Выкуп государственного имущества

Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации *

Оспаривание выкупной стоимости муниципальной собственности у ДГИ Москвы

В июле 2018 года произошли изменения, коснувшиеся сроков действия 159-ФЗ, и теперь процедура выкупа муниципального недвижимого имущества в соответствии с реализацией преимущественного права выкупа арендаторами помещений продлена бессрочно.

  • Оценка инвестиционного проекта
  • Оценка гудвилла
  • Оценка предприятий
  • Оценка бизнеса
  • Оценка акций
  • Оценка стоимости лицензий
  • Оценка ноу-хау
  • Оценка НИР и НИОКР
  • Оценка товарного знака
  • Оценка патента
  • Оценка комнаты
  • Оценка квартиры на вторичном рынке жилья
  • Оценка квартиры
  • Оценка загородной недвижимости
  • Оценка жилья в новостройке
  • Оценка доли квартиры
  • Оценка арендной ставки
  • Оценка кафе, баров, ресторанов
  • Оценка машиноместа
  • Оценка гаражей
  • Оценка спортивных комплексов
  • Оценка апартаментов
  • Оценка торговых площадей
  • Оценка производственно-складских помещений
  • Оценка офисов
  • Оценка помещений
  • Оценка земельных участков
  • Оценка воздушного транспорта
  • Оценка морского (речного) транспорта
  • Оценка оборудования
  • Оценка транспортных средств
  • Налоговый вычет на приобретение жилья
  • Налоговый вычет на обучение
  • Налоговый вычет на лечение
  • Налоговый вычет на благотворительность
  • Налогообложение, отчетность и уведомления физических лиц
  • Разработка бизнес-плана
  • Финансовая модель

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 03.07.2018) “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

В июле 2018 года произошли изменения, коснувшиеся сроков действия 159-ФЗ, и теперь процедура выкупа муниципального недвижимого имущества в соответствии с реализацией преимущественного права выкупа арендаторами помещений продлена бессрочно.

Подробнее об отношениях, возникающих в связи с отчуждением (куплей-продажей) из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства:

На официальном портале Департамента государственного имущества города Москвы изложен подробный перечень недвижимого федерального имущества, предназначенный для передачи в аренду, (ссылка на перечень, опубликованный на официальном сайте ).

В договорах аренды такого имущества с представителями МСБ предусматриваются следующие условия:

а) срок договора аренды составляет не менее пяти лет;
б) арендная плата вносится в следующем порядке:
в первый год аренды — 40% размера арендной платы;
во второй год аренды — 60% размера арендной платы;
в третий год аренды — 80% размера арендной платы;
в четвертый год аренды и далее — 100% размера арендной платы (постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 645 “Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества” ).

Однако, если Вы уже являетесь арендатором более 3-х лет и хотите выкупить арендуемое помещение по льготным условиям и объективной рыночной стоимости, для Вас предусмотрен порядок выкупа имущества, подробно описанный далее.

Арендатор уведомляет ДГИМ о намерении выкупить арендованное недвижимое имущество.

Арендодатель направляет письмо с решением о приватизации и проектом договора купли-продажи – проверяем условия сделки, которые нам предлагает ДГИ

Шаг 2:
Если выкупная стоимость помещения завышена – проводим БЕСПЛАТНЫЙ анализ перспектив снижения:

После выявления перспектив снижения специалисты нашей компании в течение 2-х дней подготовят отчет об оценке рыночной стоимости вашего имущества. Передадут экземпляр для предоставления в ДГИМ.

В течение 30 дней со дня получения письма необходимо направить протокол разногласий .

После ответа ДГИМ:

Если арендодатель не согласился на предложения покупателя или не ответил на них в течение 30 дней, но предприниматель(покупатель/арендатор) все равно заинтересован в приобретении помещения, для него имеет смысл заключить договор купли-продажи и передать разногласия на рассмотрение суда.

READ
Осенний призыв 2022 - сроки проведения в России

*При отказе от заключения договора в установленный срок право на преимущественный выкуп помещения будет считаться утраченным (постановление ФАС ВВО от 5 сентября 2012 г. № Ф01-3820/12 по делу N А39-4221/2011).

Инициируем процедуру оспаривания Подача иска в Суд:

Суд установил завышение стоимости помещения, Независимыми оценщиками нашей компании определена реальная рыночная стоимость выкупаемого имущества — на день подачи заявления о выкупе.

