Усыновление ребенка иностранными гражданами

Посредническая деятельность по передаче детей под опеку или усыновление в РФ запрещена. Но специально уполномоченные иностранными государствами органы могут представлять интересы усыновителей через представительства, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ. На что уполномочены представительства:

Усыновление российских детей иностранными гражданами

В 2022 году в федеральном банке данных о детях-сиротах находятся сведения о 43 100 детях, оставшихся без родительского попечения. Большинство из них состоят на учете не 1 год. Закон предусматривает возможность семейного устройства несовершеннолетних за пределами страны. Рассмотрим, как проходит усыновление российских детей иностранными гражданами.

С 2010 года действует ограничение на усыновление российских детей гражданами других стран. Наложен полный запрет на прием российских несовершеннолетних гражданами США (ст. 4 ФЗ от 2012 № 272).

Беспрепятственно могут усыновить российского ребенка граждане СНГ, Италии, Испании, Франции, Великобритании. Однако Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает ограничение. Правом на принятие в семью российского ребенка иностранцы наделяются только через 12 месяцев после поступления сведений о нем в региональный банк данных.

Усыновление возможно, если за 1 год несовершеннолетний не был передан в семью:

  • родственников-граждан РФ;
  • родственников-иностранных граждан; .

Прокурор разъясняет – Прокуратура Республики Коми

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Семейным кодексом РФ усыновление детей является приоритетной формой устройства детей. Российские дети усыновляются как гражданами России, так и иностранными гражданами.

Усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если невозможно передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или нахождения усыновляемого ребенка. В указанные суды также подают заявления иностранные граждане и в случаях, когда они постоянно проживают на территории Российской Федерации, поскольку ч.2 ст.269 ГПК для названных лиц не предусмотрена возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства.

Систему усыновления (удочерения) детей иностранными лицами можно определить как юридический процесс по конкретному делу, который включает последовательно сменяющиеся стадии, состоящие из отдельных юридических действий: досудебная стадия, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, исполнение решения.

Досудебную стадию можно разделить на две подстадии: подготовительные действия к усыновлению в стране усыновителя и подготовительные действия на территории государства усыновляемого ребенка. Кандидаты в усыновители, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, сначала обращаются в компетентные органы своего государства. Данные органы проводят обследование и оценку лица или лиц, желающих усыновить, с целью определения, отвечают ли они необходимым требованиям, предъявляемым к кандидатам в усыновители, способны ли они обеспечить всестороннее развитие несовершеннолетнего и обладают ли они соответствующими воспитательными способностями. На основании анализа социально-психологического климата, материального положения семьи и состояния здоровья кандидатов в усыновители эти органы дают заключение семье о возможности быть усыновителями.

Следующая подстадия состоит в осуществлении юридических действий кандидатов в усыновители в компетентных российских органах. Иностранные граждане в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» должны обратиться за информацией о таких детях к любому региональному или федеральному оператору государственного банка данных по своему выбору.

При этом, иностранные граждане, желающие усыновить (удочерить) ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации только о тех оставшихся без попечения родителей детях, в отношении которых возникли установленные Семейным кодексом Российской Федерации основания усыновления (удочерения) указанными гражданами, при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан.

Как правило, усыновление российских детей иностранными гражданами на досудебном этапе производится через представительства аккредитованных в РФ иностранных организаций. Сотрудники этих организаций представляют необходимые документы для усыновления. Все документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международным договором РФ, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве РФ в государстве места жительства указанных лиц либо нотариусом на территории РФ.

READ
Какой вид налогообложения выбрать для ООО

В соответствии с ч. 5 ст. 71 ГПК РФ иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ. Легализация документов не требуется в отношениях между государствами – участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г), вступившей в силу для России с 31 мая 1992 г. Вместо дипломатической или консульской легализации официальных документов в государствах – участниках Конвенции в подтверждение подлинности подписей должностных лиц, печатей или штампов на документе проставляется апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Статьей ст. 166 Семейного кодекса РФ установлено, что при применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Для этого они могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции и другие компетентные органы РФ либо привлечь экспертов.

Когда кандидаты в усыновители выбрали ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответствующий оператор выдает им направление на его посещение, так как они обязаны лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт.

