Все учителя, прибывшие в сельскую местность, получают льготы только в первые годы работы, что не может способствовать закреплению специалиста на одном месте;
Как учителю получить миллион по программе «Земский учитель»
С 2022 года в России работает программа «Земский учитель».
Молодым учителям выплачивают миллион рублей при условии, что они отработают пять лет в сельской школе. В этой статье я расскажу, как устроиться в школу, получить деньги и какие есть подводные камни в программе.
Кто может стать участником программы «Земский учитель»?
Участник программы «Земский учитель» должен соответствовать следующим требованиям:
Наличие среднего профессионального или высшего педагогического образования (в некоторых регионах ? Например, в Ярославской и Ивановской областях в программе могут участвовать специалисты с неоконченным высшим образованием, но, как правило, они должны закончить не менее трех курсов);
Справочно
Цель программы «Земский учитель» – обеспечение повышения качества общего образования, совершенствование методов обучения и воспитания путём внедрения новых образовательных технологий, обеспечивающих повышение мотивации детей к обучению и вовлечённости в образовательный процесс.
Программа также должна стать социальным стимулом привлечения и закрепления учителей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и позволит заполнить вакансии по востребованным специальностям в образовательных организациях в сельской местности и обновить кадровый состав школ.
Обязательными условиями для претендента на участие в программе «Земский учитель» является:
– наличие соответствующей квалификации для занятия вакансии по соответствующей должности;
– готовность претендента переехать и отработать не менее пяти лет в выбранной образовательной организации.
Кроме того, одним из условий предоставления компенсационной выплаты является объём учебной нагрузки учителя в школе – участнице программы не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы в школе.
С перечнем вакансий в общеобразовательных организациях в разных регионах, участвующих в реализации программы «Земский учитель», можно ознакомиться в информационной системе «Земский учитель».
Программа «Земский учитель» 2022: официальный сайт, вакансии
Узнать, как попасть в программу «Земский учитель» конкретного региона с учетом всех критериев отбора, можно на федеральном официальном сайте проекта zemteacher.edu.ru в разделе «Условия участия»:
На том же официальном портале есть раздел «Банк вакансий». Чтобы найти варианты, подходящие именно вам, в соответствующих полях укажите регион, муниципалитет и населенный пункт, в который предпочтителен переезд, и школу, в которую хотелось бы трудоустроиться. Помимо этого, можно выбрать учебный предмет — один или сразу несколько — и приемлемый объем учебной нагрузки.
Также можно не указывать конкретный населенный пункт, а задать желаемое расстояние от текущего местонахождения, если по какой-либо причине это важнее.
Можно заполнить все поля, если предпочтения сформированы четко, или же что-то одно: например, указать только предмет и посмотреть, какие есть варианты по расположению и по нагрузке. Однако сумма заработной платы в вакансиях на портале, к сожалению, нигде не указывается.
Это важный момент, поскольку в некоторых случаях миллион может не оправдать получение совсем небольшой зарплаты в течение 5 лет, но при этом необходимо учитывать и уровень цен в конкретной местности.
Порядок выплаты (возврата) компенсации.
Как уже было отмечено выше, порядок выплаты единовременной компенсации должен быть предусмотрен нормативным актом субъекта РФ. В качестве примера такого нормативного акта можно привести Постановление Правительства Ленинградской области от 27.12.2019 № 632. Им утвержден Порядок предоставления и расходования единовременной компенсационной выплаты учителю, прошедшему конкурсный отбор и прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города Ленинградской области с населением до 50 тысяч человек, возврата единовременной компенсационной выплаты (далее – Порядок).
В силу Порядка право на единовременную выплату имеют учителя, прошедшие конкурсный отбор и прибывшие на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города Ленинградской области с населением до 50 тысяч человек.
Основанием для выплаты компенсации являются:
- трудовой договор, заключенный со школой на срок не менее пяти лет. Договор заключается на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы;
- трехсторонний договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Трехсторонний договор заключается между комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области – уполномоченным органом по принятию решения о предоставлении единовременной компенсационной выплаты учителю, общеобразовательной организацией и учителем в трех экземплярах в течение 10 рабочих дней со дня подачи учителем заявления (п. 2.2 Порядка).
Один экземпляр подписанного трехстороннего договора направляется в течение трех рабочих дней со дня подписания договора заказным почтовым отправлением с уведомлением учителю по адресу, указанному в договоре, или вручается под подпись.