*Судебная практика выработала позицию, согласно которой оценка рыночной стоимости выкупаемого помещения должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от покупателя заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Суд вынес решение и урегулировал вопрос выкупной стоимости – Продавец заключает договор купли-продажи на «наилучших» условиях.

Оплата по договору купли-продажи может осуществляться единовременно либо в рассрочку ( ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ ). В последнем случае на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, начисляются проценты в размере 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества ( ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ ).

Изменения в Федеральный закон № 159-ФЗ — это единственные принятые за последнее время нововведения, которые действительно решают проблемы малого и среднего предпринимательства. Теперь есть возможность оспаривания коммерсантом проведенной арендатором рыночной оценки помещения, а также возможность обратиться с соответствующим заявлением для тех предпринимателей, которым был отказано в реализации их преимущественного права на выкуп арендуемого помещения до вступления в силу поправок в Федеральный закон № 159-ФЗ.

Свяжитесь с нами и получите бесплатный анализ перспектив снижения выкупной стоимости уже сегодня.

Шесть вопросов о праве преимущественного выкупа

Шесть вопросов о праве преимущественного выкупа

Предприятия малого бизнеса – продуктовые, салоны красоты, магазинчики, маленькие фирмы – иногда арендуют помещения у области или города. Не всегда это удобно: собственник может запретить или очень ограничить субаренду, приходится согласовывать ремонт, возможность использовать помещение по другому назначению и другое. У собственника таких проблем гораздо меньше. Чтобы им стать, можно воспользоваться правом преимущественного выкупа объектов. Юристы рассказали, что надо иметь в виду и по каким причинам чиновники чаще всего отказывают.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые непрерывно арендуют помещения в федеральной, региональной или муниципальной собственности не менее двух лет и не имеют задолженности по арендной плате, штрафам и пеням. Некоторые объекты приватизировать нельзя: они включены в перечни на соответствующем уровне.

Выкуп может состояться по инициативе собственника, который посылает предложение заключить договор и проект договора. Арендатор, который отвечает требованиям закона, может выступить со своей инициативой и подать заявление.

Арендатор может в любой момент отказаться от заключения договора, подтвердил недавно Верховный суд (см. «ВС защитил арендатора в деле о преимущественном выкупе»). Но при этом он теряет право преимущественного выкупа.

Мера выглядела как временная, но с течением времени законодатель расширял возможности для малого и среднего бизнеса.

  • Ранее субъекты малого и среднего предпринимательства могли выкупить помещения, только если им направлялось уведомление о предстоящей приватизации.
  • 5 августа 2008 года вступил в силу Закон от 22 июля 2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства ». В первой редакции такое право давали тем, кто пользовался объектами не меньше трёх лет по состоянию на 5 августа 2008 года и исправно за них платил, а площадь помещений не превышала предельных значений, установленных субъектом. Срок действия – до 1 июля 2010 года.
  • 17 июля 2009 года срок аренды сократили до двух лет. Кроме того, предусмотрели, что не должно быть задолженности по аренде (пеням, штрафам).
  • 1 июля 2013 года срок приватизации продлили до 1 июля 2015 года. Изменилась дата, на которую субъект должен был владеть имуществом, – до 1 июля 2013 года. Предусмотрели возможность оспорить предложенную цену, установлен минимальный срок рассрочки оплаты и т. п.
  • 30 июня 2015 года срок приватизации продлили до 1 июня 2018 года. Изменилась дата, на которую субъект должен был владеть имуществом, – до 1 июля 2015 года.
  • 3 июля 2018 года появилось бессрочное право преимущественного выкупа, отменили привязку к дате. Большинство субъектов малого и среднего предпринимательства получили возможность выкупить по рыночной стоимости ещё и федеральную недвижимость.
READ
Понятие и значение уголовно-процессуального права

Подобной статистики Росреестра найти не удалось, но юристы подтверждают, что осталось.

В Москве пик приватизации пришёлся на 2013–2014 годы, волна спала в 2015–2016 годах, делится «субъективными ощущениями» управляющий партнёр Consul Group Consul Group Федеральный рейтинг. × Сергей Пивоварчик. По его словам, именно тогда выкупили всю самую привлекательную недвижимость. Но в столице всё ещё есть, что выкупать, говорит эксперт.

В Петербурге достаточно объектов, привлекательных для выкупа, считает старший юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × Вероника Перфильева. «Если учесть, что ограничений срока в законе нет», – добавляет она.