Следующей стадией является подготовка дела к судебному разбирательству. Ее основными задачами являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, решение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле. На основании п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» в порядке подготовки дела к судебному разбирательству судье в каждом случае истребует от органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Заявление об установлении усыновления рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителей органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

В соответствии со ст. 273 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Такими заинтересованными лицами вполне могут быть признаны родственники ребенка, сведения о которых также должны содержаться в анкете ребенка (подп. 9 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ № «О государственном банке данных о детях»).

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» сказано, что, поскольку в соответствии со ст. 273 ГПК РФ в необходимых случаях к участию в деле могут быть привлечены родители ребенка, другие заинтересованные лица, в частности родственники ребенка, учреждение, в котором находится ребенок, и сам ребенок в возрасте от десяти до четырнадцати лет, при подготовке дела к судебному разбирательству судье следует решить вопрос о привлечении к участию в деле указанных лиц для того, чтобы дело об усыновлении было рассмотрено максимально в интересах ребенка.

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 при исследовании документов, подтверждающих наличие сведений об усыновляемом ребенке в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документов, содержащих информацию о предпринимаемых органом опеки и попечительства, региональным и федеральным оператором мерах по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, суд, в частности, проверяет сведения о ребенке (о его возрасте, состоянии здоровья и др.), предлагался ли он на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление его родственникам и если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка. В целях всесторонней проверки указанных обстоятельств суд вправе допросить в качестве свидетелей родственников ребенка, а также лиц, которые знакомились со сведениями о ребенке и отказались от его усыновления или семейного воспитания.

READ
Срок кредита если не платить

При исследовании судом заключения об условиях жизни данных граждан и о возможности быть усыновителями, составленного иностранной организацией по усыновлению детей (усыновительным агентством), необходимо проверить, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства.

При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении все данные об усыновлении и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда в законную силу.

Завершающей стадией является исполнение судебных решений об установлении усыновления. На основании ст. 125 СК РФ суд в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направляет выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка. После оформления правоустанавливающих документов на ребенка и выезда ребенка в государство, гражданином которого является усыновитель, защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ, за пределами территории РФ осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.​​​​​

Письма по интернету и игрушки почтой

Относительно сестер и братьев действует приоритет их совместного усыновления, если иное не отвечает интересам ребенка. Например, в одном из дел свою роль сыграла психологическая экспертиза, согласно которой мальчик не знает о старшем брате, они воспитывались отдельно, никакой привязанности нет. В итоге суд решил, что ребенка можно усыновить отдельно.

Самая частая причина, почему усыновители хотят взять ребенка, – невозможность иметь биологических детей (в том числе с помощью современных медицинских технологий), говорится в обзоре. Суды обязаны выяснять этот вопрос, а также мотив взять именно российского ребенка. Это может быть, например, наличие знакомых, которые уже так сделали. Суды уделяют внимание и возможному языковому барьеру. Заявители могут указывать, что изучают русский язык или у них есть родственники, которые им владеют.

До усыновления важно установить психологический контакт с ребенком. Суды убеждаются, что взрослые общались с детьми чаще всего «2–3 раза по несколько часов в течение нескольких дней как в детском учреждении, так и на улице, в парке, в кафе». Когда иностранцы уезжают, то они продолжают интересоваться ребенком, шлют ему письма по интернету, передают игрушки и фотографии. Период общения должен быть таким, чтобы суд мог прийти к выводу о наличии устойчивого контакта, делает вывод Верховный суд в обзоре практики.

Кроме того, суды уделяют внимание опыту воспитания предыдущих детей (если он есть), вопросам смены имени, фамилии, отчества, даты рождения ребенка.

Обзор практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации.

Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом. Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей. Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.

READ
Образец журнала учета рабочего времени

Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.

Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями. Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126 , ст. 127 (за исключением подп. 7 п. 1 ), ст. 128 и 129 , ст. 130 (за исключением абзаца пятого ), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия. Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Второе — истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

READ
Можно ли тратить внесенный уставный капитал ООО

В этих целях ст. 11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.

При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан Российской Федерации или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 272 ГПК).

2. Если ребенка желают усыновить граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то усыновление также невозможно до истечения года со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. Заявления граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подаются в верховный суд Республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

4. В соответствии со ст. 126.1 СК РФ российские усыновители не вправе пользоваться при усыновлении услугами посредников. Такое право, однако, предоставлено иностранным гражданам, которые могут воспользоваться помощью органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Эти органы и организации должны быть уполномочены не только государством своего происхождения. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 (в ред. от 16 декабря 2014 г.) утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями аккредитации.

