ТБО коммунальная услуга — изменения

Санкции за неправильное обращение с ТКО в 2022 году ужесточились. Размер штрафа зависит от этапа, количества, повторов нарушения и последствий для экологии. В зависимости от масштаба нарушения и категории ответчика, штраф составит от 20 до 350 тысяч рублей.

Кто теперь может не платить за вывоз мусора: новые решения суда

В результате т. н. «мусорной реформы» вывоз твердых бытовых отходов стал коммунальной услугой. Однако количество вопросов по поводу оплаты этой услуги не только не снизилось, но, наоборот, выросло в разы. И пока нет официальных правительственных постановлений по выявленным пробелам, ответы на них приходится искать в суде.

На данный момент можно выделить два важных судебных решения, дополнившие круг лиц, которые могут не платить за вывоз мусора (в отличие от устоявшейся «отказной» практики региональных операторов).

Поправки в нормативы по вывозу мусора

  • предлагает исключить плату за вывоз отходов из состава платы за содержание общего имущества МКД;
  • устанавливает механизм определения объёма вывозимых ТКО, механизм определения размера платы за оказание КУ за вывоз ТКО. Предусматривает отнесение региональных операторов по вывозу ТКО к РСО.

Постановление должно вступить в силу со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти данного субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2017 года.

  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354);
  • Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124);
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491);
  • Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290);
  • Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761);
  • Правила определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1190);
  • Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400);
  • Стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731);
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 857).

Чтo тaкoe TКO в квитaнции зa квapтиpy?

TКO pacшифpoвывaeтcя кaк твepдыe кoммyнaльныe oтxoды. Нa caмoм дeлe этo бытoвыe oтxoды, кoтopыe пoпaдaют в кoнтeйнepы и мycopoпpoвoды.
ЧTO тaкoe TКO в плaтeжкe зa квapтиpy? Дo нaчaлa этoгo гoдa oтдeльнoй гpaфы в квитaнции пo oтxoдaм нe былo, зa этy ycлyгy oплaтa былa включeнa в oбщeдoмoвыe pacxoды или в cтpoкy oбcлyживaниe жилoгo пoмeщeния.

Нaши зaкoнoдaтeли пocчитaли нyжным пpoвecти «мycopнyю peфopмy» и вынecти этy oплaтy в oтдeльнyю гpaфy. Кpoмe тoгo, цeнa зa этy ycлyгy зaмeтнo пoдcкoчилa.

Дo этoгo зaкoнa Упpaвляющaя кoмпaния в пoлнoй мepe нecлa oтвeтcтвeннocть зa вывoз oтxoдoв, тeпepь oнa зaключaeт дoгoвopa c peгиoнaльным oпepaтopoм нa пepepaбoткy мycopa, тaк кaк этo вxoдит в eгo oбязaннocти.

ВС РФ разъяснил методику расчета платы за ТКО

/upl/Screenshot_1_163.png

Верховный Суд РФ отменил состоявшиеся судебные постановления по делу о начислении платы за вывоз ТКО и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Почему? Читайте обзор дела А76-23691/2019.

В конце 2017 года некое ООО «Спецсервис» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кыштымского кластера Челябинской области

READ
11 моментов которые нужно проверить перед покупкой машины

В 2019 году частная медицинская клиника направила регоператору заявку на заключение договора на вывоз ТКО, указав в заявлении количество посещений пациентов в месяц – 405 человек.

В ответ регоператор подготовил проект договора, в котором был предусмотрен размер ежемесячной платы за вывоз ТКО (почти 4,5 тысячи руб./мес.).

Клиника проект договора не подписала, услуги по вывозу ТКО, оказанные в период времени с января по май 2019 года не оплатила.

Регоператор вышел в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.

