Совнарком РСФСР в январе 1918 года принял Декрет. В нем говорилось, что упраздняются все тюремные заключения, суды над несовершеннолетними. Все дела по правонарушениям, которые совершили лица до 17 лет, передавались в специальные Комиссии для несовершеннолетних.
§ 3. Принципы ювенальной юстиции
Это те принципы, которые определяют особенности ювенальной юстиции и отличают ее от юстиции общей (общеуголовной, общегражданской). Оценивая специфические принципы ювенальной юстиции, необходимо сравнивать их с принципами общего правосудия.
Специфическими принципами ювенальной юстиции являются следующие:
Преимущественно охранительная ориентация ювенальной юстиции.
Этот принцип специфичен, так как ювенальная юстиция создавалась и действует до наших времен преимущественно как уголовное правосудие, задачи которого чаще ассоциируются с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, а не с преимущественной защитой тех, кто совершил преступление. И вместе с тем уже при рассмотрении правовой базы ювенальной юстиции — несовершеннолетия — можно отметить выдвижение на первый план именно охранительной функции последней. Обратите внимание на одну историческую особенность, объясняющую такую направленность ювенальной юстиции: исторически суд по делам несовершеннолетних создавался как суд, решающий двуединую задачу — защиты прав детей и подростков и уголовного преследования несовершеннолетних преступников. С развитием ювенальной юстиции ее охранительная функция все более укреплялась.
В современном судебном процессе стран, где функционирует ювенальная юстиция, повышенная судебная защита предусмотрена для всех несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия, независимо от их процессуального положения (с учетом российской терминологии — подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, свидетелей, потерпевших).
Специальный охранительный правовой режим для несовершеннолетних может быть выражен в разных формах: прямой протекционизм (например, уменьшение, только по факту несовершеннолетия, на определенную часть размера наказания, указанного в статье УК), дополнительная правовая защита отдельных групп несовершеннолетних (например, по российскому уголовно-процессуальному законодательству обязательно участие педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет).
Во многих странах закон предписывает проводить закрытые заседания суда по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или о преступных посягательствах на них. Провозглашение преимущественного применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, а не наказания — это тоже проявление охранительной функции ювенальной юстиции. Обратите внимание на то, что воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, проходящее через весь судебный процесс, и относят к самостоятельному принципу ювенальной юстиции, равно как считают принципом уголовного права в отношении несовершеннолетних (принцип воспитуемости) (подробнее см. лекцию V).
Социальная насыщенность ювенальной юстиции. Суть этого принципа — в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности. Использование таких специальных знаний в западной правовой науке носит название “непрофессиональный элемент”.
Привлечение неюридических специальных познаний в судебном процессе имеет место и в общеуголовном и общегражданском процессе: это заключения экспертов, участие специалистов, предусмотренные в том числе и российским процессуальным законодательством. В рамках ювенальной юстиции происходит социальное насыщение всего юридического процесса данными из неюридических источников. Речь идет не только о привлечении к участию в процессе экспертов и специалистов, но и об использовании в рамках ювенальной юстиции данных, полученных судом и по его специальным заданиям, от специализированных неюридических учреждений и служб ювенального профиля (медико-психологических, социально-психологических, социальных служб, консультационных центров). Привлечение этих данных — одна из главных особенностей судебного процесса в “классическом” правосудии по делам несовершеннолетних. Согласно законам своих стран суд для несовершеннолетних может не только задать интересующие его вопросы указанным неюридическим службам, но и поместить в этой связи несовершеннолетнего на стационарное обследование.
Вопросы (и ответы на них) могут касаться психологических особенностей личности несовершеннолетнего, его реакции на негативные жизненные ситуации. Перед указанными учреждениями суд может поставить вопрос и о выборе оптимальной для данной личности меры воздействия, и особенно о наиболее результативном режиме ее исполнения. Естественно, закон оставляет за судом право выбора и меры воздействия, и режима, однако помощь неюридических консультантов оценивается высоко и успешно используется в деятельности судов по делам несовершеннолетних.
