  1. Принцип разделения власти, сюда относят: законодательную исполнительную и судебную ветвь, помимо этого принято выделять комиссии, отдельно взятых субъектов Российской Федерации, органы прокуратуры, избирательные органы.
  2. Иерархия органов власти: высшие представительства; центральные представительства; территориальные представительства. Отдельно взятые субъекты РФ также подразделяются на представленные места в иерархии разделения властей.
  3. По способу формирования: выборные органы; назначенные с помощью избирательного процесса; органы, созданные на основаниях законодательство о трудовой деятельности и государственной службе; смешанные.
  4. Согласно нормативной деятельности: закреплённые конституцией; закреплённые действующими законам; закреплённые приказом резидента РФ либо же Правительства РФ (ведомства и министерства).
  5. По кадровой характеристике: единоличные (Глава субъектов РФ, Президент РФ); коллективные (министерства или правительства).
  6. По типу волеизъявления: единочальные; коллегиальные (избирательные комиссии РФ, представительства различных направлений).
  7. Тип государственного устройства подразделяются на федеративные органы власти; органы государственной власти, куда принадлежат выборные органы и отдельно взятые субъекты РФ.
  8. По компетенции органов: общая (принадлежат представительные государственные органы и глава РФ); специальная (министерства и ведомства).

1. Федеративный тип территориального устройства РФ предназначен для разделения существующих государственных органов на две ветви управления, функционирующих независимо от представительств высшей власти и органов государственности власти субъектов Российской Федерации.

  • Федеральные органы предназначены для управления властью в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов. Власть Федеративных органов распространена на всей территории РФ, принимаемые решения и поправки принимают обязательно форму исполнения для государственных органов и органов местного управления; отдельно взятых лиц и граждан РФ. Обеспечение исполнения решений Федеративных органов берут на себя Президент РФ и Правительство РФ.
  • К Федеративному органу принято относить следующие образования: Федеральное Собрание РФ; Суды различной направленности; ЦРБ РФ; Прокуратура. Помимо этого, Президент РФ также представляет Федеративный орган.

2. В государствах с демократическим типом управления существует система разделения властей.

  • Высшим законодательным Ораном в пределах Федерального управления представлено Федеральное Собрание, включающее в себя две палаты – Государственную Думу и Совет Федерации. Законодательные органы могут формироваться в результате деятельности субъектов РФ.
  • В систему федеральных исполнительных органов включены Правительство РФ и различные другие органы, которые определяются Президентом РФ. Система исполнительных органов состоит из следующих элементов: должностные лица субъектов РФ, занимающие высшие посты и правительства.
  • Судебная система формируется из судебных органов, сюда относятся Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, суды местного самоуправления, областные суды и т.д.

3. На ветвях власти и органах государственной власти, которые представлены территориальными уровнями образуется организационно-правовая связь: децентрализованные органы (где нет системы прямого назначения); централизованные (иерархическое строение органов); высшие органы представлены Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

Органы законодательно власти – органы, формирующиеся с помощью избирательного процесса, представлены законодательными образованиями. Главная роль органов – обеспечение правомерности. Органы исполнительной власти носят назначаемый тип и обязуются исполнять законы, прописанные в Конституции РФ.

Органы исполнительной власти – представительство является назначаемым органом. Главная цель и задачи исполнительной власти – следование Конституции РФ и иных законодательных актов.

Органы судебной власти – представлены судами и их детальностью, предубеждением криминальных актов и оказание санкций за правонарушения. Занимается охраной прав, прописанных и закреплённых Конституцией.

Президент РФ – главный индивид в государстве, занимающее высшую должность в государстве. Следует заметить, что президент не относятся ни к одной из трёх основных ветвей власти, он занимается согласованием принятых решений всех ветвей, позволяя функционировать государственной структуре.

READ
Законно требование открыть ИП при устройстве на работу?

Федеральное Собрание РФ – представляет законодательную власть в Российской Федерации, содержа полномочия законодательного органа и функции представительства. Создаётся Собрание из представителей различных территориальных единиц.

