Статья 19 Закона 44-ФЗ – Нормирование в сфере закупок

Второе примечание. Информация по этому вопросу обязана быть предоставлена для свободного доступа и находится в единой системе информации.

Пример нормирования в сфере закупок по 44 фз . Что понимается под нормированием в сфере закупок.

Недавно принятый закон по контрактной системе ввел правила нормирования в сферу закупок. В полном соответствии с этим правовым актом, положения по различным типам товара, обязаны приниматься соответственно с принятым на муниципальном, региональном и федеральном уровне порядком нормирования. В приведенной ниже информации мы познакомимся понятием что понимается под нормированием в сфере закупок и как это нормирование происходит.

Определенным видам товара, еще до этапа, на котором составляется план закупок, предъявляются минимальные требования. В законодательном акте прописана система, по которой происходит нормирование сферы закупок. Система имеет в своем составе три уровня, особенности каждого из которых, зависят от статьи 19 федерального закона от 05.04.13 г. (т.н. Закон № 44-ФЗ)

В чем заключаются правила нормирования

По 44-ФЗ, нормирование в сфере закупок предполагает установление требований к товарам, работам, услугам и к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (ч. 1 ст. 19 44-ФЗ). К таким требованиям относятся качественные, количественные, потребительские свойства продукции (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ).

Кроме условий к свойствам и качествам изделий, устанавливаются и нормативные затраты по 44-ФЗ — предельные цены и расходы на приобретаемые товары, работы или услуги. Главный критерий, который соблюдается при разработке таких правил, — вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ч. 2 ст. 19 указано, с какой целью предусмотрено нормирование закупок 44-ФЗ, — для предотвращения заказов продукции с избыточными потребительскими свойствами. Внедрение нормативов способствует:

  • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования заказов и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
  • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего заказчики не вправе приобретать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.

В 44-ФЗ указано, кто устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — российское правительство. Размещают нормативные правила такие структуры:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • территориальные подразделения;
  • органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
  • бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.

В 2022 году нормативы регламентируют:

  1. Постановление правительства от 24.11.2022 № 1913.
  2. Постановление правительства от 09.12.2022 № 2062.
  3. Постановление правительства от 18.05.2015 № 476.
  4. Постановление правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.
  5. Постановления правительства РФ от 02.09.2015 № 926, № 927.
READ
Инн при приеме на работу

Что такое нормирование в сфере закупок простыми словами

Нормирование закупок в сфере закупок – это установление требований к приобретаемой госзаказчиками продукции, а также нормативных затрат на обеспечение функций госорганов, муниципалитетов, органов управления внебюджетными фондами (ч. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ). Допускается устанавливать требования к количеству, потребительским свойствам продукции к ее максимальной стоимости.

Например, смартфон руководителя федерального ведомства не может быть дороже 15 тысяч рублей, специалиста – 5 тысяч рублей, автомобиль не может быть мощнее 200 лошадиной силы и дороже 2,5 млн рублей (ПП от 02.09.2015 № 927).

Нормативы затрат устанавливают для услуг связи, закупки ГСМ, трат на содержание имущества, дополнительное профессиональное обучение сотрудников и т.д. (раздел 2 ПП от 13.10.2014 № 1047). Цель нормирования в сфере закупок 44-ФЗ – при обеспечении нужд госорганов и муниципалитетов не допускать покупку предметов роскоши или продукции с избыточными потребительскими свойствами. Что позволяет экономить бюджетные средства.

Нормирование закупки по 44-ФЗ обязательно для:

▪️госорганов;
▪️органов управления государственными внебюджетными фондами;
▪️муниципалитетов;
▪️казенных учреждений за исключением тех, для которых формируется государственное или муниципальное задание на производство работ, оказание услуг;
▪️Госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос»;
▪️наиболее значимых учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры.

В настоящее время нормирование используют только при госзакупках в рамках Закона № 44-ФЗ. Нормирование закупок по 223-ФЗ отсутствует.

Правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Для начала разберемся, кто устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных нужд. В силу ч. 3 ст. 19 Закона № 44-ФЗ такие полномочия даны Правительству РФ (см. ПП от 18.05.2015 № 476, ПП от 13.10.2014 № 1047, ПП от 02.09.2015 № 926).