Хотелось бы обратить внимание на то, что сложившаяся в западных странах, где есть суды для несовершеннолетних, система вспомогательных неюридических органов оценивается нами нередко как центральное звено ювенальной юстиции. Еще раз стоит подчеркнуть, что такая позиция не соответствует концепции и философии ювенальной юстиции. Тем не менее, рассматриваемый “непрофессиональный элемент” органически связан с ювенальной криминологией, которая разрабатывает свои методы исследования причин преступности несовершеннолетних, изучения личности несовершеннолетних именно на базе неюридических специальных познаний, которые затем использует ювенальная юстиция (подробнее см. лекцию VI).
Диапазон использования неюридических познаний в ювенальной юстиции в некоторых странах очень велик. Так, французский уголовный процесс предусматривает специальное социальное исследование в делах несовершеннолетних и формирование на его базе так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и его деяния, а также окружающей его микросреды.
Максимальная индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции. Судопроизводство по любому делу, а не только по делу несовершеннолетнего, имеет сугубо индивидуальные цели, поскольку каждое преступление — акт индивидуальный, как индивидуальны уголовная ответственность и наказание за него.
Индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции является ее принципом потому, что в центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, и именно ей в первую очередь подчинена вся судебная процедура, включающая правила, отсутствующие в общем правосудии.
Так, концепция ювенальной юстиции предусматривает, что судопроизводство по делам несовершеннолетних имеет неформальный характер, что не вяжется с традиционным представлением о строго регламентированной в законе судебной процедуре.
Законодательство и судебная практика тех стран, где функционируют суды для несовершеннолетних, оценивают такую правовую ситуацию как самую эффективную применительно к подросткам.
Велико значение принципа индивидуализации и для осуществления других принципов ювенальной юстиции. В литературе он оценивается как синтезирующий все остальные принципы ювенальной юстиции. И с этим нельзя не согласиться. Трудно представить, как без максимальной индивидуализации будет реализовываться в ходе процесса возрастная специфика, преимущественно охранительный режим, использование упомянутых рекомендаций неюридических служб и принятие судом решений об этом использовании. Очевидно, что неформальный характер процедуры — основа индивидуализации судебного процесса в суде для несовершеннолетних — должен быть согласован и с общими процессуальными правилами, но не должен быть ими “задавлен”, иначе судебная процедура войдет в конфликт с динамичным участником процесса — несовершеннолетним, что снизит эффективность правосудия.
§ 2. Понятие, назначение, функции и принципы ювенальной юстиции
В настоящее время среди видных ученых и специалистов в области разработки законодательства о несовершеннолетних нет единого мнения о том, что же такое «ювенальная юстиция» и насколько она необходима в России.
Однако при всем разнообразии взглядов на ювенальную юстицию можно выделить две наиболее правильные, отражающие суть рассматриваемого явления точки зрения.
Один из крупнейших отечественных специалистов в данной области Э.Б. Мельникова относит к ювенальной юстиции преимущественно специализированные судебные органы. Эту точку зрения поддерживает ряд отечественных ученых[236 – См., в частности: Мельникова Э., Ветрова Г. Российская модель ювенальной юстиции (теоретические концепции) // Правозащитник. – 2006. -№ 1.-С. 22–41.].
Другие ученые предлагают включить в систему ювенальной юстиции значительно более широкий круг органов, а именно:
• комиссии по делам несовершеннолетних; Уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью;
• органы опеки и попечительства над несовершеннолетними;
• ювенальные органы следствия и дознания, комитеты по делам семьи и несовершеннолетних;
• воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей[237 – См., в частности: Ермаков В.Д., Илъчиков М.З., Абросимова Е.А., Автономов А. С., Хананашвили Н.Л. Федеральный закон «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации»: авторский проект. – М., 1999.-С. 8–9.].
Обе указанные точки зрения на ювенальную юстицию не противоречат друг другу и в целом дополняют и развивают основные ее принципы и задачи.
Обобщая вышеизложенное, сформулируем понятие «ювенальная юстиция».
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ – это система правосудия в отношении несовершеннолетних граждан, главным звеном которой является суд по делам несовершеннолетних, объединяющая вокруг данного суда разные службы правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также общественных правоохранительных органов.
Несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения, которая нуждается в обеспечении специальной повышенной правовой защиты.
Специфика преступности несовершеннолетних зависит от особенностей их социально-психологического развития: недостаточного уровня социализации, физической и психической незрелости, подверженности влиянию со стороны взрослых и неформальных лидеров среди подростков. По сравнению с взрослым несовершеннолетний обладает неполной дееспособностью, ограниченной свободой в передвижении, хранении и распоряжении своим имуществом.
Особенности несовершеннолетнего возраста, в свою очередь, обусловливают обязательное участие в осуществлении правосудия для несовершеннолетних специалистов в области психологии и педагогики детского и подросткового возраста, медицины, психиатрии и ряда других отраслей науки, а также особые требования к судьям, специализирующимся по делам несовершеннолетних, что является одним из принципиальных отличий ювенального суда от общеуголовного.
Важнейшей особенностью ювенального правосудия является то, что оно рассматривает ребенка не как объект репрессий, а как субъект реабилитации. В связи с этим ювенальная юстиция предусматривает особые меры по отношению к несовершеннолетнему, в том числе и прямо установленные законодательством, с тем чтобы судебное решение, будучи вынесенным в отношении ребенка, зачастую не понимающего смысла содеянного и самого судебного решения, не оказало бы негативного влияния на процесс социализации и тем самым не содействовало бы росту преступности.
Принцип нацеленности на социализацию несовершеннолетнего имеет особое значение и характерен именно для ювенальной юстиции, поскольку ребенок – это человек в стадии социализации и его личность представляет особую ценность для общества.
Перед государством стоит задача обеспечить совершенствование межведомственной координации органов и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, установление эффективных механизмов взаимодействия данных органов и служб с судами, рассматривающими дела о преступлениях, формирование системы правосудия в отношении несовершеннолетних, соответствующей общепризнанным принципам и нормам международного права.
Организацией Объединенных Наций принято четыре документа , непосредственно затрагивающих вопросы предупреждения детской преступности и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и подготовки кадров для этого:
1) Конвенция о правах ребенка;
2) Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.;
3) Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (принятые в Эр-Рияде) 1990 г.;
4) Правила защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.
В этих актах международного права сформулирована политика обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающая в себя в качестве структурных элементов :
• обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей;
• применение мер, альтернативных лишению свободы;
• осуществление ареста, задержания или лишения свободы ребенка лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени;
• отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения.
Одним из главных положений указанных актов является положение о том, что первоочередная задача в работе с несовершеннолетними предупреждение правонарушений. Причем это положение связывается не только с детьми-правонарушителями, но и с детьми в целом.
Исторически сложившееся ОСОБОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХвсегда определяло специфику ювенальной юстиции. Ювенальное правосудие изначально было ориентировано не на возмездие, а прежде всего – на обеспечение преимущества благополучия и интересов несовершеннолетнего, что всегда отличало ювенальную юстицию от общеуголовной.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией в августе 1990 г., во всех действиях государственных, частных учреждений, административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов.
В Преамбуле к Конвенции подчеркивается, что дети имеют право на особую защиту и помощь, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, – ей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей, тем самым исключив из жизни ребенка правонарушения.
В Минимальных стандартных правилах, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах) устанавливаются рекомендуемый возраст уголовной ответственности, цели правосудия в отношении несовершеннолетних, их права, необходимость обеспечения конфиденциальности рассмотрения дел несовершеннолетних, регламентируется процедура расследования и судебного разбирательства дел подростков; вынесения судебного решения и выбора мер воздействия на них, а также определяются стандарты обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях и вне них.
В Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (принятых в Эр-Рияде) указывается на необходимость специализации законодательства по делам несовершеннолетних в целях осуществления и защиты их прав и благополучия; максимального использования предупредительно-коррекционных программ для несовершеннолетних до совершения преступления; целесообразности учреждения поста омбудсмена (уполномоченного по правам человека) для несовершеннолетних, который контролировал бы осуществление рекомендаций международных документов по защите прав несовершеннолетних.
