Макулатуру освободили от НДС

Вместе с тем в некоторых ситуациях (что следует из абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) продавцам макулатуры придется исчислить и уплатить НДС в бюджет. Такие случаи предусмотрены абз. 7 и 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанного товара «физикам», не являющимся ИП.

Оформление продажи макулатуры в 1С

С 1 января 2018 года при приобретении макулатуры у налогоплательщиков НДС обязанность по исчислению НДС возлагается на налоговых агентов, которыми являются покупатели.

Налоговый агент по НДС – это лицо, обязанное исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС с доходов плательщика налога.

В случаях, когда продавец применяет специальный режим налогообложения или освобожден от уплаты НДС, покупатель не становится налоговым агентом. При этом договор или первичный учетный документ должен содержать отметку “Без налога (НДС)”.

Макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Полноценный учет макулатуры, металлолома и сырых шкур животных реализован в программах «1С:Бухгалтерия КОРП», «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО», «1С:Комплексная автоматизация», «1С:ERP Управление предприятием 2».

Эксперты считают, что операции по реализации макулатуры должны быть освобождены от обложения НДС

С начала 2019 года применяется механизм реверсивного обложения НДС в сфере реализации макулатуры. Это означает, что по общему правилу определяет налоговую базу по НДС и уплачивает налог покупатель (получатель) товара как налоговый агент (п. 8 ст. 161 Налогового кодекса). На год ранее, с января 2018 года, такой порядок уплаты НДС стал применяться в рамках оборота сырых шкур животных, металлолома и вторичного алюминия.

На рынке макулатуры реверсивный порядок уплаты НДС внедрили Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 424-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”. До этого, в период с 2016 года до конца 2018 года, операции по реализации макулатуры не подлежали налогообложению согласно Федеральному закону от 2 июня 2016 г. № 174-ФЗ “О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Закон № 174-ФЗ), принятому прежде всего благодаря инициативе депутата, члена комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александра Фокина.

Закон № 174-ФЗ способствовал, как отметил депутат на состоявшемся вчера тематическом круглом столе в ОП РФ, эффективному развитию отрасли переработки макулатуры. В период действия поправок, внесенных в законодательство указанным законом, началось строительство новых заводов по переработке, показатель экономического роста в отрасли достиг 12-15%. Позитивно Александр Фокин оценивает также освобождение доходов физлиц от реализации макулатуры от обложения НДФЛ (п. 17. 3 ст. 217 НК РФ). По его мнению, такая льгота в совокупности с освобождением от обложения НДС могли бы стать “созидательной” базой для сферы переработки макулатуры.

БЛАНК

Возврат к реверсивной системе обложения НДС создал в отрасли, как отметил депутат, очень непростую ситуацию. У малого бизнеса, например, представители которого в основном заняты скупкой макулатуры, как правило, нет возможностей содержать бухгалтеров для исчисления НДС. Заместитель генерального директора по развитию Ассоциации “Лига переработчиков макулатуры” Михаил Пеньков подчеркнул, что макулатура является ценным ресурсом, с помощью которого может производиться широчайший ассортимент продукции. Эксперт полагает, что реверсивный механизм уплаты НДС является барьером, препятствующим повышению собираемости макулатуры, а также ведет к снижению объемов выпускаемой продукции и сокращению числа участников рынка, а, как следствие, к падению налоговых поступлений в бюджет.

Директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов указал, что в 2018 году поступления от уплаты переработчиками макулатуры НДС составили 3,8 млрд руб. После года действия Закона № 174-ФЗ, то есть по итогам 2017 года данный показатель составил уже 9 млрд руб., а в 2018 году – 9,5 млрд руб. Александр Фокин подтвердил, что такие данные ему по депутатскому запросу предоставила ФНС России.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” предусмотрена реализация нацпроекта по поддержке малого и среднего бизнеса и индивидуального предпринимательства. Заместитель директора Института экологии НИУ ВШЭ, исполнительный директор НП “Технологическая платформа “Технологии экологического развития””, к. э. н. Наталья Поротникова отметила, что введение реверсивной системы обложения НДС не согласуется с целью указанного нацпроекта. Большинство “сборщиков” макулатуры – это ИП, применяющие УСН. Но даже несмотря на это они обязаны теперь исчислять и уплачивать НДС. Эксперт уверена, что это спровоцирует массовый уход таких игроков с рынка, а ведь именно они предоставляют макулатуру перерабатывающим заводам. В итоге, по словам Натальи Поротниковой, касающиеся реверсивного порядка уплаты НДС нововведения могут привести к нехватке сырья для производителей. Так, по ее словам, в настоящее время для производства упаковки из гофрированного картона используется около 70% сырья, полученного из макулатуры. По мнению эксперта, следует операции по реализации макулатуры освободить от обложения НДС на постоянной основе. Заместитель генерального директора Ассоциации “Лига переработчиков макулатуры” Денис Кондратьев подчеркнул, что освобождение от обложения НДС на рынке макулатуры может стать мерой, направленной на “торпедирование” различных нацпроектов, в том числе и проекта “Экология”.

READ
Как получить путевку в санаторий пенсионеру МВД

“Такие отрасли как переработка макулатуры должны адресно поддерживаться государством”, – полагает первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов. В масштабах страны, как отметил эксперт, речь может идет о не очень больших налоговых поступлениях, но рынок переработки макулатуры необходимо развивать и с точки зрения его экологической значимости.

Продавец – организация, не являющаяся плательщиком НДС, либо физическое лицо.

Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит отметку «Без налога (НДС)».

К сведению:

Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03‑07‑11/12711).

При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС .

Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.

