Если вы хотите узнать, какая административная ответственность существует для юридических и должностных лиц, то сможете ознакомиться с ней в этой заметке.
Пример нового положения по охране труда в организации для 2022 года
Согласно действующему законодательству, правила и нормы безопасности должны неукоснительно соблюдаться на предприятии любого уровня и типа организации. Для этого должна существовать специальная служба, которая обеспечивает безопасные условия и оптимальные условия на рабочем месте .
Если отдельной структуры нет, на небольших предприятиях можно возложить эти функции на одного специалиста по охране труда, которые должен заниматься подготовкой документации, в том числе и положением по ОТ.
Контакты:
Адрес: 119021, Москва, ул. Тимура Фрунзе, 16, стр. 3,
въезд со стороны Большого Чудова переулка
+7 (495) 786-35-11
+7 (800) 777-79-63
+7 (495) 786-35-12
Все права защищены
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2022 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
Положение о системе управления охраной труда: образец
I. Общие положения
1. Примерное положение о системе управления охраной труда (далее – Примерное положение) разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом Примерного положения.
Статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2022, N 21, ст. 5139).
2. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя.
СУОТ представляет собой единство:
а) организационной структуры управления организации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
3. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем с учетом специфики деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.
4. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) организации в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
а) постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
б) соблюдение законодательных и иных норм;
в) достижение целей в области охраны труда.
5. СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.
6. Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих у работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех структурных подразделениях (филиалах, обособленных подразделениях, территориях, зданиях, сооружениях и других объектах) работодателя, находящихся в его ведении.
7. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах работодателя в соответствии с требованиями применяемых у работодателя нормативных правовых актов. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.
В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда, разрабатывается и утверждается распорядительным документом работодателя положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории работодателя, в котором будет указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ.
8. При определении состава соблюдаемых работодателем норм Примерного положения и их полноты учитываются наличие у работодателя рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих опасности травмирования работников, а также результаты выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, связанных с этими опасностями.
Важно
- 16. Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления работодатель ВПРАВЕ реализовывать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ. .
- 25. Работодатель ОБЯЗАН обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку . .
- 23. ДОПУСКАЕТСЯ использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя. .
- 24. ДОПУСКАЕТСЯ привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией. .
- 27. Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в приложении N 1. Работодатель ВПРАВЕ изменять перечень указанных опасностей или включать в него дополнительные опасности, исходя из специфики своей деятельности. .
- 31. При составлении Плана мероприятий по охране труда организации работодатель ВПРАВЕ руководствоваться примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков . .
- 46. При информировании работников ДОПУСКАЕТСЯ учитывать следующие формы доведения информации: .
- 64. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ, реализации процедур и мероприятий, контроля достижения показателей по охране труда на каждом уровне управления работодатель ВПРАВЕ реализовать многоступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и контроля показателей реализации процедур с учетом своей организационной структуры, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения. .
- 65. Работодатель ВПРАВЕ предусмотреть и реализовать возможность осуществления внешнего контроля и оценки результативности функционирования СУОТ организации, контроля и анализа показателей реализации процедур и мероприятий по охране труда, путем организации общественного контроля с привлечением уполномоченных по охране труда, либо проведения внешнего независимого контроля (аудита) СУОТ с привлечением независимой специализированной организации, имеющей соответствующую компетенцию. .
- 75. В Примерном положении содержатся нормы, которые работодатель ВПРАВЕ использовать для внедрения и обеспечения функционирования СУОТ. Нормы Примерного положения обеспечивают работодателю реализацию системного процессного подхода к обеспечению функционирования СУОТ. .
- 78. ДОПУСКАЕТСЯ упрощение структуры СУОТ у отдельных работодателей при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда. .
- 77. Работодатель с учетом специфики деятельности, структуры управления (организационной структуры), численности работников, государственных нормативных требований охраны труда ВПРАВЕ самостоятельно определить необходимую ему СУОТ. .
- 79. Работодатель ВПРАВЕ использовать Примерное положение в полном объеме или частично для систематического улучшения функционирования действующей СУОТ. .
- (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза tsouz.ru, 15.12.2011; Официальный сайт Евразийского экономического союза eaeunion.org, 05.03.2020) .
- Исключение опасной работы, приостановка или ЗАПРЕТ на производство работ .
- Исключение опасной работы, приостановка или ЗАПРЕТ на производство работ .
- Исключение опасной работы, приостановка или ЗАПРЕТ на производство работ .
Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.
За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.
© АО НПО «Техкранэнерго» Нижегородский филиал 2010-2022
Нижний Новгород, ул.Полтавская, д.22, офис 107
Что такое СУОТ и для чего нужен
Важный элемент для работы большинства компаний — это система управления охраной труда (СУОТ), и соблюдение действующих в этой области нормативов обязательно для любого объекта. Указанные в законодательной базе правила должны найти отражение в локально-нормативной документации каждой организации, включаясь в систему организации управления охраной труда на предприятии. Игнорирование требований способно привести как к штрафам, так и к закрытию предприятия в целом. Н а фоне этого ответственные должностные лица обязаны выполнять определенный комплекс мер, указанных в таких НПА:
- приказ от 16.11.2022 № 782н об утверждении правил по ОТ при работе на высоте (основной законодательный акт, которым должны руководствоваться компании);
- ТК РФ ;
- национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
- постановление правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» ;
- методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда ( утв. Минтрудом РФ 13.05.2004 );
- постановление Минтруда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» ;
- постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 , которое утвердило порядок обучения и проверки знаний по ОТ работников организаций, и др.
