Согласно ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам
Органы местного самоуправления часто выступают ответчиками в спорах о предоставлении жилого помещения детям-сиротам по договору найма. Судьи признают действия или бездействие чиновников незаконными и обязывают муниципалитет обеспечить сироту жильем. Как правило, это происходит из-за того, что органы МСУ неверно трактуют положения нормативных правовых актов.
Чтобы избежать судебных разбирательств, прочтите эту статью. Из первой ее части вы узнаете, в каких случаях муниципалитет обязан предоставить жилье сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Во второй части рассмотрим частые ошибки органов местного самоуправления. Мы составили их список на основе обзора, который Президиум Верховного суда выпустил в конце прошлого года.
Могу ли я получить жилье как ребенок сирота не по райну в котором была по опекой, а в той же области но в другом районе по месту учебы?
Могу ли я получить жилье как ребенок сирота не по райну в котором была по опекой, а в той же области но в другом районе по месту учебы?
Нет, не можете. Жилье Вы можете получить по месту жительства. Где состоите на учете как сирота
Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция)
Главное чтобы жилье было в том городе, где вы зарегистрированы. А по области нельзя поменять город.
Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта! Не можете, так как не стояли там в очереди на данное жильё! Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018))
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Переезд не может являться основанием для лишения сироты права на предоставление жилого помещения
ВС подчеркнул, что исполнение государством принятых на себя обязательств по предоставлению жилья оставшимся без попечения родителей лицам не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах России
Эксперты «АГ» сошлись во мнении, что профильное законодательство, а также сложившаяся практика не содержат прямого запрета на предоставление жилого помещения на иной территории, отличной от той, в которой преимущественное время проживал ребенок.
11 августа Верховный Суд вынес Определение № 4-КГ20-25-К1, в котором разобрался, возможно ли сироте, выросшей в одном регионе, при смене места жительства получить предусмотренное законом жилое помещение в другом субъекте РФ.
Алексей Герман с детства был под опекой, поскольку его мать и отец – инвалиды и, кроме того, местонахождение последнего неизвестно. Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 16 января 2018 г. Алексей Герман был признан лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области от 23 марта 2018 г. он был принят на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
В июле 2018 г. Алексей Герман поступил на обучение на бюджетной основе в ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет» г. Москвы, сменил место жительства и переехал в Московскую область. 16 августа того же года молодой человек обратился с заявлением в администрацию Бугуруслана об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с изменением места жительства и места регистрации.
В дальнейшем распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от 9 октября 2018 г. Алексею Герману было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, со ссылкой на то, что он был исключен из соответствующего списка в нарушение действующего законодательства, поскольку снятие его с регистрационного учета по месту жительства не может служить основанием для этого и право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ним до фактического обеспечения жильем в г. Бугуруслане.
Не согласившись с таким решением, Алексей Герман обратился в Люберецкий городской суд с иском к органу опеки о признании незаконным отказа во включении в список, о признании права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, а также о возложении обязанности включить его в список.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на получение жилого помещения могло быть прекращено только в случае предоставления ему такого жилья на законных основаниях, снятие истца с соответствующего учета в г. Бугуруслане Оренбургской области в связи с переездом в Московскую область не лишает его права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.
Апелляция же пришла к выводу о том, что исключение из списка администрацией г. Бугуруслана произведено в нарушение действующего законодательства и за Алексеем Германом сохраняется право на обеспечение жилым помещением в пределах этого муниципального образования, а добровольный выезд истца в другой регион РФ не лишает его данного и конкретного права. При этом основания для обеспечения Алексея Германа жилым помещением в Московской области отсутствуют, принимая во внимание достоверно установленный факт того, что Московская область не являлась его местом жительства на момент достижения совершеннолетия. Первый кассационный суд общей юрисдикции согласился с выводами апелляции.
Алексей Герман подал кассационную жалобу в ВС, изучив которую, Суд отметил, что в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом ВС РФ 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
«Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания)», – посчитал Верховный Суд.
Он отметил, что согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. Высшая инстанция указала, что местом жительства Алексея Германа в настоящее время является квартира, принадлежащая на праве собственности И. Черниковой, в которой он был зарегистрирован 7 августа 2018 г., что подтверждается выпиской из домовой книги и отметкой в паспорте.
ВС заметил, что в соответствии со ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. «Переезд из Оренбургской области на постоянное место жительства в Московскую область не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации», – резюмировал Суд, отменив определения кассации и апелляции и оставив в силе решение первой инстанции.