Денежные средства в размере 1 млн руб. поступают на банковский счет учителя от уполномоченного органа (п. 2.4 Порядка).
В случае прекращения трудового договора с общеобразовательной организацией до истечения срока его действия [3] учитель возвращает единовременную компенсационную выплату в бюджет субъекта РФ. При наступлении данного события уполномоченный орган направляет учителю требование о возврате единовременной компенсационной выплаты. Учитель обязан выполнить требование о возврате единовременной компенсационной выплаты в течение 30 календарных дней со дня его получения.
В случае невозврата единовременной компенсационной выплаты в бюджет субъекта РФ ее взыскание осуществляется в судебном порядке (п. 3.4 Порядка).
«Земский учитель»: как это будет действовать в России
Идею стимулирования переезда учителей в небольшие поселения предложил Президент Российской Федерации на ежегодном обращении к депутатам Госдумы еще в прошлом году. Однако из-за несоответствия законодательства и отсутствия детальной проработки, законопроект будет запущен в действие только в нынешнем. Финансироваться «Земский учитель» будет на федеральном уровне, а сама программа будет нацелена на села и небольшие муниципальные образования, населения которых не превышает 50 тысяч человек.
Заработная плата учителей сельской местности не превышает 15 тысяч рублей, соответственно занимать должность могут лишь те, кто непосредственно живет в этом месте. Так как за такую зарплату не купишь жилье, а тем более не переедешь из города в небольшой поселок. Ко всему этому среди местного населения сложно собрать полный штат высококвалифицированных учителей разных направлений: математики, биологии, физики, истории и т.д. Благодаря чему многим учителям приходится вычитывать по тридцать уроков в неделю и вести совмещенные занятия. Ко всему прочему, средний возраст кадров превышает отметку 50 лет, что отпугивает молодых потенциальных учителей, которые хотят преподавать в современной среде. Таким образом, сдерживающими факторами для переезда учителей в села являются:
- Отсутствие жилья;
- Низкая заработная плата;
- Высокие нагрузки;
- Несовременная преподавательская среда.
«Земский учитель» – мотивация для переезда учителей в села. Так, работники школ, которые добровольно покинут города ради преподавания в небольших поселениях, получат выплату в размере 1 млн. рублей. Для Дальневосточного федерального округа выплата составляет 2 млн. рублей. Госпомощь будет выплачиваться непосредственно учителю, а не через образовательное учреждение или региональное управление.
Сроки и даты
Потенциальным участникам государственной программы «Земский учитель» следует обратить внимание на важные даты:
10 января–15 апреля – период подачи заявок;
16–30 апреля – отбор соискателей субъектами РФ;
1–15 мая – отбор победителей;
до 1 сентября – заключение трехстороннего трудового договора с общеобразовательным учреждением;
с 1 сентября по 1 декабря – оформление компенсационной выплаты и начисление средств на счет педагога.
Если по каким-либо причинам победитель конкурса не заключил договор со школой, его отчисляют из списка соискателей на компенсационную выплату, а его место может занять следующий по списку претендент.
Программа «Земский учитель»: год спустя
Программа «Земский учитель», инициированная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в феврале 2019 года в рамках ежегодного Послания Федеральному Собранию, является одним из действенных механизмов поддержки педагогического сообщества. И буквально с января 2022 года в стране началась реализация Федеральной программы «Земский учитель», направленная на решение кадровых вопросов в школах сельской местности и малых городов.
Благодаря данной Программе все педагоги, подавшие заявки, смогут получить по 1 млн. рублей для покупки жилья, погашения ипотеки или оплаты курсов повышения квалификации, либо на другие траты по своему усмотрению. Если учитель переезжает на Дальний Восток, размер выплат возрастает до 2 млн. рублей. Напомним, обязательное условие для участников Программы согласно Трудовому договору – дальнейшая работа в выбранной школе 5 лет с учётом нагрузки не менее 18 часов.
Всего за период реализации программы с 2022 по 2022 годы в нашей республике предусмотрено 50 квот, в том числе в 2022 году было19 на сумму 38 млн. рублей, в 2022 году – 16 на сумму 32 млн. рублей, в 2022 году – 15 на сумму 30 млн. рублей. В 2023 году по дополнительному соглашению будет выделено 22 квоты на сумму 44 млн. рублей.