В данном документе подчеркивается значение для предупреждения детской преступности фактора психологического свойства. Так, в принципе 6 отмечается, что следует максимально избегать употребления таких терминов, как «ребенок с отклонениями», «преступник», «потенциальный преступник», поскольку это создает устойчивую предпосылку для нежелательного поведения подростка. Отсюда следует необходимость использования всех возможных форм и видов профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, занимающихся проблемами охраны прав несовершеннолетних.
Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, основаны на положении, в соответствии с которым лишение свободы несовершеннолетнего должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств.
Становление ювенальной юстиции в России вызывает необходимость пересмотра существующего ранее карательного подхода в отношении несовершеннолетних правонарушителей и определения функций правосудия в отношении них в соответствии с международными правовыми стандартами.
Рассмотрим ряд ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ.
1. Одной из важнейших функций ювенальной юстиции является предупредительная функция , которая предполагает выявление и устранение причин и условий, способствующих социальной дезаптации, безнадзорности, беспризорности и преступности среди несовершеннолетних.
2. Воспитательная функция ювенальной юстиции на всем историческом пути развития данного института являлась характерной чертой правосудия, осуществляемого в отношении несовершеннолетних. При создании специального правосудия по делам несовершеннолетних воспитательная функция ювенальной юстиции была выделена одной из первых, поскольку главной особенностью несовершеннолетнего возраста является незавершенность физического и нравственного развития, подверженность воздействию внешних факторов.
3. Восстановительная функция ювенальной юстиции имеет два аспекта: восстанавливающий (в отношении нарушенных прав и интересов ребенка) и реабилитирующий (в отношении несовершеннолетнего правонарушителя). В ходе развития ювенальной юстиции на первый план выступил именно реабилитирующий аспект данной функции, заключающийся в том, что деятельность ювенальной юстиции направлена в первую очередь на восстановление социального благополучия и нормального развития в достойных жизненных условиях ребенка, нарушившего закон.
Поскольку единственной причиной преступности несовершеннолетних считалось негативное воздействие условий жизни и воспитания, то преступление не рассматривалось само по себе, а являлось знаком нарушенных процессов социализации.
В противовес данной теории возникла идея так называемого восстановительного правосудия, которое в первую очередь направлено на защиту общества от противоправного поведения подростка. Ответственность несовершеннолетних выражалась не в наказании, а в необходимости осознать свою вину и возместить причиненный вред. В настоящее время в ряде стран (Норвегия, Австрия, Германия, Канада, Италия, Новая Зеландия) необходимость ресоциализации несовершеннолетнего и одновременно привлечения его к уголовной ответственности выразилась в программах восстановительного правосудия, которое направлено на защиту общества от преступности среди несовершеннолетних.
4. Охранительная функция ювенальной юстиции обусловлена необходимостью особой охраны прав и поддержания интересов несовершеннолетних как наименее защищенной в правовом, социальном и моральном плане группы населения. Эта незащищенность проявляется в том, что несовершеннолетние в силу своего возраста и психологических особенностей не всегда способны самостоятельно защитить свои права.
Огромное значение для защиты прав и законных интересов детей имеет неукоснительное выполнение специализированными судами по делам несовершеннолетних, всеми органами и организациями, содействующими работе этих судов, специфических принципов ювенальной юстиции, заложенных в рассмотренных ранее международных правовых актах.
К ОСНОВНЫМ СПЕЦИФИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИотносятся следующие принципы:
1. Принцип преимущественно охранительной ориентации ювенальной юстиции.
Данный принцип имеет особенное значение, поскольку ювенальная юстиция создавалась и действует до настоящего времени преимущественно как уголовное правосудие, которое ассоциируется с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, но не с преимущественной защитой несовершеннолетних преступников.
