Уточненная декларация

Письменно заявить в налоговую инспекцию о том, что декларацию, поданную с ошибочным кодом периода, следует считать представленной за такой-то период (указав его правильный код).

Уточненная налоговая декларация: работаем над ошибками

Статья 80 НК РФ дает следующее описание налоговой декларации – это заявление об объектах налогообложения, о полученных доходах, произведенных расходах и об исчисленной сумме налога. Бланки налоговых деклараций по разным налогам утверждаются Федеральной налоговой службой, поэтому, конечно, это не тот документ, который можно составить в свободной форме. Кроме самих бланков деклараций ФНС утверждает и порядок их заполнения. Достаточно часто при подготовке деклараций налогоплательщики допускают ошибки.

Чтобы избежать этого, рекомендуем при возникновении вопросов своевременно обращаться к специалистам, а также контролировать сдачу отчетности. Проверить себя можно с помощью бесплатного аудита.

Скачать актуальные формы налоговых деклараций и других необходимых документов вы можете в разделе Образцы документов

Что делать, если после сдачи декларации вы обнаружили ошибку? Возможно, придется подготовить и сдать уточненную налоговую декларацию. В одних случаях ее подача будет правом налогоплательщиком, а в других – обязанностью.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Чем грозит представление уточненной декларации

Всегда следует помнить, что вслед за сдачей уточненной декларации с уменьшенной суммой налога налоговые органы могут провести выездную налоговую проверку за уточняемый налоговый период, причем сделать они это могут, даже если данный период был уже проверен (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

До подачи уточненной декларации (если бухгалтер изначально занизил сумму налога) компании нужно будет доплатить налог в бюджет и, кроме того, заплатить пени. Штрафа организация может избежать, если:

  1. Успеет сдать уточненную декларацию до истечения срока подачи первичной (п. 2 ст. 81 НК РФ).
  2. Срок уплаты налога не истек и организация представила уточненку до того, как узнала об обнаружении ошибок налоговиками или назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
  3. Уточненная декларация сдана после истечения срока уплаты налога, но до того, как компания узнала об обнаружении ошибок налоговым органом либо назначении выездной налоговой проверки. В этом случае нужно уплатить недоимку и пени до момента представления уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
READ
К чему готовиться в рамках рассмотрения уголовного дела?

Рассчитать пени вам поможет наш «Калькулятор пеней» .

  1. Срок уплаты налога истек, а уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Налоговый агент также может избежать ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при соблюдении им вышеперечисленных условий (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).

Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в корректируемом налоговом периоде (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Действующий бланк декларации по налогу на прибыль, а также бланк для подачи уточненки за прошлые периоды вы найдете здесь.

Корректирующая налоговая декларация. Особенности подачи

В ситуации выявления ошибок в представленной налоговой декларации налогоплательщику следует обратиться к норме ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок подачи уточненной налоговой декларации, особенности применения которой мы и рассмотрим в настоящей статье.

Итак, налоговая декларация сдана. Однако впоследствии налогоплательщик обнаружил, что в ней не отражены некоторые сведения либо имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и соответственно влияют на исчисленный размер налога. Значит, согласно правилам ст. 81 НК РФ в налоговую декларацию требуется внести изменения. Указанные правила применяются также в отношении сборов (п. 7 ст. 81 НК РФ).

Первое, что имеет значение для налогоплательщика, – определить, приводят указанные ошибки к занижению сумм налога, подлежащих уплате, либо не приводят.

В зависимости от этого у налогоплательщика возникает обязанность либо право внести необходимые изменения в налоговую декларацию за соответствующий период.

Выявить переплату в бюджет и заявить о ней посредством подачи корректирующей декларации – право налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Об особенностях его реализации мы поговорим ниже.

Что касается возникающей обязанности налогоплательщика в случае занижения сумм налога, необходимо четко представлять, как она реализуется.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Согласно статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Таким образом, налогоплательщиком в текущем налоговом периоде подается уточненная налоговая декларация за тот налоговый период, в котором допущена ошибка (искажение). Дополнительно к такой декларации налоговый орган требует иногда справку-расчет, в которой объясняются причины внесения изменений в ранее поданные декларации.

