Стажировочный лист водителя

21. Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов.

Стажировка водителей в организации

По нашему опыту, примерно 80% предприятий, которые обязаны проводить стажировки для водителей, этого не делают. Чаще всего — не намеренно. Люди просто не знают о том, что такое стажировки водителей, для чего они нужны и какие штрафы могут наложить за отсутствие стажировок.

Это вопрос, в котором необходимо ориентироваться любому предприятию, в штате которого есть хотя бы один водитель. Организация стажировки водителей относится к функционалу специалиста, ответственного за обеспечение БДД в организации.

Поэтому давайте разбираться

О том, что такое стажировка водителей, говорит Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59. Он определяет, что стажировка должна:

  • закрепить и усовершенствовать знания и умения водителя для безопасной работы;
  • помочь ему адаптироваться к новым условиям (например, смене маршрута).

Поскольку речь идет о безопасности, то стажировку водителей контролируют сразу два органа: Транснадзор и Минтруд (Ведомство по охране труда).

Какие водители должны проходить стажировку

стажировка водителей

Сразу скажем: лучше стажировать каждого водителя, которого вы принимаете на работу.

Есть мнение, что стажировка нужна не всем водителям. Давайте посмотрим. В упомянутом Приказе Минтранса N 59 перечислено несколько категорий водителей, которые должны проходить стажировку. Это люди, которые:

  • впервые принимаются на работу на должность водителя;
  • имеют перерыв в трудовой деятельности (именно водительской) больше года;
  • при приеме на работу переходят с одного типа транспортного средства на другой (например, с легкового автомобиля на автобус);
  • переводятся на новый маршрут (например, водители рейсовых автобусов).

Здесь вроде бы четко перечислены категории, но при этом есть законодательная «туманность», которую юристы трактуют по-разному. Например, слова «впервые принимаются на работу на должность водителя» толкуют как «принимаются на работу впервые в этой компании». Тогда имеется в виду именно каждый водитель, которого вы берете на работу. И судебная практика показывает, что такая юридическая трактовка — явление очень частое, со всеми вытекающими последствиями: штрафами и т.д.

READ
Как составить договор безвозмездного оказания услуг?

Кроме того, никто не отменял 225-ю статью Трудового Кодекса, по которой стажировка должна проводиться со всеми сотрудниками, которые принимаются на работу с вредными или опасными условиями труда. Профессия водителя в этот перечень, безусловно, входит.

стажировка водителя

Конечно, можно эти законодательные требования игнорировать, но есть же и просто здравый смысл. Вот вы приняли на работу водителя, по документам у него все нормально, и стажировку можно вроде бы и не проводить. Но на деле: откуда вы знаете, как он ездит? Может, он права просто купил? Если он на служебном транспорте попадет в ДТП и обнаружится, что ему не хватает квалификации — отвечать будете вы, за то, что не обеспечили ему стажировку. Не говоря о материальном ущербе и неожиданным проблемам, которые придется решать.

Надежнее проверять каждого водителя, которого вы принимаете: насколько он подготовлен? Пусть водитель-наставник поездит с ним 3-4 дня, и вам будет спокойнее, и проверок можно не бояться.
Кстати, вам может пригодиться: Как правильно выбрать водителя-наставника?

Какие штрафы накладывают за отсутствие стажировки

Штрафы за отсутствие стажировки положены немаленькие. Причем привлечь вас могут по двум направлениям: как со стороны ОБДД, так и со стороны ОТ. Вот вам для наглядности небольшая табличка.

стажировка водителей

Судебная практика подтверждает такое положение дел.

Приказ Минтранса о стажировке водителей

Нормативный документ, который регламентирует вопросы, связанные со стажировкой – это порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Приказ Минтранса России от 29.07.2022 №264):

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее – водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

С 1 января 2022 года испытание является обязательным для всех водителей, которые устраиваются на новое место работы.