После того как общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд определены Правительство РФ, региональные и муниципальные органы устанавливают непосредственно правила нормирования. Приведем правила нормирования в сфере закупок по 44-ФЗ – образец. На федеральном уровне, например, действуют правила, утв. ПП от 02.09.2015 № 927. В качестве примеров региональных актов приведем постановление Правительства Москвы от 25.12.2015 № 953-ПП и постановление Правительства Тюменской области от 08.12.2015 № 570-п.

Далее на основе таких документов государственные и муниципальные органы утверждают требования к продукции, приобретаемой ими и подведомственными им учреждениям и предприятиям, т.н. ведомственные перечни (см., например, приказ Минобрнауки от 31.08.2018 № 676, приказ Минздрава России от 06.08.2018 № 495). Правила нормирования в сфере закупок по 44-ФЗ для бюджетных учреждений и других госзаказчиков подлежат публикации в ЕИС (ч. 6 ст. 19 Закона № 44-ФЗ). Найти их можно во вкладке «планирование».

READ
Смена председателя ТСЖ порядок действий

Контроль над нормированием в сфере закупок 44-ФЗ

Контроль над соблюдением правил нормирования в сфере закупок для муниципальных нужд, как правило, происходит в ходе плановой проверки заказчика органами внутреннего финконтроля (п. 2 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). В ходе проверки устанавливают:

▪️наличие/отсутствие ведомственного перечня;
▪️наличие публикации такого перечня в ЕИС;
▪️наличие/отсутствие закупок у проверяемого лица продукции, включенной в перечень;
▪️соблюдение правил нормирования.

Выводы о соблюдении правил нормирования в сфере закупок вносят в акт проверки.

За включение в план-график продукции с нарушением требований нормирования к должностному лицу заказчика может быть применена административная ответственность по ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП: штраф от 25 тысяч до 50 тысяч рублей.

Какие документы о нормировании в сфере закупок по закону №44-ФЗ принимаются на муниципальном уровне

Местная администрация должна установить правила нормирования.

Муниципальные органы на основании правил нормирования обязаны утвердить хотя бы один из следующих актов:

  • требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями товарам (работам, услугам);
  • нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений.

Принятые акты необходимо разместить в ЕИС.

Муниципальные заказчики, не являющиеся муниципальными органами, документы о нормировании не разрабатывают.

Пример распоряжения на утверждение правил нормирования:

Постановление об утверждении правил нормирования

Нормирование по 44-ФЗ для бюджетных организаций

Данная мера в сфере закупок для бюджетных заказчиков имеет свои характерные особенности, которые заключаются, чаще всего, в установлении требований только к приобретаемым товарам, работам, услугам. Нормативные затраты используются в отношении к ним, только если организация действует от лица государственного или муниципального заказчика и выполняет соответствующие полномочия, переданные на безвозмездной основе (ч.6 ст.15 44-ФЗ).

Рассмотрим на примере, как работают правила, ограничивающие закупки заказчиков по 44-ФЗ. Для этого возьмем требования к закупаемым товарам, работам, услугам, утвержденные Министерством природы в Приказе от 29.05.2022 г. № 310 для подконтрольных бюджетных организаций.

Чтобы проиллюстрировать нормативные затраты, которые формируют бюджетные заказчики в рамках правил нормирования в сфере закупок по 44-ФЗ, возьмем нормативы по расходам для Муниципального бюджетного учреждения «Комбинат благоустройства города Богучар» (распоряжение администрации Городского поселения – город Богучар Богучарского МО Воронежской области от 09.01.2022 г. № 1-Р). Комбинат установил такие нормативы:

  • услуги по обеспечению ПО 1С Бухгалтерия – 76 тыс. руб./ в год;
  • закупка бензина марки АИ-92 – 36 000 л. и т.д.
READ
Экзамен ПДД и номера для велосипедистов – новый закон

Нормирование закупок по федеральному закону 44-ФЗ

Нормирование в сфере закупок – это определение обязательных требований для оценки результатов закупки, а также объема затрат на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Нормирование закупок должно преследовать следующие цели:

  • формирование требований по количеству, потребительским свойствам и иным показателям товаров, услуг, работ;
  • реализация принципа запрета закупок товаров с избыточными свойствами либо предметов роскоши;
  • обязательное соответствие закупаемых товаров, услуг, работ удовлетворению государственным и муниципальным нуждам.