Ответчик (клиника) представил письменный отзыв, в котором с заявленным иском не согласился, указал, что истцом используется неверная методика расчета стоимости оказанных ответчику услуг: истец рассчитывает количество ТКО, образовавшееся за месяц, путем расчета среднемесячного норматива (делением среднегодового норматива на 12) и умножает его на количество посещений в месяц. В дальнейшем эта величина умножается на общее количество посещений за месяц, и получается объем накопленных за месяц ТКО.

По мнению ответчика, ежемесячное накопление ТКО составляет в 24 раза меньше того, что насчитал истец.

Суд первой инстанции указал следующее:

  • согласно п. 148(38) № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354;
  • Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31.08.2017 № 42/1 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Челябинской области, в том числе норматив для поликлиник – 0,364 куб.м в год/расчетную единицу, за которую принято 1 посещение.
  • в письме от 24.07.2019 № 10/4401 Министерство указало, что норматив ТКО для поликлиник установлен в размере 0,364 куб.м и является среднегодовым показателем на 1 посещение, в связи с чем расчет платы необходимо определять исходя из среднесуточного количества посещений за год и применять это количество к среднегодовому нормативу ТКО. При этом на каждое посещение указанный норматив ТКО применяться не может, так как является среднегодовой величиной.

Суд высчитал, что ежемесячная плата за вывоз ТКО не может превышать 146 руб. 79 коп., а оказанные истцом услуги по выводу ТКО с января по май 2019 года составляют 733 руб. 95 коп. (146 руб. 79 коп. х 5 месяцев).

Далее огорошенный истец безуспешно пытался добиться своего в апелляции и кассации. Ничего интересного судебные акты на этих этапах не содержат.

Но во второй кассации региональному оператору повезло – судья Грачева И.Л. передала жалобу на рассмотрение коллегии. Если вы дочитали до этой строчки, значит серьёзно интересуетесь вопросом начисления плат за вывоз ТКО.

Верховный Суд РФ отменил состоявшиеся судебные постановления по делу и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Почему? Это интересно!

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими РО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил обращения с ТКО).

Пунктом 8.15 Правил обращения с ТКО установлено, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проектах договоров .

READ
Свидетельство об установлении отцовства

Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами № 505. В указанных целях коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя либо из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (подпункт «а» пункта 5 Правил № 505).

Как указано в пункте 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ, Правительство Российской Федерации определяет случаи, когда объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, а нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В силу статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2022 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно которой акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на территории Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации порядок расчета размера ежемесячной платы за оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным к применению.

В связи с отсутствием у ответчика собственных контейнеров расчет стоимости оказываемых услуг должен производиться по Правилам № 505 и согласно абзацу первому пункта 148(38) Правил № 354 исходя из норматива накопления ТКО по формуле 9(5), приведенной в приложении № 2 к Правилам № 354, определяющей порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома.

В этой формуле постоянными величинами являются тариф и норматив накопления ТКО, а переменной величиной – количество расчетных единиц, которое меняется для организаций в зависимости от вида их деятельности.

Согласно пункту 37 Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг равен календарному месяцу. Расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО также устанавливается равным календарному месяцу (пункт 148(27) указанных Правил).

Верховный Суд Российской Федерации в решении от 27.09.2022 № АКПИ21-550, отказывая в удовлетворении искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесур» о признании недействующей формулы 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354, указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта, определяющие порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома, являются ясными и определенными; расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО устанавливается равным календарному месяцу.

В пункте 5 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156), условия которого обязательны для сторон, содержится аналогичное правило о том, что под расчетным периодом по договору понимается один месяц.

Нормативы накопления ТКО выражаются в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил № 269). Норматив накопления ТКО установлен в постоянной твердой цифре в кубических метрах в год на расчетную единицу. Расчетные единицы определяются уполномоченным органом по каждой категории объектов недвижимого имущества (пункт 14 Правил № 269).

При определении норматива накопления ТКО могут применяться различные переменные расчетные единицы – единица площади помещения, количество проживающих граждан либо одно посещение пациентом. Для формулы 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354 расчетная для поликлиник единица норматива накопления ТКО (переменная) – одно посещение пациентом поликлиники.