Важно, что в уточненной налоговой декларации вы должны указать правильно исчисленные суммы налога (сбора), а не разницу между правильно исчисленной суммой налога (сбора) и суммой, отраженной в ранее представленной декларации. При этом результаты проведенных налоговым органом проверок за уточняемый налоговый период учитывать в корректирующей декларации не следует.

Срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому налогоплательщик может направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки. Ошибка будет считаться исправленной, только если налогоплательщиком подана уточняющая декларация.

READ
Согаз дмс список клиник в москве

Если же до момента подачи уточненной декларации налоговый орган начнет проверку (или налогоплательщиком будет получено решение о назначении налоговой проверки), в ходе которой будет выявлена ошибка, то подавать уточненную декларацию будет поздно.

Корректирующую налоговую декларацию следует подавать по форме, которая применялась в том налоговом периоде, за который производится перерасчет (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Однако что делать, если налогоплательщик не может установить, когда ошибка или искажение были допущены? В этом случае перерасчет производится в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ), что отражается в декларации за текущий отчетный (налоговый ) период.

Рассмотрим пример подачи уточненной налоговой декларации в совокупности с внесением изменений в бухгалтерском учете налогоплательщика.

Организация во II квартале 2007 г. выявила ошибку, допущенную в I квартале 2007 г. Соответственно и бухгалтерская отчетность, и налоговые декларации за этот период были поданы с ошибками.

В этом случае организации необходимо подать уточненные декларации в отношении налогов, неправильные декларации по которым были сданы в I квартале (НДС, налог на прибыль и др.).

В бухгалтерском учете искажения исправляются в соответствии с порядком, предусмотренным п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

В соответствии с Указаниями в случае обнаружения искажений в рамках одного отчетного года (до его окончания) какие-либо исправления в поданную ранее бухгалтерскую отчетность вносить не нужно. Исправления учитываются в том месяце отчетного периода, в котором они были выявлены.

Следовательно, в нашем примере организация учтет изменения в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 г.

Обратите внимание! Если в результате уточнений сумма налога (сбора) уменьшается, налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, но только если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Приведенный нами простой пример не демонстрирует, однако, тех сложностей, с которыми может столкнуться налогоплательщик при подаче, а налоговый орган – при принятии уточненной декларации.

Рассмотрим некоторые из возникающих проблем.

С одной стороны, право налогоплательщика представлять уточненные налоговые декларации не ограничено каким-либо сроком, что признают и контролирующие органы (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ “О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)”).

Таким образом, в случае представления налогоплательщиком в текущем году уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, отказать в принятии такой декларации налоговый орган не вправе.

С другой стороны, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Следовательно, если организацией выявлена ошибка за период, который не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, исправлять такую ошибку не имеет смысла. Во-первых, потому что налоговый орган не сможет проверить рассматриваемый период, даже если у налогоплательщика в результате уточнения возникнет недоимка. Во-вторых, потому что налогоплательщик не сможет вернуть или зачесть переплату, если в результате исправления ошибки сумма налога (сбора) будет уменьшена.

То есть за пределами трехлетнего периода пересмотр налоговых обязательств налогоплательщика (как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения) невозможен.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам либо возврату. При этом заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

READ
Раздел квартиры с участием материнского капитала

В этой связи может сложиться следующая ситуация.

Налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Но на момент подачи заявления срок, в течение которого налоговый орган имеет право проверять поданную декларацию, уже истек. Поэтому у налогового органа отсутствуют законные основания для проведения полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной декларации.

У налогового органа естественно возникает вопрос: что делать?

В таком случае Федеральная налоговая служба рекомендует налоговому органу принять уточненную декларацию, а поданное налогоплательщиком заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога рассмотреть с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения налоговым органом.

Из приведенной логики следует вывод: налогоплательщик, заинтересованный в проведении зачета, должен самостоятельно обеспечить налоговый орган документами, подтверждающими правомерность производимого зачета.