Специальный охранительный правовой режим для несовершеннолетних может быть выражен в разных формах:
• прямой протекционизм (например, уменьшение только по факту несовершеннолетия на определенную часть размера наказания, указанного в УК РФ);
• преимущественное применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия;
• обеспечение обязательного участия защитника и законного представителя в рассмотрении дел несовершеннолетних. При этом для несовершеннолетнего в законодательстве необходимо предусмотреть возможность отказаться от адвоката, с которым не было достигнуто взаимопонимания, и пригласить другого адвоката. В законе должны быть также сформулированы «гарантии для несовершеннолетнего от потери им права на защиту его интересов»[238 – Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб, пособие. – М.: Дело, 2001. – С. 89.] (конфликт с интересами законного представителя, неявка
законного представителя, отстранение законного представителя от участия в деле);
• дополнительная правовая защита отдельных групп несовершеннолетних (например, по российскому уголовно-процессуальному законодательству обязательно участие педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет);
• проведение закрытых заседаний суда по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или преступных посягательств на них.
2. Принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции.
Суть этого принципа – в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, направленных на изучение социальных условий жизни подростков, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности.
Как известно, привлечение неюридических специальных познаний имеет место в любом судебном разбирательстве (заключение экспертов, участие специалистов). В рамках же ювенальной юстиции происходит социальное насыщение всего юридического процесса данными специализированных неюридических учреждений и служб ювенального профиля (медико-психологических, социально-психологических, социальных служб, консультационных центров). Перед указанными учреждениями суд может поставить вопрос и о выборе оптимальной для данной личности меры воздействия. Рассматриваемый принцип ювенальной юстиции органически связан с ювенальной криминологией, которая разрабатывает свои методы исследования причин преступности несовершеннолетних, изучения их личности именно на базе неюридических специальных познаний, которые затем использует ювенальная юстиция.
3. Принцип максимальной индивидуализации судопроизводства.
Данный принцип означает, что в центре всего судопроизводства находится личность несовершеннолетнего, а также причины и условия его правонарушения. В связи с этим концепция ювенальной юстиции предусматривает неформальный характер судопроизводства по делам несовершеннолетних. Без надлежащего применения принципа индивидуализации судопроизводства невозможно максимально реализовать в ходе процесса возрастную специфику подростка, преимущественно охранительный режим для него, использование судом рекомендаций неюридических служб для вынесения адекватного решения в отношении несовершеннолетнего.
4. Принцип судебной специализации.
Принцип судебной специализации означает необходимость рассмотрения дел несовершеннолетних специальным компетентным органом власти (п. 4 Пекинских правил).
В соответствии с международными нормами к компетентным органам власти относятся:
1) автономные специализированные судебные органы (Англия, Франция); коллегии и составы суда, действующие как часть общих судов (Германия), семейные суды, рассматривающие уголовные и гражданские дела с участием несовершеннолетних (Италия и Япония);
2) административные органы по делам несовершеннолетних, частично или полностью наделенные функциями суда, – комиссии, комитеты, советы (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в России, «семейные конференции» в Новой Зеландии и Австралии), которые либо полностью заменяют суд, либо функционируют наряду с ним как альтернативные органы.
Однако, несмотря на многообразие форм организации правосудия по делам несовершеннолетних в разных странах, все эти органы обязаны руководствоваться принципом судебной специализации, к основным аспектам которого относятся следующие:
1) производство по делам несовершеннолетних осуществляется специальным органом (ювенальным судом или иным альтернативным органом), в компетенцию которого входит исключительно рассмотрение дел несовершеннолетних;
2) подготовка всех работников ювенальной системы (судьи, адвокаты, прокуроры, полицейские, социальные работники) должна соответствовать следующим специальным требованиям, обеспечивающим профессиональный подход к делам несовершеннолетних:
• наличие жизненного опыта и практического опыта воспитательной работы;
• профессиональный опыт работы в ювенальной системе;
• специальное образование в области социологии, психологии, психиатрии, педагогики, криминологии;
• регулярное посещение курсов повышения квалификации;
• строгий конкурсный отбор.
В настоящее время международные органы уделяют значительное внимание соблюдению всеми государствами рекомендаций, изложенных в международных актах по вопросам защиты прав и законных интересов детей и подростков, а также основных принципов ювенальной юстиции, на основе которых строятся современные модели ювенального правосудия.