В Краснодарском крае также хватает таких объектов, далеко не все арендаторы воспользовались своей возможностью, рассказывает управляющий партнёр АБ Адвокатское бюро «Юг» Адвокатское бюро «Юг» Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 8 место По выручке Профайл компании × Юрий Пустовит. Хотя иногда, особенно в регионах, арендовать выгоднее, чем приобретать в собственность, уточняет юрист.

Бывает, что собственники чинят препятствия, но куда чаще встречаются бюрократические проволочки и разногласия по условиям выкупа, делится Перфильева. С этим соглашается Пустовит. По его наблюдениям, споры возникают в основном по таким условиям выкупа:

  • цена (рыночная или нет?);
  • условие оплаты (допустима ли рассрочка?);
  • каковы санкции за просрочку платежа (насколько большую неустойку может предлагать публичный собственник?);
  • возможно ли зачесть стоимость неотделимых улучшений;
  • возможно ли расторгнуть договор в случае просрочки оплаты.

Главный спорный вопрос – это цена, которая нередко бывает завышенной, говорит Перфильева. Если у арендатора свой отчёт об оценке, а у арендодателя – свой, то вопрос обычно решается в суде с помощью судебной экспертизы. Если эксперт завысил рыночную стоимость и покупатель с этим не согласен, то можно попытаться признать экспертизу недостоверной и ходатайствовать о назначении повторной, делится Пивоварчик. В таких вопросах он советует привлекать внешних специалистов. «Крайне утопично спорить с судебным экспертом о рыночной стоимости, если у вас нет специальных познаний», – считает эксперт.

Договоры о выкупе может оспаривать прокуратура по причине нарушений, как правило, из-за занижения цены, предупреждает Пустовит.

Помимо завышенной цены арендаторы часто оспаривают отказы в приватизации – законные и незаконные. Например, в деле № А40-254713/2017 ООО «ИТУ – ВНИИТ» боролось за здание в самом центре Москвы, в Газетном переулке. Городские власти против этого возражали: они не были согласны с результатами экспертизы, а также указывали, что это памятник регионального значения. Две инстанции обязали их передать объект по цене, которая установлена судебной экспертизой, и включили в договор охранные обязательства. Но АС Московского округа обнаружил ошибку в определениях нижестоящих инстанций: они не учли положения ст. 20 и 29 закона о приватизации, а также позицию Верховного суда в деле № А11-10976/2016. Согласно им, объект культурного наследия регионального значения и вовсе не подлежал приватизации.

READ
Уклонение от административного правонарушения

Если отказ в заключении договора был незаконным, то арендаторы отправляются в суд взыскать убытки – вернуть арендные платежи начиная с того дня, когда владелец должен был продать объект. Суды их взыскивают. Но, как показывает пример дела № А12-15937/2011, могут вычесть из этой суммы расходы, которые арендатор потратил бы на содержание объекта, если бы стал собственником. В том деле 12-й ААС вычел расходы из присуждённого на содержание общего имущества, а также налог на имущество.

Если обязанности налогового агента возникли.

Исчисление НДС. На основании п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), поименованных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами. Ими, в частности, являются покупатели:

государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;

муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Порядок исчисления и уплаты «агенсткого» НДС прописан в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ. Налоговая база (отдельно при совершении каждой операции) определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. Налог нужно исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет.

Бухгалтерские записи.

В бухгалтерском учете по договору, не предусматривающему уплату авансового платежа, рассматриваемая операция сопровождается следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

На дату принятия имущества к учету

Принято к учету государственное (муниципальное) имущество

Договор с публично-правовым образованием

Отражена сумма НДС

Уменьшена задолженность перед продавцом

На дату оплаты имущества

Уплачены денежные средства продавцу

Выписка банка по расчетному счету

Отражена задолженность по уплате НДС в бюджет

Счет-фактура (выписывается покупателем самостоятельно)

На дату уплаты НДС в бюджет (в установленные НК РФ сроки)

Сумма НДС перечислена в бюджет

Выписка банка по расчетному счету

Сумма НДС (при наличии права) принята к вычету

Если договор предусматривает предоплату, в учете будут сделаны такие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

На дату перечисления авансового платежа

Удержан НДС с суммы предоплаты

Счет-фактура (покупатель оформляет документ самостоятельно)

