В иных регионах повышенная компенсация может назначаться по другим основаниям или не устанавливаться вовсе. Чтобы узнать о возможности получения расширенной льготы в регионе проживания, родителям следует обратиться в администрацию дошкольного учреждения или в отдел дошкольного образования местного профильного органа власти.
Компенсация платы за детский сад: сколько и кому платят, как получить
В адрес нашей редакции пришло письмо: “Я вожу в детский сад двоих детей. Некоторые мамочки из нашей группы получают какие-то возвраты с родительской платы. Расскажите пожалуйста о ней подробнее. На сайте садика и местной администрации я не нашла информацию, а заведующей вечно нет на месте». Действительно, на федеральном уровне принят закон, по которому можно вернуть до 70%, а иногда и до 100% от родительской платы. Рассказываем: как вернуть часть платы за детский сад, сколько денег можно получить, какие документы и куда надо подавать.
Также можно подробнее прочитать о получении места в детском саду и компенсации за непосещение детского сада и прочих выплатах, связанных с этим, в первой части статьи.
Размер компенсации за детский сад
Порядок внесения платы за посещение детьми детского сада и получения компенсации регулируется положениями ФЗ №273 «Об образовании в РФ». В данном законе прописано такое понятие, как «средний размер родительской платы». Он устанавливается на уровне региональных властей и может сильно варьироваться в разных регионах.
Например, в Мурманской области она составляет 2 508 р., в республике Карелии – 3 750 р., в Кировской обл. – 2 400 р., в Новосибирской обл. – 2 100 р., в республике Татарстан – 3 800 р., в Тульской обл.– 2 044 р.; в ХМАО – 4 166 р., в Челябинской обл. – 1 565 р., на Алтае – 1 950 р., в Тверской обл. – 1 500 р., в Московской обл. – 2 760 р., в Ленинградской обл. – 2 000 р., в Краснодарском крае – 3 950 р.,в Амурской обл. – 4 430 р., в Забайкалье – 1 799р., в Иркутской обл. – 2 250 р. Таким образом, можно видеть, что стоимость ежемесячной платы за детский сад варьируется в разных регионах более, чем в два раза. Поэтому разной будет и компенсация.
Стоимость платы за дошкольное образование складывается из нескольких составляющих и включает:
- организацию детского питания;
- расходы на зарплату сотрудников ДОУ;
- обслуживание помещения детского сада;
- обслуживание участка детского сада;
- обеспечение необходимой мебелью;
- обеспечение инвентарем и материалами, необходимыми для образовательного процесса.
Практически все расходы детский сад несет из бюджетных денег, и часть покрывается деньгами родителей и поступлениями от дополнительных занятий.
Обычно стоимость дня посещения детского сада определяется на уровне Департамента образования, городской или местной администрации. Это фиксированное значение, которое обязательно для применения на уровне региона: детские сады не вправе пересматривать ее по своему усмотрению. Но указанные нормативы действуют только для муниципальных дошкольных учреждений. Частные образовательные учреждения могут установить свою стоимость.
Льготы при оплате воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении предусмотрены для многодетных, неполных семей и военнослужащих.
Некоторые категории детей полностью освобождены от внесения платы за посещение детского сада. Получается, им компенсация не положена: нет платы, нет и компенсации. Полностью освобождены от внесения платы:
- Дети с ограниченными возможностями или инвалиды.
- Дети, оставшиеся без попечения родителей или дети-сироты.
- Дети с туберкулезом (в пассивной форме).
Некоторые регионы освобождают от внесения плат за детский сад малоимущих граждан с низкими источниками доходов. Они могут не платить за сад за счет бюджетных субсидий, но им потребуется первоначально подтвердить свой статус. Социальное место выдается на ограниченный период времени, и далее право на льготы предстоит подтверждать вновь.
Как оформить компенсацию за садик
Долгожданное событие — ребенок начал ходить в детский сад. Дошла очередь, вы оформили справки и подписали договор. Самое время вспомнить про такой вид господдержки, как компенсация за сад. Расскажем, как ее оформить на примере Республики Татарстан.
Родители могут рассчитывать на небольшую материальную поддержку от государства с момента поступления ребенка в детский сад. Эта возможность закреплена в законе. Компенсация положена родителям или законным представителям, чьи дети посещают государственные и муниципальные детские сады по всей России вне зависимости от уровня дохода семьи.