5. Положения ст. 127 СК РФ «Лица, имеющие право быть усыновителями» применяются к иностранцам и лицам без гражданства, желающим усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, за исключением подп. 7 п. 1 этой статьи . Иными словами, для усыновления такому кандидату в усыновители нет необходимости доказывать, что размер его дохода позволяет обеспечить усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации.

На особенности процедур и документов, подтверждающих право иностранцев и лиц без гражданства быть усыновителями, обращается внимание в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

6. При усыновлении ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом, и вывозе ребенка за пределы Российской Федерации существуют объективные трудности в получении отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка.

С целью упорядочить контроль за условиями жизни усыновленных российских граждан за рубежом Правительством РФ были утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако указанный акт не определяет порядок осуществления контроля за условиями пребывания усыновленного ребенка в семье усыновителей, да и не может его определять, поскольку ни один из органов власти Российской Федерации не имеет юрисдикции на территории другого государства.

READ
Благоустройство территории многоквартирного жилого дома

Суд на территории Российской Федерации вправе произвести отмену усыновления при наличии доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и интересов усыновленного за рубежом, однако дальнейшее исполнение судебного решения и возврат ребенка в Россию зависят от признания решения российского суда на территории государства, где находится ребенок.

Таким образом, контроль за действиями усыновителей, которые проживают за рубежом, фактически невозможен, за исключением тех случаев, когда Российская Федерация является участником международных соглашений, предусматривающих возможность такого контроля, осуществляемого компетентными органами принимающего государства, которые передают информацию о жизни усыновленного ребенка органам власти Российской Федерации.

Усыновление детей, имеющих иностранное гражданство, гражданами Российской Федерации подчиняется закону суда. При этом в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 165 СК РФ необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Опека и попечительство с «иностранным элементом». В настоящее время Россия не участвует в каких-либо международных актах, содержащих нормы материального права, регулирующие опеку и попечительство с иностранным элементом, или в международных актах, устанавливающих транснациональные процедуры признания или восстановления опеки и попечительства. Между тем, например, государства — участники Совета Европы заключили такого рода соглашение — Конвенцию о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки.

Российская Федерация участвует в Конвенции стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», вступившей в силу для нее 10 декабря 1994 г. Этот международный акт содержит (ст. 33) следующие коллизионные нормы: при установлении или отмене опеки и попечительства подлежит применению личный закон ребенка, при этом обязанность принять опеку или попечительство определяется личным законом опекуна или попечителя. Внутренние правоотношения опеки и попечительства регулируются законом государства, которое произвело установление опеки.

Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства с иностранным элементом, содержатся также в национальном законодательстве Российской Федерации. Статья 1199 ГК РФ использует аналогичные вышеперечисленным коллизионные привязки, добавляя, что к внутренним правоотношениям опеки (попечительства) в случае, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.

Комментарий к ст. 165 СК РФ

1. Действующее законодательство РФ предусматривает возможность усыновления российских детей иностранными гражданами (такое усыновление часто именуют международным усыновлением) только при соблюдении ряда условий. Такие условия сформулированы в нормах как международного, так и российского права.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. ст. 20, 21). Это, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда “обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным”. Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И, наконец, в-четвертых, недопущение, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.

Значительное внимание уделено иностранному усыновлению в Минской конвенции 1993 г. Согласно п. 1 ст. 37 указанной Конвенции усыновление или его отмена определяется по законодательству страны – члена Конвенции, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В указанной статье также говорится о необходимости получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, если законодательством страны, гражданином которой является ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласие усыновляемого служит обязательным условием усыновления.

READ
Льгота на транспортный налог для ветеранов труда

Аналогичные положения содержатся и в комментируемой статье.

Необходимость осуществления процедуры усыновления в соответствии с законодательством государства, гражданином (подданным) которого является усыновитель, обусловлена тем, что в большинстве случаев усыновленный ребенок переезжает на постоянное место жительства в страну, гражданином (подданным) которой является усыновитель. Соответственно необходимо, чтобы усыновление имело юридическую силу в данной стране.

Когда и ребенок, и один из супругов – граждане России, усыновление производится в порядке, установленном СК (см. комментарий к ст. ст. 124 – 144). В то же время международный договор РФ (многосторонний или с соответствующим государством) может установить иные правила.