Перечислен аванс (за минусом НДС) продавцу имущества

Выписка банка по расчетному счету

Сумма НДС перечислена в бюджет

Выписка банка по расчетному счету

Отражена сумма НДС, подлежащая вычету

На дату получения имущества

Принято к учету государственное (муниципальное) имущество

Договор с публично-правовым образованием, первичные документы

Сумма НДС (при наличии права) принята к вычету

Счет-фактура, выписка банка

Зачтен авансовый платеж в счет оплаты имущества

На дату оплаты имущества

Уплачены денежные средства продавцу

Выписка банка по расчетному счету

Отражена задолженность по уплате НДС в бюджет

Счет-фактура (выписывается покупателем самостоятельно)

Сумма НДС перечислена в бюджет

Выписка банка по расчетному счету

* Применение счета 19 целесообразно, чтобы обособить в учете удержанный и уплаченный в бюджет НДС, так как между предоплатой и принятием налога к вычету имеется временной разрыв (Толкование Т-16/2013-КпТ «НДС с авансов выданных и полученных»). Если на отчетную дату право на вычет НДС не возникло, сумма налога, учтенная на счете 19, отражается в бухгалтерском балансе в качестве актива обособленно от дебиторской задолженности по уплаченному авансу (Письмо Минфина РФ от 12.04.2013 № 07-01-06/12203).

Налоговый вычет.

Суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет, налоговый агент – плательщик НДС может принять к вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ. Право на вычет возникает при условии, что товары (работы, услуги) приобретены для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении налог уплачен в бюджет в соответствии с гл. 21 НК РФ.

READ
Скачать бланк справки о составе семьи

Если налоговый агент не является плательщиком НДС (например «спецрежимник»), права на вычет «агентского» налога у него нет. В указанном случае сумма налога увеличивает стоимость приобретенного имущества (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример

Стоимость здания, выкупаемого по договору с городским департаментом имущественных отношений, – 30 млн руб., прилегающего к нему земельного участка – 8 млн руб. По отчету независимого оценщика рыночная стоимость имущества не включает НДС.

Оплата в полной сумме перечислена в январе 2018 года. Тогда же здание поставлено на учет.

Покупатель – плательщик НДС. Здание предназначено для облагаемой этим налогом деятельности.

«Агентский» НДС рассчитывается и уплачивается в бюджет только по покупке здания.

Так как стоимость объекта рекомендована оценщиком без учета налога, покупателю (чтобы применить расчетный метод для определения суммы налога) нужно сначала увеличить стоимость покупки на 18 % – 5 400 000 руб. (30 000 000 руб. x 18 %).

Составленный покупателем счет-фактура регистрируется в книге продаж (п. 15 Правил ведения книги продаж).

Уплата налога производится не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором перечислена оплата по договору[5]. Ежемесячная сумма подлежащего уплате в бюджет НДС – 1 800 000 руб. (5 400 000 руб. / 3 мес.).

Суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями – налоговыми агентами, подлежат вычетам при наличии документов, подтверждающих его уплату в бюджет.

Кроме того, должно быть выполнено общее условие о принятии покупки на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). В отношении объектов основных средств вычеты НДС производятся в полном объеме после принятия объекта на учет (счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»)[6.

Для реализации данного права организация регистрирует в книге покупок самостоятельно составленный счет-фактуру (п. 23 Правил ведения книги покупок).

Восстановление НДС.

Предположим, что «агентский» НДС заявлен к вычету, но через какое-то время приобретенное имущество перестало использоваться в облагаемой этим налогом деятельности. Надо ли налоговому агенту восстанавливать НДС?

ФНС дает положительный ответ. 28.12.2018 на сайте ведомства[7] опубликована информация по рассмотренной жалобе налогоплательщика: в подобной ситуации у налогового агента возникает обязанность восстановления налога.

Судя по имеющимся данным, налогоплательщик купил муниципальное имущество (здание), уплатил НДС как налоговый агент, а затем отразил эту сумму в налоговых вычетах (абз. 2 п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 171 НК РФ). В последующем он перешел на УСНО и не восстановил «агентский» налог, тем самым нарушив положения п. 3 ст. 170, п. 3 ст. 171.1 НК РФ. Соответственно, ему были доначислен ранее принятый к вычету НДС по зданию исходя из его первоначальной стоимости (таковая с момента приобретения здания не изменялась, амортизация не начислялась).

Налогоплательщик с указанным подходом не согласился и попытался обжаловать решение инспекции. В НК РФ прямо не предусмотрена обязанность для налоговых агентов восстанавливать сумму НДС при переходе на УСНО. Более того, приобретенное муниципальное здание было построено и впервые введено в эксплуатацию более 45 лет, что также исключает необходимость восстанавливать налог.