В отношении НДС п. 2 ст. 173 НК РФ устанавливается другая точка отсчета течения “срока давности” для возмещения излишне уплаченного налога на добавленную стоимость – три года с даты окончания соответствующего налогового периода.

То есть, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникла положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой начисленного НДС, возмещение излишне уплаченного налога не производится (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2005 N А65-18213/2004-СА1-23). Поэтому в отношении НДС ситуация, когда возмещение возможно, но сроки для проведения налогового контроля истекли, возникнуть не может.

Другой нестандартный случай связан с подачей уточненной налоговой декларации в отношении организации, которая перестала существовать, но у которой имеется правопреемник. Такой случай может иметь место при реорганизации юридического лица, проводимой в форме присоединения.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).

Если организация-правопреемник обнаружила в декларациях, поданных присоединенным юридическим лицом до его реорганизации, ошибки, которые привели к занижению подлежащей уплате суммы налога, то она обязана внести изменения в эти налоговые декларации и представить уточненные декларации от своего имени (письмо Минфина России от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128). Уточненная налоговая декларация представляется по месту учета организации-правопреемника.

Не стоит упускать из виду, что определенность с местом подачи уточненной декларации не освобождает организацию-правопреемника от анализа того, в какой бюджет должен был поступить недоплаченный налог. Если имеется в виду федеральный бюджет, то проблем не возникает. Но как быть, например, с суммами налога, недоплаченными в региональные бюджеты?

Предположим, что в результате реорганизации в форме присоединения перестает существовать юридическое лицо, находящееся в одном из субъектов РФ. За период его деятельности обнаруживаются ошибки в содержании поданной налоговой декларации в отношении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет этого субъекта РФ.

Правопреемнику с местонахождением в другом субъекте РФ необходимо подать уточненную налоговую декларацию по месту своего учета, но недоимку по налогу ему следует погасить в бюджет того субъекта, в который этот налог должен был быть уплачен присоединенной организацией.

Рассмотрим еще одну ситуацию. Деятельность прекращает не организация, а ее обособленное подразделение. Подход, тем не менее, остается прежним: изменения в налоговые декларации по ликвидированному подразделению должна внести сама организация и представить уточненные декларации должны по месту своего нахождения.

READ
Юридические Услуги Банкротство

Каковы особенности подачи уточненной декларации, в соответствии с которой у налогоплательщика образовалась переплата?

С 1 января 2007 г. действует новая редакция п. 1 ст. 81 НК РФ , в которой сказано следующее.

Соответствующие изменения в ст. 81 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению сумм налога, подлежащих уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.

Ранее, когда ст. 81 НК РФ не содержала вышеприведенную формулировку, указанное право налогоплательщика на практике не всегда соотносилось с обязанностью налогового органа принять такую корректирующую декларацию (во всяком случае, с точки зрения налогового органа).

Сегодня неправомерность подобных действий налогового органа очевидна.

Налоговый орган обязан принять такую налоговую декларацию и зарегистрирована она должна быть не позднее рабочего дня, следующего за датой ее принятия (п. 2.5.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76).

Вопрос о проведении зачета сумм налога по корректирующей декларации должен решаться налоговым органом после регистрации этой декларации. В случае если налоговый орган принял решение об отказе зачета сумм излишне уплаченного налога, то данная налоговая декларация будет только зарегистрирована. В случае положительного решения о зачете инспектор аннулирует первоначальную регистрацию данной уточненной налоговой декларации и вновь зарегистрирует ее, но в особом порядке (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@).

Обратите внимание! Если при подаче уточненной декларации с исправленной ошибкой, выявленной в пределах трехлетнего срока, сумма налога (сбора) уменьшится (образуется переплата), налогоплательщик может и не подавать уточненную налоговую декларацию. Речь идет о праве, а не об обязанности налогоплательщика.

В заключение рассмотрим корректирующую налоговую декларацию как механизм освобождения от ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога.

В соответствии с п. 3 ст. 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности:

1) при условии, что уточняющая налоговая декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта занижения сумм налога к уплате либо о назначении последним выездной налоговой проверки по соответствующему налогу за данный период, если до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени;

2) в случае представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплаты суммы налога.