Как сдать декларацию по НДС при работе с макулатурой в 2022

Если компания или ИП стали налоговым агентом по НДС, придется сдать декларацию по налогу, даже если агент сам не является плательщиком НДС. Подают декларацию в течение 25 дней после завершения квартала, в котором была операция с макулатурой.

За опоздание или несдачу декларации в ФНС грозит штраф 5% от налога, который уплачивают согласно этой декларации. Штраф назначают за каждый полный или неполный месяц, его минимальная сумма — 1000 рублей, но он не превысит 30% от суммы налога.

Ведите учет в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Система сделает предрасчет НДС, подскажет, каких документов не хватает и какие ошибки возможны в учете. Подготовит декларацию по НДС и другие отчеты на основе первичных документов и банковской выписки. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей. Тестируйте сервис и проверьте, подходит ли он вам, или запросите демонстрацию системы.

До 2019 года продажа макулатуры освобождалась от НДС. Но в 2022 году эта льгота не действует, и НДС с макулатуры должен начислить и уплатить покупатель, который становится налоговым агентом. Расскажем, как это сделать.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

Все организации пользуются коммунальными услугами: отоплением, водой, электричеством, вывозом мусора, водоотведением и пр. Порядок обложения стоимости коммунальных услуг налогом на добавленную стоимость зависит от того, кто оказывает услуги и как происходит оплата.

Регистры налогового учета по НДС — это документы, которые обобщают данные налогового учета и помогают рассчитывать базу для исчисления налога. Их используют, когда данных из регистров бухучета недостаточно. Разберемся, какие есть налоговые регистры по НДС и как их вести.

Розничные магазины и другие торговые организации, которые продают товары конечным потребителям, тоже платят НДС. Рассмотрим, особенности в расчете и уплате НДС, заполнении книги продаж и бухгалтерском учете.

НДС: макулатура с 2019 года – последние новости

В 2016 г. законом от 02.06.2016 № 174-ФЗ сделки с макулатурой были освобождены от НДС до конца 2018 года. Нынешние законодательные корректировки предусмотрены законом от 27.11.2018 г. № 424-ФЗ. В соответствии с ними реализация макулатуры в 2019 году НДС будет облагаться, но начислять и платить налог обязаны будут покупатели, а не продавцы. Покупатели при осуществлении сделок с собранной макулатурой будут выступать в качестве налоговых агентов. Этот статус может появиться только у двух категорий скупщиков:

у юридических лиц;

у частных предпринимателей.

Покупатель начисляет НДС (налоговый агент), макулатура при этом должна быть выкуплена у плательщика НДС. Если продавец относится к группе неплательщиков этого вида налога, необходимо в договоре купли-продажи или поставки и в первичных документах сделать пометку о том, что реализация макулатуры НДС не облагается (то есть сделка осуществляется без НДС). Обязательно в контракте прописываются основания освобождения сумм от налогообложения (например, применение продавцом налогового спецрежима).

READ
Как заполнять отчет о движении денежных средств

Макулатура НДС будет облагаться без привязки к режиму налогообложения, используемому покупателем. Статус налогового агента может быть присвоен как ИП или юрлицу на ОСНО, так и предпринимателю или фирме на УСН и иных спецрежимах. Главным критерием отнесения сделки в разряд налогооблагаемых является налоговый признак продавца – плательщик или неплательщик налога на добавленную стоимость. Продавец платить НДС (с макулатуры 2019 г.) будет в двух случаях:

Если продающая сторона фактически является плательщиком налога, но в договоре безосновательно прописано, что сделка проводится без НДС.

При продаже макулатуры НДС начисляет продающая сторона, если в роли покупателя выступает обычное физическое лицо, не зарегистрированное в статусе ИП (при условии, что продавец является плательщиком НДС).

Если приобретается макулатура, ставка НДС составит 20%, так как с 2019 года основной тариф налогообложения увеличивается на 2%. Скупщик начисляет налог и перечисляет его в бюджет. При этом обязательно составляется счет-фактура, но не покупателем, а продавцом. НДС при реализации макулатуры в 2019 году будет выводить ее получатель. Продающая сторона в счете-фактуре указывает, что налог начисляется налоговым агентом (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Покупатель к сумме, выставленной продавцом к оплате, прибавляет исчисленное налоговое обязательство. Это действие позволяет зафиксировать размер налоговой базы. Когда проводится реализация макулатуры, НДС (2019г.) в учете продавца не отражается. В учете покупателя он проводится с выделением суммы налога расчетным методом.

Если налоговый агент является плательщиком налога на добавленную стоимость, сумма налога по сделке с макулатурой может быть принята им к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Уплаченный НДС на макулатуру в 2019 году включается в себестоимость продукции приобретателя этого сырья, если:

покупатель макулатуры не является плательщиком НДС;

налоговый агент является плательщиком НДС, но макулатура была использована в видах деятельности, освобожденных от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Если сдается макулатура, НДС с 01.01.2019 г. исчисляется покупателем и отражается им в декларации по НДС. Декларационная форма должна подаваться в налоговый орган всеми категориями налоговых агентов по НДС, даже теми, кто применяет спецрежимы и освобожден от уплаты налога и составления отчетности по нему. Сроки сдачи в налоговую инспекцию декларации для налоговых агентов идентичны срокам для налогоплательщиков НДС – 25 число в месяце, который следует за истекшим отчетным кварталом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Организация передает офисные отходы (ртутные ламы, старые компьютеры и т.п.) на утилизацию, нужно ли начислять НДС?

В деятельности организации образуются самые различные отходы, например, разбитые ртутные лампы или пришедшая в негодность компьютерная техника. Обязана ли организация платить НДС в случае передачи права собственности на отходы при заключении договоров на транспортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов (имеется в виду отказ заказчика от полученных продуктов переработки при передаче отходов на обезвреживание и пр.)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Передача права собственности на возвратные отходы (возмездная или безвозмездная) признается объектом налогообложения НДС.