Однако ФНС настояла на своем: Налоговый кодекс не предусматривает отличий в порядке применения вычетов в зависимости от получателя налога – продавца или бюджета Российской Федерации (при уплате НДС налоговым агентом). Право на вычеты по НДС имеют налогоплательщики, если ранее налог ими был исчислен и уплачен, а имущество приобретено для облагаемой данным налогом деятельности. Так как при переходе на УСНО имущество используется в деятельности, не облагаемой НДС, налог должен быть восстановлен в налоговом периоде, предшествующем переходу на этот режим.

READ
Принципы и виды подсудности уголовных дел

ФНС пришла к выводу, что для невосстановления сумм НДС, предусмотренных п. 3 ст. 171.1 НК РФ (поскольку здание не было самортизировано и не прошло 15 лет с момента ввода его в эксплуатацию налогоплательщиком), оснований не имеется.

К сведению:

Суммы налога в соответствии со ст. 171.1 НК РФ подлежат восстановлению в случае, если эти объекты в дальнейшем используются налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением тех объектов, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Вместе с тем обозначенная норма (ст. 171.1) предусматривает особый порядок восстановления НДС по объектам недвижимости, который может применить лишь плательщик данного налога. Переход на УСНО такой возможности для организации (уже плательщика «упрощенного» налога) не предоставляет (Письмо Минфина РФ от 12.01.2017 № 03-07-11/536). Поэтому налог восстанавливается единовременно в последнем налоговом периоде применения ОСНО, то есть на основании нормы абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Автору статьи встретился схожий вывод в судебной практике, причем арбитры оказались на стороне налоговиков. Так, из дела № А26-6291/2016 следует, что индивидуальный предприниматель – налоговый агент не восстановил НДС по объекту, который начал использоваться в ПСНО.

Суд первой инстанции, сославшись на то, что суммы НДС, ранее принятые к вычету в связи с приобретением объекта, подлежат восстановлению в специальном порядке, указанном в п. 6 ст. 171 НК РФ (в старой редакции), удовлетворил требования предпринимателя. Апелляция же сочла применение данной нормы неправомерной, так как лица, применяющие ПСНО, не являются плательщиками НДС и в силу прямого указания п. 3 ст. 170 НК РФ обязаны восстановить его по объекту, который начинает использоваться в деятельности, не облагаемой этим налогом. Кассационная инстанция согласилась с таким обоснованием (Постановление АС СЗО от 23.05.2017 № Ф07-4643/2017), и довод коммерсанта об использовании объекта не только в деятельности, не облагаемой НДС (в силу отсутствия доказательств), не был принят. Более того, Определением ВС РФ от 24.08.2017 № 307-КГ17-10886 предпринимателю было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Мы рассмотрели вопросы, касающиеся исчисления НДС налоговыми агентами – покупателями имущества казны. Заслуживает внимания информация ФНС о том, что при смене режима налогообложения (с ОСНО на УСНО) у агента возникает обязанность восстановить ранее принятый к вычету «агентский» налог. Дело в том, что в отношении применения налогоплательщиками вычетов по суммам налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками при приобретении объектов основных средств, в том числе уплаченных в бюджет в порядке исполнения обязанностей налогового агента, установлено общее условие об использовании приобретенного имущества в облагаемых операциях (пп. 1 п. 2, абз. 3 п. 3 ст. 171, абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налог восстанавливается в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости, без учета переоценки в налоговом периоде, предшествующем переходу на «упрощенку» (абз. 2, 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

[1] «О приватизации государственного и муниципального имущества».

[2] За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений; юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, ее субъектов и муниципальных образований превышает 25 % (минуя случаи, предусмотренные ст. 25 Федерального закона № 178-ФЗ).

READ
Как происходит раздел доли в ООО?

[3] «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Дополнительно рекомендуем ознакомиться с Письмом Минэкономразвития РФ от 14.08.2018 № Д13и-442.

[5] См., например, письма Минфина РФ от 03.08.2010 № 03-07-11/337, ФНС РФ от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814@.

[6] См. дополнительно письма Минфина РФ от 06.10.2014 № 03-07-11/50042, от 18.11.2016 № 03-07-11/67999, от 11.04.2017 № 03-07-11/21548.

