Ставка НДС при оказании транспортных услуг

Налоговики подробнее остановились на следующих ситуациях (напомним, что речь идет об оказании услуг по перевозке товаров автотранспортом с территории иностранного государства-не члена ЕАЭС через территорию государства-члена ЕАЭС):

Расчет ставки НДС на оказание транспортных услуг

Обложение налогом на добавочную стоимость оказания транспортных услуг регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок налогообложения зависит от типа оказываемых услуг, их географии и конкретных прописанных в законодательстве условий, определяющих конкретную ставку для разных видов деятельности.

Налоговый кодекс в пункте 1 статьи 164 определяет следующие типы транспортных услуг, не облагаемых НДС:

  1. транспортно-экспедиторское обслуживание при международных перевозках морским, речным, воздушным, автомобильным и ж/д транспортом, если точка отправления или доставки находится не на территории Российской Федерации;
  2. перевозка газа и непереработанной нефти в РФ или за пределы РФ;
  3. осуществление транзитного режима перевозки товаров;
  4. международные пассажироперевозки с багажом;
  5. до 2029 года не облагается НДС пригородные пасажироперевозки железнодорожным (электрички) транспортом;
  6. до 2029 года освобождены от уплаты НДС дальние железнодорожные перевозки пассажиров с багажом в пределах территории РФ;
  7. воздушное сообщение в Республику Крым и Севастополь.

Нулевое налогообложение за пределы Российской Федерации предусматривает предоставление налогоплательщиком соответствующих документов, в числе которых копии договоров с контрагентом, документов товаросопровождения и таможенных деклараций, в течение 180 дней со дня, когда была поставлена таможенная отметка в отношении указанной перевозки.

В случае просрочки периода в 180 дней уплачивается НДС по стандартной ставке в 18%.

Транспортные услуги с НДС 10%

Транспортные услуги облагаются НДС по ставке 10%, когда речь идет перевозке пассажиров и багажа с использованием воздушного транспорта в пределах российской территории. За исключением ситуаций, когда пункт отправления и/или назначения находится в Калининградской области, в Дальневосточном ФО, в Республике Крым или г. Севастополе, а также, когда пункт отправления/назначения и промежуточные пункты расположены вне территории Москвы и Московской области (пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ).

В остальных случаях в отношении услуг по перевозке необходимо применять ставку НДС в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Если российская компания оказывает транспортные услуги иностранной фирме, не имеющей в РФ постоянного представительства, и при этом пункт отправления и пункт назначения расположены на территории России, НДС на транспортные услуги будет начисляться по ставке 20% (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Российская организация (ИП) также может выступать в роли налогового агента по НДС для иностранной компании, что становится основанием для уплаты налога по ставке 20%. Данная ситуация имеет место, когда перевозку по территории России для российского заказчика осуществляет иностранная фирма, не имеющая в РФ постоянного представительства (ст. 24, 161 НК РФ).

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

  • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
  • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

Без права выбора

Но вернемся к нашему примеру – делу № А40-271540/18. Общество обратилось в суд с требованием к налоговикам признать недействительным отказ в возмещении «входного» НДС. Счета-фактуры, по которым отказали, были выставлены ОАО «РЖД» на услуги по перевозке груза железнодорожным транспортом.

READ
Явка с повинной: особенности составления заявления

Налоговики решили, что услуги ОАО «РЖД» должны были облагаться НДС по нулевой ставке как подпадающие под действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Компания же посчитала, что раз во всех перечисленных счетах-фактурах, выставленных ОАО «РЖД», был указан НДС по ставке 18% (дело было еще до увеличения ставки налога), суммы предъявленного НДС можно было учесть в составе налоговых вычетов.

Это не внутреннее дело

Общество оказывало услуги по международной и внутренней перевозке грузов, для чего привлекало ОАО «РЖД» и некоторые другие компании. ОАО «РЖД» по заявкам общества осуществляло внутреннюю и международную перевозку грузов, составляло внутренние и международные железнодорожные накладные, акты оказания услуг, а также выставляло счета-фактуры.

Причиной спора стали поставки из Китая. На территории КНР груз до границы перевозила местная китайская компания, а уже от границы – ОАО «РЖД». Помимо него услуги по перевозки китайских грузов на территории России обществу оказывали и другие российские компании.