При этом указанное освобождение от ответственности предусматривает освобождение налогоплательщика и налогового агента от взыскания только штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”).

READ
Для чего нужен специальный трудовой стаж?

Кроме того, в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” также указано, что в данном случае речь идет об освобождении от ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 “Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения” и ст. 122 “Неуплата или неполная уплата сумм налога” НК РФ.

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

Об условиях освобождения от ответственности.

Положениями п. 3 и пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ определены условия, позволяющие организациям избежать налоговой ответственности при подаче уточненной декларации.

Условия освобождения от ответственности зависят от момента представления «уточненки», который сравнивается с установленными сроками подачи налоговой декларации и сроком уплаты налога.

К сведению:

Согласно ст. 289 НК РФ декларации по налогу на прибыль представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3), а по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Итак, как было отмечено выше, условия освобождения от ответственности зависят от момента представления уточненной декларации в налоговый орган:

до истечения срока подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ). В этом случае декларация считается поданной в день подачи «уточненки». Организация освобождается от ответственности, как говорится, по умолчанию;

после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ). В отношении налога на прибыль правило, предусмотренное этой нормой, не работает, так как срок подачи декларации и срок уплаты налога совпадают;

после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (п. 4 ст. 81 НК РФ). Согласно этой норме налогоплательщик освобождается от ответственности в двух случаях.

Во-первых, «уточненка» представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Во-вторых, если «уточненка» представлена после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Отметим, что положения п. 4 ст. 81 НК РФ не уточняют, за какие именно налоговые правонарушения налогоплательщики могут избежать ответственности, если до подачи «уточненки» уплатят недоимку и пени. По-видимому, предполагается, что организации могут рассчитывать на освобождение как по ст. 120, так и по ст. 122 НК РФ.

К сведению:

Согласно ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (п. 1) или 30 000 руб., если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода (п. 2).

В силу ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (п. 1), а если это деяние совершено умышленно – в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (п. 2).

READ
КБК 18210102022013000110 - какой налог?

Возникает вопрос: может ли быть привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ налогоплательщик, подавший «уточненку» с указанием увеличения базы и суммы налога к уплате, однако не уплативший данную сумму и пени до ее подачи?

Согласно позиции Минфина, изложенной в Письме от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53498, НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение данного правонарушения по основанию, установленному п. 4 ст. 81 НК РФ, при условии уплаты недоимки и пеней после представления в налоговый орган соответствующей уточненной налоговой декларации.

В Письме Минфина России от 23.05.2017 № 03-02-07/1/31591 также говорится, что для освобождения от ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ при наличии недоимки на день подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик должен до ее подачи уплатить налог и пени за просрочку уплаты налога.

Когда подавать уточненку не обязательно

Уточненку можно не подавать в двух случаях: ошибка не влияет на сумму НДС к уплате либо ошибка приводит к завышению налога. Тогда подача уточненки — ваше право, а не обязанность (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Из-за ошибки сумма НДС не изменилась

Не все ошибки приводят к искажению НДС. Некоторые из них никак не влияют на сумму налога. Например, ошибка в номере или дате счета-фактуры, в номере ГТД, в реквизитах контрагента и так далее. Подавать уточненку в таком случае необязательно.

При камеральной проверке декларация с такой ошибкой не пройдет формально-логистического контроля, и ФНС запросит у вас пояснения. В ответе укажите верные данные, которые должны быть в декларации, и отправьте в ФНС в течение 5 рабочих дней.

ФНС в своих письмах от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367 и от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 просит в таких случаях подавать уточненку вместе с пояснениями, даже если ошибка не привела к занижению налога. Законодательной силы письмо не имеет, подача уточненки — по-прежнему ваше право.

Из-за ошибки возникла переплата по налогу

Если ошибка привела к переплате НДС, воспользуйтесь любым из трех способов ее устранения (п. 1 ст. 54 и п. 1 ст. 81 НК РФ):

  • подайте уточненную декларацию в том периоде, в котором обнаружили ошибку;
  • исправьте ошибку путем уменьшения налоговой базы в том периоде, в котором нашли эту ошибку;
  • ничего не делайте, если сумма переплаты несущественна для компании.

