Розыск лиц, пропавших без вести

На сайте предусмотрена возможность автоматической трансляции ваших объявлений в основные социальные сети: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter.

Розыск лиц, пропавших без вести

Под без вести пропавшими понимаются лица, исчезнувшие внезапно без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых для окружающих неизвестны, в том числе несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавшие из центров временной изоляции и специальных образовательных учреждений; психически больные, ушедшие из дома или медицинского учреждения, а также утратившие связь с близкими родственниками.

Розыск лиц, пропавших без вести, относится к компетенции ОВД, которые обязаны безотлагательно реагировать на сигналы о безвестном исчезновении граждан. Дежурный по ОВД, получив заявления (сообщения) о безвестном исчезновении человека, регистрирует его в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, независимо от места его последнего нахождения, при этом он не вправе отказать в приеме заявления о безвестном исчезновении человека по мотивам исчезновения на территории, обслуживаемой другим ОВД.

После этого заполняется предусмотренный Инструкцией об организации и тактике розыскной работы ОВД формализованный бланк протокола заявления. С целью проверки заявления (сообщения) проводятся опросы граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего.

Пропавшее лицо проверяется по учетам бюро регистрации несчастных случаев (БРНС), задержанных и арестованных, медицинских вытрезвителей, спецприемников для административно арестованных и приемников-распределителей. О приметах пропавшего ориентируются наряды патрульно-постовой службы, дежурные части соседних ОВД, в том числе на транспорте.

В случае необходимости организуется выезд к последнему месту жительства разыскиваемого дежурной следственно-оперативной группы для выяснения обстоятельств исчезновения, осмотра жилища пропавшего, прилегающей местности и проверки мест его возможного нахождения.

При наличии сведений о том, что пропавший оказался в условиях, угрожающих его жизни (здоровью), и во всех случаях исчезновения малолетних детей дежурным по ОВД организуются поисково-спасательные работы.

Получив достоверные данные об исчезновении человека с территории, обслуживаемой другим ОВД, необходимые для розыска сведения немедленно передают в ОВД по территориальности телеграфом, а материалы первичной проверки затем высылаются почтой. При безвестном исчезновении лица в пути следования железнодорожным, воздушным, водным транспортом или на объектах обслуживания ОВД на транспорте неотложные действия по розыску осуществляются их дежурными частями. Если в процессе первоначальных розыскных мероприятий будут установлены признаки, дающие основания полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления, организуются мероприятия по его раскрытию, установлению и задержанию виновных. К числу таких признаков относятся:

  • отсутствие намерений к отъезду и причин для сокрытия от близких родственников, ухода из дома на длительное время;
  • отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть либо потерю памяти;
  • наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов и вещей, без которых он не может обойтись длительное время;
  • наличие длительных и острых конфликтов в семье;
  • наличие преступных связей и угроз в адрес исчезнувшего лица;
  • наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;
  • не сообщение либо беспричинно запоздалое сообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы близкими родственниками;
  • исчезновение с автотранспортом либо связанное с отторжением собственности, обменом жилья, а также некоторые другие обстоятельства.

Розыскное дело на без вести пропавшее лицо заводится ОВД, на территории обслуживания которого достоверно установлено последнее место пребывания (нахождения) разыскиваемого. Это правило распространяется и на лиц, пропавших без вести в пути следования железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом.

Если в процессе осуществления розыска будет достоверно установлено иное место последнего пребывания (нахождения) разыскиваемого, розыск может быть перепоручен вышестоящим ОВД соответствующему территориальному подразделению. Перепоручение розыска ОВД другого субъекта РФ осуществляется МВД России. Основанием для заведения розыскного дела на без вести пропавших являются:

  • заявление или сообщение о пропавшем без вести;
  • заявление об утрате связи с родственниками по прямой линии;
  • заявление или сообщение об ушедшем из дома, школы-интерната, детского
  • дома, а также бежавшем из приемника-распределителя, специальной школы или
  • специального училища несовершеннолетнем;
  • заявление или сообщение о психически больном, ушедшем из дома или специального медицинского учреждения, где он содержался.

Розыскные дела не заводятся на лиц, пропавших при очевидных обстоятельствах (при морских, речных, железнодорожных и авиационных катастрофах, при стихийных бедствиях, гибели в водоемах и т.д.), подтвержденных соответствующими документами или показаниями свидетелей, но трупы которых обнаружены не были. Опознавательные карты на этих лиц выставляются в информационные центры в обычном порядке, с отметкой «Без заведения розыскного дела».

Розыск граждан, потерявших связь с родственниками, осуществляет ОВД по месту постоянного жительства заявителей. При изменении заявителем места жительства розыскное дело пересылается в ОВД по новому постоянному месту жительства. Лица, пропавшие без вести при криминальных обстоятельствах, объявляются в федеральный и межгосударственный розыск немедленно, одновременно с заведением розыскного дела. Во всех остальных случаях — по истечении трех месяцев с начала объявления местного розыска.

Лица, пропавшие без вести, могут объявляться в международный розыск в порядке, аналогичном для розыска скрывшихся преступников, если получены данные о выезде разыскиваемого за пределы РФ.

При обнаружении без вести пропавшего или утратившего связь с родственниками, если он совершеннолетний и не является психически больным, ОВД сообщает заявителю лишь при его согласии на это. При обнаружении разыскиваемых несовершеннолетних они доставляются в ближайший центр временной изоляции несовершеннолетних, о чем уведомляется инициатор розыска.

Розыскное дело на без вести пропавшего может быть прекращено, если со времени объявления в розыск прошло 15 лет, а уголовное дело по данному факту не возбуждалось. По истечении 5 лет производство по делу может быть приостановлено по мотивированному постановлению руководителя ОВД. если исчерпаны все возможности для обнаружения без вести пропавшего. При этом учетные документы на лицо и розыскное дело продолжают находиться в картотеках адресного бюро, ИЦ МВД (УВД) субъектов РФ и ГИЦ МВД России в течение 10 лет. Приостановленные дела не учитываются в статистической отчетности как находящиеся в производстве. При вновь открывшихся обстоятельствах розыск возобновляется и розыскное дело ставится на учет.

READ
Публичные торги по продаже недвижимого имущества

Розыск потерявших связь с родственниками, как правило, ведется в течение года, однако в отдельных случаях он может быть продлен начальником органа внутренних дел на срок, необходимый для проверки новых данных.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Читайте также

Статья 120. Розыск ответчика 1. При неизвестности места пребывания ответчика по требованиям, предъявляемым в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также по требованиям о взыскании алиментов, возмещении вреда,

103. Признание гражданина без вести отсутствующим, признание гражданина умершим Если на протяжении одного года в месте постоянного проживания гражданина нет сведений о месте его пребывания, такой гражданин может быть признан без вести отсутствующим. При отсутствии в

Новые в базе

Февраль 11, 2022 Зинкевич Александр Владимирович родился:03.02.1947г. Киевская область, Бориспольский район с Ревне.

Я Чибисова Галина Владимировна родилась :10.03.1950г. Ищу своего брата. Уехал Александр 1998г. в Таджикистан, повезли картошку. Но обратно он не вернётся. Прошёл слух, что у него забрали документы, поэтому он не смог вернуться Потом он звонил 2001году узнавал Узнавал за жену и за отца. Был шрам его .