В комментарии «АГ» адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян назвала определение важным с точки зрения последующего правоприменения по аналогичным спорам. «Действительно, профильное законодательство, а также сложившаяся практика не содержат прямого запрета на предоставление жилого помещения на иной территории, отличной от той, в которой преимущественное время проживал ребенок. В качестве основного критерия, по которому определяется место предоставления жилого помещения детям-сиротам, названо лишь место жительства этих лиц. Таким образом, при установлении факта проживания в том или ином городе, при отсутствии факта предоставления жилого помещения в рамках программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оснований для отказа в удовлетворении требований в данном деле не имелось», – отметила адвокат.
При этом, указала она, не имеют значения с правовой точки зрения фактические основания снятия с учета. «Полагаю, что нуждающийся в жилом помещении не может быть связан с местностью, в которой ранее проживал. Обратное же ставило бы гражданина в ситуацию, когда помощь от государства в виде предоставления жилого помещения носила бы лишь формальный характер. Указанное жилое помещение подлежало бы реализации с целью последующего приобретения недвижимости в той местности, в которой гражданин учится, работает либо связан с ней иными обстоятельствами. Это в свою очередь вызвало бы как минимум неудобства, связанные с продажей имущества, и как максимум потенциально ставило бы нуждающегося в трудное финансовое положение, так как стоимость имущества в различных регионах отличается в разы. Таким образом, натурное предоставление жилища теряет свои функциональные задачи и превращается в материальное обеспечение, которое с большой вероятностью кратно будет отличаться от необходимого для приобретения аналогичного жилища», – резюмировала Нарине Айрапетян.
Юрист МКА «Князев и партнеры» Мария Рулькова отметила, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью государства в совместном ведении с субъектами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. «Таким образом, единственным условием определения места предоставления жилого помещения служит место жительства лица, имеющего право на предоставление жилого помещения», – указала Мария Рулькова.
Куда подавать документы?
Документы, необходимые для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Москве, нужно подавать в центр госуслуг «Мои документы».
Для получения консультации по вопросу формирования комплекта документов вы можете обратиться в органы опеки, попечительства и патронажа по месту жительства. Также по этому вопросу можно обратиться по многоканальному телефону горячей линии по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: +7 (495) 958-17-43 (с понедельника по четверг с 9.00 до 17.00, в пятницу с 9.00 до 15.45, без перерыва на обед).
Как получить квартиру сироте в другом городе
Здравствуйте, мне 23 года, я отношусь к категории детей-сирот, стою в очереди на получение жилья. Место рождения, прописка и в очереди в городе А, а учусь(очно) в городе Б. Могу ли я получить жилье в городе Б, если я продолжу учиться и работать в этом городе?
Как указано в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
То есть списки формируются тем органом исполнительной власти, где находится место проживания лица, относящегося к детям-сиротам и претендующего на жилое помещение.
А местом жительства предполагается место регистрации по месту жительства (постоянная регистрация).
Эти города находятся в одном субъекте РФ?
Речь идет о Москвоской области?
В соответствии с
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЛНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ
ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Московской области.
то есть жилье будет Вам предоставлено в границах района или округа
Добрый день, Юрий!
В соответствии со статьей 3.5 «Порядок предоставления и использования жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Письма Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»):
Решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения может быть принято только в отношении граждан, включенных в список.
Такое решение принимает орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается в форме соответствующего правового акта. О принятом решении о предоставлении жилого помещения орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уведомляет орган опеки и попечительства субъекта РФ и самого гражданина, которому предоставляется жилое помещение.
Жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно.
Жилое помещение должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). С письменного согласия указанного лица (законных представителей несовершеннолетнего) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения может быть предоставлено на территории иного населенного пункта в границах субъекта РФ, на территории которого лицо включено в список.
То есть, если Вы зарегистрированы в населенном пункте «А» и включены в список в данном городе, то предоставлять жилье будут именно в населенном пункте «А».
Если вы хотите поменять ситуацию пи получить жилье в городе «Б», то можете попробовать подать заявление на включение в список на территории населенного пункта «Б».
С уважением, Дарья Кузьмина!
т.е возраст роли не играет? и куда конкретно нужно обращаться с этим заявлением?
Возраст играет роль для постановки на учет.
Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь. Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года. Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает. Постановка в очередь на жилье До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе. Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет. При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.Источник:http://posobie-help.ru/subsidii/nedvizhimost/detyam-sirotam.html
Таким образом, если сниметесь с очереди в городе А, то могут быть проблемы с новой постановкой на учет в другом городе, учитывая возраст.
Ваш вопрос регламентируется следующими НПА:
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ,
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ
Гражданский кодекс РФ.
Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору социального найма. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше. При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди, и получить его без очереди невозможно. Важно учитывать, что после того как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/nedvizhimost/detyam-sirotam.html
Основной проблемой в Вашем случае будет, то что снова придется встать на очередь для получения жилья.