Общие правила нормирования и принципы формирования норм устанавливаются Правительством РФ. Специализированные нормы в части правил нормирования и принципов создания норм устанавливаются Правительством РФ в отношении закупок государственного уровня, исполнительными органами субъектов РФ – в отношении закупок регионального уровня, муниципальными образованиями – в области муниципальных закупок.

Общие правила нормирования, установленные Правительством Российской Федерации, распространяются на корпорации «Росатом», «Роскосмос» и иные значимые учреждения образования, науки, культуры и здравоохранения.

Все субъекты нормирования на основании общих принципов формируют свои требования к товарам, услугам и работам, которые должны обеспечить государственные и муниципальные нужды, в том числе требования к предельной цене, а также нормы в отношении затрат на закупки.

Все правила и принципы нормирования, так же, как и конкретные требования к товарам, работам и услугам, должны быть размещены в Единой Информационной Системе.

Таким образом, можно выделить следующие этапы нормирования:

  1. Создание основных правил нормирования и принципов формирования норм Правительством Российской Федерации. Одним из подобных правовых актов первого этапа является Постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. №476 “Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения”.
  2. Определение нормативов для получения обязательного перечня Правительством РФ, субъектами или муниципальными образованиями для своих уровней соответственно. Примером подобного документа является Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. №927 “Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)”.
  3. Формирование конкретных требований к товарам, работам и услугам, а также нормативным затратам для получения ведомственного перечня. Показатели в данном перечне необходимы для обеспечения обоснованности закупок. В качестве примера можно привести следующий нормативный акт: Приказ Спецстроя России от 31 июля 2015 г. №245 “Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата Федерального агентства специального строительства”.
READ
Расчет ипотеки с материнским капиталом

Планы закупок также должны формироваться на основании нормативов закупок, как на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, так и на ведомственном. Вторым значимым фактором при формировании планов закупок является нормирование затрат на обеспечение государственных, региональных и муниципальных нужд.

Все планы закупок, помимо соответствия нормативным актам, должны быть обоснованы с использованием нормативов из ведомственного перечня. Анализ всех документов позволяет определить, по какой цене и в каком объеме будут осуществляться закупки, а также каким образом соблюсти установленный лимит.

Как осуществляется поиск правил нормирования в ЕИС

Правила нормирования в ЕИС размещаются в отдельном разделе «Планирование» – «Правила нормирования в сфере закупок».

Поиск можно вести по номеру утвержденных правил. Но если номер неизвестен, то допускается использовать расширенный поиск по таким критериям, как:

  • наименование правил нормирования;
  • тип правил нормирования;
  • орган, который разместил и утвердил данные правила;
  • дата размещения или утверждения;
  • регион, в котором действует документ и пр.

После анализа запроса система выдаст все правила нормирования, которые отвечают требованиям пользователя.

Ответ недели: сроки утверждения нормативных затрат на обеспечение функций в соответствии со ст. 19 44-ФЗ

Вопрос: Как часто нужно утверждать учреждению нормативные затраты на обеспечение функций в соответствии со ст. 19 44-ФЗ?

Сообщаю Вам следующее:

Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации до 1 июня текущего финансового года принимают правовые акты о нормативных затратах.

Согласно пункту 14 постановления N 479 правовые акты, предусмотренные подпунктом «б» пункта 1 настоящего документа, пересматриваются не реже одного раза в год.

При этом сроки ежегодного пересмотра и принятия правового акта, утверждающего требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), постановлением N 479 не установлены.

По мнению Департамента, срок пересмотра утвержденных федеральным государственным органом, органом управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации требований к отдельным видам товаров, работ, услуг может быть установлен такими органами самостоятельно, с учетом плана работы общественного совета.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

READ
Частная жалоба на восстановление пропущенного срока

Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» (далее — постановление N 479) федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации до 1 июня текущего финансового года принимают правовые акты, указанные в абзаце втором подпункта «б» пункта 1 постановления N 479.

Подпунктом «б» пункта 1 постановления N 479 указано, что федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации принимают правовые акты, утверждающие:

требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемых самим федеральным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, его территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями.