Февраль 11, 2022 Пропал ребёнок

Пропал подросток 12 лет , не вернулся со школы. Последнее место нахождения город волхов улица Ломоносова. Одет в чёрную куртку, чёрная шапка с лейблом Adidas, чёрные болоневые штаны.

Февраль 10, 2022 Женщина сорока лет , невысокого роста, пропала в 2006 году в г.Москва и досих пор не объявлявлялась

Ищу свою сестру, родилась 20.12.1982 , пропала в г.Москва , вышла из дома и больше не вернулась , с момента пропажи прошло много лет , может кто знает её или знает где она находиться , напишите пожалуйста , очень прошу помогите найти ее

Февраль 10, 2022 Пропала кошка

Пропала взрослая кошка окрас светло-серая, на левом глазу маленькое белое пятнышко (бельмо с рождения) ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ.

Февраль 10, 2022 Бурло Станислав Васильевич

Житель села Заозерье Залученского сельского поселения Осташковского района Станислав Васильевич Бурло 1939 года рождения. Пожилой мужчина ушел из дома 9 августа 2022 года. Его рост 164 см, был в одежде защитного цвета.

Февраль 9, 2022 Потерял 08.02 цепочку и крестик золотые

Февраль 9, 2022 Угнан авто инфинити н963мк777м35

Угнан автомобиль Инфинити М35 Гос номер Н963мк777 89047790240 За достоверную информацию вознаграждение

Февраль 9, 2022 Фёдоров Вячеслав Игоревич

Худощавого телосложения. Рост 175_180, глаза голубые, брюнет с проседью. На левой стороне большая тёмного цвета родинка. Был одет куртка зимняя зелёного цвета,джинсы синие, ботинки осени, чёрные.

Февраль 9, 2022 Пропала кошка!

Помогите найти кошку! 8 февраля в районе 8:30-9:00 ,по Адресу проспект Анатолия Дериглазова 83 из окна 12 этажа выпала кошка, она чудом выжила, однако пропала , вероятнее всего кошка травмированна и конечно в шоковом состоянии. Кошку зовут Муся, возраст примерно 4-5 месяцев. Она очень ласковая и акт.

Февраль 6, 2022 Военный билет

Февраль 6, 2022 Пропал брат

Февраль 6, 2022 Утюжникова Мария Иннокентьевна

Розыск лиц, пропавших без вести

Розыск без вести пропавшего заключается в осуществлении комплекса поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, внезапно исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам.

Длительный период количество без вести пропавших доходило в России до 17 тыс. человек в год. Общее число неразысканных лиц за последние 10 лет составило более 100 тыс. человек.

Категории лиц «без вести пропавший» и «безвестно отсутствующий» не тождественны. Признание лица безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с гражданским законодательством по заявлению заинтересованных лиц при условии, если в течение года в месте жительства гражданина пет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ). В связи с этим процедура розыска без вести пропавшего предшествует признанию лица безвестно отсутствующим, что основывается на необходимости защиты интересов личности, его жизни, здоровья и безопасности.

Причины безвестного исчезновения людей разнообразны. Среди них можно выделить исчезновения: 1) по причине, не связанной с криминальными действиями; 2) вследствие совершенного в отношении пропавшего преступления.

Исчезновение без вести пропавших граждан не всегда связано с криминальными действиями. Причинами исчезновения лица могут быть: наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия, скоропостижной смерти или смерти от старости; потеря ориентации на местности в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием (маразм, психозы, шизофрения и др.); нежелание уплачивать налоги или алименты; неудовлетворенность семейной жизнью. Дети чаще всего убегают из дома в результате жестокого обращения с ними родителей. Однако, по социологическим данным, 80% граждан, пропавших без вести, являются жертвами преступлений 1 См.: Гыске А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества: Монография. М., 2001. С. 41. .

К признакам, дающим основание полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления, относятся:

  • отсутствие причин к отъезду;
  • наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможность совершения в отношении разыскиваемого преступления;
  • наличие по месту жительства документов (паспорта, удостоверения), личных вещей, без которых пропавшему сложно обойтись продолжительное время;
  • наличие угроз в адрес исчезнувшего лица и др.

Исследования в данном направлении показывают, что большинство пропавших без вести составляют мужчины — 69%. Чаще всего исчезают лица молодого возраста до 25 лет — 46%, от 26 до 40 лет — 31, старше 60 лет — менее 5%.

READ
Некачественный ремонт квартиры

Пропавших без вести лиц, ставших жертвами преступлений, обнаруживают в лесу, ноле (43%), водоеме (24%), в общественных местах (15%), в земле (10%), по месту жительства (1%); в иных местах (7%).

Организация розыска без вести пропавших граждан возлагается на территориальные и транспортные органы по месту их исчезновения.

В системе ОВД розыск пропавших без вести граждан возлагается на подразделения уголовного розыска 2 В ст. 3 Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» закреплено право частных детективов по предоставлению услуги — поиска без вести пропавших граждан. . Эффективность работы его сотрудников обеспечивается следующими условиями:

  • незамедлительным реагированием дежурных частей ОВД и подразделений уголовного розыска о фактах безвестного исчезновения граждан;
  • целенаправленным осуществлением первоначальных ОРМ и следственных действий;
  • активной и планомерной работой по розыскным делам;
  • комплексным использованием в процессе розыска оперативных, процессуальных, криминалистических средств и методов;
  • использованием при установлении без вести пропавших лиц помощи общественности, государственных органов и СМИ (печать, радио, телевидение).

Основанием для начала розыскных действий является заявление (сообщение) заинтересованных граждан (родственников). К заявлению прилагаются имеющиеся фотоснимки, документы и иные предметы, которые могут обеспечить розыск пропавшего без вести.

Дежурный по ОВД регистрирует полученное заявление, которое рассматривается в следующем порядке:

  • при отсутствии свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего и при наличии одного из криминальных признаков исчезновения возбуждается уголовное дело;
  • при неустановлении места нахождения лица и отсутствии признаков преступления выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое является основанием для заведения розыскного дела.

Комплекс ОРМ по заведенному в отношении исчезнувшего лица розыскному делу включает установление факта смерти пропавшего без вести, а также установление личности неопознанных трупов в целях их идентификации с разыскиваемыми лицами.

Для установления разыскиваемого лица оперативными сотрудниками изучаются его взаимоотношения с родственниками, знакомыми, сослуживцами, прежние преступные связи. С помощью оперативных мер получаются сведения о возможной причастности разыскиваемого к совершенным преступлениям, состоянии его здоровья и т.п.

В целях проверки поступившего заявления (сообщения) проводятся опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего. Осуществляются выезд к месту последнего жительства (пребывания) разыскиваемого, осмотр его жилища и проверка мест его возможного нахождения.

Без вести пропавший в обязательном порядке проверяется по учетам:

  • задержанных и арестованных, доставленных в приемник- распределитель;
  • информационных центров УВД и ГИАЦ МВД России;
  • паспортно-визовой и адресно-справочной служб;
  • лечебных учреждений, моргов и т.п.

Кроме того, пропавшее лицо проверяется по учетам Бюро регистрации несчастных случаев. При наличии предположения, что пропавшее лицо оказалось в условиях, угрожающих его жизни или здоровью, и во всех случаях исчезновения малолетних детей ОВД должны привлекать специальные службы спасения (МЧС) и проводить поисково-спасательные мероприятия в малолюдных и труднодоступных местах. Все полученные данные о безвестном исчезновении лица включаются в суточную информацию о происшествиях.

