Новости раздела Производство по КАС РФ

Федеральным законом от 30 декабря 2022 года N 473-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2021, N 0001202112300158).

Кодекс административного судопроизводства России 2022

Кодекс об административном судопроизводстве является одним из самых молодых кодифицированных документов России. Он принят в 2015 году. Основной функцией кодекса является регулирование взаимоотношений лиц, вовлечённых в процесс судопроизводства по делам административного характера.

Действие КАС РФ касается всех категорий административных дел и распространяется на суды общей юрисдикции, а так же на последующие инстанции – апелляционную, кассационную и надзорную (ст. 2). Поскольку административные дела отличаются разнообразием тем и ситуаций, кодекс допускает рассмотрение дел, не предусмотренных нормами данного кодекса по принципам аналогии закона и права.

Регулируя взаимоотношения в сфере административного судопроизводства, кодекс решает задачи (ст. 3):

  • обеспечения прозрачности и доступности судебных процессов в сфере административных правонарушений;
  • защиты нарушенных прав физических и юридических лиц;
  • профилактики правонарушений в сфере административного судопроизводства.

В части основных принципов судопроизводства КАС не содержит существенных отличий от других кодексов, регламентирующих судебные процессы и сопутствующие им явления в других сферах права. В административном судопроизводстве декларируются (ст. 6):

  • всеобщее равенство перед законом;
  • независимость судей;
  • гласность;
  • справедливость;
  • законность;
  • равноправие;
  • состязательность;
  • разумность сроков рассмотрения дел.

Правом обращения в суд по административным делам обладают все лица, чьи интересы затронуты действием или бездействием органов госвласти и должностных лиц в зоне российской юрисдикции. При этом граждане России, иностранцы, люди без гражданства пользуются равными правами.

«Упрощенка» по КАС: что разъяснил Пленум ВС

«Упрощенка» по КАС: что разъяснил Пленум ВС

Пленум ВС принял новые процессуальные разъяснения. Они касаются Кодекса административного судопроизводства, а если точнее – упрощенного порядка рассмотрения административных дел. Пленум рассказал, как считать сроки и что делать, если участник дела одновременно подает апелляционную жалобу и возражения против «упрощенки». Постановление также дало судам пространство для маневра в случаях, когда одна из сторон не отправила копии другим участникам спора.

Верховный суд впервые принимает разъяснения по упрощенному порядку производства административных дел. Постановление призвано унифицировать уже сложившуюся судебную практику, а также внести определенность в некоторые спорные вопросы. «В своих комментариях ВС подчеркнул, что в рамках упрощенного производства важно соблюсти все формальные процессуальные тонкости», – рассказывает Ксения Сочеева из Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) Профайл компании × .

Постановление вышло относительно небольшим – всего на 16 пунктов. Мы оставили ссылку на полный текст документа в конце материала.

Пленум определился в вопросе о том, какие дела могут рассматриваться в порядке упрощенного производства. Первая инстанция может рассмотреть дело в порядке упрощенного производства только при наличии одного из следующих условий:
✔️ все участники заявили о рассмотрении спора в их отсутствие, которое не является обязательным по конкретной категории дел;
✔️ участники просто не явились в суд, а их явка не является обязательной;
✔️ истец заявил ходатайство об «упрощенке», а ответчик против этого не возражает;
✔️ указанная в административном иске сумма долга по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 руб.;
✔️ при рассмотрении дела об оспаривании «повторного» нормативного правового акта (по правилам ч. 5 ст. 216 КАС).

Верховный суд также разъяснил, в каких случаях суд должен рассматривать дело по общим правилам КАС. Это нужно делать, если для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства, а также в случае невозможности обмена доказательствами между сторонами. «Упрощенка» не подойдет и тогда, и когда к участию в деле нужно привлечь заинтересованных лиц, а также когда стороны намереваются заключить соглашение о примирении.

Учитывая то, что участникам дается 10 дней на подачу возражений с момента получения копии определения, суд не может приступить к рассмотрению дела раньше этого времени.

Обойти правило не получится: если участник административного процесса не получит копию определения суда по зависящим от него обстоятельствам (например, сам откажется от вручения документа), суд все равно перейдет к «упрощенке» сразу после того, как узнает о неполучении письма.