Суд, рассмотрев предъявленные ему договоры о перевозке и сопутствующие ей договоры о транспортно-экспедиторских услугах, однозначно решил, что эти услуги имели место в рамках единой международной перевозки и, строго говоря, применять здесь базовую ставку налога ОАО «РЖД» не имело права.

Ноль – значит ноль!

В соответствии с п. 2, пп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, которая на основании ст. 172 НК РФ является основным документом, подтверждающим налоговые вычеты, в обязательном порядке должна быть указана налоговая ставка, соответствующая операциям, отраженным в п. 1 – 4 ст. 164 НК РФ. При этом счет-фактура, составленный с нарушением порядка, установленного п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к возмещению.

Налогоплательщик (в силу положений ст. 164, 168, 169 НК РФ), выставляющий покупателю счет-фактуру, не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ рассматриваемые в данном деле операции должны облагаться НДС по ставке 0%.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33 оказание услуг по международной перевозке несколькими лицами само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в их оказании лицами. В связи с этим нулевую ставку применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

Эти правила распространяются на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.

Международная накладная

При проведении железнодорожной перевозки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 01.11.1951 в обязательном порядке составляется железнодорожная накладная (внутренняя или международная). В ней в том числе указываются пункт отправления и пункт назначения груза.

READ
Оплата командировок военным

Такая накладная с отметками таможенников о ввозе товара на территорию РФ или о вывозе товара за ее пределы в силу пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ представляется налоговикам для подтверждения правомерности применения ставки 0% по данным услугам. Следовательно, подтверждением оказания услуг международной перевозки грузов будет являться международная железнодорожная накладная СМГС с указанием пункта погрузки за пределами территории РФ и пункта доставки в пределах территории РФ.

В данном деле налоговики установили, что по спорным операциям к актам оказания услуг и счетам-фактурам были приложены международные железнодорожные накладные СМГС с пунктом отправления из КНР и пунктом назначения в России. Это прямо подтверждает то, что спорные операции должны облагаться НДС по нулевой ставке, а применение базовой ставки НДС незаконно.

«Здесь вам не тут!»

На что все же надеялась компания? А надеялась она на п. 5 ст. 173 НК РФ и Постановление Пленума ВАС РФ № 33. Однако суд отклонил ее аргументы.

В указанных норме и документе речь идет о возможности применения вычетов НДС, предъявленных по товарам, работам, услугам, реализация которых не подлежит налогообложению в силу ст. 146, 148, 149 НК РФ, но по которым контрагентом дополнительно в цену товара был включен НДС. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ контрагент в таком случае обязан исчислить и уплатить НДС.

При реализации товаров, работ, услуг, подлежащей налогообложению, налогоплательщик обязан начислить на цену товара налог по определенной ставке (нулевой, пониженной, базовой), менять которую сам он не вправе. Поэтому в случае, если контрагент выставил налогоплательщику счет-фактуру по реализации услуг, облагаемых в силу закона по ставке 0%, указав в ней незаконно иную ставку налога, такой налогоплательщик не вправе учитывать в составе вычетов НДС, незаконно предъявленный по иной ставке.

Такую трактовку поддержали КС РФ в Определении от 15.05.2007 № 372-О-П и Президиум ВАС, например, в постановлениях от 19.06.2006 № 1964/06 и от 19.06.2006 № 16305/05. Так что ОАО «РЖД» незаконно применило к стоимости своих услуг ставку НДС в размере 18%. Общество – заказчик услуг не имело права предъявить этот незаконно начисленный налог к вычету из бюджета.

Ставка НДС для экспедиторских услуг

Компания организует железнодорожную перевозку груза (следующего в международном сообщении) с пограничной станции в РФ до пункта назначения (конечного), расположенного на территории РФ в рамках договора транспортной экспедиции. Какова ставка НДС в отношении транспортно-экспедиторской услуги?

Если Компанией оказываются услуги по перевозке железнодорожным транспортом груза (следующего в международном сообщении) с пограничной станции, расположенной на территории РФ до конечного пункта назначения на территории РФ, то в отношении таких услуг применяется ставка НДС в размере 0%.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

READ
Ebit - это операционная прибыль: формула расчета и пример

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

  • транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. К таким услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, завоз-вывоз, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению, экспедиторское сопровождение, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также и на услуги, указанные в абз. 4 и 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (от портов или пограничных станций, расположенных на территории РФ) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ (абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Для применения Компанией нулевой ставки в отношении транспортно-экспедиционных услуг, необходимы следующие условия:

  1. Транспортно-экспедиционные услуги должны оказываться в рамках международной перевозки грузов (при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ);
  2. Услуги должны оказываться на основании договора транспортной экспедиции;
  3. Услуги должны быть поименованы в перечне (подп. 2.1 п 1 ст. 164 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина РФ, в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, при организации перевозки импортных товаров по территории РФ от порта прибытия до станции назначения в рамках договора транспортной экспедиции следует руководствоваться нормой абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия на территорию РФ (от порта или пограничных станций), до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ, применяется нулевая ставка НДС (письмо Минфина РФ от 03.07.2013 № 03-07-08/25414).