В процессе розыскных действий оперативные работники имеют возможность получить информацию о месте нахождения и роде занятий разыскиваемых лиц, установить местонахождение лица, пропавшего без вести, идентифицировать (отождествить) разыскиваемое лицо и др.

Существенное значение для отождествления разыскиваемых лиц имеет Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации». Идентификационная защита граждан может способствовать установлению скрывшегося подозреваемого, без вести пропавшего гражданина, лица, которое не может сообщить о себе установочные данные в силу возраста или травмы, а также позволяет найти пропавшего среди неопознанных трупов.

Отождествление личности без вести пропавших лиц может осуществляться;

  • посредством опознания по признакам внешности (живых, погибших лиц, их фотографий и видеоизображений);
  • информационного поиска по АИПС и картотекам ОВД;
  • исследования биологических объектов, фотоснимков, рентгенограмм.

Проблема розыска лиц, пропавших без вести, самым тесным образом связана с установлением личности граждан по неопознанным трупам. Это обусловлено тем, что абсолютное большинство из числа установленных неопознанных трупов были объявлены в розыск как пропавшие без вести.

Поступающие в дежурные части ОВД сообщения об обнаружении трупов регистрируются в книге учета сообщений.

Установление личности граждан по неопознанным трупам является одним из направлений деятельности розыскных подразделений уголовного розыска. Организация данного процесса включает решение таких основных задач, как; а) надлежащее документирование трупа на месте происшествия; б) транспортировка трупа к месту его судебно-медицинского исследования; в) хранение в условиях, обеспечивающих замедление гнилостных изменений; г) организация предъявления для опознания; д) осуществление криминалистических и судебно-медицинских исследований с целью отождествления личности по неопознанному трупу.

На место обнаружения трупа направляется следственная оперативная группа, которая производит его осмотр в порядке, предусмотрен ном ст. 178 УПК РФ.

При наружном осмотре неопознанного трупа на месте происшествия или в морге обращается внимание на находящиеся при нем документы (письма, удостоверение, фотографии, квитанции, рецепты, записные книжки и др.), а также вещи, которые могли бы способствовать установлению личности гражданина (именные часы, мобильный телефон), предметы одежды, обнаруженные на трупе и возле него. Обнаруженные предметы изымаются в целях опознания личности трупа.

Руководитель следственно-оперативной группы при осуществлении осмотра организует:

  1. выполнение обзорной, узловой, детальной и опознавательной фотосъемки до и после туалета трупа;
  2. дактилоскопирование или диагностическое исследование в целях получения пригодных для идентификации отпечатков кистей рук неопознанного трупа;
  3. изъятие одежды, обуви, предметов и других вещей, обнаруженных на трупе и на месте происшествия, чтобы подготовить их для опознания и экспертных исследований.

При осмотре трупа с участием судебно-медицинского эксперта для занесения в протокол устанавливаются: пол, возраст, телосложение, цвет волос, длина тела, наличие татуировок, ампутаций, пороки развития, физические недостатки и т.п.

READ
Может Ли Бабушка Сидеть На Больничном С Внуком

В необходимых случаях информация об обнаружении трупа неизвестного гражданина может быть доведена до населения с помощью СМИ (печати, радио, телевидения).

Основные усилия сотрудники уголовного розыска сосредоточивают на установлении личности убитого и возможности его идентификации с лицом, которое может быть в числе без вести пропавших.

При этом комплекс оперативно-поисковых мероприятий включает в себя:

  • оповещение личного состава ОВД об обнаружении трупа неизвестного гражданина;
  • проверку обнаруженного лица по учетам ИЦ УВД, ГИАЦ МВД России;
  • проверку отпечатков пальцев трупа по дактилоскопическому учету;
  • направление сообщений об обнаружении трупа в другие территориальные подразделения ОВД;
  • проверку по учетам стационарных лечебных учреждений;
  • выявление оперативно-розыскным путем и опрос лиц, видевших разыскиваемое лицо.

При отождествлении личности неопознанных трупов граждан и без вести пропавших лиц широко используется метод дактилоскопии. Однако в 1983 г. в Англии был открыт новый метод идентификации личности, получивший условное название «генная идентификация». Данный метод обладает высокой точностью и эффективностью и заключается в исследовании генетического кода, который является неповторимым для каждого индивида. В качестве исходного материала для определения генетического кода достаточно предмета, которым пользовался исчезнувший человек: обувь, расческа, носовой платок и др.

В случаях, когда установить личность не удалось и труп не идентифицирован в течение пяти суток (в исключительных случаях в срок не более 10 суток), заводится дело по установлению личности гражданина по неопознанному трупу. Указанное дело может прекращаться по следующим основаниям: а) в связи с установлением личности; б) по истечении пяти лет с момента заведения. Если в ходе мероприятий по установлению личности выясняется, что смерть наступила насильственным путем, то в соответствии с УПК РФ решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

При поступлении в розыскные подразделения информации об обнаружении больного или ребенка, не способных сообщить о себе никаких сведений, сотрудниками уголовного розыска проводятся следующие мероприятия:

  • опрос лиц, первыми обнаруживших неизвестного больного или ребенка;
  • установление обстоятельств появления, пребывания обнаруженного лица в данной местности;
  • осмотр одежды, вещей обнаруженного больного в целях нахождения в них документов, которые могут способствовать установлению личности;
  • фотографирование по правилам опознавательной фотосъемки;
  • проверка данных об устанавливаемом лице по учетам ОВД, журналам регистраций жалоб и заявлений, учетам лиц, пропавших без вести, местных лечебных учреждений, детских домов, спецшкол и иных учреждений;
  • передача в необходимых случаях сведений об обнаружении лица в СМИ;
  • организация доставки неопознанного малолетнего ребенка в возрасте до трех лет в медицинское учреждение, а несовершеннолетних лиц — в приемник-распределитель и др.

Взрослые лица с признаками психического заболевания, если по заключению психиатров они не нуждаются в госпитализации, с санкции прокурора помещаются в приемник-распределитель. Если время пребывания больного в приемнике-распределителе истекло и личность его установлена через органы социальной защиты, принимаются меры для помещения его в интернат для психически больных.

Таким образом, розыскная работа является разновидностью правоохранительной деятельности и сочетает в себе комплексное применение оперативно-розыскных и процессуальных мер для скорейшего обнаружения уполномоченными субъектами местонахождения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых.

Приложение. Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок рассмотрения в территориальных органах МВД России и следственных органах системы Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства*(1).

2. Прием, регистрация и разрешение заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц*(2), осуществляются в порядке, установленном межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами*(3), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.

II. Порядок рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении лиц

3. Сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.

4. Для проверки обстоятельств безвестного исчезновения лица, обнаружения следов преступления, выявления иных обстоятельств, имеющих значение для установления причин исчезновения, оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно:

4.1. Выясняет в ходе приема сообщения о безвестном исчезновении лица обстоятельства безвестного исчезновения лица, в том числе указанные в пункте 10 настоящей Инструкции с учетом требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей Инструкции.

4.2. Информирует дежурного следователя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации*(4), а при его отсутствии -руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации либо его заместителя об обстоятельствах безвестного исчезновения лица, в том числе указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, а также о месте происшествия.

4.3. Определяет состав дежурной следственно-оперативной (оперативной) группы из числа сотрудников органа внутренних дел Российской Федерации и направляет ее на место происшествия.