В зависимости от вида отходов организации необходимо уплачивать НДС или нет.

Обоснование позиции:

Объектом налогообложения НДС признается реализация на территории РФ, в частности, товаров на возмездной и безвозмездной основе (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Закрытый перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС, установлен п. 2 ст. 146 НК РФ.

Операции по реализации отходов в п. 2 ст. 146 НК РФ и в п. 3 ст. 39 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ) не поименованы.

Напомним, что реализацией для целей налогообложения признается передача права собственности на товары на возмездной или безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При этом товаром является любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). В свою очередь, под имуществом понимаются, в частности, движимые вещи (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст.ст. 128, 130 ГК РФ), к которым можно отнести и отходы производства.

То есть из прямого прочтения приведенных норм НК РФ можно сделать вывод, что передача права собственности на отходы производства для их утилизации признается объектом налогообложения НДС. Подтверждает данный вывод и упоминание некоторых отходов, реализация которых освобождена от налогообложения, в ст. 149 НК РФ, где поименованы операции, признаваемые объектом налогообложения, но не облагаемые НДС.

Так, не облагается НДС:

– реализация макулатуры – бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованных и вышедших из употребления бумаги, картона, типографских изделий, деловых бумаг, в том числе документов с истекшим сроком хранения (пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ);

READ
Расторжение договора водоканалом в одностороннем порядке

– реализация лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа, промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы (пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Как видим, реализация, в частности, макулатуры и отходов драгметаллов хоть и являются объектом налогообложения, но законодатель установил освобождение этих операций от налогообложения.

Кроме того, с 1 января 2018 года утратила силу норма пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ), в соответствии с которой не подлежали налогообложению операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов. При этом введена также норма п. 8 ст. 161 НК РФ (устанавливающая институт налогового агентировании при реализации лома и отходов черных и цветных металлов).

То есть 01.01.2018 реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается НДС. Только обязанность по уплате НДС с этой реализации возложена на покупателя этого лома и отходов.

Таким образом, исходя из приведенных норм НК РФ, следует, что передача права собственности на отходы производства на возмездной или безвозмездной основе признается объектом налогообложения НДС.

В то же время в постановлении АС Московского округа от 10.12.2014 N Ф05-14321/14 по делу N А41-59418/2013 суд указал, что передача налогоплательщиком готовой продукции (мясной) на утилизацию в связи с невозможностью её использования для реализации по истечении сроков годности не признается объектом налогообложения НДС. В данном случае налоговый орган настаивал на начислении НДС на безвозмездную передачу права собственности на упомянутые отходы.

Схожий вывод суда представлен и в постановлении Шестнадцатого ААС от 23.08.2011 N 16АП-1963/11 (постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2011 N Ф08-7540/11 по делу N А63-852/2011 оставлено без изменения), где суд указал, что в соответствии со ст. 146 НК РФ операции по передаче отходов на утилизацию не являются объектом налогообложения по НДС. На этом основании налогоплательщику было отказано в принятии к вычету НДС по услугам утилизации. В данном случае налоговый орган настаивал на том, что передача отходов на утилизацию объектом налогообложения НДС не является.

Заметим, что каких-либо иных примеров судебной практики с аналогичной или противоположной позицией по заданному вопросу нам не встретилось. Поэтому в данном случае нельзя сказать, что по рассматриваемому вопросу сложилась обширная арбитражная практика с какой-либо устоявшейся позицией. Разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу нам обнаружить не удалось.

Поэтому в рассматриваемой ситуации организации необходимо принять самостоятельное решение, какой позицией руководствоваться.

Рекомендуем организации также воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за персональными письменными разъяснениями по указанному вопросу (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Если организация примет решение не облагать НДС операции по передаче отходов на утилизацию, то в качестве дополнительного косвенного аргумента в пользу этой позиции приведем следующий вывод Пленума ВАС РФ, изложенный в п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, где сказано, что не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

Из чего можно сделать вывод, что товаром в целях НК РФ является имущество, предназначенное для реализации в собственном качестве (смотрите постановление Пятнадцатого ААС от 04.09.2015 N 15АП-4261/15).
По нашему мнению, в собственном качестве как товар не могут реализовываться так называемые безвозвратные отходы, определение которым дано в п. 27 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д). К ним относят отходы, которые не могут быть использованы при данном состоянии техники, и технологические потери: угары, усушка, улетучивание и т.п. При этом безвозвратные отходы оценке не подлежат.

На наш взгляд к таковым можно отнести, например, разбитые ртутные лампы или что-то похожее. Полагаем, что передача таких отходов на утилизацию не облагается НДС ввиду отсутствия возможности использования этих отходов каким-либо образом, кроме как обезвредить и захоронить (в собственном качестве как товар они не могут рассматриваться).

Возвратными, используемыми в производстве, считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием для изготовления продукции основного или вспомогательного производства. Возвратными, не используемыми в производстве считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием лишь в качестве материалов или реализованы на сторону.

В соответствии с п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, отходы, образующиеся в подразделениях организации, должны собираться в установленном порядке и сдаваться на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть по цене возможного использования или продажи).

READ
Инструкция по заполнению трудовых

К возвратным отходам, на наш взгляд, могут относиться изделия из черных и цветных металлов, техника (в том числе компьютерная) и приборы, содержащие драгметаллы, макулатура и иные подобные вещи.

По нашему мнению возвратные отходы могут быть реализованы в качестве вторсырья, то есть товара в целях главы 21 НК РФ, так как эти отходы имеют хоть какие-то потребительские свойства.

При продаже возвратных отходов налоговая база определяется исходя из договорной цены этих отходов без НДС (п. 1 ст. 154, абзац 3 п. 1, п. 3 ст. 105.3 НК РФ).