Пленум отдельно отмечает, что обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства, можно указывать и в письменных возражениях на иск. Суд может их учесть. И тогда он вынесет определение о рассмотрении дела в общем порядке и о назначении новой даты заседания.

READ
В каком банке взять самый дешевый автокредит в 2022 году?

«Это разъяснение важно с процессуальной точки зрения, поскольку дает дополнительную возможность добиться рассмотрения дела в общем порядке для стороны, которая против «упрощенки», – комментирует Ксения Сочеева из «СЗЮ». При этом заявление ходатайства об отложении само по себе не гарантирует рассмотрения административного дела по общим правилам.

Пленум подчеркивает, что возражения административного ответчика – это безусловное основание для неприменения упрощенного порядка рассмотрения административных дел. «Поэтому переход к «упрощенке» возможен лишь по истечении срока для представления возражений ответчика», – комментирует Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × .

Это положение давно сформировалось в судебной практике, ВС его подчеркнул и конкретизировал, говорит Ксения Сочеева. Сейчас суды исходят в основном только из того, представлены ли возражения в установленный срок или нет, рассказывает эксперт.

Суд вправе отменить свое же решение по административному делу, принятое в упрощенном порядке, напоминает Пленум ВС. Для этого нужно, чтобы «заинтересованное лицо» заявило соответствующее ходатайство.

Такое ходатайство должно содержать возражения относительно применения «упрощенки» или новые доказательства по административному делу, в том числе о наличии уважительных причин неявки на судебное заседание, на котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

На практике суды часто сталкиваются с тем, что одновременно с такими возражениями поступает апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, рассказывает Артур Аванесян, старший юрист Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 1 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 5 место По выручке Профайл компании × . Пленум устраняет неопределенность и потенциальную конкуренцию апелляции и заявления в первую инстанцию. Если апелляционная жалоба уже принята к производству, то дело будет рассматривать вторая инстанция. Если так еще не сделали, то первая инстанция сама пересмотрит дело в общем порядке.

Заявление об отмене решения нужно подать в суд не позднее двух месяцев после его принятия. На направление новых доказательств дается не меньше 30 дней со дня, когда суд перешел на упрощенное рассмотрение дела.

«С учетом возможности дальнейшего апелляционного обжалования решения суда указанные сроки при их пропуске продлению и восстановлению не подлежат», – уточнил Верховный суд.

Также Пленум подчеркнул, что при переходе от «упрощенки» к обычному порядку рассмотрения течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.

Участники процесса должны не только предоставлять доказательства в суд, но и послать их другой стороне разбирательства. Если так не сделать, то суд может продлить срок направления соответствующих доказательств, документов или возражений. Пленум дает суду пространство для маневра – он также может отправить копии другой стороне самостоятельно, в том числе и через интернет. Кроме того, судья в таком случае может перейти к рассмотрению дела по общим правилам КАС.

«Это положение сводит к минимуму ситуации, когда одна из сторон не узнала о доказательствах, представленных другой стороной. Также обеспечивается соблюдение принципов равенства сторон и состязательности процесса», – уверена Сочеева.

Подобные «ошибки» со стороны госорганов и чиновников суд исправлять не будет. Если они забудут про копии, то суд не примет доказательства и вернет их.

Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

3. Предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.

READ
Как открыть мясную лавку с нуля, бизнес-план

4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

5. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.

Сроки для представления решения

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, должно быть вынесено судом в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) , в любой из дней в пределах данного срока.

Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

Упрощённый порядок рассмотрения дела не предполагает вызова сторон. В связи с этим, лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия решения по делу. После вынесения решения по административному делу, не позднее следующего рабочего дня, копия решения направляется лицам, участвующим в деле[7].

При этом вправе составить решение в форме электронного документа[8].

С опорой на КАС РФ и АПК РФ

DSC_0246_fs_min.jpg

17 марта в рамках четвертого образовательного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией «Ведение дела в гражданском и арбитражном процессах» выступила доцент кафедры гражданского права Высшей школы экономики Мария Ерохова.

В своем выступлении лектор подчеркнула, что при обращении в суд в рамках таких дел адвокату в первую очередь следует выяснить, кто нарушил права его доверителя и с кем именно начинать спор, и предложила следующий алгоритм действий.