5. В случае если сообщение о безвестном исчезновении лица (за исключением сообщения, полученного из территориального органа МВД России) поступает в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации, то об этом незамедлительно уведомляется оперативный дежурный дежурной части соответствующего территориального органа МВД России.

6. Следователь следственного комитета, получив сообщение, предусмотренное подпунктом 4.2 или пунктом 5 настоящей инструкции, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 10 настоящей инструкции с учетом требований пункта 11 настоящей инструкции, производит выезд на место происшествия, где осуществляет руководство следственно-оперативной группой. последующие действия следователь следственного комитета координирует с оперативным дежурным дежурной части территориального органа мвд россии.

7. В случае если в сообщении, предусмотренном подпунктом 4.2 или пунктом 5 настоящей Инструкции, не усматриваются обстоятельства, предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции с учетом требований пункта 11 настоящей Инструкции, следователь Следственного комитета согласовывает с руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации решение о невыезде на место происшествия, о чем незамедлительно информирует оперативного дежурного дежурной части территориального органа МВД России. Оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России, получив данную информацию, докладывает об этом начальнику территориального органа МВД России.

READ
Какие существуют разряды запаса

8. Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, указанные в пункте 10 настоящей Инструкции, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

9. Сообщение о безвестном исчезновении лица, содержащее признаки совершения в отношении его преступления, относящегося к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации, поступившее в территориальный орган МВД России, после регистрации передается в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации*(5) в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации. Одновременно информация о поступлении указанного сообщения и его передаче в соответствующий следственный орган Следственного комитета Российской Федерации незамедлительно направляется прокурору.

10. О признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать в том числе следующие обстоятельства:

10.1. Отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания.

10.2. Отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве.

10.3. Наличие по месту проживания, пребывания или нахождения без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия.

10.4. Наличие у без вести пропавшего лица важных событий, участие в которых было запланировано (например, сдача экзамена, защита диссертации, медицинское обследование, служебная командировка).

10.5. Наличие у без вести пропавшего лица значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников.

10.6. Безвестное исчезновение лица с автотранспортом.

10.7. Отсутствие в течение не менее трех суток сведений о судьбе и местонахождении без вести пропавшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи).

10.8. Безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества.

10.9. Наличие по последнему месту проживания, пребывания или нахождения, в автотранспорте, рабочем помещении без вести пропавшего лица или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления.

10.10. Отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице либо несвоевременное его направление от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать.

10.11. Наличие у без вести пропавшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами.

10.12. Наличие угроз в адрес без вести пропавшего лица.

10.13. Наличие объяснений лиц о возможном совершенном преступлении в отношении без вести пропавшего лица.

10.14. Внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица.

10.15. Длительное неполучение без вести пропавшим лицом заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат при отсутствии объективных причин (например, болезнь, длительная командировка или поездка).

10.16. Поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом).

10.17. Наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях без вести пропавшего лица.

10.18. Безвестное исчезновение несовершеннолетнего.

10.19. Безвестное исчезновение сотрудников органов государственной власти (в том числе сотрудников правоохранительных органов).

10.20. Безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией.

11. Приведенный в пункте 10 настоящей Инструкции перечень не является исчерпывающим. О признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать иные обстоятельства с учетом местных особенностей (например, оперативной обстановки, традиций, обычаев). Для выдвижения обоснованных версий безвестного исчезновения лица и вывода о наличии признаков преступления необходимо учитывать совокупность обстоятельств и их логическую взаимосвязь.

12. По сообщению о безвестном исчезновении лица подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию его исчезновения (время, место, способ и другие), сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, круг его связей.

13. При наличии достаточных данных о том, что безвестное исчезновение несовершеннолетнего связано с совершением в отношении его преступления, отнесенного к подследственности следователя Следственного комитета, он незамедлительно возбуждает уголовное дело.

14. В случае возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела в связи с безвестным исчезновением лица следователь Следственного комитета незамедлительно уведомляет об этом соответствующий орган внутренних дел Российской Федерации.

15. Если в ходе проверки сообщения о безвестном исчезновении лица установлены обстоятельства, в том числе предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции, указывающие на совершение преступления, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел Российской Федерации принимает решение о передаче сообщения по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, о чем уведомляется прокурор.

16. В случае если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении его преступления, оперативное подразделение органа внутренних дел Российской Федерации принимает соответствующее решение по находящемуся в его производстве сообщению о безвестном исчезновении гражданина и заводит розыскное дело.

17. В случае если в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, производимых в рамках розыскного дела, заведенного в соответствии с пунктом 16 настоящей Инструкции, устанавливаются обстоятельства, предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел Российской Федерации, осуществляющий розыск:

READ
Выкуп государственного имущества

17.1. Составляет рапорт об обнаружении признаков преступления и представляет его на регистрацию в установленном порядке.

17.2. Передает сообщение о безвестном исчезновении лица вместе с материалами проверки по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, о чем уведомляется прокурор.

18. При возбуждении следователем Следственного комитета уголовного дела розыскное дело прекращается, а все оперативно-розыскные мероприятия, объявление без вести пропавшего лица в розыск проводятся в рамках оперативно-поискового дела.

19. Если без вести пропавшее лицо не разыскано, а уголовное дело, возбужденное в связи с его исчезновением, подлежит прекращению, следователь Следственного комитета поручает органу дознания принять меры к розыску без вести пропавшего лица. При этом оперативно-поисковое дело прекращается и орган внутренних дел Российской Федерации заводит розыскное дело.

20. Сообщение о безвестном исчезновении лица, по которому возникают споры о подследственности между следственным органом Следственного комитета Российской Федерации и органом внутренних дел Российской Федерации, вместе с материалами проверки направляется прокурору для рассмотрения и оценки законности и обоснованности передачи такого сообщения по подследственности.

III. Организация ведомственного контроля

21. Персональная ответственность за надлежащую организацию розыска без вести пропавших лиц и соблюдение законности при его осуществлении возлагается на руководителей органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности*(6).

22. Руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, уполномоченный на осуществление оперативно-розыскной деятельности, организует розыск и координацию действий по установлению без вести пропавших лиц:

22.1. Изучает дела оперативного учета, заведенные по фактам безвестного исчезновения лиц.

22.2. В случае необходимости дает указания об устранении выявленных недостатков в организации розыска без вести пропавших лиц.

22.3. Представляет дела оперативного учета по фактам безвестного исчезновения лиц для проверки уполномоченному прокурору в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”*(7).

23. Контроль за деятельностью следователя Следственного комитета в период проверки сообщения о безвестном исчезновении лица возлагается на соответствующих руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

24. Руководители следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органа внутренних дел Российской Федерации по согласованию заслушивают следователя Следственного комитета, которому поручено рассмотрение сообщения о безвестном исчезновении лица, и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. При необходимости могут быть заслушаны иные должностные лица, участвующие в проверке сообщения о безвестном исчезновении лица.

IV. Организация прокурорского надзора

25. Начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры военных и других специализированных прокуратур, прокуроры городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:

25.1. Принимают необходимые меры к организации систематического прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении сообщений о безвестном исчезновении лиц и настоящей Инструкции.

25.2. В целях проверки законности заведения дел оперативного учета, полноты и достаточности мер, принятых к розыску без вести пропавших лиц, изучают дела оперативного учета не позднее 10 суток после их заведения, в последующем с периодичностью не реже одного раза в квартал.