В прошлом году в портал Программы «Земский учитель» на 2019-2022 учебный год было подано 291 заявка: из регионов России – 176, из Республики Саха (Якутия) – 115.По итогам конкурсного отбора в журнале регионального оператора экспертами зарегистрировано 43 документа от 43 претендентов. Из них 25 – из Республики Саха (Якутия), 18 – из других регионов. Конкурс, как видно, был немаленький, как и нынешний.
А теперь почитаем отзывы прошлогодних участников Программы, где и как они устроились, работают сегодня, т.е. год спустя:
Антипина Майя Дмитриевна, учитель английского языка МБОУ «Саскылахская СОШ» Анабарского национального (долгано-эвенкийского) района:
«Приехала в августе 2022 года в село Саскылах Анабарского района со своей семьей из Якутска по Федеральной программе «Земский учитель» на вакансию учителя английского языка в Саскылахскую СОШ. Саскылах расположен на берегу прекрасной реки Анабар. Нас тепло и добродушно встретила Августина Васильевна Свешникова, директор школы. Нам предоставили квартиру в двухквартирном доме с центральным отоплением, обставленную необходимыми бытовыми предметами. Проезд на авиабилеты школа оплатила.
Сын Дьулустан учится в 3 классе, дочь Вероника ходит в детский сад «Чуораанчык» в подготовительную группу.
Школа двухэтажная, каменная, построена в 2011 году, в которой обучаются более 260 учащихся. Есть все условия для работы. Адаптацию на новом месте прошли успешно.
До этого я никогда не бывала в северных районах нашей республики. Было интересно увидеть природу и ознакомиться с бытом жителей арктических районов, узнать культуру и обычаи народов крайнего Севера. Впервые попробовала блюда и деликатесы из оленины, увидела своими глазами куропатку, природу тундры, северное сияние, солнцестояние и полярные ночи.
Очень рада и горда, что мне представилась такая прекрасная возможность благодаря программе «Земский учитель». Выражаю благодарность нашим ответственным кураторам по программе Ушницкой Сардаане Егоровне и Даниловой Сардане Эркинбековне. Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество».
Гареева Розалия Фаиловна, МАОУ СОШ №24, учитель биологии г.Удачный Мирнинского района:
«По приезду предоставили комнату в общежитии со всеми условиями, интернет есть, можно подключить телевидение. Нагрузка составляет 24 часа, есть внеурочная деятельность. Предоставили кабинет, в котором проведен ремонт, есть лаборатория, много наглядности, таблиц. Коллектив принял доброжелательно, при обращении всегда подсказывают и помогают».
Сыромятникова Анна Прокопьевна, учитель математики «Кобяконской СОШ» Намского улуса:
«То, что победила в конкурсе это чудесно. Во – первых, всегда хотела избавиться от кредита и это получилось, спасибо организаторам. Во – вторых, этот проект дал мне почувствовать себя еще раз молодой учительницей: начать все с нуля, но с большим багажом педагогического опыта. Конечно, опыт помогает во всем и на это, думаю, ориентирована Программа.
Адаптацию прошла успешно, если бы не пандемия, то было бы еще быстрее. Коллектив хороший, дружный. Как бывает в деревнях, относятся настороженно, но уважительно. Пока привыкают. Мне нравится еще, что администрация школы и профком поддерживают во всем и помогают в работе.
В классах очень мало детей. У меня и репетиторского опыта тоже немало, но это другое. Поняла, что обучить одного немотивированного ученика в классе чему-либо очень сложно, нежели 30 детей. За один год высоких показателей не получится, но над проблемой работаю. Радует, что есть сдвиги.
Герасимова Татьяна Сергеевна, учитель биологии и химии Чокурдахской СОШ им. А.Г.Чикачева: «Хочу поблагодарить Министерство образования и науки РС (Я) в лице министра М.П.Сивцева, I-го заместителя министра М.Ю.Присяжного, Институт развития образования и повышения квалификации в лице Г.И.Алексеевой, администрацию Аллаиховского улуса ( Забара Е.В.) Управление образования (Ахновская О.Н.) и администрацию своей школы ( Стручкова В.В.). Все условия проживания, прописанные в Договоре, выполняются: выделена благоустроенная квартира, проезд до места работы оплачен, установлены теплые отношения. Никаких проблем и трудностей не испытала почти за год работы».
Такие же отзывы прислали нам Лиана Геннадиевна Никитина из Колымской школы Нижнеколымского района, Тамдын Салбакмаа Севооновна из Жиганской школы, Власта Михайловна Тысова из Сюлинской СОШ имени С.С.Сюльского Нюрбинского района и др. Всё это говорит о том, что Программа «Земский учитель» начала успешную реализацию в Республике Саха (Якутия).