В предложенном списке перечислены как узкоспециализированные НПА, так и документы, применимые к любой сфере. В соответствии с ними, работодателю необходимо разработать методические пособия и инструкции, предоставляющие работникам максимальное количество информации, необходимой для сокращения количества производственных травм и эффективного управления имеющимися на конкретном производстве рисками. При правильном подходе к созданию и внедрению СУОТ организации получают возможность поднять на новый уровень безопасность любого процесса, что позволяет минимизировать количество производственных несчастных случаев, и оказывает положительное влияние на производительность в целом.
Элементы СУОТ. Чек-лист для оценки СУОТ
Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — это совокупность процедур и документов, регламентирующих политику и цели охраны труда в организации, а также обязанности должностных лиц, уровни управления.
Система управления охраной труда (СУОТ) состоит из основных элементов:
- Положения о системе управления охраной труда
- Политики и целей в области охраны труда
- Предварительного анализа состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики
В основе предварительного анализа состояния охраны труда применяют:
- результаты специальной оценки условий труда;
- статистику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);
- предписания органов государственного надзора (контроля).
Хорошим чек-листом для каждого специалиста по охране труда является Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»
Этот документ содержит инструкцию для инспекторов ГИТ по проверке работодателей. Поэтому всегда полезно знать, что у вас проверят, и заранее подготовиться. Сделайте самопроверку функционирования СУОТ, но если нужна будет помощь, обращайтесь к специалистам.
Какие компании должны разработать Положение о СУОТ в 2022 году по новым правилам
До 1 марта 2022 года действовало Типовое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н. Этот документ утрачивает силу с 1 марта 2022 года в связи с изданием Приказа Минтруда России от 29.10.2022 № 776н, утвердившего новое Примерное положение о системе управления охраной труда.
Примерное в данном случае не означает рекомендованное. Работодатель, в зависимости от размеров численности работников, их рисков должен разработать Положение, отвечающее изложенной структуре. Например, для микропредприятия, в котором числятся до 15 работающих, оно может быть в лайт-версии. Для работодателей, не отнесенных к микропредприятиям, структура должна быть полноразмерной.
Внимание! Если в ИП или юридическом лице есть только учредители, а трудовые отношения с сотрудниками не оформляли, разрабатывать Положение о СУОТ не нужно.
Разница в двух Положениях о СУОТ грандиозная. Мы попробовали на практике «дописать» разделы, но ничего не вышло, так как Примерное положение № 776н полностью построено на обновленной версии Трудового кодекса, тогда как в положения о СУОТ, разработанные по приказу № 438н выстроены по устаревшей версии, и в каждом разделе уже написанных положений о СУОТ даются отсылки на нормативные правовые акты, которые утрачивают силу с 1 января или на рекомендации Минтруда.
Так, с 1 марта 2022 года больше не будет заигрываний с работодателем – провести ему оценку рисков, или нет, написать ему в инструкции по охране труда уровни опасностей, или не нужно, указать в Положении о СУОТ режим труда и отдыха, порядок информирования работников об условиях труда, порядок проведения расследования микротравм, или не нужно. Приказ № 776н содержит нормативные правовые требования к структуре Положения о СУОТ и содержанию разделов этого положения .
Система управления охраной труда в организации
Система управления охраной труда – это комплекс мер (документы, процедуры, контроль за функционированием), направленных на снижение травматизма в организации и управление рисками.
Если хотите посмотреть определение чисто законодательным языком, в помощь вам статья 209 ТК РФ.
Другими словами, СУОТ – это создание комфортных и безопасных условий труда, забота о здоровье работников за счет пропаганды охраны труда в организации не только среди рабочего персонала, но и административно-технического.
Основание для разработки СУОТ
Разработка и внедрение СУОТ внесено на основании ст. 212 ТК РФ с 1 января 2014 года. И тут нет разницы большая у вас компания с подразделениями в разных городах или небольшое ИП со штатной численностью в три офисных работника – система управления охраной труда должна быть разработана у всех работодателей.
Разница только в самой процедуре: чем крупнее организация, тем больше направлений должно быть охвачено разработано документов, в силу чего внедрение системы управления охраной труда более трудоемкое.
Например, для организаций с численностью менее 15 человек допускается применять СУОТ в упрощенном виде. Но почему и зачем? Разбираемся далее в статье, а пока – о целях.
Цели СУОТ
Не понаслышке знаю, что многие специалисты по охране труда недоумевают – зачем нужна СУОТ? Ведь есть законодательство, выполнение требований, для чего повторяться?
Система управления охраной труда, по сути, дублирует все требования законодательства, объединяя их и сводя воедино, но вместе с этим она их и совершенствует.