До 31 декабря 2022 года требования были проще и существовало 3 причины направления водителя на стажировку:

  • человек впервые устраивался на работу водителем;
  • человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
  • человек устраивался на работу и при этом переводился на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивался на работу водителем автобуса).
READ
Моргает свет в квартире: причина

Примечание. Требование о прохождении стажировки распространяется на все категории транспортных средств, а не только на автобусы и грузовики.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Как оформить стажировку водителя

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Необходимо ли при приеме на работу прохождение испытания водителем легкового транспорта?
(Консультация эксперта, 2022) – заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (недопуске) водителя к самостоятельной работе.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
“Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя”
(“Сайт “Онлайнинспекция.РФ”, 2019) – заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Форма лист испытаний

Сведения о проходящем испытания:

Фамилия, имя, отчествоЗайцев Вячеслав Анатольевич
Сведения о транспортном средствеЛегковой автомобиль, микроавтобус, Toyota HIACE,
Грузовой автомобиль, Hino PROFIA
Год рождения21.11.1979
Стаж работы водителем2 года 2 месяца
Водительское удостоверениесерия 27 35 № 886517 категория: «В», «С»
Дата, время, кол-во часов стажировкиС 13.05.2022 по 14.05.2022 г., с 9:00 до 18:00, 16 часов

Сведения о водителе-наставнике:

Фамилия, имя, отчествоБурдуковский Андрей Георгиевич
ДолжностьВодитель

Прохождение испытания

ДатаКол-во
часов
Краткая характеристика вида работРезультат прохожденияПодпись
водителя-наставника
13.05.20204Проверка знаний ПДД. Прохождение инструктажей по БДД.
Ознакомление с рабочими местами транспортных средств, их организация, обустройство и содержание, укомплектованность автомобилей.
Проверка знаний и умений на соответствие квалификационным требованиям.
ПройденоБурдуковский
13.05.2020-14.05.202012Управление автомобилями: на территории предприятия; с выездом на дороги общего пользования по установленному маршруту.
Практическая отработка навыков вождения. Проверка практических навыков и умений безопасной работы.
ПройденоБурдуковский

Замечания водителя-наставника:

Заключение специалиста БДД:

Подписи лиц:

Водитель-наставник (подпись) А.Г. Бурдуковский

Водитель-стажер (подпись) В.А. Зайцев

Лист испытаний водителя

В соответствии со статьей 20 ФЗ №196 “О Безопасности Дорожного Движения”, от 10.12.1995 г. (ред. 02.07.2021), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и эксплуатирующие транспорт, обязаны обеспечивать БДД, и в связи с этим, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

READ
С какого возраста тунесец считается совершеннолетним

Положение статьи 328 Трудового Кодекса РФ, возлагает на работников, принимаемых на работу, связанную с движением транспортных средств, обязанность пройти профессиональный отбор и обучение.

Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2022 обязывает при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов обеспечивать наличие у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта). Обеспечение субъектом транспортной деятельности наличия у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта) работы должно достигаться посредством:

  • проведения отбора водителей в соответствии с порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, утверженным приказом Минтранса № 264 от 29.07.2020
  • документарной проверки соответствия работников при приеме их на работу профессиональным и квалификационным , утвержденным Приказом Минтранса № 282 от 31.07.2022 г
  • проведения аттестации работников, предусмотренной ст. 81 ТК РФ.

Приказом Минтранса от 29.07.2022 N 264 утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и обучения работниками, связанными с движением транспортных средств. Он распространяется на юрлиц и ИП, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств. Работники, принимаемые на работу, в целях проверки соответствия работе допускаются к самостоятельной работе, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со ст. 70 ТК РФ. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.

Что такое испытания водителя.

Приказ Минтранса № 264 ссылается на статью 70 Трудового Кодекса РФ, в которой испытание определяется – как условие для работника, в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Срок испытания не может превышать трех месяцев, а при заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель. При этом, в срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

Правила проведения испытания водителей

  • Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных ТС испытание включает выезд по маршруту на дороги общего пользования без пассажиров и с пассажирами.
  • Испытание водителей проводится на ТС того типа и модели, на котором он будет работать.
  • Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника.
READ
Как ускорить процесс получения жилья вне очереди?

Водитель-наставник. Кто им может быть?

Водитель-наставник назначается из водителей, который:

  • не совершил за последний год работы ДТП по своей вине;
  • имеет стаж или опыт работы на соответствующем типе ТС не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
  • имеет стаж или опыт работы на соответствующем типе ТС не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Как оформить на водителя лист испытания

Лист испытаний содержит следующие сведения:

  • номер листа испытаний
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника
  • дата и время прохождения, испытательный период
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работ.