Применяя формулу, важно соотносить временные параметры, в пределах которых берутся во внимание норматив и расчётные единицы, а также то, как определяется переменная: по фактическому количеству или расчётному (прогнозируемому).

Согласно пункту 148(14) Правил № 354 в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО должны быть сведения о количестве расчетных единиц. Поскольку ответчик в заявке на заключение договора указал количество посещений пациентов в месяц, для получения норматива накопления на 1 расчетную единицу в месяц необходимо установленный в Челябинской области годовой норматив для поликлиник разделить на 12 месяцев и полученную цифру умножить на количество посещений поликлиники в месяц и на величину установленного для регионального оператора предельного единого тарифа.

READ
Законы в гражданском праве РФ о наследовании

Принятый судами расчет ответчика выполнен без учета установленной законом формулы, состоит из длинной цепочки математических преобразований, в то время как в договорах с потребителем расчеты должны быть простыми и понятными, как в формуле 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354.

Довод ответчика о том, что размер платы за предоставляемую регоператором коммунальную услугу по вывозу ТКО, рассчитанный по указанной формуле исходя из нормативов ТКО, не учитывает реальный объем вырабатываемых ответчиком ТКО и выше фактических затрат оператора, не может быть принят во внимание, поскольку приведенные тарифы и формула расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома обязательны для применения региональным оператором и потребителями его услуг.

Расчет платы за вывоз ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, возможен в случае раздельного накопления и сбора ТКО.

ВС РФ указал, что при новом рассмотрении дела суду надлежит проверить представленный ответчиком расчет с учетом приведенного толкования нормативных правовых актов.

Что-то подсказывает, что на втором круге с ответчика взыщут гораздо больше, нежели 700 рублей.

Мораль на 2022 год: преддоговорные разногласия несите в орган на три буквы (средняя – У). С-У-Д.

Противоречия в законе: что относится к ТКО

В перечень коммунальных отходов не включен мусор, образующийся на придомовой территории. В Федеральном классификаторе каталога отходов есть перечень, утвержденный Росприроднадзором. Он регламентируется приказом №242 и включает в себя:

  • уличный мусор;
  • отходы растительные, образующиеся при уходе за зелеными насаждениями;
  • мусор и смет от уборки объектов благоустройства, скверов, парков, зон отдыха.

В законе №89-ФЗ отсутствует упоминание о мусоре, который образуется на придомовой территории. В связи с этим возникает противоречие, и региональные операторы отказываются вывозить уличный мусор и смет. Верховный суд и антимонопольная служба однозначно относят такой мусор к твердым коммунальным отходам. Вывоз и утилизация придомовых отходов входит в обязанности региональных операторов.

Как рассчитать плату за обращение с ТКО

С 1 января 2019 года порядок расчета платы за услугу по вывозу мусора изменился. Дело в том, что вывоз ТБО перешел в коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Для трех регионов изменения перенесли, остальным разрешили действовать по ситуации. В рекомендации мы разобрали три способа расчета платы за услугу, по каждому привели примеры.

Порядок изменения платы за содержание жилья

С момента, как в вашем регионе начнет действовать региональный оператор по обращению с ТКО, исключите расходы на вывоз ТБО из платы за содержание жилого помещения. Коммунальную услугу по обращению с ТКО укажите в платежном документе отдельной строкой.

Размер расходов по вывозу ТБО определите по смете работ и услуг по содержанию общего имущества МКД или по расшифровке к плате за жилое помещение, которую утвердил орган местного самоуправления. Уменьшите плату за содержание жилого помещения пропорционально составляющей расходов на вывоз ТБО.

Внимание: порядок предоставления КУ по обращению с ТКО и расчета платы за нее регламентирован главой ХV(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 . Договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО не является договором ресурсоснабжения, его считают специальным видом договора предоставления КУ. Такой договор регулируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156 .