Таким образом, более целесообразно будет получить жилье в городе А, оформить его в собственность, а затем уже распорядиться им по своему усмотрению.
а тот факт что мне уже 23 года, всё ровно они поставят на очередь если я всё-таки решу перевести дело в город Б
Могут не поставить на очередь (привязка к основной регистрации), выше комментарий оставлял как дополнение, перейдите по ссылке на источник.
Лучше на Вашем месте не рисковать, один момент, когда нет 23 лет и совсем другой, когда есть 23 года. получится так что Вас снимут с учета в городе А, а в городе Б откажут в силу возраста.
Здравствуйте, Юрий! Для того, чтобы Вас включили в очередь на получение жилого помещения в городе «Б», Вам необходимо обратиться с заявлением в Министерство образования, того города где Вы фактически проживаете. Если Вы состоите в списке очереди в городе «А», то возраст для перевода очереди в другой город не влияет. Для этого, необходимо в городе «А»сняться с регистрационного учёта, и в городе «Б» получить регистрацию по месту пребывания (временную). Копию этого свидетельства приложить к заявлению.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2012 г. N ИР-864/07 «О направлении рекомендаций»
Рекомендации
по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей1. Общие положения
Настоящие Рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработаны в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации*(1) и органам местного самоуправления и обеспечения единообразного и эффективного применения указанными органами положений Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и содержат рекомендации:
по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения;
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70141032/#ixzz5ELomScp0
Далее, через определенное время (примерно год), для того чтобы ускорить процедуру предоставления Вам жилого помещения, Вам необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о предоставлении Вам жилого помещения по договору специализированного найма.
Когда, квартира Вам будет предоставлена, с Вами будет заключен договор специализированного найма, сроком на 5 лет, после истечения этого 5-го срока, договор специализированного найма будет перезаключен на договор социального найма, после чего Вы сможете квартиру приватизировать.
Вадим Пелых, эксперт
Два высших образования: военное и юридическое (ТГУ). Подполковник юстиции в отставке. Общий юридический стаж – 20 лет. В настоящее время занимаюсь адвокатской деятельностью. Юридическое консультирование. Подготовка правовых документов. Представление интересов в судах общей юрисдикции и в.
11 декабря 2022, 01:03,
1 год назад
Рейтинг: 5
Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).
Так-так-так — юридическая помощь онлайн © 2022 .
© Фонд Так-так-так .
Для писем: info@taktaktak.ru
Фонд «Так-так-так» является членом
Глобальной сети журналистских расследований
Ответственность за все материалы, опубликованные на сайте, несет Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению “Так-Так-Так”. 20.02.2017 г. Фонд «Так-так-так» внесен в Реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Фонд обязан размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства, но заявляет, что считает решение Минюста необоснованным и оспаривает его в суде.
Можно ли получить сироте квартиру в другом городе?
Доброго времени суток! Скажите пожалуйста, мне 20 лет, есть квартира в маленьком городе, я учусь в спб, в квартире уже почти 10 лет живёт тётя. Могу ли я отдать квартиру тёте и встать на очередь в спб?
Добрый день, Андрей.
Такого права у Вас нет.
Получить квартиру в другом городе Вы не сможете, так как жилье детям сиротам предоставляется по месту регистрации. А вот вопрос получения Вами другой квартиры в Вашем городе возможен. Например:
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Как поставить ребёнка в очередь на квартиру в другом регионе?
Здравствуйте! Помогите разобраться с ситуацией по поводу получения жилья. Постараюсь вкратце изложить ситуацию. Дочка (полная сирота – отец в свидетельстве со слов матери, мать умерла, есть свидетельство о смерти) из другого региона в 2009 году переехала в Москву, по месту проживания опекунов. На учете как нуждающаяся в получении жилья по достижению 18 лет стоит в регионе, откуда была взята под опеку. Мы пытаемся перевести ее на учет по получению жилья в Москву – возвращаться обратно она не будет. Соцзащита, разумеется, всячески упирается. Пытается отказаться брать у нас заявления о переводе на учет по жилью (на учете в органах опеки по месту проживания состоим) в столицу, дает крайне путанные рекомендации и все в устном виде. Если коротко, то они предлагают нам написать заявление о снятии ее с учета на жилье в регионе, прописать на нашей жилплощади в Москве (нам-то не жалко, но в паспортном столе нам категорически не рекомендовали это делать, говорят, неоднократно на их памяти дети-сироты оставались ни с чем), а уж потом они поставят ее в списки на жилье в Москве. Мы не понимаем, как нам дальше действовать, боимся допустить ошибку и оставить ребенка без недвижимости в будущем. Консультации с юристами ясности не внесли. Будем благодарны, если найдете возможность нас проконсультировать! С уважением, Софья
Доброго времени суток уважаемая Софья! Спасибо за Ваш вопрос.