Размер компенсации за детский сад
Размер компенсации — это не одна фиксированная сумма, она зависит от разных параметров.
Регион проживания. В разных регионах разный средний размер платы за детский сад, утвержденный региональной властью. Его берут за основу при расчете компенсации.
В Республике Татарстан порядок и размер выплаты регулируется отдельным постановлением. Он зависит от категории детского сада, того, сколько часов в день работает учреждение и возраста ребенка. Средняя плата за садик различается в возрастных группах до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 7 лет.
Самый распространенный вариант — обычный общеразвивающий сад, который ребенок посещает 10.5 часов в день с трехлетнего возраста. В этом случае средняя родительская плата в 2018 году в Татарстане была 1572 рубля — для семей, в которых один или двое детей, 785 рублей — для семей, где три ребёнка и больше.
Количество детей в семье и то, какой из них пошел в сад. Чем больше у вас детей, тем больше будет компенсация. Также имеет значение, на которого из детей оформляется выплата — на первого, второго, третьего или последующего ребенка:
- на первого ребенка компенсация составит 20% от среднего размера родительской платы, установленной в вашем регионе;
- на второго — 50%;
- на третьего и последующих — не менее 70%.
Возьмем тот же средний случай: вы проживаете в Татарстане и оформляете компенсацию на ребенка в возрасте 3 лет, в саду он находится по 10,5 часов в день, дни не пропускает. У вас двое детей, поэтому средняя плата равна 1572 рубля.
- 314,40 Р — на первого ребенка (20% средней родительской платы);
- 786 Р — на второго ребенка (50% от средней платы).
- 157 Р — на первого ребенка (20% от средней платы);
- 393 Р — на второго ребенка (50% от средней платы);
- 550 Р — на третьего ребенка (70% от средней платы).
Кроме этого, в некоторых регионах возможно получить дополнительные выплаты. Например, в Татарстане семьям, где доход на одного члена семьи не превышает 20 000 рублей, полагается дополнительная компенсация части родительской платы. Чем меньше фактический доход на одного человека в семье, тем больше будет компенсация. Так, для семьи с доходом менее 10 000 рублей на человека размер дополнительной выплаты на первого ребенка составит 932,8 рубля.
Обо всех дополнительных мерах поддержки можно узнать в отделении соцзащиты по месту жительства.
Возможные сложности при расчете компенсации
В некоторых случаях могут возникнуть разногласия по поводу расчета компенсации. Чаще всего это связано с тем, как подсчитываются дети в семье. У вас могут быть взрослые дети, дети от других браков, дети, создавшие свою семью. Это влияет на размер выплаты.
По закону при расчете компенсации в расчет берутся только:
- дети до 18 лет, проживающие вместе с вами и которых вы обеспечиваете;
- дети в возрасте от 18 до 23 лет, не состоящие в браке, которые обучаются в очных учебных заведениях;
- проживающие в вашей семье пасынки и падчерицы, если они не учтены в семье другого родителя;
- дети, находящиеся под опекой и приемные дети, если они находятся на вашем обеспечении, а не на обеспечении государства.
Например, в семье есть трехлетний малыш, посещающий детский сад, а у отца семейства еще двое детей от другого брака, которые живут отдельно. Тогда при оформлении компенсации дети от другого брака в расчет не принимаются. Выплату рассчитывают как на первого ребенка. Однако если эти дети будут проживать вместе с папой и его новой семьей, тогда можно будет рассчитывать на повышенный размер компенсации за садик.
Как оформить компенсацию за детский сад
Порядок оформления зависит от региона, вам стоит уточнить в детском саду, куда подать заявление с пакетом документов:
- в центр материальной помощи по прописке или соцзащиту;
- в бухгалтерию детского сада;
- через МФЦ или портал госуслуг, что позволяет отслеживать статус заявления.
- заявление о назначении компенсации;
- документ, удостоверяющий личность;
- свидетельство о рождении ребенка, на которого назначается компенсация;
- свидетельства о рождении (усыновлении) других детей;
- копия договора об устройстве ребенка в детский сад;
- номер лицевого счета в банке;
- квитанция на плату за присмотр и уход за ребенком в детском саду;
- для назначения компенсации на ребенка, находящегося под опекой, дополнительно потребуется выписка из решения органов местного самоуправления об установлении над ребенком опеки, а в случае лишения родителей родительских прав — копия решения суда.