25.3. При наличии в материалах дела оперативного учета или в материалах проверки сообщения о безвестном исчезновении лица данных, содержащих признаки совершения в отношении его преступления, выносят в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 37 УПК*(8) мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

25.4. Рассматривают материалы, указанные в пункте 20 настоящей Инструкции, и с учетом обстоятельств, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей Инструкции, принимают решение о законности и обоснованности передачи сообщения о преступлении по подследственности.

26. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры военных и других специализированных прокуратур, прокуроры городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур систематически, не реже одного раза в полугодие, проводят анализ состояния законности при розыске без вести пропавших лиц и по результатам принимают соответствующие меры прокурорского реагирования.

*(1) Далее – “без вести пропавшие лица”.

*(2) Далее – “сообщение о безвестном исчезновении лица”.

*(3) См.: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 “О едином учете преступлений” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 года, регистрационный N 7339; Российская газета, 2006, 25 января); приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 “Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 ноября 2014 года, регистрационный номер N 34570; Российская газета, 2014, 14 ноября); приказ МВД России от 12 апреля 2013 г. N 200дсп “О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов внутренних дел Российской Федерации” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июня 2013 года, регистрационный N 28761); приказ МВД России от 5 мая 1993 г. N 213дсп “Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 сентября 1994 года, регистрационный N 697); приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72 “Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 февраля 2013 года, регистрационный N 27314; Российская газета, 2013, 6 марта).

READ
Защита жилищных прав в административном порядке

*(4) Далее – “следователь Следственного комитета”.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2007, N 24, ст. 2830; 2008, N 49, ст. 5724. Далее – “УПК”.

*(6) Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 “О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 года, регистрационный N 25005; Российская газета, 2008, 3 августа).

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1999, N 2, ст. 233.

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2007, N 24, ст. 2830; 2011, N 1, ст. 16; 2012, N 24, ст. 3070; 2013, N 9, ст. 875.

Сроки давности по федеральному розыску

Если человек был признан пропавшим без вести, то искать его будут до тех пор, пока не найдут. Основания для прекращения поисков могут быть следующими:

  1. Было обнаружено тело человека или появились неоспоримые доказательства его смерти.
  2. Гражданина признали умершим через суд.

Если же в розыск был объявлен преступник, то поиски завершатся в момент истечения срока давности. Здесь все зависит от тяжести совершенного преступления. Различают следующие сроки давности по уголовным делам:

  1. Для преступлений небольшой степени тяжести – 2 года. Речь идет о тех преступных деяниях, максимальный срок наказания за которые составляет менее трех лет.
  2. Если злоумышленник совершил преступление средней тяжести, то срок давности составит 6 лет. Речь идет о тех деяниях, за которые предусмотрено максимальное наказание в виде 5 лет лишения свободы.
  3. Если действия преступника повлекли за собой крупный ущерб, то его будут разыскивать в течение 10 лет. Максимальной мерой пресечения за тяжкие преступления является 10 лет лишения свободы.
  4. Для особо тяжких преступлений срок давности составляет 15 лет. Это такие преступные деяния, наказание за которые превышает 10 лет лишения свободы.

Отсчет срока давности начинается с момента совершения преступления. Если в течение отведенного периода времени злоумышленник не будет найден, уголовное дело закрывают. Впоследствии человека нельзя будет привлечь к ответственности за преступление, срок давности по которому истек. Если злоумышленник намеренно скрывается от следствия, течение срока давности могут приостановить. Отсчет восстанавливается при обнаружении подозреваемого.

Актуальные проблемы розыска лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах

Российское государство, гарантируя защиту конститу­ционных прав и свобод человека и гражданина, обязывает правоохранительные органы направлять основные усилия на предупреждение и пресечение правонарушений, прини­мать установленные законом меры для выявления и устранения причин и условий, порождающих преступления.

Несмотря на активную работу органов внутренних дел, за последние годы криминогенная ситуация в России про­должает оставаться сложной. Усиливает свое влияние на опе­ративную обстановку организованная и профессиональная преступность. Особую тревогу вызывает увеличение количе­ства преступлений, имеющих высокую степень общественной опасности, к числу которых, по нашему мнению, относятся преступления, связанные с безвестным исчезновением людей.

Следует отметить, что в последнее время причины без­вестного исчезновения лиц все чаще носят криминальный характер, поэтому в процессе розыскной работы перед ро­зыскными подразделениями ОВД стоит задача определения общей причины исчезновения человека (криминальная или некриминальная) 1 . Для решения этой задачи следует изучать обстоятельства, предшествующие исчезновению, саму ситуа­цию ис-чезновения как таковую, а также полную информацию о личности пропавшего (социальный статус, характер деятель­ности, психологические особенности и др.).

Безвестное исчезновение лиц при криминальных обстоя­тельствах не сопряжено с каким-либо одним видом престу­плений. Статистические данные наглядно свидетельствуют о стабильно высоких показателях преступлений, имеющих от­ношение к безвестным исчезновениям (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбой, хулиганство, похищение человека).

Криминальный характер безвестного исчезновения характеризует­ся предпо-ложением о совершении в отношении разыскиваемого лица преступления. К некриминальным причинам исчезновения относят те, которые обусловливаются объективными обстоятель­ствами, не зависящими от воли людей (возможное влияние сил природы), а также причинами субъективного характера, когда лицо становится жертвой несчастного случая в результате недоо­ценки опасной для жизни ситуации или безразличного отношения к возможным трагическим последствиям (возможное утопление, гибель в пожаре, потеря ориентации на местности и др.).

Ежегодно количество лиц, пропавших без вести при кри­минальных обстоятельствах, увеличивается. По данным МВД России, в нашей стране ежегодно в розыске находятся свыше 120 тысяч без вести пропавших людей — население крупного районного центра. Ежегодно объявляется в розыск еще свыше 70 тысяч человек. Находят каждый год более 65 тысяч.

Если рассмотреть статистику на примере Республики Баш­кортостан, то обстановка по данной линии работы представля­ется следующим образом: в 2013 г. розыску подлежало 1295 без вести пропавших, из них разыскано 413, остаток неразысканных составил 882. По факту безвестного исчезновения лица возбуж­дено 20 уголовных дел, лишь по пяти из которых обнаружены тела, причина смерти которых в силу сильных гнилостных из­менений не установлена. В 2014 г.: розыску подлежало 1119 без вести пропавших, из них разыскано 239, остаток неразысканных составил 880. По факту безвестного исчезновения лица воз­буждено 12 уголовных дел. Обнаружены тела трех пропавших с признаками насильственной смерти и два тела с сильны­ми гнилостными изменениями, в силу чего причина смерти не установлена.

Приведенные статистические данные вызывают обоснован­ную обеспокоенность как общественности, так и руководства ОВД.

При розыске таких лиц следует учитывать признаки, по ко­торым исчезновение относят к разряду криминальных. Эти признаки нашли нормативное закрепление в Инструкции о по­рядке рассмотрения за-явлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 70/122. Согласно п. 5 этой Инструкции о призна­ках совершения преступления в отношении разыскиваемого могут свидетельствовать, например, следующие обстоятель­ства: отсутствие объективных данных, указывающих на наме­рение человека беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место жительства; отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропо­стижную смерть, потерю памяти, ориентирование во време­ни и пространстве; наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительно­го отсутствия; наличие у пропавшего значительных де-нежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внима­ние преступников; исчезновение человека с автотранспортом и другие.