Правительство РФ – накладывает на себя роль исполнительной власти. Представлено управляющим органом в распорядительном взаимодействии государства. Решения принимаются коллегиально, на основе исполнительного руководства. Имеет чёткую иерархию из председателя, заместителя, министров и т.д.

Судебная власть в РФ носит независимый характер, не пересекаясь с законодательной и исполнительной ветвью.

Исполнительные органы публичной власти

Структуру федерального уровня системы органов исполнительной государственной власти составляют:

1) правительство (состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров);
2) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства).
3) гос. органы при Правительстве РФ
4) служба внешней разведки
5) ФСБ
6) МВД

Глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В России по Конституции исполнительная власть принадлежит Правительству, но фактически возглавляет ее Президент, который дает указания премьер-министру и которому непосредственно подчинены «силовые» и некоторые другие министры. Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган гос.власти , который осуществляет управление страной. Правительство возглавляется главой представительства (ими являются премьер-министр, председатель совета. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства департаменты). Так же помощники министров.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
READ
Расчет при увольнении за прогул

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Органы власти в РФ: структура и полномочия

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

READ
Можно ли исправить категорию годности в военном билете

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

READ
Как обманывают риэлторы?

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия исполнительной власти

Как известно, все виды органов государственной власти РФ построены по принципу деления власти. Органы исполнительной власти осуществляют внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство разрабатывает и реализует программы экономического и социального развития государства, разрабатывает программы обороны государства. В ведении правительства находятся такие сферы, как промышленность, охрана правопорядка, оборона, торговля, образование, охрана природы, финансы, транспорт и многие другие отрасли. Реализация функций исполнительных органов власти происходит путем принятия таких нормативно- правовых актов, как распоряжения и постановления.

Говоря на тему про виды государственной власти в РФ, стоит отметить, что большая роль в развитии страны принадлежит законодательной власти. Правительство проводит государственную политику на базе законов, которые принимаются именно этой властью. По Конституции Российской Федерации единственным органом законодательной власти является Федеральное Собрание. Состоит из двух палат: Федерального Собрания (высшая палата ) и Государственной Думы (нижняя палата). Принцип формирования палат разный. Государственная Дума избирается путем общенациональных прямых выборов. Независимо от избирательной системы, которая практикуется на конкретных выборах, депутаты Думы представляют интересы всех жителей страны. Совет Федерации формируется фактически на местах, потому что в его состав входят руководители местных органов исполнительной и законодательной власти.

виды исполнительных органов государственной власти

На местах также избираются законодательные собрания, состоящие из одной палаты. Необходимость местных органов, которые вправе издавать законы, объясняется большой площадью государства. Россия – это федерация, которая включила в свой состав много этнически разных субъектов, поэтому такая система власти позволяет наиболее точно учитывать интересы всех групп общества.

Категории

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Что и кто является органами власти

Структурно Конституция РФ состоит из нескольких частей. Так, следует выделить Преамбулу, первый раздел и второй раздел. При этом именно первый раздел и содержит в себе подавляющее большинство конституционных норм. Он состоит из 9 глав.

READ
Отозвать претензию образец

Среди них следует выделить главы 4-7 Конституции. Именно они содержат нормы, регулирующие порядок образования и осуществления деятельности органами власти в РФ.

Так, согласно действующему законодательству выделяются три их вида: законодательная, исполнительная и судебная. Все они имеют свои функции и полномочия, а также формально осуществляют свою деятельность независимо друг от друга.

Кроме этого, отдельно следует выделить Президента РФ. Согласно Конституции РФ он не относится к какому-либо органу государственной власти, при этом его полномочия имеют признаки каждой из них. Особый правовой статус Президента не является уникальным только для нашей страны, однако нельзя не отметить, что полномочия этого должностного лица весьма обширные.

Важно! Довольно распространенным является утверждение о наличии «четвертой ветви власти». Так иногда называют СМИ. Однако это не более, чем расхожее выражение, поскольку никаких властных полномочий за средствами массовой информации не закреплено.