Статья 3. Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества

Субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2_1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 158-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2_1 статьи 9 настоящего Федерального закона, – на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2_1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

5) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ)

READ
Назначение наказания в УК ФРГ

Дорожно-эксплуатационные предприятия

  • 100% акций АО «Спецстройэксплуатация». Цена продажи – 178,1 млн ₽.
  • 100% пакет акций ОАО «Свердловскавтодор». Цена продажи – 800,5 млн ₽.
  • 25% акций ОАО «Центродорстрой» реализовано с превышением начальной цены на 15%, за 429 млн ₽.
  • 100% пакет акций ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 14». Цена продажи – 188,5 млн ₽.

Что изменилось для тех, кто хочет стать собственником арендуемого госимущества

Хотелось бы обратить внимание руководителей и участников субъектов малого и среднего предпринимательства на вступившие в силу с июля 2018 года изменения в закон № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Этим законом предусмотрено право предпринимателей стать собственниками помещений, которые они арендуют у государства. Причем прописанные в законе условия приобретения недвижимости — весьма и весьма комфортные, что делает этот закон едва ли не единственной по-настоящему действенной мерой поддержки малого и среднего бизнеса.

За прошедшие десять лет закон неоднократно претерпевал изменения, поскольку оказался неидеальным с точки зрения законодательной техники: практика выявила в нем достаточно существенные пробелы и противоречия

Основные изменения в законе, вступившие в силу с июля 2018 года:

1. Если раннее, срок действия закона составлял всего два года (в дальнейшем продлевался трижды), то с июля 2018 г. ограничение действия закона по времени было отменено. Закон № 159-ФЗ стал действующим бессрочно.

2. До июля 2018 года можно выкупить только те из арендуемых помещений, которые находились в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Это прямо следовало из его названия.

Внесенные в июле 2018 г. изменения исключили из его названия и статей слова о собственности субъектов РФ.

В настоящее время, малый и средний бизнес может на льготных условиях приобрести не только муниципальное, но и федеральное имущество.

3. Право на выкуп предоставлялось предпринимателям только в том случае, если арендуемое имущество непрерывно находилось в их временном владении и (или) пользовании как минимум в течение трех лет до дня вступления закона в силу, то есть до 5 августа 2008 г.

По новым правилам можно приватизировать помещение, которым непрерывно пользуешься как минимум в течение двух лет на момент подачи заявления о выкупе.

Такой подход дает арендатору возможность воспользоваться правом на приватизацию в будущем, если в настоящее время он не может приобрести арендуемое помещение.

4. Если арендатор не стал заключать договор купли-продажи арендуемого помещения или не подписал присланный ему договор в течение тридцати дней с момента его получения, он лишался преимущественного права на выкуп. Такое правило действовало все десять лет существования закона № 159-ФЗ.

После внесения изменений в закон арендаторы, отказавшиеся от покупки или вовремя не подписавшие документы, вновь могут воспользоваться возможностью льготной приватизации. Если муниципалитет (область, РФ) решит приватизировать принадлежащее им имущество в общем порядке в период, когда предприниматель продолжает арендовать помещение, то арендатор снова получает право подать публичному собственнику заявление о выкупе.

5.При выкупе арендуемого помещения предпринимателям предоставляется рассрочка на срок не менее пяти лет.

Предприниматель, решивший выкупить арендуемое помещение, сам выбирает порядок оплаты единовременно или в рассрочку, а также предпочтительный для него срок рассрочки в предусмотренных законом пределах.

Срок рассрочки устанавливается нормативным правовым актом Правительства РФ (для федерального имущества), законом субъекта РФ (для собственности субъекта), муниципальным правовым актом (по муниципальному имуществу) и не может быть менее пяти лет.

READ
Выплата выходного пособия за 3-й месяц

6. В настоящее время закон № 159-ФЗ предусматривает два разных подхода приватизации:

а) по инициативе собственника

• Собственник имущества принимает решение об условиях приватизации государственного или муниципального имущества.

• Уполномоченный орган направляет арендатору копию решения, предложение о заключении договора купли-продажи помещения и проект этого договора.

• Предприниматель подписывает договор купли-продажи в течение тридцати дней с момента получения предложения — конечно, в том случае, если собирается приобрести арендуемое помещение.

Примечание:

Существенный недостаток в том, что субъекты РФ и муниципалитеты не хотят продавать свое имущество предпринимателям.

• На день подачи предпринимателем заявления о выкупе арендуемое помещение находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение двух и более лет, что подтверждается договором аренды.

• Отсутствует задолженность по арендной плате.

• Арендуемое помещение не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу.

• На момент заключения договора купли-продажи сведения о предпринимателе (ИП или юридическом лице) не исключены из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

б) по инициативе арендатора

Условия приватизации:

• На день подачи предпринимателем заявления о выкупе арендуемое помещение находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение трех и более лет, что подтверждается договором аренды.