В Татарстане для получения компенсации следует обращаться в отделение Республиканского центра материальной помощи по месту жительства или пребывания, в случае если у вас нет регистрации по месту жительства. А граждане, незарегистрированные на территории Республики Татарстан, могут обратиться по месту регистрации детского сада.
Вы можете принести в отделение Центра заявление и копии документов в электронном виде через интернет.
Если направляете документы по почте, то ваше заявление и копии документов должны быть заверены.
Также заявление может быть направлено через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан или инфоматы Электронного правительства Республики Татарстан. Подать заявление в электронном виде не получится, если у вас:
- есть дети в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения;
- есть дети, свидетельство о рождении которых выдано за пределами Республики Татарстан;
- если заявление подается не лично родителями, а через лиц, действующих по доверенности.
В Татарстане самый быстрый и удобный способ подать заявление — отправить его онлайн через Портал государственных и муниципальных услуг РТ. Процесс оформления заявления на портале займет 5—10 минут. На сайте есть подсказки и инструкции, работает круглосуточная техподдержка.
Требования Роспотребнадзора и МЧС всегда разные
Для детского сада самое сложное — найти помещение. Вот что важно учесть:
- есть ли рядом другие детские сады. Если их много или нет совсем, стоит задуматься. Если в этом районе до сих пор нет ни одного частного сада, это не мы такие молодцы, нашли свободный район, а другие компании решили там не открываться. Нужно разбираться, почему так;
- какой достаток у жителей района. За частный сад нужно платить большую сумму, и нет смысла открывать его в районе, где достаток людей невысокий. Аудитория частного сада — это стабильный средний и выше среднего классы;
- подходит ли помещение под требования МЧС и Роспотребнадзора. По опыту, их требования жесткие, причем в разных районах города могут различаться. Можно открывать два одинаковых сада в разных районах, в одном будет всё хорошо, а в другом скажут переделывать. Из требований, под которое сложно найти помещение: в детском садике обязательно должно быть два выхода, основной и запасной, даже если второй будет буквально в метре от основного.
Частные детские сады часто открывают в коммерческих помещениях многоэтажных домов. В последние годы дома строятся по-новому, иногда в таких помещениях нет проветриваемых окон, а некоторые окна просто не открываются. А для детского сада нужно, чтобы окно открывалось. Чтобы переделать окна, нужно за каждое заплатить до 150 000 рублей, зависит от размеров и сложности работы.
Таких моментов много, мы их за время работы уже изучили и отработали, но новичкам может быть сложно: есть риск арендовать отличное на первый взгляд помещение, а потом вкладываться в переделку окон или еще что-то.
Еще для сада нужна мебель, которая подходит под рост детей, сантехника также должна быть под детей. И это сложно, потому что в России только два производства мебели для детских садов: одно чуть ли не закрывается уже, а у второго очередь на полгода вперед.
Полезное видео
Дополнительная информация по теме статьи:
В соответствии с законом родители обязаны вносить плату за пребывание и питание своих детей в дошкольных учреждениях. При этом размер ее хоть и небольшой, но может быть обременителен для многих семей, в которых воспитываются несколько детей. В связи с этим предусмотрены законодательные льготы по оплате детского сада, выражающиеся в предоставлении компенсации части родительской платы или в полном освобождением от этой обязанности.
Могут ли отчислить ребенка из детского сада за неуплату
По данному вопросу есть две позиции: одна из них в пользу родителей, которые не платят за детский сад, вторая – против.
№1. Родители могут не платить за детский сад и их не отчислят
Это наиболее распространенная позиция среди юристов и экспертов в области образования, ее неоднократно озвучивали представители прокуратуры. Она основана на том, что ст.61 ФЗ-273 «Об образовании» содержит исчерпывающий перечень оснований для отчисления ребенка из детского сада. В этом перечне нет, например, такой причины как «несоблюдение условий договора» или «неоплата услуг». Исключение воспитанника из детского сада в качестве меры дисциплинарного взыскания (по ст.43 ФЗ-273 «Об образовании») также не допускается, так как ребенку еще нет 15 лет.
Детский сад не может расторгнуть договор в одностороннем порядке со ссылкой на ч.7 ст.54 273-ФЗ «Об образовании». Эта норма регулирует расторжение договора платных образовательных услуг, но договор между родителями и детским садом к таковым не относится.