При безвозмездной передаче возвратных отходов налоговая база определяется исходя из рыночных цен (цены возможной реализации) на эти отходы без НДС (п. 2 ст. 154, ст. 105.3 НК РФ).

При этом как возмездная, так и безвозмездная передача макулатуры не облагается НДС на основании пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ. Эта норма будет действовать до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 N 174-ФЗ). Отказаться от освобождения таких операций от налогообложения налогоплательщик не может (п. 5 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 04.10.2016 N 03-07-14/57637).

Если продается или безвозмездно передается лом и отходы черных и цветных металлов организации или физическому лицу, являющемуся индивидуальным предпринимателем (ИП), то НДС по этой операции уплачивает покупатель (получатель) (п. 8 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 19.01.2018 N 03-07-11/2791). Если покупателем или получателем является физическое лицо, не являющееся ИП, то организация самостоятельно должна исчислить и уплатить в бюджет НДС (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

В отношении реализации (передачи) на утилизацию компьютерной техники отметим следующее.

Поскольку практически вся оргтехника содержит в своем составе драгметаллы, то организации необходимо также учитывать положения Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” (далее – Закон N 41-ФЗ).

Организация обязана вести учет драгоценных металлов, содержащихся в оргтехнике, начиная от момента ее приобретения до момента списания и отражать эти данные во всех первичных документах, сопровождающих движение оргтехники, и карточках учета активов (п.п. 1.1, 2 ст. 20 Закона N 41-ФЗ, п.п. 2, 6, 9, 9.1 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731, п.п. 3, 5, 8, 11, 14, 22 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н.

Если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализовать аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.

Просто списать оргтехнику, содержащую драгоценные металлы, и отправить ее на полигон для хранения твердых бытовых отходов нельзя, предварительно надо извлечь из нее драгметаллы (п. 1.1 ст. 20 Закона N 41-ФЗ).

Таким образом, организация может либо заключить договор со специализированными организациями на выполнение работ по обработке лома и отходов в виде оргтехники или ее запасных частей, содержащих драгметаллы, с последующим аффинажем драгоценных металлов и последующим оприходованием этих металлов к себе на учет (п. 3 ст. 20 Закона N 41-ФЗ), либо продать указанным специализированным организациям оргтехнику или ее отдельные запасные части, содержащие драгоценные металлы.

Обратите внимание, что в Законе N 41-ФЗ не упомянута возможность безвозмездной передачи драгметаллов переработчику или аффинажной организации*(1).

Так или иначе, реализация или безвозмездная передача техники, содержащей драгметаллы, или ее запчастей, для целей извлечения драгметаллов не облагается НДС на основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ (более подробно о применении данной нормы смотрите в материале, представленном в конце ответа*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Вопрос: Организация списывает с баланса в связи с износом транспортное средство, которое числилось в составе основных средств (далее – ТС). Данное ТС на момент списания полностью самортизировано. Организация заключает договор на утилизацию транспортного средства для получения свидетельства об утилизации и дальнейшего предъявления в ГИБДД для снятия с учета транспортных средств. Из договора на утилизацию следует, что исполнитель самостоятельно занимается переработкой металлолома и извлечением драгоценных металлов. Необходимо ли приходовать лом, содержащий драгметаллы, при списании транспортного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)

READ
Авторские и смежные права

*(2) Вопрос: В главу 21 НК РФ были внесены изменения в части реализации лома (с 01.01.2018 подлежит налогообложению). Освобождается ли от налогообложения в соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация лома, содержащего драгоценные металлы (продажа, в частности, подлежащего списанию оборудования и прочих товарно-материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы, если покупателем не выступают банк и прочие организации)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2018 г.);

– Вопрос: Бюджетное учреждение реализует серебросодержащие отходы от рентгенпленки ИП, имеющему лицензию на сбор, использование, обезвреживание и размещение таких отходов. Необходимо ли начислять и перечислять НДС с 01.01.2018? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)

– Вопрос: Организация заключила со специализированной (не аффинажной) организацией, имеющей лицензию, договор на утилизацию компьютеров и другой оргтехники. Оргтехника передается безвозмездно, в неразобранном виде. На данную оргтехнику организация не имеет документов, содержащих сведения о содержании (отсутствии) драгоценных металлов в ней. Каков порядок учета драгоценных и цветных металлов в списываемой компьютерной технике и оргтехнике, стоимость которой не превышает 40 тыс. руб.? Каков порядок утилизации компьютеров и оргтехники, если в их составе имеются драгоценные и цветные металлы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)

– Вопрос: Организация (юридическое лицо) имеет на балансе устаревшую оргтехнику (компьютеры, мониторы, системные блоки, принтеры), по некоторым объектам срок амортизации истек, по некоторым еще не истек (гарантийный срок истек). Каков порядок документального оформления списания оргтехники, в частности в связи с наличием драгоценных металлов? Требуется ли обязательная специальная утилизация и переработка компьютерной техники (оргтехники)? Если да, то какая ответственность предусмотрена за невыполнение и кто из государственных органов это будет проверять? Каким образом утилизировать эту компьютерную технику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)

Бумажный прорыв

При продаже макулатуры на территории России больше не будут взимать налог на добавленную стоимость (НДС). Это право дают поправки в Налоговый кодекс. Новация принесет бюджету дополнительные деньги, уверены эксперты.

Эксперты надеются, что теперь на свалку будет отправляться меньше бумажных отходов, зато сборы макулатуры заметно возрастут. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ

Эксперты надеются, что теперь на свалку будет отправляться меньше бумажных отходов, зато сборы макулатуры заметно возрастут. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ

Отныне в налоговых целях под макулатурой понимаются “бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения”.