Сначала необходимо установить, чьей волей нарушено право потерпевшего и с кого взыскивать убытки, напомнила она. Например, если рассматривать спор о праве на недвижимое имущество, то, с одной стороны, частное лицо могло захватить земельный участок и по подложным документам оказаться в реестре недвижимого имущества в качестве собственника; с другой стороны, право на такое имущество регистрируется, и должностное лицо выполнило свои функции, зарегистрировав в качестве собственника того, кого, по мнению истца, не следовало регистрировать.

«Кто тут нарушил право, частное лицо-захватчик или Росреестр?» – задала вопрос эксперт, ответив, что c точки зрения волевого критерия право нарушило именно лицо, захватившее участок. Данную позицию поддерживает и ВС РФ. Согласно его определению от 27 марта 2015 г. № 304-КГ 14-6307, если спор о праве на недвижимое имущество не разрешен в порядке искового производства, то право заявителя не восстанавливается по правилам об оспаривании действий и решений госорганов.

Следующий шаг адвоката: выяснить вид судопроизводства. Если право нарушено волей частного лица, то спор будет о праве гражданском, а производство будет исковое. Если право нарушено не частным лицом, а государством, то вопрос о виде судопроизводства становится более сложным.

«В данном случае нужно понять: государство нарушило наше частное право или государство нарушило наше право как представитель власти. В последнем случае вид судопроизводства будет административным», – пояснила Мария Ерохова. По ее словам, применение КАС РФ начинается с того, что действия органов государственной власти оспариваются в судах общей юрисдикции. Возникает проблема: как соотносятся положения КАС РФ с АПК РФ, из которого следует, что действия органов власти, связанные с экономическими и предпринимательскими отношениями, оспариваются в арбитражных судах. Это коллизия на уровне законодательства, подчеркнула спикер, добавив, что практика идет по пути использования АПК РФ. То есть судопроизводство будет административное, но оно будет идти в арбитражном суде, уточнила она.

Затронула эксперт и тему третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. На примерах из практики Мария Ерохова объяснила, как нужно определять данную категорию лиц и как правильно заполнять исковое заявление в таком случае.

Подробно спикер остановилась на новелле АПК РФ об обязательном претензионном порядке. Так, ч. 5 ст. 4 Кодекса гласит, что спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию.

READ
Система и источники патентного права в России

Идею посадить стороны за стол переговоров до судебного разбирательства она считает правильной, однако в российском гражданском обороте еще не сложилась традиция таких досудебных примирений. По словам лектора, претензия воспринимается юристами как усложнение процедуры обращения в суд.

Также Мария Ерохова рассмотрела возможности применения претензии к категориям дел, в которых оспариваются сделки и в которых есть решения третейского суда. Так, в Определении Судебной коллегии ВС РФ по экономическим спорам от 20 февраля 2017 г. № 306-ЭС16-16518 высказана позиция, что прокурор при оспаривании договора, заключенного между двумя юридическими лицами, не должен предварительно направлять претензию. Схожая проблема возникает и при признании решений третейских судов – в этом случае претензионный порядок выглядит неуместным, считает эксперт.

Спикер указала, что содержание претензии должно быть максимально приближено к иску: включать факты, их правовую оценку и требование. Направлять претензию можно по почте заказным письмом с описью вложения, либо вручить лично с отметкой о принятии. Тут, пояснила она, применяются правила направления юридически значимых сообщений по ст. 165.1 ГК РФ. Также необходимо иметь в виду п. 63 Постановления Пленума ВС РФ № 25 о применении ч. 1 ГК РФ: «Гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу».

Вопрос о том, как правильно составлять иск, не регламентируется законом и решается по усмотрению заявителя, пояснила Мария Ерохова. По ее мнению, структура может быть такой: обстоятельства дела, правовая позиция, просительная часть. Также нужно придерживаться нумерации абзацев и в каждом абзаце выражать одну мысль. «Судебная система перегружена, и, если мы хотим, чтобы судья услышал нас, обязательно должен иметь четкую структуру», – подчеркнула она.

В заключение был затронут вопрос распределения бремени доказывания. В частности, спикер рассказала об обстоятельствах, не подлежащих доказыванию, и о доказывании отрицательных фактов.

Споры в рамках КАС РФ

П отребность в принятии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)существовала уже достаточно давно. Причиной этому было то, что Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства, однако отдельного кодекса, его регулирующего, принято не было.