READ
Порядок взыскания долга по договору займа

Приведенный в Инструкции перечень не является исчер­пывающим, он может пополняться и другими обстоятель­ствами, выявленными в процессе розыскной практики, в том числе обусловленными местными особенностями. Так, о ве­роятном убийстве или похищении исчезнувшего лица могут говорить и такие факты, как участие пропавшего в уголовном судопроизводстве в качестве свидетеля либо потерпевшего при расследовании уголовных дел, связанных с коррупцией, деятельностью организованных преступных групп, иных тяж­ких преступлений. О криминальном характере исчезновения можно судить и по тому, что без вести пропавший не при­нимал никаких мер по выписке с места жительства, снятию с воинского учета, увольнению с работы.

Отметим, что риск стать жертвой преступления распре­деляется среди населения неравномерно. Повышенной уяз­вимостью для насильственных посягательств обладают дети, женщины, старики, лица, злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотики, а также люди вздорные, агрессивные, алчные и легковерные.

Чаще всего без вести пропавшими при криминальных об­стоятельствах, помимо убитых при изнасилованиях женщин, как показывают исследования, становятся лидеры и участники организованных преступных групп; руководители крупных предприятий, финансовых учреждений, коммерческих струк­тур; представители органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровней; работники средств массовой информации; военнослужащие, сотрудники право­охранительных органов и спецслужб, иные граждане.

Следует согласиться с точкой зрения, согласно которой при оценке обстоятельств исчезновения следует исходить из пре­зумпции, что лицо стало жертвой преступления, уже потому, что первоначальные оперативно-розыскные мероприятия сви­детельствуют об отсутствии сведений о его местонахождении. Так, отмечая, что при безвестном исчезновении лица следует говорить о «презумпции криминального события», Д. Б. Варшавец предлагает в любом случае при поступлении заявления о безвестном исчезновении граждан предполагать криминаль­ное событие его исчезновения с соответственной организацией мероприятий, которые направлены на раскрытие убийства.

Презумпция при этом понимается как предположение о том, что в отношении исчезнувшего лица совершено престу­пление, признаваемое истинным, пока не доказано обратное (или не подтверждено данное предположение).

Необходимо обозначить тот факт, что сотрудниками право­охранительных органов в процессе проверки, проводимой по заявлениям о безвестном исчезновении лиц, допускается ряд просчетов, среди которых можно выделить случаи несвоев­ременного принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Вышеизло­женные обстоятельства ведут к утрате доказательств, которые при незамедлительном осуществлении следственных действий могли быть надлежащим образом зафиксированы. К недостат­кам розыскной работы следует также отнести несвоевременное заведение дел оперативного учета и наведение справок по раз­личным ведомственным и вневедомственным учетам.

Согласно Директиве МВД России, содержащей в себе при­оритетные направления деятельности органов внутренних дел МВД России на 2014 г., отмечаются случаи несвоевременного возбуждения уголовных дел по ст. 105 УК РФ по факту безвест­ного исчезновения потерпевших, что снижает эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий и следствен­ных действий. С учетом данного обстоятельства в качестве од­ного из приоритетных направлений деятельности системы МВД России в 2014 г. определено повышение эффективности работы по предупреждению, пресечению, раскрытию и рассле­дованию тяжких и особо тяжких преступлений, производству дознания и розыску лиц.

Для установления местонахождения лиц, пропавших без вести, важно информационно-аналитическое обеспечение. Именно от того, насколько качественно и своевременно осу­ществлен сбор необходимой информации и ее анализ, зави­сит в конечном итоге эффективность розыска лиц, пропавших без вести.

Развитие информационных технологий, информатизация самых разнообразных сфер деятельности, создание электрон­ных банков данных государственных предприятий и частных компаний, качественное изменение средств массовой инфор­мации, с одной стороны, совершенствование технологий ком­пьютерной разведки, позволяющей негласно анализировать огромные массивы данных и сведений, представленных в элек­тронном виде, прогресс технологий аналитической разведки, позволяющих из разрозненных фактов синтезировать новые знания, внедрение в оперативную практику мультимедийных технологий, позволяющих извлекать оперативно значимую ин­формацию из аудио- и видеозаписей, решать идентификаци­онные и диагностические задачи, синтезировать аудио-, фото- и видеоматериалы и, наконец, появление Интернета, Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел и локальных компьютерных сетей учрежде­ний, обеспечивших в реальном режиме доступ к практически неограниченным информационным ресурсам, — с другой, на­стоятельно требуют совершенствования организации и такти­ки использования информационных технологий в розыскной деятельности.

Вместе с тем проведенные исследования показали, что в настоящее время существующая система информационно­аналитического обеспечения организации розыска требует современного наполнения, поскольку общая (централизован­ная) информация о разыскиваемых лицах, пропавших без вести, не в полном объеме доходит до всех сотрудников органов внутренних дел, функциональные обязанности которых пред­усматривают решение розыскных задач.

Такая информация поступает в территориальный орган МВД России в виде ориентировок, розыскных заданий и бюл­летеней оперативно-розыскной информации. Розыскные зада­ния и ориентировки рассматриваются руководителями органа внутренних дел и отписываются на исполнение конкретному сотруднику подразделения. Другие сотрудники информиру­ются о задании только в случае их привлечения к проведению оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) или след­ственных действий. Чаще всего информирование личного со­става террито-риальных органов МВД России осуществляется выборочно на оперативных совещаниях, без детального озна­комления со сведениями о разыскиваемом лице сотрудников иных подразделений (участковых уполномоченных полиции, сотрудников ПДН, ППСП и т.п.).

С содержанием бюллетеней оперативно-розыскной инфор­мации ознакамливаются, как правило, только сотрудники под­разделений уголовного розыска, обращая при этом внимание на информацию, интересную для раскрытия преступлений и установления местонахождения лиц, объявленных в розыск или проживающих на территории оперативного обслужива­ния.

К тому же в большинство изученных оперативных подраз­делений территориальных органов МВД России бюллетени поступают партиями за определенный промежуток времени. Фотографии лиц, пропавших без вести, имеются не во всех бюллетенях (84,6%). При этом более половины фотографий имеют плохое качество изображения, различить по ним черты разыскиваемых проблематично.

READ
Заявление о признании банкротом юридического лица

После формального ознакомления бюллетени подшива­ются в номенклатурные дела, а их дальнейшее повседневное использование весьма затруднительно. Сотрудники других служб к оперативно-розыскным бюллетеням обычно обраща­ются эпизодически.

Также непросто направлять ориентировки с использова­нием средств коммуникативной связи. Во-первых, они, как правило, направляются в течение первых суток после принятия заявления о безвестном исчезновении, когда еще полностью не уточнены приметы разыскиваемого и до конца не выяс­нены обстоятельства безвестного отсутствия. Во-вторых, со­ставленный словесный портрет разыскиваемого оформляется оперативными работниками в усредненной форме и оставляет желать лучшего.

Что касается использования электронных средств и ком­пьютерной техники в розыскной деятельности, то основные направления их применения сводятся в большинстве исследо­ванных территориальных розыскных подразделений (86,2%) к однообразным наборам текстовых файлов по организации (составление планов, постановлений, заданий, ориентировок и т.п.) и фиксации результатов розыскных действий, а также к оптимизации различных служебных функций (подготов­ка справок, отчетов и т.п.). Ранее проведенные исследования по использованию научно-технических средств в оперативно­розыскной практике свидетельствуют о бесперспективности подобного их применения.