Вы можете не уменьшать размер платы за содержание жилья на сумму вывоза мусора в двух случаях:

  • если такое решение примут собственники помещений на общем собрании;
  • если в договоре управления есть условие о возможности перераспределить составляющую платы по вывозу мусора на другие работы по содержанию общего имущества дома.

Об изменениях предупредите жителей за 30 дней до выставления квитанции.

Порядок оплаты услуги по обращению с ТКО

Плату за обращение с ТКО определяют по тарифу, который утвердили для регоператора, и нормативу накопления. Размер платы рассчитывают одним из трех способов: по количеству граждан, по площади помещения или дифференцированно. Порядок расчетов для каждого региона определяет орган исполнительной власти субъекта РФ.

READ
Отчисления в ПФР и накопительные пенсии в Екатеринбурге

Способ 1. Расчет платы по количеству граждан

Способ 1. Расчет платы по количеству граждан. При таком способе плату рассчитывают на каждого гражданина, который проживает в помещении.

Если в помещении нет постоянно проживающих граждан, то плату рассчитывают по количеству собственников квартиры.

Такой порядок установлен пунктом 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Пример: расчет платы по количеству граждан

УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:

  • тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
  • годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями, – 2,6 куб. м/чел.;
  • количество потребителей, которые проживают в квартире № 30, – 3 чел.

Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Далее перемножила тариф на 1/12 часть норматива и на количество жителей в квартире:

650,4 × (2,6 : 12) × 3 = 409,75 руб.

Размер платы за ТКО – 409,75 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.

Чтобы установить, сколько граждан проживает в квартире, можно провести осмотр помещения и составить по его результатам акт. Пример такого акта мы показали на рисунке.

Способ 2. Расчет платы по площади помещения

Способ 2. Расчет платы по площади помещения. В этом случае в расчете платы за ТКО используют данные о площади помещения потребителя, норматив накопления и тариф на обращение с ТКО. При таком способе количество проживающих в квартире граждан не имеет значения.

Пример: расчет платы по площади помещения

УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:

  • тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
  • годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями, – 0,087 куб. м;
  • площадь квартиры № 30 – 65 кв. м.

Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Затем тариф умножила на 1/12 часть норматива и на площадь квартиры:

650,4 × (0,087 : 12) × 65 = 306,5 руб.

Размер платы за ТКО составил 306,5 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.

Способ 3. Расчет платы при раздельном накоплении отходов

Способ 3. Расчет платы при раздельном накоплении отходов. При раздельном сборе ТКО плату определяйте по объему контейнеров. В расчете используйте сумму объемов всех контейнеров, которые предназначены для раздельного сбора. Просчитанный объем умножайте на тариф и количество проживающих лиц или площадь помещения – в зависимости от способа расчета, который утвержден в вашем регионе.

Пример: расчет платы при раздельном накоплении ТКО

УО нужно рассчитать плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:

  • тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
  • количество зарегистрированных в квартире № 30 лиц – 3 чел.;
  • расчетное количество лиц, которые могут получать услугу, – 200 чел.;
  • три контейнера объемом 0,8 куб. м, которые регоператор вывез за расчетный период;
  • пять контейнеров объемом 1,1 куб. м, которые регоператор вывез за расчетный период.

Чтобы определить объем мусора, УО сложила объемы всех контейнеров, которые вывез регоператор:

(3 × 0,8) + (5 × 1,1) = 7,9 куб. м.

Затем тариф, полученный объем вывезенного мусора и соотношение количества проживающих в квартире к общему количеству всех жителей в МКД перемножили:

650,4 × 7,9 × (3 : 200) = 77,07 руб.

Размер платы за ТКО – 77,07 руб. Такую плату УО выставит только за расчетный период. В следующем месяце размер платы нужно рассчитать снова исходя из объема вывезенного мусора.