2. При усыновлении иностранными гражданами ребенка, российского гражданина, должны быть соблюдены не только требования иностранного закона, но и одновременно требования Семейного кодекса РФ, касающиеся обеспечения интересов усыновляемого, которые имеют приоритет. Таким образом, можно говорить о необходимости соблюдения при международном усыновлении российских детей почти всех положений СК РФ, регулирующих отношения, возникающие при усыновлении, что по существу свидетельствует о том, что в данной статье законодатель установил в целях защиты интересов российских детей приоритетность норм именно российского права. Поэтому коллизионная привязка, закрепленная в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, является не основным, а скорее дополнительным критерием определения законодательства государства, подлежащего применению к международному усыновлению российских детей. Практически это означает применение к усыновлению и российского законодательства, поскольку дети, подлежащие усыновлению, порядок учета таких детей и потенциальных усыновителей, порядок усыновления, правила об обязательном согласии на усыновление родителей ребенка, заменяющих их лиц и самого ребенка, а также требования, предъявляемые к усыновителю, определяются по российскому законодательству.

В случае если эти нормы вступают в противоречие с законодательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского законодательства. Для того чтобы несколько скорректировать норму п. 1 комментируемой статьи, было внесено дополнение о том, что положения российского законодательства применяются с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. К числу таких международных договоров следует отнести Конвенцию о правах ребенка, Минскую конвенцию и Конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления.

Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Наличие гражданства или его отсутствие определяется на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене.

Усыновление иностранными гражданами устанавливается судом в порядке особого производства и с обязательным участием самих заявителей, органов опеки и попечительства, прокурора. При этом необходимо заключение органа опеки и попечительства о том, что соблюдены все интересы ребенка. Для решения вопроса об усыновлении ребенка – гражданина Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители, должны обратиться с заявлением и просьбой о подборе ребенка на усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по ведению учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи. В субъектах РФ это, как правило, отделы охраны прав детей и интернатных учреждений республиканских, краевых, областных управлений образованием либо центры усыновления, опеки (попечительства) или аналогичные структуры.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона “Об исполнительном производстве” суд вправе обратить решение об установлении усыновления, в том числе ребенка – российского гражданина иностранцем или лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.

3. Пункт 3 комментируемой статьи наделяет консульские учреждения России в стране, где проживает усыновленный ребенок, являющийся российским гражданином, правом осуществлять “в пределах, допускаемых нормами международного права”, защиту прав и законных интересов ребенка. Для осуществления такой защиты дети, усыновленные иностранными гражданами и являющиеся российскими гражданами, подлежат регистрации в российских консульствах в стране своего проживания.

С целью обеспечения контроля над судьбой российских детей, усыновленных иностранными гражданами, были приняты Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами России и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (в ред. Постановления от 10 марта 2005 г. N 123). Согласно Правилам такие дети ставятся на учет в трехмесячный срок с момента их въезда в государство места проживания усыновителей. При этом консульское учреждение проставляет соответствующую отметку в паспорте усыновленного ребенка (п. 4 Правил).

READ
Правила перевозки кислорода в баллонах на автомобиле

В целях обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые шесть месяцев направляет им информацию о таких детях (п. 8 Правил).

Консульские учреждения в конце календарного года направляют в это Министерство списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей (п. 8 Правил).

4. Усыновление ребенка – гражданина России за границей признается действительным, если:

а) этот ребенок проживает за пределами нашей страны;

б) усыновление произведено компетентным органом данного государства;

в) на это было получено предварительное согласие органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда из России (например, в г. Москве это орган исполнительной власти, занимающийся вопросами образования).

Порядок усыновления иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Российской Федерации

Порядок усыновления иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих за пределами территории Российской Федерации

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением законодательства и с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы усыновления несовершеннолетних детей, являются Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. №275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление и осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства» (с изменениями на 11 апреля 2006 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (с изменениями на 11 апреля 2006 г.), Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. №654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» (с изменениями на 22 апреля 2009 г.), Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2008 г. №347.

В соответствии с законодательством Российской Федерации усыновление иностранными гражданами и лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, осуществляется, как правило, на территории Российской Федерации. В то же время усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации, может быть произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, при условии получения предварительного разрешения на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Документы усыновителей должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык, перевод должен быть нотариально засвидетельствован в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации либо в органах нотариата на территории Российской Федерации.