Но это не значит, что родители могут не оплачивать услуги детского сада. Дошкольная образовательная организация первоначально должна направить родителям претензию с требованием добровольно погасить задолженность. А если родители проигнорировали претензию, детский сад вправе обратиться в суд и взыскать родительскую плату в полном размере, а также пени за просрочку.
№2. Родители обязаны соблюдать условия договора и при неоплате их могут отчислить
Хотя внутренние документы детского сада не имеют статуса федерального закона, но согласно ст.44 ФЗ-273 «Об образовании» родители обязаны соблюдать:
- правила внутреннего распорядка;
- требования локальных нормативных актов;
- внутренний регламент между образовательным учреждением и обучающимися.
По этой причине с родителями, которые длительно не оплачивают детский сад, могут расторгнуть договор в одностороннем порядке за нарушение требований локальных документов. Предварительно детский сад должен предупредить родителей о риске отчисления и предложить им альтернативные варианты получения образования: например, в группе кратковременного пребывания и пр.
Но подобное условие в договоре с детским садом родители могут оспорить в суде.
Например, согласно решению Североморского городского суда Мурманской области включение детским садом в локальные документы условия о том, что ребенка могут отчислить за нарушение условий договора считается незаконным. Суд предписал детскому саду устранить нарушения и внести соответствующие поправки в договор.
Что не допускается включать в родительскую плату за детский сад
Законодательством не допускается включение в родительскую плату за детский сад:
расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования,
а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
часть 4 статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Таким образом, родительская плата за детский сад должна включать в себя только:
- расходы, связанные с осуществлением присмотра и ухода за детьми.
Кроме того, при введении родительской платы за детский сад учредитель образовательной организации дошкольного образования вправе:
снизить размер родительской платы или
не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке.
часть 2 статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией:
обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования,
часть 3 статьи 65 Федерального закона «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Платить за детский сад меньше – можно и нужно
Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.
2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 198-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 198-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Обзор документа
За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать родительскую плату и ее размер.
При этом учредитель вправе не взимать родительскую плату в случае отсутствия ребенка в дошкольной образовательной организации по уважительным причинам.
В Табеле учета посещаемости детей (ф. 0504608) предусмотрена графа, в которой для обоснования суммы, подлежащей к уплате за посещение ребенком дошкольного учреждения, указываются причины непосещения ребенком дошкольного учреждения (по уважительной или по неуважительной причине).
При этом субъект учета может самостоятельно дополнить условные обозначения, предусмотрев их в рамках формирования своей учетной политики.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
На основании ст. 219 Налогового кодекса максимальная сумма налога к возврату, которая подлежит возмещению в рамках образовательного вычета за ребенка, рассчитывается с учетом лимита расходов в 50 000 р. ежегодно. Таким образом, даже если родитель потратил на оплату детского сада 200 000 тыс. р., то компенсировать затраты он вправе только с 50 000 р. Максимальная сумма возмещения по НДФЛ за год составляет не более 6 500 р. НДФЛ в указанном размере должен быть перечислен в бюджет налогоплательщиком за год, чтобы государству было что возвращать. Это значит, что вычет могут получить только официально трудоустроенные граждане.
Письмо Минфина России от 19 марта 2022 г. N 02-06-05/21308 Об особенностях взимания родительской платы
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел обращение, и сообщает.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (далее – Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан – просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Кроме того, принимая во внимание, что вопрос, указанный в обращении, связан с организацией ведения бюджетного учета, по мнению Департамента, обращение должно быть оформлено на бланке организации, с установленным составом реквизитов, включая регистрационный номер документа, и подписано лицом, уполномоченным на его подписание от имени организации.
Вместе с тем, Департамент обращает внимание на следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер.
При этом учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке, в том числе не взимать родительскую плату в случае отсутствия ребенка в дошкольной образовательной организации по уважительным причинам, которые устанавливаются также указанным порядком.
В Табеле учета посещаемости детей (ф. 0504608), утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н “Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению”, предусмотрена графа, в которой для обоснования суммы, подлежащей к оплате за посещение ребенком дошкольного учреждения, указываются причины непосещения ребенком дошкольного учреждения (по уважительной или по неуважительной причине).