До недавнего времени нормы о разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, были частью Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ). Однако основным предназначением ГПК является установление процедуры рассмотрения дел, возникающих из гражданских правоотношений, то есть правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле, иными словами обладают автономией воли. В административных и иных публичных правоотношениях, напротив, отсутствует равенство субъектов. В силу этого необходимы иные способы и методы по разрешению возникающих при таких отношениях сторон споров.

Стоит сразу отметить, что по правилам КАС РФ рассматриваются и разрешаются административные дела в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, организаций, а также иные категорий административных дел. Дела, рассматриваемые арбитражными судами в порядке административного судопроизводства по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, КАС РФ не затронул (то есть такие споры продолжают рассматриваться в соответствующих судах арбитражной системы).

Возвращаясь к категориям споров, рассматривающимся в порядке, установленном КАС РФ, необходимо отметить, что законодатель разделил споры на две группы:

  • дела, возбуждаемые по инициативе гражданина или организации (часть 2 статьи 1 КАС РФ);
  • дела, возбуждаемые по инициативе органов и должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере публичного права (в данном случае речь идет осудебномконтроле за законностью действий органов, наделенных публичной властью) (часть 3 статьи 1 КАС РФ).
READ
Как долго рассматриваются заявление об алиментах

Так, к первой группе споров относятся:

  • оспаривание решений и действий (бездействия) органов публично-правовых образований, должностных лиц;
  • оспаривание нормативных правовых актов (полностью или в части);
  • оспаривание решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • споры о компенсации за нарушение права на рассмотрение спора в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • споры, касающиеся защиты избирательных прав, в том числе права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • и иные категории споров.

Ко второй группе, соответственно, относятся споры:

  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее отделений, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций;
  • о прекращении деятельности СМИ;
  • о взыскании денежных сумм с физических лиц в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций;
  • об административном надзоре (его установлении, прекращении или продлении), а также о частичной отмене поднадзорному лицу административных ограничений (речь идет об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
  • о направлении гражданина в медицинскую организацию психиатрического и непсихиатрического характера в недобровольном порядке;
  • о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного, в случае отказа их законного представителя от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни представляемого.
  • и иные категории дел.

Частью 5 статьи 1 КАС РФустановлено, что действие КАС РФ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, так как данная категория дел рассматривается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Также КАСРФ не регулируетпроизводства по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера относится к регулированию Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, если возникли вопросы вытекающие из административного судопроизводства, необходимо, прежде всего, обратиться к опытному адвокату в Симферополе (Крыму), специализирующемуся на данном виде правоотношений, который поможет чётко определиться с тем, чего хочет доверитель и что реально получить по результатам судебного заседания.

Какие дела суды рассматривают по правилам КАС.

Все дела, которые рассматриваются по правилам КАС, можно разбить на три группы.
1. Дела о защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Собственно говоря, это основная масса дел, которые рассматриваются по правилам КАС.
Сюда включаются следующие категории дел:
• об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
• о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
2. Дела, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Это дела:
• о прекращении деятельности средств массовой информации;
• о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
• о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
• о временном помещении иностранного гражданина, который подлежит депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
• об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
• о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
• о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
• иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
3. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

READ
Как изменился расчет по страховым взносам

Соответственно, заявления по данным категориям дел с 15 сентября 2015 года подаются в суды общей юрисдикции и в Верховный суд РФ по правилам КАС.