Кроме этого, Конституция РФ отдельно выделяет прокуратуру, а ее полномочия устанавливаются нормами той же главы, где и прописаны полномочия судебной власти. Однако прокуратура это особый орган, на который возлагается обязанность по контролю исполнения законодательства.

Также Конституция вводит понятие местного самоуправления. Однако воспринимать местное самоуправление в качестве отдельной ветви власти не стоит.

Под ним следует понимать процедуры самостоятельного решения тех или иных вопросов локального характера населением. Как правило, это выражается в виде формирования и осуществления деятельности специально созданных органов местного самоуправления

В контексте данной статьи прокуратура и местное самоуправление рассматриваться не будут.

Президент РФ

Институту президентства посвящена 4 глава Основного Закона (ст. ст. 80-93).

Так, Президент является главой государства. Именно он задает вектор и является ключевой фигурой при осуществлении как внутренней, так и внешней политики страны. Следует отметить, что Президент имеет представительские функции, то есть он как внутри государства, так и на международной арене представляет всю Российскую Федерацию в целом.

Справка! Официально на Главу государства возлагается и функция Верховного Главнокомандующего. На практике это означает, что ему в полной мере подчинены Вооруженные Силы.

Президент во многом влияет на формирование органов исполнительной власти. Так, именно он назначает Главу Правительства, который, в свою очередь, формирует кабинет министров. При этом он вправе принять решение и о полном прекращении полномочий уже действующего кабинета. В отдельных случаях, которые прямо предусмотрены действующим законодательством, Президент вправе распустить Парламент страны.

Кроме этого, Глава государства напрямую или опосредованно влияет на назначение практически всех высших должностных лиц страны.

Также в нашей стране Президент имеет право инициативы законодательного характера. Так, у него имеются полномочия вносить законопроекты. Также именно за Президентом остается последнее слово при принятии тех или иных законов. Нормативный акт не может возыметь действия, если он не одобрен руководителем страны.

Также Президент страны издает распоряжения и указы. Они имеют обязательный характер и должны исполняться на всей территории всех субъектов страны.

Отдельно следует выделить право Президента осуществлять помилование лиц, которые осуждены судом за совершение уголовных преступлений. В этих целях в каждом субъекте Федерации существуют специальные комиссии по помилованию, которые рассматривают соответствующие прошения. Помилование не является реабилитирующим основанием при освобождении от отбывания наказания, при этом являясь актом гуманизма со стороны государства по отношению к помилованному лицу.

Конституция РФ предъявляет определенные требования к лицу, которое может занимать высший пост в стране. Так, им может быть гражданин нашей страны, который достиг возраста 35 лет. Президент выбирается в ходе всеобщего голосования граждан. Срок его полномочий не может превышать 6 лет. При этом установлено, что гражданин не может занимать данный пост более, чем 2 раза подряд.

Законодательная власть

Законодательная власть в нашей стране представлена Парламентом. Российский Парламент называется Федеральное Собрание. Он имеет представительный характер. Членами Парламента являются депутаты и сенаторы. Депутаты выбираются населением на выборах. Сенаторы представляют интересы конкретных регионов.

Федеральное Собрание состоит из двух палат.

Первая:Государственная Дума. В ее составе 450 депутатов. Каждый депутат наделен правом законодательной инициативы. Именно в Думе формируются и проходят первые чтения новые законопроекты.

Важно! Депутаты Госдумы принадлежат к той или иной фракции – политической партии, представители которой прошли на выборах.

Кроме прочего, к полномочиям Государственной Думы относят:

  • дачу разрешения на назначение руководителя кабинета министров, а также решение о доверии аппарату Правительства в целом;
  • назначение главы Центробанка, Счетной палаты, а также части ее аудиторов;
  • объявление вотума недоверия Главе государства;
  • объявление амнистии.
READ
Оформление визы в Берлин

Конституция устанавливает, что депутатом Госдумы может быть лицо, имеющее гражданство РФ, в возрасте не менее 21 года. Депутаты выбираются гражданами в ходе голосования на срок не менее 5 лет.