Фото: Depositphotos.com

Как рассказал “РГ” исполнительный директор Лиги переработчиков макулатуры Максим Новиков, “освобождение от НДС являлось для нас стратегически важной вещью, которая позволяет нам обелить рынок и выйти на свет более мелким предпринимателям”. По его словам, отмена НДС на макулатуру приведет к выравниванию налоговых правил для всех вторичных ресурсов, ведь лет восемь назад был отменен НДС на металлолом.

Член Экспертного совета по налоговой политике при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве Сергей Варламов рассказал “Российской газете”, что в настоящее время рынок сбора макулатуры пребывает в упадке. А это негативно влияет на всю целлюлозно-бумажную промышленность страны. Наиболее значимой проблемой предприятий этой отрасли является дефицит и завышенная стоимость сырья – макулатуры. Кстати, по данным Лиги переработчиков макулатуры, в 2013-2015 годах стоимость макулатуры выросла с 4,5 тысячи до 16 тысяч рублей за тонну.

По словам эксперта, освобождение от НДС операций по реализации макулатуры на территории России позволит усилить инвестиционную привлекательность отрасли за счет ее большей прозрачности и снижения издержек, а также повысит объем переработки макулатуры предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности.

Варламов ожидает увеличения коэффициента собираемости макулатуры, который сейчас составляет не более 25-30 процентов, что в два раза уступает среднеевропейскому уровню. “Реализация закона должна снизить объемы захоронения бумажных отходов на мусорных полигонах и уменьшить их негативное влияние на окружающую среду”, – говорит эксперт.

Профессор кафедры налогового и финансового права Финансового университета при Правительстве РФ, заслуженный юрист России Иван Соловьев обращает внимание, что в условиях упадка макулатуроперерабатывающей отрасли игроки рынка переориентируются на экспорт сырья (так как получают за это валютную выручку) и используют различные схемы по налоговой экономии. “И хорошо, если это законные схемы, так как широкое распространение в последнее время на этом рынке получило банальное “схлопывание” НДС путем использования в цепочке продаж сырья посредников, не исполняющих налоговых обязательств надлежащим образом”, – сетует юрист.

Фото: Савостьянов Сергей

В СССР макулатурная отрасль процветала и развивалась. Происходило это за счет двух важных аспектов. К первому можно отнести весьма разумную и хорошо организованную пиар-кампанию, основывающуюся на идеи сбережения лесных ресурсов и, как следствие, качества и чистоты воздуха, которым дышат люди.

READ
Командировка сколько дней максимум

А второй аспект касался возможности приобретения дефицитной в то время художественной литературы в случае сдачи определенного количества макулатуры. За сдачу 20 килограммов макулатуры давали талон, по которому можно было купить редкую и отсутствующую в свободной продаже книгу. Эта акция началась в конце 70-х годов и в России действовала до середины 1990-х годов. Это были так называемые книги из “макулатурной серии”.

В условиях командно-административной экономики макулатура доставалась государству практически бесплатно и в больших объемах. Теперь другие времена, и за нее приходится бороться налоговыми преференциями.

Освобождение от НДС деятельности по реализации макулатуры (Ларина Н.)

С 1 октября 2016 г. деятельность по реализации макулатуры освобождена от НДС. Данное правило предусмотрено нормами нового Федерального закона от 02.06.2016 N 174-ФЗ (далее – Закон N 174-ФЗ). В настоящей публикации мы рассмотрим правовые последствия, которые необходимо принимать во внимание хозяйствующим субъектам, осуществляющим данный вид деятельности.

Освобождение от НДС по деятельности в виде реализации макулатуры будет предусмотрено пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ. В упомянутой правовой норме поясняется, что макулатурой признаются бумажные и картонные отходы, отбракованные и вышедшие из употребления типографские изделия, бумага и картон. К ней отнесены и деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.
Необходимость введения рассматриваемого определения в нормы НК РФ обусловлена тем, что в иных нормативных правовых актах, как правило, применяется более широкое понятие – вторичное сырье (см., например, Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 22.01.1982 N 2524-82).
При этом приведенное в НК РФ определение полностью соответствует ГОСТ 30772-2001 “Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения”, введенному в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст.
Дополним, что в соответствии со ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Освобождение от НДС как обязанность

Нормы действующего законодательства предусматривают перечень случаев, когда от освобождения от НДС хозяйствующему субъекту можно отказаться (например, такой вариант может быть выгоден налогоплательщику, контрагенты которого являются плательщиками НДС и заинтересованы в получении права на налоговый вычет по этому налогу).
В соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Операции по реализации макулатуры освобождены от НДС на основании п. 2 ст. 149 НК РФ. Следовательно, отказаться от освобождения в рассматриваемой ситуации невозможно.
Следует отметить, что освобождение от НДС в настоящее время установлено на определенный срок – до конца 2018 г. Если данный срок не будет впоследствии продлен, после его истечения хозяйствующим субъектам снова придется вернуться к прежнему порядку исчисления налогов.