В Руководящих указаниях Генерального Секретаря ООН, изданных в сентябре 2008 г., подчеркивается, что цель подхода к правосудию в отношении детей состоит в том, чтобы дети, определяемые Конвенцией ООН о правах ребенка как все лица, не достигшие возраста 18 лет, получали лучшие услуги и были лучше защищены системами правосудия, в том числе секторами безопасности и социального обеспечения.
Ювенальная юстиция в России
На территории РФ ювенальная юстиция в некотором виде существует со времен обретения независимости. Так, большинство прав и гарантий несовершеннолетних установлены в Семейном кодексе. Также к нормативным документам о ювенальной системе относят закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, который определяет основы системы профилактики безнадзорности и преступлений среди несовершеннолетних, и Постановление пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 года № 1.
В 2009 году официально была введена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка. По информации на 2016 год на территории России действует 11 составов судей, специализирующихся по делам несовершеннолетних.
Отдельного закона о ювенальной юстиции в РФ пока нет.
Аргументы за и против
Споры о ювенальной юстиции не стихают. У неё есть как ярые сторонники, так и уверенные противники. Смысл противостояния кроется в невозможности чёткой интерпретации целей и задач системы. Принятие законопроекта о ЮЮ повлечёт за собой множество последствий, которые обществом интерпретируются как аргументы «за» и «против».
Сторонники ЮЮ делают большую ставку на то, что в России следует ввести ювенальные суды и специальные программы по реабилитации несовершеннолетних преступников. Основная причина этому – высокий уровень преступлений (каждое 25-е от общего числа), которые совершены детьми или подростками, или при их участии. Такие сведения представлены в отчёте МВД РФ «Состояние преступности в России» за 2019 год.
Аргументы «за»
Аргументы «против»
Информирование детей об их правах, а также о верной трактовке понятия «нарушение детских прав».
Предоставление юридического права детям подавать в суд на взрослых, включая родителей.
Упрощённая схема изъятия детей из семей.
Тенденция в вопросе детской преступности положительная (-7,1% по сравнению с предыдущим годом), но наличие такого количества правонарушителей свидетельствует о несовершенстве воспитательных, профилактических и реабилитационных мер, применяемых в стране. По мнению сторонников ювенальной юстиции её введение позволит серьёзно улучшить ситуацию.
Противники ювенальной юстиции настаивают на том, что контролирующие органы получат неограниченные полномочия и будут отбирать детей при любом подозрении на нарушение их прав (например, повышение голоса). Также система крайне не одобряется представителями православной духовности, так как в религиозных текстах часто делается акцент на власти родителей над детьми, на обязанности детей беспрекословно подчиняться их воле.
В качестве примеров неадекватности ювенальной системы противники юстиции приводят резонансные случаи. Среди них дело сибирской семьи, в которой мужчине грозит от 3 до 7 лет за то, что он «отшлёпал» своего несовершеннолетнего сына. Хронология истории:
- Один из родственников семьи написал донос в полицию о том, что отец избивает своего сына.
- По месту жительства прибыли представители органов опеки и сотрудники полиции, забрали ребёнка и поместили его в СРС (социально-реабилитационный центр).
- Провелись экспертизы, опрос несовершеннолетнего без присутствия представителя со стороны закона.
- Ребёнка вернули в семью, а на отца завели уголовное дело.
- Ребёнок в ходе суда отказался от своих показаний.
- Разбирательства ведутся до сих пор.
В ходе следствия выяснилось, что избиения не было. Отец в качестве меры воспитания отшлёпал сына без нанесения вреда его здоровью, свои слова он подтвердил в суде. Также мужчина настаивает на том, что всегда любил и будет любить своего ребёнка, в качестве аргументов приводятся цитаты из Библии.
Противники ЮЮ уверены, что пример этой семьи показателен: отец не маргинал, люди живут благополучно, а из-за неограниченной власти органов опеки кормилец может отправиться в места лишения свободы на 3-7 лет. Они считают, что в нынешней обстановке в стране искать действительно «правых» и «неправых» никто не будет.
Цель ювенальной юстиции
Цель создания ювенальной юстиции заключается в выделении, защите и гарантии особых прав для несовершеннолетних, в том числе по отношению к взрослым, с целью защиты несовершеннолетних от любого насилия со стороны взрослых.