Кто может участвовать в качестве представителя в административных делах, рассматриваемых по правилам КАС
КАС содержит новые правила о том, кто сможет выступать представителем по административным делам.
Во-первых, представителями в суде по административным делам могут выступать только лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). Тот, у кого нет высшего юридического образования, не может представлять интересы своего доверителя по административному делу в суде общей юрисдикции или в Верховном суде РФ.
Это общее правило, согласно буквальному смыслу КАС, распространяется на все виды представительства: законное представительство, представительство от имени организаций и государственных (муниципальных) органов.
Однако, если истолковать положения КАС в их системной связи с иными нормами кодекса, можно прийти к выводу, что из этого правила все-таки есть одно исключение. При обращении в суд группы лиц с коллективным административным иском, если участники группы поручили вести свои дела одному или нескольким членам группы (ч. 3 ст. 42 КАС), такое лицо не обязано иметь высшее юридическое образование. Это объясняется тем, что лицо, которое другие члены группы наделили полномочиями вести их дела, в первую очередь является истцом, обладающим соответствующим материально-правовым интересом. А для того, чтобы быть истцом по делу, наличие высшего юридического образования не требуется.
Таким образом, чтобы лицу участвовать в административном деле в качестве представителя, ему нужно представить в суд не только документы, которые подтверждают его полномочия, и документ, удостоверяющий личность, но и диплом о высшем юридическом образовании. Последний нужно будет представить в оригинале и в виде копии.
Если представитель подает исковое заявление вместо истца, то к нему нужно приложить копию диплома о получении представителем высшего юридического образования (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). Такая копия должна быть заверена надлежащим образом (организацией, которая его выдала, нотариально либо иным лицом, которое имеет на это право).
Как представляется, вместо диплома представитель может представить суду документ о присвоении ученой степени или ученого звания в сфере права. Кроме того, если представитель по делу имеет статус адвоката, то достаточно представить документ, подтверждающий этот статус. Дело в том, что для получения статуса адвоката в силу закона обязательно наличие высшего юридического образования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Во-вторых, если лицо не желает участвовать в деле через представителя, оно может лично защищать свои права в административном процессе (как, собственно, и в гражданском). Это традиционное правило сохранил и КАС: для того чтобы лично вести свои дела в суде, не требуется иметь высшее юридическое образование. Однако теперь из этого правила есть одно исключение: по делам об оспаривании нормативных правовых актов. По таким делам граждане могут лично вести свои дела только при наличии у них высшего юридического образования. В противном случае граждане могут вести дела только через представителей, которые имеют высшее юридическое образование.
Кроме того, КАС сохранил прежнее правило о том, что доверенность от имени организации должна быть скреплена печатью (ч. 6 ст. 57 КАС). Ранее аналогичное правило для гражданского и арбитражного процессов было отменено. Это правило сохранилось в КАС по ошибке. В настоящее время готовится законопроект о внесении изменений в КАС, который отменит правило об обязательном удостоверении печатью доверенностей организаций. Однако до внесения указанных изменений выдаваемые от имени организаций доверенности на участие в административных делах рекомендуется все-таки скреплять печатью (разумеется, при ее наличии у организации).
Когда участники административных споров смогут подавать иски, жалобы и иные документы в суд через Интернет.

READ
Сингулярное правопреемство

КАС предоставляет участникам процесса возможность подавать исковые заявления и жалобы в электронном виде. Это происходит посредством заполнения формы, которая размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, подобно тому как это уже давно практикуется в арбитражном процессе. Такие правила установлены в части 2 статьи 45, части 8 статьи 125, части 7 статьи 299, части 3 статьи 319, части 4 статьи 347 КАС.
Также КАС вводит правило о том, что информацию о принятии административного искового заявления или жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия суд обязан размещать на своем официальном сайте в сети Интернет. Суд обязан будет это сделать не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено в КАС. Такие правила установлены в части 7 статьи 96 КАС.
Кроме того, КАС устанавливает правило о том, что участвующие в деле лица по их ходатайству вправе получать через Интернет копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой ограничен). Данные копии будут являться электронными документами, которые подписаны судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такие правила установлены в части 4 статьи 45 КАС.
Однако данные положения вступают в силу только с 15 сентября 2016 года.

О некоторых вопросах применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Верховный суд РФ, готовит долгожданные (для сталкивающихся коллег с КАС РФ) разъяснения вопросов применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые будут закреплены в Постановлении Пленума.

В данной публикации, мне хотелось бы кратко пройтись по содержанию проекта Постановления. (особо подчеркиваю, что это еще только проект и, на сколько мне известно в общедоступных источниках он отсутствует).