Совмещение видов деятельности

Крайне мало юридических лиц, для которых реализация макулатуры является единственным видом деятельности. На практике чаще всего речь идет о том, что макулатура, накопившаяся в результате деятельности компании, приходуется на баланс или забалансовый счет и затем реализуется организациям-переработчикам. Основной же вид деятельности хозяйствующего субъекта связан с продажей иных товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
Дело в том, что иные способы уничтожения документов (например, сжигание) имеют ряд существенных недостатков. Так, по материалам одного из дел факт самовольного сжигания организацией макулатуры (документов служебного пользования) на территории своего двора при отсутствии специального разрешения был расценен как правонарушение (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.07.1998 по делу N 555/1).
Если речь идет об организациях, для которых деятельность по реализации макулатуры не является основной, экономия по НДС, возникающая с вступлением в силу норм Закона N 174-ФЗ, будет минимальной. Попробуем разобраться, не связаны ли обновленные нормы НК РФ с возникновением дополнительных проблем и обязанностей для таких организаций.
В частности, если помимо реализации макулатуры налогоплательщик осуществляет иные виды деятельности, может потребоваться организовать раздельный учет по НДС.
Порядок организации раздельного учета прописывается в учетной политике. Поэтому может потребоваться внесение изменений в учетную политику в середине года.
Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
По общему правилу учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения (п. 12 ст. 167 НК РФ). Однако в рассматриваемой ситуации обновление учетной политики в течение года нормам действующего законодательства РФ это не противоречит. Ведь оно обусловлено изменениями в законодательстве.
Порядок ведения раздельного учета по НДС хозяйствующему субъекту необходимо разработать самостоятельно.
Дополним, что раздельный учет по НДС можно не вести при применении правила, приведенного в п. 4 ст. 170 НК РФ. Согласно данной правовой норме налогоплательщик вправе не вести раздельного учета применительно к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету. Из данных норм следует, что п. 4 ст. 170 НК РФ предписано вести раздельный учет расходов по облагаемым и необлагаемым операциям.
В данном разделе необходимо рассмотреть еще один актуальный вопрос. Если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, он может быть заинтересован в применении освобождения от НДС, предусмотренного ст. 145 НК РФ, по всей своей деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб. При этом в рассматриваемой статье не уточняется, какие именно суммы следует включать в расчет: все поступления или только выручку от операций, облагаемых НДС.
Из частных разъяснений контролирующих ведомств следует, что размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (см., например, Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@). Поэтому доходы от реализации макулатуры при расчете рассматриваемого норматива принимать во внимание не нужно.

READ
Можно ли продать квартиру, если она в ипотеке Сбербанка

Переходный период

Как мы уже указали выше, новый Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2016 г. Налоговым периодом по НДС является квартал. Об этом сказано в ст. 163 НК РФ.
Соответственно, за третий квартал 2016 г. налогоплательщикам нужно будет вести учет хозяйственных ситуаций в соответствии с ранее установленным порядком.
До 1 октября 2016 г. сохраняется обязанность по выписке счета-фактуры при реализации макулатуры. В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан выставить покупателю счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения. После вступления в силу Закона N 174-ФЗ необходимо иметь в виду следующее. При совершении операций, не облагаемых НДС согласно ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не обязан выставлять счета-фактуры, вести книгу покупок и книгу продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ).
Напомним, что налогоплательщики, осуществляющие операции, не подлежащие обложению НДС, не освобождены от обязанности представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 143 НК РФ). Декларация по НДС представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
В настоящее время действующей является форма декларации, которая утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, далее – Приказ N ММВ-7-3/558@.
В частности, с введением освобождения от НДС при реализации макулатуры у хозяйствующих субъектов возникает обязанность заполнять разд. 7 декларации (п. 3 Порядка утвержденного Приказом N ММВ-7-3/558@).
При заполнении строки разд. 7 необходимо указать:
– в графе 1 – код операции;
– в графе 2 – суммарную стоимость реализованных товаров (работ, услуг) по коду операции, указанному в графе 1.
Коды операций, которые освобождены от НДС по ст. 149 НК РФ, указаны в разд. II Приложения N 1 к Порядку заполнения декларации.
На момент подготовки данной публикации необходимые изменения в Приказ N ММВ-7-3/558@ внесены не были. Соответствующего кода для деятельности по реализации макулатуры, освобождение от НДС по которой предусмотрено в пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, нет.
Если указанный нормативный акт или официальные разъяснения контролирующих ведомств по данному вопросу на момент подготовки декларации не появятся, не будет являться нарушением использование для рассматриваемых операций кода 1010800.
Такие разъяснения специалистами налогового ведомства были приведены ранее при рассмотрении аналогичных ситуаций (см., например, Письмо ФНС России от 22.04.2015 N ГД-4-3/6915@).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Пляски с налоговым бубном

Агентская система НДС превратила каждого участника отрасли заготовки и переработки макулатуры в налогового агента. Если раньше, при системе «НДС Фокина» обязанность уплаты НДС лежала на продавце продукта переработки макулатуры — перерабатывающем предприятии, то сейчас его должны учитывать все участники цепочки движения макулатуры на завод, от сборщиков до приемно-заготовительных пунктов.

READ
Приказ на командировку: заполнение формы № Т-9 и № Т-9а

Минфин мотивировал наделение заготовителей макулатуры обязанностями налоговых агентов необходимостью усилить контроль над налоговой дисциплиной. Однако, руководствуясь благими намерениями, ведомство исходило из ложной предпосылки.

Согласно полученным из ведомства сведениям, необходимость введения агентской схемы НДС, по мнению представителей министерства, была обусловлена тем, что на каком-то этапе движения макулатуры от источника образования до переработчика якобы возникает некий полуфабрикат — уже не макулатура, но еще и не готовое изделие (не тарный картон, не облицовочный картон, не санитарно-гигиенические изделия, не упаковка из бумажного волокна ) — облагаемый НДС.

Соответственно, у недобросовестных продавцов появляется возможность неправомерных действий с налогом. Впоследствии выяснилось, что в роли этого полуфабриката выступает сортированная и кипованная макулатура — то есть, макулатура, соответствующая , то самое сырье, которое заготовители продают переработчикам и которое, по закону 174 ФЗ, было освобождено от НДС. Однако вследствие использования Минфином этой ложной посылки закон 424-ФЗ был принят без необходимого финансово-экономического обоснования.