Согласно пункту 14 постановления N 479 правовые акты, предусмотренные подпунктом «б» пункта 1 настоящего документа, пересматриваются не реже одного раза в год. Пересмотр указанных правовых актов осуществляется на заседаниях общественного совета, которым принимается одно из следующих решений:

а) о необходимости внесения изменений в правовой акт в порядке, установленном для его принятия;

б) об отсутствии необходимости внесения изменений в правовой акт.

Внесение изменений в правовые акты, указанные в подпункте «б» пункта 1 настоящего документа, осуществляется в порядке, установленном для их принятия (пункт 17 постановления N 479).

Таким образом, правовые акты, утверждающие нормативные затраты, должны пересматриваться и приниматься федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации ежегодно до 1 июня текущего финансового года.

При этом сроки ежегодного пересмотра и принятия правового акта, утверждающего требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), постановлением N 479 не установлены.

По мнению Департамента, срок пересмотра утвержденных федеральным государственным органом, органом управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации требований к отдельным видам товаров, работ, услуг может быть установлен такими органами самостоятельно, с учетом плана работы общественного совета.

READ
Были ли поправки по статьям с сентября 2022 года?

Документ 2

1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Пермского края (в том числе органов государственной власти Пермского края), их территориальных органов, подведомственных им государственных казенных учреждений Пермского края, органа управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края (далее — нормативные затраты).

1.2. Нормативные затраты применяются для обоснования объекта и (или) объектов закупки соответствующего государственного органа Пермского края (в том числе органа государственной власти Пермского края), их территориальных органов, подведомственных им государственных казенных учреждений Пермского края, органа управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края (далее соответственно — государственные органы Пермского края, орган управления территориальным фондом, казенные учреждения).

Нормативные затраты в части затрат на обеспечение функций казенных учреждений, которым в установленном порядке утверждено государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ), определяются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации для расчета нормативных затрат, применяемых при определении объема финансового обеспечения выполнения указанного государственного задания.

…1.4. Для определения нормативных затрат в соответствии с разделом III настоящих Правил используются нормативы цены и количества товаров, работ, услуг, устанавливаемые государственными органами Пермского края, органом управления территориальным фондом, если они не предусмотрены нормативами, применяемыми при расчете нормативных затрат на приобретение услуг связи, транспортных услуг, мебели и канцелярских принадлежностей в расчете на одного работника, являющимися приложением к настоящим Правилам.

1.5. Размер нормативных затрат пересматривается не реже одного раза в год с учетом изменений сценарных условий для формирования вариантов развития экономики Пермского края и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период, при этом нормативные затраты второго финансового года планового периода аналогичны нормативным затратам первого финансового года планового периода…

Документ 3

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ О НОРМИРОВАНИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

ПО ЗАКОНУ N 44-ФЗ ПРИНИМАЮТСЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Местная администрация должна установить правила нормирования >>>

Муниципальные органы на основании правил нормирования обязаны утвердить хотя бы один из следующих актов:

— требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями товарам (работам, услугам);

— нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений >>>

Муниципальные заказчики, не являющиеся муниципальными органами, документы о нормировании не разрабатывают.

READ
Как поручителю начать платить проценты по кредиту?

Правила нормирования, устанавливаемые местной администрацией

Чтобы установить правила нормирования закупок для муниципальных нужд, нужно принять следующие муниципальные правовые акты (ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ):

  1. Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.

В данном документе нужно предусмотреть в том числе (п. 6 Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 N 476, далее — Общие требования):

— требования к правовой форме названных актов, порядку их согласования, срокам утверждения и размещения в ЕИС;

— случаи внесения изменений в акты;

— требование об обязательном общественном обсуждении актов и порядок такого обсуждения.

В остальных вопросах местная администрация определяет содержание документа самостоятельно. Рекомендуем включить в него, например, порядок предварительного обсуждения на заседании общественного совета при муниципальном органе проектов отдельных актов, перечисленных в абз. 3 пп. «б», абз. 3 пп. «в» п. 1 Общих требований. Возможность такого обсуждения предусмотрена в п. 3 Общих требований.

  1. Правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, их территориальными органами, подведомственными казенными, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями товарам (работам, услугам).