В постановлении АС СЗО от 14.07.2016 № Ф07-5288/2016, Ф07-5556/2016 по делу № А44-3715/2015 также указано:

В целях доставки продукции от станции Забайкальск до пункта назначения в РФ общество заключило с компанией договор транспортной экспедиции, согласно которому компания осуществляет перевозку груза из Китая с пункта прибытия (станции Забайкальск) до конечного пункта назначения в РФ. Перевозка осуществляется железнодорожным транспортом.

В ходе проверки инспекция установила, что перегрузка товаров в российские вагоны осуществлялась на пограничной станции Забайкальск, затем компания доставляла товар до станции назначения (станции Новолипецк, Новый Порт). Согласно дополнительному соглашению к договору транспортной экспедиции именно эти станции определены как станции назначения в рамках договора общества с компанией.

READ
Выписка из ГКН на квартиру

По этому основанию инспекция пришла к выводу о том, что в целях применения абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ на территории РФ именно станции Новолипецк и Новый Порт являются станциями назначения импортируемого груза, но не станция Чита (Кадала), где груз проходил таможенное оформление.

Как правильно отметили суды, компания не являлась участником договоров общества на поставку товаров российским покупателям, она осуществляла экспедирование груза от станции Забайкальск до момента выгрузки его на станции Новолипецк, Новый Порт по условиям договора транспортной экспедиции, определение станции назначения происходило до прибытия груза на территорию РФ.

Таким образом, в силу приведенной нормы подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ под налогообложение по ставке 0% подпадают транспортно-экспедиционные услуги по доставке импортных товаров от места их прибытия на территорию РФ (в рассматриваемом деле — от пограничной станции Забайкальск) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ.

В постановлении АС УО от 08.02.2022 № Ф09-8900/20 по делу № А76-12794/2020 указано:

Как разъяснено в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС», на основании подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1-2 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При этом по смыслу положений подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

Особенности налогообложения международных грузоперевозок

Международные перевозки – дело хлопотное. Доставка товара от продавца покупателю – это самостоятельный бизнес. Он привлекает пристальное внимание налоговых служб. Чтобы не давать им лишнего повода для налоговых претензий, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора.

Степень транспортной нагрузки, возлагаемой на каждую из сторон договора купли-продажи, зависит от того, в каком пункте риск гибели товара переходит от продавца к покупателю. Переход может произойти на складе продавца, в момент передачи товара перевозчику, после доставки товара к месту разгрузки или на территории страны покупателя*. Это определяет выбор варианта доставки.

Перевозка

Если договором предусмотрен «самовывоз» со склада продавца, то его расходы минимальны. Упаковать и погрузить товар почти любая компания может самостоятельно. А вот когда транспортировка предполагает много этапов, собственными силами обойтись трудно. Содержание мощной транспортной службы для выполнения международных рейсов не всегда экономически оправданно. Вполне естественно, что львиную долю работ по доставке поручают специализированным компаниям.

READ
Приоритетные законопроекты на осень 2022 г.

В отдельных случаях бывает достаточно заключить договор перевозки. По этому договору транспортная компания берет на себя обязательство доставить вверенный ей груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен оплатить доставку (ст. 785 ГК РФ).

Условия перевозки на территории России регламентируют отраслевые нормативные акты. «Правила и общие требования обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. » устанавливают порядок железнодорожных перевозок (указание МПС РФ от 6 декабря 1995 г. № С-932). На автомобильном транспорте действуют «Общие правила перевозки грузов. », утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. и Устав автомобильного транспорта, принятый постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12. В воздухе применяются «Правила международных воздушных перевозок. », утвержденные МГА СССР 3 января 1986 г. № 1/И. В морском судоходстве действуют нормы «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

Отправитель обязан составить документы, сопровождающие передачу груза на всех этапах транспортировки. Форма, количество экземпляров, порядок заполнения перевозочных документов определяются отраслевыми кодексами, уставами, правилами. Эти документы, помимо всего прочего, служат для признания заключенного договора договором перевозки. Они подтверждают обоснованность расходов, как того требует пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Без них договор может быть квалифицирован иначе. В этом случае исполнителю нельзя будет уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оказанием транспортных услуг (письмо УМНС по г. Москве от 7 июля 2003 г. № 26-12/37027). Договор перевозки может быть переквалифицирован и по другой причине: в связи с расширением перечня услуг, которые берется оказать перевозчик.