Заместитель гендиректора ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Михаил Пеньков в ходе симпозиума напомнил, что аналогичная система налогового администрирования ранее действовала в отношении металлического лома и сырых необработанных шкур животных. «Но металлолом — это, в основном, промышленный отход, а те организации, которые работают с сырыми шкурами, в основном, на едином сельхозналоге. В отрасли переработки макулатуры ситуация получается куда более трагичная», — утверждает Пеньков.

В последней редакции налогового кодекса макулатура определена как «бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения». Документооборот есть у любого юридического лица, которых в России — порядка четырех миллионов. Отныне любое юрлицо становится участником агентской системы НДС при реализации макулатуры, когда сдает свой архив документов на переработку. И каждый из этих четырех миллионов сталкивается со всеми сложностями учета агентского НДС.

«При этом денег в бюджете больше не становится, — продолжает эксперт. — Не важно, кто именно оплачивает налог. Поступления в бюджет растут только тогда, когда увеличивается налогооблагаемая база, а изменение схемы налогообложения к увеличению налоговой базы, увы не приводит».

По словам Пенькова, последствия этого решения пока не ясны: итоги первого квартала можно будет подвести не ранее августа-сентября. Но никаких поводов для оптимизма представители отрасли не видят.

Агентская система НДС несет опасность как для отрасли, так и в целом для государства. Судите сами: роста налоговых отчислений не происходит, но при этом участники отрасли получили обязанности налоговых агентов. Эти дополнительные обязанности не компенсированы никакими дополнительными преимуществами или выгодами, они несут только дополнительные расходы. Резко растет и объем администрирования НДС: если раньше у нас был один инспектор на одном перерабатывающем предприятии, то сейчас нужна масса инспекторов, чтобы контролировать каждый приемно-заготовительный пункт.

«В агентской схеме заготовитель, использующий общую систему налогообложения, обязан исчислить НДС за своего продавца, но при этом имеет право принять начисленную сумму агентского НДС к зачету. В итоге поступления НДС в бюджет оказываются равными выплатам, которые осуществляет перерабатывающее предприятие, — однако то же самое было и при действии „НДС Фокина“.

Фактически „НДС Фокина“ реализовал агентскую схему в ее предельном выражении — переработчик платил налог за всю цепочку поставщиков. Можно сказать, что система „НДС Фокина“ была супер-агентской, супер-простой и супер-эффективной. Сейчас же все участники отрасли вынуждены вести учет и отчетность по НДС, но практически никто из них не понимает, как это следует делать», — заключил эксперт.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИ СДАЧЕ ВТОРСЫРЬЯ. ИСЧИСЛЕНИЕ НДС С МАКУЛАТУРЫ, МЕТАЛЛОЛОМА, ПОЛИМЕРОВ. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

whatsapp.png

В сфере обращения с отходами (вторсырьем) в части покупки и реализации положения изменились в 2018 году, однако, существовавшие льготы по уплате НДС применялись только к макулатуре и лому черных и цветных металлов, на отходы полимеров (пленки, литники и прочие пластиковые отходы) освобождение от уплаты НДС не распространялось, поэтому в сегменте полимеров никаких изменений, начиная с 2018 года не случилось. Про налогообложения для юрлиц, занимающихся покупкой и продажей отходов полимеров, а также производством готовой продукции и полуфабрикатов из первичного и вторичного полимерного сырья читайте статью .

Изменения в 2018 году.

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

С 1 января 2019 года положение утратило силу и операции по реализации макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) стали облагаться НДС. Согласно текущим положениям продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, обязанность по уплате НДС возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ). Подробнее читайте в статье ниже .

READ
Как пожаловаться на такси

С 1 января 2018 года НДС на лом и отходы черных и цветных металлов уплачивается агентом (ломозаготовителем), приобретающий лом у юридических лиц.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ признал утратившим силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, введя реализацию лома и отходов черных и цветных металлов с 01.01.2018 в налогооблагаемый оборот. При этом существуют несколько вариантов, при которых юридическое лицо (покупатель) освобождается от уплаты НДС. Подробнее о налогообложении, уплате НДС для юридических лиц, ведущих деятельность по покупке-продаже металлолома читайте информацию ниже .

АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС ДЛЯ ПРОДАВЦОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИП на ОСНО и УСН.

Макулатура . НДС. Налоговый агент.

Покупатель макулатуры ООО и ИП на УСН и ОСНО.

Изменения от 27.11.2018 г. № 424-ФЗ. определяют, что реализация макулатуры с 2019 года облагается НДС, при это начислять и платить налог обязаны будут покупатели, а не продавцы. Покупатели при осуществлении сделок с собранной макулатурой будут выступать в качестве налоговых агентов. Статус налогового агента может быть присвоен двум категориям

Покупатель-налоговый агент начисляет НДС при условии, что макулатура выкуплена у плательщика НДС. Если продавец относится к группе неплательщиков этого вида налога (например, ООО или ИП на УСН, физ.лицо), то в договоре купли-продажи и в первичных документах делается пометка о том, что реализация макулатуры НДС не облагается (то есть сделка осуществляется без НДС).

Макулатура облагатется НДС вне зависимости от формы налогообложения, используемой покупателем. Статус налогового агента может быть присвоен как ИП или юридическому лицу на ОСНО, так и на УСН или других особых режимах. Главным критерием сделки для отнесения в разряд налогооблагаемых является форма налогообложения, используемая продавцом – плательщик или неплательщик налога на добавленную стоимость.

Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами. Если налоговый агент является плательщиком налога на добавленную стоимость, сумма налога по сделке с макулатурой может быть принята им к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Другими словами при осуществлении перепродажи макулатуры, налоговый агент, исчисливший НДС, имеет право на вычет НДС.

Полимеры . НДС при покупке, продаже, производстве.

Покупатель и продавец полимеров ООО и ИП на УСН и ОСНО.