При разработке этого документа следует руководствоваться п. п. 4 — 6, 9, 10, 12, 13, 15, 16 Общих правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926 (далее — Общие правила N 926). В частности, необходимо сформировать обязательный перечень отдельных видов товаров (работ, услуг) с указанием их потребительских свойств и иных характеристик и (или) обязать муниципальные органы установить их значения (пп. «а» п. 4 Общих правил N 926).

До утверждения рассматриваемого документа его проект может пройти предварительное обсуждение на заседании общественного совета при муниципальном органе (п. 3 Общих требований).

  1. Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений.

Документ разрабатывается на основании Общих правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047 (далее — Общие правила N 1047). В нем согласно п. 5 Общих правил N 1047 необходимо отразить:

— формулы расчета нормативных затрат по их видам;

— порядок применения формул;

— порядок расчета без применения формул.

Кроме того, в правилах можно предусмотреть право муниципальных органов устанавливать иные формулы расчета и порядок их применения (п. 5 Общих правил N 1047).

Отметим, что формулы расчета должны соответствовать требованиям п. 16 Общих правил N 1047.

Акты о нормировании, принимаемые муниципальными органами

READ
Справка О Рождении Ребенка Из Загс Форма 24

На основании правил нормирования, утвержденных местной администрацией, муниципальные органы принимают собственные акты о нормировании в сфере закупок (ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). Должен быть принят хотя бы один из следующих документов (ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-03-06/18202):

  1. Требования к закупаемым муниципальными органами, их территориальными подразделениями, подведомственными казенными, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями товарам (работам, услугам).

Проект данного документа до его утверждения может пройти предварительное обсуждение на заседании общественного совета при муниципальном органе (п. 3 Общих требований).

  1. Нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений.

В отношении подведомственных бюджетных учреждений, унитарных предприятий утверждать данный документ не нужно (ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Как осуществляется нормирование в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ

Нормирование в закупках заключается в ограничении цен и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг, а также в ограничении затрат на содержание госорганов. Цель нормирования – не допустить излишеств в закупках.

Система выстроена таким образом, что каждый орган власти – федеральный или местный – самостоятельно нормирует закупки для себя и своих подведомственных заказчиков. Правила такого нормирования для органов власти своего уровня устанавливают соответственно Правительство РФ, правительства субъектов, а также местные администрации. Документы нормирования всех уровней размещаются в открытом доступе в ЕИС.

Общие требования к тому, как нормировать закупки и издавать правила, утверждены Правительством РФ.

1. В чем заключается суть нормирования

В рамках нормирования устанавливаются:

1) требования к закупаемым товарам, работам, услугам, к их количеству, свойствам, предельной цене, которые заказчики должны соблюдать;

2) нормативные затраты на обеспечение функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.

Основная цель нормирования – ограничить лишние затраты заказчиков в ходе закупок товаров, работ, услуг, в том числе не допустить закупку таких излишеств, как предметы роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Прямого запрета на закупку предметов роскоши, как и определения понятия предметов роскоши в Законе N 44-ФЗ нет. Предлагаем считать таковыми дорогостоящие товары, обладающие избыточными потребительскими свойствами, которые не нужны для обеспечения государственных нужд в каждом конкретном случае. Через механизм нормирования органы власти с учетом отраслевой и территориальной специфики устанавливают те критерии, по которым подведомственные заказчики определяют, являются ли характеристики закупаемых ими товаров, работ, услуг избыточными и можно ли их приобретать.

READ
Как перевести апартаменты в статус жилой недвижимости

2. Как организована система нормирования

Систему нормирования можно условно представить следующим образом:

Первый уровень. Правительством РФ разработаны общие правила того, как нормировать закупки, обязательные для применения всеми субъектами нормирования. Эти правила утверждены в трех документах:

• Общий порядок издания документов в сфере нормирования (Постановление от 18.05.2015 N 476);

• Общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (Постановление от 02.09.2015 N 926);

• Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение госорганов (Постановление от 13.10.2014 N 1047).