Кроме того, СУОТ позволяет контролировать постоянное функционирование направлений, будь это обучение работников, инструктажи, медицинские осмотры или специальная оценка условий труда.
То есть, если разработана СУОТ, то у вас просто не будет возможности упустить что-то в создании безопасных условий труда работников. Кроме того, система позволяет совершенствовать уже имеющиеся локально-нормативные акты (ЛНА), благодаря чему работа с персоналом будет более тщательной.
В целом система направлена на то, чтобы все сотрудники предприятия изначально относились к специалисту по охране труда не как к назойливой мухе, а серьезно – прислушиваясь и выполняя его требования. Только после этого отношение к охране труда будет более ответственным.
А также СУОТ помогает работодателю демонстрировать высокий уровень культуры охраны труда, что дает ему возможность заключать контракты с крупными холдингами (они очень ценят подготовленность в этом направлении) и получать сертификаты соответствия международным стандартам (OHSAS).
Кто осуществляет управление охраной труда в организации
Управление охраной труд на предприятии до 50 человек стоит за работодателем или тем, на кого соответствующие обязанности возложили приказом. Если же в организации более 50 сотрудников, то эти полномочия за специалистом по охране труда.
Так же дела обстоят и с СУОТ. В этом случае все должны действовать сообща, как единый механизм, в том числе и руководитель организации, который будет финансировать данное внедрение 🙂
Но ключевое лицо, отвечающее за функционирование СУОТ, – это специалист по охране труда.
Предлагаю посмотреть видео, в котором кратко рассказываю, как не допустить ошибки при разработке документов по системе управления охраной труда, а также оставлю ссылку на свой YouTube канал, где можно узнать много полезного по охране труда.
Сроки проведения СУОТ
Сразу стоит сказать и про сроки проведения СУОТ, потому как это часто задаваемый вопрос. Дело в том, что он нигде не регламентирован и, конечно же, зависит только от масштабов вашей организации.
Выше мы говорили о том, что можно применять СУОТ в упрощенном виде, если у вас в организации маленькая численность работников. Расскажем подробнее.
Если предприятие, предположим, до 50 сотрудников, срок внедрения может занять, грубо говоря, месяц, а если штат уже более 2000 и есть еще подразделения с разной территориальной локацией, то тут, конечно, разговор уже будет идти о нескольких месяцах, а может и год.
Все зависит от сложности конкретного предприятия и от оперативности работы службы охраны труда и руководителей подразделений.
То есть если у вас ИП, где работает несколько сотрудников, то разрабатывается минимальный пакет документов, например, положение, политика в области охраны труда, возможно, раздел по медосмотрам и обучению, далее смотрите по необходимости. Процедуру обеспечения работников молоком и другим лечебно-профилактическим питанием явно готовить не нужно 🙂
Но чем больше организация, тем больше направлений в каждом разделе (число которых также увеличится) следует охватить. К примеру, в Порядок допуска персонала к выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования, можно включить все нюансы, предъявляемые к соискателю на вакантное место – какие “корочки” и группы допуска должны быть, какой стаж работы и так далее.
Можно разработать своего рода матрицу, в которой указываются все должности предприятия и требования к ним. И, естественно, такие внедрения и ноу-хау должны быть согласованы с кадрами, профсоюзом и работодателем, но оно того стоит. Хоть и потрудиться придется немало.
Имейте в виду, что если придет с проверкой инспектор или произойдет несчастный случай, то отсутствие СУОТ сразу вскроется.
СУОТ Образец положения о системе управления ОТ в организации
В типовом образце отражается общая информация об учреждении, специфике его деятельности. Кроме этого отображается перечень действий, применяемых для обеспечения должного уровня контроля, указывается ответственность сотрудников и должностных лиц за нарушение норм права в такой области. Организация может самостоятельно изготовить образец такого документа. Однако в нем в обязательном порядке должна быть вся необходимая информация, установленная федеральными нормами.
Осуществление видов контроля исполнения законодательных норм в данной сфере
В итоге положение о системе управления охраной трудовыми процессами является нормативной базой для осуществления всех акций и действий, характеризующих безопасный уровень трудовой деятельности. Его издание носит первоочередной характер в условиях реализации норм обеспечения нормальной жизнедеятельности.
В обязательном порядке включите в Положение о СУОТ как один из разделов порядок проведения медосмотров и психиатрических освидетельствований. В Приказе Минтруда России № 438н от 19.08.2016 года такой порядок указан витиевато «процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников». Но работодатель не проводит наблюдение за состоянием здоровья, он не врач, поэтому обязательно направить работника на медосмотр — это его задача, а наблюдают пусть профессионалы.
Перечень приложений
Помимо самого положения в зависимости от рода деятельности компании могут быть и приложения, которые конкретизируют некоторые вопросы об охране труда. В качестве таких приложений могут выступать:
- положение о наличии специальных журналов учета, которые находятся в ведении сотрудника по охране труда;
- перечень специальных мероприятий и график их проведения, которые осуществляются с целью повышения уровня знаний персонала о безопасности работы;
- список ответственных лиц за направления деятельности в такой области;
- перечисление нормативных актов, в соответствии с которыми может быть составлен этот акт.