На основании представленных документов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации, принимает решение о разрешении усыновления.

READ
Образец акта приема - передачи имущества

Если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки Российской Федерации в аналогичном порядке.

Усыновление ребенка в этих случаях производится компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — компетентным органом государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства). Факт усыновления подлежит обязательной регистрации в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с действующим законодательством усыновление российского гражданина, произведенное по решению германского суда без получения предварительного разрешения российских органов власти, является недействительным и российской стороной не признается.

Заключение

Подводя итоги по порядку и особенностям усыновления малышей из РФ иностранцами, можно отметить:

  1. Желая усыновить малыша, иностранцы должны сделать обращение в федеральный государственный банк либо в региональный отдел социальной защиты и попечения.
  2. Выбрать малыша из реестра базы данных, получить разрешение на его посещение, подружиться с ним и принять решение об усыновлении.
  3. Собрать пакет, требующихся документов, сделать их перевод на русский язык и нотариально подтвердить.
  4. Передать прошение об усыновлении в суд.
  5. Получить, как показывает судебная практика по усыновлению детей иностранными гражданами, чаще положительный, чем отрицательный, вердикт суда.
  6. Опираясь на решение судебных инстанций, забрать ребенка из детского приюта.
  7. По приезду в страну проживания, поставить малыша на консульский учет.

Говоря терминами статистики, можно отметить уменьшение числа детей, усыновленных иностранцами, начиная с 2012 года. Современная Россия повысила требования к правилам усыновления, введя ограничения для стран, где разрешены официально браки между людьми одного пола. Чаще всего российские дети усыновляются итальянцами, испанцами, французами, немцами. Ранее, до принятия «Закона Димы Яковлева», российские дети усыновлялись гражданами Америки. Парламентариями РФ было внесено на рассмотрение предложение в закон об усыновлении, о смягчении некоторых его пунктов, но поддержки это предложение не получило.

Иностранное усыновление: почему за, почему против

ВАЖНОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ: Нижерасположенный текст был написан в 2008 году. Актуальности по большей части не утратил (цифры изменились). Однако, принятие #ЗаконПодлости Государственной думой — гораздо более важная проблема. Этот текст — о некоторых внутренних проблемах усыновления. Сейчас проблема — в ЛЮДОЕДСТВЕ принятых Госудумой законов.

Иностранное усыновление — благо или беда? Национальный позор или спасение для детей?

Есть два уровня этой проблемы.

Первый — на уровне ребёнка. Действительно, ребёнок, оставшийся без родителей, находящийся в доме ребёнка, в детском доме, он имеет право быть в семье. И если, увы, не нашлось россиян, которые были готовы взять на себя ответственность за него, то он должен быть передан иностранцу, если тот готов это сделать. Спорить тут не о чем совершенно.

Второй — на уровне общества. Не государства, общества.

Усыновление за границу не столь значительно, по сравнению с устройством в семьи. Усыновлено в 2006 году за границу 6689 детишек (из них инвалидов, вопреки распространённому мнению, всего 187). Устроено в Россию (на все формы) — 101465 детей. Почувствуйте, как говориться, разницу. В 2007 году ситуация ещё более показательна (устроено в России 125025 детей, иностранное — 4536 детей). Поэтому крик, на самом деле, лишь про 3,6% устройств детей в семью. Это раз. Поэтому тезис о том, что закрывая (прикрывая, затрудняя) международное усыновление мы просто-таки лишаем российских детей-сирот «шанса в жизни» — несколько надуман.

Второе. Если гражданин России решит взять ребёнка, то куда ему идти — совершенно непонятно. Большинство людей так и живут, не зная, куда же обратиться. Нет ни социальной рекламы, ни понятного пути, куда идти, что делать… Самый большой источник информации, простите, интернет. Иностранец же может обратиться в специальное агентство и ему тут же предоставят весь перечень необходимых услуг, проведут буквально за ручку. При этом, очевидно, что подавляющее большинство и иностранных, и российских усыновителей хотят получить здорового ребёнка, желательно не экзотической внешности.

При этом детей о 0 до 4-х лет (наиболее часто усыновляемая группа детей) — какое-то ограниченное число, и среди них далеко не все «не-экзотической» внешности и не имеют существенных «болячек». Поэтому на маленьких детей, простите «очередь». По крайней мере, в ряде регионов — совершенно реальная очередь. И в результате за 2007 год более 7200 российских граждан, планировавших взять ребёнка в семью так и не нашли своего.