Внимание: тариф на услугу по обращению с ТКО ФАС может признать незаконным

Комиссия ФАС признала службу по тарифам Астраханской области нарушившей тарифное законодательство в области обращения с ТКО. В ходе проверки инспекторы выявили, что в тариф заложили затраты на сжигание мусора и завысили численность персонала регоператора. В результате тариф превысил экономически обоснованный уровень.

READ
Фактическая численность работников

Службу по тарифам обязали устранить нарушения и установить обоснованный размер тарифа.

Подобные проверки обоснованности предъявляемых населению сумм для оплаты услуг за вывоз ТКО проводят по всей стране. Во многих областях тарифы уже снизили.

Порядок перерасчета платы

В двух случаях придется сделать перерасчет платы по услуге по обращению с ТКО: житель отсутствовал в помещении и услугу оказали некачественно. Рассмотрим каждый случай подробно.

Перерасчет в связи с временным отсутствием. Сделайте перерасчет платы, если житель отсутствовал в помещении более пяти дней подряд. Плату уменьшите на основании:

  • письменного заявления жителя о перерасчете. Такое заявление житель должен подать до своего отъезда или не позднее 30 дней после возвращения в квартиру;
  • документа, который подтвердит отсутствие жителя в помещении. Это может быть, например, копия командировочного удостоверения, счет об оплате проживания в гостинице, справка из стационара и т. д.

Такой порядок установлен пунктами 148(22) , 148(44) Правил № 354.

Перерасчет в связи с оказанием некачественной услуги. Если регоператор нарушает периодичность вывоза мусора, жители вправе требовать уменьшения платы за ТКО. Такое право закреплено в пункте 148(45) Правил № 354.

Перерасчет платы потребителям делает исполнитель коммунальных услуг. Затем он составляет претензию об уменьшении размера платы и предъявляет ее регоператору. Если регоператор не реагирует на претензии и продолжает нарушать периодичность вывоза мусора, обратитесь в надзорные органы. Жалобу на ненадлежащие услуги рассмотрят:

  • Росприроднадзор – если региональный оператор нарушает условия лицензии или создает проблемы в области экологии и охраны окружающей среды;
  • Роспотребнадзор – при нарушении санитарно-эпидемиологических норм и правил;
  • государственный орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором, – проверит нарушения условий соглашения по обращению с ТКО;
  • региональная энергетическая комиссия – установит, были ли нарушения в области обоснованности тарифов на услуги регионального оператора.

Расчеты с регоператором

Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО имеет две составляющие – объем услуги и тариф на нее. Размер тарифа, который применяют в расчетах с УО или ТСЖ, должен соответствовать тарифу для потребителей ( п. 148(28) Правил № 354 ).

Методику определения объема вывоза ТКО утверждает орган государственной власти субъекта РФ. Утвержденная методика становится основой при определении условий договора между управляющей МКД организацией и региональным оператором.

Объем или массу ТКО определяют одним из способов: 1

  • по нормативам накопления ТКО, которые выражаются в количественных показателях объема;
  • исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.

Такой порядок определен подпунктом «а» пункта 5, пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства от 03.06.2016 № 505 .

Региональный оператор по обращению с ТКО может нарушать правила и требовать от вас дополнительного участия в его деятельности. Чтобы не брать на себя лишнего, требуйте нормативного обоснования новых обязанностей. В таблице мы перечислили основные требования регоператора, с которыми столкнулись ваши коллеги.

Таблица. Как реагировать на неправомерные требования регоператора

Действие регионального оператора по обращению с ТКО

Ответ управляющей МКД организации

Требует предоставить паспорта отходов

Управляющая МКД организация не является лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы. УО или ТСЖ такие отходы не вырабатывают

Запрашивает персональные данные собственников помещений

Передать персональные данные можно только после получения письменного согласия собственников. Это следует из статьи 9 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Исключение: переход на прямые договоры.

В этом случае у управляющих МКД организаций есть право передавать информацию о собственниках помещений. Для такой передачи согласия не понадобится

Требует предоставить информацию о контейнерных площадках

Предоставлять такую информацию – ваше право, а не обязанность.