Уменьшить налоговую базу текущего периода можно не только из-за ошибок в прошлых декларациях, но и при изменениях в налоговом законодательстве, если они имеют обратную силу. Например, расширили перечень доходов, которые можно исключить из налоговой базы, или изменили перечень расходов, которые вы учитывали при расчете НДС.

READ
Снять ккм с учёта: что, для чего и как

Срок на устранение ошибки, связанной с переплатой, ограничен трехлетним периодом для возврата НДС. Он начинается со дня, когда организация или ИП узнали о факте переплаты.

Важно! Для налоговиков подача корректировки может послужить основанием для проведения выездной налоговой проверки уточняемого периода (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Как составить уточненную декларацию по НДС в 2022 году

Правовая сущность корректировки

Это делается в любом случае, но ФНС интересует, чтобы уточнения были внесены при обнаружении факта неотражения или неполного отражения данных, а также ошибок, приводящих к занижению налога.

Плательщик налогов может представить налоговикам ещё и уточненную декларацию при обнаружении недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению налога, подлежащего уплате. Уточненная декларация в таком случае не считается представленной с нарушением срока, даже если с внесением изменений плательщик вышел за его пределы.

На основе данных из уточненных деклараций налоговая инспекция в карточке расчетов плательщика с бюджетом должна скорректировать суммы налогов, которые необходимо оплатить. Если им подаётся исправленная декларация, в которой указан размер налога к доплате, инспекторы ФНС вправе на разницу выставить требование об уплате налога.

С правом плательщика представить в ФНС исправленную декларацию корреспондирует обязанность инспекции принять эту декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку и вынести законное и обоснованное решение по ее результатам.

Кто именно обнаружит ошибки в случае, если исправленную декларацию подаёт сам плательщик не имеет правового значения. В статье не предусмотрено наличие или отсутствие какого-либо аудиторского заключения.

Буквальное толкование положений рассматриваемой статьи говорит о том, что обязанность представления исправленной декларации обусловлена фактом обнаружения ошибочности сведений самим плательщиком. Однако ничто не запрещает ему пригласить для этой цели аудиторов или консультантов.

Уточненная декларация: подавать или нет

Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.

Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:

  1. Когда нельзя понять, к какому периоду относится ошибка.
  2. Когда ошибка привела к излишней уплате налога (такую позицию можно увидеть в письмах от 28.04.2018 № 03-03-06/2/29295, от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 12.01.10 № 03-02-07/1-9).

У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.

READ
Отделения Пенсионного Фонда Томская область

На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).

Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).

Не можем не отметить, что риски минимальны, поскольку многочисленные письма Минфина все же в пользу налогоплательщиков. Поэтому можно отражать корректировки в периоде обнаружения ошибок, приведших к переплате налога, даже если период возникновения ошибки известен. Главное, чтобы в текущем отчетном (налоговом) периоде была получена прибыль (письмо Минфина России от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177).

Но и здесь есть одно «но». Не по всем налогам получится учесть в текущем периоде корректировки, вызванные ошибками прошлых периодов. На сегодняшний день только декларация по налогу на прибыль содержит строку, предназначенную специально для отражения подобных корректировок (строка 400 приложения 2 к листу 02).

Если же из-за допущенной ошибки фирма переплатила, например, НДС, то провести корректировку в периоде обнаружения ошибки не получится. Нормы главы об НДС и порядок заполнения книг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137, никак не регламентируют возможность уменьшения налоговой базы текущего налогового периода на сумму налога, излишне исчисленного в предыдущих периодах. То есть в отношении НДС механизм реализации исправлений ошибки в текущем периоде, предусмотренный ст. 54 НК РФ, на сегодняшний момент отсутствует (как, впрочем и по ряду других налогов). На это обращает внимание и Минфин РФ в письме от 07.12.2010 № 03-07-11/476 (правда, в нем чиновники ссылаются на действующее в то время постановление Правительства от 02.12.2000 № 914).