Приоритетными для ювенальной юстиции, таким образом, являются права детей.
- ужасающий рост насилия в обществе связан с применением насилия к ребенку в раннем детстве;
- ребенок – точно такой же человек, как и взрослый, и поэтому родители не имеют никакого права его наказывать.
Закон о ювенальной юстиции в России
Напрямую закона о ювенальной юстиции в РФ нет. Но, существует законодательная база — основа действий, относящихся к защите прав несовершеннолетних:
- . Согласно положениям этого документа, возможно изъять детей из семей, находящихся в трудном положении; “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”; пленума Верховного суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
Как уже было сказано, в России отдельного закона о ювенальной юстиции не существует, но уже долгое время ведется деятельность по его разработке. Предпринимается ряд действий по дополнению уже существующих законов. Доказательством тому служит пояснительная записка к проекту ФЗ о внесении изменений в конституционный закон “О судебной системе РФ”.
Ювенальная юстиция в России
Вне зависимости от того, что считают сторонники или противники внедрения ювенальной юстиции в России, в определенном виде она действует на её территории всё время независимости РФ. Так, многие нормативы, исключающие привлечение к ответственности малолетних лиц, были внедрены ещё во время существования СССР. При этом само по себе наличие таковых условий в процессуальных кодексах и иных нормативных документах является признаком ювенальной юстиции.
Более того – на сегодняшний день существуют даже отдельные суды в некоторых субъектах РФ, предназначенные именно для рассмотрения вопросов, связанных с применением наказаний в отношении несовершеннолетних лиц. Таковые суды действуют не во всех регионах, а в некоторых случаях представляют собой лишь отдельную коллегию судей в рамках действующего районного или областного суда. Однако рассмотрение дел по вопросам несовершеннолетних в таковых судах увеличивает эффективность защиты их прав.
Как такового закона о ювенальной юстиции в Российской Федерации на 2017 год не существует. Однако отдельные черты ювенальной юстиции проявляются в положениях Семейного кодекса, процессуальных кодексов, Уголовного кодекса и иных Федеральных законов, и нормативных актов. Тем не менее, учитывая существующую дискуссию в общественном и политическом пространстве, весьма возможно принятие отдельного закона о создании системы ювенальной юстиции.
Законодательство России
Элементы «ювенального» законодательства содержатся в следующих нормативных правовых актах:
- Семейный Кодекс РФ.
- Уголовное процессуальное законодательство.
- Кодекс об Административных Правонарушениях.
- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Соответствующие указы Президента и постановления Правительства, направленные на защиту прав детей и всевозможные гарантии.
Элементами развития ювенальной системы можно считать и Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, которая была утверждена указом Президента. Стратегия, помимо прочего, предусматривала меры направленные на создание дружественного ребенку правосудия.
Кто может быть участником ювенальной технологии?
- судьи;
- сотрудники правоохранительных структур;
- медиаторы;
- психологи;
- социальные педагоги;
- социальные работники.
Сторонники и противники
У системы ювенальной юстиции есть как сторонники , так и противники. Насколько я понимаю, к сторонникам можно отнести депутатов Госдумы И. Яровую и Е. Лахову. К ярым противникам относится например такой общественно-политический деятель как С. Кургинян.
Плюсы и минусы
Далека от совершенства ювенальная юстиция в России. Принята или нет она обществом? Скорее всего ответ – нет! Плюсы этой системы только теоретические, на практике «ювеналка» не приносит ничего хорошего. С точки зрения чиновников ювенальная система может улучшить внутрисемейную ситуацию, она снизит детскую преступность и тому подобное. Если в теории будут прописаны конкретные положения – в каком случае могут забрать ребенка из семьи, при каких обстоятельствах, то может ситуация и улучшится.