Как правило, процедуру передачи данных между контрагентами оговаривают в условиях договора

Оплатить КР на СОИ

Законодательство не предусматривает понятие КР на СОИ в части обращения с ТКО

Требует подписать типовой договор без рассмотрения протокола разногласий

Обратитесь в суд.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер только для региональных операторов ( ч. 1 ст. 24.7 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ ). Поэтому остальные участники отношений могут претендовать на изменение условий договора ( ст. 445 ГК )

READ
Что делать с кредитом, если уволили с работы

Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2022 г. N 2181 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами”

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 2022 г. N 2181

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

1. В Основах ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 “О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 23, ст. 3331; 2018, N 31, ст. 5012; N 40, ст. 6122; N 52, ст. 8297; 2019, N 17, ст. 2088; 2022, N 13, ст. 2242):

а) абзац первый пункта 33 изложить в следующей редакции:

“33. Сбытовые расходы регионального оператора определяются в соответствии с методическими указаниями и включают расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 5 процентов на 2022 – 2024 годы, не более 3 процентов на 2025 – 2026 годы и не более 2 процентов начиная с 2027 года необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования.”;

б) пункт 37 дополнить абзацами следующего содержания:

“Расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, в отношении которых учтены в территориальной схеме расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов и утверждены в установленном порядке инвестиционные программы, определяются с учетом сведений о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами в сопоставимых условиях, а также с учетом инвестиционных программ, утвержденных в установленном порядке. При этом такими инвестиционными программами должно быть предусмотрено, что ввод в эксплуатацию указанных объектов осуществляется в очередном годовом периоде регулирования.

Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов, указанные в абзаце втором настоящего пункта, определяются исходя из данных территориальной схемы.

Соответствующие расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в абзаце втором настоящего пункта, в полном объеме подлежат исключению органом регулирования на очередной годовой период регулирования, следующий за годом, в котором объект должен был быть введен в эксплуатацию, в случае если тарифы для таких операторов не будут установлены органами регулирования тарифов до 1 декабря года, в котором объект должен был быть введен в эксплуатацию.”;

в) в подпункте “б” пункта 89:

слова “а также в связи” исключить;

дополнить словами “, а также в связи с включением в территориальную схему данных о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором за счет средств, учитываемых при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами”;

абзац первый после слов “и их содержание” дополнить словами “, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров”;

абзац второй изложить в следующей редакции:

“Расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.”;

после абзаца второго дополнить абзацами следующего содержания:

“Определение расходов в размере, превышающем указанный в абзаце втором настоящего пункта размер, осуществляется на основе данных, предусмотренных пунктом 14 настоящего документа, и допускается по заявлению регионального оператора при одновременном соблюдении следующих условий:

территориальная схема содержит данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам, а также сведения об изменении прогнозных значений предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, связанном с включением планируемых расходов регионального оператора на приобретение и содержание таких контейнеров и бункеров в необходимую валовую выручку регионального оператора;

READ
Ходатайство о примирении сторон

соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (в том числе в случае внесения в такое соглашение соответствующих изменений), предусмотрена обязанность регионального оператора передать находящиеся в его собственности контейнеры и бункеры, приобретенные за счет средств, учтенных при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в собственность органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованные такими контейнерами и бункерами, в случае лишения юридического лица статуса регионального оператора, прекращения деятельности, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности.

Расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы и (или) платежа, с учетом положений абзаца пятого пункта 35 настоящего документа.”.

2. Подпункт “з” пункта 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. N 881 “О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 37, ст. 5501), после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:

“обязанности по передаче находящихся в собственности регионального оператора контейнеров и бункеров, приобретенных за счет средств, учтенных при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в собственность органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованные такими контейнерами и бункерами, в случае прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности;”.