Требования по прохождению испытания водителями применимы ко всем организациям, эксплуатирующим транспорт и осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и грузов, поскольку транспортное средство – это рабочее место водителя. Итак, в целях обеспечения безопасной эксплуатации транспортных средств и в соответствии с требованиями законодательства по обеспечению БДД на предприятии, руководителем должен быть утвержден Приказ о прохождении стажировки водителем . Согласно “Положению о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей” (РД-200-РСФСР-12-0071-86-12), стажирование должно осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставнико в. Водитель-наставник назначается приказом , как правило, на весь срок испытания.

Приказ о прохождении испытания водителем , это внутренний локально-нормативный документ, входящий в пакет документов по обеспечению БДД . В приказе указываются: конкретный водитель, допущенный к стажировке под руководством конкретного водителя-наставника; ответственный за БДД, обеспечивающий прохождение стажировки этим водителем по утвержденной руководителем программе стажировки; форма л иста прохождения испытания , в котором фиксируются результаты прохождения стажировки. Этим приказом назначается прохождение стажировки водителем для последующего его д опуска к самостоятельной работе, поскольку самостоятельно работать водитель может лишь п осле прохождения стажировки. Стажировка проводится по утвержденной Программе стажировки водителей . Целью и задачей программы стажировки является о знакомление водителя с функционалом структуры подразделения, характером и особенностями предстоящей работы, производственно-технологическими процессами. Стажировки содействуют практическому освоению приемов и методов труда. Программа стажировки водителей утверждается руководителем, который издает Приказ о прохождении стажировки . Прохождение водителем стажировки по программе отмечается в стажировочном листке и в листе испытаний , а после допускается Приказом к самостоятельной работе , после чего водителю по акту-передачи передается конкретный автомобиль, что подтверждается Актом закрепления транспортного средства .

READ
Как восстановить трудовой стаж при утере трудовой

Лист испытания водителем транспортного средства – это документ, который в обиходе называют “испытательным листом”. Приказ о прохождении стажировки водителем и Листок прохождения стажировки одни из основных внутренних нормативных документов на предприятии для полноценного обеспечения БДД . Законодательство по обеспечению БДД обязывает юр. лиц и ИП такой приказ издавать, а знания по охране труда в результате обучения проверять. Контролирующие органы (МАДИ, УГАДН) в обязательном порядке такие документы запрашивают и просматривают при проверке обеспечения БДД.

Лист о прохождении водителем испытания обязательно должен входить в комплект документов по БДД . При проверке, МАДИ, УГАДН всегда проверяют д окументы , подтверждающие наличие в организации мероприятий по проведению стажировок и испытаний, а также документы, подтверждающие мероприятия по их проведению.

В пакет документов по БДД входит более 50-ти документов: инструкции, приказы, акты, положения, графики, планы, журналы, путевые листы. Предлагаем Вам получить полный пакет таких образцов и шаблонов за 5 мин. Документы высылаются на эл почту. Внесите данные сотрудников и автомобилей, распечатайте, подпишите, сформируйте папку – к проверке УГАДН готовы!

Вы можете за 5 минут получить Комплект готовых шаблонов по БДД на эл. почту после оплаты.

Для ведения деятельности по обеспечению Безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП), эксплуатирующих транспорт , и для прохождения проверок надзорными органами: МАДИ, ГИБДД, УГАДН, Ространснадзор, Автотранспортная инспекция.

На основании приказа Минтранса РФ № 7 от 15 января 2014 года «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и приказа того же министерства № 59 от 11 марта 2016 года стажировка проводится:

— лицам, впервые принимаемым на работу в качестве водителей транспортных средств (кандидатам в водители);

— водителям, ранее работавшим по профессии, но имеющим перерыв в водительской деятельности более одного года;

— водителям, переводимым при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой;

— водителям при переводе их на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

READ
Регистрация ипотеки: договора и прав

О программе стажировки водителей транспортных средств написано в этой статье.

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ. ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ. Вопрос.

К нам поступает очень много вопросов на тему «стажировки водителей», и мы решили ответить на этот вопрос, так как он действительно многих волнует и нет единого мнения даже у надзорных органов (со слов наших читателей):

…Добрый день! Сообщите каким документом руководствоваться при проведении стажировки водителей при обеспечении БДД: Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» или РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. «Руководящий документ о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»…

На кого возлагается ответственность

Во всех случаях ответственность возлагается на работодателя. Он отдаёт распоряжение руководителю и назначает конкретных лиц, ответственных за установленный порядок проведения мероприятия (в приказном порядке). Контроль осуществления ведётся должностным лицом, отвечающим за безопасность движения.