• Арендуемое помещение включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу, в течение как минимум пяти лет до дня подачи этого заявления.

Вывод: фактически, закон предполагает предоставление малому и среднему бизнесу товарного кредита в виде рассрочки на срок не менее пяти лет с оплатой за пользование в размере 1/3 ключевой ставки ЦБ РФ.

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

Как получить в собственность арендованное муниципальное имущество в Московской области

Новостройка в Красногорске

Субъекты малого и среднего бизнеса обладают преимущественным правом на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, которое находится в муниципальной собственности. Соответствующую услугу предоставляют органы муниципального самоуправления. О том, какие документы для этого потребуются, а также о нюансах предоставления услуги индивидуальным предпринимателям, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто может получить услугу

Услуга предоставляется организациям – субъектам малого и среднего предпринимательства, – которые хотят приобрести арендуемую недвижимость, находящуюся в собственности муниципалитета.

Максимальный срок оказания услуги для юрлиц − 10 дней.

Условия возникновения преимущественного права

Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества имеется в трех случаях:

  • если по состоянию на 1 июля 2013 года организация арендовала недвижимость в течение двух и более лет;
  • на момент заключения договора купли-продажи арендуемого имущества у организации отсутствует задолженность по арендной плате, а также по неустойкам: штрафам и пеням;
  • находящаяся в аренде недвижимость не включена в перечень муниципального имущества, которое предназначено для передачи во владение и (или) пользование.

Способы обращения за услугой и результат ее оказания

Обратиться за предоставлением услуги можно тремя способами:

  • лично в орган местного самоуправления;
  • при личном обращении через многофункциональный центр;
  • посредством электронного заявления на региональном портале государственных услуг.

В результате оказания услуги заявитель становится одной из сторон договора купли-продажи или получает отказ в предоставлении услуги.

Условия для индивидуальных предпринимателей

Услуга также предоставляется индивидуальным предпринимателям, которые хотят приобрести арендованное имущество, находящееся в собственности муниципалитета.

В этом случае максимальный срок оказания услуги составляет 130 рабочих дней. Регистрация заявления и комплекта документов займет один рабочий день.

    об осуществлении преимущественного права на получение в собственность арендуемой недвижимости (в заявлении необходимо указать порядок и срок оплаты);
  • удостоверяющий личность заявителя документ;
  • если заявление подает представитель заявителя, то документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени заявителя.
READ
Публичные торги по продаже недвижимого имущества

К дополнительным документам относятся выписка из единого госреестра индивидуальных предпринимателей, справка по форме 3-НДФЛ о доходах индивидуального предпринимателя и справка о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Основания для отказа в предоставлении услуги

Заявителю могут отказать в предоставлении услуги на следующих основаниях:

  • если заявитель представил не все указанные в регламенте документы;
  • если заявитель арендовал имущество менее двух лет по состоянию на 1 июля 2013 года;
  • если заявитель на момент подачи заявления имеет задолженность по арендной плате или неустойкам;
  • текст заявления затруднителен для прочтения или отсутствует;
  • в предоставленном заявлении или документах содержится неполная, искаженная или недостоверная информация;
  • истекший срок представленных документов;
  • заявление подано лицом, не входящим в установленный регламентом и законодательством перечень лиц;
  • указанное в заявлении имущество не является муниципальной собственностью.

Порядок обжалования отказа

Если заявитель не согласен с действиями или бездействием предоставляющего услугу органа местного самоуправления, а также его должностных лиц или муниципальных служащих, он может обжаловать их в досудебном порядке.

Основания для подачи жалобы могут быть следующими:

  • срок регистрации запроса о предоставлении госуслуги нарушен;
  • срок предоставления госуслуги нарушен;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных федеральным и региональным законодательством, а также муниципальными нормативно-правовыми актами;
  • отказ заявителю в приеме документов;
  • отказ в предоставлении услуги на основаниях, не предусмотренных законодательством;
  • требование у заявителя не предусмотренной законодательством платы за предоставлением услуги;
  • отказ предоставляющего услугу органа исправить ошибки в выданных документах.

С детальной информацией о порядке рассмотрения жалобы и ее содержанием можно ознакомиться на региональном портале государственных услуг Московской области.

Экономичность

Стоимость наших работ разумна. Эффект от нашей работы всегда выше чем их стоимость.