Транспортная экспедиция как посреднический договор

Протяженность маршрутов, пересечение государственных границ вынуждают сторону, ответственную за доставку товара, помимо транспортировки провести ряд дополнительных операций. Обязательными становятся: выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов, проверка количества и состояния груза, его погрузка, выгрузка, хранение и получение в пункте назначения. Оказание подобных услуг регламентирует договор транспортной экспедиции. По этому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить услуги, связанные с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Исполнить свои обязательства экспедитор может самостоятельно, а если условия договора допускают, то и привлечь для этого третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). Это право экспедитора служит основанием для работников налоговой инспекции усматривать в транспортной экспедиции признаки посреднической деятельности. Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит четкого положения о наличии элементов посредничества при исполнении договора транспортной экспедиции. Но, судя по официальным разъяснениям, к нему следует применять схемы налогообложения, как по договору комиссии и подобных ему (письмо УМНС по г. Москве от 20 ноября 2002 г. № 24-11/56384).

Последствия такого подхода особенно ощутимы при расчете налога на добавленную стоимость. Фирма, которая за плату действует в интересах другого лица, должна перечислить НДС со всей суммы вознаграждения (ст. 156 НК РФ). В данном случае она не имеет права применить налоговые вычеты. Ведь все расходы по выполнению поручения возмещает заказчик, значит именно у него входной НДС будет предъявлен к вычету.

READ
Заявление на компенсацию для ИП из-за коронавируса -

Для целей налогообложения НДС «посредником» может стать и транспортная компания. Когда перевозчик экспедирует груз, узкие рамки договора перевозки не отвечают его содержанию. На такой комплексный договор распространяются правила транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).

Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 5056/98 указано, что деятельность исполнителя по договору транспортной экспедиции не всегда относится к посреднической.

Несколько прояснить спорную ситуацию можно, если обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17). Он содержит открытый перечень экспедиторских услуг, но только часть из них прямо характеризует как посреднические: «. посреднические операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов, посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете. » (подгруппа 633 раздела I части III ОКДП). Очевидно, что не все составляющие комплекса услуг экспедитора имеют признаки посредничества. На это обращают внимание и арбитры (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 июля 2001 г. по делу № Ф08-2023/2001-628А).

Сократить риск налоговых споров можно при подготовке проекта договора и в момент составления отчета исполнителя. Его обязанности нужно подробно расписать и четко сформулировать, как именно будут организованы все услуги: самостоятельно или силами других компаний, точно указать размер вознаграждения. Тогда при поступлении денег нетрудно будет распределить общую сумму в соответствии с условиями договора. И для каждой части применить соответствующий порядок налогообложения. Например, особо оговорить обязанность исполнителя заключить договор с перевозчиком. И тут же обозначить комиссионное вознаграждение за эту услугу. Вторым пунктом поручить экспедитору расфасовать и упаковать груз с указанием стоимости этих работ. В эту стоимость могут быть включены расходы на приобретение материалов для упаковки, оплату труда и сопутствующие страховые взносы, аренду помещений и/или амортизацию. Отдельной строкой надо прописать сумму денег, передаваемых для уплаты таможенных пошлин и сборов. И в таком же порядке составить отчет об исполнении поручения, выделив сумму вознаграждения, стоимость услуг, оказанных своими силами, возмещаемые расходы с приложением подтверждающих документов.

Схема налогообложения зависит не только от варианта квалификации договора. Для того чтобы заплатить налоги (например НДС), необходимо определиться с местом реализации услуг. А при международных перевозках оно становится «неуловимым».

НДС. Место реализации услуг

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации работ и услуг следует определять в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса РФ. До 1 января 2006 года для разных видов транспорта порядок определения был неодинаков. Дополненная редакция статьи устанавливает единые правила для перевозчиков на всех видах транспорта. Местом реализации будет считаться территория Российской Федерации, если одновременно выполняются два условия:

  • перевозчиком** является российская организация или индивидуальный предприниматель;
  • один или оба (начальный и конечный) пункты перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148).