В отношении полимеров никаких льгот в главе 21 НК РФ не установлено, соответственно, операция по их реализации является объектом обложения НДС (п.1 ст.146 НК РФ). В сегменте полимерного вторсырья (пластиковых отходов) отсутствует практика исчисления НДС налоговыми агентами (покупателями), НДС начисляется при реализации полимерного вторичного сырья. Применяются стандартные правила учета и начисления НДС при ведении финансово-хозяйственной деятельности в сегменте отходов пластмасс, как и для финансово-хозяйственной деятельности в сегменте товаров, не включенных в перечень п. 8 ст. 161 (в ред. ФЗ от 27.11.2018 N 424-ФЗ) применяемым к правоотношениям, возникающим с 01.01.2019. Другими словами ООО и ИП на ОСНО при реализации полимерного вторсырья начисляют НДС. При покупке отходов полимеров у продавцов, не являющихся плательщиками НДС (ООО и ИП на УСН или физических лиц), НДС начисляется покупателем, работающем на ОСНО (являющимся плательщиком НДС).

Лом черных и цветных металлов . НДС при покупке, продаже.

Покупатель ООО и ИП на УСН и ОСНО .

С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС.

Согласно п. 8 ст. 161, абз. 2 п. 3.1 ст. 166 НК РФ исчислить налог при реализации металлолома должен покупатель – организация или индивидуальный предприниматель, на которого возлагаются обязанности налогового агента.

Статус налогового агента может быть присвоен двум категориям

Лом металлов облагатется НДС вне зависимости от формы налогообложения, используемой покупателем. Статус налогового агента может быть присвоен как ИП или юридическому лицу на ОСНО, так и на УСН или других особых режимах. Главным критерием сделки для отнесения в разряд налогооблагаемых является форма налогообложения, используемая продавцом – плательщик или неплательщик налога на добавленную стоимость.

READ
В какие страны не нужна виза белорусам в 2022 году

Льготы по НДС при реализации металлолома не предусмотрены НК РФ для организаций на ОСНО, исключения составляют юридические лица, ИП применяющие специальный налоговый режим, либо освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС (используют УСН) в соответствии со ст. 145 НК РФ. В данных случаях реализация металлолома не облагается НДС ( п. 8 ст. 161 НК РФ ).

В договоре при вышеизложенных условиях, а также в первичных учетных документах должно быть указание на то, что продавец не является плательщиком НДС или применяет освобождение от уплаты НДС . Достаточно поставить в строку фразу «Без налога (НДС)». В данном случае покупателю (ООО или ИП) освобождается от выполнения обязанностей налогового агента по исчислению НДС.

Другими словами покупатель в статусе налогового агента не платит НДС и не оформляет декларацию по НДС , если заключает договор с юридическим лицом или ИП, которые применяют УСН или специальные налоговые режимы, то есть не являются плательщиками НДС.

Абзац 3 п. 3 ст. 171 НК РФ устанавливает:

налоговый агент имеет право на вычет НДС при условии, что товары приобретены для деятельности, облагаемой налогом, или для перепродажи, и при их приобретении он уплатил НДС либо исчислил налог в соответствии с абз. 2 п. 3.1 ст. 166 НК РФ.

УПЛАТА ПОДОХОДНОГО НАЛОГА (НДФЛ) ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ.

Подоходный налог от реализации макулатуры. НДФЛ.

С 1 января 2019 года доходы от реализации макулатуры, образующейся у физических лиц в быту и принадлежащей им на праве собственности, освобождены от НДФЛ согласно ст. 217 НК РФ .

Статья 217 НК РФ внесены изменения , согласно которым доходы, получаемые от реализации макулатуры, образующейся у физлиц в быту и принадлежащей им на праве собственности освобождены от налогообложения НДФЛ.

Подоходный налог от реализации металлолома. НДФЛ.

НДФЛ уплачивается физическими лицами налог на доходы с любых доходов, кроме доходов, указанных в статье 217 НК. При наличии документов о собственности на лом Вы имеете право на налоговый имущественный вычет в размере не более 250 000 руб. Налоговая база по доходам, полученным физлицом от продажи металлолома, как личного имущества, находящегося в собственности менее 3 лет, определяется с учетом вычета в сумме 250 000 руб.

Для освобождения от обязанности уплаты налога на доходы физических лиц, полученных от продажи имущества (металлолома) у налогоплательщика (физлица) должны быть документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на сдаваемый лом, свидетельствующие о нахождении данного имущества в его собственности три года и более. Основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы фиксируются в приемо-сдаточном акте по форме согласно приложению N 1 (пункт 10 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369) .
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ и пунктом 1 статьи 229 НК РФ установлено, что физические лица, получающие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК, когда такие доходы не подлежат налогообложению, обязаны самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.

Подоходный налог от реализации пластиковых отходов (полимеров). НДФЛ.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 228 Кодекса предусмотрено, что физические лица, получающие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, обязаны самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.

Для освобождения от обязанности уплаты налога на доходы физических лиц, полученных от продажи имущества (отходов пластмасс) у налогоплательщика (физлица) должны быть документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на сдаваемые отходы, свидетельствующие о нахождении данного имущества в его собственности три года и более. Основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы фиксируются в приемо-сдаточном акте.

Имущественный вычет предусмотренн в сумме до 250 000 руб. при условии нахождения имущества в собственности менее 3-х лет.

Продавец — плательщик НДС. Покупатели обязаны рассчитать и уплатить НДС, если покупают или получают ее от продавцов — плательщиков НДС. Продавец сообщает о такой обязанности покупателю формально через счет-фактуру, который заполнен по-особому. В этом документе продавец прописывает суммы без учета НДС и ставит пометку «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03-07-14/10689).

Ссылка на основную публикацию