  • дела по требованиям к органам местного самоуправления, связанным с реализацией их публичных полномочий по вопросам местного значения.
  • дела об установлении для должника временного ограничения на выезд из РФ и об установлении временного ограничения на пользование должником специальным правом.
  • дела по требованиям о прекращении действия права на управление транспортным средством.
  • дела об отсрочке или о рассрочке взыскания, об уменьшении размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора, наложенного за неисполнение исполнительных документов, не названных в ч. 2 ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве».
  • дела по рассмотрению материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
  • и другие дела, возникающие из правоотношений, в рамках которых один из участников осуществляет в соответствии с законодательством административные властные полномочия по отношению к другому.
  • Центральной избирательной комиссией РФ, Счетная палата Российской Федерации (иные государственные органы в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
  • Саморегулируемой организацией медиаторов, адвокатской палаты, нотариальной палаты (некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
  • В случае, если полномочия органа власти распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого непосредственно осуществлялись оспариваемые действия, имело место бездействие либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.
  • В случае, если место нахождения одного из соответчиков не совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия (территорией, на которой он исполняет свои должностные обязанности), административное исковое заявление может подаваться в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия данного соответчика (на территории которого исполняет свои обязанности данный соответчик).
  • Состав суда неизменен (административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда).
  • Замены судьи в случаях указанных в ст. 28 КАС РФ производится на основании определения председателя суда, его заместителя или председателя судебного состава, которое выносится в виде отдельного судебного акта без проведения судебного заседания, ведения аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме (ст. 198 КАС РФ).
  • При рассмотрении требований имущественного характера административный истец не лишен права увеличить или уменьшить размер исковых требований (некоторые судьи утверждали, что это невозможно).
  • Процессуальное правопреемство возможно на любой стадии административного судопроизводства (первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и исполнительном производстве).
  • Лицо, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, действует в судебном процессе без доверенности, пользуясь всеми правами и неся процессуальные обязанности административного истца, при этом, если такое лицо не является членом группы, оно должно отвечать требованиям к лицам, которые могут быть представителями в суде (ст. 55 КАС РФ).
  • В случае отказа лица, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, от иска, выражения им волеизъявления на заключение соглашения о примирении, уменьшение размера заявленных требований, суд выносит определение об отложении судебного разбирательства, которым обязывает данное лицо уведомить о совершении соответствующих действий членов группы лиц, и определяет форму такого уведомления.
  • Суд вправе с согласия всех членов группы лиц или их части допустить к участию в деле нескольких лиц, ведущих административное дело в интересах группы лиц, только при выявлении существенных расхождений в позициях членов группы лиц и лица, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц.
  • Права на подписание, подачу заявления о вынесении судебного приказа, являясь правами представителя на осуществление основных процессуальных действий, должны оговариваться в доверенности. Вместе с тем указание в доверенности прав представителя на подписание административного искового заявления и подачу его в суд может быть истолковано мировым судьей как предоставление представителю прав на подписание, подачу заявления о вынесении судебного приказа.
  • Если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, нет представителя, суд назначает в качестве представителя адвоката только в тех случаях, когда явка в судебное заседание административного ответчика является обязательной в соответствии с законом либо признана судом обязательной.
  • Если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет надлежащего представителя суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, президентом данной адвокатской палаты, адвокатским образованием, руководителем адвокатского образования вопрос о назначении представителя.
  • Недопустимыми доказательствами должны признаваться показания свидетеля, основанные на сообщениях другого лица, если это лицо не может быть опрошено судом по обстоятельствам, в отношении которых даны свидетельские показания, в связи с наличием у него свидетельского иммунитета, неизвестностью места его пребывания и т.д.
  • Преюдициальность судебных актов будет иметь место в том деле в котором участвуют лица, в отношении которых установлены преюдициальные обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц (органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.), в отношении которой установлены такие обстоятельства.
  • КАС РФ содержит НЕ исчерпывающий перечень мер предварительной защиты, которые могут быть приняты судом.
  • наложить арест на имущество, принадлежащее административному ответчику и находящееся у него или других лиц;
  • возложить на административного ответчика и других лиц обязанности совершить определенные действия;
  • приостановить взыскания по исполнительному документу, оспариваемому в судебном порядке
  • С учетом характера и сложности вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока суд вправе рассмотреть данный вопрос в судебном заседании.