READ
Цели и функции юридической ответственности

Это первая проблема. Граждане своей страны по сути конкурируют с иностранцами за детей. Но это — не самое страшное.

Как вы помните, у иностранных усыновителей, в отличие от россиян есть специальные агентства, за плату обеспечивающие «зелёную улицу» своим клиентам. И — вы все живёте в России — понимаете, что отсутствие очередей, радушный приём в доме ребёнка, в банке данных — всё это неспроста, как то «ж-ж-ж» у Виннни Пуха. Нет никакого сомнения, что разница в отношении к отечественным и иностранным усыновителям, практикуемая во многих Домах ребёнка (лично наблюдал) вызвана ничем иным, как различием в финансовой составляющей процесса.

При этом коррупционная составляющая у отечественного усыновителя тоже случается. Но здесь есть разница: нет налаженной схемы, нет традиции, мало кому из россиян приходит в голову, что вот и здесь, оказывается, тоже «берут».

Итак, в доме ребёнка находится, скажем 50 детей. Чем их больше, тем выше вероятность того, что на какую-то девочку или мальчика найдётся иностранный усыновитель. Почему именно иностранный? Если усыновление в Россию — это просто «сокращение контингента», то усыновление за рубеж — всегда! — возможность получить пусть и незначительную, но мзду за то, что «хорошо приняли».

Сотрудница одного из домов ребёнка рассказывала, что к ним в дом ребёнка частенько приходят сотрудники двух агентств по усыновлению, смотрят документы детей, осматривают их, фотографируют, снимают на видео, беседуют с главным врачом… Всё это, конечно, незаконно, но об этом не принято говорить.

Почему-то иностранцы никогда не появляются в тех домах ребёнка, где «не налажено». Но как только одно из агентств «протаптывает дорожку» — отечественные усыновители перестают быть там желанными гостями, зато иностранное усыновление — идёт полным ходом.

Как происходит на практике? Во-первых, чтобы работало иностранное усыновление, нужно, чтобы было достаточно большое количество детей, более полугода находящихся в федеральном банке данных и которых оттуда не забрали россияне. Как этого добиться?

Во-первых, надо «нарисовать» ребёнку как можно более страшный диагноз. Как правило, это гепатит С. Не в последнюю очередь потому, что простейшие тесты не выявляют непосредственно анти-тела к гепатиту С, а «путают» его с герпесом, который есть, как известно, почти у всех. Потом, обязательно, часто «со слов» или вообще придумывается, что мать ребёнка (как правило, неизвестная, без документов) наркоманка или алкоголик. Если даже это и так, данный факт будет написан первой строчкой во всех документах ребёнка.

Во-вторых, отечественный усыновитель, даже продравшийся через все эти диагнозы и страшенные фотографии на usynovite.ru (вот, например, таких: http://usynovite.ru/files/photos/1r/1ro2.jpg) приходит, наконец, с направлением в дом ребёнка оказывается, что «главврача нет», «сегодня не принимаем», «у вас не такое, как положено направление», «как же вы с такой жилплощадью (справкой о доходах, направлением…) собираетесь ребёнка брать», «в таком возрасте такого маленького ребёнка я вам не дам»… А то и открытое хамство.

Если российский усыновитель прорывается и сквозь это — это ждёт ознакомление с медициной, где заготовлены уже пугаюдщие «гепатиты» и мать-наркоманка». Ну и главврач в белом халате, комментирующий ситуацию: «Да что вы с ней возитесь, она же дурочка, видно же… Она же в школу никогда не пойдёт!»

Это не придумано, это — картинка с натуры.

Часть этих деток, которых испугались российские усыновители, конечно, будут усыновлены за рубеж, но значительная часть «досидит» в детском учреждении до 4-х лет, потом будет переведена в детский дом, и дальше, дальше, дальше… А в 7 лет уже — всё. Только 10% усыновлений — детей старше 7 лет.
“Оставшиеся” дети — обречены. У них страшные “нарисованные” диагнозы, а стало быть их не учат, лечат не от того, и тем самым ещё больше снижают и так минимальный их шанс на нормальную жизнь. И, анализируя ситуацию, получается, чтобы усыновили 1-го (с “денежкой”!) — двадцать остаются “с диагнозом”.