В случаях, определенных законодательно, у Думы имеется право самороспуска.

Вторая палата: Совет Федерации.

Совет Федерации рассматривает законопроекты, принятые Государственной Думой.

Кроме этого, Конституция устанавливает следующие полномочия данного органа:

  • назначение выборов Главы государства;
  • утверждение решений Президента о введении экстренных мер, а также определение возможности об использовании армии за пределами страны;
  • прекращение деятельности Президента РФ;
  • назначение на должность отдельных судей, а также Генерального прокурора.

В состав Совфеда входят по два представителя от каждого региона страны, представляющих разные ветви власти (кроме судебной). Срок полномочий сенатора зависит от срока его полномочий на региональном уровне.

Исполнительная власть

Полнота исполнительной власти закрепляется за Правительством РФ. Его председателя назначает Президент (при согласии Госдумы). Премьер-министр формирует собственный кабинет министров, утверждаемый Главой государства.

К основным полномочиям Правительства следует отнести:

  • обеспечение и исполнение федерального бюджета;
  • осуществление мер по осуществлению политики единообразия в области финансов, здравоохранения, образования, правоохранительной деятельности, обороны, социальной сферы.

Правительство издает постановления и распоряжения. Они являются подзаконными нормативными актами, направленным на реализацию исполнения иных нормативных актов.

Правительство вправе принять решение об уходе в отставку. Это может быть осуществлено как добровольно, так и по решению Президента. В этом случае оно полностью слагает свои полномочия Кроме этого, Председатель может принять решение об отставке отдельных федеральных властей, например, министров.Также Председатель назначает их на должность иных лиц без сложения полномочий всего Правительства.

Судебная власть

Судебная система в РФ является отдельной ветвью власти. Она осуществляет правосудие. Система судов в РФ довольно обширна, однако в контексте данной статьи следует рассмотреть высшие судебные органы страны.

  1. Конституционный суд. В его составе заседают 19 судей. Задачей данного суда является проверка соответствия нормам Конституции того или иного нормативного акта. Она осуществляется по жалобам граждан и должностных лиц. Также Конституционный суд осуществляет толкование Основного Закона и систематизирует соответствующую правоприменительную практику.
  2. Верховный суд. Данный суд является высшим органом по рассмотрению большинства дел, являясь, по сути, конечной инстанцией. Кроме этого, Верховный суд осуществляет надзор за нижестоящими судебными органами, а также приводит разъяснения спорных моментов в законодательстве и систематизирует правоприменительную практику.

Ранее существовал Высший арбитражный суд, который являлся конечной инстанцией при рассмотрении споров, вытекающих из экономических правоотношений, однако в настоящее время соответствующие дела подсудны коллегии Верховного суда.

Также Конституция определяет требования к судьям. По общему правилу ими могут быть граждане РФ в возрасте старше 25 лет, имеющие профессиональное юридическое образование. Кроме этого, важным критерием при отборе является наличие опыта работы в сфере практической юриспруденции не менее 5 лет. Судьи на момент своих полномочий являются неприкосновенными и независимыми от третьих лиц или иных органов власти.

К кандидатурам, претендующим на должность судей высших судов, предъявляются и иные требования, определенные законодательством.

Государственная власть в стране осуществляется Президентом, Парламентом, Правительством, а также судами. Их полномочия, а также порядок формирования отражены в соответствующих законодательных актах.

Органы власти в РФ: структура и полномочия

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

READ
Взыскание вреда в порядке регресса

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

READ
Личный кабинет и регистрация

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Власть, функционирующая в стране, подразделяется на базовые разделы: законодательную, исполнительную и судебную власть. Система органов государственной власти – совокупность государственных органов и разновидностей их управления, базирующаяся на общенациональной культуре и выполняемой роли, согласно их целям в политической структуре государства. Органы власти накладывают обязательства, которые непреложные к выполнению: демократия, принцип разделения властей и комплексность.

Ссылка на основную публикацию