Конкретные ситуации

А теперь рассмотрим распространенные ситуации, в которых не избежать представления в налоговую службу уточненной декларации, а также когда без этого можно обойтись.

Неверно указан отчетный период

Как поступить в случае, если ошибка содержится в коде периода, за который составлена декларация? Ответ однозначный — необходимо уведомить налоговую службу об этой ошибке, и как можно быстрее. Иначе можно заполучить штрафные санкции, причем они могут налагаться как на организацию (статья 119 НК РФ), так и на должностное лицо (15.5 КоАП РФ).

Нужно ли в этом случае подавать «уточненку»? Такой вариант возможен, хотя при этом можно столкнуться с непониманием со стороны ФНС. Там могут попросту не принять документ, поскольку за указанный период первичной декларации подано не было. Либо посчитать уточненную декларацию за поданную впервые с нарушением срока, и тогда организации может быть выставлен штраф по статье 119 НК РФ.

Лучше поступить следующим образом:

Письменно заявить в налоговую инспекцию о том, что декларацию, поданную с ошибочным кодом периода, следует считать представленной за такой-то период (указав его правильный код).

Чаще всего в ФНС принимают подобные пояснения и считают, что организация отчиталась без нарушений. Но если все-таки штрафные санкции последуют, у организации есть шанс его оспорить — в судебной практике есть примеры, когда арбитры решали такие дела в пользу налогоплательщика (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 по делу № А32-22251/2008-12/190).

READ
Для чего нужен специальный трудовой стаж?

Поздно поступившие документы

Нередко на практике бывают ситуации, когда от контрагента поступают документы, относящиеся к прошлому периоду. Например, счет-фактуру по декабрьской сделке можно получить уже в январе следующего года. В таких случаях подавать «уточненку» необходимости нет, ведь включить «запоздавший» счет-фактуру в книгу покупок можно и в текущем периоде. Такое правило было введено с начала 2015 года пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ. Основываясь на нем, можно заявить о вычете НДС в любой период в пределах трех лет с момента оприходования товаров, работ или услуг.

Однако такой порядок распространяется лишь на вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ. Иные вычеты НДС (например, уплаченного в качестве налогового агента, с предоплаты и прочие) необходимо заявить в том периоде, в котором приобретенные товары были приняты к учёту, при условии их использованы для осуществления облагаемой НДС деятельности.

Произошло завышение вычета НДС

Ситуация, в которой однозначно следует подавать уточненную декларацию по НДС — когда из-за вкравшейся ошибки был завышен налоговый вычет. Ведь в результате происходит занижение суммы налога, а это, как было сказано в начале статьи, накладывает на организацию обязанность представления «уточненки». Порой такое происходит по вине бухгалтера — например, он дважды зарегистрировал один и тот же счет-фактуру либо допустил техническую ошибку при вводе информации в систему учета. Но это также может стать следствием ошибочных действий бухгалтерии поставщика. Допустим, первичный счет-фактура, полученный в отчетном квартале, впоследствии был исправлен и датирован уже следующим периодом.

Чья бы вина ни была причиной завышения вычета, уточненную декларацию придется подавать. Но перед этим нужно исправить ошибки в книге покупок — составить дополнительный лист и занести в него верные данные. Сведения, которые подлежать удалению, нужно записать со знаком «минус».

Ошибки в книге покупок, не влияющие на сумму вычета

Порой в первичных документах прошлых периодов можно обнаружить ошибки технического характера, не влияющие на сумму НДС. Например, ошибочное указание ИНН, адреса, наименования контрагента.

В силу упомянутой статьи 81 НК РФ, их наличие не обязывает налогоплательщика подавать уточненную декларацию.

Однако сами налоговики все же рекомендуют это делать, ведь во время камеральной проверки по НДС, когда происходит сверка данных счетов-фактур контрагентов по каждой сделке, эти ошибки всплывают, и налоговые инспекторы обычно требуют пояснений.