С учетом отмеченных факторов в организации информа­ционного обеспечения розыска лиц, пропавших без вести, в качестве наиболее перспективного направления его развития на современном этапе следует выделить эффективную организацию создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования необходимых све­дений. От количества и качества исходной информа-ции, ее доступности в конечном итоге зависит эффективность деятель­ности органов внутренних дел по идентификации пропавших лиц и последующему установлению их местонахождения.

Наряду с другими причинами, негативно влияющими на организацию розыскной работы, следует отметить недо­статочное теоретическое обобщение накопленного опыта, не­достаточный уровень научно обоснованных рекомендаций, методик раскрытия преступлений, связанных с безвестным исчезновени-ем лиц, и объективных критериев оценки резуль­татов деятельности оперативных подразделений. МВД России постоянно акцентирует внимание на необходимости использо­вания научно-исследовательского потенциала в целях усиления борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Требо­вания о совершенствовании деятельности органов внутренних дел неразрывно связаны с научными исследованиями актуаль­ных проблем борьбы с преступностью в целом и отдельными формами ее проявления в частности.

Учитывая вышеизложенное, требуется дальнейшее совер­шенствование организации и тактики деятельности опера­тивных подразделений по розыску лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах, выявлению и раскрытию совершенных в отношении них преступлений.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 12 (79) 2014

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ”), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

19 августа 2022, 14:34

Розыск лиц, пропавших без вести, относится к компетенции органов внутренних дел. Указанная обязанность закреплена в Федеральном законе «О полиции».

К без вести пропавшими относятся лица, исчезнувшие внезапно, без видимых на то причин, их судьба и местонахождение для окружающих (близких) остаются неизвестными.

Установление местонахождения указанных лиц является одной из задач важнейших оперативных подразделений. Сотрудники полиции обязаны принять неотложные меры по поиску и обнаружению лица, исчезнувшего по неизвестным для окружающих причинам, на основании поступившего заявления независимо от давности и места исчезновения. Заявление может быть подано круглосуточно в любом правоохранительном органе в устном или письменном виде. Оно подлежит регистрации независимо от наличия полных анкетных данных, сведений о месте постоянного или временного проживания, фотографии безвестно пропавшего лица. При этом от полноты информации о разыскиваемом человеке зачастую зависит результативность деятельности по установлению его местонахождения. Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

При получении в ходе оперативно-розыскных мероприятий данных, указывающих на совершение в отношении пропавшего лица преступления, материалы проверки незамедлительно передаются в следственный орган Следственного комитета России, где при наличии повода и оснований возбуждается уголовное дело. В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела розыск пропавшего лица продолжается сотрудниками полиции. Ведомственным приказом МВД Российской Федерация организация розыска возложена на орган внутренних дел по месту последнего пребывания (нахождения) пропавшего человека.

Действия (бездействие) должностных лиц органов полиции, осуществляющих розыск, а также процессуальные решения, принятые по результатам доследственной проверки органов Следственного комитета России, могут быть обжалованы в прокуратуру или суд.

Адрес: 600025, город Владимир, Октябрьский проспект, дом 9
Телефон: +7 (4922) 32-55-53
Телефон: +7 (4922) 32-71-25

Комплексный розыск без вести пропавших (Камчатов К.В., Аристархов А.Л.)

На межведомственном совещании, проведенном в Генеральной прокуратуре РФ в 2014 г., обсуждалась проблематика совершенствования оперативно-розыскной деятельности (ОРД) по розыску без вести пропавших лиц и идентификации личности неопознанных трупов, рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан, а также взаимодействия следственных органов Следственного комитета РФ с оперативно-розыскными подразделениями при раскрытии и расследовании противоправных деяний указанной категории .
——————————–
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось межведомственное совещание по вопросам розыска и рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-417748/ (дата обращения: 19.04.2019).

В решении межведомственного совещания руководителей правоохранительных органов, состоявшегося в Генеральной прокуратуре РФ, отмечено, что розыскная работа на этом направлении сопровождается существенными просчетами, в числе которых – некачественное проведение неотложных первоначальных мероприятий и бессистемность поиска .
——————————–
Решение руководителей правоохранительных органов РФ от 14 ноября 2018 г. “О результатах деятельности правоохранительных органов по рассмотрению сообщений и расследованию преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан”.

READ
Как отменить ликвидацию ООО после публикации

Затронутые вопросы важны, поскольку от своевременных совместных усилий правоохранительных органов зависят искомые результаты, а значит, и обеспечение прав участников уголовного процесса. Промедление с необходимым решением может быть сопряжено с непринятием мер по раскрытию преступления, а также изобличению лиц, их совершивших. Актуальна точка зрения А. Абуталипова и Т. Нуриева о том, что значительный период розыска снижает шанс найти пропавшего живым .
——————————–
См.: Абуталипов А., Нуриев Т. Расширить полномочия для повышения эффективности розыска без вести пропавших лиц // Законность. 2018. N 6. С. 49 – 51.

Розыск без вести пропавших представляет собой отдельное направление деятельности, носящей комплексный характер. При его осуществлении задействованы возможности ОРД и уголовного процесса. Особенностью такой работы является формирование убеждения в том, что было совершено преступление путем исключения возникающих сомнений в обратном.
Обязанность розыска возложена на органы, осуществляющие ОРД . Однако деятельность по розыску характерна и для органов предварительного расследования. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ после приостановления предварительного следствия следователь в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК, устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску. Но это несколько иные ситуации.
——————————–
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (далее – Закон об ОРД) к задачам ОРД отнесен розыск без вести пропавших.

Сопоставление особенностей деятельности указанных органов по розыску свидетельствует о том, что акценты в вопросах розыска смещены в пользу ОРД, поскольку задача раскрытия преступления прямо предусмотрена в ст. 2 Закона об ОРД. При этом в теории уголовного процесса деятельность по раскрытию преступлений также характерна для органов предварительного следствия, но по объективным причинам она носит ограниченный характер.
Указанные особенности могут “усыплять” бдительность сотрудников правоохранительных органов.
Так, по требованию прокуратуры Свердловской области в 2018 г. следственным отделом возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ по сообщению о безвестном исчезновении П., по которому ранее следственный орган неоднократно выносил постановления об отказе в возбуждении уголовного дела . Такие примеры не единичны. Прокуратура Приморского края обращает внимание на факты обнаружения признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 УК, по результатам изучения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела .
——————————–
Докладная записка прокуратуры Свердловской области об итогах работы органов прокуратуры за 2018 г.
Докладная записка прокуратуры Приморского края об итогах работы органов прокуратуры за 2018 г.

Прокуратурой Республики Калмыкия в декабре 2017 г. по факту исчезновения несовершеннолетней Б., 2003 г. рождения, проведена проверка, в ходе которой установлено, что та ушла в школу и домой не вернулась. При этом несовершеннолетняя отсутствовала на учебных занятиях, однако классным руководителем этот факт оставлен без внимания. Девочка тем временем на попутном транспорте добралась до Волгограда, а затем отправилась в Чеченскую Республику. Лишь благодаря оперативной работе сотрудников полиции ребенок был найден и передан законным представителям .
——————————–
Докладная записка прокуратуры Республики Калмыкия об итогах работы органов прокуратуры за 2018 г.

В связи с этим представляется важным отражение в Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (далее – Инструкция) таких понятий, как прием, регистрация и разрешение заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц .
——————————–
Приказ МВД России N 38, Генерального прокурора РФ N 14, СК России N 5 от 16 января 2015 г. “Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц”.