На самом деле все далеко не радужно. Обычный пример: если в семье ребенок часто ест пищу быстрого приготовления (это ведь вредно), и этот факт обнаружила некая «доброжелательница», в гости может нагрянуть комиссия и объявить вам, что в семье есть угроза жизни ребенка. Так запросто ювенальная юстиция отбирает детей у родителей, опираясь на букву закона. И это лишь один пример. А как часто происходит, что вполне нормальная семья, где родители не алкоголики, не наркоманы воспитывают детей, но стеснены материально и не могут позволить полный холодильник продуктов и отдельную комнату для ребенка, берутся на заметку органами опеки и зачастую лишаются своих любимых деток. Естественно, что минусы ювенальной юстиции огромны! До совершенства этой системе очень далеко, и общество дает негативную оценку ее работе.
Реалии и проблемы
В первичной своей форме ювенальная политика вскоре показала немалые несовершенства системы. Государственные ценности стали оцениваться как более значимые, нежели родительские, законом принуждение детей оказалось полностью блокированным, а родительскую власть ограничили, защитив несовершеннолетнего от действий старшего по возрасту. Власти страны получили возможность вмешиваться в семейные отношения. То, что поначалу показалось благом, вскоре стало причиной разрушения семьи как иерархического общения старших и младших.
Если вернуться к узкой трактовке смысла ювенальной политики, нужно отметить: европейская правовая практика предполагает три варианта взаимодействия с малолетним правонарушителем. Есть пути наказания, реабилитации и восстановления. Эта система довольно проработанная, а накопленный опыт объемен. Юристы, правоведы сходятся во мнении, что именно в этом аспекте нашей правовой системе действительно стоит поучиться, некоторые пункты переняв для себя.
Карательная модель взаимодействия с несовершеннолетними преступниками – это практически такое же судопроизводство, как и применительно ко взрослому населению. Основная идея – обеспечить на госуровне максимально четкий контроль над преступностью. Реабилитация основана на идее невозможности отвечать за совершенное, будучи малолетним. Этот подход распространен шире всего. Юстиционная система направлена на улучшение условий жизни, реабилитацию ребенка. Предполагается использование мягких методов воздействия, при этом ребенок не несет ответственности за содеянное, становится более сильным, нежели правовая система. Впрочем, опыт второй половины прошлого столетия европейских держав показал недостаточно высокий уровень эффективности такого подхода. С конца прошлого века западные законы становятся все строже. Это стало базой формирования восстановительной ювенальной юстиционной модели, когда правонарушитель несет ответственность, но выбирают ее в судебной инстанции сообразно возрасту преступника.
Законы, позволяющие изымать ребенка из социальной ячейки, выглядят угрожающими для системы передачи информации. Основная проблема ювенальной юстиции – отсутствие четкого ограничения возможностей социальных служб. Если бы удалось сформулировать такую систему, при которой под угрозой изъятия ребенка были бы лишь семьи, где с детьми обращаются действительно плохо, общество бы поддержало инициативу законотворцев. В ситуации, когда почти каждый гражданин ощущает себя под угрозой, чувствует, что может оказаться «без вины виноватым» лишь ради удовлетворения потребностей социальных служб, инициативы по предложению норм ювенальной юстиции воспринимаются строго в штыки.
Как это придумали?
Фактически ювенальная юстиция ведет свою историю с девятнадцатого столетия. Именно тогда впервые появились правовые нормативы, призванные регулировать детство, обеспечивать защиту несовершеннолетним. Первопроходцем в этом направлении стала Франция, где норму приняли в 1874. Новыми положениями было декларировано обязательство по надсмотру за не достигшими трехлетнего возраста детьми, если таковые отданы кормилице. Прошло еще несколько лет, и был сделан новый шаг вперед – для детей 6-13-летнего возраста образование сделали обязательным. В 1889 французские законодатели первыми ввели правила, позволяющие лишить родителя прав на ребенка. В качестве оснований для этого могли послужить алкоголизм, распутная жизнь старшего поколения.
Середина девятнадцатого столетия – время, когда сформулировали довольно много специальных законов применительно к несовершеннолетним. Тогда начали появляться и учреждения, призванные защищать детей разного возраста. Еще до середины двадцатого столетия в европейских державах систематическое обеспечение детям прав и возможностей сложилось практически полностью. Доктрина права стала базой для изменения отношения взрослого к ребенку. Если ранее отец был авторитетом, с которым спорить считалось недопустимым, постепенно в качестве отца стало в большей степени выступать государство.