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (глава 24 КАС РФ);
  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (глава 28 КАС РФ);
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (глава 30 КАС РФ);
  • о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (глава 31 КАС РФ)(Данный пункт проекта также еще под вопросом).
  • Информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания, а если установленный законом срок рассмотрения и разрешения административного дела, жалобы составляет 15 дней или менее- не позднее следующего дня со дня вынесения определения.
  • Вопросы о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в порядке упрощенного (письменного) производства, могут быть разрешены по общим правилам, предусмотренным главой 10 КАС РФ, в решении или определении суда.
  • Принятие меры процессуального принуждения в виде ограничения выступления участника судебного разбирательства или лишения участника судебного разбирательства слова не требует вынесения определения в виде отдельного судебного акта (принимается председательствующим в судебном заседании и заносится в протокол судебного заседания), обжалование ее применения возможно лишь при обжаловании итогового судебного акта, принятого на соответствующей стадии процесса.
  • В случае неявки в судебное заседание без уважительных причин на лиц, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, налагается судебный штраф.
  • пропуска срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
  • поступления от должника возражений относительно заявленных требований до вынесения судебного приказа.
  • не приложения к заявлению о вынесении судебного приказа надлежащих доказательств.
  • неполучение должником копии судебного приказа в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции,
  • ввиду отсутствия должника в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства, и другие.
  • Судья, исходя из содержания поданного в суд обращения, вправе квалифицировать его как административное исковое заявление независимо от его наименования и иных формальных признаков (в частности, независимо от использования в нем необоснованных ссылок на не подлежащие применению процессуальные нормы).
  • При предъявлении в суд административного искового заявления, содержащего несколько требований, которые не являются неразрывно связанными между собой, и одни из которых подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ, а другие – по правилам ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ судья выносит определение о принятии требований, подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, и об отказе в принятии иных предъявленных требований.
  • В случае, если требования, не подлежащие рассмотрению по правилам КАС РФ, подлежат рассмотрению в ином судебном порядке тем же судом, после отказа в принятии данных требований к производству или прекращения производства по таким требования вопрос о принятии их к производству может быть разрешен на основании подлежащих применению к данным требованиям норм процессуального законодательства без возвращения поданных в суд документов, относящихся к этим требованиям.
  • При устранении лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без движения, лицо, не обладающее государственными или иными публичными полномочиями, представляет в суд необходимое число копий документов, подтверждающих исправление таких недостатков, а лицо, обладающее названными полномочиями, обеспечивает их вручение (получение) лицам, участвующим в деле.
  • Определение о назначении административного дела к судебному разбирательству может быть вынесено по итогам проведения предварительного судебного заседания в виде протокольного определения
  • Пропуск без уважительных причин срока обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего не освобождает суд от обязанности исследования фактических обстоятельств по административному делу.
  • Не установив наличия уважительных причин для восстановления пропущенного срока, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска, в мотивировочной части которого должны быть сделаны выводы о законности (незаконности) оспоренного решения, действия (бездействия).
  • Определение суда по общему правилу объявляется немедленно после его вынесения. Однако по сложным административным делам может объявляться лишь резолютивной части определения (например, резолютивной части определения о назначении судебной экспертизы). Полный текста определения суда должно быть изготовлено не более чем за пять дней со дня объявления его резолютивной части.
  • При неявке в судебное заседание или место совершения процессуального действия участников судебного процесса, а также при совершении процессуального действия, рассмотрении административного дела (заявления, ходатайства) без извещения лиц, участвующих в деле, информация суду лицами, участвующими в деле, в устной форме не предоставляется, аудиопротоколирование в данных случаях не осуществляется.
  • Если на судебный акт подана апелляционная (кассационная) жалоба, представление, содержащая доводы относительно отсутствия аудиозаписи судебного заседания или ее части, в то время как посредством аудиопротоколирования должны были фиксироваться сведения, послужившие основанием для принятия судебного акта, и суд установит, что файл аудиозаписи судебного заседания утрачен и не может быть восстановлен, данное обстоятельство является основанием для отмены судебного акта применительно к пункту 6 части 1 ст. 310 КАС РФ.
  • всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
  • ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
  • указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;
  • в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц;
  • при преодолении решения суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части повторным принятием такого же акта (часть 7 статьи 150, часть 5 статьи 216, ст. 291 КАС РФ).
READ
Нотариальное согласие на выезд ребенка за границу

Административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Судебное решение по административному делу может быть принято судом в любой из дней в пределах данного срока.

На определение суда, принятое по административному делу, рассматриваемому в порядке упрощенного (письменного) производства, могут быть поданы частная жалоба, представление в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии определения суда первой инстанции.

С учетом этого, при наличии условий, указанных в части 7 статьи 150, пункте 1 ст. 291 КАС РФ (на стадии согласования в ВС РФ), суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть административное дело по правилам упрощенного (письменного) производства.

  • о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке.
  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
  • дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке главы 33 Кодекса (например, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя).
  • дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
  • В случае, если дело, подлежащее рассмотрению по правилам ГПК РФ, рассмотрено по правилам КАС РФ, суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное решение суда первой инстанции и прекращает производство по административному делу (пункт 1 части 1 статьи 128, пункт 1 части 1 статьи 194, пункт 4 ст. 309 КАС РФ). При этом материалы такого дела направляются в суд первой инстанции для решения вопроса о возбуждении производства по делу и его рассмотрения в предусмотренном законом судебном порядке.
  • Нарушение правил территориальной подсудности (статьи 22-24 КАС РФ) влечет отмену судом апелляционной инстанции обжалованного решения суда первой инстанции и направление административного дела на рассмотрение по подсудности, если на такое нарушение указано в апелляционных жалобе, представлении и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу (его представитель), или прокурор, принесший представление, заявляли в суде первой инстанции о неподсудности административного дела этому суду либо что у них отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции о неподсудности административного дела по причине их неизвещения о времени и месте судебного заседания или непривлечения к участию в деле (часть 4 ст. 310 КАС РФ).
  • Вопрос о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления должен быть разрешен в десятидневный срок.
  • К новым обстоятельствам, перечисленным в подпункте 5 части 1 ст. 350 КАС РФ, относится определение или изменение практики применения правовой нормы, примененной в конкретном деле и включенной в обзор законодательства и (или) судебной практики, утверждаемый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, если в данном акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
READ
Как изменился расчет по страховым взносам

Судебная практика

Уже появилась судебная практика, в которой вопросы ЖКХ (связанные, например, с капитальным ремонтом в МКД) решаются с опорой на КАС РФ. Так, прокурор обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц с просьбой признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании МКД подлежащим капитальному ремонту. Суд по рассмотрению дела, на основании ст. 175-180, 227 КАС РФ, постановил заявление прокурора удовлетворить, признать решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда незаконным (Решение Советского районного суда г. Томска от 22 октября 2015 года № 2а-3452/2015).

Администрация городского поселения обратилась в суд с административным иском об оспаривании предписания ГЖИ об устранении нарушений действующего законодательства. Суд, руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, постановил в удовлетворении иска администрации городского поселения отказать (Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 октября 2015 года № 2а-8639/15-24).

ТСЖ обратилось в суд с административным иском с требованием признать незаконным и отменить предписание, выданное отделом надзорной деятельности и профилактической работы. На основании ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд решил требования ТСЖ удовлетворить частично, признать незаконным пункт предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного ТСЖ отделом надзорной деятельности (Решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 5 ноября 2015 года № 2а-1791/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Устраняя пробелы регулирования административного производства по упрощённым делам, Пленум Верховного Суда тем самым минимизирует процессуальные проволочки как от участников процесса, так и у судов, которые смогут руководствоваться позицией Верховного Суда, а не формулировать собственные выводы. Тем более отступление от принципа единообразия в толковании и применении судами норм права предоставляет сторонам дела повод для его обжалования (ст. 341 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) ).

READ
Система и источники патентного права в России

Что важно для УК

  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов (пп.2 п.2 ст.1) – таким образом, УК может в суде оспорить, например, решение ГЖИ, комиссий, муниципальных органов;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия НКО, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (в том числе саморегулируемых организаций) (пп.3 п.2 ст.1) – согласно этому пункту УК имеет право оспорить в суде действия регионального оператора, касающиеся, например, капитального ремонта в подведомственном МКД;
  • о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (пп.3 п.3 ст.1) – за УК законодательном закрепляется возможность взыскания задолженности, связанной с обязательными платежами, например,с формированием фонда капитального ремонта.
  • сведения, предусмотренные пунктами 1 – 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 КАС РФ;
  • наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и её расчёт;
  • положения ФЗ или иного нормативного правового акта, которые предусматривают уплату обязательного платежа;
  • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
  • размер и расчёт денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.

Меры УК по воздействию на должников ЖКУ

Для граждан, не имеющих высшего юридического образования предусмотрена возможность делегирования своих полномочий законному представителю. При этом при личном участии в административном деле гражданин не лишается права на законного представителя (ст.54). Полномочия представителя должны быть подтверждены документом, подтверждающим его статус.

Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или УК по месту жительства доверителя (ст.57).

Ссылка на основную публикацию