Эта схема не распространяется на услуги по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита. Для таких услуг имеет значение место осуществления деятельности перевозчика. Если этим местом признана территория России, то и она же будет считаться местом реализации услуг по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Подтвердить место выполнения работ (оказания услуг), могут следующие документы:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • акты (отчеты и т. п.) приемки выполненных работ (п. 4 ст. 148 НК РФ).

Разобравшись с объектом налогообложения, следует определиться с налоговой ставкой.

Для кого НДС 0 процентов?

Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка. В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.

Однако арбитры встают на сторону налогоплательщиков и признают, что экспедиционная деятельность непосредственно связана с реализацией товаров (например, постановления ФАС Московского округа от 8 апреля 2004 г. по делу № КА-А40/2447-04, Северо-Западного округа от 18 марта 2003 г. по делу № А56-20966/02).

Перечисленные услуги облагаются по ставке 0 процентов и в том случае, когда они связаны с импортом товаров. А также в отношении товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0 процентов также применяется для работ и услуг по перевозке и транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При установлении налоговой ставки по НДС Налоговый кодекс выделяет отдельным пунктом международные перевозки железнодорожным транспортом. С 1 мая 2006 года они облагаются по нулевой ставке, если связаны с экспортом или вывозом продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ). На железнодорожные перевозки импорта ставка 0 процентов не распространяется.

Нулевой НДС усиливает привлекательность международной транспортно-экспедиционной деятельности. Однако зачастую обосновать нулевую ставку бывает нелегко. Даже тому, кто приложит максимум усилий, успех гарантировать нельзя.

Преимущество или наказание

В случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18@). Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:

  • контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
  • выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
  • таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).

* Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.

** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания. НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

внимание

Руслан Украинский, юрист компании «Гарант»:

«Посредничество с правовой точки зрения – это выполнение юридически значимых действий, совершение сделок в интересах другого лица. В договоре транспортной экспедиции лучше четко указать, что в данном случае экспедитор действует как комиссионер или поверенный. Это внесет ясность в вопросы налогообложения. Правда, при условии, что и в сумме вознаграждения по договору будет выделена та часть, которая причитается за выполнение функций комиссионера или поверенного».

Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

Налоговая система при грузоперевозках для ИП и ООО, как работать с НДС

Налоговая система при грузоперевозках

Для оптимизации НДС предусмотрены разные системы обложения, которые снижают фискальную нагрузку – УСН, ПСН и ЕНВД. Понятие грузовых перевозок подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по указанному адресу по контрактам. Для ведения бизнеса ИП или ООО по грузоперевозкам, достаточно пройти регистрацию и выбрать режим.

Чтобы определить систему обложения, нужно учесть масштабы бизнеса, количество применяемого транспорта, размер выручки. Одна из популярных систем обложения – УСН. Она предусматривает уплату налога по доходам в 6% или доходы минус расходы со ставкой 15%.

Система ЕНВД применяется, если численность транспорта – не более 20. При наличии нескольких ОКВЭД потребуется ведение раздельного учета. Наемного персонала должно быть не более 100 человек.

Система ПСН используется исключительно ИП. Перед тем, как работать ИП с НДС или организацией, нужно тщательно проанализировать преимущества и недостатки разных систем, чтобы выбрать подходящий вариант.

Нужно учесть такие параметры, как ограничения по количеству транспорта (их нет на УСН и ПСН), период действия (УСН – без ограничений). Необходимо учесть наличие ограничений по региону действия, численности человек, годовой выручки.

Похожие публикации

    Российские экспортеры, вывозящие товары в ЕАЭС автотранспортом, могут подтвердить право.ФНС напомнила о порядке применения НДС-вычетов при приобретении услуг в.Для подтверждения права на вычет НДС по ввозимым товарам приводить.Налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, уплаченный при импорте товаров.
Разделы:
Рубрика:Горячие темы и новости 1С Бухгалтерии / Ставка 0%
Объекты / Виды начислений:
Последнее изменение:02.03.2020