Выявление соотношения этих понятий свидетельствует о том, что понятие “заявление и сообщение о безвестном исчезновении лица” изначально больше тяготеет к понятию “сообщение о происшествии”.
При учете угрозы нарушения конституционных прав потерпевших на доступ к правосудию государство должно оказать необходимую помощь в установлении обстоятельств исчезновения без вести пропавшего. Сделанное предложение будет соответствовать Модельному закону о лицах, пропавших без вести, где закреплено право любого человека знать о судьбе пропавших без вести родственников (ст. 3) , а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, указавшего на обязанность государства защищать от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина как высшую ценность и обеспечивать установление такого правопорядка, который бы гарантировал каждому государственную, в том числе судебную, защиту его прав и свобод, а каждому потерпевшему от преступления – доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба .
——————————–
Модельный закон о лицах, пропавших без вести (принят в г. Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 г. постановлением N 31-17 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ).
Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г. N 7-П “По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска”.

В случае, когда отсутствует не только обвиняемый, но и потерпевший и установить его место нахождения не удается, степень вероятности совершения преступления возрастает. При этом принятие решения о возбуждении уголовного дела по факту безвестного отсутствия гражданина должно быть максимально взвешенным. Соответственно, на этапе проверки сообщения о преступлении есть необходимость тщательной проверки установленных обстоятельств исчезновения, а в случае обнаружения останков неопознанного трупа – назначения с учетом ч. 1 ст. 144 УПК судебных экспертиз.
Следует отметить, что регламентация розыска без вести пропавших лиц носит ведомственный (межведомственный) характер, а в УК и УПК этого понятия нет. Потому указанные в законодательстве ориентиры, которые касаются понятий “сообщение о преступлении”, “достаточные данные, указывающие на признаки преступления”, могут применяться в ходе комплексного розыска без вести пропавших лиц при учете имеющейся специфики. Это будет способствовать повышению результативности розыскной деятельности.
Характер безвестного исчезновения может быть установлен только при исследовании обстоятельств, перечисленных в п. 10 Инструкции. При учете того, что на розыск без вести пропавших изначально ориентированы органы внутренних дел, в случае поступления соответствующего заявления именно на дежурного дежурной части территориального органа МВД возлагается ответственность за соблюдение дальнейшего порядка его рассмотрения. В целях соблюдения требований Инструкции дежурный должен выяснить все обстоятельства, влияющие на определение криминального характера исчезновения. При этом о многих обстоятельствах, связанных с наличием у без вести пропавшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, о долговых или кредитных обязательствах, об угрозах в его адрес заявитель (родственник, близкий родственник, знакомый и т.д.) может не знать.
Согласно п. 4.2 Инструкции дежурный дежурной части территориального органа МВД информирует дежурного следователя следственного органа Следственного комитета РФ, а при его отсутствии – руководителя следственного органа Следственного комитета РФ либо его заместителя об обстоятельствах безвестного исчезновения лица, в том числе указанных в п. 10 Инструкции, а также о месте происшествия.
Представляется, что МВД России должно информировать СК России не только о содержании того, что установлено в ходе приема сообщения о преступлении, выезда (в том числе совместного) на место происшествия, но и о полноте установленных обстоятельств. Если по каким-либо причинам в МВД России установить сведения по всему перечню обстоятельств не представилось возможным, сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит направлению по подследственности в органы СК России, поскольку этот информативный “пробел” свидетельствует о наличии обоснованных сомнений в некриминальном характере исчезновения . То есть поступившее сообщение продолжает оставаться сообщением о безвестном исчезновении лица, содержащем признаки совершения в отношении его преступления. В свою очередь, обязанность его направления по подследственности в СК России для дежурного дежурной части территориального органа МВД установлена в п. 9 Инструкции.
——————————–
В таком случае взвешенному применению подлежат положения п. 8 Инструкции о том, что проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, указанные в п. 10 Инструкции, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел РФ.

READ
Нужно Ли Менять Фамилию В Дипломе После Замужества

Еще одно важное обстоятельство, которое сопровождает комплексный розыск без вести пропавших лиц, – квалификация преступления. В правоприменительной деятельности встречаются различные варианты квалификации деяния в таких случаях. Ч. Исмаилов пишет о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 105, 111, 126, 127, 127.1, 127.2, 240, 264 УК, поясняя, что под указанными преступлениями обычно маскируется безвестное исчезновение .
——————————–
См.: Исмаилов Ч.М. Анализ преступлений, замаскированных под безвестное исчезновение // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 9. С. 79 – 83.

Представляется, что высокая степень обоснованности сомнений в том, что исчезновение лица не носило криминального характера, свидетельствует о необходимости начала уголовного преследования в публичном порядке при “плавающей квалификации”, обусловленной спецификой обстоятельств исчезновения, которая в дальнейшем будет уточнена.
В то же время становится ясно, что заниматься фактами безвестного исчезновения компетентным должностным лицам позволяют специально обозначенные в законодательстве ориентиры. Подобные ориентиры содержатся в ст. 2 Закона об ОРД, ст. 45 ГК РФ (“Объявление гражданина умершим”), а также п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ “О государственной геномной регистрации в Российской Федерации”, где используется понятие “без вести пропавшее лицо”. Однако в УПК таких ориентиров нет.
С учетом изложенного полагаем, что дисбаланс розыскной работы применительно к органам предварительного следствия может быть устранен путем дополнения ч. 1 ст. 140 УПК таким поводом для возбуждения уголовного дела, как заявление или сообщение о безвестном исчезновении. Вследствие этого в УПК появятся ориентиры, позволяющие органам предварительного следствия работать с такими заявлениями и сообщениями в условиях более определенной подследственности . Предложенное также позволит предметно сфокусировать внимание на розыске без вести пропавших как в ходе ОРД, так и в ходе проверки сообщений о преступлениях.
——————————–
Согласно п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 26 января 2017 г. N 33 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания” прокурорам предписано следить за строгим соблюдением органами дознания, дознавателями правил подследственности, установленных в ст. 151 УПК, не только при расследовании преступлений, но и при рассмотрении, разрешении сообщений о преступлениях.

При “наложении” предложенного повода на нормы материального права появляется особенность конструкции состава преступления, которая будет учтена в постановлении о возбуждении уголовного дела. То есть после возбуждения уголовного дела необходимо будет вести речь, например, не просто о похищении человека (ч. 1 ст. 126 УК), а о похищении человека, пропавшего без вести. Это позволит наиболее полно подчеркнуть специфичность обстоятельств безвестного исчезновения при наличии обоснованных сомнений в некриминальном характере ситуации.

Пристатейный библиографический список

1. Абуталипов А., Нуриев Т. Расширить полномочия для повышения эффективности розыска без вести пропавших лиц // Законность. 2018. N 6.
2. Исмаилов Ч.М. Анализ преступлений, замаскированных под безвестное исчезновение // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 9.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

В случаях когда в процессе расследования уголовного дела, возбужденного по факту безвестного отсутствия лица, получены убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что пропавший без вести не стал жертвой преступления, уголовное дело подлежит прекращению. В этом случае (при наличии необходимых оснований для дальнейшего осуществления розыска) оперативно-поисковое дело прекращается и заводится розыскное дело. В информационный центр направляется копия постановления о прекращении оперативно-поискового дела с указанием номера розыскного дела.

Ссылка на основную публикацию