Каждая организация, имеющая на своём балансе автомобильный транспорт, так или иначе попадает под действие приказа № 59 Минтранса РФ, поэтому обязана разрабатывать план мероприятий по ОТ и обеспечению БДД. Стажировка же является неотъемлемой частью перечисленных в нём требований.

Охрана Труда

Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя погрузчика

Стажировка проводится под непосредственным руководством опытных и квалифицированных

работников и специалистов предприятия,которые назначаются приказом по предприятию.

Работник в процессе стажировки должен выучить:

— основные знания о строении обслуженных погрузчиков и погрузочно-разгрузочных механизмов и их агрегатов;

— инструкцию по их эксплуатации, монтажа, пуска, регулирование и обкатывание;

— характеристику масел и смазочных материалов;

— причины неисправностей и методы их устранения.

Работник в процессе стажировки,под руководством квалифицированного работника должен усвоить:

Руководит тракторными погрузчикам и разгрузителями, вагонозагрузителями и всеми специальными грузовыми устройствами и устройствами во время погрузки; отгрузка, перемещение и заключение в штабеле разных грузов под руководством водителя высшей квалификации.

Принимает участие в планово-предупредительном ремонте погрузочно-разгрузочных и грузозахватных механизмов и устройств.

Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.

READ
Проверка ликвидации юридического лица

Комплект готовых шаблонов документов по БДД

Программа стажировки водителей утверждается руководителем, который издает Приказ о прохождении стажировки. Прохождение водителем стажировки по программе отмечается в стажировочном листке. После прохождения стажировки, водитель допускается к работе Приказом о допуске к самостоятельной работе, после чего водителю по акту-передачи передается конкретный автомобиль, что подтверждается Актом закрепления транспортного средства.

Программа стажировки водителей —

один из основных внутренних нормативных документов на предприятии для полноценного обеспечения БДД. Законодательство по обеспечению БДД обязывает юр. лиц и ИП такую Программу разрабатывать и вести. Контролирующие органы (УГАДН) в обязательном порядке её запрашивают и просматривают при проверке БДД.

Программа стажировки водителей включает в себя содержание и последовательность этапов стажировки в виде:

  • ознакомления с рабочим местом — транспортным средством; с оборудованием; производственной территорией, помещениями, маршрутами движения транспортных средств и пешеходов; с содержанием инструкции по охране труда; схемой безопасного передвижения транспортных средств по территории предприятия;
  • ознакомления с техническими характеристиками и мерами безопасности при эксплуатации автомобиля, с устройством и порядком обслуживания транспортных и грузоподъемных средств, и механизмов, со всеми опасными местами механизма, машин, с устройством и применением предохранительных ограждений, приспособлений, а также назначением и правилами пользования средствами индивидуальной защиты. Подбор, применение инвентаря, приспособлений, инструмента и др. в соответствии с инструкциями по охране труда и технологических регламентов;
  • ознакомления с особенностями работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также с особенностями эксплуатации в сложных дорожных условиях. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и перевозки грузов. Требования безопасности перед началом и окончанием работ. Обеспечение безопасности и сохранности оборудования на время перерывов в работе и после окончания смены;
  • ознакомления с мерами предупреждения пожаров, обязанностями при возникновении пожаров, способами применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, местами их расположения. Противопожарными тренировками. Действиями при возникновении опасной ситуации.
  • ознакомление с безопасными приемами и методами работы, применение которых должно предохранить работника от травмирования, профзаболеваний и отравлений и т.п.;

Кроме Программы стажировки водителей, в пакет нормативных документов по БДД дополнительно входят следующие программы:

  • Программа проведения вводного инструктажа по охране труда
  • Программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте водителя
READ
Жалоба на неправомерное изменение инвалидности

Программа стажировки водителей обязательно должна входить в комплект документов по БДД. При проверке, УГАДН всегда проверяет документы, подтверждающие наличие в организации мероприятий по проведению стажировок, а также документы, подтверждающие мероприятия по проведению стажировок.

Ссылка на основную публикацию