До внесения изменений в Федеральный закон № 159-ФЗ место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определялось иначе, чем предусмотрено статьей 20 Гражданского кодекса. Местом жительства указанных граждан признавалось место закрепления за ними жилого помещения. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья признавались для указанных граждан местом пребывания (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ в редакции до внесения изменения Федеральным законом № 15-ФЗ). Таким образом, приемная семья, опекун, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хотя и являлись законными представителями ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживание с ними такого ребенка не определяло его место жительства, а только место пребывания. Указанная норма пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ являлась несовершенной, поскольку не соответствовала положениям статьи 20 Гражданского кодекса и порождала спорные ситуации с определением места жительства ребенка, лишенного родительского попечения, если у него отсутствовало закрепленное за ним жилое помещение, и ребенок проживал в организации для детей-сирот или в семье опекуна, приемной семье, в связи с чем с 1 января 2013 г. утратила силу.
При смене места жительства детей-сирот (их законных представителей) либо смене формы устройства детей-сирот, если это влечет изменение места жительства детей (например, выезд из специализированного учреждения в семью опекуна), должны быть внесены изменения в список учета детей-сирот и лиц из их числа, формируемый уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
При изменении места жительства детей-сирот из одного субъекта Российской Федерации в другой субъект Российской Федерации в законодательстве субъекта Российской Федерации должен быть установлен порядок взаимодействия органов исполнительной власти между субъектами Российской Федерации в целях своевременной передачи учетных дел детей-сирот из одного субъекта Российской Федерации в другой. Рекомендуемый срок передачи учетных дел должен составлять от 3-х до 5-ти рабочих дней.
Таким образом, Вам необходимо обратиться в органы опеки и попечительства с письменным заявлением о переводе из списка нуждающихся в жилом помещении из одного субъекта в другой, в Вашем случае в город Москва, в случае письменного отказа от органов опеки и попечительства — Вы имеете право обратиться в суд с защитой законных прав и интересов подопечного ребенка с требованием об обязании включить подопечного ребенка в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, на территории города Москвы.
Имеет ли сирота право получить жилье по временной прописке
Имеет ли право сирота получить жилье по временной прописке.Обучается в Твери прописан г.Весьегонск.После обучения устроится на работу по основной прописке по специальности невозможно.Как быть.Подскажите.Спасибо Елена.Не оставляйте вопрос без ответа мы растеряны не зная как нам быть.
*Орфография и пунктуация авторов обращений и комментариев сохранены, редактированы персональные
данные авторов и третьих лиц в соответствии с законодательством о защите персональных данных.
Консультация юриста правового центра «Человек и Закон»
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно ст.2 Закона Тверской области от 6 февраля 2013 г. N 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений устанавливается Правительством Тверской области.
Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен «Порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область» (далее Порядок). Согласно п. 3 Порядка детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, территориальным органом уполномоченного органа исполнительной власти Тверской области в сфере опеки и попечительства (ТОСЗН), на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Тверской области.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Детям-сиротам предоставляются специализированные жилые помещения в виде отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта. В случае невозможности предоставления включенным в список детям-сиротам благоустроенных жилых помещений в границах населенного пункта по месту их жительства, с согласия указанных лиц им предоставляются благоустроенные жилые помещения:
а) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Тверской области;
б) по месту нахождения ранее закрепленного жилого помещения на территории Тверской области, в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее закрепленном жилом помещении;
в) в другом населенном пункте в границах Тверской области.
В соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Так называемая «временная прописка» студентов — это регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, по месту пребывания в общежитиях (т.е. это место временного проживания).
Таким образом, место жительства и место пребывания это разные понятия. Законодательством РФ и Тверской области, предусмотрено предоставление детям-сиротам жилого помещения только по месту их жительства (исключение только в случае невозможности предоставления по месту их жительства, см. Порядок). Возможность предоставления квартир сиротам, не по месту регистрации, а по выбору (например, по месту пребывания) в законодательстве не предусмотрена.
ПРИМЕР4. Гражданина включили в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению помещениями специализированного жилищного фонда. На тот момент у него в собственности была 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 29,9 кв. м. Таким образом, сирота был обеспечен жилым помещением площадью менее учетной нормы. Местная администрация и собственники квартиры заключили договор мены в рамках переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Собственники получили взамен своего старого жилья другую квартиру, общей площадью 34,2 кв. м. В результате сирота получил в общую долевую собственность 1/4 долю этой квартиры. На этом основании чиновники исключили его из списка. Сирота обратился в суд.