Требования:

ФЗ-135 “Об оценочной деятельности”

Федеральные Стандарты Оценки

МЦОЭ оказывает полный спектр услуг по льготному выкупу арендуемого недвижимого имущества в ДГИ в соответствии с 159-ФЗ и дальнейшему снижению его стоимости в досудебном и судебном порядке.

За арендатором на основании 159-ФЗ закреплено право преимущественного выкупа по рыночной стоимости арендуемых объектов недвижимости, находящихся в собственности города на льготных условиях (рассрочка на 5 лет по сниженной процентной ставке (1/3 ключевой процентной ставки ЦБ РФ)).

Однако, департамент городского имущества (ДГИ) города Москвы заинтересован в получении максимальной прибыли от приватизации государственной собственности. Это становится причиной для значительного завышения стоимости имущества в процессе льготного выкупа и агрессивного сопротивления в досудебном и судебном порядке при попытках ее оспорить.

Право преимущественного выкупа арендуемых объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москва, возникает при следующих условиях:

  • Арендатор – юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) является субъектом малого или среднего предпринимательства (должно быть подтверждено Выпиской из реестра малого и среднего предпринимательства).
  • Помещение принадлежит на праве собственности городу Москве (подтверждено выпиской из ЕГРН).
  • Преимущественное право выкупа имеют арендаторы, владеющие или пользующиеся имуществом непрерывно в течение двух и более лет до момента подачи заявления о выкупе.
  • Помещение не находится в перечне имущества, предназначенного для передачи субъектам МСП. Если объект в перечне, то право выкупа наступает через три года после заключения договора аренды, но не ранее чем через пять лет с момента включения объекта в перечень. Проверить находится ли ваш объект в перечне можно на сайте ДГИ по этой сылке >>
  • Отсутствует задолженность по арендным платежам.
  • Отсутствуют неузаконенные перепланировки.
READ
Выплата выходного пособия за 3-й месяц

При этом арендуемое имущество может быть как включено, так и не включено в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ по Постановлению Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1140-ПП. В зависимости от нахождения имущества в данном перечне меняются сроки реализации права преимущественного выкупа, но само право остатся неизменным.

При реализации преимущественного права, в ответ на заявление о выкупе, ДГИ направляет арендатору проект договора-оферты по его рыночной стоимости, определяемой оценщиком, аккредитованным в ДГИ. В настоящее время, государственное имущество в городе Москве преимущественно оценивают ООО «АБН-Консалт» и ООО «Группа Финансового Консультирования».

Получить представление о том как ДГИ видит стоимость арендуемого имущества можно на сайте ДГИ, где размещен калькулятор стоимости выкупаемого имущества. Эта стоимость, как правило, является существенно завышенной.

Однако, существует ряд досудебных и судебных процедур, позволяющих снизить выкупную стоимость государственного имущества.

Гарантией положительного решения вопроса снижения выкупной стоимости приватизируемого помещения (или здания) могут быть только высокая квалификация и большой практический опыт юристов и экспертов-оценщиков, задействованных в процессе.

Завершенные: найдено лотов 76366

Номер извещения
Номер лота

Наименование и характеристика имущества

Место нахождения имущества

Служба поддержки сайта: 8 (800) 100-99-99, info-torgi@rostelecom.ru
© 2010-2022 Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов
Действует в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909 “Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”, постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 66 “О правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 1076-р
и Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”

Если Вы получили Проект договора купли-продажи в процессе рассмотрения дела о понуждении Департамента заключить договор купли-продажи, вероятней всего, Вам придется обращаться с новым иском в суд. При этом, необходимо понимать, что если в первоначальном арбитражном деле проведена судебно-оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости помещения, то в новом деле, данная экспертиза будет являться лишь одним из доказательств, и на усмотрение суда остается разрешение вопроса о назначении новой экспертизы.

Продажа государственного (муниципального) имущества и имущества госкомпаний

Сайт torgi.gov.ru определен официальным источником для размещения информации о продаже государственного и муниципального имущества в порядке приватизации (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”), о продаже недвижимого имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), о реализации имущества, обращенного в собственность государства (постановление Правительства РФ от 30 сентября 2015 г. № 1041).”
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2017 г. № 1671 “О внесении изменений в Правила реализации на внутреннем рынке алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более”.

Поиск лотов, процедура торгов по которым завершена менее 3-х (с жалобой менее года) месяцев назад*

* Лоты, торги по которым завершены более 3-х месяцев (с жалобой более года) назад, доступны в разделе Архив торгов

Ссылка на основную публикацию