READ
Ликвидность: что это такое простыми словами

И вот именно поэтому я — против иностранного усыновления.

«Благодаря» ему тормозится усыновление внутри России и усыновление в принципе. Как бы это ни звучало парадоксально, но чем больше усыновление иностранное, тем меньше детей, оставшихся без попечения родителей, обретает семью.

Возможные трудности

Для усыновления детей иностранными гражданами приходится готовить много документов, а затем удостоверять их копии у нотариуса. Это основная проблема, с которой сталкиваются будущие усыновители. Если хотя бы одной справки не будет хватать, могут отказать в выдаче заключения. Суд же и вовсе оставит заявление без движения, и ребенка забрать не получится.

Вы можете получить бесплатную консультацию у нашего юриста по усыновлению. Он проанализирует вашу проблему, расскажет возможные варианты развития событий и подскажет, какими способами ее можно решить.

Юрист. Общий трудовой стаж 10 лет. Член Ассоциации юристов России. Занимаюсь проверкой и редактурой публикаций на сайте. Оказываю квалифицированную юридическую помощь. Моя почта: savo992@bk.ru, профиль на ЯндексУслугах.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для того чтобы узнать, как решить именно Вашу проблему и получить консультацию юриста, пишите в онлайн-чат справа, в форму для вопросов ниже или звоните по телефону:

Консультация в чате и по телефону – это самые быстрые способы получения ответа. Через форму ниже – примерное время ожидания ответа 1-2 дня.

Иностранцы готовы усыновлять и детей более старшего возраста. Те, кому больше 14 лет, участвуют в процессе, с 10 лет – высказывают позицию, а иногда даже младше 10, если суд увидит, что ребенок может четко сформулировать свое мнение. Например, говорится в обзоре практики ВС, в одном из дел ребенка спрашивали, осознает ли он, как далеко будет жить, и станет ли скучать по друзьям и братьям, которые остаются здесь.

Процедура усыновления российских детей иностранными гражданами

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

Если будущий усыновитель постоянно проживает в России, ему достаточно обратиться в региональный ООиП. При постоянном проживании за пределами РФ порядок действий другой, и придется задействовать иностранный уполномоченный орган.

Заключение может быть получено как в РФ, так и в государстве, гражданином которого является заявитель. Взаимодействие между всеми органами осуществляется с учетом положений международного договора, заключенного между РФ и другой страной. Большую часть документов они направляют друг другу самостоятельно.

Шаг 1: получение заключения

Заключение можно оформить в своей стране. Для этого нужно обратиться с заявлением в уполномоченный орган иностранного государства по месту жительства. Как выглядит процесс:

  1. Гражданин подает заявление о выдаче заключения. Ему дают направление на прохождение медкомиссии и обучение в школе усыновителей.
  2. Проходит медкомиссию. Это нужно для подтверждения отсутствия заболеваний, при которых передача несовершеннолетнего не допускается.
  3. Обучение в школе приемных родителей. В России курсы обычно проходят в ООиП, но в другом государстве может быть иначе. По результатам сдается экзамен. В процессе обязательно проводится психологическое тестирование. Свидетельство об окончании курсов понадобится опеке.
  4. Проверка жилищных условий. Она проводится иностранным органом. Сотрудники изучают обстановку, беседуют с членами семьи. В итоге оформляется акт, один экземпляр выдается и будущему усыновителю.

В завершение выдается заключение, которое в дальнейшем понадобится для постановки на учет в качестве усыновителя. Также выдадут обязательство, согласно которому иностранный орган в дальнейшем должен будет проверять условия проживания ребенка.

Документы

Чтобы получить заключение, нужно представить ряд документов:

  1. Заявление установленного образца. У каждой страны он свой.
  2. Автобиография.
  3. Брачное свидетельство (если есть).
  4. Медзаключение о состоянии здоровья.
  5. Свидетельство о прохождении курсов.
  6. Свидетельство о праве собственности на недвижимость, или договор найма (если жилье не свое).
  7. Справка о доходах.
  8. Согласие супруга, если несовершеннолетний усыновляется только одним из супружеской пары.

Перечень документов может меняться или дополняться в зависимости от законов другого государства.

Расходы

Усыновление во всех странах производится бесплатно, в том числе и расходы. Но в дальнейшем усыновителю придется понести затраты на нотариальное удостоверение копий перевода документов, а также оформить визу на ребенка.

Ссылка на основную публикацию