Получение исправленного счета-фактуры

Бывает, что бухгалтер обнаруживает ошибки в полученном счете-фактуре и обращается за их исправлением к поставщику. Последний составляет корректировочный счет-фактуру и направляет покупателю. Однако между этими событиями может произойти разрыв по времени, и исправленный документ организация получит уже в следующем квартале.

По мнению ФНС, регистрировать такой счет-фактуру следует в том периоде, в котором получен его верный вариант. Вычет, ранее заявленный по нему, придется аннулировать, пересчитать НДС, оплатить его сумму и пени, после чего подать уточненную декларацию.

Стоит отметить, что такая позиция налоговой службы не находит однозначной поддержки у арбитров — они выносят свои решения как в пользу ФНС, так и в пользу налогоплательщиков.

Также следует помнить, что не любые ошибочные данные в счетах-фактурах могут привести к отказу в вычете. В пункте 2 статьи 169 НК РФ прямо говорится о том, что если ошибки не мешают идентифицировать стороны сделки, наименование и стоимость товара, ставку и сумму НДС, то оснований для отказа в вычете по такому счету-фактуре нет. Поэтому прежде чем обратиться к поставщику за корректировочным документом, следует убедиться в его необходимости.

READ
Отделения Пенсионного Фонда Томская область

Внесение изменений в разделы 8 и 9

Корректировка влияющих на сумму налога данных книги покупок или продаж за прошлый период осуществляется в разделах уточненной декларации 8 и 9.

Для многих бухгалтеров остается неясным такой момент: надо ли вносить в «уточненку» раздел полностью или достаточно отразить лишь его исправленную часть.

Официальных разъяснений по этому поводу пока нет, однако на семинарах представители ФНС говорят о корректности и того, и другого способа. Главное при этом — выбрать правильный «признак актуальности» документа, который указывается по строке 001 как самого раздела, а также приложения к нему.

Признак актуальности — параметр, который отражает корректность данных раздела, содержащихся в первичной декларации:

  • Если они были верны и не требуют внесения изменений, то здесь следует поставить код «1».
  • Если раздел содержал некорректные либо неполные данные, то его актуальность помечается кодом «», а в его полях указываются верные сведения.

Таким образом, согласно разъяснениям налоговиков, отразить изменения в разделах 8 и 9 уточненной декларации можно двумя путями:

  1. Первый способ — содержание раздела вносится в декларацию полностью — не только исправленные, но и корректные данные. При этом в графе «признак актуальности» по разделу ставится «», а Приложение 1 (дополнительный лист соответствующей книги) не заполняется. Это значит, что весь указанный раздел первичной декларации следует считать неверным, а вместо него использовать данные аналогичного раздела уточненной декларации.
  2. Второй способ — оформить лишь исправленные данные разделов 8 и/или 9 через Приложение 1. При этом в признаке актуальности приложения указать «», а актуальность самого раздела обозначить кодом «1». Такая запись будет означать, что все прочие сведения соответствующего раздела первичной декларации, за исключением тех, которые поданы в составе «уточненки», верны. Рекомендуем использовать именно этот способ, поскольку он соответствует Постановлению Правительства РФ № 1137, согласно которому изменения необходимо вносить через доплисты.

Мы рассмотрели некоторые распространенные ошибки, которые встречаются в Декларациях по НДС. Как видно из статьи, далеко не всегда налогоплательщику необходимо подавать уточненную декларацию, хотя в некоторых случаях сделать это все же придется.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

Что делать при обнаружении ошибок, не влияющих на сумму НДС

Если обнаружены ошибки в налоговом учёте, которые не влияют на сумму налога, можно не сдавать в ФНС исправленный отчёт. Если же неточности имеются в журнале учёта счетов-фактур, который с 2015 года должны вести организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и выполняющие функции застройщика, следует подать уточнёнку. Порядок ведения журналов учёта определяет ст. 169 НК РФ.

Закон не предусматривает штраф за уточнённую декларацию по НДС. Но, если налоговики обнаружат, что из-за ошибки снизилась сумма налога, налогоплательщику начислят крупный штраф за допущенные и своевременно не исправленные неточности.

Ссылка на основную публикацию