ID задана и содержит ID поста $termini = get_the_terms( $post->ID, ‘post_tag’ ); // так как функция вернула массив, то логично будет прокрутить его через foreach() foreach( $termini as $termin )< echo '' . $termin->name . ”; > /* * Также вы можете использовать: * $termin->ID – понятное дело, ID элемента * $termin->slug – ярлык элемента * $termin->term_group – значение term group * $termin->term_taxonomy_id – ID самой таксономии * $termin->taxonomy – название таксономии * $termin->description – описание элемента * $termin->parent – ID родительского элемента * $termin->count – количество содержащихся в нем постов */ –>

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме “Задать вопрос” возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку “Задать вопрос”, я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

6-НДФЛ в 1С за 2022 год

Изменения в 2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

Переход на ФСБУ 6/2022 «Основные средства» в 1С по альтернативному алгоритму

Персонифицированная отчетность (СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД) в 1С

Все новшества по НДФЛ и страховым взносам в 2022 г.

Отчетность за 2022 в 1С

Классный вэбинар! Отличный простой нормальный человеческий язык, очень доходчиво, ясно! С прекрасным тонким чувством юмора! Экономлю кучу времени на чтение нормативки! СПАСИБО.

НДС 0%,какой договор нужно заключить при перевозке ж/д транспортом при тразите через РФ

Здравствуйте.
ООО (резидент РФ на ОСНО ), планирую оказать услуги для нерезидента РФ по перевозке груза по ж/д (НДС 0%) по маршруту Казахстан – Польша.
Вопрос:
1) Какой тип договора лучше заключить с нерезидентом? Экспедиторский или договор на предоставление вагонов под погрузку с оплатой ж/д тарифов по всем территориям следования КЗ-РФ (транзит) -Беларусь (станция перехода Беларусь-Польша)?
Все услуги планирую оплачивать с НДС 0% резеденту РФ (собственнику вагонов и компании, которая имеет партнерские коды для оплаты тарифов КЗ – транзит по РФ (НДС 0%)- БЧ.

2) Может ли налоговая, независимо от предоставленных документов о пересечении границы и контракта с нерезидентом, предъявить НДС 20% на полученную прибыль по сделке?

Добрый день,
Согласно пп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС 0% применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых организациями или индивидуальными предпринимателями на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства – члена Таможенного союза, или с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза.

Исходя из данного положения, следует заключать договор транспортной экспедиции.

Письмо ФНС РФ от 20.02.2017 N СД-4-3/3154@

Согласно пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, при реализации российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте налогообложение НДС производится по ставке 0% следующих работ (услуг):

– работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства – члена Таможенного союза, или с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза;

– работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой указанных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров.

Для подтверждения ставки НДС 0% нужно представить в налоговую инспекцию документы, перечисленные в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и п. 3.1 ст. 165 НК РФ, в течение 180 календарных дней с момента оказания услуги.

Услуги российской организации по предоставлению иностранному заказчику вагонов для перевозки груза от станции отправления, находящейся за пределами территории РФ, до станции назначения, также, находящейся за пределами территории РФ, подлежат обложению НДС по ставке 20%, так как указанная перевозка не относится к международной перевозке. В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река – море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

В Письме МФ РФ от 06.07.2017 N 03-07-08/42919, сказано:
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется при оказании услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и контейнеров для осуществления международных перевозок. При этом под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река – море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется только в отношении услуг по предоставлению российской организацией железно-дорожного подвижного состава, принадлежащего на праве собственности или аренды, хозяйствующим субъектам государств – членов ЕАЭС для осуществления международных перевозок.
В отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления иных видов перевозок на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.

С уважением,
Грешкина Алла

Спасибо,но в данном случае НДС 20% будет применятся при предоставлении вагонов например на КЗХ с дальнейшией перевозкой в Узбекистан я првильно понимаю п.1 ст. 164 НК,я же предоставляю парк казахской или российской компании ,на территорию Казахстана с дальнейшей перевозкой на Польшу ( по Казахстану,транзитом через Россию и Белоруссию) и оплачиваю в рамках ставки Исполнителя провозную плату по всем территориям .Предоставление вагона по договору ТЭУ беру у Казахской ТОО,прозную плату по КЗХ у них же ,далее через Белорусскую компанию по договору проплачиваю провозную плату транзита по РФ и Белоруссии,и исполняю Контракт по предоставлению и услугам со своим Европейским контрагентом. Поясните где может возникнут НДС 20% ,если все условия соответствуют НК ст 164 со всеми подпунктами . Заранее Спасибо

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Ссылка на основную публикацию