Что ж, пожелаем нынешним победителям Программы «Земский учитель» таких же доброжелательных встреч и адаптации на новом месте работы! Ждём прекрасных отзывов!
В России выявлена поголовная недообученность
И конечно же местных педагогов будет возмущать то, что они отработали тут много лет, не имея ничего, кроме скудной зарплаты. А «понаехавшие» сразу положат в карман по миллиону, к тому же потом, скорее всего, уедут — ведь жить на селе, если ты здесь чужой, и правда нелегко.
Так, может, лучше сначала выяснить, сколько и каких требуется педагогов, прежде чем разбрасывать миллиарды? Или направить средства на ремонт, современное оснащение кабинетов, широкополосный интернет? Хотя при чем тут интернет — 11 процентов сельских школ не имеют водопровода и канализации. Так что приглашенным городским учителям «за миллион» на старте сельской карьеры придется сначала освоить удобство под названием «сортир»…
Татьяна Половкова говорит, что «есть вакансии открытые и есть закрытые. Например, в школе работают два математика, и каждый ведет по 36 часов в неделю. Это большая нагрузка, хорошо бы взять еще одного человека. Но сам директор это сделать не может. Это и называется закрытая вакансия. Надо, чтобы вакансия была введена в форму регионального статистического учета. Тогда региональные власти эту вакансию “откроют”, и школа может взять нового учителя».
Понаехали тут
Городские учителя поехали в сельские школы еще при Александре II, когда земские школы только стали появляться (финансировались полностью земством как органом местного самоуправления, и уж там точно знали, какие учителя и на какие позиции были нужны). Судя по произведениям русской литературы — тогда в село ехали идеалисты и бедные студенты. Для народников, вдохновленных «теорией малых дел» и бросивших клич учить и лечить в деревне, эта миссия была видом социального активизма и подвижнического горения. И ведь поехали вчерашние студенты в деревню сеять разумное, доброе, вечное! Та же отечественная словесность рисует их существование как тяжелое и не столько подвижническое, сколько трагическое. Потом уже советская власть отправляла по распределению молодых специалистов на периферию. Отработай три года — и потом улетай куда хочешь. Автор этой заметки еще помнит, как в советские времена в некоторых районных центрах (Елец, Шуя и др.) работали пединституты так называемой «третьей категории». В них поступали выпускники сельских школ, и они же в большинстве своем возвращались в родные места. Возможно, уровень высшего образования там был ниже, чем в престижных столичных вузах, но для села, даже для нынешнего, вполне приемлемый. И это работало. Но в 90-х годах, когда все педвузы стали называть себя университетами, система сломалась.
С вопросами о программе «Земский учитель» «Огонек» обратился в Министерство просвещения РФ. Ниже публикуются ответы ведомства
Наталья Тарасова, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС, неоднократно выступала экспертом программ «Учитель будущего», «Современная школа» на разных этапах их подготовки. Она отмечает: «Вот сейчас мы в который уже раз пытаемся решить проблему сельской школы. Придумали этой программе красивое имя. И опять призываем людей ехать в село, правда, теперь за миллион рублей, чтобы нести в народ благородное и вечное. Есть опасение, что не получится: нет у нынешнего поколения к этому стимулов, даже миллион к этому не подвигнет. Только системный и комплексный подход к программе «Земский учитель» позволит гарантировать полноценную реализацию заложенного в ней мощного социокультурного потенциала».
Есть еще одна серьезная проблема, с которой наверняка столкнутся участники программы «Земский учитель»,— это проблема отношений в школе между педагогами.
Елена Ленская, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» АОНО «Московская высшая школа социальных и экономических наук», говорит: «Приехавшие в село, да еще с миллионом в кармане, будут отбирать учебную нагрузку у тех, кто ведет несколько предметов, потому что нужно вырабатывать недостающие часы. Эти люди там давно работают и будут пристрастно относиться к вновь прибывшим. Я знаю это по опыту работы в программе “Учитель для России”. Прекрасная программа, в которой Сбербанк доплачивает педагогам, поехавшим в сельские школы, и обеспечивает им методическую поддержку. Не бог весть какие деньги, не миллион, но все равно это часто вызывало раздражение у тех, кто живет на одну зарплату. Вообще крупные разовые выплаты почти всегда негативно воспринимаются теми, кто их не получает. Несправедливость порождает ревность».