С учетом этих документов формируются все правила в системе нормирования (ч. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Второй уровень предусматривает правила разработки правовых актов о нормировании, правила формирования требований к продукции в виде ведомственных перечней и правила определения нормативных затрат. Данные правила предназначены для органов власти каждого уровня – федеральных, субъектовых и муниципальных. Их разрабатывают соответственно для своих органов власти Правительство РФ, правительства субъектов и местные администрации с учетом актов первого уровня (ч. 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Третий уровень – отраслевой, именно на этом уровне устанавливаются нормы и требования к товарам, нормативные затраты, которые заказчики должны соблюдать при закупках. Их утверждают для своих подведомственных заказчиков государственные, муниципальные органы и ГРБС из числа учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, перечисленные в ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, с учетом актов, принятых на первых двух уровнях нормирования.

3. Какие установлены правила нормирования в сфере закупок

Правила того, как нормировать закупки, установлены Правительством РФ, правительствами субъектов и местными администрациями для применения органами власти своего уровня. Все эти правила установлены с учетом общих требований, установленных Правительством РФ.

Для федеральных органов, государственных корпораций “Росатом” и “Роскосмос”, а также некоторых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ч. 4.1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, действуют следующие основные правила нормирования:

1) требования к товарам (работам, услугам), в том числе предельные цены, утверждаются в виде ведомственных перечней по утвержденной форме. В эти перечни необходимо включить товары (работы, услуги) из Обязательного перечня, утвержденного Правительством РФ. Можно утвердить характеристики, отличные от предусмотренных в таком перечне, но тогда в ведомственный перечень необходимо включить их обоснование. В ведомственный перечень можно включить и иные товары (работы, услуги) (п. п. 2, 6 Правил определения требований N 927, Письмо Минфина России от 13.08.2019 N 24-01-06/61190);

READ
Экзамен ПДД и номера для велосипедистов – новый закон

2) нормативные затраты определяются по утвержденной Методике. Данная Методика содержит формулы расчета по различным видам затрат, например на услуги связи, содержание имущества, транспортные услуги. По тем видам затрат, которые отсутствуют в Методике, органы устанавливают правила расчета самостоятельно (п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1084).

Обратите внимание: нормативные затраты можно не утверждать в отношении товаров (работ, услуг), которые не закупают федеральный госорган, его территориальные органы и подведомственные ему казенные учреждения. При этом такие затраты необходимо утвердить для товаров (работ, услуг), полномочия по закупке которых федеральный госорган передал подведомственным учреждениям (Письмо Минфина России от 13.08.2019 N 24-01-06/61190);

3) проекты актов, утверждающих требования, и нормативы затрат размещаются в ЕИС для обсуждения общественниками. Срок такого обсуждения не может быть меньше пять рабочих дней со дня размещения (п. п. 5, 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 479);

4) утвержденные нормативные затраты и ведомственные перечни размещаются в ЕИС в течение семи рабочих дней. Неразмещение может повлечь наложение штрафа, предусмотренного ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, п. 16 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 479, ч. 6 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

На уровне субъекта правила нормирования определяются правительством субъекта, например в Московской области правила установлены Постановлением Правительства МО от 29.12.2015 N 1411/49.

Для муниципальных заказчиков такие правила утверждают местные администрации (см., например, Постановление администрации городского округа Электросталь МО от 08.09.2017 N 632/9).

4. Как заказчикам использовать документы нормирования

Чтобы найти документы нормирования, которые для вас утверждены, обратитесь в своему ГРБС (учредителю) или воспользуйтесь поиском в меню “Правила нормирования в сфере закупок” раздела “Планирование”. Там вы найдете утвержденные ведомственные перечни и нормативные затраты.

При описании объекта закупки учитывайте характеристики и предельные цены товара, работы, услуги, установленные ведомственными перечнями и нормами затрат.

За несоблюдение требований, установленных в документах нормирования, предусмотрен административный штраф в размере до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Взяв за основу эти правила в сфере закупок для государственных и муниципальных потребностей, госучреждения, муниципальные власти, значимые учреждения науки, культуры и образования определяют требования к закупаемым их территориальными филиалами и подконтрольными организациями и предприятиями товаров, работ, услуг (например, Приказ ФСИН от 31.07.2019 г. № 592, приказ Рослесхоза от 30.10.2019 г.). А также нормативные затраты на поддержание их деятельности (например, Распоряжение МВД от 13.07.2018 г. № 1/7962).

Ссылка на основную публикацию