3. В Правилах разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиях к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 “О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 40, ст. 6134):

а) пункт 9 дополнить словами “, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам”;

б) пункт 15 дополнить абзацем следующего содержания:

“В указанный раздел включаются сведения об изменении прогнозных значений предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, связанных с включением планируемых расходов регионального оператора на приобретение и содержание контейнеров и бункеров в необходимую валовую выручку регионального оператора.”;

в) пункт 30 дополнить подпунктом “е” следующего содержания:

“е) изменение сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.”;

г) пункт 34 дополнить абзацем следующего содержания:

“При корректировке территориальной схемы по основанию, предусмотренному подпунктом “е” пункта 30 настоящих Правил, проведение общественного обсуждения проекта территориальной схемы не требуется.”.

Изменилось ли что-то в обращении с мусором?

Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?

В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.

Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.

READ
Договор купли-продажи готового бизнеса

Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.

Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.

Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.

Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим 1 :

  • Нижегородская область – почти в 17 раз;
  • Ингушетия – в 18 раз;
  • Астраханская область – в 10 раз;
  • Воронежский регион – в 5 раз;
  • Пермский край – в 7 раз.

Общие вопросы по обращению с коммунальными отходами

Какие отходы должны обрабатываться региональным оператором?

Твёрдые коммунальные отходы это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние “смесь материалов и изделий”. Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности.

В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 в тип “Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению” (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:

  • 7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;
  • 7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
READ
Пример плохой кредитной истории

Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 N№ 566 “О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242” выделена еще одна группа видов отходов, относящихся к ТКО:

  • 7 41 119 00 00 0 Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к ТКО.

Как и кем определяются нормативы накопления ТКО?

Установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 “Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов”.

Норматив накопления ТКО – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Нормативы определяются исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

  1. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
  2. территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  3. категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц;
  4. категорий объектов, на которых образуются отходы;
  5. видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

В течение 2017 года субъекты РФ должны были завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов.

Нормативы могут устанавливаться дифференцировано по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.

В аналитических целях для сопоставимости значений нормативов накопления ТКО субъектов РФ эксперты использовали значения нормативов, установленных для индивидуальных и многоквартирных домов.

Нормативы накопления ТКО в субъектах РФ различаются по форматам исходных данных: в одних субъектах РФ нормативы накопления устанавливаются исходя из расчета на одного человека, в других – исходя из расчета на квадратный метр, в-третьих – возможны оба случая. Кроме того, в некоторых субъектах РФ нормы накопления установлены для всей территории субъекта, а в некоторых – устанавливаются отдельно для каждого из городов, вплоть до самого небольшого муниципального района. Есть случаи, когда нормативы накопления в разных субъектах РФ указаны в различных единицах измерения. Аналогичная ситуация выявлена в случае анализа единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО. Нормативы накопления ТКО устанавливаются в м3 или кг на расчетную единицу. Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади.

В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Как определяется плата за обращение с ТКО?

Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам № 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Согласно пункту 148(30) Правил № 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО – расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

READ
С какой зарплатой можно взять ипотеку?

При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

Правительство РФ подготовило проект постановления Правительства РФ № 02/07/02-16/00045748 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами», в котором предложило поправки в правила оказания коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Об этом документе пойдёт речь сегодня.

Региональный оператор ТКО

Кто обязан заключить договор с региональным оператором?

Обязанность заключения договора с оператором на вывоз ТКО существует у всех организаций, у которых образуются ТКО, в том числе, например, у садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. Разумеется, такая обязанность есть и у ТСЖ, ЖСК и УК, действующих от имени собственников.

Отказаться от заключения такого договора нельзя.

В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает. При этом есть возможность перерасчёта, например, если жилец отсутствует какое-то время по месту проживания. Для этого необходимо предоставить подтверждающие документы. Их перечень указан в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”:

  • копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
  • проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
  • документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
  • справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
  • справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
  • справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
  • справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
  • иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Ссылка на основную публикацию